Научная статья на тему 'Методические подходы к исследованию и оценке инновационного потенциала вуза'

Методические подходы к исследованию и оценке инновационного потенциала вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УРОВЕНЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Инга Викторовна, Федорец Ольга Вячеславовна

Рассматриваются ключевые вопросы оценки инновационного потенциала вуза как инновационно-ориентированного элемента национальной инновационной системы. Указаны различные подходы к оценке инновационного потенциала вуза, приведены детальный анализ и определения оценочных показателей всех сфер деятельности вуза: образовательной, научно-исследовательской, административно-управленческой, а также кадрового, материально-технического и финансового обеспечения вуза с учетом региональной инновационной инфраструктуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article given key questions of innovation potential assessment of higher school as innovation-oriented element of national innovation system are considered. There are also mentioned different approaches for innovation potential assessment of higher school. The detailed analysis and assessment criteria of all the activity spheres of the university are stated, such as educational, research and scientific, administrative sphere, and also personnel, technical and financial supply of the university taking into consideration the regional innovation infrastructure.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к исследованию и оценке инновационного потенциала вуза»

-►

Экономика и управление в образовании

УДК 001.895

И.В. Скворцова, О.В. Федорец

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА

В последнее время в России в значительной мере возрос интерес к исследованию особенностей развития инновационной деятельности высшей школы, а также все большее внимание уделяется процессу внедрения результатов научных исследований и разработок с использованием механизмов инновационной деятельности вуза.

При этом поддержанию и развитию инновационного потенциала вузов уделяется значительное внимание на государственном уровне. Подтверждением служит значительное количество федеральных программ, направленных на повышение качества подготовки специалистов, развитие исследовательской и технологической базы вузов, рост их инновационной активности, среди них:

— создание сети национальных исследовательских университетов;

— стимулирование кооперации вузов и бизнеса;

— привлечение в университеты лучших ученых мира;

— развитие инновационной инфраструктуры.

Сегодня существует также множество финансовых механизмов поддержки деятельно -сти малых инновационных предприятий (МИП), создаваемых на базе вузов в рамках ФЗ-217 [2], на государственном уровне:

— федеральные программы фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «Старт» и «Развитие», направленные на оказание прямой финансовой поддержки МИП, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий;

— региональные субсидии хозяйственным обществам Санкт-Петербурга, создаваемым

высшими учебными заведениями, бюджетными научными учреждениями и академическими институтами;

— региональные конкурсы на право получения грантов Санкт-Петербурга в сфере научной и научно-технической деятельности;

— международные программы, направленные на стимулирование деятельности МИП (например, БМР1 СВС).

В обмен на оказываемую поддержку государство ждет от вузов прорыва по приоритетным научным направлениям и повышения престижа российского образования на международном уровне. Но здесь надо отметить, что процесс управления и коммерциализации результатов инновационной деятельности становится возможным только при существовании определенных условий, предпосылок, сформированных не только государством, но и самим вузом. При этом выделение приоритетов в научно-инновационной деятельности вуза невозможно без создания определенной системы инструментариев, оценочных показателей как основы получения информации для дальнейшего принятия обоснованных решений при разработке инновационных стратегий вуза.

Вуз как инновационно-ориентированный элемент национальной инновационной системы создает новшества во всех сферах своей деятельности: в сфере образования это подготовка специалистов для различных отраслей национальной экономики; в научном секторе — разработка научно-технической продукции для общественного производства, а следовательно, должен обладать значительным инновационным потенциалом.

Инновационный потенциал вуза (ИПВ) представляет собой сбалансированную сово-

купность материального, технологического, кадрового, научно-исследовательского, финансово-экономического , информационного, интеллектуального, инфраструктурного потенциалов, которые могут быть приведены в действие для реализации инновационной стратегии вуза при оптимальном использовании инновационных ресурсов [4].

Оценку инновационного потенциала вуза проводят с целью определения достаточности у вуза финансово-экономических ресурсов для обеспечения не только инновационной, но и текущей деятельности.

На сегодняшний день известны различные подходы к оценке инновационного потенциала.

Так, оценка ИПВ может производиться по схеме «ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П)», при этом под проектом подразумевается выпуск и реализация нового продукта (услуги), направления деятельности. Оценка осуществляется в двух направлениях: частная оценка готовности вуза к реализации одного нового проекта и интегральная оценка текущего состояния вуза относительно всех или группы уже реализуемых проектов.

Состояние интегрального инновационного потенциала (П) определяется состоянием совокупности потенциалов проектов: П = (Пь П2, ..., П„). Состояние потенциала каждого проекта зависит от объема, качества, своевременности и экономичности всех производственных и управленческих функций: П; = (Ф1г, Ф2;, ..., ФШ!). Состояние каждой функции зависит от состояния всех требуемых ресурсов: Ф, = (Рц, ..., Рк^ [5].

Недостатком данного подхода является отсутствие четких критериев оценки ИПВ, методов его расчета и возможности практического применения.

Еще один подход к оценке ИПВ — детальный. Процедура оценки весьма трудоемка, однако позволяет получить системную и полезную информацию для эффективного управления инновационной деятельностью и выявления дополнительных возможностей. Существует следующий алгоритм оценки ИПВ при детальном подходе:

1) описание проблемы развития;

2) постановка задачи, входящей в программу решения проблемы;

3) описание системной модели деятельности (раскрывается внутренняя среда, внешняя

среда, группы факторов влияния на инновационную деятельность);

4) оценка ресурсного потенциала относительно поставленной задачи;

5) оценка организационного потенциала;

6) оценка способности достигать заданные результаты деятельности;

7) определение интегральной оценки потенциала, формулировка общих выводов по анализу;

8) формирование задания на разработку проекта.

Можно выделить еще один подход к оценке ИПВ - метод экспертных оценок, суть которого заключается в том, что группе экспертов - ведущих специалистов предлагается перечень параметров, по которым они оценивают состояние инновационного потенциала. Инновационный потенциал рассматривается как совокупность критериев, отражающих ресурсы организации, генерацию знаний и идей, управление и инфраструктуру. Особенность подхода заключается в экспертной оценке инновационного потенциала и его сравнении с инновационной активностью. Недостатком данного подхода является анализ показателей исключительно научно-исследовательской деятельности и отсутствие учета результатов других сфер.

Таким образом, существуют различные подходы к оценке инновационного потенциала высших учебных заведений, которые в основном построены на результатах научно-исследовательской деятельности и не имеют единообразия в оценках критериев. Данный факт свидетельствует о необходимости разработки и принятия единой методики интегрированной оценки инновационного потенциала на основе системного подхода, отражающего результаты различных сфер деятельности вуза, с учетом ресурсного обеспечения и особенностей воздействия внешней среды (рис. 1). Пример подобной методики приведен в работе Е.М. Богдановского [3].

Как видим, основные сферы деятельности вуза — образовательная, научно-исследовательская и административно-управленческая; ресурсное обеспечение — кадровое, материально-техническое и финансовое. Под внешней средой понимается региональная инновационная инфраструктура.

Каждой группе характеристик соответствует определенный набор критериев.

Рис. 1. Совокупность групповых характеристик инновационного потенциала вуза

1. Образовательная деятельность вуза (ОД):

— обеспечение возможности обучения студентов по двухуровневым программам высшего образования, разработка и внедрение новых образовательных технологий;

— введение новых специальностей и дисциплин для удовлетворения потребности экономики в соответствующих специалистах;

— разработка и использование образовательных программ, получивших общественно-профессиональную и международную аккредитацию;

— наличие системы непрерывного образования;

— качество выпускников согласно независимой оценке работодателей.

2. Научно-исследовательская деятельность вуза (НИ):

— проведение международных проектов, конференций, симпозиумов и научных семинаров;

— проведение бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и проектно-аналити-ческих работ;

— издание научных публикаций и отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности;

— создание научных школ на мировом уровне;

— участие профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников в работе научно-внедренческих предприятий, совместных конструкторских бюро, бизнес-инкубаторов, технопарков, патентных агентств и иных элементов инновационной инфраструктуры, на базе или с участием вуза;

— количество полученных российских и международных наград, премий в области науки и образования;

— количество научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.;

— учебники, подготовленные ППС вуза и получившие гриф Минобрнауки России и других федеральных министерств и ведомств;

— сведения о доле выполняемых в вузе прикладных научно-исследовательских работ от общего числа выполняемых вузом тем;

— актуализация научной деятельности ППС (число публикаций и их цитируемость в ведущих журналах, отнесенные к единице приведенного штатного состава преподавателей и единице времени);

— организационная активность в научно-исследовательской сфере (объем научных грантов, контрактов, договоров с внешними заказчиками на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени);

— результативность научно-исследовательской деятельности (число зарегистрированных открытий, патентов, сертифицированных разработок на единицу приведенного штатного состава ППС и единицу времени);

— объем научных исследований по заказам сторонних организаций.

3. Административно-управленческая деятельность вуза (АУ):

— разработка стратегической программы развития вуза и среднесрочного плана действий;

— выполнение вузом международных, федеральных и региональных проектов;

— наличие элементов системы контроля качества образовательной деятельности вуза (экспертиза, аудит качества образовательных услуг, деятельность УМО и учебно-методических советов);

— стратегические ориентиры, принятые коллективом вуза (оценка внутреннего климата вузовского коллектива).

4. Кадровое обеспечение инновационной деятельности вуза (КО):

— количественная обеспеченность образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза персоналом;

— показатели квалификации научно-педагогических кадров и учебно-вспомогательного персонала (доля докторов и кандидатов наук);

— наличие системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров в области инновационной деятельности;

— количество преподавателей, принявших участие в программах международного обмена;

— количество приглашенных зарубежных профессоров и преподавателей;

— количество преподавателей-практиков;

— количество студентов и аспирантов, привлеченных к реализации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности;

— количество иностранных граждан, обучавшихся в вузе на контрактной основе;

— аспиранты вуза, успешно защитившие кандидатские диссертации (но не позднее одного года после окончания аспирантуры);

— утвержденные ВАК докторские и кандидатские диссертации, защищенные в советах вуза;

— доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50 лет;

— кандидаты наук в возрасте до 30 лет;

— действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук [1].

5. Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности вуза (МТ):

— оснащенность лабораториями и оборудованием для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности;

— обеспеченность персональными компьютерами и возможностью доступа в интернет при проведении учебных занятий;

— обеспеченность научно-исследовательской деятельности новыми информационными технологиями;

— предоставление доступа студентам и сотрудникам вуза к электронным образовательным ресурсам и зарубежным периодическим изданиям;

— наличие общедоступного сайта вуза;

— общее количество единиц хранения библиотечного фонда вуза.

6. Финансовое обеспечение инновационной деятельности вуза (ФО):

— доля вуза в объеме средств, выделяемых Минобрнауки РФ на инновационные образовательные проекты;

— доля средств, полученных на новые разработки в области образования из средств зарубежных грантов;

— доля средств, полученных за выполненные хоздоговоры, связанные с разработкой и внедрением новых технологий образования;

— объем финансирования вуза по федеральным целевым, отраслевым и ведомственным программам и грантам;

— объем продаж научно-технической продукции, разработанной в рамках инновационных проектов;

— использование альтернативных источников финансирования инновационной деятельности;

— средняя заработная плата ППС / средняя заработная плата в регионе;

^Жаучно-технические^едомости^ПбГП^

— объем финансирования проектов научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.;

— численность студентов и аспирантов, привлекаемых на оплачиваемой основе к исследованиям в рамках деятельности инновационных структур;

— объем финансирования из внебюджетных средств вуза инициативных инновационных проектов в образовательной и научной сферах.

7. Региональная инновационная инфраструктура (ИС):

— соответствие цели инновационного проекта вуза приоритетам социально-экономического развития региона, стратегиям и программам регионального и национального развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— наличие системы целевой подготовки и повышения квалификации для экономического кластера, разработка целевых программ с участием работодателей;

— наличие в вузе инновационной инфраструктуры (в т. ч. материально-технической и информационной базы, научных кадров по «прорывным» направлениям и уникальных научных школ, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера и т. д.), интегрированной в пространство региона;

— объем выполняемых на базе инновационной инфраструктуры образовательного учреждения работ и услуг;

— количество хозяйственных обществ, созданных вузом;

— количество рабочих мест в созданных инновационной инфраструктуре и хозяйственных обществах;

— количество студентов, аспирантов и представителей профессорско-преподавательского состава, участвующих в работе хозяйственных обществ;

— количество реализуемых созданными хозяйственными обществами проектов, поддержанных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другими организациями, а также объем привлеченных внебюджетных средств;

— количество подготовленных и повысивших квалификацию инновационно-ориентированных кадров для малого и среднего инновационного предпринимательства по программам, разработанным в вузе;

— численность профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза, прошедших стажировки и программы повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий на базе объектов инновационной инфраструктуры ведущих университетов;

— объем высокотехнологичной продукции, созданной с использованием элементов инновационной инфраструктуры вуза.

Предложенная система критериев позволяет оценить инновационный потенциал вуза, как синергетический результат его функционирования во всех сферах деятельности с учетом ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды.

В основу реализации системного подхода положен экспертный метод комплексной оценки инновационного потенциала, предложенный Е.М. Богдановским: через последовательное построение логических матриц, заполняемых экспертом, которым может быть руководитель высшего учебного заведения. Для этого вводится дискретная шкала, состоящая из четырех качественных оценок: плохо (1), удовлетворительно (2), хорошо (3), отлично (4). Каждой оценке соответствует определенный набор требований к образовательной, научно-исследовательской, административно-управленческой деятельности, материально-техническому, кадровому, финансовому обеспечению инновационной деятельности и региональной инновационной инфраструктуры.

С целью получения комплексной оценки уровня инновационного потенциала вуза (УИПВ) вначале необходимо, в качестве первого шага, последовательно рассчитать интегральную оценку для первых двух критериев - уровня образовательной деятельности и уровня научно-исследовательской деятельности.

Оценка определяется на основе логической матрицы, строки которой соответствуют различным оценкам по критерию образовательной деятельности (ОД), а столбцы - по критерию научно-исследовательской деятельности (НИ). На пересечении строки i и столбца ] получается интегральная оценка по критерию образовательной и научно-исследовательской деятельности (интегральный критерий Ml), соответствующая оценке i по критерию ОД и оценке ] по критерию НИ (рис. 2).

4 2 3 4 4

3 2 2 3 3

Оценка 2 1 2 3 3

од ОД 1 1 2 2 2

1 2 3 4

Оценка НИ

ни

4 3 3 4 4

од, НИ и РО Оценка ОД, НИ иРО 3 2 3 3 3

2 2 2 3 3

1 1 1 1 2

1 2 3 4

Оценка АУ и НС

АУ иИС

Рис. 2. Матрица интегральной оценки образовательной и научно-исследовательской деятельности (М1)

Численное значение интегральной оценки на поле матрицы получается путем суммирования и последующего вычисления среднего значения показателя:

Г + О

2

где г — значение оценки, расположенное по вертикали матрицы; г — значение оценки, расположенное по горизонтали матрицы.

Далее проводится построение аналогичных матриц интегральной оценки по следующим соотношениям: административно-управленческой деятельности и региональной инновационной инфраструктуры (матрица М2), кадрового и материально-технического обеспечения (матрица М3), кадрового, материально-технического и финансового обеспечения (матрица М4), образовательной, научно-исследовательской деятельности и ресурсного обеспечения (матрица М5).

Комплексная оценка уровня инновационного потенциала вуза получается путем объединения образовательной, научно-исследовательской деятельности и ресурсного обеспечения с уровнем административно-управленческой деятельности и региональной инновационной структурой (рис. 3).

Интегрированная оценка инновационного потенциала вуза включает механизм последовательного объединения матриц М1—М6 (рис. 4).

Совокупность оценок по семи группам образует вектор развития УИПВ(х) = (хОД, хНИ, хАУ, хКО, хМТ, хФО, хИС) и определяет состояние системы инновационного потенциала вуза [3].

Рис. 3. Матрица интегральной оценки уровня инновационного потенциала вуза (М6)

Положенный в основу реализации данного системного подхода экспертный метод интегрированной оценки через последовательное построение логических матриц позволяет выставить итоговую оценку состоянию уровня инновационного потенциала вуза, определить слабые стороны, устойчивость достигнутого состояния, а также перспективные направления его повышения. Данный подход может базироваться как на качественных оценках экспертов, так и на количественных показателях.

Таким образом, предложенный системный подход к оценке инновационного потенциала высшей школы позволяет учесть особенности функционирования различных сфер деятельности вуза с учетом имеющегося ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды.

Стратегия развития высшей школы в условиях инновационной экономики, основанной на знаниях, и при резком увеличении темпа научно-технического прогресса заключается в проведении научных исследований, подготовке специалистов, включении в рыночный оборот результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Эффективность реализации данной стратегии зависит от уровня инновационного потенциала вуза. С одной стороны, ИПВ является характеристикой существующих ресурсных возможностей, а с другой — отражает результативность процесса и становится своеобразной точкой к переходу в новое, более совершенное, состояние. Анализ же ИПВ отражает информацию о ходе инновационного развития высшей школы [5].

Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2012. Экономические науки

Матрица М1 _Матрица М5 _Матрица Мб

4 2 3 4 4 § 4 2 3 4 4 § 4 3 3 4 4

3 2 3 3 3 л 3 2 3 3 3 л 3 2 3 3 3

о 2 1 2 3 3 М1 ё 2 2 2 3 3 М5 ё 2 2 2 3 3 УИЦВ

1 1 2 2 2 г а — « ^ 1 1 1 1 2 а « 2 1 1 1 1 2

& 1 2 3 4 § к и Я О 1 2 3 4 § к и Я О 1 2 3 4

о Оценка НИ Оценка критерия М4 Оценка критерия М2

^ Критерий М4 "^Критерий М2

4 2 3 4 4 к 4 2 3 4 4 < я Й И и 4 2 3 4 4

о и СО й к и 3 2 3 3 3 О 3 1 2 3 3 3 2 3 3 3

2 1 2 3 3 М5, * н я С 2 1 2 3 3 2 1 2 3 3

1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2

Я О 1 2 3 4 я О 1 2 3 4 Я О 1 2 3 4

Оценка МТ Оценка ФО Оценка ИС

Матрица МЗ Матрица М4 Матрица М2

Рис. 4. Комплексная интегрированная оценка уровня инновационного потенциала вуза

Таким образом, методология учета, анализа и оценки инновационного потенциала позволяет выявить инновационно-активные вузы с целью изучения и распространения их опыта, принятия решений о целевом финан-

сировании отдельных приоритетных видов деятельности, а также определить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на активизацию инновационной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 годы [Текст] : Федер. целевая программа.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности [Текст] : Федер. закон № 217-ФЗ от 02.08.2009 г.

3. Богдановский, Е.М. Формирование системы

управления вузом на основе оценки инновационного потенциала [Текст] : дис. ... канд. экон. наук / Е.М. Богдановский. — СПб., 2009. — 164 с.

4. Владыка, М.В. Развитие и реализация инновационного потенциала вуза [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / М.В. Владыка. — Белгород, 2010. — 50 с.

5. Скибицкий, Э.Г. Реализация инновационной стратегии вуза [Текст] / Э.Г. Скибицкий, Л.Е. Че-редникова, М.В. Черепанова; под общ. ред. Н.В. Фа-дейкиной. — Новосибирск: САФБД, 2008. — 187 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.