Научная статья на тему 'Эффективность управленческого решения в воспитательном процессе образовательного учреждения'

Эффективность управленческого решения в воспитательном процессе образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4023
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ / ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ADMINISTRATIVE DECISION / EFFICIENCY OF ADMINISTRATIVE DECISION / STAGES OF ADMINISTRATIVE DECISION / EXPECTED RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батогалсанова Балдарма Дамбаринчиновна

В статье рассмотрены основные проблемы эффективности управленческого решения в воспитательном процессе образовательного учреждения. Данная статья будет интересна руководителям образовательного учреждения, педагогическим работникам в организации учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батогалсанова Балдарма Дамбаринчиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of administrative decision in up-bringing process of educational establishment

The article is devoted to the problem of efficiency of administrative decision in up-bringing process of educational establishment. It may be interesting for managers, teachers in organization of educational process.

Текст научной работы на тему «Эффективность управленческого решения в воспитательном процессе образовательного учреждения»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

УДК 372.882.09

БД Батогалсанова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассмотрены основные проблемы эффективности управленческого решения в воспитательном процессе образовательного учреждения. Данная статья будет интересна руководителям образовательного учреждения, педагогическим работникам в организации учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: управленческое решение, эффективность управленческого решения, этапы принятия управленческого решения, управленческие действия, ожидаемые результаты.

B.D. Batogalsanova

EFFICIENCY OF ADMINISTRATIVE DECISION IN UP-BRINGING PROCESS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The article is devoted to the problem of efficiency of administrative décision in up-bringing process of educational establishment. It may be interesting for managers, teachers in organization of educational process.

Key words: administrative decision, efficiency of administrative decision, stages of administrative decision, expected results.

Результативность деятельности любой организации или образовательного учреждения основывается, прежде всего, на эффективно принятом управленческом решении (УР). Управленческое решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, предусмотренные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к достижению значимых результатов, определенных задачами, стоящими перед учреждением.

Принятие решений является самым важным видом деятельности, выполняемой руководителями ОУ, их основной заботой и обязанностью. Термин «управленческое решение» является, с одной стороны, часто употребляемым, а с другой - формально неопределенным [1]. Поэтому разные авторы по-своему трактуют данное понятие.

По мнению Р.А. Фатхутдинова, «управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента» [8].

По мнению Э.А. Смирнова, «управленческое решение есть решение, принятое в социальной системе и направленное на стратегическое планирование, управление управленческой деятельностью, управление человеческим ресурсами, управление производственной и обслуживающей деятельностью, формирование системы управления компанией (методология, структура, процесс, механизм), управленческое консультирование, коммуникации с внешней средой» [6].

Эффективность принятого УР - это ресурсная результативность, полученная по итогам ее разработки или реализации в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и т.д. [4].

Исходя из вышесказанного, эффективность УР в воспитательном процессе можно представлять как формирование образовательной среды, способствующей расширению круга значимых проблем, освоению ключевых компетенций, обеспечивающих социализацию личности в современном мире [9].

Основными признаками эффективности УР называем наличие альтернатив; существование цели (иногда формализованной в виде критерия); волевой акт. Волевой акт при разработке и принятии УР может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и

критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации УР принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.

УР имеют ряд специфических особенностей, как правило, их разработка и тем более реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов; они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок; каждое из них в значительной мере определяет последующие решения; ответственность за принимаемые решения очень высока [2].

В качестве основных проблем при разработке УР можно назвать следующее: ограниченность сроков исполнения решения; динамика изменений условий и возникающих проблем и задач; недостаточный уровень квалификации и компетентности руководителя ОУ, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой - директора часто опережают карьерный рост; нехватка информации или ее недостоверность; несоответствие методов решения проблем возникающим задачам; недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации; необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между ЛПР (лицо, принимающее решение).

Какими соображениями руководствуется руководитель ОУ, приступая к выработке и принятию решения? Прежде всего, руководителю необходимо осмыслить проблему на основе достоверной информации; проанализировать варианты решения проблемы; привлечь к подготовке решения необходимый круг специалистов; учесть возможные последствия выполнения, неполного выполнения и невыполнения решения; определить объем, вид, способы и сроки передачи информации о принятом решении; продумать способы контроля и обратной связи по ходу выполнения решения.

Принятие решений обычно называют процессом. Это происходит, во-первых, потому, что практически каждое УР определяет значительное число последующих решений. С другой стороны, воздействие сопутствующих факторов, вмешательство реальной жизни приводят к тому, что обычно планируется одно решение, а реализовывается - совершенно другое. И, наконец, о принятии решений необходимо говорить как о процессе вследствие его длительности, сложности и наличия целого ряда самостоятельных этапов [4].

Существует множество различных моделей разработки и принятия УР. Наиболее традиционной является рациональная модель, основанная на следующих предположениях:

• может быть собрана вся необходимая информация, причем она является неискаженной;

• проблема может быть точно и однозначно определена, цели независимы и неконфликтны;

• может быть создано полное множество альтернатив, существует точная количественная связь между каждой альтернативой и целями;

• может быть выбрано лучшее из имеющихся вариантов в смысле всех поставленных целей.

В рамках рациональной модели принятия УР можно выделить следующие этапы:

1 этап. Диагностика проблемы

Что же такое проблема? Существует два определения этого понятия, обусловливающих два совершенно разных вида управления:

а) управление по рассогласованию;

б) управление с упреждением.

Проблема - это ситуация, в которой поставленные ранее цели не достигнуты, т.е. при осуществлении контроля оказывается, что запланированные результаты не достигнуты, соответственно, требуется принять определенные меры по исправлению ситуации. Такой, достаточно естественный способ управления называется управлением по рассогласованию. Управление по рассогласованию является эффективным лишь при чисто количественном, заранее хорошо предсказуемом развитии процесса.

Проблема - это возникновение потенциальной неиспользуемой возможности. Такое управление называется управлением с упреждением и предназначено для случаев качественного развития системы, например, появления новых элементов, их свойств, связей и т.д. Разумеется, как это всегда бывает при появлении в процессе креативных, творческих моментов, такой подход не только сложнее, но и на порядок дороже.

На этом этапе важным требованием становится отбор только релевантной информации, т.е. данных, касающихся только конкретной проблемы, человека, цели или периода времени. Оче-

2010/1

видно, что чем меньше объем информации, тем, как правило, хуже качество решений. Однако рост привлекаемой информации приводит к резкому удорожанию всего процесса разработки и принятия решений.

2 этап. Формулировка ограничений и критериев принятия решений

В данном ранее определениях УР были выделены основные требования, предъявляемые к ним: реалистичность и эффективность. Для того чтобы решение было реалистичным, необходимо сформулировать имеющиеся ограничения, к которым могут относиться внутренние ресурсы фирмы (трудовые, денежные, технологические и т.д.), полномочия лица, принимающего решение, а также внешние ограничения (например, законы, этические соображения, уровень развития науки и техники) и т.д.

Чтобы оценить качество принимаемого решения, необходимо разработать систему критериев, по которым оно будет оцениваться. Такие критерии, с одной стороны, отражают имеющуюся систему целей, а с другой - некоторые собственные характеристики решений, в частности, финансовые - стоимость их подготовки и реализации, время, уровень риска, степень необычности и т.д.

3 этап. Определение альтернатив

Формирование набора альтернативных решений выявленной проблемы является процессом в высшей степени сложным и творческим. Частичная формализация этого процесса может быть осуществлена с помощью различных модификаций метода мозгового штурма.

При формировании множества альтернатив надо найти компромисс между полнотой этого набора и реальностью и обозримостью задачи. Конечно, чем ближе набор решений к своему наиболее полному варианту, тем больше вероятность нахождения глобального оптимума или приближения к нему. Однако сформировать все альтернативы в реальной ситуации невозможно из-за дороговизны и объективных временных ограничений. Поэтому чаще процесс формирования альтернатив оканчивают при выборе нескольких перспективных вариантов. Понятно, что чем сложнее и дороже процесс их разработки, тем меньше их число, и, наоборот, чем ответственнее принимаемое решение - тем их больше.

4 этап. Оценка альтернатив

Оценка каждой из альтернатив осуществляется исходя из множества отобранных критериев. В некоторых случаях часть из них может иметь количественный, а часть - качественный характер.

5 этап. Выбор альтернативы

Основным способом является свертка критериев, т.е. конструирование на базе многих целей единственной, фиктивной, например, с помощью каких-либо арифметических действий. Сложение и умножение используются, если направление частных критериев совпадает с направлением фиктивной цели, а вычитание и деление - в противоположном случае. В случае необходимости при осуществлении свертки могут использоваться весы, показывающие относительную важность каждой составной части.

На окончательный выбор между альтернативами сильнейшее влияние оказывает еще ряд таких количественно трудно формализуемых факторов, как имеющееся число вариантов и качество их проработки; длительность использования готовящегося решения и его регулярность; состав и важность связанных с ним решений; допустимость активизации решения, например, вследствие его непопулярности.

Все предыдущие как формализуемые, так и неформализуемые критерии выбора исходили из интересов объекта управления. Однако нельзя забывать о том, что у самого менеджера тоже есть свои интересы. Поэтому иногда решающее значение на выбор альтернативы имеет то, насколько каждый из вариантов импонирует ЛПР, т.е. какова степень его собственной моральной и материальной удовлетворенности, связанной с этим решением, соображения престижа и т.д.

6 этап. Реализация и контроль выполнения решений

Важное условие - признание коллективом. Для этого необходимо убеждать и привлекать людей к принятию решений. Практика показывает, что в случае, если коллектив в какой-то мере участвовал в подготовке варианта решения, считает его «своим», сопротивление ходу его реализации значительно снижается.

Затем начинается следующая фаза рассматриваемого этапа - контроль за ходом реализации, т.е. установление обратной связи для изучения соответствия фактических результатов с ожидаемыми [7].

В практике протекание указанных этапов необязательно проходят в приведенной последова-

тельности, возможна их коррекция с учетом конкретной ситуации. Чем сложнее принимаемое решение, тем, как правило, более многоэтапным и индивидуальным оказывается процесс его разработки и принятия.

Наиболее распространенными ошибками при процессе разработки управленческого решения следует считать:

• исходно предпочтение оказывается одной альтернативе, остальные вне зависимости от их качества встречают сопротивление;

• руководители ОУ придерживаются выбранного решения, даже если процесс реализации показывает их ошибочность;

• рискованные решения в основном вызываются нежеланием сбора дополнительной информации и привычкой к чисто интуитивным методам;

• наибольшее моральное сопротивление оказывается срочным и точным решениям, особенно, если есть удовлетворительные по своим качествам варианты.

Из вышесказанного следует, что любое УР в процессе разработки и принятия требует определенных дополнительных усилий. Тем более, если разработка и принятие УР касаются процесса воспитания и эффективность деятельности любой организации или образовательного учреждения в целом, прежде всего, складывается из эффективности управленческого решения.

В качестве критериев эффективности разработки и принятия управленческих решений в области воспитания детей в образовательных учреждениях выделяются следующее:

- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений;

- формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения);

- повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;

- усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них;

- воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослуша-ния; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;

- укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;

- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;

- создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;

Принятие УР в процессе воспитания должно быть направлено на:

- сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспе-цифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;

- воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

- достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;

- организацию всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентации детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;

- обеспечение вариативности воспитательных систем;

2010/1

- планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов;

- развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;

- усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятий спортом;

- создание оптимальных условий для проявления сотрудничества воспитателя и воспитуемых.

Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, потому как воспитание является важнейшей составной частью целостного процесса образования. Программа развития воспитания в системе образования России, реализуемая с 1999 г., Государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года» способствовали созданию в субъектах Российской Федерации региональных программ развития воспитания с учетом его социокультурных особенностей, экономических возможностей, существующего опыта воспитания подрастающих поколений. Воспитание в системе образования сегодня направлено на формирование ответственности ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой [4].

Таким образом, для повышения качества воспитательной деятельности в образовательных учреждениях необходимо проектирование работы по разработке конкретных программ, способствующих изменению содержания воспитания в соответствии с новым задачами, стоящими перед школой, их информационному и методическому обеспечению.

В соответствии с разработкой управленческих решений определяются совокупности управленческих действий в сфере организации и осуществления воспитательной работы.

Таблица 1

Содержание деятельности по разработке и принятию управленческого решения

в воспитательном процессе

№ Управленческие действия Ожидаемые результаты

1 Анализ общих тенденций развития воспитания в системе образования Выделение нормативно-правовых и организационно-управленческих оснований для развертывания программы воспитания

2 Моделирование системы воспитательной работы в образовательном учреждении Систематизация содержания, форм и методов воспитательной работы в образовательном учреждении

3 Разработка комплекса мероприятий по реализации структуры воспитательной системы Упорядочение направлений развертывания воспитательной системы в образовательном учреждении

4 Моделирование компонентов воспитательной системы в классном коллективе Обновление воспитательной системы в классном коллективе

5 Установление связей с учреждениями образовательно-культурной и культурно-досуговой сферы Координация воспитательных воздействий с учреждениями образовательно-культурной и культурно-досуговой сферы деятельности

6 Разработка программы работы органов ученического самоуправления. Корректировка деятельности органов ученического самоуправления.

7 Разработка модели выпускника образовательного учреждения. Создание условий для социального са-моопределения на будущее, развитие диалектического взгляда на сущность вещей и явлений, преодоление нравственного максимализма, воспитание культа знаний, труда, здоровья, семьи

8 Обновление планов воспитательной работы методического объединения с учетом изменения образовательной ситуации в обществе Отбор и обоснование основных направлений работы методического объединения по вопросам воспитания

9 Разработка механизма отслеживания эффективности функционирования воспитательной системы в классе по следующим аспектам: -воспитанность учащихся; - заинтересованность и комфортность учащегося в классе; Повышение престижа образовательного учреждения. Создание условий для самореализации в коллективе. Совершенствование нравственных качеств учащихся. Активизация творческой и социальной позиции

Б.Н. Бубеева. ПРОБЛЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; - сформированность классного коллектива; - проявление индивидуальности («лица») классной общности.

10 Анализ и корректировка деятельности образовательного учреждения по вопросам воспитания. Осуществление обратной связи, адекватность управленческих решений по вопросам воспитания

Таким образом, эффективность принятого управленческого решения в воспитательном процессе образовательного учреждения определяется технологией ее разработки и принятия. Разработка управленческих действий и ожидаемых результатов по всем направлениям воспитательной деятельности способствует проектированию и реализации системы воспитания, адекватной потребностям всех субъектов образовательной деятельности - родителей, педагогов, учащихся.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вирьянский З.Я. Управленческие решения в инновационном менеджменте: метод. рекомендации. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004 (Сер.: Инновационная деятельность). - Вып. 1. - 176 с.

2. Гасанов А.З. Разработка управленческих решений: учебное пособие. М.

3. Классному руководителю: учеб.-метод. пособие / под ред. М.И.Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 280 с.

4. Клаус Г. Кибернетика и философия. - М.: Иностр. литература, 1963.

5. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. Нормативные документы Министерства образования РФ.

6. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 271 с.

7. Тихонов А.Н., Цветков В.Я. Методы и системы поддержки принятия решений. - М.: МАК-ПРЕССЮ, 2001.

8. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 344 с. - (Высшее образование).

9. Эффективное управление школой в современных условиях: учеб.-метод. пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 272 с.

Батогалсанова Балдарма Дамбаринчиновна, зав. кафедрой менеджмента Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы, аспирант ЗабГГПУ. Е-mail: baldarma63@mail.ru

Batogalsanova Baldarma Dambarinchinovna, head of department of management of Aginsk Institute for Advanced studies of employees of social sphere, postgraduate student of Zhabaikalie State Humanitarian Pedagogical University. Е-mail:baldarma63@mail.ru

УДК 376

БН Бубеева

ПРОБЛЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Для России понятие «инклюзивное образование» во многом является новым, пока концепция инклюзивного образования («школы для всех») вызывает сомнения и опасения, что подтверждается результатами опроса учащихся и родителей. Система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, именно в этом его ключевое значение.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, инклюзия, инклюзивное образование, расширение доступа к образованию, мэйнстриминг, интеграция.

B.N. Bubeeva

PROBLEM OF INCLUSIVE EDUCATION OF DISABLED PEOPLE

The notion "inclusive education" is a new one for Russia, the conception of inclusive education ("school for everyone") cause doubts it is proved by the results of schoolchildren and their parents' survey. The system of inclisive education is an effective mechanism of inclusive society development.

Key words: disabled children, inclusion, inclusive education, mainstreaming, integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.