Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗНАКОВ БЕЗОПАСНОСТИ, СИГНАЛЬНЫХ РАЗМЕТОК И ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДРУГИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗНАКОВ БЕЗОПАСНОСТИ, СИГНАЛЬНЫХ РАЗМЕТОК И ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДРУГИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАК / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РИСК / ОПАСНОСТЬ / НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костевич А.М., Веденеева Л.М.

Физиология органа зрения человека в комплексе с аварийной ситуацией или нулевой видимостью, а также при столкновении с источником света при низкой видимости, снизит к нулю возможность для человека вовремя и адекватно отреагировать на ситуацию, последствия таких действий или бездействий с большей долей вероятности приведёт к несчастному случаю, степень тяжести которого зависит от многого, в том числе и от уже заранее заложенных предпосылок опасностей в объектах предупреждения о безопасности или информирования. Присутствует необходимость совершенствования критериев предупредительных мер по безопасности и технологических подходов к ним. На сегодня доступным материалом в таких случаях может стать применение фосфоресценции, но не только в отношении аварийных предупредительных знаках, но и во всех остальных знаках производственной, хозяйственной и общественной деятельности людей, где существует риск несчастного случая из-за плохой видимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF SAFETY SIGNS, SIGNAL MARKINGS AND ROAD SIGNS IN INDUSTRIAL, PUBLIC AND OTHER TYPES OF HUMAN ACTIVITIES

The physiology of the human visual organ in combination with an emergency situation or zero visibility, as well as in a collision with a light source with low visibility, will reduce to zero the possibility for a person to respond to the situation in a timely and adequate manner, the consequences of such actions or inactions are more likely to lead to an accident, the severity of which depends on many things, including and from the already pre-established prerequisites of hazards in the objects of a security warning or information. There is a need to improve the criteria for preventive safety measures and technological approaches to them. Today, the use of phosphorescence can become an available material in such cases, but not only in relation to emergency warning signs, but also in all other signs of industrial, economic and social activities of people where there is a risk of an accident due to poor visibility.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗНАКОВ БЕЗОПАСНОСТИ, СИГНАЛЬНЫХ РАЗМЕТОК И ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДРУГИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ»

- предупреждение и ликвидация массовых пожаров и возгораний торфяников, крупных пожаров на промышленных предприятиях.

В итоге, анализ возможных вариантов использования полевых магистральных трубопроводов при стихийных бедствиях различной природы и техногенных авариях в мирное и военное время показывает, что все многообразие задач, которые они способны наиболее эффективно решать в чрезвычайных ситуациях, можно условно свести по принципу общности технических и технологических решений в две группы: подача в зоны бедствия больших объемов воды и перекачка химически опасных и агрессивных жидких веществ.

Технико-экономические расчеты подтверждают более высокую эффективность полевых магистральных трубопроводов для доставки воды в районы возникновения чрезвычайных ситуаций по сравнению с другим транспортом.

Таким образом, полевые магистральные трубопроводы играют в настоящее время и должны играть в будущем существенную роль в общей системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Необходимо более широкое внедрение сборно-разборных трубопроводов в МЧС России для обеспечения безопасности населения.

Список использованной литературы:

1. Техногенные чрезвычайные ситуации/ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). - М: Буки Веди, 2014. 320 с.

2. Середа В.В., Елькин А.В., Косолапов А.Ф., Прохоров А.А. Новые материалы для сборно-разборных трубопроводов//Труды 25 ГосНИИ МО РФ - тезисы докладов Международной научно-технической конференции «50 лет химмотологии». Москва. 2014. С.329-333.

© Квашнин А.Б., 2022

УДК 331.45

Костевич А.М.,

магистрант 1 курса ПНИПУ, г. Пермь, РФ

Научный руководитель: Веденеева Л.М.,

доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности, ПНИПУ,

г. Пермь, РФ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗНАКОВ БЕЗОПАСНОСТИ, СИГНАЛЬНЫХ РАЗМЕТОК И ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И ДРУГИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

Аннотация

Физиология органа зрения человека в комплексе с аварийной ситуацией или нулевой видимостью, а также при столкновении с источником света при низкой видимости, снизит к нулю возможность для человека вовремя и адекватно отреагировать на ситуацию, последствия таких действий или бездействий с большей долей вероятности приведёт к несчастному случаю, степень тяжести которого зависит от многого, в том числе и от уже заранее заложенных предпосылок опасностей в объектах предупреждения о безопасности или информирования.

Присутствует необходимость совершенствования критериев предупредительных мер по безопасности и технологических подходов к ним. На сегодня доступным материалом в таких случаях может стать применение фосфоресценции, но не только в отношении аварийных предупредительных знаках, но и во всех остальных знаках производственной, хозяйственной и общественной деятельности людей, где существует риск несчастного случая из-за плохой видимости.

Ключевые слова

Документированная информация; знак; обеспечение безопасности; результативность; эффективность; риск; опасность; несчастный случай; риск-ориентированное мышление.

Kostevich A.M.,

1st year Master Degree Student of PNIPU,

Perm, Russia

Scientific supervisor: Vedeneeva L.M.,

Associate Professor of the Department of Life Safety, PNIPU,

Perm, Russia

THE EFFECTIVENESS OF SAFETY SIGNS, SIGNAL MARKINGS AND ROAD SIGNS IN INDUSTRIAL, PUBLIC AND OTHER TYPES OF HUMAN ACTIVITIES

Annotation

The physiology of the human visual organ in combination with an emergency situation or zero visibility, as well as in a collision with a light source with low visibility, will reduce to zero the possibility for a person to respond to the situation in a timely and adequate manner, the consequences of such actions or inactions are more likely to lead to an accident, the severity of which depends on many things, including and from the already pre-established prerequisites of hazards in the objects of a security warning or information.

There is a need to improve the criteria for preventive safety measures and technological approaches to them. Today, the use of phosphorescence can become an available material in such cases, but not only in relation to emergency warning signs, but also in all other signs of industrial, economic and social activities of people where there is a risk of an accident due to poor visibility.

Keywords

Documented information; sign; safety; effectiveness; efficiency; risk; danger; accident; risk-oriented thinking.

Отношения людей не возможны без регламентации процедур их деятельности - законов, которые в свою очередь являются информационными данными [5] выраженными в виде документов, содержащих в себе различные виды документированной информации в зависимости от их предназначения.

Процесс обмена информацией в социальной коммуникации осуществляется в знаковой форме, где происходит преобразование социально-значимой информации из одной знаковой формы в другую, этот процесс называют кодированием информации, без которого невозможна реализация функций документа, обеспечивающих передачу информации в пространстве и времени.

Необходимо понимать, что человек не только пользуется знаками, но и живёт в мире знаков, поэтому данное понятие не ограничено только документированной информацией, а нашло своё распространение в фундаментальной философии.

В данном исследовании интересует сторона понятия «знак», как материальный объект

(изображение, символ, слово, цвет, материал, физическое явление), который служит для замещения какого-либо социально-значимого объекта (материального предмета или явления).

С этой целью используют различные виды кодирования для преобразования информации, к примеру, алфавитный, цифровой, алфавитно-цифровой, рельефно-точечный, штриховой, цветовой, световой, арамотический, звуковой и др.

Кодирование информации является результатом договора между людьми с приданием основного свойства коду - его условности [9].

В качестве объекта исследования выступает такой вид документированной информации как «знак» и его степень эффективности в производственной, общественной и хозяйственной деятельностях человека.

Эффективность [2] документированной информации «знак», в исследовании, анализируется через результативность [2] выставленных критериев к разновидностям документированной информации «знак» и затраченных ресурсов, на то, чтобы объект исследования полностью выполнял свои прямые назначения и отвечал заявленным функциям.

В проблему исследования ставится вопрос, соответствует ли документированная информация «знак» заложенных в неё функций и критериев, невыполнение которых даже в частичной мере, образует основу для риск-ориентированного мышления [5] в области обеспечения безопасности и разработку корректирующих мероприятий.

Объектами исследования являются знаки безопасности, сигнальные разметки для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, дорожные знаки, знаки для обеспечения безопасности движения всех видов транспорта, знаки и маркировочные щитки баллонов, трубопроводов, ёмкостей для хранения, транспортирования газов и жидкостей, знаки опасных грузов и грузовых единиц, знаки для электротехники и др.

Для проведения исследования использовали теоретическую основу требований Национальных стандартов в области менеджмента качества, организации дорожного движения с помощью технических средств, назначение и правила применения знаков безопасности и сигнальных разметок, менеджмент рисков в соответствии с положениями Гражданского и Трудового кодексов Российской Федерации [1; 2; 3; 4; 5; 6].

В проблеме исследования участвуют такие направления отношений между людьми как общественные отношения, возникшие в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог [6], а также при осуществлении производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности человека на объектах и иных местах, где необходимо обеспечение безопасности [1].

В исследовании, целенаправленно объединяются все направления общественной деятельности людей в отношении документированной информации «знак», с целью обозначить проблему риска, как утрата трудоспособности человека в процессе его деятельности по трудовому договору и без него, а также в процессе комплекса деятельностей людей по договорённости о их взаимодействии. А вот в процессе, какого рода деятельности, производственной или не связанной с производством деятельностью, это уже второй этап идентификации риска(ов). Ранжирование разновидностей деятельностей человека по общим направленностям и вытекающих из них рисков показано в виде схемы на рисунке. Из схемы видно, что риск присутствует в любой деятельности человека, может быть связан с трудом и нет, деятельность одного человека или группы людей может оказывать влияние на других людей и создавать вероятность риска, а также риск может иметь как прямую, так и косвенную взаимосвязь с человеком.

Рисунок - Схема ранжирования разновидностей деятельностей человека по общим направленностям и вытекающих из них рисков

В ИСО 45001 говорится, что организации несут ответственность за здоровье и безопасность своих работников и тех, на кого, так или иначе, влияет их деятельность, обеспечивая сохранение физического и умственного здоровья [11].

Общественные отношения не возможны без деятельности, где происходят взаимодействия субъектов общественных отношений. Любой человек, так или иначе взаимодействующий с деятельностью той или иной организации, будь это трудовые отношения, подрядные договора, потребители услуг, либо соседи - все они подвергаются воздействию риска, который в охране труда, относят к профессиональному риску, так как появлению данного риска(ов) способствует профессиональная деятельность человека.

Если привести пример взаимоотношений людей на дорогах, то эти отношения рассматриваются с одной стороны как отношения между участниками дорожного движения, а также есть второй вид отношений, который как раз относится к профессиональным рискам, так как дорожная местность разделена на участки, за которые отвечает та или иная организация, в обязанности, которых обеспечение безопасных условий как для своих работников при производстве работ, так и для потребителей и соседей. И ответственность за несчастный случай, оценку рисков и управление идентифицированными рисками в разобранном примере относится к обязанностям той организации, которая закреплена за участком дороги или так или иначе берёт на себя право регулировать отношения между участниками дорожного движения (определять для отношений критерии и брать за эти критерии ответственность об их эффективности).

Для предотвращения возникновения опасных ситуаций и аварий в каждом процессе общественной деятельности разработан ряд предупредительных мер обеспечивающих в той или иной мере безопасность, а именно безопасные условия труда, безопасность для потребителей услуг и для соседей. Предупредительные меры воспринимаются человеком чаще всего через зрительный аппарат (предупредительные и информирующие знаки), через органы слуха (предупредительные и информирующие сигналы), также встречается восприятие через орган обоняния (к примеру, придание взрывоопасному газообразному веществу резкого запаха, который сигнализирует о его наличии в окружающей среде) и орган отвечающий за вкус - язык (не одно оборудование в полной мере не оценит качество вина на винном заводе, как это может сделать профессиональный дегустатор), а также, к восприятию предупредительных мер можно отнести тактильные способности кожного покрова человек (к

примеру, на некоторых производствах автомобилестроения введены специально обученные работники, для итоговой проверки деталей на выявление дефектов, что тоже в свою очередь обеспечивает в комплексе безопасность для потребителей услуг и снижения рисков для компании).

Данное исследование интересует орган человека, который в большей мере отвечает за восприятие информации - это глаза.

Человек получает от 60% до 70% информации из окружающей среды за счёт своей анатомической особенности строения парного сенсорного органа зрительной системы, которая способна воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн 400-750 нм.

В глазу человека, специфически, к примеру, в отличие от глаза домашней кошки или в сравнении с прибором ночного видения, содержатся две разновидности светочувствительных клеток -фоторецепторов, которые в свою очередь разделяются на высокочувствительные - палочки и менее чувствительные - колбочки [7].

Данное исследование больше интересуют клетки глаза - высокочувствительные палочки, которые функционируют в условиях низкой освещённости и отвечают за действие механизма ночного зрения, которые при этом обеспечивают только нейтральное в цветовом отношении восприятие действительности, ограниченное участие белого, серого и чёрных цветов. Из-за активизации палочковидных клеток начинает выделяться пигмент родопсин, позволяющий адаптироваться человеку в темноте.

Выработка родопсина происходит постепенно, что позволяет говорить о наличии опасности для человека в тёмное время суток на открытой местности или при аварийном отключении электроэнергии, когда отсутствует или не активируется аварийное освещение, а также нет возможности воспользоваться искусственным или естественным освещением.

Для адаптации глаз человека к темноте требуется определённое время. Необходимо 5-7 минут, чтобы повысить светочувствительность на 30%, за 15-20 минут она повысится уже на 60-70%, а чтобы максимально привыкнуть к темноте, т.е. хорошо ориентироваться в условиях слабой освещённости -необходимо 50-60 минут. Следует обратить внимание, что при контакте со световым пигментом, к примеру, при столкновении человека с ярким источником света (свет фар, неожиданный взрыв с открытым источником огня), выработанные светочувствительные палочки мгновенно разрушаются, что влечёт за собой заново адаптацию к темноте как минимум за 5-10 минут [8]. Необходимо обратить внимание, что приведённые условия рассмотрены для условий слабой освещённости, но есть также условия, которые встречаются в производственной и социальной деятельностях человека, когда имеется нулевая освещённость, тогда слабая освещённость приближается к нулевой из-за влияния природных явлений, таких как дождь, туман, смог, снег, ветер, песчаная буря и т. д.

Такая физиология органа зрения человека в комплексе с аварийной ситуацией или нулевой видимостью, а также при столкновении с источником света при низкой видимости, снизит к нулю возможность для человека вовремя и адекватно отреагировать на ситуацию, распознать информацию отражённую в знаках, последствия таких действий или бездействий с большей долей вероятности приведёт к несчастному случаю [10], степень тяжести которого зависит от многого, в том числе и от уже заранее заложенных предпосылок опасностей несчастного случая.

В качестве примеров допущения возникновения предпосылок несчастных случаев (закладывание опасности на стадии нормативного документа) выделим следующие ситуации, с которыми может столкнуться в жизни каждый из нас.

Первая ситуация. Перемещение в темноте пешехода в пределах дороги (автомобильной, ж/д) без уличного освещения. В данном случае в соответствии с правилами дорожного движения [6], пешеход, здесь уместно упомянуть также участника дорожного движения - велосипедиста, у которых в большей части отсутствует искусственное освещение и ходовые огни, что не относится к обязательным

требованиям их наличие, в сравнении, к примеру, с предъявляемыми требованиями к участнику дорожного движения - водителю автомобиля, мотоцикла и т.п., которые обязаны содержать свою технику в работоспособном состоянии в данном случае - работоспособность ходовых огней и сигнального освещения.

В соответствии с правилами дорожного движения [6], дорожные движения между людьми в транспортных средствах и без таковых, регулируются соответствующими нормативами, которые в свою очередь имеют отражение в форме документированной информации - дорожных знаков [5], выполняющие функцию организации дорожного движения с обозначениями и/или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях, режимах движения, расположения населённых пунктов и других объектов.

Разберём какие опасности возникают в том случае, когда один из участников дорожного движения не может распознать знаки, организующие дорожное движение: во-первых, ситуация, когда водитель транспортного средства и пешеход, находящиеся в пределах одного места дороги, одинаково не предупреждены об имеющейся опасности, правилам, преграде и т.п., что в свою очередь провоцирует предпосылки возникновения аварийной ситуации; во-вторых, когда пешеход, перемещаясь в тёмное время суток, встречается с прямым источником света, его способность распознавания предупредительных объектов резко снижается, а в некоторых случаях, человек может полностью потерять видимость на небольшой период времени, что также может создать аварийную ситуацию; в-третьих, при производстве дорожно-строительных работ, незавершённые объекты строительства на период ночного время суток остаются без наблюдения. Предупредительные знаки и ограждения, используемые по настоящее время, в лучших случаях, если они установлены и отвечают требованиям, выполняя свои функции, только для водителей транспортных средств, пешеход в данном случае не имеет возможность распознать предупредительное мероприятие в ночное время суток и рискует попасть в аварийную ситуацию.

Вторая ситуация. Перемещение в темноте работника по рабочей зоне к выходу или к пульту управления, при условии что по должностной инструкции, работник должен не оставлять включённым рабочее оборудование.

Какая доля вероятности, что при резком отключении электроэнергии подаваемой на искусственное освещение рабочего помещения, работник найдёт кнопку отключения питания на рабочее оборудование, какая доля вероятности, что работник, к примеру, токарного станка, потянувшись к кнопке питания не попадёт рукой во всё ещё рабочий станок и т.п.? Какая доля вероятности, что при перемещении в темноте по рабочей зоне, работник не столкнётся с другим оборудованием и прочими производственными приспособлениями, за какой период времени при нулевой видимости, работник достигнет пульта управления или электрощита следуя той или иной должностной инструкции или инструкции по охране труда, и достигнет ли вообще?

Третья ситуация. Размещение предупредительных знаков электробезопасности по типу «Не влезай! Убьёт», «Осторожно! Оборудование включено», «Не включать! Работают люди», «Стой! Под напряжением», «380В» и т.д.

Для кого размещены данные знаки, наверное, не будет секретом, их применение встречаются как в производственной, хозяйственно, общественной деятельности человека и в повседневном быту, они предупреждают человека об имеющейся опасности.

Наше современное общество уже привыкло жить в быстром темпе, время работы далеко не зависит от времени суток, благодаря развитию технологий, различные процессы деятельности человека, возможно, осуществлять без остановки на ночь. Отсюда следует, что человек, встречается с предупредительными знаками безопасности не только в дневное время, но и в ночное.

Будут ли выполнять предупредительные знаки туже функцию и будут ли также эффективны в ночное

время, как и в дневное, или при отключении искусственного освещения в здании при условии отсутствия естественного освещения? Очевидно что нет.

Аналогичных примеров неэффективных предупредительных знаков безопасности в ночное время и при отсутствии возможности воспользоваться искусственным и естественным освещениями в деятельности человека встречается большое количество.

Отсутствие как таковых предупредительных, информирующих, сигнальных знаков в сочетании с их наличием, но неэффективностью в тёмное время суток, увеличивает в разы возникновения опасной ситуации, с которой человек оставлен один на один, из-за недостатков в нормативно-правовой базе и способов снижения (борьбы) с рисками в отношении их.

Последствия такого рода несоответствий негативны не только применительно к пострадавшему в несчастном случае, но также относятся к собственнику или органу который отвечает за обеспечение безопасности на том или ином объекте, что влечёт за собой ряд вопросов к собственникам: почему не выявили опасность, почему не предприняли меры по устранению опасности - почему тем самым не обеспечили безопасные условия?

Из этого следует, что присутствует необходимость совершенствования критериев предупредительных мер по безопасности и технологических подходов к ним. На сегодня доступным материалом в таких случаях может стать применение свойств - фосфоресценции (люминесценции) [1], но не только в отношении аварийных предупредительных знаках, но и во всех остальных знаках производственной, хозяйственной и общественной деятельности людей, где существует риск несчастного случая из-за плохой или нулевой видимости. Также, применение технологии лазерного излучения, предложенной автором в другой статье «Проектирование полезной модели технического мероприятия повышающего эффективность эвакуации людей при пожаре «Лазерный гид» ("Laser Guide"), в целях организационно-технических мероприятий обеспечивающих безопасность, решит ряд проблем описанных данной статьёй.

Невыполнение в документированной информации «знак» хоть одного из предъявляемых к ней критериев и упущение возможных рисков, влечёт за собой необходимость пересмотра установленных требований и разработку соответствующих технологических мер и способов борьбы с предпосылками рисков возникновения опасностей для жизни и здоровью человека. К локальным способам предупреждения несчастных случаев относятся мероприятия по оценке рисков и принятие мер по исключению и (или) снижению риска.

Список использованной литературы:

1. "ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний" (введен в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 N 614-ст) (ред. от 29.11.2018) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, 2022. -http://www.consultant.ru (дата обращения 05.03.2022).

2. "ГОСТ 12.0.230.3-2016. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности" (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.05.2017 N 471-ст) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, 2022. -http://www.consultant.ru (дата обращения 05.03.2022).

3. "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, 2022. - http://www.consultant.ru (дата обращения 05.03.2022).

4. "ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (утв. и введен в

действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 121-ст) (ред. от 20.12.2019) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, 2022. - http://www.consultant.ru (дата обращения 05.03.2022).

5. "ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, 2022. - http://www.consultant.ru (дата обращения 05.03.2022).

6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, 2022. - http://www.consultant.ru (дата обращения 05.03.2022).

7. Анатомия и физиология органа зрения: Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов /Сост. А.Д. Чупров, Ю.В. Кудрявцева - под общ. ред. А.Д. Чупрова - Киров: КГМА. - 2007. - 107 с.

8. Анатомия, физиология и патология органов зрения: пособие / Г.В. Скриган. - Минск: БГПУ, 2012. - 104 с.

9. Документоведение: 3-е изд.: учебник / Н. С. Ларьков. - Москва: Проспект, 2016. - 416 с.

10."ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.12.2019 N 1379-ст) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, 2022. - http://www.consultant.ru (дата обращения 08.03.2022).

11.ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Национальный стандарт Российской федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководства по применению (Утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 581-ст) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, 2022. - http://www.consultant.ru (дата обращения 08.03.2022).

© Костевич А.М., 2022

Шаповалов Я.Д., Елесин М.Е., Козин М.А.

Сотрудники Академии ФСО России

МЕТОДИКА ПЕРЕСЧЕТА КОЛИЧЕСТВА ОШИБОК В НИЗКОСКОРОСТНОМ ЦИФРОВОМ КАНАЛЕ К СКОРОСТИ ПЕРЕДАЧИ ОСНОВНОГО ЦИФРОВОГО КАНАЛА

Аннотация

Данная статья посвящена методике пересчета количества ошибок для низкоскоростных каналов к скорости передачи основного цифрового канала. Приводится методика пересчета и её применение на основе каналов со скоростями 4,8 и 48 кБит/с.

Ключевые слова

Низкоскоростные каналы, основной цифровой канал, нормирование.

Введение

При организации связи существует потребность для предоставления услуг, требующие скорости передачи, меньше скорости основного цифрового канала (ОЦК). Наиболее распространенными являются каналы с информационными скоростями 2,4; 4,8; 9,6; 16; 32; 48; 54 кБит/с. Однако, в данный момент времени существуют нормы на параметры ОЦК, а параметры каналов с меньшей информационной скоростью являются не регламентированы [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.