-►
Экономика и управление в образовании
УДК 001.895
И.В. Скворцова, О.В. Федорец
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА
В последнее время в России в значительной мере возрос интерес к исследованию особенностей развития инновационной деятельности высшей школы, а также все большее внимание уделяется процессу внедрения результатов научных исследований и разработок с использованием механизмов инновационной деятельности вуза.
При этом поддержанию и развитию инновационного потенциала вузов уделяется значительное внимание на государственном уровне. Подтверждением служит значительное количество федеральных программ, направленных на повышение качества подготовки специалистов, развитие исследовательской и технологической базы вузов, рост их инновационной активности, среди них:
— создание сети национальных исследовательских университетов;
— стимулирование кооперации вузов и бизнеса;
— привлечение в университеты лучших ученых мира;
— развитие инновационной инфраструктуры.
Сегодня существует также множество финансовых механизмов поддержки деятельно -сти малых инновационных предприятий (МИП), создаваемых на базе вузов в рамках ФЗ-217 [2], на государственном уровне:
— федеральные программы фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «Старт» и «Развитие», направленные на оказание прямой финансовой поддержки МИП, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий;
— региональные субсидии хозяйственным обществам Санкт-Петербурга, создаваемым
высшими учебными заведениями, бюджетными научными учреждениями и академическими институтами;
— региональные конкурсы на право получения грантов Санкт-Петербурга в сфере научной и научно-технической деятельности;
— международные программы, направленные на стимулирование деятельности МИП (например, БМР1 СВС).
В обмен на оказываемую поддержку государство ждет от вузов прорыва по приоритетным научным направлениям и повышения престижа российского образования на международном уровне. Но здесь надо отметить, что процесс управления и коммерциализации результатов инновационной деятельности становится возможным только при существовании определенных условий, предпосылок, сформированных не только государством, но и самим вузом. При этом выделение приоритетов в научно-инновационной деятельности вуза невозможно без создания определенной системы инструментариев, оценочных показателей как основы получения информации для дальнейшего принятия обоснованных решений при разработке инновационных стратегий вуза.
Вуз как инновационно-ориентированный элемент национальной инновационной системы создает новшества во всех сферах своей деятельности: в сфере образования это подготовка специалистов для различных отраслей национальной экономики; в научном секторе — разработка научно-технической продукции для общественного производства, а следовательно, должен обладать значительным инновационным потенциалом.
Инновационный потенциал вуза (ИПВ) представляет собой сбалансированную сово-
купность материального, технологического, кадрового, научно-исследовательского, финансово-экономического , информационного, интеллектуального, инфраструктурного потенциалов, которые могут быть приведены в действие для реализации инновационной стратегии вуза при оптимальном использовании инновационных ресурсов [4].
Оценку инновационного потенциала вуза проводят с целью определения достаточности у вуза финансово-экономических ресурсов для обеспечения не только инновационной, но и текущей деятельности.
На сегодняшний день известны различные подходы к оценке инновационного потенциала.
Так, оценка ИПВ может производиться по схеме «ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П)», при этом под проектом подразумевается выпуск и реализация нового продукта (услуги), направления деятельности. Оценка осуществляется в двух направлениях: частная оценка готовности вуза к реализации одного нового проекта и интегральная оценка текущего состояния вуза относительно всех или группы уже реализуемых проектов.
Состояние интегрального инновационного потенциала (П) определяется состоянием совокупности потенциалов проектов: П = (Пь П2, ..., П„). Состояние потенциала каждого проекта зависит от объема, качества, своевременности и экономичности всех производственных и управленческих функций: П; = (Ф1г, Ф2;, ..., ФШ!). Состояние каждой функции зависит от состояния всех требуемых ресурсов: Ф, = (Рц, ..., Рк^ [5].
Недостатком данного подхода является отсутствие четких критериев оценки ИПВ, методов его расчета и возможности практического применения.
Еще один подход к оценке ИПВ — детальный. Процедура оценки весьма трудоемка, однако позволяет получить системную и полезную информацию для эффективного управления инновационной деятельностью и выявления дополнительных возможностей. Существует следующий алгоритм оценки ИПВ при детальном подходе:
1) описание проблемы развития;
2) постановка задачи, входящей в программу решения проблемы;
3) описание системной модели деятельности (раскрывается внутренняя среда, внешняя
среда, группы факторов влияния на инновационную деятельность);
4) оценка ресурсного потенциала относительно поставленной задачи;
5) оценка организационного потенциала;
6) оценка способности достигать заданные результаты деятельности;
7) определение интегральной оценки потенциала, формулировка общих выводов по анализу;
8) формирование задания на разработку проекта.
Можно выделить еще один подход к оценке ИПВ - метод экспертных оценок, суть которого заключается в том, что группе экспертов - ведущих специалистов предлагается перечень параметров, по которым они оценивают состояние инновационного потенциала. Инновационный потенциал рассматривается как совокупность критериев, отражающих ресурсы организации, генерацию знаний и идей, управление и инфраструктуру. Особенность подхода заключается в экспертной оценке инновационного потенциала и его сравнении с инновационной активностью. Недостатком данного подхода является анализ показателей исключительно научно-исследовательской деятельности и отсутствие учета результатов других сфер.
Таким образом, существуют различные подходы к оценке инновационного потенциала высших учебных заведений, которые в основном построены на результатах научно-исследовательской деятельности и не имеют единообразия в оценках критериев. Данный факт свидетельствует о необходимости разработки и принятия единой методики интегрированной оценки инновационного потенциала на основе системного подхода, отражающего результаты различных сфер деятельности вуза, с учетом ресурсного обеспечения и особенностей воздействия внешней среды (рис. 1). Пример подобной методики приведен в работе Е.М. Богдановского [3].
Как видим, основные сферы деятельности вуза — образовательная, научно-исследовательская и административно-управленческая; ресурсное обеспечение — кадровое, материально-техническое и финансовое. Под внешней средой понимается региональная инновационная инфраструктура.
Каждой группе характеристик соответствует определенный набор критериев.
Рис. 1. Совокупность групповых характеристик инновационного потенциала вуза
1. Образовательная деятельность вуза (ОД):
— обеспечение возможности обучения студентов по двухуровневым программам высшего образования, разработка и внедрение новых образовательных технологий;
— введение новых специальностей и дисциплин для удовлетворения потребности экономики в соответствующих специалистах;
— разработка и использование образовательных программ, получивших общественно-профессиональную и международную аккредитацию;
— наличие системы непрерывного образования;
— качество выпускников согласно независимой оценке работодателей.
2. Научно-исследовательская деятельность вуза (НИ):
— проведение международных проектов, конференций, симпозиумов и научных семинаров;
— проведение бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и проектно-аналити-ческих работ;
— издание научных публикаций и отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности;
— создание научных школ на мировом уровне;
— участие профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников в работе научно-внедренческих предприятий, совместных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, технопарков, патентных агентств и иных элементов инновационной инфраструктуры, на базе или с участием вуза;
— количество полученных российских и международных наград, премий в области науки и образования;
— количество научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.;
— учебники, подготовленные ППС вуза и получившие гриф Минобрнауки России и других федеральных министерств и ведомств;
— сведения о доле выполняемых в вузе прикладных научно-исследовательских работ от общего числа выполняемых вузом тем;
— актуализация научной деятельности ППС (число публикаций и их цитируемость в ведущих журналах, отнесенные к единице приведенного штатного состава преподавателей и единице времени);
— организационная активность в научно-исследовательской сфере (объем научных грантов, контрактов, договоров с внешними заказчиками на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени);
— результативность научно-исследовательской деятельности (число зарегистрированных открытий, патентов, сертифицированных разработок на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени);
— объем научных исследований по заказам сторонних организаций.
3. Административно-управленческая деятельность вуза (АУ):
— разработка стратегической программы развития вуза и среднесрочного плана действий;
— выполнение вузом международных, федеральных и региональных проектов;
— наличие элементов системы контроля качества образовательной деятельности вуза (экспертиза, аудит качества образовательных услуг, деятельность УМО и учебно-методических советов);
— стратегические ориентиры, принятые коллективом вуза (оценка внутреннего климата вузовского коллектива).
4. Кадровое обеспечение инновационной деятельности вуза (КО):
— количественная обеспеченность образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза персоналом;
— показатели квалификации научно-педагогических кадров и учебно-вспомогательного персонала (доля докторов и кандидатов наук);
— наличие системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров в области инновационной деятельности;
— количество преподавателей, принявших участие в программах международного обмена;
— количество приглашенных зарубежных профессоров и преподавателей;
— количество преподавателей-практиков;
— количество студентов и аспирантов, привлеченных к реализации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности;
— количество иностранных граждан, обучавшихся в вузе на контрактной основе;
— аспиранты вуза, успешно защитившие кандидатские диссертации (но не позднее одного года после окончания аспирантуры);
— утвержденные ВАК докторские и кандидатские диссертации, защищенные в советах вуза;
— доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50 лет;
— кандидаты наук в возрасте до 30 лет;
— действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук [1].
5. Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности вуза (МТ):
— оснащенность лабораториями и оборудованием для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности;
— обеспеченность персональными компьютерами и возможностью доступа в интернет при проведении учебных занятий;
— обеспеченность научно-исследовательской деятельности новыми информационными технологиями;
— предоставление доступа студентам и сотрудникам вуза к электронным образовательным ресурсам и зарубежным периодическим изданиям;
— наличие общедоступного сайта вуза;
— общее количество единиц хранения библиотечного фонда вуза.
6. Финансовое обеспечение инновационной деятельности вуза (ФО):
— доля вуза в объеме средств, выделяемых Минобрнауки РФ на инновационные образовательные проекты;
— доля средств, полученных на новые разработки в области образования из средств зарубежных грантов;
— доля средств, полученных за выполненные хоздоговоры, связанные с разработкой и внедрением новых технологий образования;
— объем финансирования вуза по федеральным целевым, отраслевым и ведомственным программам и грантам;
— объем продаж научно-технической продукции, разработанной в рамках инновационных проектов;
— использование альтернативных источников финансирования инновационной деятельности;
— средняя заработная плата ППС / средняя заработная плата в регионе;
^Жаучно-технические^едомости^ПбГП^
— объем финансирования проектов научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.;
— численность студентов и аспирантов, привлекаемых на оплачиваемой основе к исследованиям в рамках деятельности инновационных структур;
— объем финансирования из внебюджетных средств вуза инициативных инновационных проектов в образовательной и научной сферах.
7. Региональная инновационная инфраструктура (ИС):
— соответствие цели инновационного проекта вуза приоритетам социально-экономического развития региона, стратегиям и программам регионального и национального развития;
— наличие системы целевой подготовки и повышения квалификации для экономического кластера, разработка целевых программ с участием работодателей;
— наличие в вузе инновационной инфраструктуры (в т. ч. материально-технической и информационной базы, научных кадров по «прорывным» направлениям и уникальных научных школ, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера и т. д.), интегрированной в пространство региона;
— объем выполняемых на базе инновационной инфраструктуры образовательного учреждения работ и услуг;
— количество хозяйственных обществ, созданных вузом;
— количество рабочих мест в созданных инновационной инфраструктуре и хозяйственных обществах;
— количество студентов, аспирантов и представителей профессорско-преподавательского состава, участвующих в работе хозяйственных обществ;
— количество реализуемых созданными хозяйственными обществами проектов, поддержанных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другими организациями, а также объем привлеченных внебюджетных средств;
— количество подготовленных и повысивших квалификацию инновационно-ориентированных кадров для малого и среднего инновационного предпринимательства по программам, разработанным в вузе;
— численность профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза, прошедших стажировки и программы повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий на базе объектов инновационной инфраструктуры ведущих университетов;
— объем высокотехнологичной продукции, созданной с использованием элементов инновационной инфраструктуры вуза.
Предложенная система критериев позволяет оценить инновационный потенциал вуза, как синергетический результат его функционирования во всех сферах деятельности с учетом ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды.
В основу реализации системного подхода положен экспертный метод комплексной оценки инновационного потенциала, предложенный Е.М. Богдановским: через последовательное построение логических матриц, заполняемых экспертом, которым может быть руководитель высшего учебного заведения. Для этого вводится дискретная шкала, состоящая из четырех качественных оценок: плохо (1), удовлетворительно (2), хорошо (3), отлично (4). Каждой оценке соответствует определенный набор требований к образовательной, научно-исследовательской, административно-управленческой деятельности, материально-техническому, кадровому, финансовому обеспечению инновационной деятельности и региональной инновационной инфраструктуры.
С целью получения комплексной оценки уровня инновационного потенциала вуза (УИПВ) вначале необходимо, в качестве первого шага, последовательно рассчитать интегральную оценку для первых двух критериев - уровня образовательной деятельности и уровня научно-исследовательской деятельности.
Оценка определяется на основе логической матрицы, строки которой соответствуют различным оценкам по критерию образовательной деятельности (ОД), а столбцы - по критерию научно-исследовательской деятельности (НИ). На пересечении строки i и столбца ] получается интегральная оценка по критерию образовательной и научно-исследовательской деятельности (интегральный критерий Ml), соответствующая оценке i по критерию ОД и оценке ] по критерию НИ (рис. 2).
4 2 3 4 4
3 2 2 3 3
Оценка 2 1 2 3 3
од ОД 1 1 2 2 2
1 2 3 4
Оценка НИ
ни
4 3 3 4 4
од, НИ и РО Оценка ОД, НИ иРО 3 2 3 3 3
2 2 2 3 3
1 1 1 1 2
1 2 3 4
Оценка АУ и НС
АУ иИС
Рис. 2. Матрица интегральной оценки образовательной и научно-исследовательской деятельности (М1)
Численное значение интегральной оценки на поле матрицы получается путем суммирования и последующего вычисления среднего значения показателя:
Г + О
2
где г — значение оценки, расположенное по вертикали матрицы; г — значение оценки, расположенное по горизонтали матрицы.
Далее проводится построение аналогичных матриц интегральной оценки по следующим соотношениям: административно-управленческой деятельности и региональной инновационной инфраструктуры (матрица М2), кадрового и материально-технического обеспечения (матрица М3), кадрового, материально-технического и финансового обеспечения (матрица М4), образовательной, научно-исследовательской деятельности и ресурсного обеспечения (матрица М5).
Комплексная оценка уровня инновационного потенциала вуза получается путем объединения образовательной, научно-исследовательской деятельности и ресурсного обеспечения с уровнем административно-управленческой деятельности и региональной инновационной структурой (рис. 3).
Интегрированная оценка инновационного потенциала вуза включает механизм последовательного объединения матриц М1—М6 (рис. 4).
Совокупность оценок по семи группам образует вектор развития УИПВ(х) = (хОД, хНИ, хАУ, хКО, хМТ, хФО, хИС) и определяет состояние системы инновационного потенциала вуза [3].
Рис. 3. Матрица интегральной оценки уровня инновационного потенциала вуза (М6)
Положенный в основу реализации данного системного подхода экспертный метод интегрированной оценки через последовательное построение логических матриц позволяет выставить итоговую оценку состоянию уровня инновационного потенциала вуза, определить слабые стороны, устойчивость достигнутого состояния, а также перспективные направления его повышения. Данный подход может базироваться как на качественных оценках экспертов, так и на количественных показателях.
Таким образом, предложенный системный подход к оценке инновационного потенциала высшей школы позволяет учесть особенности функционирования различных сфер деятельности вуза с учетом имеющегося ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды.
Стратегия развития высшей школы в условиях инновационной экономики, основанной на знаниях, и при резком увеличении темпа научно-технического прогресса заключается в проведении научных исследований, подготовке специалистов, включении в рыночный оборот результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Эффективность реализации данной стратегии зависит от уровня инновационного потенциала вуза. С одной стороны, ИПВ является характеристикой существующих ресурсных возможностей, а с другой — отражает результативность процесса и становится своеобразной точкой к переходу в новое, более совершенное, состояние. Анализ же ИПВ отражает информацию о ходе инновационного развития высшей школы [5].
Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2012. Экономические науки
Матрица М1 _Матрица М5 _Матрица Мб
4 2 3 4 4 § 4 2 3 4 4 § 4 3 3 4 4
3 2 3 3 3 л 3 2 3 3 3 л 3 2 3 3 3
о 2 1 2 3 3 М1 ё 2 2 2 3 3 М5 ё 2 2 2 3 3 УИЦВ
1 1 2 2 2 г а — « ^ 1 1 1 1 2 а « 2 1 1 1 1 2
& 1 2 3 4 § к и Я О 1 2 3 4 § к и Я О 1 2 3 4
о Оценка НИ Оценка критерия М4 Оценка критерия М2
^ Критерий М4 "^Критерий М2
4 2 3 4 4 к 4 2 3 4 4 < я Й И и 4 2 3 4 4
о и СО й к и 3 2 3 3 3 О 3 1 2 3 3 3 2 3 3 3
2 1 2 3 3 М5, * н я С 2 1 2 3 3 2 1 2 3 3
1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2
Я О 1 2 3 4 я О 1 2 3 4 Я О 1 2 3 4
Оценка МТ Оценка ФО Оценка ИС
Матрица МЗ Матрица М4 Матрица М2
Рис. 4. Комплексная интегрированная оценка уровня инновационного потенциала вуза
Таким образом, методология учета, анализа и оценки инновационного потенциала позволяет выявить инновационно-активные вузы с целью изучения и распространения их опыта, принятия решений о целевом финан-
сировании отдельных приоритетных видов деятельности, а также определить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на активизацию инновационной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы [Текст] : Федер. целевая программа.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности [Текст] : Федер. закон № 217-ФЗ от 02.08.2009 г.
3. Богдановский, Е.М. Формирование системы
управления вузом на основе оценки инновационного потенциала [Текст] : дис. ... канд. экон. наук / Е.М. Богдановский. — СПб., 2009. — 164 с.
4. Владыка, М.В. Развитие и реализация инновационного потенциала вуза [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / М.В. Владыка. — Белгород, 2010. — 50 с.
5. Скибицкий, Э.Г. Реализация инновационной стратегии вуза [Текст] / Э.Г. Скибицкий, Л.Е. Че-редникова, М.В. Черепанова; под общ. ред. Н.В. Фа-дейкиной. — Новосибирск: САФБД, 2008. — 187 с.