Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
врач общей практики / программы тренинговых занятий / профессиональный стресс. / general practitioner / training programs / occupational stress.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мамадиярова Дилфуза Умирзақовна

В статье представлены данные эффективности программы тренинговых занятий. Установлено, что в результате тренинговых занятий у будущих врачей общей практики снизился уровень проявление нервно-психического напряжения, ситуативной тревожности, существенно возрос адаптационный потенциал, повысился коммуникативный контроль, улучшились коммуникативные способности, а также существенно возросла их стрессоустойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мамадиярова Дилфуза Умирзақовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE IMPACT OF THE TRAINING PROGRAM FOR THE PREVENTION OF OCCUPATIONAL STRESS IN FUTURE GENERAL PRACTITIONERS

In the article is discussed the effectiveness of the developed training program. It was established that, as a result of the training, the manifestation of neuropsychic tension, situational anxiety decreased among future general practitioners, the adaptive potential increased significantly, the communicative control increased, the communicative abilities improved, and their stress resistance increased significantly.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ»

Мамадиярова Дилфуза Умирзак,овна,

ассистент кафедры "Педагогика, психология, русский и узбекский язык" Самаркандского государственного медицинского института

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

УДК: 159.9.07

МАМАДИЯРОВА Д.У. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

В статье представлены данные эффективности программы тренинговых занятий. Установлено, что в результате тренинговых занятий у будущих врачей общей практики снизился уровень проявление нервно-психического напряжения, ситуативной тревожности, существенно возрос адаптационный потенциал, повысился коммуникативный контроль, улучшились коммуникативные способности, а также существенно возросла их стрессоустойчивость.

Ключевые слова и понятия: врач общей практики, программы тренинговых занятий, профессиональный стресс.

МАМАДИЯРОВА Д.У. БУЛАЖАК УМУМИЙ АМАЛИЁТ ШИФОКОРЛАРИДА КАСБИЙ СТРЕССНИ ОЛДИНИ ОЛИШДА ТРЕНИНГ УК,УВ ДАСТУРИНИНГ САМАРАДОРЛИГИ

Мак,олада тренинг укув дастурининг самарадорлиги мух,окама килинган. Булажак умумий амалиёт шифокорларида тренинг укув натижасида невропсихик зурик,иш, ситуатив безовта-лик камайганлиги, адаптив потенциал ошганлиги, коммуникатив назорат кучайганлиги, комму-никатив кобилят яхшиланганлиги, уларнинг стрессга чидамлилиги сезларли даража ошганлиги таъкидланган.

Таянч суз ва тушунчалар: булажак умумий амалиёт шифокори, тренинг мошFулотининг дастури, касбий стресс.

MAMADIYAROVA D.U. THE EFFECTIVENESS OF THE IMPACT OF THE TRAINING PROGRAM FOR THE PREVENTION OF OCCUPATIONAL STRESS IN FUTURE GENERAL PRACTITIONERS

In the article is discussed the effectiveness of the developed training program. It was established that, as a result of the training, the manifestation of neuropsychic tension, situational anxiety decreased among future general practitioners, the adaptive potential increased significantly, the communicative control increased, the communicative abilities improved, and their stress resistance increased significantly.

Key words and concepts: general practitioner, training programs, occupational stress.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 8 (93)

Введение. На сегодняшний день в Республике Узбекистан наблюдается активное совершенствование системы здравоохранения, где особое место занимает развития первичной медико-санитарной помощи на принципах общей (семейной) практики. В центре данного процесса находятся врачи, от которых в значительной степени зависит эффективность этого направления в целом.

Важнейшими характеристиками профессиональной деятельности данных специалистов является напряженность, повышенная ответственность за принимаемые решения, их последствия, наличие широкого круга обязанностей, насыщенность разнообразными коммуникативными ситуациями с пациентами, членами их семей, отличающиеся своей нестандартностью и, как правило, эмоциональным фоном.

Все это приводит к повышенному риску возникновения профессионального стресса у данной категории специалистов, и, соответственно, негативным процессам, что весьма актуализирует стресс - профилактические меры. Как показывает практика, среди наиболее эффективных способов профилактики профессионального стресса является предупреждение его возникновения в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Актуальность. На сегодняшний день остаются без должного внимания исследователей социально-психологические составляющие профессиональной деятельности врачей общей практики, её стрессогенность. Специалисты различных отраслей осуществляют попытки наполнить смыслом само понятие врач общей практики и на этой основе определить его главные функции, проблемные аспекты. Однако, как показывает практика, наблюдается отсутствие единого подхода к данной проблематике, нередко встречаются прямо противоположные точки зрения. Так, авторы1 полагают, что врач общей практики является квалифицированным специалистом универсалом, который владеет знаниями главных разделов медицины, диагностики,

1 Галкин Р.А., Павлов Ю.В. и др. Опыт организации работы врача общей практики (семейного врача) // Леч. врач. - 2002. - № 3. - С. 134-140.

хирургии и терапевтических манипуляций по оказанию первой медпомощи больным, проводит первичную профилактику заболеваний, предупреждает и ликвидирует очаги инфекционных заболеваний, проводит пропаганду здорового образа жизни среди населения. Исследователи также отмечают, что основной особенностью подготовки специалиста по специальности общая практика является то, что за короткий период обучения он должен овладеть диагностико - лечебными навыками и умениями по многим медицинским специальностям.

Постановка решаемой научной проблемы. Современная профессиональная деятельность врача общей практики, как правило, характеризуется преимущественно интеллектуальным трудом, высокой ответственностью, ненормированным рабочем днем, загруженностью двигательного, зрительного, слухового анализаторов, напряжения мышления, воли, внимания. Кроме того, она насыщена разнообразными коммуникативными ситуациями, отличающимися своей нестандартностью и повышенным эмоциональным фоном. Т.е. данный вид профессиональной деятельности непосредственно предусматривает постоянный контакт врача общей практики с пациентами, которые в своем большинстве имеют различные заболевания и, как правило, обращаются к специалисту в период их обострений, что, несомненно, усложняет процесс общения и предъявляет особые коммуникативные требования к субъекту врачебного труда. Атмосфера повышенного эмоционального фона, постоянное столкновение с негативными эмоциональными переживаниями пациентов на почве их заболеваний, в значительной степени предопределяют эмоциональное напряжение у врача общей практики и как следствие повышают риск возникновения профессионального стресса со всеми вытекающими последствиями.

Краткий анализ научных источников по теме статьи. Анализ научной литературы, посвященной проблеме предупреждения стрессовых состояний в целом, и профессионального стресса в частности, показал относительное разнообразие в выборе разными

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 8 (93)

учеными форм и методов проведения работы по профилактике возникновения стрессовых состояний. Некоторые ученые предлагают не систематизированные комплексы профилактических мер, а лишь наборы отдельных, наиболее эффективных рекомендаций. Так, У. Белинг приводит ряд таких рекомендаций по профилактике возникновения стресса, как установка на самоуважение, самопознание, самовоспитание характера, осознание собственных эмоций, умение снизить накал ситуации за счет игровых средств, концентрации внимания на положительном в жизни и пр1. По мнению О.В. Нестеровой, осознание своих личностных качеств, позволяет работникам развивать положительные и сглаживать отрицательные особенности, что в целом существенно повышает эффективность профессиональной деятельности2.

В.Д. Трошин, рассматривая стиль жизни индивида с позиций предупреждения стрессовых состояний, дает рекомендации по организации здорового образа жизни и отмечает, что оптимальная организация межличностного общения является профилактическим антистрессовым средством3.

Научная значимость статьи. Научная значимость результатов исследования определяется разработкой структурной модели профессионального стресса врачей общей практики, которая раскрывает и конкретизирует научное представление об изучаемом явлении, позволяет научно - обоснованно подойти к организации процесса предупреждения профессионального стресса у будущих врачей общей практики. Раскрытая сущность и понятие профессионального стресса, а также формы и методы его профилактики могут применяться в рамках последующих научных исследований данного явления.

Цель исследования: Определить эффективность программы тренинговых занятий по

1 Белинг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. - Минск, 2009. - 150 с.

2 Нестерова О.В. Управление стрессами. - М.: Синергия, 2011. - 320 с.

3 Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика / В.Д. Трошин. - М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 784 с.

профилактики профессионального стресса у будущих врачей общей практики.

Материал и методы исследования: В

целях исследования эффективности подготовленной программы тренинговых занятий, было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 195 будущих врачей общей практики, третьего, четвертого и пятого курса обучения, как женского, так и мужского пола Самаркандского медицинского института. Для сравнимости получаемых данных, вся выборка эмпирического исследования была разделена на группы сравнения, т.е. на: экспериментальную группу (n=98), респонденты которой непосредственно приняли участие в проведении подготовленной программы тренинговых занятий; контрольную группу (n=97), респонденты которой в проведении подготовленной программы тренинговых занятий не участвовали.

Программа тренинговых занятий проводилась два раза в неделю на протяжении полутра месяцев. До и после проведения тренин-говых занятий, респонденты как экспериментальной, так и контрольной группы были обследованы с помощью следующего психодиагностического инструментария: Опросник определения нервно-психического напряжения Т.А. Немчина4; Тест-опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера5; Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянин6. Тест исследования тревожности Ч.Д. Спил-бергера и Ю.Л. Ханина7.

Выбор вышеизложенного психодиагностического инструментария обусловлен содержательной основой подготовленной модели профессионального стресса врачей общей

4 Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 167 с.

5 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C. 120-121.

6 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара, 2001. -С. 549-558.

7 Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. -С. 44-49.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 8 (93)

Таблица 2. Обобщенные результаты психодиагностического обследования будущих врачей общей практики по Тест-опроснику стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона до проведения программы тренинговых занятий (п=195)

Таблица 1. Обобщенные результаты психодиагностического обследования будущих врачей общей практики до проведения программы тренинговых занятий (п=195)

Наименования групп сравнения Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Всего

кол в % кол в % кол в % кол в %

Опросник определения нервно-психического напряжения Т.А. Немчина

Экспериментальная группа 9 9,2 40 40,8 49 50,0 98,0 100

Контрольная группа 10 10,3 38 39,2 49 50,5 97,0 100

Тест-опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера

Экспериментальная группа 37 37,8 52 53,1 9 9,2 98,0 100

Контрольная группа 35 36,1 54 55,7 8 8,2 97,0 100

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (шкала личностный адаптационный потенциал)

Экспериментальная группа 8 8,2 80 81,6 10 10,2 98,0 100

Контрольная группа 8 8,2 81 83,5 8 8,2 97,0 100

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (шкала коммуникативные особенности)

Экспериментальная группа 12 12,2 77 78,6 9 9,2 98,0 100

Контрольная группа 14 14,4 73 75,3 10 10,3 97,0 100

Тест исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (шкала ситуативная тревожность)

Экспериментальная группа 6 6,1 71 72,4 21 21,4 98,0 100

Контрольная группа 6 6,2 73 75,3 18 18,6 97,0 100

Тест исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (шкала личностная тревожность )

Экспериментальная группа 10 10,2 83 84,7 5 5,1 98,0 100

Контрольная группа 11 11,3 82 84,5 4 4,1 97,0 100

Наименования групп сравнения Низкий уровень Ниже среднего уровня Средний уровень Выше среднего уровня Высокий уровень

кол в % кол в % кол в % кол в % кол в %

Экспериментальная группа 17 17,3 24 24,5 50 51,0 4 4,1 3 3,1

Контрольная группа 14 14,4 19,0 19,6 51 52,6 7 7,2 6 6,2

Всего 31 15,9 43 22,1 101 51,8 11 5,6 9 4,6

практики, которая по своей сути раскрывает структуру цели разработанной программы тренинговых занятий по профилактике изучаемого явления у будущих специалистов.

Кроме того, в целях усиления психодиагностических результатов, нами был также применен Тест-опросник стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона1.

Результаты исследования. Проведенный анализ результатов первого психодиагностического обследования показал, что респонденты как экспериментальной (п=98), так и контрольной (п=97) группы, до проведения

1 Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.

программы тренинговых занятий по основным диагностическим показателям практически не отличались, что свидетельствует о должных условиях для проведения дальнейшего сравнительного анализа (таблицы 1 и 2).

Проведенный анализ результатов первого и второго психодиагностического обследования показал, что по итогам проведения программы тренинговых занятий у будущих врачей общей практики экспериментальной группы (п=98) существенно улучшилась выраженность ранее выделенного комплекса индивидуально-психологических особенностей интерпретированного как группа личностных детерминантов профессионального стресса. Так, количество респонден-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 8 (93)

тов с высоким уровнем проявления нервно-психического напряжения (диагностированного с помощью Опросника определения нервно-психического напряжения Т.А. Нем-чина) снизилось с 50 % (49 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 8,2 % (8 чел. - после проведения программы тренинговых занятий). Соответственно, будущих врачей общей практики со средним и низким уровнем проявления нервно-психического напряжения повысилось с 50 % (49 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 91,8 % (90 чел. - после проведения программы тренинговых занятий.

Количество респондентов с низким уровнем проявления коммуникативного контроля (диагностированного с помощью Тест-опросника коммуникативного контроля М.Шнайдера) в результате проведенных тренинговых занятий снизилось с 37,8 % (37 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 7,1 % (7 чел. - после проведения программы тренинговых занятий). Со средним уровнем проявления увеличилось, с 53,1 % (52 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 70,4 % (69 чел. - после проведения программы тренинговых занятий). С высоким уровнем проявления увеличилось с 9,2 % (9 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 22,4 % (22 чел. - после проведения программы тренинговых занятий).

Количество респондентов с низким уровнем адаптационного потенциала (диагностированного с помощью Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г.Маклакова, С.В.Чермянина) снизилось с 8,2 % (8 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 4,1 % (4 чел. - после проведения программы тренинговых занятий). Со средним уровнем снизилось с 81,6 % (80 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 33,7 % (33 чел. - после проведения программы тренинговых занятий). Соответственно с высоким уровнем выраженности адаптационного потенциала существенно увеличилось с 10,2 % (10 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 62,2 % (61 чел. - после проведения программы тренинговых занятий).

Количество респондентов с ниже среднего уровня проявления коммуникативных особенностей (диагностированных с помощью Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г.Маклакова, С.В.Чермянина) снизилось с 12,2 % (12 чел.

- до проведения программы тренинговых занятий) до 2 % (2 чел. - после проведения программы тренинговых занятий). Со средним уровнем снизилось с 78,6 % (77 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 33,7 % (33 чел. - после проведения программы тренинговых занятий). С выше среднего уровнем проявления коммуникативных особенностей увеличилось с 9,2 % (9 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 64,3 % (63 чел. - после проведения программы тренинговых занятий).

Количество будущих врачей общей практики с низким уровнем проявления ситуативной тревожности (диагностированной с помощью Теста исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина) увеличилось с 6,1 % (6 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 19,4 % (19 чел. - после проведения программы тренинговых занятий). Со средним уровнем незначительно увеличилось, с 72,4% (71 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 76,5% (75 чел. - после проведения программы тренинговых занятий). Соответственно, с высоким уровнем проявления ситуативной тревожности существенно снизилось с 21,4 % (21 чел. - до проведения программы тренинговых занятий) до 4,1 % (4 чел.

- после проведения программы тренинговых занятий).

Вместе с тем, подобной позитивной динамики не наблюдалось среди будущих врачей общей практики, которые не привлекались к подготовленной программе тре-нинговых занятий. Так, у респондентов контрольной группы (п=97) уровень проявления нервно-психического напряжения (диагностированного с помощью Опросника определения нервно-психического напряжения Т.А. Немчина) остался практически без значимых изменений: низкий уровень нервно-психического напряжения: до проведения программы тренинговых занятий - 10,3 % (10

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 8 (93)

чел.), после проведения программы тренин-говых занятий - 10,3 % (10 чел.); средний уровень нервно-психического напряжения: до проведения программы тренинговых занятий - 39,2 % (38 чел.), после проведения программы тренинговых занятий - 38,1 % (37 чел.); высокий уровень нервно-психического напряжения: до проведения программы тре-нинговых занятий - 50,5 % (49 чел.), после проведения программы тренинговых занятий - 51,5 % (50 чел.).

Уровень коммуникативного контроля (диагностированного с помощью Тест-опросника коммуникативного контроля М. Шнайдера) также не претерпел существенных изменений в контрольной группе (п=97): низкий уровень коммуникативного контроля: до проведения программы тренинговых занятий - 36,1 % (35 чел.), после проведения программы тренинговых занятий - 36,1 % (35 чел.); средний уровень коммуникативного контроля: до проведения программы тренинговых занятий - 55,7 % (54 чел.), после проведения программы тренинговых занятий - 56,7 % (55 чел.); высокий уровень коммуникативного контроля: до проведения программы тренинговых занятий - 8,2 % (8 чел.), после проведения программы тренинговых занятий - 7,2 % (7 чел.).

Уровень адаптационного потенциала (диагностированного с помощью Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина) среди респондентов контрольной группы (п=97) остался без значимых изменений: низкий уровень адаптационного потенциала: до проведения программы тренинговых занятий - 8,2 % (8 чел.), после проведения программы тренинговых занятий - 9,3 % (9 чел.); средний уровень адаптационного потенциала: до проведения программы тренинговых занятий - 83,5 % (81 чел.), после проведения программы тренинговых занятий - 82,5 % (80 чел.); высокий уровень адаптационного потенциала: до проведения программы тре-нинговых занятий - 8,2 % (8 чел.), после проведения программы тренинговых занятий -8,2 % (8 чел.).

Коммуникативные особенности респондентов контрольной группы (диагностирован-

ные с помощью Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина) не претерпели существенных изменений: ниже среднего уровня проявления коммуникативных особенностей: до проведения программы тренинговых занятий - 14,4 % (14 чел.), после проведения программы тренинговых занятий - 15,5 % (15 чел.); средний уровень проявления коммуникативных особенностей: до проведения программы тренинговых занятий - 75,3 % (73 чел.), после проведения программы тренинговых занятий - 80,4 % (78 чел.); высокий уровень проявления коммуникативных особенностей: до проведения программы тренинговых занятий - 10,3 % (10 чел.), после проведения программы тренинговых занятий - 4,1 % (4 чел.).

Уровень тревожности (диагностированный с помощью Теста исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина) также не претерпели существенных изменений в контрольной группе. Так, проявления ситуативной тревожности на: низком уровне до проведения программы тренинговых занятий составило 6,2 % (6 чел.), а после проведения программы тренинговых занятий составило 7,2 % (7 чел.); среднем уровне до проведения программы тренинговых занятий составило 75,3 % (73 чел.), а после проведения программы тренинговых занятий составило 71,1 % (69 чел.); высоком уровне до проведения программы тренинговых занятий составило 18,6 % (18 чел.), а после проведения программы тренинговых занятий составило 21,6 % (21 чел.).

Проявления личностной тревожности на: низком уровне до проведения программы тренинговых занятий составило 11,3 % (11 чел.), а после проведения программы тре-нинговых занятий составило 11,3 % (11 чел.); среднем уровне до проведения программы тренинговых занятий составило 84,5 % (82 чел.), а после проведения программы тре-нинговых занятий составило 82,5 % (80 чел.); высоком уровне до проведения программы тренинговых занятий составило 4,1 % (4 чел.), а после проведения программы тренинговых занятий составило 6,2 % (6 чел.).

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 8 (93)

Сравнительный анализ первого и второго психодиагностического обследования с помощью Тест-опросника стрессоустойчи-вости С. Коухена и Г. Виллиансона позволил выявить позитивное влияние подготовленных тренинговых занятий на стрессоустойчивость будущих врачей общей практики (рис. 12).

Так, в результате программного воздействия количество респондентов экспериментальной группы (п=98): с низким уровнем стрессоустойчивости снизилось с 17,3 % (17 чел.) до 2 % (2 чел.); с ниже средним уровнем стрессоустойчивости снизилось с 24,5 % (24 чел.) до 3,1 % (3 чел.); со средним уровнем стрессоустойчивости снизилось с 51 % (50 чел.) до 37,8 % (37 чел.); с выше средним уровнем стрессоустойчивости существенно увеличилось с 4,1 % (4 чел.) до 46,9 % (46 чел.); с высоким уровнем стрессоустойчиво-сти существенно увеличилось с 3,1 % (3 чел.) до 10,2 % (10 чел.).

В контрольной группе (п=97) подобных изменений не наблюдалось. Количество будущих врачей общей практики: с низким уровнем стрессоустойчивости осталось практически без значимых изменений (до проведения программы тренинговых занятий - 14,4 %, 14 чел., после проведения программы тренинговых занятий - 13,4 %, 13 чел.); с ниже средним уровнем стрессоустойчивости осталось без изменений (до проведения программы тренинговых занятий - 19,6 %, 19 чел., после проведения программы тренинговых занятий

- 19,6 %, 19 чел.); со средним уровнем стрес-соустойчивости осталось без значимых изменений (до проведения программы тренинговых занятий - 52,6 %, 51 чел., после проведения программы тренинговых занятий - 51,5 %, 50 чел.); с выше средним уровнем стрессоустойчивости осталось без значимых изменений (до проведения программы тренинговых занятий - 7,2 %, 7 чел., после проведения программы тренинговых занятий - 8,2 %, 8 чел.); с высоким уровнем стрессоустойчи-вости осталось без значимых изменений (до проведения программы тренинговых занятий

- 6,2 %, 6 чел., после проведения программы тренинговых занятий - 7,2 %, 7 чел.).

Все вышеизложенные сравнительные психодиагностические данные до и после про-

ведения программы тренинговых занятий подтверждаются и статистически согласно результатов анализа равенства средних значений в экспериментальной и контрольной группах по 1-критерию Стьюдента.

Выводы. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что организованное и проведенное эмпирическое исследование (п = 195) позволило подтвердить должную эффективность и практическую приемлемость подготовленной программы тренинговых занятий «Психопрофилактика профессионального стресса». Так, анализа равенства средних значений комплексного психодиагностического обследования по 1-критерию Стьюдента показало статистически значимые, позитивные изменения у респондентов экспериментальной группы (п=98), которые непосредственно приняли участие в проведении тренинговой работы.

В результате, у будущих врачей общей практики:

• снизился уровень проявление нервно-психического напряжения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• снизился ситуативной тревожности;

• существенно возрос адаптационный потенциал;

• повысился коммуникативный контроль;

• улучшились коммуникативные способности, а также существенно возросла их стрессоустойчивость.

Вместе с тем, у респондентов контрольной группы (п=97), которые к проведению подготовленной программы тренинговых занятий не привлекались, подобных изменений не наблюдалось. У данной категории диагностированный комплекс индивидуально-психологических особенностей, а также уровень проявления стрессоустойчивости остался без статистически значимых изменений.

Практические предложения. Подготовлена эффективная программа тренинговых занятий по профилактике профессионального стресса у будущих врачей общей практики. Данные тренинговых занятий могут быть использованы для выпускников медицинских учреждений.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 8 (93)

с ТАЪЛИМ ПСИХОЛОГИЯСИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 37 и

Список литературы:

1. Галкин Р.А., Павлов Ю.В. и др. Опыт организации работы врача общей практики (семейного врача) // Леч. врач. - 2002. - № 3. - С. 134-140.

2. Белинг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. - Минск, 2009. -150 с.

3. Нестерова О.В. Управление стрессами. - М.: Синергия, 2011. - 320 с.

4. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика / В.Д. Трошин. - М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 784 с.

5. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 167 с.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C. 120-121.

7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара, 2001. - С. 549-558.

8. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. - с. 44-49.

9. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 8 (93)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.