Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ ЗРЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ ЗРЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ ЗРЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ»

поверхность материала составляла 0,02 см2/см3.

Пробы воздуха (50—100 л) из камер отбирали в 2 последовательно соединенных поглотителя с пористой пластинкой, заполненных 5 мл гептана и помещенных в сосуд со льдом. Для газохромато-графического анализа брали по 1 мкл раствора из каждого поглотителя. Результаты исследования динамики выделения мономеров из обувных резин представлены на рис. 2 и 3.

Исследования показали, что при увеличении температуры с 20 до 60 °С скорость миграции а-ме-тилстирола возрастала примерно в 9 раз. Если при 20 °С за 48 ч в камере концентрация а-метилстирола была 1,25 мг/м3, то при 60 °С она достигла 6,78 мг/м (см. рис. 2, / и рис. 3, /). Этот эффект связан как с увеличением летучести мономера, так и с возрастанием пластичности макромолекул резины (мономер легче диффундирует через размягченные

стенки закрытых пор). Накопление стирола в камере происходило только при 60 °С в небольших количествах (см. рис. 2, 3).

Для установления продолжительности миграции мономеров из обувных резин исследуемые образцы подвергали хранению при 20° и 60 °С в течение

3 мес. Результаты анализа миграции мономеров из этих образцов показали, что динамика выделения стирола и а-метилстирола в воздух значительно снизилась (см. рис. 2, 2,4 и рис. 3, 2,3). Из резин, подвергнутых хранению при 60 °С, стирол практически не выделялся, а интенсивность миграции а-метилстирола уменьшилась примерно в 10 раз.

Таким образом, наибольшее количество мономеров выделяется из обувных резин на основе сти-рольных и^метилстирольных каучуков в первые

4 мес после их изготовления.

ЛИТЕРАТУРА

Другое Ю. С., Муравьева Г. В., Беликов А. Б. — В кн.: Современные методы санитарно-гигиенических исследований и применение их в практике санитарного контроля. Тарту, 1978, с. 34—38.

Каргин В. А., Слонимский Г. Л. Очерки по физико-химии полимеров. М., 1967.

Грасси Н. Химия процессов деструкции полимеров. М., 1959.

Мак-Нэйл Г., Бонелли Э. Введение в газовую хроматографию. М., 1976.

Уоллинг Ч. Свободные радикалы в растворе. М., 1960.

Поступил« 8/V 1980 г.

Дискуссии и отклики читателей

УДК в 17.753.2-036.4-053.5-085.825.1-039.71

А. А. Сычев

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ ЗРЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Украинский институт усовершенствования врачей, Харьков

Решения XXV съезда КПСС направлены на укрепление связей науки и практики, быстрейшее использование достижений науки, повышение их социальной и экономической эффективности.

Одной из важных особенностей гигиенических исследований является то, что внедрение вытекающих из них рекомендаций в большинстве случаев не дает быстрого, легко определяемого эффекта. Это относится к работам в области коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, гигиены питания. Например, оценка эффективности мероприятий по снижению загрязнений атмосферного воздуха требует длительного наблюдения за изменениями показателей заболеваемости определенных контингентов населения, выявления в числе обнаруженных заболеваний, специфических для данного загрязнителя, установления доли влияния этого загрязнителя среди других факторов, постоянно изменяющихся и воздействующих на здо-

/

ровье населения в целом (Я. И. Звиняцковский; И. Р. Голубев и соавт.).

В настоящем сообщении мы рассматриваем пример оценки гигиенической и экономической эффективности мероприятий по п редупреждению начальных проявлений близорукости у школьников. Изучая состояние здоровья детей школьного возраста, мы убедились в том, что снижение остроты зрения у учащихся в результате аномалий рефракции занимает одно из первых мест в структуре имеющейся у них патологии (второе место после кариеса зубов), причем основной причиной снижения этого является близорукость слабой и средней степени (до 6,0 0). Она выявляется у 70—75% всех школьников с пониженной остротой зрения в возрасте 15—17 лет или у 19—20% учащихся 9—10-го класса. Оценивая близорукость как наиболее социально значимую патологию у выпускников средних общеобразовательных школ, мы за-

нялись изучением причин и механизмов ее развития. В результате специальных исследований установлено, что первичные проявления усиления рефракции глаз обусловлены изменениями функционального состояния аккомодации: повышением активности ее для работы вблизи и снижением для зрения вдаль. Выявленные изменения в состоянии аккомодации послужили основанием для рекомендации систематических упражнений зрения в рассматривании разноудаленных объектов (в середине каждого урока и через каждые 20—25 мин при выполнении домашних заданий, увлечении чтением и др.). Упражнения заключаются в быстром поочередном переводе взгляда с близкого (точка на оконном стекле, карандаш, палец) на удаленный (на той же линии взгляда дерево, балкон противостоящего здания и др.) объект, снова на близкий, на удаленный и т. д. в течение от 0,5 до 1 мин.

Экспериментальная проверка эффективности рекомендованных нами упражнений у школьников двух 5-х классов (73 ученика, в том числе 25 с пониженной остротой зрения) показала, что выполнение упражнений наряду с улучшением функционального состояния аккомодации способствует ослаблению рефракции глаз, особенно при близорукости слабой степени (до 2,0 О), и повышению остроты зрения. Так, у 9 из 17 близоруких школьников через 31/2 мес рефракция глаз стала соразмерной и слабой дальнозоркой, острота зрения улучшилась до 0,9—1,0 0. При применении статистических методов оценки экспериментальных данных обнаружена высокая степень их вероятности. Это позволило сделать вывод о том, что выполнение упражнений всеми школьниками обеспечит в период начальных проявлений близорукости снижение частоты выявления ее на 50—53%. Таким образом, основываясь на результатах наших наблюдений, мы можем утверждать, что внедрение упражнений зрения в режим учебных занятий всех учащихся при соблюдении гигиенических норм и правил содержания учебных помещений позволит снизить показатели распространения близорукости у выпускников средних общеобразовательных школ примерно на половину. Собственно в этом и заключается гигиеническая (медицинская) эффективность рекомендованных нами упражнений зрения для предупреждения начальных проявлений близорукости.

Оценка экономической эффективности гигиенических рекомендаций должна быть основана на учете выявляемых в процессе внедрения преимуществ. К их числу в итоге внедрения наших рекомендаций мы относим уменьшение общего числа плохо видящих подростков — выпускников средних общеобразовательных школ; снижение объема работы офтальмологов по показателям обращаемости, численности подростков, подлежащих диспансерному наблюдению; сокращение материальных затрат семьи на коррекцию зрения у детей и подростков, более полное удовлетворение населения необходимой оптической продукции (стеклами, оправами

и др.). Не все из указанных преимуществ могут быть оценены в рублях. Это обусловлено их характером, главное тем, что в гигиенической литературе еще нет соответствующих предложений по оценке прямого или косвенного экономического ущерба от близорукости слабой или средней степени. В процессе оценки экономического эффекта лечебных мероприятий установилось правило определять сумму сэкономленных средств в результате использования новых методов в условиях лечебного учреждения за год к числу эффективно леченных больных. Вместе с тем в отечественной литературе появились работы (И. Д. Богатырев и соавт., и др.), в которых экономический эффект определяется как разность между всеми затратами на профилактику и выгодой от предупрежденных затрат или предотвращения ущерба. Такую экономию следует считать условной и определение ее в гигиенических исследованиях вполне правомерно. Подобные расчеты получили большое распространение при оценке экономической эффективности народного хозяйства.

Мы определяли условную экономию от внедрения наших рекомендаций по программе-максимум (А. Ф. Короп). Для этой цели подсчитали затраты на разработку рекомендаций и их внедрение, а также суммы предотвращенных затрат, полученные путем соответствующих расчетов по данным эксперимента с учетом численности подростков 15— 17 лет, проживающих в городах Украины.

Затраты на разработку рекомендаций, в частности заработная плата, определены по средней стоимости одного часа рабочего времени с учетом того, что на исследования и обобщение материалов использована треть годового бюджета времени исполнителей. Стоимость одного посещения врача городской поликлиники, обследования, коррекции взята по данным литературы (А. Ф. Короп). Число единиц предотвращенных затрат подсчитано на основании экспериментальных данных: число случаев предупреждения начальных проявлений близорукости на 1000 подростков в возрасте 15—17 лет равно 80. Предупрежденные затраты, условная экономия и экономический эффект на 1 руб. затрат представлены для максимального и минимального удельного веса подростков в городах. С учетом расходов на разработку условий экономический эффект составил 4,2 руб. на 1 руб. затрат.

Приведенный пример оценки медицинской и экономической эффективности гигиенических исследований свидетельствует о возможности применения указанного подхода к практике оценки значимости результатов научно-исследовательских работ и внедрения вытекающих из них профилактических мероприятий. Естественно, что для получения надежных показателей эффективности необходимы экспериментальная проверка медицинского эффекта рекомендаций (снижение числа случаев заболеваний, осложнений, длительности нетрудоспособности, обращаемости в поликлиники, числа обследований и др.) и выявление возможно более полного

перечня преимуществ, стоимость которых уже определена в специальной литературе.

Возвращаясь к нашему примеру, мы должны сказать, что снижение частоты близорукости у школьников даже на 1 % в условиях крупного города обеспечивает высокий экономический (народнохозяй-

ственный) эффект по предотвращенным затратам. В то_же время улучшение показателей остроты зрения у выпускников школ позволяет каждому из них*значнтельно полнее реализовать свои интересы и возможности при выборе профессии и добиться успехов в трудовой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Богатырев И. Д., Ройтман М. П., : Минакова И. Г. —

Сов. здравоохр., 1969, № 8, с. 3—8. Голубев И. Р., Глотова Г. П., Дубинская И. Д. и др. — Гиг. и сан., 1979. № 12, с. 6—11.

Звиняцковский Я- И. — Там же, № 4, с. 7—11. Короп А. Ф. Оценка эффективности результатов научных исследований и внедрения их в практическое здравоохранение. Метод, рекомендации. Харьков, 1977.

Поступило 25/1С 1980 г.

УДК 617.753.2-064

В. Д. Прошляков, М. Ф. Сауткин, А. В. Чоговадзе, В. Н. Лешко

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ НЕКОТОРЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ И СТЕПЕНЬЮ БЛИЗОРУКОСТИ

# Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова

За последние годы в СССР, как в других высокоразвитых странах, наблюдается тенденция к росту частоты, и степени близорукости у лиц молодого возраста.

В институте им. Гельмгольца проведены исследования, в результате которых выявлено 3 фактора, способствующих возникновению миопии: слабость цилиарных мышц, наследственная предрасположенность (врожденная неполноценность этих мышц), ослабление соединительнотканных образований глаза (склеры). На начальном этапе развития близорукости наиболее важные два первых фактора, а третий проявляется в стадии развитой миопии ф (Э. С. Аветисов). А. И. Дашевский считает, что для профилактики возникновения и прогрессирования близорукости следует рационально сочетать продолжительность зрительной работы, особенно на близком расстоянии, и отдыха. Среди учащихся, которые чередуют учебные занятия с прогулками, реже встречаются близорукие.

По мнению А. И. Каплан, в общем комплексе мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования близорукости учащихся ведущее место должно занять правильно организованное физическое воспитание. По данным О. В. Ковалевой, а также А. И. Кирилличева и Л. П. Степанн-щевой, большая учебная нагрузка и многочасовая работа студентов с книгой нередко вызывает зрительные расстройства, а рациональное сочетание учебной нагрузки с занятиями физкультурой пре-Л дупреждает их.

Число студентов с миопией средней и высокой степени в специальном учебном заведении составляет, по данным различных авторов, 11 % и более, что во многом зависит от специфики обучения в ву-

зе и последующей деятельности выпускников. При анализе процентного состава специальных медицинских групп по нозологическим формам миопия занимает первое или второе место (В. А. Моргачев и соавт.; М. Ф. Сауткин; А. В. Чоговадзе; Н. В. Петров и соавт., и др.) Выяснение причин развития близорукости заставляет медиков искать связь между появляющейся или прогрессирующей близорукостью и самыми различными отклонениями в состоянии здоровья. В. Ф. Уткин и Н. М. Костин, изучая остроту зрения и рефракцию глаз у 1021 призывника, отметили, что у юношей среднего роста миопия встречается реже, чем у их сверстников выше среднего и ниже среднего роста (данные статистически недостоверны). У юношей с миопией эти авторы выявили почти в 2 раза чаще, чем у лиц с нормальным зрением, такие нарушения, как грыжи, опущение органов брюшной полости, расширение паховых и пупочных колец, сколиозы и плоскостопие.

Обследуя 2281 абитуриента и студента I курса медицинского института, В. Ф. Уткин и Н. М. Костин установили, что лица 17—18 лет с миопией средней и высокой степени имели в анамнезе хронические заболевания в 2 раза чаще, чем лица с миопией слабой степени.

В данной работе мы хотели выяснить, существует ли зависимость между степенью миопии и некоторыми показателями физического развития и уровнем общей физической работоспособности у студенток I—II курса Рязанского медицинского института, так как подобных данных в доступной литературе мы не нашли. При анализе использовали результаты двух врачебных обследований студенток, проведенных в начале I и в конце II курса. Антропо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.