Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты формирования системы менеджмента качества в стационарной теплоэнергетике железнодорожного транспорта в области энергосбережения'

Организационно-экономические аспекты формирования системы менеджмента качества в стационарной теплоэнергетике железнодорожного транспорта в области энергосбережения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (ISO И ГОСТЫ) / СИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА / INTERNATIONAL AND NATIONAL STANDARDS FOR QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS (ISO AND STATE STANDARDS) / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / SYSTEM OF ENERGY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еременко Александр Алексеевич

Рассмотрена эффективность действующей системы управления стационарной теплоэнергетикой железнодорожного транспорта. Обоснована необходимость внедрения системы энергетического менеджмента, ориентированного на достижение стратегических целевых показателей в области повышения энергоэффективности и энергосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Еременко Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FORMATION IN STATIONARY HEAT-AND-POWER ENGINEERING OF RAILWAY TRANSPORT IN THE SPHERE OF ENERGY-SAVING

The author deals with the effectiveness of the current management system of the stationary heat-and-power engineering of rail-way transport. He proves the necessity of the introduction of the system of energy management directed at the achievement of strategic targets in the field of increasing the energy efficiency and energy-saving.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты формирования системы менеджмента качества в стационарной теплоэнергетике железнодорожного транспорта в области энергосбережения»

- формирование инвестиционно-строительных программ по возведению жилья, ориентированного на различные группы населения;

- сокращение времени и трудоемкости подготовки конкурсной документации;

- повышение надежности результатов оценки недвижимости затратным подходом;

- сокращение сроков экспертизы экономической эффективности инвестиций;

- технико-экономическое сравнение различных вариантов при проектировании.

Достоверность предварительных расчетов сметной стоимости имеет существенное значение для оценки величины инвестиций. Развитие методологии оценки инвестиционной емкости строительства жилья позволит принимать надежные решения о целесообразности инвестиций на ранних стадиях инвестиционного процесса.

Библиографический список

1. МДС 81-9.2000 Методические рекомендации по исполь- 2. МДС 81-35.2004 Методика определения стоимости зованию текущих и прогнозных индексов стоимости при со- строительной продукции на территории Российской Федера-ставлении сметной документации, определении свободных ции. Утверждена постановлением Госстроя России от 5 мар-(договорных) цен на строительную продукцию и расчетах за та 2004 N 15/1. выполненные работы.

УДК 005:621.31

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТАЦИОНАРНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

А.А.Еременко1

Забайкальский институт железнодорожного транспорта - филиал ГОУ ВПО Иркутского государственного университета путей сообщения в г. Чите, 672040, г. Чита, ул. Магистральная, 11.

Рассмотрена эффективность действующей системы управления стационарной теплоэнергетикой железнодорожного транспорта. Обоснована необходимость внедрения системы энергетического менеджмента, ориентированного на достижение стратегических целевых показателей в области повышения энергоэффективности и энергосбережения. Ил. 2. Библиогр.14 назв.

Ключевые слова: система менеджмента качества; международные и национальные стандарты системы менеджмента качества (ISO и ГОСТы); система энергетического менеджмента.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FORMATION IN STATIONARY HEAT-AND-POWER ENGINEERING OF RAILWAY TRANSPORT IN THE SPHERE OF ENERGY-SAVING A. A. Eremenko

Trans-Baikal Institute of Railway Transport - the Branch of SEI HPE Irkutsk State University of Railway Engineering in Chita,

11 Magistralnaya St., Chita, 672040.

The author deals with the effectiveness of the current management system of the stationary heat-and-power engineering of rail-way transport. He proves the necessity of the introduction of the system of energy management directed at the achievement of strategic targets in the field of increasing the energy efficiency and energy-saving. 2 figures. 14 sources.

Key words: Quality Management System; international and national standards for quality management systems (ISO and State Standards); system of energy management.

Проблема энергосбережения для компании «Российские железные дороги» является одной из ключевых. Затраты ОАО «РЖД» на приобретение топливно-энергетических ресурсов составляют в целом около 12% эксплуатационных расходов, из них непосредственно на тягу поездов расходуется 73%, остальная часть приходится на стационарную энергетику. ОАО «РЖД» является крупным производителем тепловой энергии с объемом производства 13,9 млн Гкал, что составляет около 1% совокупного производства тепловой энергии в России.

С целью повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в 2004 г. была принята «Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года», а также соответствующая программа по ее реализации. [1]. В ней определены важнейшие целевые показатели работы компании:

- снижение удельных расходов энергии на тягу поездов на 10-12% (электрическая тяга) и 12-15% (тепловозная);

- снижение удельного расхода электроэнергии на

1 Еременко Александр Алексеевич, старший преподаватель, тел.: (3022) 413411, e-mail: [email protected] Eremenko Alexander Alexeevich, senior lecturer, tel.: (3022) 413411, e-mail: [email protected]

эксплуатационные нужды на 20-25%;

- снижение общего расхода энергетических ресурсов в стационарной энергетике на 30-40%.

Таким образом, наибольший относительный потенциал энергосбережения находится в стационарной энергетике, основную долю которой занимает теплоэнергетика.

Теплоэнергетика компании ОАО «РЖД» имеет присущие ей специфические черты, отличающиеся от свойственных теплоэнергетике страны в целом.

В России широко распространена система централизованного отопления от тепловых и комбинированных теплоэлектростанций. Наиболее крупные теплоэлектростанции, снабжающие электроэнергией и теплом потребности одного или более субъектов Российской Федерации и являющиеся естественными монополиями, имеют юридический статус открытых акционерных обществ. Контрольные пакеты акций, как правило, принадлежат крупным финансово-промышленным группам и государству, которые имеют основные права и полномочия по управлению этими организациями. До 2009 года большинство таких организаций были вертикально интегрированы в единый холдинг РАО «ЕЭС России». С 2009 года в соответствии с реформой электроэнергетики эта структура была разделена на отдельные территориальные генерирующие компании.

Стационарные объекты теплоэнергетики, снабжающие теплом региональных и муниципальных потребителей, находятся в распоряжении региональных и муниципальных органов власти. Эксплуатация и управление такими объектами, как правило, осуществляется через соответствующие службы жилищно-коммунального хозяйства.

Большое количество объектов стационарной теплоэнергетики принадлежит конкретным ведомствам и организациям.

Отопление индивидуального жилья населением осуществляется индивидуальными печами, каминами и тепловыми приборами.

В силу специфики технологического процесса объекты стационарной теплоэнергетики компании ОАО «РЖД» расположены вдоль всей сети железных дорог. В состав имущественного комплекса компании входят 6,5 тыс. источников теплоснабжения, в которых эксплуатируется более 100 типов и модификаций котлов, в том числе паровозных. Срок службы значительной части котлов составляет более 25 лет. До сих пор эксплуатируются котлоагрегаты, введенные в действие в 1920-е гг.

В связи с тем что железная дорога часто проходила в малонаселенных и труднодоступных местах, большое количество железнодорожных станций были практически полностью построены силами предшественника компании ОАО «РЖД» - Министерством путей сообщения СССР - с учетом жилья, объектов социальной сферы и здравоохранения. Для обеспечения таких объектов теплом строились крупные районные котельные. В настоящее время заканчивается процедура передачи таких объектов, в том числе котельных, на балансы муниципальных образований.

Объекты стационарной теплоэнергетики железнодорожного транспорта находились до 2009 года в составе разных служб и хозяйств, что значительно усложняло управление такими объектами. Более восьмидесяти процентов котельных были сконцентрированы в хозяйстве гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - НГС), где был высококвалифицированный инженерный персонал с вертикально интегрированной структурой управления. Существенным недостатком такой системы управления было совмещение на железных дорогах функций по производству и потреблению тепловой энергии. По действующей в компании системе учета расходы на производство и потребление тепловой энергии отражались по месту их образования - по объектам теплоснабжения НГС - и не учитывались в себестоимости продукции потребителей тепловой энергии - структурных подразделений ОАО «РЖД». Это приводило к отсутствию заинтересованности у всех участников процесса производства и потребления тепловой энергии в выполнении работ по повышению эффективности использования и внедрению мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов.

В соответствии со структурной реформой компании ОАО «РЖД» в 2009 году из состава железных дорог была выделена Центральная дирекция тепло-водоснабжения (ЦДТВ) с филиалами на всех дорогах (ДТВ), в которую были переданы объекты стационарной теплоэнергетики со всех служб, хозяйств и дирекций, а все здания и другие объекты недвижимости, потребляющие тепловую энергию, в настоящее время передаются в службу единого балансодержателя, которая создается на базе хозяйства НГС железных дорог. Таким образом, происходит четкое разделение функции производства и потребления тепловой энергии с выделением соответствующих финансовых потоков и взаиморасчетов. Железные дороги, являясь собственниками объектов недвижимости, выступают как заказчики, а ДТВ выступают как производители и поставщики тепловой энергии.

К 2015 году ДТВ планируется вывести в отдельные дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД», а наиболее экономически состоятельные и инвестиционно привлекательные - передать частному бизнесу с целью привлечения инвестиций в модернизацию и повышение эффективности их деятельности.

До 2015 года в ДТВ должна быть проведена большая работа по совершенствованию внутренних бизнес-процессов, унификации и стандартизации требований к технологии и технологическому оборудованию, разработана и реализована оптимальная с точки зрения наличия инвестиционных ресурсов и достигаемых результатов программа энергосбережения.

Для достижения вышеуказанных целей возникает необходимость совершенствования системы управления ДТВ. Причем на передний план выходит построение системы управления, ориентированной на достижение определенных «Энергетической стратегией компании ОАО «РЖД» качественных показателей и критериев деятельности.

Широкое распространение с середины двадцатого столетия в мире и в России получила система менеджмента качества (СМК), которая представляет собой систему менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству [3]. СМК обеспечивает качество продукции или услуг организации, ориентированное на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг). С помощью СМК можно выстроить систему непрерывного совершенствования деятельности организации. В настоящее время в СМК наибольшее развитие получил процессный подход -рассмотрение действий по изготовлению продукции как непрерывного технологического процесса, в котором участвует множество людей — работников, каждый из которых вносит в изделие свой трудовой вклад, и общий результат работы зависит от вклада всех участников без исключения. Большой вклад в развитие теории СМК и процессного подхода внес Э. Де-минг, согласно которому управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деминга показана на рис. 1 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

g Управление Планирование\

/ воздействием (plan) \

1 (action)

1 Контроль Осуществление /

\ (chek) (do) У

Рис.1. Цикл Деминга

В круговом цикле, который мы все подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации общих функций управления, которые должны быть направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.

Результатом развития теории СМК и высокой эффективности ее применения на практике десятками крупных компаний явилась разработка международ-

ных стандартов СМК, таких как ISO 9000:2001 по менеджменту качества, ISO 14001:2004 по экологическому менеджменту, OHSAS 18001:2007 по профессиональному здоровью и охране труда.

В бывшем СССР большое внимание уделялось разработке национальных стандартов (ГОСТов), в том числе по управлению качеством выпускаемой продукции. Однако с переходом страны на рыночные условия хозяйствования система стандартов во многом устарела и перестала отвечать современным требованиям к качеству, предъявляемому со стороны потребителей. На основе международных стандартов качества в России были приняты собственные аналогичные стандарты (ГОСТы) качества.

С целью установления соответствия предприятий и их продукции требованиям стандартов качества предприятия, внедрившие у себя СМК, должны проходить процедуру официальной государственной сертификации и после этого могут быть включены в соответствующий реестр. Официальное указание на упаковке товара сведений о том, что предприятие сертифицировано по СМК, уже является важным фактором в глазах потребителей по отношению к другой аналогичной продукции.

Компания ОАО «РЖД» начиная с 2006 года проводит большую работу по подготовке к внедрению СМК. Для этого руководители всех уровней и ведущие специалисты компании проходят «каскадное» обучение по СМК, разрабатывается соответствующая нормативная документация и регламенты, планируется в ближайшем будущем организовать в структуре управления специализированные подразделения и структуру по управлению качеством. Аналогичная подготовительная работа проводится и в ДТВ.

Основной продукцией ДТВ является количество отпущенной потребителям тепловой энергии и холодной воды. С точки зрения качества продукции и сопутствующих услуг потребителей, а это в основном структурные подразделения железнодорожного транспорта, интересует бесперебойная подача тепловой энергии с соблюдением установленного договором температурного графика в течение года по соответствующей стоимости энергии.

Особенностью деятельности и продукции ДТВ является непосредственная связь потребленных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с получаемой в результате их сжигания тепловой энергией. Если на промышленных предприятиях ТЭР являются лишь одной из составляющих, используемых для изготовления продукции, то для ДТВ это практически единственный вид сырья, из которого вырабатывается продукция. В связи с этим внедрение СМК, в первую очередь, должно быть направлено на совершенствование управлением потребления ТЭР и улучшение показателей энергетической эффективности выработки продукции.

Одной из функциональных составляющих общей системы менеджмента качества является система энергетического менеджмента. Энергоменеджмент как отдельное направление СМК появилось в семидесятых годах прошлого столетия, когда разразился миро-

вой энергетический кризис. В результате кризиса у хозяйствующих субъектов начало появляться понимание того, что дальнейший экстенсивный рост потребления ТЭР в связи с ростом объема производимой продукции ведет в «тупик». Необходимо переходить на политику постоянного улучшения эффективности использования ТЭР и энергосбережения. Появились специальные финансовые механизмы привлечения инвестиционных ресурсов за счет экономии от реализации энергосберегающих мероприятий.

В нашей стране в связи с традиционно высокой энергоемкостью продукции и искусственно созданной в советское время дешевизной ТЭР такая проблема появилась относительно недавно. В условиях переходной экономики и резкого падения объема производства почти во всех отраслях промышленности общее потребление ТЭР в стране снизилось на 30 %. Основным потребителем энергии стал жилищно-коммунальный сектор экономики. Проблема энергосбережения для оставшихся на «плаву» предприятий отодвинулась на второй план после решения проблемы необходимости «выживания» в условиях хронического отсутствия собственных источников финансирования на развитие деятельности.

Экономический рост экономики России за последнее десятилетие привел к развитию конкуренции во многих отраслях. Постоянный рост тарифов на коммунальные услуги и на само топливо стало значительным фактором роста себестоимости продукции предприятий. Причем этот процесс практически не зависит от самих предприятий. В связи с этим они начали активно искать возможности для снижения потребления ТЭР в натуральном выражении за счет проведения различных энергосберегающих мероприятий.

Важным толчком для проведения энергосберегающей политики и развития энергетического менеджмента в России стало появление закона об энергосбережении [6] и разработка «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» [2].

До конца 2010 года международная организация по стандартизации (ISO) планирует закончить разработку и опубликовать новый международный стандарт по системе энергоменеджмента - ISO 50001. До этого момента существовали только национальные стандарты, определяющие основные показатели энергоэффективности и энергосбережения [4,5]. Несмотря на это, основные теоретические подходы и методология по системе энергоменеджмента уже детально разработаны различными исследователями [9,10,11,12] в этой области и давно применяются на практике для эффективной реализации энергосберегающей политики на предприятиях.

В новом стандарте выделяются следующие этапы внедрения системы энергоменеджмента в организации:

• принятие энергетической политики предприятия;

• планирование производства и потребления энергии;

• внедрение и эксплуатация энергетических установок;

• контроль и измерения в энергопользовании, включая результат деятельности персонала;

• корректирующие и предупреждающие действия по выявленным и прогнозируемым несоответствиям;

• внутренний аудит;

• анализ менеджмента в энергопользовании;

• совершенствование менеджмента.

Стандарт предназначается как для самостоятельного применения, так и для его применения в составе других систем управления качеством, воздействием на окружающую среду, безопасными условиями труда, социальной ответственностью.

В связи с тем что при выработке тепловой энергии используются различные виды топлива (уголь, природный газ, мазут и др.), потребление ТЭР определяется в тоннах условного топлива, к которому приводятся все виды топлива в зависимости от теплоты сгорания. В соответствии с важнейшим качественным показателем использования ТЭР определяется удельный расход условного топлива на выработку единицы тепловой энергии.

Величина этого показателя зависит от вида используемого топлива, мощности и технического состояния котельного оборудования, степени использования средств механизации и автоматизации технологических процессов и других факторов.

Анализ, проведенный на примере объектов стационарной теплоэнергетики, входивших в состав хозяйства НГС Забайкальской железной дороги компании ОАО «РЖД» до момента их передачи с 2009 года в Дирекцию тепловодоснабжения, показал, что удельный расход топлива на выработку тепловой энергии с 2001 по 2008 гг. практически не изменился и в среднем составил 0,190 тонн условного топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии (рис. 2).

В соответствии с «Энергетической стратегией компании ОАО «РЖД» целевым показателем к 2015 г. должен стать удельный расход топлива в размере не более 0,160 тонн условного топлива на выработку 1 Гкал. Таким образом, фактический расход топлива почти на 19 % превышает целевой показатель. Для достижения такого снижения ежегодно необходимо на 3,5-4 % улучшать показатель удельного расхода топлива.

Можно выделить несколько основных укрупненных факторов, оказывающих влияние на результативный качественный показатель - удельный расход топлива на выработку тепловой энергии:

1. Вид используемого топлива.

2. Технологический процесс производства и потребления тепловой энергии.

3. Техническое состояние и характеристики котельного оборудования.

4. Производственный персонал и система мотивации труда.

5. Система организации и реализации организационно-технических энергосберегающих мероприятий.

Рис. 2. Изменение удельного расхода топлива на выработку тепловой энергии на объектах стационарной теплоэнергетики Забайкальской железной дороги компании ОАО «РЖД»

6. Система организации внешних и внутренних энергетических обследований объектов стационарной теплоэнергетики с целью разработки энергетических паспортов и долгосрочной программы реализации энергосберегающих мероприятий.

На основе общих принципов и подходов системы менеджмента качества, широко внедряемых в структурных подразделениях, дочерних и зависимых обществах компании ОАО «РЖД», в стационарной теплоэнергетике можно сформировать единую систему управления качественными результативными показателями - систему энергетического менеджмента. В этой системе результативным показателем можно считать не только рассмотренный выше удельный расход топлива, но и такие важные показатели, как себестоимость выработки тепловой энергии, размер

нерациональных потерь тепловой энергии, а также объем и стоимость выбросов вредных веществ.

Основой внедрения системы энергетического менеджмента в стационарной теплоэнергетике должно стать внедрение вертикально интегрированной автоматизированной системы учета выработки и потребления тепловой энергии.

Важными подсистемами должны стать качество проведения энергетических обследований объектов с выработкой наиболее эффективных вариантов реализации энергосберегающей политики, а также создание системы делегирования полномочий, ответственности и мотивации специалистов и производственных рабочих, направленной на достижение конечного результата.

Библиографический список

1. Энергетическая стратегия железнодорожного транспорта на период до 2010 г. и на перспективу до 2020 г.: утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 01.10.04 № 920Мр:/Мос.геЬ-ра|1пег.ги/Ьоситеп!8

2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.

/ \м\мм.т1пргот.доу.ги>Документы>8!га!ед/1

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: постановление Госстандарта России от 15 авг. 2001 г. № 332-ст, с изм. от 7 июля 2003 г. - М.: Госстандарт России, 2004.

4. ГОСТ Р 51387-99 Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения: постановление Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. № 485-ст - М.: Госстандарт России, 2000.

5. ГОСТ Р 51541-99 Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения: постановление Госстандарта России от 29 декабря 1999 г. № 882-ст. - М.: Госстандарт России, 2000.

6. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные зако-

нодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск № 5050 от 27 ноября 2009 г.

7. Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова [и др.]; под ред. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 1998. 198 с.

8. Хохлявин С.А. Интеграцию систем менеджмента за рубежом облегчают национальные стандарты и практика // Стандарты и качество. 2007. № 7. С.62-64.

9. Алан Бриден. Привлечение международных стандартов к деятельности по поиску рационального подхода к использованию энергии // Мир стандартов. 2007. № 1(12). С.70-71.

10. Гительман Л.Д., Ратников В.Е. Безрисковый энергоменеджмент. Промышленное предприятие на рынке электроэнергии. М.: Дело, 2004. 168 с.

11. Франк Т. Практика энергетического менеджмента // Энергосбережение. 2006. № 3. С. 32-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Морт Т. Энергосбережение как процесс // Электронный журнал энергосервисной компании «Экологические системы» (ЭСКО). 2003. № 7. С. 19-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.