-------\
48
Педагогика высшей школы
Л.П.Варенина
Эффективность смешанного метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе
Автор утверждает, что смешанный метод обучения (blended learning) позволяет расширять аудиторную нагрузку, т.к. использование информационнокоммуникационных технологий эффективно коррелирует с новой мотивацией к получению знаний, а они, в свою очередь, становятся все более доступными благодаря образовательным ресурсам, находящимся в свободном доступе в интернете.
Ключевые слова: смешанный метод обучения, информационно-коммуникационные технологии, электронное обучение, образовательные ресурсы, открытый образовательный ресурс, образовательный контент.
Факторами, определяющими нашу жизнь сегодня, является информация и скорость ее получения. Современный студент вряд ли станет листать справочник или энциклопедию, чтобы найти ответ на вопрос, а скорее обратится за информацией в интернет. Сегодня всемирная паутина является не только социально-информационной средой, но уже превратилась в единое образовательное пространство. Использование информационно-коммуникационных технологий начинает эффективно коррелировать с новой мотивацией к получению знаний, а они, в свою очередь, становятся доступными все большему количеству людей благодаря образовательным ресурсам, находящимся в свободном доступе [3]. Трудно представить себе вуз, не имеющий собственного сайта, располагающего сервисными службами и информационными ресурсами, обеспечивающими учебный процесс. Сегодня технологическое оснащение ведущих университетов мира достигло такого предела, что дальнейшее развитие информационной базы качественно нового изменения не принесет. Электронное обучение больше не является инновацией.
Образовательный контент, который постоянно обновляется, уже имеется в свободном доступе для студентов, двусторонняя связь между преподавателями и студентами уже налажена. Сегодня происходит обмен знаниями между преподавателями посредством share point, выполнение административных задач также автоматизировано.
Но повсеместное введение электронного обучения (e-learning) не должно подменять собой аудиторных занятий с преподавателем, а лишь расширять возможности образования и аудиторную нагрузку.
Иностранный язык является одной из первых дисциплин, в которой преподаватели начали активно использовать информационные технологии. Так, опыт кафедры иностранных языков МФПУ «Синергия», которая твердо стоит на позициях смешанного обучения (blended learning), показал, что именно этот подход является наиболее эффективным. Неязыковые вузы выделяют в своих программах ограниченное количество часов на иностранный язык, и кафедре приходится расширять языковую нагрузку студентам посредством внеаудиторной самостоятельной работы за счет интеграции новейших образовательных технологий в процесс традиционного обучения.
При дефиците аудиторного времени (в частности, речь идет о студентах неязыковых вузов, где особое внимание уделяется профессиональноориентированному подъязыку специальности), перед преподавателями стоит непростая задача обучить иностранному языку в сжатые сроки. При этом приходится учитывать тот факт, что в основной массе студенты, поступившие в неязыковой вуз, не имеют хорошей школьной языковой подготовки, и зачастую преподавателю приходится начинать практически сначала. Чтобы выпускники приобрели необходимые знания и навыки, аудиторная нагрузка значительно расширяется за счет привлечения виртуальной среды и информационных технологий.
Но работа в виртуальной среде требует основательной подготовки со стороны преподавателя. Если просто дать студентам адреса сайтов, на которых они могут отрабатывать те или иные языковые структуры и грамматический материал, то преподавателю сложно проверить, что они действительно проделали ряд упражнений и выполнили его задание. Проверять в аудитории? - Нецелесообразно! Зачем нам тогда ИКТ?!
Преподаватель создает свой блог и вывешивает задания в нем, что помогает ему отследить выполнение тренировочных упражнений. Некоторые вузы используют работу в виртуальном кампусе с постоянно действующим форумом, посредством которого студенты могут задавать вопросы своим преподавателям в любое время. Какие же основные формы работы представляется возможным вынести за аудиторные часы
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
занятий? Это, прежде всего такие базовые формы, как самостоятельная работа, творческие задания, аудирование, форумы, индивидуальные задания, работа над ошибками.
Самостоятельная работа должна быть привязана к темам основного учебного пособия и являться его продолжением. Задания on-line должны расширять тему урока, помогать отрабатывать грамматические структуры, языковые модели и устойчивые выражения, относящиеся к данной теме.
Еще одним видом самостоятельной работы, направленным на развитие навыков аудирования, является задание прослушать Pod Cast. Существует бесконечное множество различных «подкастов» - от коллекции программ BBC до файлов, записанных конкретными специалистами и организациями. Существуют даже web-страницы, содержащие подкасты специально для изучения английского языка как иностранного [1]. Подкасты можно использовать для работы на уроке, но лучше предлагать их для самостоятельной работы студентам, т.к. в домашних условиях материал можно прослушать столько раз, сколько это необходимо. Широкий спектр материалов, предлагаемых в интернете, дает возможность преподавателю работать над произношением, лексикой, развивать способности восприятия речи на слух. При подготовке заданий к подкастам необходимо учитывать уровень сложности: от элементарного прослушивания и повторения до готовности решать различные проблемные задачи на основе полученной со слуха информации. Такие задания для самостоятельной работы вносят неоценимый вклад в развитие способности аудирования, а следовательно, вовлечение студентов в языковую среду и снятие языкового барьера.
Но помимо поурочных заданий, все большую популярность приобретают web-quests. Показателен опыт работы в данной области филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Под руководством С.В. Титовой студенты работают с большим объемом материала, ведут исследовательскую деятельность и в результате представляют свой проект. В отличие от поурочных заданий этот вид деятельности студентов рассчитан на весь семестр и не привязывается в какому-то определенному уроку. Он может иметь статус курсовой работы. При создании вэб-квеста преподавателю предстоит выбрать многостороннюю проблему, не имеющую однозначного решения. Это могут быть политические события, этические, социальные или экологические проблемы [2].
Web-quest состоит из нескольких этапов. Чтобы запустить его, преподаватель должен тщательно разработать и подготовить эти этапы, что является достаточно трудоемким и отнимает много времени. Самое основное -это поставить проблему так, чтобы студенты заинтересовались и активно
включились в работу. Затем необходимо подобрать соответствующую информацию, с которой студентам надлежит ознакомиться и получить представление о данной проблеме. Эта информация будет являться отправной точкой их дальнейших изысканий. Далее преподаватель просматривает несметное количество сайтов по данной тематике и отбирает релевантные, с тем, чтобы упростить работу студентов и направить ее в нужное русло. Web-quest имеет определенную структуру: вступление (исходная информация по данной проблеме); задание (описание основных задач, поставленных перед студентами); ресурсы (перечень сайтов по данной проблеме); процесс (детальное описание этапов работы); оценка (критерий оценки); заключение (предполагаемый итог работы).
Для облегчения работы как преподавателя, так и студентов предлагается совместная работа студентов в группе по 3-4 человека над одной узкой задачей, раскрытием одной стороны проблемы, которая заканчивается презентацией. Этот вид работы прививает студентам навыки критического мышления, заставляет их принимать точку зрения оппонентов, учит находить необходимую информацию, делать выводы, приходить к консенсусу. Конечно, такой вид работы по плечу лишь студентам старших курсов или студентам продвинутых групп.
Ссылаясь на опыт профессора С.В. Титовой, этапом подготовки студентов к работе над вэб-проектом может служить самостоятельное создание hotlists и multimedia scrapbooks. Студенты находят и помещают в свой «Горячий список» необходимые сайты с полезной информацией по заданной теме. В «Мультимедийном альбоме» можно разместить аудио-и видеоматериал, доклады и презентации. Этот вид работы развивает навыки компиляции материала и умения его логически организовывать. Общение с преподавателем через Scype, получение консультаций on-line, использование блогов и работа с Pod Cast дает возможность осуществить профессионально-ориентированной подход к обучению иностранному языку, не увеличивая при этом аудиторную нагрузку.
Сегодня научное сообщество заговорило о smart-education, подразумевая под этим совокупность широчайших возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Активное использование новых знаний и новой информации, размещаемых в открытых образовательных ресурсах, является основой формирования философии smart-education. Smart-education потребует развития интернет-сообществ, социальных сетей, в которых преподаватели смогут обмениваться контентом, чтобы создать эффект многообразия в понимании конкретной дисциплины. Smart-education - это переход от пассивного к активному и интерактивному контенту [5].
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
Библиографический список
1. Герасименко Т. Л. Некоторые вопросы работы с подкастами при обучении иностранному языку // Сборник материалов VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества». М., 2011.
2. Титова С.В. Ресурсы и Службы интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003.
3. Тихомиров В.П. Мир на пути к Smart education: Новые возможности для развития. URL: http://www.slideshare.net/ (дата обращения: 16.03.2012).