Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УВЛЕЧЕННОСТЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петроченко Ирина Алексеевна, Щелин Игорь Владимирович

Современные технологии и Интернет стали неотъемлемой частью современной жизни. Самыми частыми пользователями Интернет-ресурсов являются подростки, которые в силу своих возрастных особенностей испытывают потребность в межличностном общении. Из-за незрелости личности и пластичности ее структуры подростки подвержены влиянию негативных факторов чрезмерной увлеченности Интернет-ресурсами. Возможная компьютерная аддикция может привнести изменения во все сферы жизни подростка: эмоциональную, когнитивную и социальную. На стадии увлеченности и первых признаках формирования Интернет-зависимости подростков эффективны профилактические методы, направленные на восстановление адаптивных характеристик личности. В связи с чем был разработан и апробирован психологический тренинг, основной задачей которого является просвещение и знакомство с эмоциональным интеллектом, как со способностью осознавать и контролировать эмоции, для повышения уровня стрессоустойчивости и уменьшения вовлеченности подростков в Интернет-ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петроченко Ирина Алексеевна, Щелин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE TRAINING AS A WAY TO PREVENT INTERNET ADDICTION AMONG ADOLESCENTS

Modern technologies and the Internet have become an integral part of modern life. The most frequent users of Internet resources are teenagers who, due to their age characteristics, feel the need for interpersonal communication. Due to the immaturity of the personality and the plasticity of its structure, adolescents are subject to the influence of negative factors of excessive enthusiasm for Internet resources. A possible computer addiction can bring changes to all areas of a teenager's life: emotional, cognitive and social. At the stage of enthusiasm and the first signs of the formation of Internet addiction in adolescents, preventive methods aimed at restoring the adaptive characteristics of the individual are effective. In this connection, psychological training was developed and tested, the main task of which is to educate and get acquainted with emotional intelligence, as with the ability to recognize and control emotions, to increase the level of stress resistance and reduce the involvement of adolescents in Internet resources.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

Психология

УДК 195.923

аспирант Петроченко Ирина Алексеевна

Национальный Исследовательский Томский государственный университет (г. Томск); кандидат психологических наук, доцент Щелин Игорь Владимирович

Национальный Исследовательский Томский государственный университет (г. Томск)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Современные технологии и Интернет стали неотъемлемой частью современной жизни. Самыми частыми пользователями Интернет-ресурсов являются подростки, которые в силу своих возрастных особенностей испытывают потребность в межличностном общении. Из-за незрелости личности и пластичности ее структуры подростки подвержены влиянию негативных факторов чрезмерной увлеченности Интернет-ресурсами. Возможная компьютерная аддикция может привнести изменения во все сферы жизни подростка: эмоциональную, когнитивную и социальную. На стадии увлеченности и первых признаках формирования Интернет-зависимости подростков эффективны профилактические методы, направленные на восстановление адаптивных характеристик личности. В связи с чем был разработан и апробирован психологический тренинг, основной задачей которого является просвещение и знакомство с эмоциональным интеллектом, как со способностью осознавать и контролировать эмоции, для повышения уровня стрессоустойчивости и уменьшения вовлеченности подростков в Интернет-ресурсы.

Ключевые слова: психологический тренинг, первичная профилактика, эмоциональный интеллект, увлеченность Интернет-ресурсами, подростки.

Annotation. Modern technologies and the Internet have become an integral part of modern life. The most frequent users of Internet resources are teenagers who, due to their age characteristics, feel the need for interpersonal communication. Due to the immaturity of the personality and the plasticity of its structure, adolescents are subject to the influence of negative factors of excessive enthusiasm for Internet resources. A possible computer addiction can bring changes to all areas of a teenager's life: emotional, cognitive and social. At the stage of enthusiasm and the first signs of the formation of Internet addiction in adolescents, preventive methods aimed at restoring the adaptive characteristics of the individual are effective. In this connection, psychological training was developed and tested, the main task of which is to educate and get acquainted with emotional intelligence, as with the ability to recognize and control emotions, to increase the level of stress resistance and reduce the involvement of adolescents in Internet resources.

Key words: psychological training, primary prevention, emotional intelligence, enthusiasm for Internet resources, teenagers.

Введение. Подростковый период является одним из кризисных этапов в развитии личности, поэтому данная возрастная категория может быть сильнее всех подвержена влиянию стресса, в частности, из-за низкой способности к преодолению и совладанию с трудными обстоятельствами. Интернет-ресурсы являются для подростка одним из легко доступных средств уменьшения и ослабления психологического и эмоционального напряжения, а также быстрым способом компенсирования не получивших удовлетворения потребностей в общении в реальном мире.

На стадии увлеченности и первых признаках формирования Интернет-зависимости подростков эффективны профилактические методы, направленные на восстановление адаптивных характеристик личности, а именно: просвещение и информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, индивидуальная психотерапия.

Формат тренинга выбран с учетом психологических особенностей подросткового возраста. В подростковый период происходит формирование избирательности, развитие целенаправленного восприятия, формирование теоретического мышления, логической памяти и устойчивого произвольного внимания. Центральным личностным становлением этого периода является развитие самосознания на новом уровне, формирование Я-концепции, которая выражается в стремлении понять себя, свои особенности и возможности, свою уникальность и неповторимость.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) является защитным фактором в развитии Интернет-зависимости и хорошо поддается обучению [9, 10]. Следовательно, важно проводить мероприятия по тренировке способностей ЭИ у подростков, чтобы помочь им справляться с негативными эмоциями и навязчивым мышлением (руминациями). Для иллюстрации C. Arrivillaga и его коллеги [6] обнаружили, что среди параметров ЭИ использование эмоций было наиболее важным предиктором проблемного использования Интернета, предполагая, что эта способность может помочь подросткам в процессе принятия решений о том, к какому контенту они будут обращаться в Интернете в зависимости от их настроения. Другие исследователи эмоций утверждают, что разные эмоции служат определенным целям [8].

Таким образом, обучение функциям эмоций и обучение тому, как использовать их для облегчения руминаций, может помочь подросткам сознательно выбирать виды деятельности, которые могут принести пользу их настроению и способствовать настойчивым усилиям по планированию и критическому анализу своих действий. Лучшее понимание эмоций, мыслей и действий, а также лучшее понимание и управление эмоциями может быть более эффективным способом справиться с неприятными негативными состояниями настроения, чем чрезмерное использование Интернет-ресурсов для их уменьшения. Более того, что касается аспектов эмоционального интеллекта, данные свидетельствуют о том, что более высокий уровень оценки других эмоций и более низкий уровень регуляции эмоций также связаны с проблемным использованием Интернета [7], что предоставляет конкретные возможности для обучения эмоциональному интеллекту с целью предотвращения Интернет- зависимости у подростков.

В связи с этим в подростковом возрасте возникает активная потребность в проведении тренингов по способам преодоления жизненных трудностей за счет развития эмоционального интеллекта. Повышение эмоциональной осведомленности скажется на умении понимать свои эмоции и контролировать их, что может помочь им лучше приспособиться к окружающей среде в эмоциональном, социальном и академическом плане.

В работах Т.А. Данилиной и Е.К. Лютовой, обоснованы условия, способствующие повышению эффективности тренинга, которые учитывались при проведении тренинговых занятий. К ним относятся: ограниченное количество участников (не более 15 человек), наличие свободного пространства в помещении, организация общения участников в кругу, преимущественное использование ролевых, коммуникативных игр и релаксационных методов [2, 3]. Важно, что тренинговые занятия предоставляют возможность подросткам быть частью группы людей со схожими проблемами [5].

Положительные результаты использования тренинга в профилактике Интернет-зависимости у подростков были получены И. И. Ярыгиной. По мере прохождения тренинговых занятий подростки обучились навыкам рефлексии и начали смотреть на свое увлечение сетью Интернет как на негативную привычку, проявляющуюся в постепенном ухудшении

эмоционального состояния и в разрушении значимых социальных связей с близкими и родными, которая в долгосрочной перспективе может привести к негативным последствиям. К тому же положительные результаты профилактики Интернет-зависимости с помощью тренинга были получены у В.А. Андриеш и С.Ю. Бубновой [1], проводившие занятия на детях старшего дошкольного возраста, а также у Т.В. Савиновой и Т.В. Федосейкиной [4], исследовавшие профилактику Интернет-зависимого поведения у студентов.

В связи с этим в подростковом возрасте возникает активная потребность в проведении тренинга, основной задачей которого является просвещение и знакомство с эмоциональным интеллектом как со способностью осознавать и контролировать эмоции. Главная цель просвещения заключается в информировании о психическом здоровье и психических ресурсах личности.

Изложение основного материала статьи. Цель тренинга: способствовать развитию способностей понимания собственных эмоций и эмоций других людей, формирования навыков контроля эмоций и развития эмоционального взаимодействия с окружающими с целью повышения уровня стрессоустойчивости.

Задачи:

1. Формирование представлений об эмоциях и чувствах.

2. Формирование представлений о взаимосвязи стресса и эмоционального состояния.

3. Знакомство с инструментами для преодоления стрессовых ситуаций трудностей.

Возрастная категория участников: подростковая группа (14-16 лет).

Тренинг включает в себя 9 занятий по 45 минут, общее время проведения тренинга - 6 часов.

Формы и методы работы с подростками: анализ и обсуждение ситуаций, информирования (мини-лекции), групповая дискуссия, мозговой штурм, игры, упражнения, творческие задания, обучение специальным техникам самоконтроля и саморегуляции.

Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе тренинга, способствуют:

- пониманию своих эмоций и самоанализ эмоционального состояния в стрессовых ситуациях;

- пониманию эмоций окружающих людей и гармонизации взаимоотношений личности в семье и коллективе;

- снижению эмоционального напряжения и неадекватного эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях.

Тренинг имеет следующую структуру:

Блок 1. Эмоциональный интеллект.

Занятие 1. Знакомство. Диагностика эмоционального интеллекта: формирования представлений об эмоциональном интеллекте, самоанализ эмоционального интеллекта.

Занятие 2. Мир эмоций: знакомство с основными эмоциональными состояниями, эмоциями и чувствами человека.

Занятие 3. Понимание и контроль своих эмоций: развитие навыков самопонимания и самоконтроля, подавление эмоций как неадаптивный способ контроля эмоций.

Занятие 4. Эмоции других людей: развитие групповой перцепции, формирование умений слышать, понимать и передавать настроения, чувства, эмоции.

Блок 2. Стрессоустойчивость и совладание со стрессом.

Занятие 1. Понятие стресса. Диагностика актуального уровня стресса: формирование представлений о стрессе и стрессовом состоянии, самоанализ актуального уровня стресса.

Занятие 2. Стресс и эмоции: формирование представлений о влиянии стресса на психофизиологическое и эмоциональное состояние.

Занятие 3. Адаптивные и неадаптивные эмоциональные стратегии совладания со стрессом: знакомство с понятием копинг-стратегий, рассмотрение адаптивных и неадаптивных стратегий, избегание как неадаптивный способ совладания.

Занятие 4. Методы и техники саморегуляции: обучение методам и техникам саморегуляции для снижение эмоционального напряжения.

Блок 3. Рефлексия.

Занятие 1. Рефлексия занятий и обратная связь: обсуждение прошедших занятий, сбор данных после завершения основной программы тренинга.

Этапы апробации программы:

I. Диагностический - проведение диагностики с целью выявления уровня эмоционального интеллекта и Интернет-зависимости.

II. Основной - проведение развивающих и обучающих мероприятий с подростками, с целью повышения эмоционального самоконтроля и их адаптивных возможностей.

III. Аналитический - проведение повторной диагностики, анализ результатов работы по программе, обобщение опыта.

Выборка респондентов была разделена на две группы: экспериментальная и контрольная. В каждую группу вошло по 6

человек.

Для тестирования обеих групп выборок были использованы следующие методики:

- Опросник «ЭмИн» Д. В. Люсина;

- Шкала Интернет-зависимости С. Чена.

В выборке респондентов преобладают следующие признаки Интернет-зависимости: компульсивные симптомы (46%), толерантность (38,1%), внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем (42,9%) по методике «Шкала Интернет-зависимости» С. Чена.

Для того, чтобы отследить изменения в показателях отдельных шкал методик в экспериментальной группе, был проведен частотный анализ показателей до тренинга и после. Полученные результаты представлены в таблицах 1-2.

Таблица 1

Результаты расчета частотного анализа шкал методики «ЭмИн» Д.В. Люсина до и после тренинга

До тренинга После тренинга

Частота Валидный процент Частота Валидный процент

Межличностный эмоциональный интеллект Низкий 1 16,7 1 16,7

Средний 4 66,7 4 66,7

Высокий 1 16,7 1 16,7

Всего 6 100,0 6 100,0

Внутриличностный эмоциональны интеллект Низкий 2 33,3 0 0

Средний 3 50,0 5 83,3

Высокий 1 16,7 1 16,7

Всего 6 100,0 6 100,0

Понимание эмоций Низкий 1 16,7 1 16,7

Средний 5 83,3 4 66,7

Высокий 0 0 1 16,7

Всего 6 100,0 6 100,0

Управление эмоциями Низкий 3 50,0 0 0

Средний 0 0 3 50.0

Высокий 3 50,0 3 50,0

Всего 6 100,0 6 100,0

Общий эмоциональный интеллект Низкий 2 33,3 0 0

Средний 2 33,3 4 66,7

Высокий 2 33,3 2 33,3

Всего 6 100,0 6 100,0

Из таблицы 1 можно заметить, что показатели межличностного эмоционального интеллекта остались неизменными. Однако показатели внутриличностного эмоционального интеллекта изменились после тренинга в сторону повышения уровня (низкий -> средний). То же самое можно сказать про показать управления эмоциями и общий уровень эмоционального интеллекта - после тренинга изменились показатели с низкого уровня на средний. Таким образом, можно сказать, что тренинговые занятия улучшают показатели внутриличностного и общего эмоционального интеллекта, а также отдельных его показателей. Это значит, что тренинговые занятия обучают подростков навыкам понимания собственных эмоциональных реакций и умению их контролировать. Это позволяет подросткам научиться осознавать и контролировать свои импульсивные реакции более эффективными и здоровыми способами.

Таблица 2

Результаты расчета частотного анализа уровня Интернет-зависимости по методике С. Чена до и после тренинга

До тренинга После тренинга

Частота Валидный процент Частота Валидный процент

Уровень Интернет-зависимости по методике С. Чена Нет зависимости 2 33,3 2 33,3

Склонность 2 33,3 4 66,7

Зависимость 2 33,3 0 0

Всего 6 100,0 6 100,0

Из Таблицы 2 можно заметить, что после тренинговых занятий произошли изменения в уровне Интернет-зависимости у подростков. После тренинга уровень Интернет-зависимости снизился до уровня склонности к зависимости. Это значит, что после тренинговых занятий подростки реже используют Интернет-ресурсы.

Для статистической проверки эффективности программы профилактики Интернет-зависимого поведения подростков в экспериментальной группе до и после тренинга был применен непараметрический критерий Вилкоксона для двух связанных выборок.

При расчете критерия Вилкоксона для методики «ЭмИн» Д.В. Люсина в экспериментальной группе до и после тренинга значимых различий в показателях межличностного и общего эмоционального интеллекта, понимания эмоций и управления эмоциями в экспериментальной группе до и после тренинга не обнаружено. Однако асимптотическая

значимость (,0б8) показателя «Внутриличностный эмоциональный интеллект» находится в пределах 0,05<p<0,1, что говорит о наличии статистической тенденции. Можно сказать о тенденции повышения показателя внутриличностного интеллекта после тренинга. Внутриличностный эмоциональный интеллект - это умение осознавать свои мысли и эмоции, возникающие в ответ на ситуацию, а также умение анализировать их и корректировать поведение в соответствие с собственными ощущениями и условиями ситуации для достижения результатов.

При расчете критерия Вилкоксона для методики Интернет-зависимости С. Чена в экспериментальной группе до и после тренинга было получено, что асимптотическая значимость показателя Интернет-зависимости (,027) находится в пределах 0,05<p<0,1, что говорит о наличии статистической тенденции. Можно сказать о тенденции снижения уровня Интернет-зависимости после тренинга. Это значит, что после прохождения тренинга у подростков в экспериментальной группе снижается уровень Интернет-зависимости.

Выводы. Таким образом, применение тренинговой программы как одного из видов коррекции и профилактики зависимости имеет тенденцию к снижению уровня Интернет-зависимости у подростков.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что тренинг профилактики Интернет-зависимости у подростков апробирован, однако, для его практического применения необходимо внести некоторые коррективы в программу, а также увеличить количество участников тренинга для получения дополнительных достоверных и значимых изменений.

Таким образом, разработанный тренинг выполняет задачу просвещения и знакомства с эмоциональным интеллектом как со способностью осознавать и контролировать эмоции, а также позволяет обучать возможным способам эмоционального совладания со стрессовыми ситуации. Также разработанный тренинг может применяться в дополнение к другим видам профилактической и коррекционной работы.

Литература:

1. Андриеш, В.А. Игровой тренинг как средство профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / В.А. Андриеш, С.Ю. Бубнова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2019. - С. 178-180

2. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н. М. Стёпина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 1б0 с.

3. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2001. - 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Савинова, Т.В. Снижение склонности студентов к интернет-зависимому поведению средствами социально-психологического тренинга / Т.В. Савинова, Т.В. Федосейкина // Мир науки. Серия: Педагогика и психология, 2020. -№ 2. - Том 8. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN220.pdf (доступ свободный)

5. Федоров, А.Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков / А.Ф. Федоров // Молодой ученый. - 2013. - № 5. - С. 785-789

6. Arrivillaga, C. Perfil emocional de adolescentes en riesgo de un uso problemático de internet / C. Arrivillaga, L. Rey, N. Extremera // La Revista de Psicología Clínica con Niños y Adolescentes. - 2021. - Vol. 8. - P. 47-53

7. Baudry, A.S. Sub-dimensions of trait emotional intelligence and health: a critical and systematic review of the literature / A.S. Baudry, D. Grynberg, C. Dassonneville [et al.] // Scandinavian Journal of Psychology. - 2018. - Vol. 59. - P. 20б-222

8. Fredrickson, B.L. The broaden-and-build theory of positive emotions / B.L. Fredrickson // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. - 2004. - Vol. 359. - P. 13б7-1377

9. Kotsou, I. Improving emotional intelligence: a systematic review of existing work and future challenges / I. Kotsou, M. Mikolajczak, A. Heeren [et al.] // Emotion Review. - 2019. - Vol. 11. - P. 151-1б5

10. Liu, Q.X. Need satisfaction and adolescent pathological internet use: Comparison of satisfaction perceived online and offline / Q.X. Liu, X.Y. Fang, J.J. Wan, Z.K. Zhou // Computers in Human Behavior. - 201б. - Vol. 55. - P. б95-700

Психология

УДК 570

кандидат психологических наук, профессор Пономарева Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Аннотация. Масштабирование цифровых технологий во все области человеческой деятельности ориентировано на развитие государства, оздоровление общества и повышение качества жизни граждан. Чтобы их трансформация технологий в быт простых граждан прошла безболезненно, требуется удерживать баланс между активным внедрением и соблюдением прав и свобод людей, безопасно и с соблюдением базовых принципов гуманности. Данная статья рассматривает уровень информационной подготовки студентов-психологов к прохождению обучения, учитывая условия цифровой среды в образовании. Описывается анализ статистических показателей проведенного мониторинга в отношении существующих проблем дистанционного формата; соотношение формулировок «цифровая образовательная среда» - «дистанционное обучение»; выявляется готовность к прохождению обучения и понимание структуры информационной составляющей к получению знаний посредством цифровой образовательной среды; формулируется профессиональный потенциал и специфика его создания.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, инструменты цифровой образовательной среды, обучение в дистанционном формате, информационная готовность к обучению, информационная готовность к профессиональной деятельности.

Annotation. The scaling of digital technologies in all areas of human activity is focused on the development of the state, the improvement of society and the improvement of the quality of life of citizens. In order for their transformation of technologies into the everyday life of ordinary citizens to be painless, it is necessary to maintain a balance between active implementation and observance of human rights and freedoms, safely and in compliance with the basic principles of humanity. This article examines the level of information preparation of psychology students for training, taking into account the conditions of the digital environment in education. The analysis of statistical indicators of the conducted monitoring in relation to the existing problems of the distance format

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.