Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОК В РАЗВИТИИ СКОРОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕЧИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОК В РАЗВИТИИ СКОРОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОК / МЕТОДЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕЧИ / SPEED PERFORMANCE / TRAINING EFFICIENCY / TRAINING METHODS / CHILDREN WITH HEARING AND SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Царева Н.М.

Статья посвящена эффективности тренировок в развитии скоростных показателей у детей с нарушением слуха и речи. Показано, что применение различных методов тренировочного процесса способствует развитию скоростных показателей у детей-инвалидов по слуху и речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Царева Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF SPEED PERFORMANCE AMONG CHILDREN WITH HEARING AND SPEECH

The article is devoted to the effectiveness of training in the development of speed performance in children with hearing and speech disorders. It is shown that the use of different methods of the training process contributes to the development of speed indicators in children with hearing and speech disabilities.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОК В РАЗВИТИИ СКОРОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕЧИ»

качеством и производительностью труда // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 7. - С. 161-165.

Царева Н.М., к.мед.н.

доцент

кафедра теоретических основ физического воспитания ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университета имени Н.Г. Чернышевского»

Россия, г. Саратов ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОК В РАЗВИТИИ СКОРОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕЧИ

Аннотация: статья посвящена эффективности тренировок в развитии скоростных показателей у детей с нарушением слуха и речи. Показано, что применение различных методов тренировочного процесса способствует развитию скоростных показателей у детей-инвалидов по слуху и речи.

Ключевые слова: скоростные показатели, эффективность тренировок, методы тренировочного процесса, дети с нарушением слуха и речи.

Т8йгвга N.M.

Saratov State University, Russia, Saratov THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF SPEED PERFORMANCE AMONG CHILDREN WITH HEARING

AND SPEECH

Abstract: the article is devoted to the effectiveness of training in the development of speed performance in children with hearing and speech disorders. It is shown that the use of different methods of the training process contributes to the development of speed indicators in children with hearing and speech disabilities.

Keywords: speed performance, training efficiency, training methods, children with hearing and speech disorders.

В Российской Федерации в настоящий момент важнейшую роль играет официальный статус инвалида, он является основанием для получения социальной помощи от государства. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дает следующее определение инвалида: «Инвалид это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Специальный федеральный орган осуществляет признание лиц инвалидов в медико-санитарной экспертизе; группа инвалидности присваивается, в зависимости от тяжести заболевания (первая, вторая или

третья), дети до 18 лет имеют статус «ребенка-инвалида». Решение принимается на основе классификации, утвержденной Минздравом.

Спортсменам с нарушением слуха свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, а к наиболее характерным относятся: неточная координация и неуверенность в движениях, что очень заметно при овладении навыком ходьбы у детей, и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки; утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы. Основные категории инвалидов, занимающиеся адаптивным спортом - это лица с поражением слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.

По многим данным от 5 до 8% населения страдают нарушением слуха. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 20% и достигнет 9%-10% от общего числа населения. В Российской Федерации более 12 млн. людей с нарушением слуха. Данная тема разбирается в работах отечественных и зарубежных ученых, т. к. она актуальна. В настоящей работе мы изучали влияние различных методик на развитие скоростных способностей у детей с нарушением слуха и речи.

Скоростные способности - это совокупность физиологических, морфологических и психических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает способность выполнять двигательные действия с минимальной затратой времени. На скоростные способности влияют многие факторы. Это, прежде всего, функциональный потенциал центральной и периферической нервной систем, состояние сенсорной системы, а так же психических функций, направленных на внимание, восприятие, ощущение; функциональный потенциал нервно -мышечной системы, освоения техники двигательного действия; типа высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения.

У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями развитие скоростных способностей происходит значительное медленнее, т.к. как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу. Скоростные способности имеют очень сложную структуру, в которой проявляются способность к быстрой реакции на внешний сигнал; к быстрому выполнению двигательных действий и навыков; поддерживать максимальный темп движений; к быстрому началу действий (стартовое ускорение).

Объектом исследования стал процесс наблюдения за изменениями скоростных показателей под влиянием тренировочного процесса. Под наблюдением находилось двадцать детей, обучающиеся в школе -интернат №1 г. Энгельса с нарушением слуха и речи в возрасте 10-12 лет (10 девочек, 10 мальчиков).

Целью работы стало определение и установка влияниея выбраной

методик, которые, по литературным данным, положительно влияют на скоростные показатели. Для достижения поставленной цели были поставлены задачи: проанализировать научно-методические источники литературы, выбрать методы; провести тестирование, применив различные методические программы в контрольной и экспериментальных группах по установлению скоростных показателей в различные временные периоды (до и после эксперимента); проанализировать полученные показатели в обеих группах скоростных способностей до и после эксперимента; сформулировать выводы.

Участники эксперимента проходили три теста: прыжок в длину с места, бег на 30 метров, челночный бег 3*10 метров.

Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе (сентябрь 2017 г.) определялись контрольные упражнения для оценки эффективности уровня развития скоростных способностей у детей с нарушением слуха и речи в возрасте 10-12 лет. Второй этап (октябрь-ноябрь 2017 г.) предусматривал проведение сравнительного педагогического эксперимента в двух группах относительно равноценных (К и Э) по подготовленности детей (5 мальчиков, 5 девочек). Контрольная группа занималась по обычной программе для школы-интерната, а экспериментальная - по специально разработанной программе упражнений, направленных на развитие скоростных качеств детей с нарушением слуха и речи по методу С.П. Евсеева, которая состояла из упражнений, направленных на развитие общих физических качеств и коррекцию функций организма, нарушенных вследствие потери слуха, развитие скоростных и обратных реакций, улучшение работы вестибулярного аппарата, координацию движений, восстановление равновесия.

Были использованы специальные средства коррекции функций организма нарушенных в результате имеющегося дефекта слуха и речи: средства коррекции и развития координационных способностей: прыжок в длину с места с заданной линии и с разбега на максимальный результат, прыжки через барьеры разной высоты и разным расстоянием между ними (преодоление чувства страха); средства коррекции функции равновесия: бег на прямолинейном разметке, прыжки на одной ноге по траве на улице, по манежу, по песку, с контролем осанки, бег с утяжелителями (0,5-0,7кг); средства коррекции вестибулярной функции: кувырки вперед, кувырки назад, повороты на 90о, 180о, 360о в прыжках. Эксперимент заключался в выборе более эффективной программы, которая способствует развитию скоростных качеств детей с нарушением слуха и речи.

На предварительном этапе исследования выявлен начальный уровень развития скоростных способностей детей с нарушением слуха и речи в возрасте 10 - 12 лет (табл. 1): у детей контрольной и экспериментальной группы развитие скоростных способностей не имеет достоверных различий.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов развития скоростных способностей

до эксперимента

Группа «К» Группа «Э»

№ Прыжок Бег на Челночный № Прыжок Бег на Челночный

с места, 30 м, бег 3*10 м, с места, 30 м, бег 3*10 м,

см с с см с с

1 160 6.0 8.7 1 161 6.1 8.8

2 158 6.2 8.8 2 160 6.1 8.7

3 155 6.3 9.1 3 157 6.2 9.0

4 150 6.5 9.5 4 150 6.6 9.4

5 142 6.5 9.7 5 140 6.5 9.8

6 140 6.6 9.9 6 140 6.4 9.9

7 135 7.0 10.0 7 136 7.1 10.0

8 133 7.1 10.0 8 132 7.1 10.2

9 130 7.2 10.1 9 130 7.3 10.1

10 125 7.3 10.2 10 124 7.4 10.2

Итого 1428 66.7 96.0 Итого 1430 66.8 96.1

Среднее 142,8 6.67 9.6 Среднее 143 6.67 9.61

число число

В результате проведенного тестирования в контрольной и экспериментальной группах установлено, что скоростные показатели в различные временные периоды (до и после эксперимента), не имели достоверно значимых различий в исследуемых показателях.

А в ходе эксперимента был проведен анализ показателей скоростных способностей (до и после эксперимента в обеих группах детей), который показал, что в экспериментальной группе отмечается некоторая тенденция к улучшению только показателей «прыжки с места» - 146.2-151.0 см.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов развития скоростных способностей

после эксперимента

Группа «К» Группа «Э»

№ Прыжок Бег на Челночный № Прыжок Бег на Челночный

с места, 30 м, бег 3*10 м, с места, 30 м, бег 3*10 м,

см с с см с с

1 163 6.0 8.5 1 170 5.8 8.3

2 160 6.1 8.7 2 170 5.9 8.5

3 158 6.4 9.0 3 169 6.0 8.7

4 155 6.5 9.4 4 158 6.3 9.1

5 145 6.4 9.7 5 148 6.3 9.7

6 144 6.6 9.8 6 147 6.0 9.6

7 139 6.9 9.9 7 141 6.8 9.9

8 135 7.0 10.0 8 142 6.9 10.0

9 135 7.2 10.0 9 135 7.0 9.9

10 128 7.2 10.1 10 130 7.1 10.1

Итого 1462 66.3 95.1 Итого 1510 641 94

Среднее 146.2 6.63 9.51 Среднее 151 6.41 9.4

число число

Возможно, что улучшение только данного показателя связано с тем, что была использована методика рекомендованная Евсеевым С. П., но нельзя не учитывать в нашем случае недостаточное время, выделенное для проведения эксперимента, что дает возможность предположить, что при более длительном наблюдении подтянутся и улучшатся показатели развития скоростных способностей при использовании и другой методики, примененной в тренировочном процессе в контрольной группе.

Адаптивный спорт (реабилитационный) имеет право быть и развивается в тесной связи с вопросами физической культуры и физического воспитания, играя огромную роль в воспитании подрастающего поколения.

Использованные источники:

1. Евсеев С.П., Курдыбайло, С.Ф. Сусляев, В.Г. Материально -техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, В. Г. Сусляев; под ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2017 .- 308 с.

2. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адапитвная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева и А. С. Солодкова. - СПб.: Издательство ГАФК им. П. Ф, Лесгафта, 2016 г. - 95 с.

3. Царева Н.М., Царева Ю.А. Двигательная активность и ее значение у школьников // Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования: межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Саратовский источник, 2016. С.129-132.

4. Беспалова Т.А., Царева Н.М. Психологические особенности личности спортсменов // Влияние физической культуры на формирование картины мира ребенка: междунар. межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2012. С.102-107.

5. Беспалова Т.А., Царева Н.М., Павленкович С.С., Спиридонова Е.А. Проблемы здоровья молодого поколения. Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. -2010. Т. 12. № 2.- С. 148-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.