Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ И СПЕЦИФИКА ПЕРЕХОДА НА КОНВЕРГЕНТНУЮ РЕДАКЦИЮ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО МЕДИАПРОЕКТА "RЕЖИМ"'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ И СПЕЦИФИКА ПЕРЕХОДА НА КОНВЕРГЕНТНУЮ РЕДАКЦИЮ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО МЕДИАПРОЕКТА "RЕЖИМ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПЛАТФОРМЫ / МЕДИАКОНТЕНТ / КОНВЕРГЕНТНАЯ РЕДАКЦИЯ / МЕДИАХОЛДИНГ / МЕДИАПРОЕКТ "RЕЖИМ" / MEDIA PLATFORMS / MEDIA CONTENT / CONVERGENT EDITION / MEDIA HOLDING / MEDIA PROJECT "REGIM"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Подопригора Д.А.

В данной статье рассматривается эффективность конвергентной редакции на примере студенческого медиапроекта «RеЖиМ». Кроме того, описывается стратегия и специфика перехода на данный тип редакции. Созданная организационная модель конвергентной редакции «RеЖиМ» показала, что при наличии централизованного ньюсрума, устойчивой схемы редакционного процесса, квалифицированных координаторов, необходимого мультимедийного оборудования можно обходиться минимальным количеством штатных сотрудников, но сотрудничающие с конвергентной редакцией журналисты обязательно должны иметь универсальные мультимедийные навыки. При правильной организации работы и формирования контента это позволяет готовить материалы, которые сочетают в себе глубину газетной журналистики, эмоциональность видео и онлайновую интерактивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY, STRATEGY AND SPECIFICS OF TRANSITION TO CONVERGENT EDITION ON THE EXAMPLE OF THE STUDENT MEDIA PROJECT "REGIM"

This article discusses the effectiveness of convergent edition on the example of the student's media project “ReGiM”. In addition, the strategy and the specifics of the transition to this type of edition are described. The created organizational model of the convergent editorial “ReGiM” showed that if there is a centralized newsroom, a stable editorial process, qualified coordinators, the necessary multimedia equipment, you can do with a minimum number of staff members, but journalists working with convergent editors must have universal multimedia skills. With the proper organization of work and the formation of content, this allows the preparation of materials that combine the depth of newspaper journalism, video emotionality and online interactivity.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ И СПЕЦИФИКА ПЕРЕХОДА НА КОНВЕРГЕНТНУЮ РЕДАКЦИЮ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО МЕДИАПРОЕКТА "RЕЖИМ"»

организаций и Инструкции по его применению: утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010).

УДК 005

Подопригора Д.А. студент магистратуры 1 курса Донской государственный технический университет кафедра «Медиаменеджмент и медиапроизводство» направление «Медиакоммуникации» Россия, г. Ростов-на-Дону ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ И СПЕЦИФИКА ПЕРЕХОДА НА КОНВЕРГЕНТНУЮ РЕДАКЦИЮ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО

МЕДИАПРОЕКТА «НЕЖИМ»

Аннотация: В данной статье рассматривается эффективность конвергентной редакции на примере студенческого медиапроекта «RеЖиМ». Кроме того, описывается стратегия и специфика перехода на данный тип редакции. Созданная организационная модель конвергентной редакции <^еЖиМ» показала, что при наличии централизованного ньюсрума, устойчивой схемы редакционного процесса, квалифицированных координаторов, необходимого мультимедийного оборудования можно обходиться минимальным количеством штатных сотрудников, но сотрудничающие с конвергентной редакцией журналисты обязательно должны иметь универсальные мультимедийные навыки. При правильной организации работы и формирования контента это позволяет готовить материалы, которые сочетают в себе глубину газетной журналистики, эмоциональность видео и онлайновую интерактивность.

Ключевые слова: медиаплатформы, медиаконтент, конвергентная редакция, медиахолдинг, медиапроект «RеЖиМ».

Podoprigora D.A. graduate student, 1 course Don State Technical University Department of «Media Management and Media Production»

direction "Media Communications" Russia, Rostov-on-don

EFFICIENCY, STRATEGY AND SPECIFICS OF TRANSITION TO CONVERGENT EDITION ON THE EXAMPLE OF THE STUDENT

MEDIA PROJECT «REGIM»

Abstract: This article discusses the effectiveness of convergent edition on the example of the student's media project "ReGiM". In addition, the strategy and the specifics of the transition to this type of edition are described. The created organizational model of the convergent editorial "ReGiM" showed that if there is a centralized newsroom, a stable editorial process, qualified coordinators, the necessary multimedia equipment, you can do with a minimum number of staff

members, but journalists working with convergent editors must have universal multimedia skills. With the proper organization of work and the formation of content, this allows the preparation of materials that combine the depth of newspaper journalism, video emotionality and online interactivity.

Keywords: media platforms, media content, convergent edition, media holding, media project "ReGiM".

Анализ успешного функционирования крупных издательских домов таких как, ИД «Комсомольская правда» и ИД «Коммерсантъ», а также анализ организаций взаимодействия между журналистами с разных медиаплаторм в данных медиахолдингах, способствовали созданию модели конвергентной редакции медиапроекта «ЯеЖиМ» на базе факультета «Медиакоммуникаций и мультимедийных технологий» ДГТУ.

Медиапрект «РеЖиМ» предоставляет потребителю возможности простого, быстрого и удобного изучения основ здорового образа жизни. Миссия данного медиапректа: формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у населения Ростова и Ростовской области социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ. Целью является популяризация здорового образа жизни и содействие физическому и нравственному оздоровлению общества. Жанр проекта: просветительский, информационно-развлекательный. Особенностью медиапроекта является то, что он ориентирован на различия и особенности женского и мужского пола. Таким образом, аудитория «ЯеЖиМ» - это активные современные мужчины и женщины в возрасте 16-45 лет, которые интересуются здоровым образом жизни и следят за своим здоровьем. Ядро аудитории: человек возрастом 18-28 лет, находящийся в отношениях, который придерживается определенного режима дня, питания, тренировок, интересуется не только своим здоровьем, но и здоровьем противоположного пола.

Медиапрект «ЯеЖиМ» начал своё функционирование в июне 2016 года с создания редакцией студентов одноименного печатного издания. Так, в основе медиапроекта лежит журнал «ЯеЖиМ» о здоровом образе жизни. Журнал отличается четко структурированной информацией для мужчин и для женщин, а также дизайном, выполненным в современном стиле. Каждый выпуск направлен на определенную тему и имеет двух главных героев -мужчину и женщину, профессионалов своего дела, чьи истории, советы и рекомендации размещены в журнале. Помимо центральной темы выпуска журнал содержит следующие рубрики: «Люди спорта» (опыт и история жизни успешных спортсменов, глубинные интервью, рекомендации, комплексы упражнений от героев выпуска); «Физиология и здоровье» (советы о сохранении здоровья от профессиональных врачей, диетологов); «Спорт» (информация о различных видах спорта для мужчин и для женщин, а также примеры и комплексы упражнений для совместных спортивных занятий); «Здоровое питание» (примеры рецептов правильного питания, различие

мужского и женского рациона, советы от диетолога); «Психология» (о мотивации, о сохранении психологического равновесия, а также различные игры и тесты); «Отношения» (советы по сохранению отношений от спортивных пар, информация о различиях мужчин и женщин); «Сильные духом» (мотивационные истории людей, которые добились больших высот, несмотря на трудности жизни).

Параллельно с созданием печатного издания была создана группа в социальной сети «ВКонтакте». Целью создания группы во «ВКонтакте» стало всестороннее продвижение журнала «ЯеЖиМ», привлечение новых читателей и подписчиков, а также повышение интереса молодежи к темам о здоровом образе жизни.

В 2017 году было создано мобильное приложение «ЯеЖиМ» с целью усовершенствовать данный медиапроект и сделать его конвергентным. Приложение, в отличие от журнала, является интерактивным, позволяет пользователю не только получать информацию, но и, например, сохранить историю своих тренировок для достижения прогрессивного результата, подобрать индивидуальный рацион питания, просмотреть технику выполнения упражнений и т.д. В этом же году создан канал на УоиТиЬе, на котором разместились все видеоресурсы проекта.

Следующий шаг к достижению конвергентности проекта - разработка адаптивного сайта и размещение его на хостинге в 2018 году. Сайт является самостоятельной медиаплощадкой, материалы которой не повторяют информацию, размещенную в печатном издании или в приложении. Рубрики на сайте постоянно дополняются свежей и актуальной информацией, различными тестами и т.д. Интернет-площадка предоставляет возможность поддерживать круглосуточную обратную связь с аудиторией проекта, делиться полезной и актуальной информацией, спортивными новостями, фото, видео, музыкой и другим контентом. Еженедельно в социальных сетях проводятся различные обсуждения и опросы, которые позволяют подбирать контент в соответствии с интересами аудитории. Кроме того, с помощью контактной формы пользователи могут задавать интересующие их вопросы редакции проекта.

Немаловажным компонентом продвижения проекта является взаимодействие всех медиаплатформ и обмен ссылками. С этой целью в социальной сети «ВКонтакте» размещается краткая аннотации материалов с ссылкой, которые ведут на полную версию материала на официальный сайт. Официальный портал также оснащен ссылками на социальные сети, на канал УоиТиЬе и на электронную версию журнала. Приложение, в свою очередь, связывает пользователя с сайтом посредством ссылки и предоставляет возможность прочитать журнал онлайн.

Так как на сегодняшний день тема здорового образа жизни является актуальной, то на рынке создан достаточно высокий уровень конкуренции для данного проекта. В этих условиях представляется необходимым провести анализ конкурентной среды с целью определения устойчивых конкурентных

преимуществ, лучших каналов привлечения пользователей и снижения возможных финансовых рисков. В ходе анализа конкурентов, были выявлены следующие отличия проекта «ЯеЖиМ» от прямых конкурентов: использование широкого перечня медиаплатформ (сайт, приложение, журнал, социальная сеть, УоиТиЬе); подача контента, ориентированного как на мужчин, так и на женщин; современный дизайн; минимальное наличие рекламы.

Для того чтобы проект эффективно функционировал, несмотря на процветающую конкуренцию на современном медиарынке, необходимо определиться с перспективами коммерциализации. Мы выделили следующие возможности коммерциализации медиапроекта «ЯеЖиМ»: скачивание приложения по фиксированной цене, продажа журнала (через магазины печатной продукции, магазины, фитнес клубы партнеров), платное скачивание журнала (через приложение или сайт), реклама товаров и услуг (на канале уоиШЬе, в приложении, журнале или на сайте).

Для того чтобы превосходить конкурентов, необходимо также удовлетворять запросы потребителей, предоставляя ту информацию, которая их интересует в большей степени. Для определения эффективного контента было проведено исследование запросов пользователей в поисковой системе Яндекса с помощью сервиса - Яндекс.Wordstat по фразам: «здоровый образ жизни», «правильное питание», «тренажерный зал», «спорт». С помощью полученных данных мы подтвердили свое предположение о том, что тема здорового образа жизни в настоящее время является достаточно актуальной. Для привлечения целевой аудитории, контент проекта должен быть более конкретным: примеры готового меню, правильная техника выполнения упражнений, индивидуальные программы тренировок и т.д. Кроме того, люди часто вводят такие запросы, как «сайт здоровье», «спорт сайты». Можно сделать вывод, что особое внимание стоит уделять контенту на сайте проекта.

Наблюдаемые тенденции конвергенции средств массовой информации вузов закономерно ведут к большей мультимедиатизации и превращению корпоративных СМИ вуза в конвергентные мультимедийные проекты, способные составить реальную конкуренцию уже существующим на медиарынке проектам. Особенности развития масс-медиа вузов - вместе с образовательной составляющей и требованиями реального медиарынка позволяют создавать конкурентоспособные медиапредприятия. И важный шаг в этом направлении - создание продуманной, логичной, соответствующей требованиям современного рынка концепции медиахолдинга.

По примеру успешного преобразования крупных российских редакций в конвергентные медиахолдинги, преобразование традиционной редакции в конвергентную предполагает следующие изменения:

1) Изменение ролей для части сотрудников, приобретение и развитие универсальных навыков у журналистов: работа с аудио-, видео- и фототехникой, знание ПО, освоение новых мультимедийных жанров.

2) Изменение цикла производства материалов и публикаций -

стремление к оперативному освещению событий, планирование подачи информации сразу в нескольких форматах, подгонка циклов производства разных «инфомолекул».

3) Переход (или стремление перейти) в модель вещания 24/7, изменение редакционного цикла и дедлайнов.

4) Производство как «инфомолекул» (фото-, видео-, аудио-, инфографики, текстовых и других сообщений), так и собранных мультимедиа историй для различных платформ .

5) Кросс-продвижение и конвергенция вне Интернета (например, расширение контента печатного издания на дополнительных платформах с помощью приложения «Зрение 2.0»).

6) Использование новых источников мультимедийной информации, в том числе и пользовательского контента.

7) Внедрение новых бизнес-моделей, интерактивных сервисов и услуг.

8) Изменение редакции: одно-, двухэтажные ньюсрумы с круглым столом в центре (супердеском) для проведения для оперативных планерок.

Эффективное функционирование конвергентной редакции <^еЖиМ» в стенах высшего учебного заведения возможна при принятии как технологических решений (создание централизованного ньюсрума, ведение конвергентного производственного процесса с выверенными планами, графиком работы и развития), так и редакционных изменений (информационная политика единой оперативной и централизованной трансляции на разные медиаплатформы). В этих целях также необходимо обеспечить консолидацию, объединение и последовательную интеграцию всех имеющихся в распоряжении проекта медиплатформ - печатной, онлайновой и мобильной. Наличие конвергентной редакции <^еЖиМ» и информационных носителей разного формата и позволяет точечно воздействовать на различные целевые аудитории с помощью адаптированного под конкретные целевые группы медийного контента.

Созданный студенческий медиа-холдинг имеет единый координационный центр в лице руководителя проекта. Но каждым из ресурсов руководит самостоятельно редактор-координатор, работающий в штате управления, определяющий, каким будет контент ресурсов и подбирающий внештатных корреспондентов из числа заинтересованных в сотрудничестве студентов факультетов ДГТУ «Медиаменеджмент и медиапроизводство», а также «Медиакоммуникации и мультимедийные техологии».

Все корреспонденты медиапроекта «^еЖиМ» обладают универсальными навыками: навыки работы с аудио-, видео- и фототехникой, опыт работы в графических программах (Adobe Photoshop, Adobe InDesign, Adobe Lightroom, Adobe Premiere, Adobe Illustrator, Adobe After Effects, CorelDRAW), знания языков программирования и опыт разработки приложений в Android studio, знание мультимедийных жанров, таких как: аудио слайд-шоу, мультимедиа репортаж и т.д. Тем не менее, существует

некоторое распределение обязанностей, связанное с индивидуальным опытом, интересом или профессиональными навыками журналиста. Например, в редакции есть бильдредактор, который выполняет следующие задачи: осуществление оперативного отбора и обработки фотографий для проекта, поиск иллюстраций и фотографий в фотобанках и фотоагентствах, обеспечение качественного исполнения фотографий, организацию фотосъемок и т.д. Кроме того, этот же сотрудник несет ответственность за верстку печатного издания, создает полиграфические макеты, выполняет компоновку текстовых, иллюстративных и вспомогательных элементов на страницах журнала, подбирает шрифты, проверяет орфографию и пунктуацию в текстах, исправляет ошибки различного рода. Также в редакции есть сотрудник, который выполняет обязанности креативного менеджера проекта: занимается разработкой и воплощением в жизнь творческой идеи, выступает инициатором, вокруг мыслей которого объединяются остальные универсальные журналисты, конкретизируя её предложения. Главная задача креативного менеджера - угадать, создать оригинальный и привлекающий внимание определенной группы людей продукт. Таким образом, он выступает в роли руководителя рекламного проекта. Он понимает задачу, поставленную главным редактором, учитывая психологию целевой аудитории проекта, после чего подготавливает общие предложения для дальнейшей работы универсальных журналистов, интегрирует подготовленные предложения в единый сценарий, который и будет реализовываться в рамках поставленной задачи. В редакции есть дизайнер, который помимо универсальных навыков, присущих всем членам редакции, имеет художественное образование и хороший вкус, поэтому отвечает за дизайн продуктов (логотип проекта, инфографика, цветовые решения и т.д.). Что касается главного редактора, то он несет полную ответственность за информационное наполнение, содержание и выпуск всех платформ проекта на медиарынок. В обязанности главного редактора входит: разработка концепции развития проекта, управление работой всех сотрудников редакции, редактирование и написание материалов, подготовка материалов к печати, написание отчетов о работе редакции. Также он принимает участие в презентациях и мероприятиях, касающихся деятельности проекта. Обладая универсальными навыками, главный редактор, вместе с остальными сотрудниками редакции, принимает непосредственное участие в верстке печатного издания, разработке приложения, наполнении сайта контентом, ведении социальных сетей и т.д.

Таким образом, созданная организационная модель конвергентной редакции «ЯеЖиМ» показала, что при наличии централизованного ньюсрума, устойчивой схемы редакционного процесса, квалифицированных координаторов, необходимого мультимедийного оборудования можно обходиться минимальным количеством штатных сотрудников, но сотрудничающие с конвергентной редакцией журналисты обязательно должны иметь универсальные мультимедийные навыки. Составляющие конвергентный продукт СМИ продвигают друг друга при помощи кросс-

промоушна, обмениваясь информацией, ссылками, анонсами, рекламными площадями. Конвергентная редакция позволяет создать открытую и эффективную коммуникацию, предназначенную для осуществления взаимного и равного взаимодействия всех участников коммуникационного процесса. Это достигается и за счёт того, что контент также становится конвергентным, выполняя не только традиционные функции информирования, развлечения, просвещения, но и интерактивности, рекламы, пропаганды, популяризации и формирования имиджей. При этом имиджевый эффект достигается только в том случае, если, ссылаясь на объект, указывать на его новые свойства и стороны, а не на одну и ту же информацию. При правильной организации работы и формирования контента это позволяет готовить материалы, которые сочетают в себе глубину газетной журналистики, эмоциональность видео и онлайновую интерактивность.

Использованные источники:

1. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / А. Г. Качкаева [и др.]; под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. -(Учебники Высшей школы экономики). - 413, [3] с. - 1000 экз.

2. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 269 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.

3. Качкаева, А. Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / А. Г. Качкаева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 200 с.

4. Изотов, И. В. История внедрения технологий мультимедиа в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ / И. В. Изотов // Молодой ученый. - 2009. - №11. - С. 279-282. URL: https://moluch.ru/archive/11/836/ (дата обращения: 08.01.2019).

5. Смирнова, В. А. Конвергентная редакция как инструмент формирования имиджей в современном медиапространстве / В.А. Смирнова // Научные ведомости. - 2016. - № 7(228). - С. 124-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.