ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛИЕНТОВ И ОПЕРАТОРОВ ФИНАНСОВО-БУХГАЛТЕРСКОГО АУТСОРСИНГА: МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФИРСОВА Н.Н.,
соискатель,
Институт по переподготовке и повышению квалификации Южного федерального университета, е-mail: [email protected]
В статье рассматривается инструментарий и взаимодействие клиентов и операторов финансовобухгалтерского аутсорсинга, предлагаются две модели исследования и делается вывод о возможности изменения данного подхода при внедрении аутсорсинга в сферу бухгалтерского учета.
Ключевые слова: клиент; оператор; аутсорсинг; модель; инструментарий; финансово-бухгалтерская сфера.
In article the toolkit and interaction klientov is considered and operators of financially-accounting outsourcing, two models of research are offered and the conclusion about possibility of change of the given approach becomes at introduction of outsourcing in sphere of accounting.
Keywords: client; operator; outsourcing; model; toolkit; financially-accounting sphere.
Коды классификатора JEL: M41, M42.
Целью данной статьи является рассмотрение инструментария исследования проблематики взаимоотношений фирм, предоставляющих услуги финансово-бухгалтерского аутсорсинга, и предприятий, передающих им определённые функции. Общий подход к данной проблемной области, в значительной степени повлиявший на выбор и формирование инструментария, заключается в возможности позиционировании аутсорсинга, в том числе и как метода снижения рисков, и как инструмента оптимизации затрат.
Для простоты описания инструментария условимся в рамках указанных моделей называть предприятие, рассматривающее вопрос о целесообразности применения услуг финансово-бухгалтерского аутсорсинга, Заказчиком, а фирму, предоставляющую такие услуги, - Аутсорсером.
Исходные предположения моделирования сводятся к следующему.
1. Ответственность за выполнение аутсорсером финансово-бухгалтерских функций считается пропорциональной объёму переданных работ. Под ответственностью в данном случае понимается предельный объем возможных штрафных санкций в результате ненадлежащего исполнения рассматриваемых функций.
2. Оплата услуг аутсорсера (без учета фактора рисков) стоит заказчику дороже, чем содержание собственной бухгалтерской службы. Признавая непривычность данной постановки вопроса, имеет смысл рассматривать именно эту ситуацию, поскольку логично предположить, что в обратном случае у заказчика не будет возникать вопросов относительно целесообразности применения аутсорсинга.
3. При применении аутсорсинга риски, связанные с качеством работ, в целом минимизируются, в связи с тем, что аутсорсер, специализируясь на выполнении работ в определённой профессиональной сфере, имеет больший потенциал совершенствования своих знаний по сравнению с профессиональным ресурсом предприятия (в том числе потому, что таких заказчиков у аутсорсера, как правило, несколько, и он постоянно повышает своё мастерство в ходе практической деятельности).
Рассмотрим несколько интерпретаций применения аутсорсинга.
В интерпретации с позиций потенциального заказчика (клиента) финансово-бухгалтерских аутсорсинговых услуг «базисными» являются 2 ситуации.
Первая ситуация: заказчик содержит свою собственную финансово-бухгалтерскую службу, не пользуясь услугами аутсорсинга. Введём следующие обозначения:
I («infrastructure») — расходы на обеспечение инфраструктуры предприятия;
L- («labor») — расходы, связанные с управлением трудовыми ресурсами;
RD («research and development») — затраты на НИОКР;
Pr («procurement») — расходы на материально-техническое обслуживание.
Возможные штрафные санкции, или ответственность заказчика, мы обозначим как Resp («responsibility»). Тогда VC («variable costs») — переменные затраты заказчика, Rev («revenue») — его выручка, а P («profit») — прибыль.
© Н.Н. Фирсова, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
44
Н.Н. ФИРСОВА
Для ситуации полного отсутствия финансово-бухгалтерских аутсорсинговых услуг с точки зрения заказчика в части соотношения прибыли, выручки и затрат предприятия может быть справедливым тождество:
P = Rev - ( I+ L + RD + Pr) - VC - Resp Вторая ситуация: заказчик пользуется услугами аутсорсинга (финансово-бухгалтерские функции полностью отданы на аутсорсинг).
Введём аналогичные обозначения для ситуации с использованием аутсорсинга:
I+ («infrastructure») - расходы на обеспечение инфраструктуры;
L+ («labor») - расходы, связанные с управлением трудовыми ресурсами;
Resp+ («responsibility») - возможные штрафные санкции, или ответственность, заказчика;
P+ («profit») - прибыль.
RD и Pr (затраты на НИОКР и материально-техническое обслуживание) не меняются. Однако, поскольку все функции переданы на аутсорсинг, то Resp+=0. Кроме того, в связи с тем, что используются внешние ресурсы, расходы на обеспечение инфраструктуры предприятия снижаются, то есть I+< I. Также, по предположению, затраты на услуги аутсорсера С («cost») будут больше или равны затратам на содержание заказчиком собственной финансово-бухгалтерской службы, то есть больше (I-- I+): С > I-- I+. Так, к затратам заказчика ещё добавится стоимость услуг аутсорсера С.
В то же время ввиду использования внешних трудовых ресурсов расходы, связанные с управлением трудовыми ресурсами, также снижаются: L+< L-.
Таким образом, для ситуации 100% применения финансово-бухгалтерских аутсорсинговых услуг с точки зрения заказчика в части соотношения прибыли, выручки и затрат предприятия справедливым является тождество:
P+= Rev - (I++ L+ RD+ Pr) - VC -В рассмотренной клиентской интерпретации финансово-бухгалтерских аутсорсинговых услуг с переходом от ситуации, в которой механизм аутсорсинга в принципе не использовался, к ситуации, где на аутсорсинг передавались все финансовобухгалтерские функции предприятия, изменялись только постоянные затраты. Это связано с тем, что данные функции для заказчика не относятся к его основной деятельности. Однако в интерпретации аутсорсера (оператора) дело обстоит несколько иначе - для аутсорсера выполнение услуг в рамках финансово-бухгалтерского аутсорсинга является его основной деятельностью и, следуя принципу цепочки образования стоимости Портера, позиционируются как его переменные затраты.
В интерпретации с позиций оператора финансово-бухгалтерских аутсорсинговых услуг «базисными» также являются две ранее описанные ситуации.
Первая ситуация: заказчик содержит свою собственную финансово-бухгалтерскую службу, не пользуясь услугами аутсорсинга.
Рассмотрим затраты аутсорсера, приходящиеся на одного клиента, или упущенную выгоду аутсорсера (в случае непривлечения заказчика услуг). Введём следующие обозначения:
pr («procurement») - расходы на материально-техническое обслуживание; adv («advertising») - расходы на рекламу и маркетинг; p («profit») - прибыль аутсорсера.
Поскольку в данном случае аутсорсер не оказывает услуг, то, следовательно, выручка его будет равна нулю, а прибыль р- (условно) отрицательна. Поскольку, как правило, аутсорсеру не приходится осуществлять расходы на инфраструктуру фирмы, управление трудовыми ресурсами и НИОКР, то его постоянные издержки сводятся к расходам, связанным с материальнотехническим обслуживанием pr. Кроме того, не получая заказов, аутсорсер не несет затрат, связанных с производством и послепродажным обслуживанием, и следовательно, его переменные затраты сводятся к расходам на рекламу и маркетинг adv. Таким образом, с точки зрения оператора аутсорсинга для ситуации неприменения заказчиком финансово-бухгалтерских аутсорсинговых услуг в части соотношения прибыли, выручки и затрат предприятия справедливым является тождество:
p = - adv - pr
Вторая ситуация: заказчик пользуется услугами аутсорсинга (финансово-бухгалтеские функции полностью отданы на аутсорсинг).
По установленному предположению, затраты аутсорсера рассматриваются нами в связи лишь с одним клиентом - заказчиком. Следовательно, для нас корректно учитывать оплату услуг по ведению аутсорсером финансово-бухгалтерских функций как его выручку в конкретном случае. Иными словами, выручка аутсорсера здесь составит величину С - стоимость выполнения аутсорсером всех финансово-бухгалтерских функций в интерпретации заказчика.
Расходы на рекламу и маркетинг adv, а также расходы, связанные с материально-техническим обслуживанием, pr при переходе от случая 1 к случаю 2 не изменятся. Однако состав переменных и постоянных затрат необходимо скорректировать. Введём следующие обозначения:
prod («production») — затраты, связанные с производством; s («service») — расходы на послепродажное обслуживание;
resp+ («responsibility») — возможные штрафные санкции, или ответственность, аутсорсера; p+ («profit») — прибыль аутсорсера.
Стоит отметить, что, по предположению, возможные штрафные санкции в результате деятельности аутсорсера будут меньше, чем аналогичные выплаты в результате деятельности собственной финансово-бухгалтерской службы (или вовсе сведутся к нулю), то есть resp+< Resp.
Используя данные обозначения, получим:
p+= C - (prod+adv+s+pr) - resp+
На основе ситуации, в которой полная передача функций финансового учета аутсорсеру выгодна заказчику (P+>P), построена экономико-математическая модель - Модель А.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛИЕНТОВ И ОПЕРАТОРОВ.
45
В Модели А реализовано следующее предположение относительно вида функции стоимости услуг аутсорсера X(a): X(a) - выпуклая функция, т.е. в ситуации, при которой аутсорсер берёт на себя только часть функций и ответственности за выполнение функций финансового учета, в стоимость услуг будет заложена премия за дополнительные затраты и риски, возникающие для аутсорсера вследствие того, что он не имеет полного контроля над процессом финансового учета на предприятии. Отсюда следует, что С*а < Х(а) при любом а. Экономический смысл данного предположения сводится к констатации объективного стремления аутсорсера обеспечить себе максимально полный фронт работ по конкретному заказчику, это обеспечит ему максимальный доход и, кроме того, даст полный контроль над происходящим, что уберет риски и проблемы взаимодействия с системой учета заказчика.
Таким образом, получаем семейство кривых функций P . Конкретная форма кривой зависит от параметров предприятия заказчика и вида функции стоимости услуг аутсорсера, однако во всех случаях, в соответствии со свойствами функции C*a-X(a):
Pa=(C*a-X(a)) + a *P++(1-a) *P
1) Pa = P- при a=0;
2) Pa = P+ при a=l;
Есть возможность, что функция цены услуг аутсорсера X(a) окажется такой, что при определённых долях ответственности прибыль заказчика окажется ниже, чем в случае полностью самостоятельного выполнения функций финансового учета. В таком случае представляет интерес нахождение минимальной части работ a*, которую имеет смысл отдавать на аутсорсинг.
В процессе построения Модели А удалось определить функцию, в соответствии с которой формируется прибыль заказчика услуг финансово-бухгалтерского аутсорсинга.
На основе ситуации, в которой полная передача функций финансового учета аутсорсеру невыгодна заказчику (P+ < P), построена экономико-математическая модель - Модель Б.
Суть ситуации, описываемой в Модели Б, сводится к тому, что передача на аутсорсинг всех функций финансового учета не позволяет сократить издержки предприятия-заказчика и увеличить прибыть за счет экономии. В таком случае есть смысл предполагать, что главной силой на рынке оказывается заказчик, так как в большом пакете он не нуждается и волен вообще не прибегать к услугам внешних агентов. Тогда функция цены услуг аутсорсера должна быть вогнутой, чтобы передача хотя бы части функций имела для заказчика экономический смысл. Отсюда следует, что C*a > X(a) при любом a.
Свойства функции C*a-X(a):
1) C*0-X(0) = 0
2) C*1-x(l) = 0
3) 0 < C*a-X(a) < C*a
4) C*a-X(a) - выпуклая функция, так как X(a) - вогнутая, -X(a) - выпуклая, C*a - одновременно и вогнутая, и выпуклая функция.
В Модели Б, как и в Модели А, получаем семейство кривых функций Pa=( C*a-X(a)) + a *P++(1-a) *P;
1) Pa = P при a=0;
2) Pa = P+ при a=1;
Данная модель оперирует двумя случаями:
1) P+ + C < P ; 2) P+ + C > P
Таким образом, при заданном соотношении прибыли заказчика в «крайних» ситуациях (отказ от услуг аутсорсера и полная передача функций финансового учета внешнему агенту) и стоимости услуг аутсорсера за полное ведение учета предприятия, возможно определить некоторое значение a*, соответствующее максимальной доле функций финансового учета, которую можно передать на аутсорсинг без потери прибыли предприятием-заказчиком, а также точку максимума функции прибыли заказчика a". Данную ситуацию можно трактовать следующим образом. Передача всех функций финансового учета на аутсорсинг невыгодна заказчику, однако в случае, когда стоимость услуг аутсорсера достаточно высока и, в то же время, он готов предоставить существенную скидку при передаче неполного объёма работ, существует область взаимовыгодного сотрудничества.
Представленный инструментарий исследования эффективности взаимодействия аутсорсеров и клиентов финансовобухгалтерского аутсорсинга подлежит последовательному усовершенствованию.
В качестве ближайших целей работы над усовершенствованием инструментария следует указать:
1) Более детальную проработку и усложнение логических интерпретаций и экономико-математических моделей.
2) Поиск эффективных методик нахождения области выгодного сотрудничества заказчика и аутсорсера.
3) Разработку методов нахождения оптимальной доли функций финансового учета, передаваемых на аутсорсинг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов А. Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности предприятия // Финансовая газета. № 34, 35. 2009.
2. Потемкина М. Аутсорсинг: как определить, что именно передавать // Консультант. 2010. № 3.
3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. И. Минервина. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 452 с.
4. Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: идеи, методы, примеры. М.: Физматлит, 2008.
5. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. М.: Дело, 2009.
6. Magnani L., Nancy N. (eds.) Model-Based Reasoning: Science, Technology, Values. Dordrecht: Kluwer, 2002.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3