ским бизнесом новых инструментов управления протекало рого опиралась на особые отношения с городскими властями, по законам рынка моды, а не была следствием сознательного позволяющие получать лучшие «пятна» для застройки. Но как
экономического расчета. «бантик» BSC не помешает. То же относилось и к другим модным
«Неэффективность, которая покрывалась ставкой в $140 за поветриям как «описание процессов», «внедрение KPI» и т.п.
баррель нефти Urals, обеспечила всему предпринимательскому Теперь ситуация в корне поменялась, а инструменты уп-
классу представление о том, что биться за эффективность — это равления эффективностью бизнеса имеют шанс быть реально нонсенс» [8]. Зачем, например, сбалансированная система пока- востребованными. Их освоение, в конечном итоге, обеспечивает
зателей строительному холдингу, конкурентоспособность кото- победу в конкурентной борьбе и устойчивый рост бизнеса.
Литература
1. Rigby, D. & Bilodeau, B. (2009), Management tools and trends 2009, Bain & Company, accessed 18 August 2010 // http://www.bain. com/bainweb/PDFs/cms/Public/Management_Tools_2009.pdf
2. Paul Niven. Driving Focus & Alignment with the Balanced Scorecard // http://www.epmreview.com/Resources/Articles/Driving-Focus-Alignment-with-the-Balanced-Scorecard.html
3. История BSC // http://www.balancedscorecard.ru/page01.html
4. Стратегический разрыв: Технология воплощения корпоративной стратегии в жизнь / М. Ковени, Д. Гэнстер, Б. Хартлен, Д. Кинг; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — С. 16-17.
5. Кокинз Г. Управление результативностью / Пер. с англ. — М. Альпина Бизнес Букс, 2007. — С. 22.
6. Внедрение сбалансированной системы показателей /Horvath & Partners; Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — С. 33.
7. Dietz J. 2006. Enterprise Ontology — Theory and Methodology. Springer /Пер. А. Левенчук, М. Отставнов. Подход DEMO. Метод архитектурного описания организаций. 2008.
8. Голые на морозе // Власть. — 2008. — № 50(803) (22 дек.)
1 Это область стратегического контроллинга
2 Под организационным проектированием мы понимаем весь комплекс проблем построения эффективной организации, а не только выбор «организационной структуры»
3 Кстати, эти два класса стратегий также постоянно смешивают1
4 Ввиду отсутствия единого определения термина «процесс» применяется понятие «деятельности», которое является наиболее общим в процессном подходе, позволяя описать различные виды протекания и организации работ.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОЕКТОВ С УЧЕТОМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА
А.А. Еременко,
старший преподаватель кафедры экономики Забайкальского института железнодорожного транспорта — филиала Иркутского государственного университета путей сообщения (г Чита)
peo1975@mail.ru
В статье рассмотрены проблемы внедрения энергосберегающих мероприятий в стационарной теплоэнергетике железнодорожного транспорта на основе концепции системы менеджмента качества. Обоснована необходимость формирования энергосберегающих проектов, ориентированных на достижение ключевых показателей эффективности.
Ключевые слова: энергосбережение, эффективность, энергосберегающий проект, система качества, процессный подход.
УДК 005:621:31 ББК 65.305.142
Одной из важнейших проблем современного этапа развития мировой экономики является ограниченность мировых запасов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при постоянно растущих темпах их потребления. Затраты на освоение новых месторождений ТЭР постоянно увеличиваются в связи с тем, что они находятся в труднодоступных местах и все глубже в недрах земли. Начиная с 70-х гг. прошлого столетия, когда разразился глобальный топливно-энергетический кризис, ведущие экономически развитые державы обратили свое внимание на возможности, имеющиеся в области сбережения энергии. С этого периода началось активное развитие энергосберегающей деятельности. Практика показала, что вложения в энергосбережение, как минимум, в три раза эффективнее, чем освоение дополнительных ТЭР.
В нашей стране основное внимание проблеме энергосбережения начало уделяться с момента принятия в 1996 г. закона об энергосбережении (1), в котором были заложены организационно-экономические механизмы формирования энергосберегающей политики, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В это время появился такой вид деятельности, как проведение энергетических обследований предприятий с целью разработки их энергетического паспорта и программы внедрения энергосберегающих мероприятий. Возникли организации — энергоаудиторы, занимающиеся этим видом деятельности.
На железнодорожном транспорте была начата серьезная работа по реализации системной энергосберегающей политики. Начиная с 1998 года, была принята и действует до сегод-
няшнего времени отраслевая программа ресурсосбережения, элементом которой является программа энергосбережения. Была разработана нормативно-правовая база по проведению энергетических обследований всех структурных подразделений. При этом крупные подразделения с потреблением в год свыше 6000 тонн условного топлива (т.у.т.) прошли энергетическое обследование специализированными организациями — энергоаудиторами, более мелкие подразделения прошли процедуру самообследования. Проведение энергетических обследований и составление энергетических паспортов всех объектов было завершено компанией ОАО «Российские железные дороги» к 2005 г. Результатом целенаправленной деятельности компании в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности стало принятие в 2004 году «Энергетической стратегии компании ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2020 г.» (далее по тексту — Стратегия), а также программа по ее реализации (2).
Основное внимание в Стратегии уделяется вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования ТЭР на тягу поездов. Это вызвано тем, что в структуре потребления ТЭР тяга поездов занимает примерно 70%. Вместе с тем, в Стратегии отмечается необходимость сбережения ТЭР в стационарной энергетике, к которой относится и теплоэнергетика отрасли, при этом устанавливается конкретная долгосрочная цель — снижение к 2020 г. общего расхода энергетических ресурсов на 30-40%.
Большая актуализация энергосберегающей деятельности произошла после принятия нового закона об энергосбережении в конце 2009 г. (3), в котором появились дополнительные возможности и инвестиционные источники реализации энергосберегающих программ.
Стационарная теплоэнергетика компании ОАО «РЖД» вызывает большой интерес с точки зрения возможности экономии ТЭР в связи со свойственными ей специфическими особенностями:
— объекты железнодорожного транспорта расположены вдоль железнодорожных линий с большой протяженностью на территории всей страны, значительная часть из них в сложных климатических и географических условиях, часто в малонаселенных и труднодоступных местах. Для обеспечения этих объектов теплом на балансе компании ОАО «РЖД» находятся более 6000 отопительных котельных с годовым объемом выработки около 14,0 млн. Гкал тепловой энергии, что составляет примерно 1% от совокупного производства тепловой энергии в стране;
— в компании сохранилась вертикально-интегрированная система управления стационарной теплоэнергетикой. В настоящее время почти все стационарные теплоисточники в стране находятся на балансе отдельных муниципальных образований или предприятий и ведомств, для которых эта деятельность не является профильной;
— в связи с экономическими проблемами и отсутствием единой технической политики на сети железных дорог приме-
Проведение энергетических обследований по отдельным объектам стационарной теплоэнергетики. Формирование программы внедрения энергосберегающих мероприятий по каждому объекту
Обобщение результатов энергетического обследования и программ внедрения энергосберегающих мероприятий на уровне железных дорог и в целом по компании ОАО «РЖД»
Формирование программ внедрения энергосберегающих мероприятий и повышения энергетической эффективности
Отраслевая
программа
энергосбере-
жения
Инвестиционные программы железных дорог, служб, дирекций
Планы капитального и текущего ремонтов, внедрения организационнотехнических мероприятий
Реализация планов и программ внедрения энергосберегающих мероприятий и повышения энергетической эффективности
Контроль за результатами внедрения, корректировка планов и программ на
следующий финансовый год
Рис. 1. Механизм реализации энергосберегающих мероприятий в стационарной теплоэнергетике
железнодорожного транспорта
няется более 100 модификаций и типов котлов, в том числе низкоэффективные паровозные котлы. Общий износ котельного оборудования и тепловых сетей достигает 80%. Наблюдается дисбаланс по использованию различных видов ТЭР, когда не учитывается сравнительная экономическая эффективность при выборе ТЭР, а также возможность использования местных видов топлива.
Механизм реализации энергосберегающих мероприятий в стационарной теплоэнергетике железнодорожного транспорта представлен на рис.1. Энергетическое обследование стационарных теплоисточников было выполнено по отдельным объектам с разработкой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, ориентированной на каждый объект. В результате обобщения, мероприятия были разделены на инновационные быстроокупаемые и на традиционные с периодом окупаемости до 5-7 лет. Первая группа мероприятий попала в отраслевую программу энергосбережения, которую курирует департамент технической политики компании ОАО «РЖД». Вторая группа мероприятий вошла в инвестиционные программы железных дорог с контролем со стороны профильных служб. В инвестиционные программы попали не все мероприятия. Это было вызвано ограниченными собственными источниками финансирования и отсутствием механизмов привлечения заемных средств. В профильных службах за счет текущих расходов ежегодно выполняются работы по капитальному и текущему ремонту оборудования, приборов, тепловых сетей, проводятся малозатратные организационно-технические мероприятия.
С целью оценки результативности внедрения мероприятий по экономии энергии и повышению энергетической эффективности, на примере объектов стационарной теплоэнергетики Забайкальской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», были рассмотрены программы внедрения энергосберегающих мероприятий, рекомендованные по итогам энергетических обследований объектов, отраслевая энергосберегающая программа и инвестиционные программы хозяйства гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения (НГС) за период с 2000 по 2009 гг. с привязкой к такому важному показателю энергетической эффективности как удельный расход ТЭР на выработку единицы тепловой энергии.
Результаты оказались неутешительными. Несмотря на значительные объемы финансирования по всем видам планов и программ энергосбережения в целом по хозяйству НГС удельный расход ТЭР за исследуемый период не изменился и составил на конец периода 0,194 т.у.т. на выработку 1 Гкал тепловой энергии при целевом показателе — 0,160 т.у.т./Гкал. (на 21% выше). Таким образом, получается, что если даже достигается локальное уменьшение потребления ТЭР и повышение энергетической эффективности на каком-либо отдельном объекте, в целом по железной дороге наблюдается ухудшение энергетической эффективности использования ТЭР.
Можно выделить несколько факторов, повлиявших на результаты внедрения мероприятий:
1. При реализации энергосберегающих мероприятий нарушена связь и ориентация на достижение стратегических целей в этой области. Управление осуществлялось несколькими независящими друг от друга службами, имеющими разные цели. Цель службы технической политики — максимально короткие сроки окупаемости мероприятий, дальнейшая их «судьба» службу не интересует. Цель НГС, которая преобразована в настоящее время в Дирекцию тепловодоснабжения (ДТВ) — бесперебойное и безаварийное обеспечение железнодорожных объектов тепловой энергией. Вопросы эффективности использования ТЭР находятся на втором плане. Стратегической цели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и тактических задач по ее выполнению фактически никто не имеет. По итогам энергетических обследований энергосберегающие мероприятия направлены локально на каждый объект стационарной теплоэнергетики, при этом нет никакой зависимости с достижением ключевых результативных показателей в целом по хозяйству.
2. Экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий учитывается только по экономии ТЭР. Вместе с тем, внедрение мероприятий может приводить к снижению вредных выбросов в окружающую среду, к улучшению условий охраны труда и безопасности работы производственного персонала, к снижению его численности и др.
3. Практически никто не рассматривает возможность привлечения заемных источников финансирования энергосберегающих мероприятий.
4. Слабо организована внутренняя система управления ТЭР и внедрения энергосберегающих мероприятий, что приводит к срыву поставок энергосберегающего оборудования, а также выполнения работ по его монтажу и вводу в эксплуатацию. В процессе эксплуатации нового оборудования производственным персоналом не соблюдаются требования и нормативы по его эксплуатации.
Решением проблемы по реальному снижению потребления ТЭР и повышению энергетической эффективности может стать применение концепции системы менеджмента качества, рассматривающей любую деятельность как целевую функцию по управлению процессом, направленную на достижение стратегических целей и конкретных ключевых показателей (индикаторов) эффективности.
Построение такой системы необходимо начать с определения основных свойств и жизненного цикла единственной продукции (товара) стационарной теплоэнергетики — тепловой энергии с точки зрения потребителей.
Тепловая энергия, как товар, имеет следующие специфические свойства:
1. Потребитель не может «потрогать ее руками», а может оценивать только по желаемому уровню температуры в помещении.
2. Поставка товара осуществляется непрерывно, прекращение его поставки может привести к непоправимым последствиям
Управление процессом
ВХОД
Т опливно-энергетические ресурсы
Преобразование ТЭР в тепловую энергию
ВЫХОД
Тепловая энергия
Ресурсы, используемые в процессе
Рис. 2. Процесс преобразования ТЭР в тепловую энергию
для потребителя, поэтому принципиальное значение для него имеет надежность и безаварийность работы поставщика тепловой энергии. Нельзя создать запасы и резервы такого товара.
3. Для потребителя важно, по какой цене приобретается тепловая энергия и есть ли возможность снизить ее за счет других поставщиков или самостоятельного отопления помещений.
4. Потребителю важно, чтобы его отопительные приборы не засорялись и не портились преждевременно из-за несоблюдения поставщиком технологических параметров и химического состава теплоносителя.
5. Потребителю важно, чтобы в окружающую среду, особенно в атмосферу, попадало как можно меньше вредных веществ, способных оказать влияние на состояние его здоровья.
Жизненный цикл тепловой энергии заключается в нагреве теплоносителя до определенных параметров за счет сжигания ТЭР, доставке его до потребителя с минимальными потерями теплоносителя и тепла, потреблении тепловой энергии через отопительные приборы потребителем, в результате чего температура теплоносителя снижается, возврат теплоносителя с минимальными потерями в стационарный теплоисточник.
Далее процесс начинается заново в непрерывном режиме. Важнейшим элементом жизненного цикла тепловой энергии является процесс преобразования ТЭР в тепловую энергию (рис. 2.).
Основная задача поставщика тепловой энергии — максимально эффективно использовать ТЭР, а также ресурсы, используемые в процессе (котельное оборудование, тепловые сети, теплоноситель, человеческие ресурсы и др.). В связи с этим, процесс энергосбережения и повышения энергетической эффективности должен быть направлен не только на основную цель энергетического обследования — получение экономии ТЭР, но и на повышение эффективности использования всех основных ресурсов, задействованных в этом процессе. И здесь, достаточно жестко регламентированные процедуры типового энергетического обследования уже не подходят.
Построим систему ключевых показателей эффективности энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основании общей модели ключевых показателей эффективности (КР1), являющейся частью системы сбалансированных показателей (ССП) (4).
Снижение
затрат.
Увеличение
рентабель-
ности
Получение Эффективное Улучшение
тепловой использова- условии охраны
энергии ние ТЭР и и безопасности
необходимого других труда.
объема и ресурсов, Мотивация
качества. участвующих труда.
Экологич- ность. в процессе Карьерный рост.
Надежность Обучение
Высокая экономическая эффективность инвестиций
ПОКАЗАТЕЛИ
1 г ^ г 1 Г Л г ^ Г
Себестои-
мость.
Рентабель-
ность
Соблюдение технологических параметров. Цена. Уровень загрязнения
Показатели эффективности использования ресурсов
Соответствие условий труда требованиям законодательства. Уровень оплаты труда.
Показатели экономии-ческой эффективности проекта
ИНИЦИАТИВЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
Рис. 3. Система ключевых показателей эффективности
Концепция КР1 исходит из того, что для достижения стратегических целей деятельности компании должны эффективно решаться задачи по четырем основным направлениям:
1. Финансы — достижение максимальных результатов финансовой деятельности.
2. Клиенты — достижение максимального уровня удовлетворенности клиентов.
3. Процессы — достижение максимальной эффективности внутренних бизнес-процессов, в том числе в области обеспечения их качества.
4. Сотрудники — достижение максимального уровня удовлетворенности сотрудников условиями работы и карьерного роста, личная вовлеченность каждого сотрудника в достижении стратегических результатов.
Если подходить к этой модели с точки зрения стратегии, ориентированной на достижение максимального размера энергосбережения и повышения энергетической эффективности как за счет собственных, так и за счет заемных источников финансирования, то к уже указанным выше четырем группам КР1 необходимо добавить еще одну группу — инвесторы (рис. 3).
Исходя их основных целей, можно сформировать систему взаимосвязанных ключевых показателей эффективности КР1, которая ляжет в основу формирования программы внедрения энергосберегающих мероприятий и мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов, участвующих в процессе.
Необходимо также учитывать, что отдельные группы показателей являются результатом специфических видов деятельности, регламентированных на законодательном и нормативно-правовом уровне:
1. Целевые показатели по снижению расхода ТЭР и повышения энергетической эффективности определяются в ходе проведения обязательного энергетического обследования (аудита).
2. Целевые показатели по снижению вредных выбросов в окружающую среду определяются в ходе проведения обязательного экологического обследования (аудита).
3. Целевые показатели мероприятий по обеспечению условий охраны и безопасности труда определяются в ходе проведения обязательной аттестации производства и рабочих на определение вредных факторов.
4. Целевые показатели экономической эффективности внедрения мероприятий определяются в ходе разработки технико-экономического обоснования, бизнес-плана или инвестиционного проекта.
Проводимые в разное время отдельно друг от друга эти процедуры могут привести к «распылению» имеющихся инвестиционных ресурсов и снижению общей эффективности их внедрения и, наоборот, проведение этих процедур как единого комплекса мероприятий дает в результате синергетический эффект.
Еще одним важным моментом является то, что вышеуказанные обследования проводятся по отдельным объектам, часто расположенным в одном населенном пункте или железнодорожном узле. В связи с этим более обоснованным является рассмотрение вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целом по железнодорожному узлу.
Преимущества совместного проведения процедур и формирования системы взаимосвязанных ключевых показателей эффективности КР1 могут быть реализованы с помощью модели внедрения энергосберегающего инвестиционного проекта, которая включает:
1 ЭТАП — Оценка внешних факторов, оказывающих влияние на эффективность работы системы теплоснабжения железнодорожного узла.
2 ЭТАП — Проведение в процессе разработки проекта энергетического обследования, экологического обследования и аттестации производства и рабочих мест по вредным факторам стационарных теплоисточников железнодорожного узла. Как вариант, можно использовать результаты и рекомендованные программы уже проведенных обследований.
3 ЭТАП — Определение ключевых показателей эффективности КР1 проекта. Подбор из перечня возможных мероприятий такой комбинации мероприятий, которая позволяет достичь наилучших показателей КР1.
4 ЭТАП — Разработка энергосберегающего инвестиционного проекта железнодорожного узла по форме, удовлетворяющей требованиям международных финансовых организаций, при соблюдении заданных параметров интегральных показателей экономической эффективности инвестиций по проекту, определение оптимального соотношения источников финансирования.
5 ЭТАП — Внедрение энергосберегающего инвестиционного проекта, корректировка отклонений в процессе внедрения проекта, контроль за ходом реализации проекта со стороны заитересованных сторон.
6 ЭТАП — Завершение реализации проекта, оценка фактически полученных результатов по ключевым показателям эффективности КР1 и интегральным показателям экономической эффективности проекта, начало стадии текущей эксплуатации системы теплоснабжения железнодорожного узла.
Обязательным требованием к разработчику энергосберегающего инвестиционного проекта должно стать наличие у него сертифицированной системы менеджмента качества, а также допусков на проведение всех видов обследований (или договоров со специализированными организациями). С целью соблюдения системного подхода к реализации всех этапов жизненного цикла проекта его разработчик может выполнять функции энергосервисной компании, которая полностью отвечает за внедрение проекта и достижение ключевых показателей эффективности.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 03.04.1996 года №28-ФЗ «Об энергосбережении» // Российская газета. — 1996 — № 68.
2. Котельников А.В. Энергетическая стратегия железных дорог России //Железные дороги мира. — 2005 — № 2.
3. Федеральный закон РФ от 23.11.2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета — 2009 — № 5050.
4. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: Олимп-Бизнес, 2010. — 320 с.