Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОБУЧЕНИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Елена Юрьевна

Масштабирование цифровых технологий во все области человеческой деятельности ориентировано на развитие государства, оздоровление общества и повышение качества жизни граждан. Чтобы их трансформация технологий в быт простых граждан прошла безболезненно, требуется удерживать баланс между активным внедрением и соблюдением прав и свобод людей, безопасно и с соблюдением базовых принципов гуманности. Данная статья рассматривает уровень информационной подготовки студентов-психологов к прохождению обучения, учитывая условия цифровой среды в образовании. Описывается анализ статистических показателей проведенного мониторинга в отношении существующих проблем дистанционного формата; соотношение формулировок «цифровая образовательная среда» - «дистанционное обучение»; выявляется готовность к прохождению обучения и понимание структуры информационной составляющей к получению знаний посредством цифровой образовательной среды; формулируется профессиональный потенциал и специфика его создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL READINESS OF PSYCHOLOGY STUDENTS TO STUDY IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL POTENTIAL OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST

The scaling of digital technologies in all areas of human activity is focused on the development of the state, the improvement of society and the improvement of the quality of life of citizens. In order for their transformation of technologies into the everyday life of ordinary citizens to be painless, it is necessary to maintain a balance between active implementation and observance of human rights and freedoms, safely and in compliance with the basic principles of humanity. This article examines the level of information preparation of psychology students for training, taking into account the conditions of the digital environment in education. The analysis of statistical indicators of the conducted monitoring in relation to the existing problems of the distance format is described; the ratio of the formulations «digital educational environment» - «distance learning» is revealed; readiness for training and understanding of the structure of the information component for obtaining knowledge through the digital educational environment is identified; professional potential and the specifics of its creation are formulated.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

значимость (,068) показателя «Внутриличностный эмоциональный интеллект» находится в пределах 0,05<p<0,1, что говорит о наличии статистической тенденции. Можно сказать о тенденции повышения показателя внутриличностного интеллекта после тренинга. Внутриличностный эмоциональный интеллект - это умение осознавать свои мысли и эмоции, возникающие в ответ на ситуацию, а также умение анализировать их и корректировать поведение в соответствие с собственными ощущениями и условиями ситуации для достижения результатов.

При расчете критерия Вилкоксона для методики Интернет-зависимости С. Чена в экспериментальной группе до и после тренинга было получено, что асимптотическая значимость показателя Интернет-зависимости (,027) находится в пределах 0,05<p<0,1, что говорит о наличии статистической тенденции. Можно сказать о тенденции снижения уровня Интернет-зависимости после тренинга. Это значит, что после прохождения тренинга у подростков в экспериментальной группе снижается уровень Интернет-зависимости.

Выводы. Таким образом, применение тренинговой программы как одного из видов коррекции и профилактики зависимости имеет тенденцию к снижению уровня Интернет-зависимости у подростков.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что тренинг профилактики Интернет-зависимости у подростков апробирован, однако, для его практического применения необходимо внести некоторые коррективы в программу, а также увеличить количество участников тренинга для получения дополнительных достоверных и значимых изменений.

Таким образом, разработанный тренинг выполняет задачу просвещения и знакомства с эмоциональным интеллектом как со способностью осознавать и контролировать эмоции, а также позволяет обучать возможным способам эмоционального совладания со стрессовыми ситуации. Также разработанный тренинг может применяться в дополнение к другим видам профилактической и коррекционной работы.

Литература:

1. Андриеш, В.А. Игровой тренинг как средство профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / В.А. Андриеш, С.Ю. Бубнова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2019. - С. 178-180

2. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н. М. Стёпина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.

3. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2001. - 190 с.

4. Савинова, Т.В. Снижение склонности студентов к интернет-зависимому поведению средствами социально-психологического тренинга / Т.В. Савинова, Т.В. Федосейкина // Мир науки. Серия: Педагогика и психология, 2020. -№ 2. - Том 8. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN220.pdf (доступ свободный)

5. Федоров, А.Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков / А.Ф. Федоров // Молодой ученый. - 2013. - № 5. - С. 785-789

6. Arrivillaga, C. Perfil emocional de adolescentes en riesgo de un uso problemático de internet / C. Arrivillaga, L. Rey, N. Extremera // La Revista de Psicología Clínica con Niños y Adolescentes. - 2021. - Vol. 8. - P. 47-53

7. Baudry, A.S. Sub-dimensions of trait emotional intelligence and health: a critical and systematic review of the literature / A.S. Baudry, D. Grynberg, C. Dassonneville [et al.] // Scandinavian Journal of Psychology. - 2018. - Vol. 59. - P. 206-222

8. Fredrickson, B.L. The broaden-and-build theory of positive emotions / B.L. Fredrickson // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. - 2004. - Vol. 359. - P. 1367-1377

9. Kotsou, I. Improving emotional intelligence: a systematic review of existing work and future challenges / I. Kotsou, M. Mikolajczak, A. Heeren [et al.] // Emotion Review. - 2019. - Vol. 11. - P. 151-165

10. Liu, Q.X. Need satisfaction and adolescent pathological internet use: Comparison of satisfaction perceived online and offline / Q.X. Liu, X.Y. Fang, J.J. Wan, Z.K. Zhou // Computers in Human Behavior. - 2016. - Vol. 55. - P. 695-700

Психология

УДК 570

кандидат психологических наук, профессор Пономарева Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Аннотация. Масштабирование цифровых технологий во все области человеческой деятельности ориентировано на развитие государства, оздоровление общества и повышение качества жизни граждан. Чтобы их трансформация технологий в быт простых граждан прошла безболезненно, требуется удерживать баланс между активным внедрением и соблюдением прав и свобод людей, безопасно и с соблюдением базовых принципов гуманности. Данная статья рассматривает уровень информационной подготовки студентов-психологов к прохождению обучения, учитывая условия цифровой среды в образовании. Описывается анализ статистических показателей проведенного мониторинга в отношении существующих проблем дистанционного формата; соотношение формулировок «цифровая образовательная среда» - «дистанционное обучение»; выявляется готовность к прохождению обучения и понимание структуры информационной составляющей к получению знаний посредством цифровой образовательной среды; формулируется профессиональный потенциал и специфика его создания.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, инструменты цифровой образовательной среды, обучение в дистанционном формате, информационная готовность к обучению, информационная готовность к профессиональной деятельности.

Annotation. The scaling of digital technologies in all areas of human activity is focused on the development of the state, the improvement of society and the improvement of the quality of life of citizens. In order for their transformation of technologies into the everyday life of ordinary citizens to be painless, it is necessary to maintain a balance between active implementation and observance of human rights and freedoms, safely and in compliance with the basic principles of humanity. This article examines the level of information preparation of psychology students for training, taking into account the conditions of the digital environment in education. The analysis of statistical indicators of the conducted monitoring in relation to the existing problems of the distance format

is described; the ratio of the formulations «digital educational environment» - «distance learning» is revealed; readiness for training and understanding of the structure of the information component for obtaining knowledge through the digital educational environment is identified; professional potential and the specifics of its creation are formulated.

Key words: digital educational environment, digital educational environment tools, distance learning, information readiness for training, information readiness for professional activity.

Введение. Мировая глобальная цифровизация экономики и жизни, области образования и специфическая деятельность педагога-психолога объективно нуждаются в наличии новых образовательных технологий. Процесс обучения студентов-психологов, рассматриваемый, как начальный этап готовности профессиональной деятельности педагога-психолога, аналогично подразумевает присутствие образовательных технологий. Период пандемии весны 2020 привел к быстрому внедрению дистанционной формы в учебный процесс повсеместно. Высокий темп, взятый в освоении удаленного формата, указал на отсутствие подготовки образовательных учреждений к ее реализации, а также на неготовность студентов к ее использованию. Этот непростой период вынудил всех участников процесса экстренно «познакомиться» со спецификой удаленных технологий в образовательном пространстве. По статистике, число тех, кто пользуется онлайн-ресурсами для преподавания, выросло с 64% до 85%. 74% преподавателей, которые прежде игнорировали любые учебные онлайн-ресурсы, обратились к ним для применения в своей практике. 47% из этого числа сказали, что, вероятно, будут использовать их в своей работе и в последующем [3; 8].

Изложение основного материала статьи. Исследования показывают, что в результате применения удаленного формата в образовательных процессах, лучше относиться к нему стали все участники обучения [2; 3; 8]. Однако, как и прежде, навык и умение пользоваться технологиями цифровой образовательной среды по-прежнему на недостаточном уровне.

Как трудности организации озвучиваются рост нагрузки, и трудность организации работы и практики. Кроме этого отмечается указание на личные проблемы, как негативный фактор - чрезмерная утомляемость [2]. Основной причиной негатива служит отсутствие подготовки к работе в информационной среде педагогов.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) значится в национальном проекте «Образование» единой системой, которая объединяет всех участников учебного процесса, от учеников и учителей до родителей и администрации учебных заведений [7]. При помощи этой образовательной структуры в РФ планируется ввести электронную образовательную среду. ЦОС, как проект федерального уровня, должен оптимизировать образование и обеспечить эффективное применение последних технологий для обучения.

Составляющие ЦОС:

- цифровые образовательные ресурсы;

- технологические инструменты и технологии коммуникаций;

- технологии для педагогов, обеспечивающие обучение в современной информационно-образовательной среде.

Сегодня на основании анализа системы можно наблюдать, что, внедряя ЦОС, планомерно улучшается качество

образования. Повсеместное внедрение предполагает технологическое и методологическое развитие образовательного процесса, что, в свою очередь, ведет к повышению квалификации преподавателей, формирует готовность осваивать профессиональную деятельность при новых обстоятельствах. Сегодня наблюдается активность в изучении некоторых технологий. Например, дистанционного формата. Этот способ оказался более удобной формой образовательного процесса при пандемии. Это обстоятельство способствовало созданию устойчивого мнения, что «дистант» служит цифровой средой, и скоро приведет к ненадобности стандартного формата аудиторного обучения. Следует принимать во внимание, что цифровая образовательная среда в широком понимании только масштабирует условия интерактивности для получения знаний, но никак не заменяет коммуникации педагога и обучающихся, не подменяет стандартную аудиторную структуру образования. ЦОС дает условия для применения электронного обучения, современных технологий дистанционного формата [7].

Рассматриваемая среда необходима для информационного удобства в абсолютно всех разновидностях учебной работы. Но ее информационные составляющие в большей степени будут зависеть от преподавателей, и это станет оптимальным действенным средством создания нового поколения участников процесса, которые будут ориентированы на инновации и активное обновление на этапе перехода к цифровой экономике.

Дистанционное обучение студентами-психологами сегодня - это условие для создания потенциально профессиональных кадров будущих педагогов-психологов. Этот потенциал, по мнению Дружинина Н.Е., предполагает, как комплексная характеристика, «совокупность навыков и умений для освоения профессиональной деятельности и совершенствования в ней» [1, С. 27]. Потенциал видится в формате системы личных и наработанных качеств, которые дают возможность грамотно выполнять свои должностные обязанности на конкретном уровне. Этот потенциал формируется в процессе специальной подготовки студентов, а специфика такой психологической подготовки влияет на становление потенциала в профессиональном плане. Не меньшее значение имеет и специфика будущей профессиональной деятельности. Студенты-психологи могут использовать дистанционный формат не только во время обучения в вузе, но и как элемент потенциала для деятельности педагога-психолога в будущем.

Дистанционный формат, как отдельный вид интерактивной коммуникации между педагогом и обучающимся, происходит при посредстве средств интернет-технологий и как образовательный процесс непременно содержит полный набор его инструментов. Дистанционное обучение в виде технологии реализуется посредством информационно-телекоммуникационных сетей в комплексе с взаимодействием студентов и преподавателей [9]. Этот способ получения знаний принадлежит к самостоятельной форме обучения, основным инструментом которой служат информационные технологии. Итог и результат дистанционного обучения напрямую зависят от усвоения участниками форм взаимодействия, которое предполагает изначально высокий процент информированности в области интернет-технологий. Формулировка «степень интерактивности» означает, наличие показателя, который говорит, насколько быстро происходит усвоение материала. Термин «элементы интерактивности» - это набор функций Интернет-ресурса, его программные модули, помогающие пользователю осуществлять интерактивную коммуникацию. Следовательно, выявляется несогласованность между очевидной необходимостью применения интерактивного образовательного коммуникационного взаимодействия с одной стороны, и малой степенью полученных навыков психолого-педагогических, а также технических методов, способов и средств, которые помогают оптимизации интерактивного взаимодействия, происходящего в цифровой образовательной среде.

Подготовка к обучению студентов-психологов дистанционно не изучена в достаточной степени в силу актуальности данной проблемы, а также отсутствия видимой возможности ее полномасштабного изучения. В трудах С.Н. Кусакиной такая готовность к получению знаний характеризуется внутренней активностью со сложной схемой [4]. Приоритетные направления понятия проанализированы и в итоге подразумевают готовность, с одной стороны, как «планов субъекта к

проявлению некоторой активности..., с другой - показывают состояние, характеризующееся окончательностью, завершенностью, описывающее. результат чьего-либо воздействия., а не конкретную подготовленность субъекта, а также способность и имеющиеся у него ресурсы к определенной деятельности» [4]. Следовательно, подготовка студентов-психологов подразумевает некоторое стремление с их стороны к осуществлению учебного процесса, осуществляемого дистанционно и умению его организовать. Анализ деятельности по исследованию этой готовности говорит, что в ее схеме учтены мотивационно-ценностный, когнитивный, а также деятельностный, рефлексивный и ценностный с информационным компоненты [5; 6].

Мотивационно-ценностный компонент - это восприятие своей личности, отношение к окружающим и в целом к учебной деятельности. Когнитивный элемент - это обладание психолого-педагогических знаниями об объекте и алгоритме работы.

Компонент под названием «деятельностный» предполагает наличие навыка решать озвученные задачи в профессиональной деятельности, реализовывать навыки и практические знания, показывать результативность в учебно-профессиональной деятельности.

Рефлексивный компонент подразумевает понимание контроля, умение проводить анализ абсолютно любой деятельности человека. Ценностный - предполагает самооценку профессиональной пригодности. Информационный компонент - это умение ориентироваться в информационном потоке, возможность находить, структурировать и фильтровать любые источники информации.

Таким образом, подготовка включает объективное восприятие студента самого себя как участника учебной деятельности, понимание своей профессиональной значимости и приобретаемых знаний в области интернет-технологий; понимание предмета изучения, методов реализации учебных работ на просторах интерактивного взаимодействия, а также умения решать поставленные задачи и планировать работу.

Готовность к обучению стоит рассматривать, проинструктировав студентов о возможностях цифровой среды для образования.

Анализ работ российских психологов и преподавателей (Н.Е. Ларюшкина, Е.Е. Кузнецова) в сфере информационной подготовки говорят о том, что базой для ее появления служит возможностью студента ориентироваться в многогранном информационном потоке [5]. Основные характеристики, которые показывают уровень студента:

• готовность овладевать знаниями;

• умение работать с источниками и отсеивать нужную информацию;

• верное восприятие ситуации;

• навык оперирования данными;

• Навык обрабатывать информацию на ПК [6].

Готовность студентов-психологов к получению знаний в цифровой образовательной среде характеризуется некой спецификой, объясняемой специфичностью предмета психологии. Постепенное создание информационной готовности, как следует из вышесказанного, определяющий профессиональный потенциал, а также готовности студентов-психологов к получению знаний в цифровой среде.

В последнее время было проведено ряд исследований среди студентов очной и заочной формы обучения, которые позволяют сделать вывод, что информация о цифровой образовательной среде, которой владеют опрошенные оппоненты, присутствует у них фрагментами, не структурирована, а дистанционное обучение, считается малоэффективным и оценивается достаточно низко. Такое состояние системы вряд ли способствует созданию готовности использовать технологии ЦОС в практике, снижает уровень развития профессионализма студентов-психологов.

Мониторинг уровня подготовки к прохождению дистанционного показал, что студенты отдают предпочтение ускоренному обучению (заочное - 78% / очное - 73,7%). Это могут быть курсы повышения текущего знания программы или вебинары. Не приветствуются онлайн-обучения, курсы, различные марафоны или онлайн школы.

Половина студентов признали трудности в концентрации при дистанционном формате. Основная масса «заочников» отдает предпочтение Интернет-ресурсам и работе на учебном портале по готовым домашним заданиям.

Различия между студентами в этом элементе информационной подготовки объясняется тем, что студенты-очники обеспечены доступом к информационным источникам во всех форматах. Обучащиеся заочного отделения в основном прибегают к Интернет-ресурсам, потому что учеба происходит дистанционно.

Статистика проведенных исследований позволяет сказать, что уровень подготовки к обучению в условиях дистанционного формата у студентов-психологов оценивается как средний. Отсутствие активного развития этого формата -это преобладания форм работы, используемых студентами более часто в рамках обучения в ЦОС.

Чтобы определить уровень овладения цифровыми инструментами, использовали такие компоненты:

• проведение тестов на классификацию уровня знаний;

• навыки в создании презентации;

• создание видеозаписи;

• работа на форуме;

• практика работы с Интернет-ресурсами;

• Развитие в сфере интернет технологий.

Результативность по навыкам работы с инструментами в образовательной среде по итогам опросов представляется достаточно интересной. Дистанционно обучающиеся 2 групп согласны на тесты (заочники - 16,5%, очники - 15,6%), а также они готовы сделать презентацию конкретного решения задачи (заочники - 15,8%, очники - 12,3%). Эти методы работы находятся в рамках задания по всем дисциплинам на образовательном портале. Изъявили желание разработать видеозапись (заочники - 6,3%, очники - 5,7%), изъявили желание вести форум (заочники - 1,9%, очники - 3,3%). Для дистанционной коммуникации предпочитают:

• привычные Интернет-ресурсы - 30% заочников, 25% очников;

• интересуются новыми ресурсами - 20% заочников, 25% очников.

Таким образом, выявленные цифры по этому показателю позволяют сделать вывод, что число цифровых инструментов, используемых в арсенале учебных манипуляций студентов-психологов, ограничено, а уровень овладения ими оставляет желать лучшего. Показатель насколько хорошо студенты владеют информацией и на каком уровне готовы с ней работать демонстрируется на уровне числа обращений к ресурсам информации:

• только 13.3% заочников и 15% обучающихся очной формы полагаются на Интернет-ресурсы;

• более 53% заочников и почти 50% слушателей по очной форме обучения берут информацию для выполнения домашней работы из сети.

• менее половины респондентов работают с первоисточниками, могут пользоваться готовыми аналитическими справками (46.7% и 30% соответственно).

Причин данных показателей несколько: некомфортные условия привыкания к дистанционному формату; расхождение интересов и консерватизм учебных условий; недостаточность технического оснащения.

Теория мониторинга по проблеме информационной готовности студентов к прохождению обучению в условиях цифровой образовательной среды говорит о том, что пандемия весны 2020 года внесла свои коррективы и привела к быстрому внедрению новых дистанционных технологий в образовательную среду ВУЗов. С другой стороны, отношение сторон образовательного процесса к этому далеко неоднозначно. Подготовка студентов в цифровой сфере не может являться единой базой для формирования потенциала в профессиональной сфере.

Выводы. Таким образом, можем говорить о том, что сегодня информационная подготовка студентов-психологов очной и заочной формы в цифровой учебной среде в целом невысока. Среди опрошенных студентов отмечается готовность обучаться в дистанционном формате, потребность, в принципе, сформирована, но навык работы с источниками, способность работы с информацией, имеет, скорее, средние значения. Данный формат обучения сегодня скорее не способствует возможности понимать образовательную ситуацию, а также анализировать причины явлений, которые происходят. Лучшие показатели, по результатам мониторинга, опрошенные показали по пункту «готовность оперировать данными». Уровень способности проводить обработку полученной информации информацию на компьютере значится, как выше среднего.

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на медленный рост, показатель цифровой грамотности студентов стабилен и не идет вниз. Следовательно, развитие системы готовности педагогов-психологов дает возможность развивать у студентов навыки цифровой компетентности для роста востребованности, а также повышает уровень профессионального образования студентов-психологов.

В работе показана актуальность существующих сегодня в системе образования изменений:

• формирование принципиально новой образовательной среды;

• введение в практику технологий педагогических методов и форм.

Активное обращение к цифровым методам и аналогичным инструментам в процессе обучения осуществляются для большей и эффективной оптимизации процесса, который требует новых способов в подготовке педагогов-психологов к реалиям жизни и специфической деятельности в сложных условиях современности, а также формирования у студентов новых компетенций. В работе показано, что без цифровой трансформации учебного процесса осуществить трансформацию гражданского общества для укрепления экономики государства не представляется возможным [6].

Литература:

1. Дружинин, Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке / Н.Е. Дружинин. - Кемерово; Томск, 2003. - С. 32 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://med.niv.ru/doc/dictionary/career-psychological- support/fc/slovar-207.htm#zag-395

2. Исследование МГППУ: отношение к дистанционному обучению студентов и преподавателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mgppu.ru/news/8000

3. Итоги опроса об отношении учителей к переходу на дистанционное обучение / Общероссийский профсоюз образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eseur.ru/Podvedeni_itogi_oprosa_ob_otnoshenii_uchiteley_k_perehodu_na_distancionnoe_obuchenie/

4. Кусакина, С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / С.Н. Кусакина. - М.: Моск. гос. пед. ун-т, 2009. - 234 с.

5. Ларюшкина, Н.Е. Информационная готовность будущих специалистов как условие становления профессионала / Н.Е. Ларюшкина, Е.Е. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Международной научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 97-100

6. Ларюшкина, Н.Е. Информационная готовность как элемент профессиональной деятельности будущих специалистов / Н.Е. Ларюшкина, Е.Е. Кузнецова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2011. - №17. -С. 156-160

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. №649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/

8. Проблемы перехода на дистантное обучение в Российской Федерации глазами учителей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/409671196.pd

9. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.