Канд. экон. наук А. Е. Шкляев
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНЕ
В статье исследуются причины, обусловившие необходимость введения инновационной модели образования, рассматриваются новые модели учебных заведений, предложены различные подходы к определению концепции инновационного вуза.
Ключевые слова и словосочетания: образование, Болонский процесс, инновационный вуз, модели учебных заведений.
Основу государственной политики развития образования составляют Закон «Об образовании в Российской Федерации», введенный в действие с 1 сентября 2013 г., Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751) и Концепция модернизации российского образования (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р), которые определяют развитие данной сферы на долгосрочную перспективу, а также Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России начиная с 2004 г. по настоящее время.
На современном этапе развития России особую актуальность приобретает двуединая задача развития системы образования: обеспечение сохранения и развития трудового потенциала стран и ее регионов, накопленного в дореформенный период, при сохранении и развитии единого образовательного пространства страны.
О степени удовлетворенности качеством современного образования можно судить по данным, приведенным на рис. 1.
Затруднились т-г
^ Полностью
ответить, 12%
удовлетворены, 7%
Совсем не удовлетворены, 6%
^ Скорее
Скорее с
удовлетворены, 47%
не удовлетворены, 28%
Рис. 1. Удовлетворенность качеством современного общего образования (в % от общего числа опрошенных, имеющих детей школьного возраста в России)1 Задача современной образовательной политики - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы, позволяющих
1 Источник: Варламова С. Н. Уровень и качество жизни в России: оценка населения. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lawinrussia.ru/node/28290
социальной системе эффективно удовлетворять собственные потребности и адекватно реагировать на вызовы внутренней и внешней среды.
Особая значимость обновления профессионального образования состоит в том, что эта сфера призвана формировать рыночный потенциал рабочей силы, отвечающий современным качественным требованиям. К социально-экономическим факторам, требующим обновления системы профессионального образования, относятся формирование новых отношений собственности; дифференциация доходов, интересов и потребностей населения; сокращение финансирования образования из федерального и местного бюджетов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, разработанной с участием федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, экспертных научных сообществ, организаций и утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, говорится, что необходимое условие для формирования инновационной экономики - модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Но если проанализировать данные, приведенные на рис. 2, то можно сделать вывод, что в условиях существенного обновления кадрового состава НПР вузов затраты средств, выделенных федеральным бюджетом на эти цели, на протяжении ряда лет остаются неизменными.
2011 2012 2013
■ Финансирование, предусмотренное в рамках программ развития вузов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет"
■ Финансирование, предусмотренное в рамках программ развития федеральных университетов
■ Средства федерального бюджета на повышение квалификации научно-педагогических работников ВПО (вузов, находящихся в ведении Минобрнауки России)
■ Средства федерального бюджета на повышение квалификации научно-педагогических работников СПО
Рис. 2. Финансирование программ образования, предусмотренных федеральным бюджетом1 (в млн руб.)
Развитие России не имеет шансов на успех без перестройки системы образования, в первую очередь высшего, и сохранения лучших традиций совет-
1 Составлено по данным Министерства образования и науки Российской Федерации.
ского образования, которые должны быть развиты с тем, чтобы готовить конкурентоспособные кадры для новой российской экономики. Государство должно корректировать спрос рыночными методами. Если у государства и общества есть потребность в учителях и врачах, нужно не просто финансировать педагогические и медицинские вузы, а резко повысить учителям и врачам зарплату. Иначе средства на подготовку будут потрачены впустую, так как выпускники не пойдут работать по полученной специальности. Надо уйти от привычных для сырьевой экономики масштабов «образованности» и изменить ее структуру в направлении, адекватном задачам инновационного прорыва. Российских вузов должно стать меньше, отбор в них - жестче, а самим им вновь стать центрами образования, а не непринужденной социализации.
Вузы должны получить большую свободу в определении учебного плана и организационной структуры, кадровых вопросах. Как и в других отраслях экономики, рынок должен определять, какой продукт он хочет получить, а производитель - найти эффективную технологию для его производства. Для высокой прибыли в конкурентной экономике нужно постоянно повышать эффективность, придумывать что-то новое. Но если отгородиться от конкуренции, например, торговыми барьерами, можно получать прибыль и так. В образовании и науке ситуация аналогична: если измерять достижения внутри страны, проблем почти нет, но стоит только посмотреть на иностранных конкурентов - налицо резкое отставание.
Нужно позволить хотя бы десяти - двадцати ведущим вузам экспериментировать со структурой управления и учебных планов. Нельзя жестко навязывать российским вузам европейские правила игры: нужно следовать духу болонских соглашений, а не принятому во многих европейских странах способу их реализации. Конечная цель Болонской конвенции - не унификация образования, а мобильность студентов и преподавателей, конкуренция между вузами. Именно в этом состоит попытка Европы наверстать отставание от США, которые выигрывают за счет разнообразия форматов, гибкости и конкуренции. Мы не можем просто заменить пятилетнюю подготовку специалиста на двухуровневую.
Болонский процесс призван обеспечить взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, повышение привлекательности и конкурентоспособности европейского образования.
Существует и активно сотрудничает со структурами Болонского процесса Европейская сеть по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), членами которой являются 42 агентства (ассоциации), занимающихся оценкой качества образования в различных сферах и странах Европы.
В рамках реализации Болонского процесса разработаны рекомендации по взаимному признанию квалификаций:
- уделять основное внимание результатам образования и приобретаемым компетенциям, а не срокам обучения и названиям читаемых курсов;
- развивать сотрудничество между вузами, ведущее к получению совместных степеней и других форм автоматического признания, что повышает уровень доверия между вузами и способствует взаимному признанию квалификаций;
- обеспечивать максимальную и адекватную информированность общественности относительно содержания образования в странах и конкретных
вузах;
- учитывать необходимость внешнего признания при разработке процедур обеспечения качества высшего образования;
- стремиться к информированности профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала, студентов в вопросах признания квалификаций и соответствующих документов о высшем образовании.
К приоритетным направлениям модернизации образования (они во многом отражают ожидания не только образовательного сообщества, но и общества в целом) относятся:
- развитие системы непрерывного профессионального образования;
- повышение качества профессионального образования, его соответствия потребностям экономики и социального развития;
- создание равных стартовых возможностей для детей в получении образования и рост доступности качественного общего образования;
- повышение инвестиционной привлекательности системы образования.
На данном этапе реформирования образования его основное направление - кардинальное обновление содержания образования и его экономики, а главная задача - повышение доступности, качества и эффективности образования. Государство много делает по этим направлениям, но неразвитость механизмов взаимодействия системы образования, рынка труда и общественных институтов, неэффективность методов осуществления выбранных приоритетов тормозят этот процесс.
Старые иерархически-бюрократические формы с ростом интерактивной плотности связей между вузом, специалистом и работодателем, переходом к сервисному обществу не выдерживают новых требований, так как многие их качества сориентированы на стабильность отношений, препятствуют изменениям, развитию индивидуальной и коллективной квалификации, быстрому созданию новых, оригинальных ключевых компетенций. Крупные классические университеты реорганизуются с целью достижения/расширения глобальной деятельности (в основном попытки вхождения в открытое образовательное пространство осуществляются через стратегию е-Ьеагш^). Переход на ЕГЭ ведет к тому, что небольшие вузы будут исчезать. Единственный способ выжить - войти в состав популярного бренда - крупного университета. Слияния-поглощения касаются не только вузов на периферии. Например, Московский университет пищевых производств недавно присоединил к себе Московский государственный университет прикладной биотехнологии и Государственную академию инноваций; РЭУ им. Г. В. Плеханова - РГТЭУ и Саратовский социально-экономический университет, и такие примеры можно продолжить.
С одной стороны, студенты, чьи мелкие вузы вливаются в структуру крупных брендов, только выиграют - получат диплом не провинциального института, а известного университета, а с другой - при слиянии местная учебная инфраструктура может быть ликвидирована из-за малочисленности сту-
дентов, которым теперь придется переезжать в областной город. Например, Сибирский федеральный университет закрыл свои филиалы в Норильске, Дудинке, Канске и др. Филиалы там маломощные, а численность контингента такова, что головной вуз может справиться самостоятельно. Логичное решение проблемы - переход на дистанционную форму обучения по следующим основаниям: географическая региональная общность; дифференциация по продуктам (программы сертификата, диплома, МВА, сеть по обучению английскому языку, программы высшего образования, консорциум по реализации президентской программы и т. п.); степень приверженности миссии (консолидация миссий); участие в других сетях и т. д.
Все сказанное выше требует формирования новых, адекватных современным требованиям моделей учреждений образования. Одна из таких моделей - Открытый университет, способный выполнять в современном обществе знаний функции, необходимые для формирования человеческих ресурсов, наиболее востребованных с развитием современных технологий. Основная цель такого университета как образовательного учреждения - стремление к знаниям - становится достижимой благодаря плодотворной работе в двух взаимосвязанных областях деятельности: обучение как таковое и научные исследования. Университет - учреждение, в котором подача знаний происходит исключительно в параллели с деятельностью, направленной на приобретение знаний посредством их обсуждений и науки.
По сравнению с традиционным (массовым) Открытый (виртуальный) университет показал себя более эффективным в решении таких задач, как1:
- разработка теории по повышению уровня знаний (исследований), основанная на открытом диалоге различных представлений о мире;
- корректировка интеллектуальных, диагностических методов и методов планирования, что делает их более приспособленными к постоянным изменениям, происходящим в мире;
- развитие индивидуумами собственных способностей;
- максимальное обеспечение соответствия целей, стоящих перед институтами образования, потребностям социально-культурного и экономического развития;
- выдвижение достойного предложения на спрос на интеллектуальные ресурсы со стороны производственных сил.
При разработке идеальной модели Открытого университета необходимо учитывать следующие принципы: свободу и автономность, ставку на формализованные знания, научную компетентность. Эти ценности способны обеспечить образование, основанное на научных исследованиях и осуществляемое в рамках учебных программ, которые могут дать соответствующий ответ познавательным потребностям учащихся.
Другая модель учебного заведения, обеспечивающего получение непрерывного профессионального образования, - создание сетевых учреждений образования. В России имеется положительный опыт их создания, хотя и единичный. Например, открытый образовательный консорциум ЛИНК (иннова-
1 См.: Бриганти А., Хоминич И. П. Инновационная модель Открытого университета // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 3 (39).
ционный сетевой проект) объединяет 75 учебных заведений. Его миссия - развитие организационно-управленческой культуры и системы открытого образования в России на основе передовых мировых технологий обучения и глобальной сети региональных партнеров - сформулирована задолго до создания разветвленной сети - на начальном этапе развития организации.
Современная гуманитарная академия (СГА) - крупнейший вуз на территории России, СНГ и Европы - проводит обучение 160 тыс. студентов в 10 странах. Из ее стен вышло более 100 тыс. дипломированных специалистов. СГА - первый вуз, внедривший в повседневную практику обучения информационно-коммуникационные и спутниковые технологии, сделавшие для многих людей высшее образование доступным по месту проживания.
В СГА налажено индустриальное производство учебных материалов (образовательного контента), опирающееся на результаты многочисленных экспериментальных исследований в области психологии обучения.
В условиях региона целесообразно создание корпоративного образовательного учреждения, обеспечивающего удовлетворение рынка потребностей в специалистах скоординированным использованием сети действующих образовательных учреждений региона и организацией системы дополнительного образования, направленной на приобретение компетенций в сферах, которые не охватывают указанные выше учреждения.
Особенно привлекателен в системе сетевого вуза диапазон обслуживания, охватывающий всю возрастную вертикаль человека - начиная от детского и кончая преклонным возрастом. Это создает условия для вовлечения в активную инновационную деятельность всех заинтересованных лиц независимо от возраста и дает определенную свободу для более оперативного решения задач целевой подготовки кадров; целевой подготовки квалифицированных рабочих кадров; развития системы целевой профориентации и повышения творческой активности молодежи, доступной для всех специальных групп населения, начиная с дошкольного возраста; создания многопрофильной системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Стратегия развития многих учебных заведений сегодня включает сетевую характеристику, так как традиционные иерархические и бюрократические формы организации и управления во многих случаях не отвечают возросшим требованиям к организации непрерывного образования относительно их способности к быстрым изменениям, обучению и модернизации. Поэтому вузы все чаще экспериментируют в области развития своих структур и процессов. Особое внимание уделяется созданию сетеобразных структур.
В экономике под сетевой организацией понимается идеальный организованный тип, характеризующийся структурой свободно связанной сети принципиально равноправных и независимых партнеров. Вследствие ограниченности собственных ресурсов автономные члены сети для достижения общих целей постоянно прибегают к политике коллективного самоограничения. При этом могут возникать иерархические и демократические сетевые формы, функционирующие на базе консенсуса и на ограниченные сроки. Главное усилие сетевой структуры направлено на сохранение различий между отдельными партнерами (и тем самым разнообразия их ресурсов) при одновременном
признании ими коллективных ценностей и стремлении к достижению общих целей путем активного включения в процессы принятия решений.
Развитие сетевых организаций обусловлено следующими факторами:
- изменения внешней хозяйственной и общественно-политической обстановки в условиях обостряющейся конкуренции ставят под сомнение многие устоявшиеся представления и требуют растущих инновационных усилий;
- сложившиеся организационно-управленческие формы с их незыблемостью и инерционностью нередко ведут к кризисам, грозящим самому существованию фирм. Многочисленные слияния, на которые партнеры возлагают большие надежды, являются яркой иллюстрацией мероприятий по разрешению подобных кризисов;
- переоценка ценностей (вернее, их обесценение) требует от работников большого напряжения душевных сил. При этом необходимы радикальные инновации в области организационно-управленческих форм (второй субъективный фактор предпринимательской среды);
- сотрудники в связи с изменениями ценностных представлений и более высоким образовательным уровнем ожидают и более полного учета своих индивидуальных способностей и запросов по сравнению с практикой на традиционных предприятиях.
Трудности, выявившиеся при внедрении сетевых принципов организации производства в России, указывают на существование определенных границ для «безграничных» организаций, которые обусловлены двумя основными причинами: 1) сетевая организация нарушает ряд сложившихся принципов управления; 2) процесс формирования сетевых компаний характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта: управленческие принципы для новых компаний и организационных структур еще не уточнены и не апробированы в достаточной степени, а потому не могут служить прочным фундаментом для развития данной организационной формы.
В образовании по мере развития сетей знаний стало возможным появление образовательных сетей. Как следствие постепенного развития данного процесса, существующая закрытая образовательная среда будет заменена открытой образовательной средой, состоящей из сетей знаний. Открытые образовательные сети могут создаваться только из обучающихся (самообучающихся) организаций. Это требует специальной работы по постоянному наращиванию человеческого интеллектуального капитала - уникальных коллективных навыков и возможностей всех работников. Непрерывная переподготовка персонала должна способствовать возвышенному пониманию ценности, внутренней значимости труда в противовес отношению инструментальному.
Пониманию природы образовательных сетей способствует использование «треугольника Скирмы». Он фиксирует структуру сетей знаний как объединение развитых человеческих сетей, электронных сетей и стратегий сотрудничества. Необходимое условие такого объединения - развитие собственно знаний, технологий выработки стратегических решений и их реализации, технологий управления человеческими отношениями и сетевыми электронными коммуникациями, а также виртуальный характер деятельности. Но наличие сети знаний - лишь необходимое, но недостаточное условие формирования
образовательных сетей, направленных на создание специфической образовательной услуги. Для этого следует сформировать управленческо-админи-стративные, финансовые и маркетинговые сети. Их объединение условно можно назвать «бизнес-сети». Создание таких сетей также достигается через управление знаниями, специфическими технологиями и виртуализацией деятельности. И только объединение этих треугольников как взаимоинтегриро-ванных частей образует образовательную сеть.
Степень виртуализации становится организационной характеристикой. Под образовательной сетью (виртуальный университет - частный случай) подразумевают практически самостоятельные в правовом отношении, но частично зависимые в экономическом отношении учебные заведения. На основе общих целей они поставляют на рынок определенные образовательные услуги. С созданием виртуальных сетевых организаций перед учебными учреждениями открываются огромные возможности для установления новых форм сотрудничества - от уровня студента до уровня учреждения - через электронные средства общения, которые могут радикально изменить как возможности доступа к образованию, так и сам образовательный процесс.
Виртуальность становится ключевой составляющей управленческой компетентности организации, которая необходима для управления сетями и охватывает распределение ресурсов, управление знаниями, маркетинг, управление людьми, а также другие управленческие способности.
Границы сети достаточно размыты, поскольку сеть включает в сферу своего влияния достаточно обширный круг заинтересованных субъектов (stakeholders).
В модели сетевого учебного заведения:
- непосредственное обучение основывается на создании сети филиалов, как в России, так и за рубежом;
- учебные заведения, входящие в сеть, приобретают программы и курсы базового вуза, самостоятельно ведут обучение и присваивают квалификацию. Экстремальный принцип формирования преподавательского состава распространяется и на формирование студенческих сообществ;
- учебное заведение является партнером базового вуза, обеспечивая все необходимые для организации учебы процессы непосредственно на месте, т. е. оно выступает как куратор (наставник);
- осуществляется валидация качества, т. е. подтверждение того, что все вузы, входящие в сеть, удовлетворяют требования внешнего потребителя образовательной услуги;
- сетевой бренд сильно зависит от локального имиджа и локальных услуг.
Управление качеством в разнородной сетевой структуре осуществляется на основе стандартов. К объектам внутрисетевых стандартов относятся квалификация персонала (в частности, тьюторов); образовательные программы и курсы; учебные материалы; учебные центры; системы управления организацией (включая системы управления качеством); системы администрирования; использование торговой марки и т. д.
Данная модель может быть реализована в рамках следующей технологии сетевых организаций:
- формальная модель включает в себя аренду площадей в существующем учебном заведении, отличается гибкостью и экономичностью, но имеет недостаток, так как внешние студенты ощущают низкую степень принадлежности к центру;
- модель партнерства предлагает учебному заведению передавать часть деятельности по поддержке студентов другому учебному заведению. Студенты одновременно являются студентами сети и базового института, где определены общие интересы;
- аккредитационная модель дает возможность использовать ресурсы базового учебного заведения, которых может не хватать в системе сети отдельным вузам, позволяет при продвижении услуг опираться на эти ресурсы. При этом наблюдается высокая степень преданности у студентов. Возможна ситуация, когда учебный центр берет на себя часть функций по администрированию, контролю и т. д.;
- региональная модель похожа на модель партнерства. Однако некоторые специфические характеристики наделяют ее самостоятельными правами, такими, как особый статус в масштабах города либо региона; возможность иметь широкий доступ для местных жителей; быть частью либо центром различных сетей;
- корпоративная модель может быть реализована в виде корпоративного центра с особыми программами, направленными на обучение и тренинг персонала. Иногда компании делают свои центры открытыми для других учебных заведений, которые используются центром как провайдеры;
- региональный центр может включать в себя набор моделей и различные функции. Центр может осуществлять управление другими центрами и делегировать им полномочия по поддержке студентов или стать центром, который повышает свою ответственность и статус вплоть до официального контроля над неакадемическим персоналом других центров.
Своеобразный прообраз сетевых учебных заведений - федеральные университеты на базе крупных областных университетов. Подобные слияния и поглощения нередко сопровождаются скандалами и протестами. Например, студенты и преподаватели Всероссийского заочного финансово-экономического института провели у здания Минобрнауки акцию протеста против присоединения к Финансовому университету при Правительстве РФ. Не менее активно протестовал коллектив РГТЭУ против присоединения к РЭУ им. Г. В. Плеханова. Все это указывает на необходимость сбалансированного и взвешенного подхода к перестройке системы непрерывного образования.
Список литературы
1. Бриганти А., Хоминич И. П. Инновационная модель Открытого университета // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 3 (39).
2. Карташов С. А., Одегов Ю. Г., Шаталов Д. В. Развитие таланта и модернизация образования : монография. - Тверь : СФК-офис, 2012.