Научная статья на тему 'Эффективность прототипной методики физического воспитания студентов специальной группы'

Эффективность прототипной методики физического воспитания студентов специальной группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность прототипной методики физического воспитания студентов специальной группы»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2008 г. Выпуск 3 (10). С. 21-24

УДК 791 071 2:159.9

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТОТИПНОЙ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

О.И. Галай

Приводятся показатели, характеризующие функциональное состояние и физическую работоспособность студентов специальной группы, не подвергавшихся и подвергавшихся воздействию контрольной методики физического воспитания. Достоверные различия изученных показателей (индекса массы тела, текущего функционального состояния, адаптационного резерва организма, уровня функционирования физиологической системы, текущего процента частоты сердечных сокращений, адаптационного потенциала, коэффициента выносливости, показателя двойного произведения и индекса Руфье-Диксона) между студентами специальной группы первого, второго и третьего курсов (юношами и девушками) не выявлены. Не выявлена зависимость функционального состояния и физической работоспособности студентов специальной группы (юношей и девушек) от длительности воздействия на них контрольной методики физического воспитания. Кумулятивный эффект контрольной методики физического воспитания студентов специальной группы не выявлен.

Актуальность. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что в последнее время заметно ухудшилось здоровье студенческой молодежи [1, 3, 4, 6, 10]. Несомненным доказательством того является увеличение числа студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья, поступивших на 1 курс в Югорский государственный университет [5]. Из общего числа обучающихся на 1 - 3 курсах Югорского государственного университета 233 студента по состоянию здоровья отнесены к специальной группе [2]. Занятия по физическому воспитанию с ними проводятся по особым программам [8].

Поиск путей оптимизации педагогического процесса по физическому воспитанию у студентов специальной группы, экспериментальная проверка эффективности прототипной методики проведения занятий в специальной группе вынуждает проводить одноцентровое проспективное исследование по квазиэксп ер и ментальному плану с экспериментальной и неэквивалентными контрольными группами [7]. Однако эффективность контрольной (прототипной) методики занятия физическим воспитанием со студентами специальной группы остается неизвестной, что составляет проблему для дальнейшего исследования.

Гипотеза. Мы предполагаем, что контрольная (прототипная) методика физического воспитания оказывает влияние прямо пропорциональное длительности воздействия.

Цель работы. Оценить эффективность контрольной методики занятия физическим воспитанием со студентами специальной группы.

Задачи исследования:

1. Описать функциональное состояние и физическую работоспособность студентов специальной группы, не подвергавшихся воздействию контрольной методики физического воспитания (1-й курс).

2. Описать функциональное состояние и физическую работоспособность студентов специальной группы, подвергавшихся воздействию контрольной методики физического воспитания 1 год (2-й курс).

3. Описать функциональное состояние и физическую работоспособность студентов специальной группы, подвергавшихся воздействию контрольной методики физического воспитания 2 года (3-й курс).

4. Оценить кумулятивный эффект контрольной (прототипной) методики занятий физическим воспитанием в специальной группе по критериям функционального состояния и физической работоспособности.

Методика и организация исследования. Одновременно в сентябре и октябре месяце 2007 года были обследованы 68 студентов специальной группы 1 курса (53 девушки и 15 юношей), 94 студента 2 курса (76 девушек и 18 юношей), 54 студента 3 курса ЮГУ (38 девушек и 16 юношей), всего 216 наблюдений.

Рост измеряли ростомером с точностью до 0,5 см. Массу тела измеряли электронными весами с точностью до 0,05 кг. Определяли индекс массы тела (ИМТ = М/Р2 кг/м2).

Оценка вариабельности ритма сердца в фоновой и ортостатической пробе проводилась на электрокардиографе «Поли-Спектр-8ЕХ». Рассчитывали показатели текущего функционального состояния (ТФС), адаптационного резерва организма (АРО), уровня функционирования физиологической системы (УФФС), текущей доли частоты сердечных сокращений от возрастного максимума (%ЧСС). Физическую работоспособность определяли тестом Руфье-Диксона (РД). Определяли адаптационный потенциал по Баевскому и Берсеневой (АП); коэффициент выносливости по формуле Кваса (КВ); показатель двойного произведения (ПДП) [9].

Результаты исследования и их обсуждение.

Индекс массы тела студентов 1-го курса составил 21,67±4,84, минимум 16,4, максимум 36,4 кг/м2, 2-го курса составил 22,69 ± 4,62, минимум 16,2, максимум 40,2 кг/м2 . Индекс мае-сы тела студентов 3-го курса составил 22,59 ± 5,65, минимум 15,6, максимум 38,5 кг/м . Индекс массы тела объединенной совокупности студентов составил 22,34 ± 4,94. В основной массе студенты специальной группы имели нормальную массу тела.

Индекс Руфье-Диксона, характеризующий физическую работоспособность, у студентов

1-го курса составил 10,12± 4,37, минимум 1,28, максимум 19,5, 2-го курса составил 8,08 ± 3,86, минимум 3,0, максимум 21,1 балла. У студентов 3-го курса ИРД составил 7,32 ± 3,50, минимум 2,0, максимум 18,1 балла. Индекс Руфье-Диксона объединенной совокупности студентов составил 8,76 ± 6,46 балла.

Текущее функциональное состояние студентов 1-го курса имело оценку 5,16 ± 6,57 балла, 2-го курса - 4,98 ± 7,33 балла, 3-го курса - 4,79 ± 3,49 балла. Текущее функциональное состояние объединенной совокупности студентов составило 4,98 ± 7,05 балла.

Адаптационный резерв организма студентов 1-го курса имел оценку 2,37± 1,51 балла,

2-го курса - 2,61 ± 1,43 балла. Адаптационный резерв организма студентов 3-го курса имел оценку 2,21 ± 1,32 балла. Адаптационный резерв организма объединенной совокупности студентов составил 2,43 ± 1,43 балла.

Уровень функционирования физиологической системы студентов 1-го курса имел оценку 3,09± 1,26 балла, 2-го курса - 3,20 ± 1,40 балла, 3-го курса имел оценку 3,13 ± 1,37 балла. Уровень функционирования физиологической системы объединенной совокупности студентов составил 3,14 ± 1,35 балла.

Текущий процент использования частоты сердечных сокращений студентов 1-го курса составил 49,52 ± 8,84%, 2-го курса составил 42,80 ± 6,97%. ЧСС% студентов 3-го курса составил 42,24 ± 7,64%. ЧСС% объединенной совокупности студентов составил 44,77 ± 8,36 %.

Показатель двойного произведения студентов 1-го курса составил 95,96± 19,86, 2-го курса составил 100,07 ± 22,70, 3-го курса - 99,21 ± 24,95. ПДП объединенной совокупности студентов составил 98,72± 22,46.

Коэффициент выносливости студентов 1-го курса составил 22,47± 8,82, 2-го курса составил 23,87 ± 8,54, 3-го курса составил 21,49 ± 6,35. Коэффициент выносливости объединенной совокупности студентов составил 22,98 ± 7,88.

Адаптационный потенциал студентов 1-го курса составил 2,37± 1,04, АП студентов 2-го курса составил 2,30 ± 0,41, АП студентов 3-го курса составил 2,35 ± 0,64. Адаптационный потенциал объединенной совокупности студентов составил 2,33 ±0,71.

В рассмотренных выше показателях физического развития, физической работоспособности, функционального состояния и состояния адаптации студентов специальной группы 1-го, 2-го и 3-го курса достоверные различия не были выявлены ни по 1-критерию Стьюдента для независимых выборок, ни по непараметрическому критерию \Vilcoxon. Различия в уров-

не показателей функционального состояния и физической работоспособности не превышали меры вариабельности этих показателей.

Кумулятивный эффект прототипной методики физического воспитания студентов специальной группы не выявлен. Вероятно, контрольная методика не обеспечивает требуемую эффективность занятий физической культурой. Таким образом, контрольная методика физического воспитания не оказывает влияние на функциональное состояние и физическую работоспособность студентов специальной группы. Предполагаемая гипотеза отвергнута, как не получившая подтверждения.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы;

Достоверные различия изученных показателей (индекса массы тела, текущего функционального состояния, адаптационного резерва организма, уровня функционирования физиологической системы, текущего процента частоты сердечных сокращений, адаптационного потенциала, коэффициента выносливости, показателя двойного произведения и индекса Ру-фье-Диксона) между студентами специальной группы первого, второго и третьего курсов (юношами и девушками) не выявлены.

Не выявлена зависимость функционального состояния и физической работоспособности студентов специальной группы (юношей и девушек) от длительности воздействия на них контрольной методики физического воспитания.

Кумулятивный эффект контрольной методики физического воспитания студентов специальной группы не выявлен.

Следовательно, необходимо разработать более эффективную методику занятий по физическому воспитанию студентов специальной группы высших учебных заведений в условиях Северного приобъя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булатова, Г. А. Оздоровительная направленность занятий физической культурой студентов педагогического вуза/Г. А. Булатова. - Сургут : РИО СурГПИ, 2003. - 136 с.

2. Галай, О. И. Индекс массы тела, физическая работоспособность и функцио-

нальное состояние студентов специальной группы второго и третьего курса университета (статья) / О. И. Галай, С. И. Еремеев, О. В. Еремеева // Актуальные проблемы физической культуры и здорового образа жизни: Сборник статей Всероссийской научно-

практической конференции 15 февраля 2008 года. - Сургут : РИО СурГПУ, 2008. -С. 135-136.

3. Койносов, А. П. Адаптация детей к занятиям спортом на Севере / А. П. Койно-сов // Актуальные проблемы физической культуры и здорового образа жизни: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 15 февраля 2008 года. - Сургут: РИО СурГПУ, 2008. - С. 12-13.

4. Койносов, А. П. Морфофункциональная характеристика организма детей, занимающихся спортом на Севере / А. П. Койносов // Актуальные проблемы физической культуры и здорового образа жизни: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 15 февраля 2008 года. - Сургут : РИО СурГПУ, 2008. - С. 14-15.

5. Коновалова, М. А. Формирование ответственности за личное здоровье студентов (на примере студентов специальной медицинской группы) / М. А. Коновалова // Физическая культура и спорт в системе физического воспитания общеобразовательных учреждений. Тезисы докладов Региональной научно-практической конференции студентов факультетов физической культуры и спорта вузов ХМАО (12 мая 2007 года, Нижневартовск). -Нижневартовск : НГГУ, 2007. - С. 35.

6. Логинов, С. И. Физическая активность: Методы оценки и коррекции / С.И. Логинов. - Сургут : изд-во СурГУ, 2005. - 342 с.

7. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И. Н. Носс, Н. В. Васина. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2004. - 348 с.

8. Организация и методика проведения уроков по физической культуре со школьниками специальной медицинской группы: Методические рекомендации для студентов факультета физической культуры / Сост. : И. Э. Юденко. - Сургут : изд-во СурГУ, 2000. - 60 с.

9. Сердце в условиях спортивной деятельности: физиологические и врачебнопедагогические аспекты [Текст] / В .Я. Якобашвили, Г. А. Макарова, М. Л. Игельник, В. В. Бессчастная. - М. : Советский спорт, 2006. — 234 с.

10. Харитонова, Л. Г. Особенности физического состояния организма студенток, проживающих в условиях Крайнего Севера: монография / Л. Г. Харитонова, О. А. Цепко. - Омск : изд-во СибГУФК, 2006. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.