Научная статья на тему 'Эффективность средств тяжелой атлетики при развитии силовых способностей у детей 9-11 лет'

Эффективность средств тяжелой атлетики при развитии силовых способностей у детей 9-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1065
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / СРЕДСТВА ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ / ДЕТИ 9-11 ЛЕТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY / STUDENTS / UNITY OF MOTOR AND INTELLECTUAL ACTIVITY / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / PHYSICAL READINESS / ATTENDANCE AND ACADEMIC PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Беззубов А.А., Беляев В.С., Черногоров Д.Н.

Обосновывается эффективность элементов тяжелой атлетики в целях гармонизации физического развития учащихся 9-11 лет, соотносятся показатели развития силы и общее антропометрическое развитие детей в рамках авторской методики развития силовых способностей. Цель исследования: изучить формирование силовых способностей учащихся 9-11 лет и разработать методику их развития средствами тяжелой атлетики. Материалы и методы исследования: в качестве методов исследования применены теоретико-методологический анализ развития силовых способностей у учащихся младших классов, педагогическое наблюдение, антропометрия, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы статистического анализа данных. Эмпирической базой исследования послужили замеры антропометрических и морфофункциональных показателей, показателей тестовых упражнений физической подготовленности учащихся 9-11 лет в контрольных и экспериментальной группах. Результаты: подтверждена эффективность применения средств и методов тяжелой атлетики в образовательной программе неспециализированных образовательных учреждениях для детей младшего школьного возраста, скорректирована программа образовательного курса по физической культуре с учётом разработанной нами методики. Заключение. По результатам анализа эмпирических данных выявлены тенденции гармонизации физического развития, а также подтвержден рост показателей успеваемости в общеобразовательном курсе в ключевых областях знаний в Экспериментальной группе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Беззубов А.А., Беляев В.С., Черногоров Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the effectiveness of weightlifting elements in harmonization of 9-11 year-old pupils physical development is proved, antropometric development and power development indices in the author’s methodology of power abilities development are corresponding. Material. The empirical basis of the research was the measurement of antropometric and morpho-functional indicators, indicators of test exercises for general and special physical training of 9-11 years pupils in the control and experimental groups. Methods. Theoretical and methodological analysis of the power abilities development in primary school children, pedagogical observation, anthropometry, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of statistical data analysis are applied. Effectiveness of the weightlifting means and methods use in the educational program of non-specialized educational institutions for children of primary school age is confirmed, an annual program of an educational course on the development of power skills taking into consideration our methodology is corrected. Conclusion. By the results of the empirical data analysis, tendencies of physical development harmonization are revealed and the growth of performance indicators in the experimental group general education key areas of knowledge is confirmed

Текст научной работы на тему «Эффективность средств тяжелой атлетики при развитии силовых способностей у детей 9-11 лет»

Аршинник Сергей Павлович - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (КГУФКСТ), ул. Буденного 161, г. Краснодар, Россия, 350015, E-mail: arshinnik fk(a),mail.ru Дудка Галина Николаевна - старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (КГУФКСТ), ул. Буденного 161, г. Краснодар, Россия, 350015

Тхорев Василий Иванович - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (КГУФКСТ), ул. Буденного 161, г. Краснодар, Россия, 350015

Для цитирования: Аршинник С.П., Дудка Г.Н., Тхорев В.И. К вопросу о разработке структуры и содержания урока физической культуры, направленного на подготовку к выполнению нормативов комплекса ГТО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 73-81.

DOI 10.14526/01 2017 208 УДК: 373.31; 796/799

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ ПРИ РАЗВИТИИ СИЛОВЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ

А. А. Беззубое - аспирант B.C. Беляев - доктор биологических наук, профессор Д.Н. Черногоров - кандидат педагогических наук, доцент Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», Балакпавский проспект, д.32 к.4, г. Москва, Россия, 117303 E-mail: chernosorovnikola(alrambler.ru

Аннотация. Обосновывается эффективность элементов тяжелой атлетики в целях гармонизации физического развития учащихся 9-11 лет, соотносятся показатели развития силы и общее антропометрическое развитие детей в рамках авторской методики развития силовых способностей. Цель исследования: изучить формирование силовых способностей учащихся 9-11 лет и разработать методику их развития средствами тяжелой атлетики. Материалы и методы исследования: в качестве методов исследования применены теоретико-методологический анализ развития силовых способностей у учащихся младших классов, педагогическое наблюдение, антропометрия, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы статистического анализа данных. Эмпирической базой исследования послужили замеры антропометрических и морфофункциональных показателей, показателей тестовых упражнений физической подготовленности учащихся 911 лет в контрольных и экспериментальной группах. Результаты: подтверждена эффективность применения средств и методов тяжелой атлетики в образовательной программе неспециализированных образовательных учреждениях для детей младшего школьного возраста, скорректирована программа образовательного курса по физической культуре с учётом разработанной нами методики. Заключение. По результатам анализа эмпирических данных выявлены тенденции гармонизации физического развития, а также подтвержден рост показателей успеваемости в общеобразовательном курсе в ключевых областях знаний в Экспериментальной группе.

Ключевые слова: гармонизация физического развития; тяжелая атлетика; морфофункциональное состояние; силовые способности; средства тяжелой атлетики; дети 9-11 лет.

WEIGHTLIFTING MEANS EFFECTIVENESS DURING POWER ABILITIES DEVELOPMENT AMONG 9-11-YEAR-OLD CHILDREN

Anton A. Bezzubov -postgraduate student Vasiliy S. Belyaev - doctor of biological sciences, professor Dmitriy N. Chernogorov - candidate of pedagogics, associate professor Pedagogical Institute of Physical Culture and Sport

Moscow Municipal Pedagogical University, 32 korp.4, Balaklavskijpr., Moscow, 117303, Russia E-mail: chernogorovnikola(alrambler.ru

Annotation. In the article the effectiveness of weight-lifting elements in harmonization of 9-11 year-old pupils physical development is proved, antropometric development and power development indices in the author's methodology of power abilities development are corresponding. Material. The empirical basis of the research was the measurement of antropometric and morpho-functional indicators, indicators of test exercises for general and special physical training of 9-11 years pupils in the control and experimental groups. Methods. Theoretical and methodological analysis of the power abilities development in primary school children, pedagogical observation, anthropometry, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of statistical data analysis are applied. Effectiveness of the weight-lifting means and methods use in the educational program of non-specialized educational institutions for children of primaiy school age is confirmed, an annual program of an educational course on the development ofpower skills taking into consideration our methodology is corrected. Conclusion. By the results of the empirical data analysis, tendencies of physical development harmonization are revealed and the growth of performance indicators in the experimental group general education key areas of knowledge is confirmed

Keywords: physical culture and sports activity, students, unity of motor and intellectual activity, personality-oriented approach, physical readiness, attendance and academic performance.

В результате проработки формата, структуры, элементов и алгоритма программы по развитию силовых способностей средствами тяжелой атлетики у детей младшего школьного возраста были проанализированы текущие показатели физического развития у детей этой возрастной группы в различных регионах РФ и соотнесены с нормативами ВОЗ (Публикация: «Дисгармоничность современного физического развития детей 9-11 лет»). В результате была экспериментально доказана актуальность разработки и внедрения новых методов физического развития детей. Основанием для этого утверждения служит выявленная во всех исследованных регионах дисгармоничность морфо-

функционального состояния детей, в том

числе ярко выраженное превышение веса на фоне замедления роста и непропорционального развития грудной клетки и талии. Исследователи сходятся во мнении о том, что это может свидетельствовать о новой форме астенизации, что побуждает к разработке мер по нивелированию этих негативных показателей и гармонизации физического развития детей [4, 5, 7]. Цель исследования: изучить формирование силовых способностей учащихся 9-11 лет и разработать методику их развития средствами тяжелой атлетики. Объект исследования: процесс

формирования силовых способностей у детей младшего школьного возраста (9-11 лет).

Предмер исследования: средства и методы тяжелой атлетики, обеспечивающие эффективное повышение показателей силовых способностей у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы формирования силовых способностей учащихся в части современных подходов с применением средств и методов тяжелой атлетики с учётом возрастных особенностей.

2. Разработать программу исследования с определением и обоснованием наиболее эффективных методов.

3. Разработать экспериментальное обоснование методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста с применением средств и методов тяжелой атлетики в части разработки:

а) содержания и структуры экспериментальной методики;

б) средств для развития силовых способностей учащихся;

в) плана распределения физической нагрузки в рамках физической подготовленности учащихся.

4. Оценить эффективность применения разработанной методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста:

а) проанализировать динамику изменений и результатов прироста антропометрических показателей и морфофункциональных особенностей учащихся 9-11 лет в контрольной и экспериментальной группах;

б) провести сравнительный анализ динамики изменений показателей тестовых упражнений физической подготовленности учащихся 9-11 лет в контрольных и экспериментальной группах;

в) изучить влияние развития силовых способностей средствами тяжелой атлетики на уровень успеваемости

учащихся младших классов в рамках общеобразовательной программы; г) разработать практические рекомендации по формированию силовых способностей учащихся младших классов средствами тяжелой атлетики на основе результатов исследования.

Методы и организация исследования.

Педагогический эксперимент проходил в сентябре-октябре 2016 года в московской гимназии №491. В исследовании участвовали два 2-х класса и один 3-й. Количество учащихся составило 84 человека: контрольная группа №1 (учащиеся 2 класса) - 29; контрольная группа №2 (учащиеся 3 класса) - 26; экспериментальная группа (учащиеся 2 класса) - 29.

Первый этап исследований предусматривал проведение первого (вводного) тестирования, обучение правильному выполнению упражнений и заданной нагрузки.

Второй этап заключался непосредственно в педагогическом эксперименте, который предусматривал использование различных средств и методов (сентябрь-октябрь 2016 г.) в рамках общеобразовательной программы по физической культуре раздела «Легкая атлетика». В контрольных группах занятия проводились по общепринятой программе; у учащихся экспериментальной группы занятие делилось на две части: 1-я часть - 25 мин. уделялось на освоение средств общепринятой программы; 2-я часть (20 минут) была посвящена разработанной нами методике, с использованием средств тяжелой атлетики (таблица 1). В конце второго этапа проводилось повторное тестирование (октябрь 2016 г). Главным критерием педагогического эксперимента являлся прирост в тестовых упражнениях.

Таблица 1 - Методические рекомендации по внедрению средств тяжелой атлетики в раздел «Легкая атлетика» общеобразовательной программы по физической культуре для 2-3-го

класса

Разделы Название упражнения Дозиров ание Влияние нагрузки на конкретные группы мышц Организационно-методические указания

Легкая атлетика 1. Прыжки на низкий плинт 5/5; 2. Берпи 5/5 3. Жим бодибара от груди 5/5 вес 4кг 20 мин Укрепление мышц ног, воспитание взрывной силы развиваемых групп мышц Спина прямая, прыжки выполняются с полуприседа на согнутые НОГИ. Отталкивание происходит двумя ногами. Берпи выполняется из упора лежа на согнутых руках, после отжимания встать и сделать хлопок за ГОЛОВОЙ.

Легкая атлетика 1. Прыжки с бодибаром из седа 6/5, вес Зкг 2. Тройные прыжки 3/3 3. Пресс 15/3 20мин Упражнение для мышц спины и НОГ. Прыжки ВЫПОЛНЯЮТСЯ из седа с выпрыгиванием вверх, спина прямая, бодибар зафиксирован на плечах.

Легкая атлетика 1. Приседание хват рывковый, с бодибаром. 5/5вес 4кг 2. Тяга бодибара рывковая 5/5, вес 6кг 3. Лодочка 10 с/3 20мин Упражнение на равновесие, мышцы ног, спины. Руки прямые, бодибар над ГОЛОВОЙ. Отдых между подходами 40-50 сек. Лодочка выполняется с прямой спиной в пояснице прогнутой, руки за ГОЛОВОЙ.

Легкая атлетика 1. Прыжки на высокий плинт 6/5 2. Метания медбола из-за ГОЛОВЫ сидя, 1кг3/3 7мин Укрепление мышц ног и рук, развитие скоростно-силовых качеств и взрывной силы. Спина прямая, приземление в прыжках происходит на согнутые НОГИ. Отталкивание происходит двумя ногами. Метания двумя руками из-за ГОЛОВЫ.

Легкая атлетика 1. Разгибание-сгибание рук с медболом из-за головы, 2кг 12/3 2. Жим бодибара из седа, 5/5 вес 4кг 20м Упражнения укрепляют мышцы рук и спины. Руки сгибаются до угла 90 гр., разгибаются до прямого состояния вверх, жим из седа выполняется с прямой СПИНОЙ.

Легкая атлетика 1. Прыжки на низкий плинт 7/5, 2. Берпи 7/5 20 мин Упражнение укрепляет мышцы ног, развивает Спина прямая, прыжки выполняются на согнутые НОГИ.

Разделы Название упражнения Дозиров ание Влияние нагрузки на конкретные группы мышц Организационно-методические указания

3. Жим бодибара от груди 8/5, вес 4кг скоростно-силовые качества, жим развивает мышцы плечевого пояса. Отталкивание происходит двумя ногами. Берпи выполняется из упора лежа на согнутых руках, после отжимания встать и сделать хлопок за ГОЛОВОЙ.

Легкая атлетика 1 .Прыжки на высокий плинт 8/4. 2. Метания медбола из-за ГОЛОВЫ сидя, 2кг 3/3 3. Отжимание от скамьи 12/3 20мин Упражнение укрепляет мышцы ног, развивает физические качества. Развивает мышцы рук и груди. Спина прямая, прыжки выполняются на согнутые НОГИ. Отталкивание происходит двумя ногами, Метания двумя руками из-за ГОЛОВЫ.

Легкая атлетика 1. Приседание с бодибаром на груди. 5/5 2. Тяга бодибара рывковая 5/4 3. Лодочка 10с/3 20мин Упражнение на равновесие, развитие мышц ног и спины. Руки согнуты, бодибар лежит на груди, спина прогнута, локти вперед. Отдых между подходами 40-50 сек. Лодочка выполняется с прямой спинов в пояснице прогнутой, руки за ГОЛОВОЙ. Тяга выполняется широким хватом.

увеличение. При этом рост показателей силы после эксперимента пропорционален первоначальным показателям силы (до эксперимента).

Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа эмпирических данных удалось выявить существенные отличия в ряде антропометрических и

морфофункциональных показателей. В отношении силы мышц рук, ног, спины явно обозначились улучшения у экспериментальной группы (ЭГ), где в сравнении с обеими контрольными группами наблюдается гармоничный рост. У контрольной группе №1 (КГ1) показатели силы мышц спины, ног имеют незначительный прирост: максимальное значение роста - 12 кг, средний рост показателя - 3 кг. При этом показатель силы руки имеет чуть более выраженное

70 60 50 40 30 20 10 0

3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Динамометрическая тяга (становая динамометрия), до эксперимента Динамометрическая тяга (становая динамометрия), после эксперимента Динамометрия - правая рука (кистевая динамометрия), до эксперимента Динамометрия - правая рука (кистевая динамометрия), после эксперимента

Рисунок 1- Динамика результатов тестирования становой и кистевой динамометрии до и после эксперимента в контрольной группе №1 (п-29), кг

В контрольной группе №2 (КГ2) силовые показатели выросли также менее выраженно: средний прирост показателя становой динамометрии составил 3,9 кг, кистевой динамометрии - 3 кг. В некоторых случаях изменения

60

50 40 30 20 10 О

отсутствуют. При этом можно наблюдать диспропорциональное развитие

показателей становой и кистевой динамометрии - развитие мышц спины и ног «не совпадает» с развитием мышц рук учеников в контрольной группе №2.

1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Динамометрическая тяга (становая динамометрия), до эксперимента Динамометрическая тяга (становая динамометрия), после эксперимента Динамометрия - правая рука (кистевая динамометрия;, до эксперимента Динамометрия - правая рука (кистевая динамометрия^, после эксперимента

Рисунок 2 - Динамика результатов тестирования становой и кистевой динамометрии до и после эксперимента в контрольной группе №1 (п-26), кг

В то же самое время в ЭГ наблюдается явный прирост показателей силы мышц рук, спины, ног в четком соотношении

("равновесии") показателей после эксперимента с показателями на начало эксперимента

РисунокЗ - Динамика результатов тестирования становой и кистевой динамометрии до и после эксперимента в экспериментальной группе (п-29), кг

90

0

1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

—Динамометрическая тяга (становая динамометрия), до эксперимента —Динамометрическая тяга (становая динамометрия), после эксперимента — Динамометрия -правая рука (кистеваядинамометрия), до эксперимента —Динамометрия - правая рука (кистевая динамометрия); после эксперимента

В разрезе групп ситуация выглядит следующим образом: Контрольная группа №1 Показатели гармоничности увеличения длины тела не изменились, но, безусловно, изменились натуральные величины. В отношении веса наблюдается уменьшение разрыва в отдельных значениях, а это значит, что некоторый уровень гармонизации присутствует на конец эксперимента.

В коэффициенте отношения веса и роста подтверждается некоторая гармонизация развития, что является показателем положительных изменений. Уменьшение дисперсии (разброса) динамометрической тяги на 11,13 ед., уменьшение диапазона на 8 ед. и рост нижней границы на 8 ед. свидетельствуют о более однородных результатах в конце экспериментального периода. При этом существенное изменение произошло в росте однородности показателя - сила мышц спины и ног развилась и стала более гармоничной. Динамометрия правой руки имеет незначительное снижение всех показателей.

Диапазон показателей обхвата грудной клетки не изменился, но незначительно

увеличился разрыв между отдельными значениями (дисперсия) - с 3,71 до 3,78 ед., что в целом дает картину единичных отклонений, объясняемых возрастными изменениями. Аналогичным образом не изменился и диапазон показателей обхвата плеча. При этом разброс отдельных значений незначительно уменьшился. Наблюдается прирост обхвата предплечья, равно как и прирост верхней границы значений, среднего показателя и разброса отдельных значений. Можно сказать, что отмечается незначительное развитие предплечья в абсолютной величине внутри КГ1.

Обхват талии остался без изменений, снизился уровень разброса отдельных значений - показатель незначительной гармонизации в развитии талии. Наблюдается незначительный прирост среднего показателя обхвата бедра и несколько снизился уровень разброса отдельных значений - показатель незначительной гармонизации в развитии бедра.

Чуть более явный прирост получил средний показатель обхвата голени и незначительно увеличилась дисперсия отдельных значений - показатель отсутствия

изменений в гармонизации развития голени.

Контрольная группа №2 В КГ2 увеличение длины тела отмечается чуть более выраженное - минимальное и максимальное значения выросли, так же как и среднее значение. При этом разница внутри группового показателя

увеличилась, что свидетельствует о разнородности развития. В собственном весе испытуемых тоже наблюдается пропорциональное увеличение,

релевантное возрастному периоду и прошедшему времени. Несколько увеличился разброс показателей веса внутри группы.

В коэффициенте отношения массы и роста за учебный год изменения незначительные

- слабо выраженное снижение разброса значений, но при этом нижняя граница значений массы и роста отражает прирост. Значительно сократился разрыв значений внутри группы по показателю динамометрической тяги, что свидетельствует о существенном уровне гармонизации показателя силы мышц спины и ног.

В кистевой динамометрии КГ2 увеличился диапазон значений, при этом внутренняя "консистенция" значений почти не изменилась - уровень гармоничности развития в динамике не изменился. В обхвате грудной клетки изменения в натуральном объеме незначительные, а показатели гармоничности развития несколько увеличились. В обхватах предплечья, талии и голени ситуация аналогичная.

Обхват бедра отличает умеренное снижение разброса показателей, т.е. некоторая гармонизация развития имеет место.

Экспериментальная группа В изменении роста детей ЭГ наблюдается ситуация, схожая с КГ2, а в изменении веса

- с КГ1, а именно: увеличение длины тела с сопутствующим увеличением веса на фоне увеличивающейся внутри группы разницы в росте (разбалансированность) и

уменьшающейся разницы в весе

(сбалансированность).

Индекс массы тела отражает гармонизацию

развития.

Значительные изменения на фоне обеих контрольных групп наблюдаются в показателях силы мышц, особенно мышц спины и ног - среднее значение показателя увеличилось в 2,5 раза. А средний показатель кистевой динамометрии показал прирост в 2 раза относительно обеих контрольных групп. При этом в диапазоне значений наблюдается положительный прирост относительно групп в 1,5-1,8 раза. Обхват грудной клетки, плеча и предплечья изменялся равномернее, чем в контрольных группах, и сформировал более гармоничные результаты значений. Необходимо отметить, что обхват талии уменьшился в диапазоне значений и в натуральном выражении, что в совокупности с незначительными изменениями дисперсии также можно принять за показатель гармонизации. Чуть менее выраженны, но тем не менее в том же тренде находятся обхватные показатели бедра и голени. На основании полученных результатов предлагаемая авторская программа для гармонизации развития детей младшего школьного возраста направлена на укрепление и развитие силы основных мышечных групп, формирование симметричного телосложения и правильной осанки, коррекции весо-ростовых характеристик детей 9-11 лет. Полученные данные о развитии детей на конец эксперимента соотнесены с нормативами ВОЗ (Публикация: «Дисгармоничность современного

физического развития детей 9-11 лет»). В контрольной группе №1 отмечается невысокий общий уровень изменений в антропометрических и

морфофункциональных показателях. В контрольной группе №2 также отмечается невысокий общий уровень изменений в антропометрических и

морфофункциональных показателях, при

этом ключевое направление в области разбалансированности физического

развития и развития силовых показателей. По результатам анализа эмпирических данных выявлены тенденции гармонизации физического развития в экспериментальной группе, где показатели развития силы значительно превышают уровень контрольных групп. Высокие результаты в этих упражнениях у учеников экспериментальной группы обусловлены силовой направленностью применяемых нагрузок и ростом мышечной массы при регулярных занятиях.

Система самоконтроля, которая является неотъемлемой частью занятий

физическими упражнениями, организует и обусловливает все сферы жизни детей - в первую очередь, в процессе получения и усвоения новых знаний. Выводы.

В рамках исследования для решения поставленных задач нами были проанализированы основные теоретико-методологические подходы к процессу формирования силовых способностей у детей в возрасте 9-11 лет с выведением авторских определений для дальнейшей работы. Были квалифицированы методы и средства тяжелой атлетики для

При проведении сравнения показателей успеваемости (таблица 2) учащихся младших классов по программе общеобразовательной школы наблюдается более высокая статистика успеваемости у учащихся ЭГ по отношению к таковой учащихся контрольных групп в подавляющем большинстве, обусловленная высокой организованностью и

стрессоустойчивостью за счет воспитания волевых качеств при занятиях физической культурой на основе разработанной нами методики.

эффективного развития силовых способностей у учащихся младших классов, на основе которых нами была разработана и экспериментально обоснована авторская методика, а также сформирован курс физкультурных занятий для неспециализированного

общеобразовательного учреждения. Разработана программа исследования с определением и обоснованием наиболее эффективных методов. Сформировано экспериментальное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обоснование методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста с применением средств и методов тяжелой атлетики в части:

Таблица 2 - Статистика успеваемости испытуемых младших классов по курсу

общеобразовательной программы

Предмет Средний балл, ЭГ Средний балл, КГ1 Средний балл, КГ2 Средний показатель по 2-м КГ Рост уровня успеваемос ти ЭГ

Английский язык 4,3 4 4 4 0,3

Изобразительное искусство 4,7 4,8 4,5 5 0,0

Информатика (ИКТ) 4,9 4,8 4,3 5 0,3

Литературное чтение 4,5 4,3 4,2 4 0,3

Математика 4,3 3,8 3,9 4 0,4

Музыка 5 5 4,7 5 0,1

Окружающий мир 4,4 4,3 4,3 4 0,1

Русский язык 4,1 3,6 3,8 4 0,4

Технология 5 5 5 5 0,0

Физическая культура 5 5 4,9 5 0,0

а) содержания и структуры экспериментальной методики,

б) средств для развития силовых способностей учащихся,

в) плана распределения физической нагрузки в рамках физической подготовленности учащихся. Произведена оценка эффективности применения разработанной методики развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста:

а) проанализирована динамика изменений и результатов прироста антропометрических показателей и морфофункциональных особенностей учащихся 9-11 лет в контрольных и экспериментальной группах,

б) проведен сравнительный анализ динамики изменений показателей тестовых упражнений физической подготовленности учащихся 9-11 лет в контрольных и экспериментальной группах.

в) разработаны практические рекомендации по формированию силовых способностей учащихся младших классов средствами тяжелой атлетики на основе результатов исследования.

Основная гипотеза, которая заключается в том, что разработка и внедрение образовательной программы на основе средств и методов тяжелой атлетики, учитывающая возрастные

физиологические и социально-психологические особенности возрастного периода, а также специфику неспециализированного общеобразовательного учреждения,

позволят благотворно повлиять на физическое развитие учащихся младших классов, подтвердилась. В экспериментальной группе детей младшего школьного возраста

подтвержден существенный рост показателей развития силы на фоне тенденции к гармонизации физических показателей. В то время как в контрольных группах, где в программе физического развития отсутствовали элементы тяжелой атлетики как средства развития силовых способностей, отмечаются разнородные

результаты, отражающие отсутствие сбалансированности в физическом развитии и показателях силы. Та же выборка показала наличие корреляции между развитием силовых способностей средствами тяжелой атлетики и уровнем успеваемости детей в возрасте 9-11 лет.

Выводы из анализа результатов развития силовых способностей учащихся младших классов средствами тяжелой атлетики могут быть использованы на этапе формирования и реализации

образовательных программ и учебных планов в учреждениях

неспециализированных общеобразовательных и дополнительного образования.

Литература

1. Беляев, В. С. Тактика тренера и методические подходы по профилактике спортивного травматизма в тяжелой атлетике : материалы конгресса: Под ред. В. А.Таймазова. / В. С. Беляев, Д. Н. Черногоров, Ю. А. Матвеев, Ю. Л. Тушер. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2011. - С. 318-319.

2. Кряж, В. М. Методы тестирования физической подготовленности учащихся / В. М. Кряж // Вестник спортивной Беларуси. - 1994. - №1 (5).-С. 42-45.

3. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Тяжелая атлетика» / В. С. Беляев, Ю. Л. Тушер, Д.Н. Черногоров. - ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», М.: 2016. -245 с.

4. Строева, И. В. Технология развития силовых способностей мальчиков 7-10 лет с учетом их индивидуально-типологических особенностей / И. В. Строева. - Москва. 2000. -167 с.

5. Черногоров, Д. Н. Влияние занятий атлетической гимнастикой на функциональное состояние юношей 15-17 лет / Д. Н. Черногоров, С. Е. Никитин // Культура физическая и здоровье. -2013.-N01 (43).-С. 54-58.

6. Черногоров, Д. Н. Методика коррекции асимметрии в физическом развитии спортсменов, занимающихся армспортом / Д. Н. Черногоров, Ю. А. Матвеев, В. С. Беляев, Ю. Л. Тушер // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2016. - № 3 (23). - С. 56-70.

7. Черногоров, Д. Н. Формирование силовых способностей учащихся 15-17 лет и методика их развития средствами атлетической гимнастики : дис ... канд. пед. наук / Д. Н. Черногоров. - М. - 2013. - 174 с.

8. Zatsiorsky, V.M. Science and practice of strength training / V.M. Zatsiorsky, W.J. Kraemer. -USA. 2006. -P. 264.

9. Вавилов В.В. Значимость управления мотивационной сферой в процессе занятий атлетической гимнастикой для подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. -Том 10. - №1. - С. 25-31. Режим доступа: http://www.iournal-science.Org/ru/article/l 14.html. DOT 10.14526/29 2015 29.

10. Афтимичук О.Е., Кузнецова З.М. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. - Том 10. - №2. - С. 28-38. Режим доступа: http://www.journal-science .org/r и/ artic 1с/157 .html. DOT ЮЛ 4526/01 111104.

11. Rafaela Costa Martins. Felipe Fossati Reichert. Renata Moraes Bielemann. Pedro C. Hallal. One-year Stability of Objectively Measured Physical Activity in Young Brazilian Adults. Jurrnl Fizicheskoj aktivnosti I zdorov'ya [Journal of Physical Activity and Health], Vol. 14, Issue 3, pp. 208-212. DOT: httpV/dx.doi.org/lO.l 123/jpah,2015-0384

(Scopus)

12. Тага Stevens, Julianna Carpenter. Care Coordination with Schools: The Role of Family-Centered Care for Children with Special Health Care Needs. Junta! zdorov'ya materi I rebenka [Maternal and Child Health Journal], Vol. 21. Tssue 5, pp. 1073-1078DOT: 10.1007/sl 0995-016-2203-x (Scopus)

References

1. Belyaev V. S., Chernogorov D. N.. Matveev Y. A., Tusher Y. L. Taktika trenera I metodicheskie podhody po profilaktike sportivnogo travmatizma v tyazheloj atletike [Tactics of a trainer and methodical approaches to sport traumatism prevention in weightlifting: materials of a congress]. Saint-Petersburg, publishing house "Olympus-SPb", 2011, pp. 318-319. (in Russian).

2. Kryazh V. M. Methods of testing the physical readiness of students. Vestnik sportivnoj Belorussii [Herald of sports Belarus], 1994, no 1 (5), pp. 42-45. (in Russian).

3. Belyaev V. S., Tusher Y. L., Chernogorov D.N. Primentaya programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta "Tyazhelaya atletika" [Model program of sports training in "Weightlifting"]. FSBE "Federal center of sports reserve training", Moscow, 2016,245 p. (in Russia).

4. Stroeva, Т. V. Tehnologiya raz\>itiya silon'h sposohnostej mal'chikov 7-10 let s uchetom ill individual 'no-tipologicheskih osohennostej [Technology of development of power abilities of boys

of 7-10 years taking into account their individual-typological features]. Moscow, 2000, 167 p. (in Russian).

5. Chernogorov D. N.. Nikitin S.E. The impact of body-bulding on fitness shape of 15-17 year-old youths. Kul 'turn fizicheskaya I zdorov 'e [Cultures physical and health], 2013, no 1(43), pp. 54-58. (in Russian).

6. Chernogorov D. N.. Matveev Y. A., Belyaev V. S., Tusher Y. L. Methodology of asymmetry correction in physical development of sportsmen, who go in for armsport. Bulleten' Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Natural'nye nauki [Moscow State Pedagogical University bulletin. Series: Natural sciences], 2016, no 3 (23), pp. 56-70. (in Russian).

7. Chernogorov D. N. Power abilities formation among 15-17 year-old pupils and methodology of their development by means of bodybuilding. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2013, 174 p. (in Russian).

8. Zatsiorsky V.M., Kraemer W.J. Nauka I praktika silovoj podgotovki [Science and practice of strength training], -USA. 2006. - P. 264.

9. Vavilov V.V. The importance of the control of the motivational sphere in the course of employment by the athletic exercises to prepare the standards of the TRP. Pedagogiko-psikhologiclieskie i inediko-hiologicheskie problem}' flzicheskoi kul'twy i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2015, vol. 10, no 1, pp. 25-31. Available at: http://www.iournal-science.ore/ru/article/114.html. DOT 10.14526/29 2015 29.

10. Aftimichuc O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of vocational rhythm in the system of vocational and sports training. Pedagogiko-psikhologiclieskie i mediko-biologicheskie problem}' flzicheskoi kul'tuty i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2015, vol. 10, no 2, pp. 28-38. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/157.html. DOT 10.14526/01 1111 04.

11. Rafaela Costa Martins, Felipe Fossati Reichert, Renata Moraes Bielemann, Pedro C. Hallal. One-year Stability of Objectively Measured Physical Activity in Young Brazilian Adults. Jurnal Fizicheskoj aktivnosti I zdorov'ya [Journal of Physical Activity and Health], Vol. 14, Tssue 3, pp. 208-212. DOT: http://dx.doi.ora/10.n23/ipah.2015-0384

(Scopus)

12. Tara Stevens, Julianna Carpenter. Care Coordination with Schools: The Role of Family-Centered Care for Children with Special Health Care Needs. Jurnal zdorov'ya materi I rebenka [Maternal and Child Health Journal], Vol. 21, Tssue 5, pp. 1073-1078DOT: 10.1007/sl 0995-016-2203-x (Scopus)

Подано: 01.04.2017 Принято: 03.04.2017

Беззубое Антон - аспирант, Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д. 32 к. 4, г. Москва, Россия, 117303

Беляев Василий Степанович - доктор биологических наук, профессор, Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д.32 к.4, г. Москва, Россия, 117303 Черногоров Дмитрий Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д.32 к.4, г. Москва, Россия, 117303, e-mail: chernogorovnikolaCcürambler, ru

Для цитирования: Беззубов A.A., Беляев B.C., Черногоров Д.Н. Эффективность средств тяжелой атлетики при развитии силовых способностей у детей 9-11 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Т. 12. - №2. - С. 81-92.

DOI 10.14526/01 2017 209 УДК: 615.825:616 - 053.5

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

H.A. Зинчук - кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Ермолина - кандидат педагогических наук, доцент Астраханский государственный университет, ул. Татищева, 20А г. Астрахань, Россия, 414056 A.B. Доронцев - кандидат педагогических наук, доцент

Астраханский государственный медицинский университет, ул. Бакинская 121, г. Астрахань, Россия, 414000

E-mail: aleksandr.doroncevCä),rambler.ru

Аннотация. Педагогический анализ результатов работы специальных медицинских групп в школах Астраханской области позволил определить существенные различия в методике и формах организации учебного процесса по физической культуре, а также педагогического и врачебного контроля. Материалы: в работе представлены исследования форм и методов проведения занятий физической культурой в среднеобразовательных школах Астраханской области, в специальных медицинских группах «А» и «Б». Определение уровня дифференцированной физической нагрузки для учащихся имеющих патологические изменения в состоянии здоровья. Методы исследования: анализ результатов ежегодных и текущих медицинских осмотров, функциональных проб, клинические данные лечебно профилактических учреждений (ЛПУ), данные педагогического контроля. Результат: Исследование проводилось с целью определить результативность проведения занятий в среднеобразовательных школах по физической культуре в специальных медицинских группах. Данные результатов исследования дают основание, что адекватный подбор педагогических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.