Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ НА НОРМАЛИЗАЦИЮ ВЕГЕТАТИВНОГО БАЛАНСА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ НА НОРМАЛИЗАЦИЮ ВЕГЕТАТИВНОГО БАЛАНСА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бобрик Ю.В., Маметова О.Б., Корепанов А.Л., Намханов В.В.

Цель исследования - определение эффективности влияния занятий аквааэробикой на физическую работоспособность и нормализацию вегетативного баланса у студентов специальной медицинской группы (СМГ). Методика и организация исследования. В научном эксперименте приняли участие 60 студентов - юношей в возрасте 18-20 лет. Все испытуемые имели диагноз вегетативная дисфункция. Испытуемые были поделены на две группы: 30 студентов занимались в течение учебного года в бассейне и выполняли специальные комплексы упражнений; 30 студентов занимались в спортивных залах по стандартной программе для СМГ. Результаты исследования и выводы. Результаты эксперимента показали, что специальные упражнения в водной среде для студентов СМГ более эффективны для повышения уровня физической работоспособности, для нормализации вегетативного баланса, по данным теста PWC170 и вариационной пульсометрии, в сравнении со стандартным комплексом упражнений, выполняемых на суше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бобрик Ю.В., Маметова О.Б., Корепанов А.Л., Намханов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE INFLUENCE OF AQUA AEROBICS CLASSES ON THE NORMALIZATION OF VEGETATIVE BALANCE IN STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

Objective of the study was to determine the effectiveness of the influence of aqua aerobics on physical performance and normalization of the vegetative balance in students of a special medical group (SMG). Methods and structure of the study. 60 male students aged 18-20 took part in the scientific experiment. All subjects had a diagnosis of vegetative dysfunction. The subjects were divided into two groups: 30 students were engaged during the academic year in the pool and performed special sets of exercises; 30 students were engaged in sports halls according to the standard program for SMG. Results and conclusions. The results of the experiment showed that special exercises in the aquatic environment for students of a special medical group are more effective for increasing the level of physical performance, for normalizing the autonomic balance, according to the PWC170 test and variational pulsometry, in comparison with the standard set of exercises performed on land.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ НА НОРМАЛИЗАЦИЮ ВЕГЕТАТИВНОГО БАЛАНСА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

эффективность влияния занятии аквааэробикои на нормализацию вегетативного баланса у студентов специальной медицинской группы

УДК/UDC 612.1/8:37.037.1-053.875

Поступила в редакцию 20.07.2022 г.

Информация для связи с автором: yura.bobrik@mail.ru

Доктор медицинских наук, профессор Ю.В. Бобрик1 О.Б. Маметова1

Доктор медицинских наук, профессор А.Л. Корепанов2

Кандидат медицинских наук, доцент В.В. Намханов3

1Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Российская Федерация

3Бурятский государственный университет, Улан-Удэ

THE EFFECTIVENESS OF THE INFLUENCE OF AQUA AEROBICS CLASSES ON THE NORMALIZATION OF VEGETATIVE BALANCE IN STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

Dr. Med., Professor Yu.V. Bobrik1 O.B. Mametova1

Dr. Med., Professor A.L. Korepanov2 PhD, Associate Professor V.V. Namkhanov3

1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation

2 Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation

3 Buryat State University named after D. Banzarov, Ulan-Ude

Аннотация

Цель исследования - определение эффективности влияния занятий аквааэ-робикой на физическую работоспособность и нормализацию вегетативного баланса у студентов специальной медицинской группы (СМГ). Методика и организация исследования. В научном эксперименте приняли участие 60 студентов - юношей в возрасте 18-20 лет. Все испытуемые имели диагноз вегетативная дисфункция. Испытуемые были поделены на две группы: 30 студентов занимались в течение учебного года в бассейне и выполняли специальные комплексы упражнений; 30 студентов занимались в спортивных залах по стандартной программе для СМГ. Результаты исследования и выводы. Результаты эксперимента показали, что специальные упражнения в водной среде для студентов СМГ более эффективны для повышения уровня физической работоспособности, для нормализации вегетативного баланса, по данным теста PWC170 и вариационной пульсометрии, в сравнении со стандартным комплексом упражнений, выполняемых на суше.

Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, вегетативный баланс, физическая работоспособность.

Abstract

Objective of the study was to determine the effectiveness of the influence of aqua aerobics on physical performance and normalization of the vegetative balance in students of a special medical group (SMG).

Methods and structure of the study. 60 male students aged 18-20 took part in the scientific experiment. All subjects had a diagnosis of vegetative dysfunction. The subjects were divided into two groups: 30 students were engaged during the academic year in the pool and performed special sets of exercises; 30 students were engaged in sports halls according to the standard program for SMG. Results and conclusions. The results of the experiment showed that special exercises in the aquatic environment for students of a special medical group are more effective for increasing the level of physical performance, for normalizing the autonomic balance, according to the PWC170 test and variational pulsometry, in comparison with the standard set of exercises performed on land.

Keywords: students, performance.

special medical group, vegetative balance, physical

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Студенты, имеющие отклонения в здоровье, требуют особого отношения в части дозировки нагрузки, подбора упражнений, интенсивности их выполнения, регулярного контроля за функциональным состоянием организма, в противном случае можно не только не укрепить здоровье, но и нанести вред [1-3].

Уникальные физические свойства воды позволяют выполнять в бассейне даже те упражнения, которые на суше выполнять нельзя, в силу ограничения двигательной активности в связи с заболеванием [4-6]. Однако, разработка и внедрение специальных плавательных комплексов упражнений требует оценки их эффективности.

На основе анализа результатов вариационной пульсометрии можно определить стрессовую устойчивость организма и адаптационный потенциал, осуществить общий контроль за состоянием здоровья студентов и подобрать оптимальные режимы нагрузок для каждого из них. Динамика изменения уровня функционального состояния организма показывает, насколько эффективными были используемые комплексы упражнений [7-11]. Все вышесказанное определило актуальность нашего исследования.

Цель исследования - определение эффективных средств проведения занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы.

78

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь I November

Методика и организация исследования. В эксперименте принимали участие 60 студентов 2-го курса - юноши в возрасте 18-20 лет. Все они были отнесены к специальной медицинской группе и имели диагноз вегетососудистая дис-тония. Студенты были поделены на две группы.

С 30-ю юношами (группа 1) занятия по физической культуре проводились в бассейне (аквааэробика), использовались специальные упражнения, в том числе уникальный комплекс упражнений, запатентованный преподавателями кафедры. Комплекс включает в себя упражнения с использованием ласт, что позволяет развить достаточную скорость плавания при небольшой интенсивности выполнения упражнений. Также использовались нудлы, эти приспособления повышают плавучесть тела и создают дополнительное минимальное сопротивление, что способствует развитию силы определенных мышечных групп (в зависимости от положения нудла). Также использовались дыхательные упражнения, упражнения аэробной направленности. Все упражнения выполнялись с умеренной интенсивностью.

30 юношей (группа 2) занимались по программе для групп СМГ в зале. Для обеих групп занятия проводились два раза в неделю в течение учебного года. В сентябре определяли исходный уровень физической работоспособности и проводили вариационную пульсометрию у всех испытуемых. Эти же тесты повторяли в конце учебного года.

Для анализа показателей спектральной мощности вариабельности сердечного ритма мы применили компьютерной многофункциональный комплекс Cardio. Регистрировали показатели вариационной пульсометрии, рассчитываемые автоматически по данным тахограмм и стандартизированной интервалограммы. Длительность наблюдения при регистрации показателей составляла 5 мин при каждом измерении. Для определения общей физической работоспособности была применена проба PWC170.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате эксперимента было обнаружено, что у студентов группы 1 максимальная частота сердечных сокращений (fmax) снизилась на 11,2% (p<0,05), у студентов группы 2 - не изменялась. Результаты представлены в табл. 1.

Минимальная частота сердечных сокращений у представителей всех групп существенно не изменялась, что, вероятно, связано с ограничивающим действием пейсмекеров, обеспечивающих автоматию сердца, или активностью бар-рорецепторов, улавливающих изменения артериального давления [12].

Максимальная длительность сердечного цикла ^тах) практически также не изменялась, за исключением незначительной тенденции к увеличению этого показателя у испытуемых 2-й группы. Минимальная длительность сердечного цикла ^т|11) существенно уменьшалась у испытуемых 1-й группы и увеличивалась во 2-й группе. Это, вероятно, связано с преобладанием влияния блуждающего нерва (вагуса) на минимальную длительность сердечного цикла при его увеличении, а при уменьшении - влияние симпатического нерва.

Результаты анализа позволили обнаружить, что изучаемые спектральные мощности находились в пределах нормы для пятиминутной регистрации RR интервалов. Соотношение LF/HF свидетельствовало о преобладании симпатического канала регуляции в начале учебного года в обеих группах.

К концу учебного у студентов 1-й группы мощность VLF компоненты достоверно снизилась, а мощность HF компоненты достоверно увеличилась, а мощность LF компоненты имела тенденцию к увеличению. Эти показатели свидетельствуют о том, что после использования специальных комплексов упражнений в водной среде у студентов 1-й группы преобладает влияние вагуса в вегетативных механизмах регуляции сердечного ритма. Также это подтверждает соотношение LF к Н^ которое снизилось в конце учебного года.

У студентов 2-й группы показатели спектральной мощности HF компоненты достоверно не изменялась. Мощность LF компоненты достоверно увеличивалась. Мощность VLF компоненты имела тенденцию к снижению. Соотношение LF/HF свидетельствовало о преобладании симпатического канала регуляции до начала занятий и незначительном его снижении в конце учебного года. Эти показатели свидетельствуют о том, что после выполнения специальных упражнений в зале у испытуемых не происходит достоверных изменений в вегетативных механизмах регуляции сердечного ритма.

Таблица 1. Показатели вариационной пульсометрии студентов СМГ в начале и конце учебного года

Показатели 1-я группа (n=30) 2-я группа (n=30)

В начале учебного года В конце учебного года В начале учебного года В конце учебного года

x Sx x Sx x Sx x Sx

f ,уд/мин h max' 1 79,7 1,5 71,6 1,3 * 79,8 1,3 78,8 1,7

fh min, уд/мин 54,2 1,7 55,1 0,9 53,8 1,8 54,4 1,5

RR , с 1,13 0,1 1,12 0,12 0,98 0,1 1,001 0,11

RR . ,с 0,750 0,05* 0,703 0,06 0,801 0,08 0,806 0,06

VLF, % 67,2 1,6 52,6 1,7* 66,3 1,5 64,7 3,3

LF, % 26,4 2,3 28,5 3,6 28,1 1,9 35,7 5,1*

HF, % 12,6 2,0 22,9 4,8* 11,6 2,6 14,4 2,9

LF/HF 1,29 0,1 1,09 0,1* 1,28 0,1 1,27 0,1

Примечание: * - достоверность при р<0,05.

Таблица 2. Показатели отклонений, размаха и вариативности ритма сердца студентов СМГ в начале и в конце учебного года

Показатели 1-я группа (n=30) 2-я группа (n=30)

В начале учебного года В конце учебного года В начале учебного года В конце учебного года

x Sx x Sx x Sx x Sx

RR 791 15,1 1003 17,3* 798 16,8 988 17,7*

SDNN,мс 25,5 5,4 36,5 4,5* 24,3 4,1 31,8 3,6*

M , мс o' 746 23,1 987 22,7* 756 17,8 960 15,6*

AM , % o' 63,2 2,3 51,8 2,1* 64,1 3,2 55,2 2,8*

Примечание: различие в начале и в конце учебного года * - р<0,05; достоверность отличий определялась с помощью непараметрического критерия Уилкоксона.

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

Таблица 3. Показатели физической работоспособности у студентов СМГ в начале и конце учебного года (PWC17/кг Вт/кг)

Группы В начале учебного года В конце учебного года А%

Группа-1 (n=30) 1,5 ±0,08 1,9±0,08 28,9±1,6*

Группа-2(n=30) 1,5 ±0,07 1,7 ±0,09 12,4 ±1,1

Примечание: различие в начале и в конце учебного года * - p<0,05.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Так, показатель АМо достоверно снизился в конце учебного года у всех студентов, что свидетельствует о снижении центрального контура регуляции, церебральных эрготроп-ных влияний симпатического отдела вегетативной нервной системы. Но у студентов группы 1 этот показатель снизился в большей степени, чем у студентов группы 2. В то же время у всех студентов в конце учебного года достоверно увеличились параметры показателя SDNN, что свидетельствует об усилении активности вагусных влияний. У испытуемых группы 1 этот показатель увеличился больше, чем у испытуемых группы 2. Особый интерес представляет увеличение показателей RR и Мо в конце учебного года у всех испытуемых, так как отражает оптимизацию функционирования синусового узла. Как и в первых двух случаях, показатели RR и Мо больше увеличились у студентов первой группы. Данные результаты представлены в табл. 2.

Для испытуемых группы 1 характерны благоприятные изменения в функциональном состоянии регуляторных систем организма, которые связаны с нормализацией вегетативного баланса и снижением напряженности функционирования регуляторных систем организма. У испытуемых группы 2 не происходит значимых изменений в вегетативных механизмах регуляции сердечного ритма. Показатели отклонений, размаха и вариативности ритма сердца студентов в конце учебного года в большей степени улучшились у студентов группы 1, у студентов группы 2 эти показатели имели лишь тенденцию к улучшению.

Сравнительный анализ изменений уровня относительной физической работоспособности у студентов двух групп показал, что в группе 1 уровень физической работоспособности увеличился на достоверном уровне значимости и прирост составил 28,9±1,6% (р<0,05). Во второй группе этот показатель увеличился всего на 12,4 ±1,1%. Результаты представлены в табл. 3.

Вывод. Специальные упражнения в водной среде для студентов СМГ, имеющих вегетативную дисфункцию (вегетосо-судистую дистонию), более эффективны для нормализации вегетативного баланса и оптимизации функционирования регуляторных систем организма в сравнении с упражнениями, выполняемыми на суше. Занятия в бассейне со студентами СМГ более эффективно влияют на повышение уровня физической работоспособности в сравнении с занятиями в спортивных залах.

Литература

1. АсатрянЖ. Х. Лечение внутренних органов через позвоночный столб / Ж. Х. Асатрян. - К.: ВИПОП, 1995. - 108 с.

2. Бобрик Ю. В. Выявление функциональных резервов внешнего дыхания и общей физической работоспособности студентов / Ю. В. Бобрик А. Л. Корепанов // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 2. - С. 33-35.

3. Галстян А. Г. Особенности кардиогемодинамики студентов с различным уровнем двигательной активности в покое и при физической нагрузке / А. Г. Галстян, С. М. Минасян // Медицинская наука Армении НАН РА. 2015;55(2):4-6.

4. Геворкян Э. С. Морфофункциональные показатели как критерии оценки адаптации студентов к дозированной физической нагрузке / Э. С. Геворкян, Ц. И. Адамян, Г. Г. Туманян и др. // Гигиена и санитария. - 2010. - № 2. - С. 75-77.

5. Дьяконова Е. Н. Эффективная терапия вегетососудистой дисто-нии у пациентов молодого возраста / Е. Н. Дьяконова, В. В. Маке-рова // Лечащий врач. - 2016. - № 2. - С. 17-23.

6. Иванов К. В. Эффективность занятий плаванием со студентами специальной медицинской группы / К. В. Иванов // Вестник спор-

тивной науки: Образование, спортивная наука. - 2009. - № 1. -С. 56-58.

7. Минина Е. Н. Актуальность прогностической оценки сердечной деятельности у спортсменов-футболистов / Е. Н. Минина, А. Г. Ластовецкий, Ю. В. Бобрик и др. // Теория и практика физической культуры. - № 9. - 2018. - С. 78-82.

8. Михайлов В. М. Нагрузочное тестирование под контролем ЭКГ: велоэргометрия, тредмилл-тест, степ-тест, ходьба / В. М. Михайлов. - Иваново: Талка, 2008. - 545 с.

9. Скуратович М. Н. Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентами специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / М. Н. Скуратович. - Омск, 2006. - 167 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Судакова Ю. Е. Внедрение оздоровительных методик в учебные занятия студентов специальной медицинской группы / Ю. Е. Су-дакова // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 2-1 (82). - С. 26-29.

11. Похачевский А. Л. Изменчивость кардиоритмограммы при непредельных физических нагрузках / А. Л. Похачевский, А. В. Фо-мичев, С. А. Глушков и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 122-127.

References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Asatryan Zh.Kh. Lecheniye vnutrennikh organov cherez pozvonoch-nyy stolb [Treatment of internal organs through the spinal column]. K: VIPOP publ., 1995. 108 p.

Bobrik Yu.V., Korepanov A.L. Vyyavleniye funktsionalnykh rezervov vneshnego dykhaniya i obshchey fizicheskoy rabotosposobnosti stu-dentov [Identification of functional reserves of external respiration and general physical performance of students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 2. pp. 33-35.

Galstyan A.G., Minasyan S.M. Osobennosti kardiogemodinamiki studentov s razlichnym urovnem dvigatelnoy aktivnosti v pokoye i pri fizicheskoy nagruzke [Features of cardiohemodynamics of students with different levels of physical activity at rest and during physical activity]. Meditsinskaya nauka Armenii NAN RA. 2015;55(2):4-6. Gevorkyan E.S., Adamyan Ts.I., Tumanyan G.G. et al. Morfofunktsion-alnyye pokazateli kak kriterii otsenki adaptatsii studentov k dozirovan-noy fizicheskoy nagruzke [Morphological and functional indicators as criteria for assessing students' adaptation to dosed physical activity]. Gigiyena i sanitariya. 2010. No. 2. pp. 75-77. Dyakonova E.N., Makerova V.V. Effektivnaya terapiya vegetososud-istoy distonii u patsiyentov molodogo vozrasta [Effective therapy of vegetovascular dystonia in young patients]. Lechashchiy vrach. 2016. No. 2. pp. 17-23.

Ivanov K.V. Effektivnost zanyatiy plavaniyem so studentami spetsi-alnoy meditsinskoy gruppy [The effectiveness of swimming lessons with students of a special medical group]. Vestnik sportivnoy nauki: Obrazovaniye, sportivnaya nauka. 2009. No. 1. pp. 56-58. Minina E.N., Lastovetsky A.G., Bobrik Yu.V. et al. Aktualnost prog-nosticheskoy otsenki serdechnoy deyatelnosti u sportsmenov-futbolistov [The relevance of prognostic assessment of cardiac activity in football players]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. No. 9. 2018. pp. 78-82.

Mikhailov V.M. Nagruzochnoye testirovaniye pod kontrolem EKG: ve-loergometriya, tredmill-test, step-test, khodba [Stress testing under ECG control: bicycle ergometry, treadmill test, step test, walking]. Ivanovo: Talka publ., 2008. 545 p.

Skuratovich M.N. Metodika zanyatiy po fizicheskomu vospitaniyu v vuze so studentami spetsialnoy meditsinskoy gruppy s razlichnymi variantami vegetativnoy disfunktsii [The methodology of physical education classes at the university with students of a special medical group with different variants of vegetative dysfunction]. PhD diss.: 13.00.04. Omsk, 2006. 167 p.

10. Sudakova Yu.E. Vnedreniye ozdorovitelnykh metodik v uchebnyye za-nyatiya studentov spetsialnoy meditsinskoy gruppy [Implementation of health-improving methods in the training sessions of students of a special medical group]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2014. No. 2-1 (82). pp. 26-29.

11. Pokhachevsky A.L., Fomichev A.V., Glushkov S.A. et al. Izmenchivost kardioritmogrammy pri nepredelnykh fizicheskikh nagruzkakh [Car-diorhythmogram variability under unlimited physical loads]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2014. No. 9 (115). pp. 122-127.

12. Korepanov A.L., Bobrik Y.V., Titarenko A.A., Ponomarev,V.A. Dynamics of heart rate variability indicators in the process of attention training in athletes-highly qualified shooter. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022(4): 54-56.

9.

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.