Научная статья на тему 'Эффективность региональных систем электронных государственных закупок: опыт российских регионов'

Эффективность региональных систем электронных государственных закупок: опыт российских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябцун В. В.

На протяжении последних пяти лет информационная составляющая в экономике России и рынок электронной торговли начали развиваться особенно стремительно. Причиной тому является формирование и развитие рынка электронных государственных закупок, вследствие активного вторжения государства в сферу электронной торговли с целью повышения эффективности систем государственного заказа. В настоящей статье дается экономическая оценка эффективности функционирования региональных систем электронного государственного заказа в современных условиях развития экономики России. В частности, уделяется внимание правовым, технологическим и экономическим основам их функционирования, в рамках, федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность региональных систем электронных государственных закупок: опыт российских регионов»

Региональный рынок

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: ОПЫТ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

В.В. РЯБЦУН,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Филиал Удмуртского государственного университета (г. Нижняя Тура)

В последние годы информационная составляющая в экономике России и рынок электронной торговли начали развиваться особенно стремительно. Причиной тому является активный приход государства в сектор электронных государственных закупок и электронной торговли. В законодательных актах первое существенное упоминание об Интернете отмечено в октябре 2000 г., когда в Государственную Думу был внесен законопроект, регулирующий использование Интернет федеральными органами государственной власти.

На основе этого документа внесены поправки в Федеральные законы «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы РФ» и «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Предусматривалось, что деятельность федерального органа государственной власти должна достаточно полно отражаться на его корпоративном сервере, открытом для свободного доступа через Интернет. Примером успешной реализации намеченного, несомненно, является сайт Правительства Российской Федерации1. Отметим, что пока не все министерства и ведомства имеют свои Интернет-представительства, а те, что имеются, не всегда своевременно обновляются.

В апреле 2001 г. на Интернет-сайте Министерства экономического развития РФ2 был опубликован проект федеральной целевой программы «Элект-

1 Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Адрес в Интернет: http://www. government. ru/.

2 Официальный сайт Министерства экономического разви-

тия РФ. Адрес в Интернет: http://www. economy. gov. ru

ронная Россия на 2002 — 2010гг.», в январе 2002 г. данная программа была утверждена. В одно время с этим законом вступил в силу долгожданный закон об электронной цифровой подписи3, который фактически легализовал и законодательно закрепил инструмент электронно-цифровой подписи в качестве гаранта обеспечения юридической чистоты коммерческой сделки, осуществляемой посредством интерактивной среды сети Интернет.

В рамках программы «Электронная Россия на 2002 — 2010 годы», которая, несомненно, является прочным фундаментом развития сетевой экономики в России, существуют положения, непосредственно касающиеся электронных торгов для государственных нужд. Согласно одному из разделов программы, предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государства на федеральном, региональном и местном уровнях, основными принципами которой должны стать: открытость процедур и результатов государственных закупок, продаж, что предусматривает обязательную публикацию (в сети Интернет) сообщений об условиях и результатах проводимых тендеров и конкурсов на закупку товаров и услуг, продажу государственного имущества, предоставление квот и лицензий на разработку, добычу и экспорт природных ресурсов и др.

Соответствующий раздел целевой программы «Электронная Россия на 2002 — 2010 гг.» предусматривает ряд мер по скорейшему созданию оте-

3 Федеральный закон от 10.02.2002. № 1-Ф3 «Об электронной цифровой подписи».

чественной системы электронных государственных закупок (ЭГЗ). В ней справедливо указано, что нецелесообразно ждать чужих разработок передовых технологий, а затем догонять или закупать их.

Программа определяет следующие цели системы электронных государственных закупок:

1) снижение затрат на проведение государственных закупок продукции;

2) повышение прозрачности государственных закупок продукции и уменьшение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств;

3) увеличение конкуренции при получении государственных заказов;

4) ускорение процедур проведения конкурсных торгов;

5) постепенное вхождение России в глобальную мировую систему электронной торговли.

По мнению авторов программы, внедрение системы ЭГЗ требует ее поэтапного встраивания в действующую систему государственных закупок с постепенным вытеснением неэлектронных способов закупок путем замещения отдельных процедур и операций на их электронные аналоги. Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит сэкономить от 20 до 40 % средств соответствующих бюджетов, выделяемых на подготовку и проведение торгов и организацию закупок.

Все эти обстоятельства позволяют нам констатировать, что в экономике России будет происходить постепенное перемещение «бумажного» документооборота конкурсных торгов государственного заказа в электронную среду Это позволит обеспечить значительное повышение эффективности проведения торгов как в плане экономии трудозатрат государственного заказчика и поставщиков, так и в плане привлечения к конкурсу более широкого круга участников.

Очевидно, что важнейшим условием торгов, в особенности для государственных нужд, является их прозрачность и открытость. Поэтому интерактивная среда глобальной сети Интернет является оптимальной по своим коммуникационным характеристикам для проведения электронных государственных закупок.

Технология функционирования региональных электронных систем государственного заказа. Рассмотрим кратко алгоритм работы электронной системы государственных закупок. Центральным звеном системы является головной сервер торгов, расположенный в Интернет по определенному адресу.

Головной сервер, прежде всего, должен слу-

жить главным инструментом поиска информации о проводимых в отдельно взятом регионе конкурсах государственных закупок. Он аккумулирует сведения об объявляемых конкурсах от государственных заказчиков. Вся информация находится в систематизированном виде, что позволяет поставщику использовать разнообразные механизмы поиска: классификаторы, ключевые слова или контекстный поиск.

Одновременно с этим головной сервер электронных торгов должен отображать в реальном времени всю информацию о проводимых в данный момент конкурсах — мониторингах и их состоянии.

Потенциальный поставщик, который является заинтересованным лицом, может подписаться на рассылку извещений об объявляемых конкурсных торгах в рамках интересующей его категории и регулярно получать в полном объеме необходимую ему информацию, например посредством электронной почты.

Головной сервер электронных конкурсных торгов также ведет и актуализирует базу данных поставщиков, где отражаются их характеристики и области интересов. В соответствии с этими данными государственный заказчик, публикуя на сервере извещение о проводимых конкурсах, может разослать «адресные приглашения» потенциальным поставщикам.

Технология проведения электронных конкурсных торгов. Проведение конкурса, в первую очередь, начинается с формирования конкурсной документации и извещения всех заинтересованных лиц-поставщиков о проведении конкурсных торгов. Структура электронного извещения имеет относительно устоявшуюся форму, что позволяет разработать для него электронный шаблон. Заполняя электронный шаблон извещения, заказчик конкретизирует большое количество основных параметров объявляемого конкурса в рамках госзаказа.

Очевидно, что применение единого электронного шаблона позволяет оформить и выдержать извещения о конкурсах в одном стиле, а это заметно облегчает восприятие этих данных со стороны поставщиков. В то же время электронный структурированный шаблон является необходимым условием автоматического обслуживания конкурса головным сервером торгов.

По рекомендации Минэкономики России4, головной сервер предлагает определенный стартовый состав электронной документации на проведение

4 Приказ №117 Министерства экономики России от 30 сентября 1997 г.

ю >

а

ч: а с

1200

1000

800

600

400

200

Рис.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

1. Динамика роста рынка государственных закупок в российских регионах в период 1999 — 2004 гг.

конкурсных торгов. Однако государственный заказчик вправе формировать и заявлять свой состав, пусть даже полностью расходящийся с данными рекомендациями.

В комплекте подготавливаемой конкурсной документации также присутствует форма электронной конкурсной заявки, которая представлена в виде электронного шаблона, предназначенного для заполнения поставщиком. Все преимущества электронного шаблона, перечисленные нами выше применительно к извещению о конкурсе, в равной степени относятся и к шаблону конкурсной заявки. Использование электронного шаблона конкурсной заявки предоставляет возможность автоматической обработки, расшифровки и систематизации всех полученных заявок. Это впоследствии в значительной степени облегчит деятельность государственной конкурсной комиссии по определению победителя конкурса.

Подготовленная электронная конкурсная документация пересылается на головной сервер системы электронных государственных закупок посредством телекоммуникационных каналов сети Интернет.

После процедуры аутентификации — проверки правильности полноты переданных данных — государственный заказчик выполняет операцию «Публиковать». После этой процедуры информация о новом конкурсе закупок становится доступной поставщикам — посетителям головного сервера системы электронных государственных закупок.

Вслед за процессом публикации конкурсной документации головной сервер системы открывает процесс получения заявок на участие в объявленном конкурсе. Зарегистрированные поставщики находят на головном сервере конкурсных торгов извещения о конкурсе, знакомятся с необходимой конкурсной документацией, заполняют элект-

ронный шаблон конкурсной заявки и передают сформированную заявку обратно на головной сервер5.

Одновременно с обработкой постоянно поступающих в реальном времени новых электронных заявок головной сервер электронных торгов обслуживает запросы на разъяснение положений конкурсной документации и производит необходимую корректи-2004 г. ровку этой документации.

После того как ранее объявленный в конкурсной документации срок подачи заявок истек, головной сервер электронных торгов прекращает их прием и открывает государственному заказчику информацию о содержании полученных заявок6. Одновременно с этим процессом головной сервер электронных торгов публикует в сети Интернет и высылает всем активным участникам проведенного конкурса всю необходимую информацию, касающуюся поступивших на конкурс заявок.

Только после этого к работе подключается конкурсная комиссия. В результате ее работы определяется победитель данного электронного конкурса. В соответствии с действующим законодательством РФ информация о победителе в соответствующем конкурсе публикуется в одном из разделов головного сервера торгов.

После выявления победителя электронных торгов государственный заказчик заключает с ним контракт и затем контролирует выполнение заключенного контракта.

После рассмотрения алгоритма и технологии проведения электронных государственных торгов рассмотрим экономическую оценку функционирования систем электронного государственного заказа и их эффективности в различных регионах России.

Состояние рынка электронных государственных закупок в России. В течение последних лет объем рынка государственных закупок в России вырос в несколько раз. По результатам 2003 г., эта цифра составила 816,1 млрд руб., то есть 6,5 % ВВП. В 2004 г. на государственные закупки в бюджетах

5 При этом головной сервер электронных торгов проверяет срок подачи заявок и высылает поставщику сообщение, объясняющее причину отклонения заявки, или квитанцию, подтверждающую принятие заявки для участия в конкурсе. В последнем случае, кроме всего прочего, головной сервер также высылает заказчику уведомление о поступлении очередной заявки. (Прим. автора).

6 В заданный день и час в строгом соответствии с регламентом конкурсной документации. (Прим. автора).

Таблица 1

Структура рынка электронных государственных закупок в России8

Регион или город Количество 2003 г. 2004 г.

Поставщиков Заказчиков Кол-во закупок Сумма, млн руб. Кол-во закупок Сумма, млн руб.

Региональные системы электронных закупок

СЭТ Белгородской области 680 75 253 1 084 312 1 241

ЭСМТС Новосибирской области 1 400 120 250 7 582 320 11 684

ЭСГЗ Челябинской области 1 890 98 268 3 441 436 8 080

СЭТ Краснодарского края 4 237 557 7 150 170 21 075 597

АИС ГЗ Санкт-Петербурга 7 844 1 753 н. д. н. д. н. д. 2 820

СЭТ Владимирской области 50 11 5 49 >50 >450

СЭМЦ Администрации Кемеровской области 65 7 20 302 н. д. >190

ЭП АГЗРТ (Республика Татарстан) 619 н. д. н. д. н. д. 140 63

Системы электронных закупок >едерального уровня

ОЭТП Росатома 5 386 271 >700 >12 000 >4 200 >55 000

разных уровней было потрачено более 1 трлн руб. На рис. 1 представлена динамика роста рынка государственных закупок в России7.

Региональные власти постепенно внедряют системы электронных государственных закупок, добиваясь экономии средств бюджета до 20 — 25 %. На сегодняшний день лидерами по суммарной стоимости контрактов, заключенных с применением электронных государственных закупок, являются Новосибирская область и Санкт-Петербург.

В табл. 1 представлена структура электронных государственных закупок в России с разделением на федеральные и региональные системы электронных государственных закупок.

Практически в каждом из российских регионов государственные структуры пытаются заниматься электронными государственными закупками,

7 «Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НАУЭТ), доклад исполнительного директора Антона Никольского на научно-практической конференции «Системы электронных торгов и региональная информатизация: тенденции развития», Белгород, 19 — 20 мая 2005 г.

8 Согласно информации, представленной НАУЭТ,

www.nauet.ru

активно реализуя положения № 51, 53 и 54 федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Некоторые края и области достигли в этих начинаниях заметных успехов, сообщая порой о 20 % экономии, которую дают электронные системы государственных закупок. Однако, несмотря на достаточно впечатляющие результаты, важно отметить, что в большинстве регионов-лидеров пока используются различные системы проведения электронных государственных закупок, без организации взаимодействия между ними.

Опыт г. Санкт-Петербурга по внедрению и использованию систем электронного госзаказа.

В Санкт-Петербурге достаточно хорошо отработана схема формирования бюджетной заявки, предварительного планирования бюджета. Кроме того, автоматизация коснулась не только этой схемы, но и процедуры конкурсных торгов. Согласно данным комитета экономического развития, промышленности и торговли Санкт-Петербурга9, имеется возможность проведения госзакупок по нескольким формам: открытому конкурсу, закрытому конкурсу и внеконкурсному способу — запросу котировок. Параметры размещения государственного заказа в 2004 г. представлены в табл. 2.

Из представленных данных видно, что «неконкурсный» способ — запрос котировок — постепенно уступает свои позиции. Сумма контрактов, заключенных по конкурсным процедурам различных типов, в 2004 г. уже более чем в 3 раза превышала сумму по запросам котировок.

Как ранее нами было отмечено, проведение электронных государственных закупок с учетом возрастающих объемов средств, направляемых на

9 Информация предоставлена информационным агентством CNEWS. Адрес в Интернет: http://www. cnews. т/*оу/раг15/

Таблица 3

Таблица 2

Параметры размещения государственного заказа в 2004 г. 10

Способы размещения государственного заказа Сумма, млн руб. Удельный вес в общем объеме госзакупок, %

Запрос котировок (от 30 до 250 тыс. руб.) 3 739 7,6

Конкурс 11 766 24,0

Единственный источник, в том числе: 25 552 52,1

Дополнительные соглашения по ранее проведенным конкурсам 6 932 14,1

Конкурс не состоялся 1 245 2,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Публичные закупки (до 30 тыс. руб.) 669 1,4

Монополисты (ед. источник) — оплата газа, теплоэнергии, электроэнергии,связи 7 310 14,9

Итого по всем способам размещения: 49 005 100

Эффективность размещения госзаказа в 2004 г. 11

Период времени/организатор конкурса Сумма, млн руб. Экономия, млн руб. Экономия, %

За период с 01.01.04 г. по 11.02.04 г. 13 939 93 0,7

За период с 12.02.04 г. по 31.12.04 г. (новая система) 35 066 1 979 5,6

ГККП (Конкурсная комиссия при правительстве СПб) 15 379 1 267 8,2

МВГКК (Межведомственные государственные конкурсные комиссии) 5 601 458 8,2

ГККГЗ (Государственные конкурсные комиссии государственных заказчиков) 14 086 254 1,8

Итого: 49 005 2 072 4,2

эти цели из бюджетов разных уровней, в электронном виде сопровождается заметной экономией денег.

Эффективность размещения государственного заказа в г. Санкт-Петербург, по данным 2004 г., представлена в табл. 3.

Кроме того, с точки зрения автоматизации процесса государственных закупок, запрос котировок представляет собой наименее переводимую в электронный вид форму торгов. Если рассматривать уменьшение дублирования электронного документооборота бумажным как одно из преимуществ, то возрастание доли конкурсов в общем объеме государственных закупок свидетельствует о

10 Согласно информации, предоставленной комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга.

11 Согласно информации, предоставленной комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга.

существенном движении госструктур по направлению к современным электронным торговым площадкам.

Опыт администрации Новосибирской области.

Система государственных закупок администрации Новосибирской области — ЭСМС — была создана в 2001 г. постановлением губернатора, который лично курирует ее деятельность. Стоимость системы на момент внедрения составляла 1,5 млн руб. Целью создания ЭСМС была оптимизация процесса снабжения предприятий, учреждений и организаций и повышение эффективности взаимоотношений с поставщиками. Алгоритм работы системы достаточно прост. После прохождения регистрации на сайте ЭСМС (www. goszakaznso. га) организация-поставщик может разместить необходимую информацию о себе в электронной системе и принять участие в электронном конкурсе — мониторинге. Список мониторингов заранее публикуется на

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

85

Таблица 4

Показатели работы ЭСМС Новосибирской области в 2003—2004 гг.

Показатели / период 2003 г. 2004г. Динамика

+/- %

Количество зарегистрированных поставщиков 900 1 400 +500 +55,56

Количество проведенных мониторингов (конкурсов), шт., в т. ч: 250 320 +70 +28,00

а) состоявшихся 243 317 +74 +27,98

б) несостоявшихся: 7 3 -4 -57,14

Количество обработанных товарных позиций, шт. 26 430 34 750 +8 320 +31,48

Количество поступивших ставок, шт. 80 650 101 830 +21 180 +26,26

сайте ЭСМС, поэтому потенциальные участники системы могут зарегистрироваться для участия в конкурсных торгах заранее.

Общие количественные данные, характеризующие работу ЭСМС за 2003 — 2004 гг. приведены в табл. 4.

Таким образом, наблюдается положительная динамика всех количественных показателей работы ЭСМС за рассматриваемый период. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. количество зарегистрированных в системе поставщиков торов и услуг для нужд госзаказа выросло с 900 до 1400 организаций (+55,56 %), представляющих по большей части малый и средний бизнес. Такой важный показатель, как количество проведенных торгов (мониторингов), вырос на 28 % — с 250 мониторингов в 2003 г. до 320 в 2004 г. При этом доля не состоявшихся по разным причинам конкурсных торгов снизилась на 57,14 %, что может косвенно свидетельствовать о повышении качества подготовки электронных торгов со стороны организаторов. Увеличение общего числа поставщиков и проведенных мониторингов в системе ЭСМС выразилось в положительной динамике в отношении обработанных товарных позиций, количество которых за рассматриваемый период выросло на 31,48 % — с 26 430 до 34 750 позиций.

Что касается полученных в ходе проведения аукционов ставок, то в системе ЭСМС был достигнут своеобразный рекорд по сравнению с другими региональными системами, использующими аналогичную систему электронных торгов: количество поступивших ставок выросло в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 26,26 % — с 80 650 до 101 830 ставок. Финансовые показатели работы ЭСМС с учетом распределения объемов закупок по укрупненным

группам товаров для различных бюджетополучателей представлены в табл. 5.

Анализируя приведенные данные, отметим, что общая сумма средств, использованных на закупку товаров и услуг для нужд государственного заказа, составила в 2004 г. 10 548,61 млрд руб. при объеме выделенных средств свыше 11,684 млрд руб. Экономия составила более 1,1 млрд руб., или около 11 % от запланированных средств. В структуре проведенных электронных торгов для нужд государственного заказа 2004 г. основная доля израсходованных средств приходилась на такие статьи, как горюче-смазочные материалы (ГСМ) и жидкое топливо (ЖТ), медикаменты и медицинское оборудование. Опытная эксплуатация системы ЭСМС позволила не только получить значительную для областного бюджета экономию денежных средств, но и способствовала повышению прозрачности работы механизма государственных закупок в Новосибирской области.

Опыт использования систем электронных госзакупок администрацией Белгородской области. На стабильный рабочий уровень вышла информационная система организации электронных государственных закупок в Белгородской области, пионере внедрения подобных систем в России. В процессе торгов в области используется система «аукционов на понижение», благодаря которой происходит значительное снижение цен на товары и услуги, поставляемые по государственным контрактам.

В ходе электронных торгов активно используется механизм электронно-цифровой подписи. Также в области создан полноценный функционирующий удостоверяющий центр.

Таблица 5

Итоговые финансовые показатели, характеризующие работу ЭСМС в 2004 г. (млн. руб.)

Электронные конкурсные торги (по отраслям) Израсходовано, млн руб. Выделено, млн руб. Экономия

факт. %

Автотранспорт 387,47 402,41 -14,95 -3,86

Образование 793,45 838,15 -44,70 -5,63

НИР 205,72 224,00 -18,28 -8,89

ГСМ и ЖТ 4 490,71 4 973,68 -482,97 -10,75

Дорожная техника 70,55 73,70 -3,15 -4,46

Компьютерное оборудование 350,43 411,44 -61,01 -17,41

Кухонное оборудование 6,37 6,48 -0,11 -1,69

Мебель 80,41 88,83 -8,42 -10,48

Медикаменты 2 044,12 2 303,48 -259,36 -12,69

Медицинское оборудование 1 076,38 1 210,41 -134,03 -12,45

Музыкальные инструменты 12,36 12,96 -0,60 -4,90

Мягкий инвентарь 130,75 144,50 -13,75 -10,52

Печатная продукция 30,01 37,70 -7,69 -25,62

Программное обеспечение 30,22 36,51 -6,29 -20,83

Продукты питания 225,83 260,35 -34,52 -15,29

Театральное и концертное оборудование 10,97 11,21 -0,23 -2,13

Продукция химической промышленности 13,30 14,47 -1,17 -8,84

Обмундирование и сп. одежда 2,72 3,04 -0,32 -11,76

Проектные работы 4,92 5,51 -0,60 -12,12

Прочее оборудование 172,87 181,91 -9,04 -5,23

Спортоборудование 7,96 8,50 -0,54 -6,77

Строительные и отделочные материалы 37,19 40,30 -3,11 -8,35

Строительные работы 284,83 305,19 -20,36 -7,15

Услуги 44,44 49,54 -5,11 -11,49

Прочее 34,64 39,95 -5,31 -15,34

Итого: 10 548,61 11 684,23 -1 135,62 -10,77

Источник: согласно информации, предоставленной администрацией Новосибирской области.

Эффективность работы системы электронных государственных закупок в Белгородской области позволяет оценить информация, представленная в табл. 6.

Рассмотрим пример практически полноценной реализации электронных государственных торгов во Владимирской области. Система позволяет проводить электронный конкурс с автоматическим комплектованием конкурсной документации, электронным информированием участников торгов, подготовкой «электронных конвертов» с конкурсными заявками и электронным механизмом их последующего «вскрытия».

Широко используется механизм ЭЦП, для обеспечения конфиденциальности заявок и требуемого уровня безопасности применяются электрон-

ные открытые и закрытые ключи. Помимо этого, ускорился процесс проведения торгов, чистота сделок и финансовая прозрачность.

В 2004 г. фонд имущества Владимирской области провел более 50 торгов по закупке материалов, одежды, продуктов, лекарств и услуг на сумму более 450 млн руб. Экономия по электронным торгам достигает 20 %, в то время как по торгам в письменной бумажной форме — 4 % от суммы закупок. Например, общая сумма электронных торгов по закупкам медикаментов, проведенных в 2004 г., составила 26 млн руб., при этом экономия средств составила от 20 до 25 %.

Таким образом, анализ развития рынка электронных систем государственного заказа на примере российских регионов обнаруживает положитель-

Таблица 6

Результаты электронных торгов (закупок) в Белгородской области с января 2003 г. по май 2005 г. 12

Период Сумма, предусмотр. заказчиком, млн руб. Сумма по результату эл. торгов, млн руб. Средняя сумма тендера тыс. руб. Сравнительная эффективность торгов, % Кол-во тендеров

2003 г. 1 084,2 965,7 1 120,6 16 253

2004 г. 1 241,4 1 037,1 1267,2 22 390

Январь-апрель 2005г. 220,0 176,1 215,6 22 51

Итого: 2 545,6 2 178,9 2 603,5 19 694

ную динамику их функционирования. Перевод государственных закупок на электронную основу является важнейшим направлением административной реформы и процесса информатизации работы органов государственной власти в России. Как результат, государство получит значительный экономический эффект в виде экономии выделенных на государственный заказ бюджетных средств. По нашему мнению, крайне важно, чтобы системы электронных государственных закупок субъектов

Федерации были интегрированы в единую централизованную федеральную информационную инфраструктуру. Этот шаг позволил бы всем заинтересованным в участии в аукционе поставщикам отслеживать предложения в секторе государственного заказа из других регионов России.

12 Согласно предоставленной информации ОГУ «Белгородский информационный фон».

Подписка

на электронную версию

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

• На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

eLIBRARy.RU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.