Научная статья на тему 'Эффективность внедрения систем качества на российских предприятиях железнодорожного транспорта'

Эффективность внедрения систем качества на российских предприятиях железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА / ЭКОНОМИЯ ЗАТРАТ / RAIL TRANSPORT / QUALITY SYSTEMS / COST SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Л. С.

Статья посвящена развитию систем управления качеством на транспорте в России, рассматриваются возможные оптимистические и пессимистические сценарии развития с вариацией участников управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF QUALITY SYSTEMS AT RUSSIAN ENTERPRISES OF RAILWAY TRANSPORT

The article deals with the development of quality management systems in transport in Russian Federation, examines the possible optimistic and pessimistic scenarios with varying members of management.

Текст научной работы на тему «Эффективность внедрения систем качества на российских предприятиях железнодорожного транспорта»

УПРАВЛЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА НА РОССИИСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Соколова Л.С., аспирант РОАТМИИТ, Кафедра «Экономика, финансы и управление на транспорте»

Статья посвящена развитию систем управления качеством на транспорте в России, рассматриваются возможные оптимистические и пессимистические сценарии развития с вариацией участников управления.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, системы качества, экономия затрат.

EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF QUALITY SYSTEMS AT RUSSIAN ENTERPRISES OF RAILWAY TRANSPORT

Sokolova L., The post-graduate student, ROAT MIIT, Economics, finance and transport management chair.

The article deals with the development of quality management systems in transport in Russian Federation, examines the possible optimistic and pessimistic scenarios with varying members of management.

Keywords: rail transport, quality systems, cost savings.

Сценарий 1-2-4-5 - Методы организации кардинально изменены, конкурентоспособность компаний становиться наиважнейшим показателем эффективности деятельности, при поддержке государства компания с системой управления качеством на базе ИСО занимает крупный сегмент международного рынка, идет постоянное улучшение качества продукции, развитие отрасли идет более высокими темпами.

Сценарий 1-2-3-4-5 - при активном взаимодействии всех акторов, СМК развивается постепенно, идет постоянное улучшение качества продукции, предугадываются требования потребителя, развитие отрасли идет более высокими темпами, развитие отрасли идет более высокими темпами.

Сценарии 1-3-4 - наиболее эффективный и оптимистический сценарий развития СМК на предприятии железнодорожного транспорта, происходит полное переосмысление методов управления организацией, значительные изменения в действиях персонала, при поддержке государства компания с СМК на базе ИСО занимает крупный сегмент международного рынка, идет постоянное улучшение качества продукции, предугадываются требования потребителя, развитие отрасли идет более высокими темпами.

На данный момент развития систем управления качеством на предприятиях железнодорожного транспорта в России можно увидеть, что постепенно системы качества внедряются на предприятиях благодаря разработанным стандартам ГОСТ Р ИСО и СТО «РЖД», но темпы экономической отдачи от внедрения не так велики, как правило, это связано с формальным подходом к внедрению и функционированию системы качества, когда главной целью руководства предприятия является сертификат качества, тогда как, система качества - только тогда приносит прибыль, когда в ней заинтересованы и занимаются ею все работники предприятия, вне зависимости от наличия сертификата, особенно учитывая интерес зарубежных партнеров к тому, насколько услуги и продукция российских производителей соответствует международным нормам качества, а в Европе повсеместно развито внедрение систем управления качеством на предприятиях и сертификация о соответствии систем качества.

В условиях экономического кризиса все большее значение приобретает экономия затрат, поэтому проведение ремонтов эксплуатируемых вагонов становится все более выгодным по сравнению с полной заменой и покупкой новых, однако вагоноремонтные предприятия ОАО «РЖД» не могут в полной мере удовлетворить все возрастающие объемы компаний - частных собственников грузовых вагонов, поскольку в первую очередь они обязаны удовлетворить нужды подразделений ОАО «РЖД», поэтому формирование собственных ремонтных баз отвечает не только потребностям частных компаний, но и в какой-то степени разгружает подразделения ОАО «РЖД».

Однако на подобных вновь создаваемых частных предприятиях, а также и в различных подразделениях ОАО «РЖД», помимо обязательного исполнения требований ОАО «РЖД» существует необходимость внедрения систем качества.

Почти каждая фирма сталкивается сегодня с тем, что конкуренция на рынке растет, повышается сложность продукта, циклы инноваций становятся короче. В связи с этим на рынке могут утвердиться только те фирмы, товары и услуги которых полностью удовлетворяют требования потребителя. Качество предлагаемого товара играет при этом важную роль и является и является решающим фактором конкурентоспособности. Стремление к качеству постепенно становится в центр стратегии фирмы.

Чтобы целенаправленно управлять качеством продукции, фирме требуется внедрение системы управления качества (СК). СК выполняет две важные функции. Во-первых, в результате внедрения эффективной системы управления качеством достигается снижение расходов, которые были обусловлены низким качеством товара. Во-вторых, фирма создает у покупателя имидж производителя качественного товара, за счет чего можно установить цены выше, чем у конкурирующих фирм, не имеющих такого имиджа.

Развитие систем качества в нашей стране обусловлено желанием России, прежде всего, выйти на международный рынок, вступить в ВТО. Внедрение систем качества позволит конкурировать нашим компаниям по предоставлению услуг перевозки и ремонта, что в свою очередь увеличит прибыль наших компаний и, соответственно отчисления в бюджет страны.

Поскольку мы заинтересованы и рассматриваем эффективность системы управления качеством на российском железнодорожном предприятии рассмотрим основные сценарии относящиеся к ним.

Сценарий 1 - Полное переосмысление методов управления организацией, значительные изменения в действиях персонала (в большинстве случаев мало компаний до решения о внедрении системы управления качеством по ИСО 9000 применяло инструменты менеджмента качества в полной мере). Это дает возможность выйти компании в лидеры всего транспортного рынка, в полной мере удовлетворять требования потребителя.

Сценарий 1-2-5-система управления качеством на железнодорожных предприятиях развиваются стремительно, особенно в условиях повышенной конкуренции с зарубежными компаниями и компаниями альтернативного транспорта, однако без поддержки государства система управления качеством не может достичь масштабов всей отрасли.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

83

84 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

Прямой план построения развития системы управления качества на основе ИСО в России

участники процесса - акторы

Сценарий развития СМК на ж.д. предприятии России

Цели акторов

1 .Компании 2.Компании 5.3арубеж.

ж.д.транспор альтерн.тран 3.Потребите 4.Гос-во ж.д.комп-ии-

та РФ спорта РФ ли конкуренты

- увеличение прибыли;

- удовле

творение потребителей; -повышение заинтересованности персонала;

- увеличение объемов работ

- повышение надежности, гибкости и ориентированности на клиента;

-увеличение доли на рынке отеч. -захват международного сегмента рынка

- увеличение прибыли;

- удовле

творение потребителей; -повышение заинтересованности персонала;

- увеличение объемов работ

- повышение надежности, гибкости и ориентированности на клиента, -увеличение доли на рынке отеч. -захват междун. сегмента рынка

-получение наиболее качественной услуги/продукции; -получение наиболее дешевой продукции;

-повышение уровня обслуживания -пространственная близость поставщика

- увеличение собираемости налогов;

- улучшение имиджа гос-ва -увеличение доли отечественных производителей на мировом рынке транспортных услуг.

- увеличение прибыли;

- удовле

творение потребителей; -повышение заинтересованности персонала;

- увеличение объемов работ

- повышение надежности, гибкости и ориентированности на клиента.

-увеличение доли на рынке отеч. -захват междун. сегмента рынка

Пути достижения целей

- системное изучение спроса; -активная реклама;

-выход на новые рынки;

- расширение круга покупателей;

- участие в выставках;

- повышение квалификации персонала;

-стимулирование сбыта.

- снижение уровня произв. издержек.

-внедрение СМК;

-разработка поли тики качеств а -предусмотреть статью в бюджете на внедрение СМК; -создание плана внедрения СМК.

-осущест-ние послепродажного обслуживания

- системное изучение спроса;

-активная реклама;

-выход на новые рынки;

- расширение круга покупателей;

- участие в выставках;

- повышение квалификации персонала; -стимулирование сбыта.

- снижение уровня произв. издержек, -внедрение СМК;

-разработка поли тики качеств а

-предусмотреть статью в бюджете на внедрение СМК;

-создание плана внедрения СМК.

- поиск продукции (цена/качество -посещение выставок, конференций,

СМИ, Инет;

- стимули

рование поставщиков; -предоставление выгодных условий контрактов для поставщиков

- создание особых экономических зон;

-продуманная налоговая политика в отношении предприятий тр-та; -гос.поддер жка ж.д.ком

паний виде долгосрочных кредитов; -международное сотрудничество;

- стабилизация уровня инфляции; -применение мер по защите отечественных товаропроизводителей;

-развитие науки и техники; -политическая стабильность в стране.

- системное изучение спроса; -активная реклама;

-выход на новые рынки;

- расширение круга покупателей;

- участие в выставках;

- повышение квалификации персонала;

-стимулирование сбыта.

- снижение уровня произв. издержек, -внедрение СМК;

-разработка поли тики качеств а

-предусмотреть статью в бюджете на внедрение СМК;

-создание плана внедрения СМК.

УПРАВЛЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.