Научная статья на тему 'Эффективность управления научно-образовательным комплексом в высшем образовательном учреждении РФ'

Эффективность управления научно-образовательным комплексом в высшем образовательном учреждении РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ВУЗ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА / КОЭФФИЦИЕНТЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА / INNOVATION / INNOVATIVE HIGH SCHOOL / A COMPREHENSIVE EVALUATION OF AN INNOVATIVE UNIVERSITY / THE COEFFICIENTS OF THE EVALUATION OF AN INNOVATIVE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Ю. П.

Эффективная инновационная деятельность высшего образовательного учреждения обусловливает предложение потребителям ценности, что, в свою очередь, обеспечивает рост доходов и инвестиционной привлекательности высшего образовательного учреждения при достижении: рентабельности инвестиций в разработку и развитие новых образовательных продуктов/услуг; роста доходов от существующих и новых целевых сегментов рынка; эффективного управления затратами на протяжении всего жизненного цикла продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective innovation leads to higher educational institutions offer consumers value, which in turn provides increased income and investment attractiveness of higher education institutions in achieving: return on investment in research and development of new educational products / services, increase revenue from existing and new target market segments, effective cost management throughout the life cycle of products.

Текст научной работы на тему «Эффективность управления научно-образовательным комплексом в высшем образовательном учреждении РФ»

Эффективность управления научно-образовательным комплексом в высшем образовательном учреждении РФ Куликова Ю.П.

Соискатель ученой степени к.э.н.

ГБОУ ВПО «Финансово-Технологическая Академия»

Аннотация:

Эффективная инновационная деятельность высшего образовательного учреждения обусловливает предложение потребителям ценности, что, в свою очередь, обеспечивает рост доходов и инвестиционной привлекательности высшего образовательного учреждения при достижении: рентабельности инвестиций в разработку и развитие новых образовательных продуктов/услуг; роста доходов от существующих и новых целевых сегментов рынка; эффективного управления затратами на протяжении всего жизненного цикла продуктов.

Ключевые слова:

Инновации, инновационная деятельность, инновационный вуз, комплексная оценка деятельности инновационного вуза, коэффициенты оценки деятельности инновационного вуза.

Kulikova J.P.

Effective management of scientific and educational complex in the higher educational institution of the Russian Federation Applicant degree of Ph.D.

"Financial and Technology Academy

Annotation:

Effective innovation leads to higher educational

institutions offer consumers value, which in turn provides increased income and investment attractiveness of higher education institutions in achieving: return on investment in research and development of new educational products / services, increase revenue from existing and new target market

Keywords:

Innovation, innovation, innovative high school, a comprehensive evaluation of an innovative university, the coefficients of the evaluation of an innovative university.

По мнению автора, для завоевания лидирующих позиций по подготовке экономистов и управленцев для предприятий отраслей экономики Московского региона, руководству Института необходимо уделить особое внимание дифференциации своих образовательных продуктов и услуг по нескольким ключевым направлениям:

• адаптация будущих специалистов к требованиям и условиям работы на отечественных предприятиях, а также для работы в иностранных компаниях и за рубежом, что актуально в настоящее время (все большая доля студентов ориентирована на стажировку и работу за границей);

• обеспечение высокого уровня общей компьютерной грамотности и овладения преподавателями, студентами и аспирантами современными компьютерными программами в избранной области специализации;

• высокое качество образовательных услуг;

• подготовка кадров высшего управленческого звена для компаний и

фирм, которые по роду своей деятельности должны активно участвовать в обеспечении инновационного пути развития национальной экономики (финансово-промышленные группы, крупные коммерческие банки, промышленные предприятия, органы государственного и

муниципального управления и т.д.);

• подготовка специалистов, ориентированных на перманентные инновации, что характерно для финансово-экономической и управленческой сфер деятельности.

Высшим образовательным учреждениям требуются научные работники и профессорско-преподавательский состав, постоянно повышающий свой профессиональный уровень. Требования к компетенциям могут изменяться с

возникновением новых научных концепций и появлением новых сегментов рынка. Однако главным здесь является гармоничное сочетание компетенций из различных отраслей науки. Важнейшей ключевой компетенцией становится способность высшего образовательного учреждения работать совместно с учеными различных направлений и интегрировать базы знаний. Для решения этих сложных задач в Королевском институте управления, экономики и социологии проводятся научные и научно-практические конференции, симпозиумы, совместные научно-исследовательские

семинары, мастер-классы, психологические тренинги.

Автором проанализированы наиболее значимые результаты

самообследования Института, используемые для разработки

сбалансированной системы показателей (ССП).

Таблица 1- Средние показатели успеваемости студентов ГБОУ ВПО Московской области «Королевский институт управления, экономики и социологии»

Курс 2006-2007 учебный год 2007-2008 учебный год 2008-2009 учебный год 2009-2010 учебный год 2010-2011 учебный год

1 курс 3,79 3,86 3,92 3,91 3,94

2 курс 3,91 3,82 3,92 4,13 4,14

3 курс 4,03 4,04 3,99 3,94 3,96

4 курс 4,28 4,29 4,27 4,09 4,19

5 курс 4,04 4,0 4,06 4,05 4,11

Среднее 4,01 4,01 4,03 4.02 4.07

Анализ показателей, приведенный в таблице 2, показывает, что в целом успеваемость студентов в Институте улучшается от младших курсов к старшим. Это объясняется недостаточной базовой подготовкой выпускников общеобразовательных школ, особенно по дисциплинам цикла ЕН (математика, физика, информатика). К старшим курсам часть неуспевающих студентов отчисляется, а часть из них, в ходе обучения на младших курсах,

восстанавливает базовый уровень подготовки, необходимый для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

С 2006 по 2010 годы общий выпуск составил 1723 человек, из них 764 -по очной и 959 - по заочной форме обучения. Из всех выпускников получили диплом с отличием 187 человек, что составляет 10,8 %.

Нами предложено повысить роль научных руководителей на всех этапах подготовки выпускных квалификационных работ, обратить внимание на культуру устного ответа и готовность выпускников к публичным выступлениям, приглашать на защиту дипломов рецензентов, проводить выставки лучших дипломных работ.

В соответствии со стратегией развития в Институте разработана система менеджмента качества (СМК). Целевая форма подготовки специалистов с высшим образованием позволяет учесть требования предприятий и организаций к качеству обучения; при этом студенты проходят производственную и преддипломную практики на предприятиях, направивших студентов на обучение в институт, выполняют курсовое и дипломное проектирование по заявкам с производства, результаты данного исследования представлены нами в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика востребованности выпускников

ГБОУ ВПО Московской области «Королевский институт управления, экономики и социологии»

Год Процент трудоустроенных выпускников Процент заявок на подготовку от количества выпускников Процент выпускников, состоящих на учете в службе занятости Процент выпускников, работающих в регионе

2006 100% 24% 0 100%

2007 100% 17% 0 100%

2008 100% 22% 0 100%

2009 100% 23,2% 0 100%

2010 100% 26,4% 0 100%

Институт сумел обеспечить 100% -ное трудоустройство своих выпускников в Московском регионе за счет тесного взаимодействия с Администрациями городов Королев и Юбилейный, Министерством финансов Московской области, Министерством экономики Московской области, ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ООО «Центр безопасности информации», ФГУП «Научно-производственное объединение измерительной техники», ОАО «Центральный научно исследовательский институт машиностроения».

Автором сделан вывод о том, что существующие механизмы контроля качества подготовки специалистов в Институте отвечают требованиям руководящих документов и Государственных образовательных стандартов, что подтверждается результатами оценки качества подготовки студентов.

Разработанная и внедренная в действие в Институте система менеджмента качества обеспечивает взаимодействие с потребителями, поставщиками и другими организациями (партнерами) для достижения основной цели в области качества - предоставления образовательных услуг, полностью удовлетворяющих требованиям потребителей.

Анализируя организацию научно-исследовательской работы Института, следует сказать о том, что она проводится профессорско-преподавательским составом вуза, сотрудниками учебно-научных и научноисследовательских лабораторий института с участием студентов и привлечением научного потенциала градообразующих предприятий, что позволяет ориентировать учебный процесс не просто на передачу знаний, но и на самостоятельное овладение базовыми компетенциями, приобретение знаний самостоятельным путем. Это достигается в процессе интеграции фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, учебного процесса и производства. Объем финансирования научноисследовательских работ за последние пять лет составил 22048 тысяч рублей.

Исключительно важно, что научно- исследовательская деятельность в Королевском институте управления, экономики и социологии проводится путем интеграции фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, учебного процесса и производства. Следует также отметить, что объем финансирования научно-исследовательских работ, выполняемых в основном для нужд Московской области, за последние пять лет составил 22048 тысяч рублей.

Таблица 3- Сведения по научно-исследовательским работам ГБОУ ВПО Московской области «Королевский институт управления,

экономики и социологии»

Вид выполненных тем Источник финансирования Годы

2006 2007 2008 2009 2010

Количество тем Объем финансирования яи м не ат о н и бс у р = н сл и ыо « Объем финансирования (тыс. руб.) Количество тем Объем финансирования Количество тем Объем финансирования (тыс. руб.) Количество тем Объем финансирования

Прикладные Средства субъектов РФ, местных бюджетов 0 0 1 500 0 0 2 2000 1 250 0

Средства различных российских научных фондов (РФФИ, РГНФ) 0 0 0 0 1 70 0 0 0 0

Средства хоздоговоров 0 0 0 0 0 0 0 0 2 300

Собственные средства 0 0 0 0 0 0 5 1048 0 0

Всего 0 0 1 500 1 70 7 3048 3 280 0

Разработки Средства субъектов РФ, местных бюджетов 3 1Л г- о 2 2250 4 4190 0 0 1 250 0

Средства других Министерств 0 0 0 0 0 0 0 0 1 01 0

Средства различных российских научных фондов (РФФИ, РГНФ) 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Средства хоздоговоров 0 0 0 0 1 59 0 0 1 25

Собственные средства 0 0 0 0 0 0 5 386 2 327 0

Всего 3 175 0 2 2250 5 4249 5 386 5 699 5

Итого 3 175 3 2750 6 4319 12 3434 8 979

0 5

На единицу научно-педагогического персонала 13, 5 14,9 19,4 16,4 ©С ^5 Г--

Автором делается вывод о том, что успешная научно-

исследовательская деятельность в Институте и хорошие показатели эффективности стали основой для создания шести малых инновационных предприятий. Это говорит об успешном опыте интеграции образования, научной деятельности и бизнеса в данном высшем образовательном

учреждении.

Список литературы:

1. Карлофф Б. Деловая стратегия / Б. Карлофф. - М. : Экономика, 2007. - 239 с.

2. Карнаухов С.Б. Методы анализа и обработки данных для мониторинга

регионального рынка образовательных услуг. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007 - 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.