РО! 10.53742/1999-б799/3_2021_9
УДК 796.325
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРЯМОГО НАПАДАЮЩЕГО УДАРА У СТУДЕНТОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПЛЯЖНОМ ВОЛЕЙБОЛЕ
К.А. Дашаев1, заведующий кафедрой физического воспитания,
В.В. Костюков2, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет», г. Грозный.
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 364024, Россия, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32; e-mail: [email protected].
Аннотация.
Актуальность. Пляжный волейбол, как одна из разновидностей волейбола, представляет собой игру, в которой для достижения высокого спортивного мастерства требуется в совершенстве владеть техническими приемами. Прямой нападающий удар - это основной технический прием атаки в пляжном волейболе, с помощью которого зарабатывается наибольшее количество очков в ходе матча. Вопросы технической подготовки спортсменов, обеспечивающей совершенствование прямого нападающего удара в пляжном волейболе, раскрыты достаточно подробно и основательно. Однако, отмечаются лишь отдельные публикации посвященные применению специальных тренажерных устройств для совершенствования прямого нападающего удара у студентов, специализирующихся в пляжном волейболе.
Цель исследования - экспериментально обосновать и оценить эффективность применения специальных тренажерных устройств при совершенствовании прямого нападающего удара у студентов, специализирующихся в пляжном волейболе.
Методика исследования. В качестве основных методов исследования выступили: анализ специальной научно-методической литературы, педаго-
гический эксперимент, контрольно-педагогические испытания (тесты), а также методы математической статистики.
Результаты исследования свидетельствуют, что у студентов, специализирующихся в пляжном волейболе показатели выполнения прямого нападающего удара на точность в начале подготовительного периода годичного тренировочного цикла достоверно не отличались друг от друга (р>0,05), тем самым свидетельствуя об однородности рассматриваемых групп. В результате внедрения в тренировочный процесс команды «Б» специальных тренажерных устройств, направленных на повышение прыгучести и совершенствование структуры двигательных действий к концу соревновательного периода установлено достоверное увеличение (р<0,05) рассматриваемых показателей в контрольных упражнениях. В команде «А» при применении традиционных средств результаты возрастают, но не значительно (р>0,05)
Заключение. Положительная динамика результатов в команде «Б» свидетельствует об эффективности применения специальных тренажерных устройств в процессе совершенствования прямого нападающего удара у студентов, специализирующихся в пляжном волейболе.
Ключевые слова: студенты, пляжный волейбол, специальные тренажерные устройства, техническая подготовленность, прямой нападающий удар.
Для цитирования: Дашаев К.А., Костюков В.В.
Эффективность применения специальных тренажерных устройств при совершенствовании прямого нападающего удара у студентов, специализирующихся в пляжном волейболе // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2021. - № 3. - С. 9-15.
For citation: Dashaev K., Kostyukov V. Effectiveness of application of special exercise devices at improvement of direct attacking impact in students specializing in beach volleyball. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2021, no 3, pp. 9-15 (in Russian).
Актуальность исследования. Среди многих технических приемов игры, нападающий удар в современном пляжном волейболе занимает одно из ведущих мест. Анализ соревновательной деятельности современных спортсменов в пляжном волейболе показывает, что нападающий удар в настоящее время является агрессивным средством атаки, который выполняется в атлетической манере, то есть с высокой силой. С помощью этого технического приема спортсмен может выиграть до 50-60% мячей. При этом следует отметить, что точный и сильный нападающий удар затрудняет прием мяча в защите, тем самым создавая препятствия для организации атакующих действий и взаимодействий команды соперника [3, с. 20; 5, с. 73; 13, с. 120].
Нападающий удар имеет одно из решающих значений в игровой деятельности спортсменов студенческих команд, поэтому в тренировочном процессе уделяется достаточно большое внимание обучению и совершенствованию технике и тактике нападающего удара [1, с. 11; 4, с. 114; 6, с. 135; 11, с. 300].
Анализ литературных источников [2, с. 17; 7, с. 71; 8, с. 25; 14, с. 340] показал, что для достижения высокого технического и тактического мастерства при выполнении прямого нападающего удара в практике подготовке спортсменов различной квалификации рекомендуется применять широкий спектр тренировочных средств, направленных на совершенствование общей структуры и деталей сложнокоординационных двигательных действий. Многие специалисты в своих работах [9, с. 41; 10, с. 87; 12, с. 60] отмечают, что одним из наиболее современных и эффективных средств совершенствования технического и тактического мастерства волейболистов, является систематическое применение специальных тренажерных устройств, которые позволяют овладеть рациональной структурой двигательных действии в различных моделируемых игровых ситуациях. Однако, как показывает практика подготовки студенческих волейбольных команд , это направление не получило должного внимания со стороны ведущих отечественных специалистов, занимающихся вопросами научного обоснования многолетней
подготовки спортсменов в пляжном волейболе. В этой связи, рассматриваемая проблема является актуальной и своевременной для практики подготовки студенческих команд в пляжном волейболе.
Целью настоящих исследований являлось экспериментальное обоснование и оценка эффективности применения специальных тренажерных устройств при совершенствовании прямого нападающего удара у студентов, специализирующихся в пляжном волейболе.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось в 2019-2020 гг. на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» в котором приняли участие две (Команда «А» и «Б») студенческие команды по пляжному волейболу (n=4 человека), квалификация которых соответствовала КМС.
Для изучения рассматриваемого вопроса применялись следующие методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, педагогический эксперимент (констатирующая и формирующая части), контрольно-педагогические испытания (тесты), методы математической статистики.
Констатирующий педагогический эксперимент заключался в том, что у спортсменов двух команд (Команда «А» и «Б») в начале подготовительного периода годичного цикла были определены начальные показатели выполнения прямого нападающего удара с помощью следующих контрольных упражнений: прямой нападающий удар на точность в переднюю часть игровой площадки соперника (2-3 метра от сетки) и заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии). Каждому спортсмену предоставлялась возможность выполнить 10 попыток, учитывалось количество результативных ударов, выполняемых на песчаном корте для пляжного волейбола.
Формирующий эксперимент заключался в том, что в команде «Б» (n=2 игрока) в процессе технико-тактической подготовки применялись специальные тренажерные устройства, позволяющие повысить уровень физических возможностей (подвижная тележка, прыжковая тумба, экран прыгучести) и овладеть структурой двигательных действий (мячемет, держатели мяча, мишени). В практике подготовки команды «А» (n=2 игрока) такие приспособления не использовались, спортсмены в основном выполняли упражнения по технике и тактике в парах с волейбольными мячами, которые были направлены на совершенствование прямого нападающего удара.
По итогам проведения формирующей части педагогического эксперимента в конце подготовительного и соревновательного периода оценивалась динамика результатов контрольных испытаний, которая позволила судить об эффективности предлагаемого подхода к совершенствованию техники и тактики прямого нападающего удара спортсменов студенческих команд, специализирующихся в пляжном волейболе.
Результаты исследований и их обсуждение. Результаты сравнительного анализа показателей контрольных тестов представленны в таблицах 1-4.
Таблица 1.
Данные тестирования техники выполнения прямого нападающего удара студентами, специализирующимися в пляжном волейболе в начале подготовительного периода
годичного цикла, XX ± т
№ Наименование теста Команда А п=2 Команда Б п=2 р
1. Прямой нападающий удар на точность в переднюю часть игровой площадки соперника (2-3 метра от сетки), кол-во раз 4,3±0,42 4,4±0,49 >0,05
2. Прямой нападающий удар на точность в заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии), кол-во раз 6,2±0,57 6,1±0,64 >0,05
Таблица 2. Данные тестирования техники выполнения прямого нападающего удара студентами, специализирующимися в пляжном волейболе в конце подготовительного периода годичного цикла, XX ± т
№ Наименование теста Команда А п=2 Команда Б п=2 р
1. Прямой нападающий удар на точность в переднюю часть игровой площадки соперника (2-3 метра от сетки), кол-во раз 4,7±0,55 5,1±0,62 >0,05
2. Прямой нападающий удар на точность в заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии), кол-во раз 6,7±0,64 7,1±0,63 >0,05
Исследования позволили установить, что в начале подготовительного периода годичного тренировочного цикла показатели выполнения прямого нападающего удара на точность в переднюю часть игровой площадки соперника (2-3 метра от сетки) и заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии) в команде «А» и «Б» достоверных отличий не имели, тем самым свидетельствуя об однородности рассматриваемых групп (р>0,05; таблица 1).
По окончании подготовительного периода (2 месяца регулярных занятий) показатели выполнения контрольных упражнений повысились, но не значительно (р>0,05; таблица 2).
Незначительное увеличение рассматриваемых показателей в команде «А» и «Б» свидетельствует о том, что применение специальных тренажерных устройств в течение 2-х мест еще не может обеспечить существенного тренировочного эффекта.
Полученные данные позволяют констатировать, что у студентов, специализирующихся в пляжном волейболе в контрольных испытаниях отмечается несущественное улучшение показателей выполнения прямого нападающего удара в начале соревновательного периода годичного тренировочного цикла. Такая тенденция объяснятся отсутствием специализированной тренировки в команде «А» и незначительным временем, отводимым на применение специальных тренажерных устройств для совершенствования техники прямого нападающего удара в команде «Б».
В результате применения специальных тренажерных устройств в процессе соревновательного периода (7 месяцев) подготовки студенческой команды «Б» по пляжному волейболу отмечается достоверное увеличение показателей в контрольных упражнениях- прямой нападающий удар на точность в переднюю часть игровой площадки соперника (2-3 метра от сетки) -
Таблица 3.
Данные тестирования техники выполнения прямого нападающего удара студентами, специализирующимися в пляжном волейболе в начале соревновательного периода
годичного цикла, XX ± т
№ Наименование теста Команда А п=2 Команда Б п=2 р
1. Прямой нападающий удар на точность в переднюю часть игровой площадки соперника (2-3 метра от сетки), кол-во раз 4,9±0,53 5,5±0,67 >0,05
2. Прямой нападающий удар на точность в заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии), кол-во раз 6,9±0,68 7,4±0,61 >0,05
Таблица 4.
Данные тестирования техники выполнения прямого нападающего удара студентами, специализирующимися в пляжном волейболе в конце соревновательного периода
годичного цикла, XX ± m
№ Наименование теста Команда А п=2 Команда Б п=2 р
1. Прямой нападающий удар на точность в переднюю часть игровой площадки соперника (2-3 метра от сетки), кол-во раз 5,2±0,66 6,7±0,74 <0,05
2. Прямой нападающий удар на точность в заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии), кол-во раз 7,2±0,77 9,2±0,82 >0,05
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов в тесте «прямой нападающий удар на точность в переднюю часть игровой площадки соперника (2-3 метра от сетки)»
Примечание: НП - начало
подготовительного периода; КП - окончание подготовительного периода; НС - начало соревновательного периода; КС - окончание соревновательного периода
Рис. 2. Сравнительный анализ результатов в тесте «прямой нападающий удар на точность в заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии)»
1,15 раза и в заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии) - 1,75 раза (р<0,05; таблица 4). В команде «А» изменения не столь существенны (р>0,05).
Анализ данных рисунка 1 свидетельствует, что наибольшие темпы прироста показателей выполнения прямого нападающего удара на точность в переднюю часть игровой площадки соперника (2-3 метра от сетки) у студентов, специализирующихся в пляжном волейболе команды «Б» отмечается более существенное улучшение результатов - 69%, по сравнению с командой «А» - 59%. В этой связи, можно предположить, что рационализация тренировочного процесса с применением специальных тренажерных устройств положительно сказывается на повышении уровня технической подготовленности студентов, специализирующихся в пляжном волейболе. Положительная тенденция позволяет констатировать о целесообразности акцентированного применения специальных устройств направленных не только на совершенствование структуры двигательных действий прямого нападающего удара, но и физических способностей - прыгучести.
Следует подчеркнуть, что темпы прироста показателей выполнения прямого нападающего удара в заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии) у студентов, специализирующихся в пляжном волейболе команд «А» и «Б» значительно выше, чем при выполнении контрольного упражнения - прямой нападающий удар на точность в заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии) (рисунок 2).
Исследования показали, что к концу соревновательного периода годичного цикла у студентов, специализирующихся в пляжном волейболе команды «Б» показатели выполнения прямого нападающего удара на точность в заднюю часть площадки (1-2 метра от лицевой линии) существенно выше - 100%, по сравнению с игроками команды «А» - 87% (рисунок 2). В этой связи, можно констатировать, что применение специальных устройств дает более существенный прирост результатов в контрольных упражнениях, тем самым свидетельствуя об эффективности предложенного подхода при совершенствовании прямого нападающего удара у волейболистов студенческих команд, специализирующихся в пляжном волейболе.
Заключение. Необходимость совершенствования прямого нападающего удара у волейболистов студенческих команд, специализирующихся в пляжном волейболе обуславливается тем, что этот технический прием обеспечивает выигрыш наибольшего количества очков в ходе соревновательного поединка. В результате применения специальных тренажерных устройств в практике подготовки волейболистов студенческих команд, специализирующихся в пляжном волейболе к концу формирующего педагогического эксперимента удалось существенно повысить результативность выполнения прямого нападающего удара в контрольных упражнениях. Положительная динамика результатов свидетельствует об эффективности предложенного подхода и может применяться в практике подготовки команд различной квалификации в пляжном волейболе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абрамов С.А Пляжний волейбол у фiзичному вихованш студенев вузiв / С.А. Абрамов // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. -№4-4(60). - С. 7-11.
2. Баскаева Ф.Г. Биомеханические особенности выполнения основных технических приемов в пляжном волейболе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Баскаева Фатима Георгиевна. - Нальчик, 2006. - 24 с.
3. Бужинский А.В. Возможности совершенствования техники нападающего удара в пляжном волейболе / А.В. Бужинский // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т 3. - №3. - С. 19-24.
4. Губа В.П. Теория и методика спортивных игр: учебник / В.П. Губа. - М.: Спорт, 2020. - 720 с.
5. Костюков В.В. Основы подготовки спортсменов в пляжном волейболе: монография / В.В. Костюков. -Краснодар: КГУФКСТ, 2011. - 113 с.
6. Костюков В.В. Повышение результативности выполнения соревновательных действий как фактор увеличения конкурентоспособности спортсменов высокого класса в пляжном волейболе / В.В. Костюков, В.В. Нир-ка, К.С. Семенов // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2015.
- №3. - С. 134-136.
7. Костюков В.В. Эффективность и результативность соревновательной деятельности игроков российских и зарубежных команд высокого класса в пляжном волейболе / В.В. Костюков, О.Н. Костюкова, В.В. Нирка // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 70-72.
8. Мааев Х.К. Пляжный волейбол в школе и вузе (организация и проведение тренировочно-соревновательного процесса): учебно-методическое пособие / Х.К. Мааев, К.А. Дашаев, В.В. Костюков. - Грозный, 2009. - 63 с.
9. Нирка В.В. Многолетняя динамика эффективности и результативности соревновательных действий высококвалифицированных игроков в пляжном волейболе / В.В. Нирка, В.В. Костюков, Е.А. Колесникова, О.Н. Костюкова // Культура физическая и здоровье. - 2017. -№2(62). - С. 39-42.
10. Погребной А.И. Современные мировые тенденции спортивной подготовки в пляжном волейболе (обзор зарубежной литературы) / А.И. Погребной, И.О. Ком-лев, Е.В. Литвишко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - №3. - С. 83-89.
11. Родин А.В. Педагогическая программа оценки индивидуальных технико-тактических действий спортсменов в студенческом классическом и пляжном волейболе / А.В. Родин, П.В. Пустошило // Известия Смоленского государственного университета. - 2016. - №1(33). - С. 298-304
12. Родин А.В. Основы методики спортивных игр: учебное пособие / А.В. Родин, А.Б. Самойлов, К.Н. Ефременков.
- Смоленск, 2020. - 194 с.
13. Суханов А.В. Влияние тренировок над специальной работоспособностью на результативность игры в годичном периоде в пляжном волейболе / А.В. Суханов, Л.В. Булыкина, В.П. Губа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.
- 2020. - №7. - С. 117-122.
14. Шиховцов Ю.В. Исследование тактической деятельности спортсменов-игровиков на основе математического моделирования (на примере волейбола) / Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, Л.Г. Шиховцова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Смоленск, 2009. - С. 338-344.
EFFECTIVENESS OF APPLICATION OF SPECIAL EXERCISE DEVICES AT IMPROVEMENT OF DIRECT ATTACKING IMPACT IN STUDENTS SPECIALIZING IN BEACH VOLLEYBALL
K. Dashaev1, Head of the Department of Physical Education,
V. Kostyukov2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Sports Games
1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Chechen State University». Contact information for correspondence: 364024, Grozny, 32 A. Sheripova Str., Russian Federation, e-mail: [email protected].
2Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism».
Contact information for correspondence: 350015, Russian Federation, Krasnodar, Budenny St., 161, e-mail: [email protected].
Abstract.
Relevance. Beach volleyball, as one of the varieties of volleyball, is a game in which to achieve high sportsmanship it is necessary to perfectly possess technical techniques. Direct forward kick - this is the main technical reception of the attack in beach volleyball, with the help of which the largest number of points is earned during the match. The issues of technical training of athletes, ensuring the improvement of the direct striker strike in beach volleyball, are disclosed in sufficient detail and thoroughly. However, only some publications are noted on the use of special gym devices to improve the direct striker strike of students specializing in beach volleyball.
Purpose of the study is to experimentally substantiate and evaluate the effectiveness of the use of special gym devices when improving the direct striker strike in students specializing in beach volleyball.
Research methods. The main methods of research were: analysis of special scientific and methodological literature, a pedagogical experiment, control and pedagogical tests (tests), as well as methods of mathematical statistics.
Research results. Shows that in students specializing in beach volleyball, the performance of a direct attacking strike on accuracy at the beginning of the preparatory period of the annual training cycle did not significantly differ from each other (p>0.05), thereby indicating the homogeneity of the groups under consideration. As a result of the introduction of special exercise devices in the training process of the «B» team, aimed at increasing jumping and improving the structure of motor actions by the end of the competitive period, a reliable increase (p < 0.05) of the considered indicators in control exercises was established. In team «A,» when using traditional tools, the results increase, but not significantly (p > 0.05)
Conclusion. The positive dynamics of the results in team «B» indicates the effectiveness of the use of special gym devices in the process of improving the direct striker strike among students specializing in beach volleyball.
Keywords: students, beach volleyball, training activities, competitive process, technical fitness, striker kick.
References:
1. Abramov S.A Beach Volleyball u Fizichnomu Vikhovan-nii Studentiv Vuziv. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire [Actual Scientific Research in The Modern World], 2020, no. 4-4(60), pp. 7-11. (in Russian)
2. Baskaeva F.G. Biomechanical features of performing basic techniques in beach volleyball. Candidate's thesis. Nalchik, 2006, 24 p. (in Russian)
3. Buzhinsky A.V. The Possibilities of Improving The Technique of an Offensive Strike in Beach Volleyball. Fiziches-kaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2018, tom 3, no. 3, pp. 19-24.
4. Guba V.P. Teoriya i metodika sportivnyh igr [Theory and methodology of sports games]. Moscow, Sport, 2020, 720 p.
5. Kostyukov V.V. Osnovy podgotovki sportsmenov v ply-azhnom volejbole [Fundamentals of training athletes in beach volleyball]. Krasnodar: KSUFKST, 2011, 113 p.
6. Kostyukov V.V., Nirka V.V., Semenov K.S. Improving the performance of competitive actions as a factor of increasing the competitiveness of high-class athletes in beach volleyball. Resursy konkurentosposobnosti sports-menov: teoriya ipraktika realizacii [Resources of Athletes' Competitiveness: Theory and Practice of Implementation], 2015, no. 3, pp. 134-136. (in Russian)
7. Kostyukov V.V., Kostyukova O.N, Nirka V.V. Efficiency and effectiveness of competitive activity of players of Russian and foreign high-class teams in beach volleyball. Fizicheskaya kul'tura i sport. Olimpijskoe obrazovanie: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Physical Culture and sport. Olympic education: mater. International scientific and practical conference], 2019, pp. 70-72. (in Russian)
8. Maaev Kh.K., Dashaev K.A., Kostyukov V.V. Plyazhnyj volejbol v shkole i vuze (organizaciya i provedenie treniro-vochno-sorevnovatel'nogo processa) [Beach volleyball at school and university (organization and conduct of the training and competitive process)]. Grozny, 2009, 63 p.
9. Nirka V.V., Kostyukov V.V., Kolesnikova E.A., Kostyukova O.N. Long-term dynamics of efficiency and effective-
ness of competitive actions of highly qualified players in beach volleyball. Kul'tura fizicheskaya izdorov'e [Physical Culture and health], 2017, no. 2(62), pp. 39-42. (in Russian)
10. Pogrebnoy A.I., Komlev I.O., Litvishko E.V. Modern world trends of sports training in beach volleyball (review of foreign literature). Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice], 2020, no. 3, pp. 83-89. (in Russian)
11. Rodin A.V., Pustoshilo P.V. Pedagogical program for evaluating individual technical and tactical actions of athletes in student classical and beach volleyball. Iz-vestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Smolensk State University], 2016, no. 1(33), pp. 298-304. (in Russian)
12. Rodin A.V., Samoilov A.B., Efremenkov K.N. Osnovymeto-dikisportivnyh igr [Fundamentals of the methodology of sports games]. Smolensk, 2020, 194 p.
13. Sukhanov A.V., Bulykina L.V., Guba V.P. The influence of training on special performance on the effectiveness of the game in the annual period in beach volleyball. Iz-vestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta [Izvesti-ya Tula State University. Physical Culture. Sport], 2020, no. 7, pp. 117-122. (in Russian)
14. Shikhovtsov Yu.V., Nikolaeva I.V., Shikhovtsova L.G. Research of tactical activity of athletes-game players on the basis of mathematical modeling (on the example of volleyball). Sportivnye igry v fizicheskom vospitanii, rekreacii i sporte: mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Sports Games in Physical Education, Recreation and Sports: Mater. International Scientific and Practical Conference], Smolensk, 2009, pp. 338-344. (in Russian)
Поступила / Received 22.07.2021 Принята в печать / Accepted 24.09.2021