Научная статья на тему 'Эффективность применения мультимедийных технологий в современном образовании'

Эффективность применения мультимедийных технологий в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
861
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / СПОСОБ / ИНФОРМАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИА / РЕСУРСЫ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шодмонов Даврон Абдувалиевич

В данной статье исследованы вопросы эффективности применения информационных технологий в системе образования. Рассмотрены основные проблемы активного использования мультимедийных технологий для совершенствования учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения мультимедийных технологий в современном образовании»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шодмоное Даврон Абдуеалиееич, Самаркандский филиал Ташкентского университета информационных технологий, Узбекистан, г. Самарканд

E-mail: nily-85@yandex.ru

Аннотация. В данной статье исследованы вопросы эффективности применения информационных технологий в системе образования. Рассмотрены основные проблемы активного использования мультимедийных технологий для совершенствования учебного процесса.

Ключевые слова: система, образование, педагог, способ, информация, мультимедиа, ресурсы, программа.

На сегодняшний день широкое применение получили современные информационные технологии во многих сферах науки, техники, образования, экономики, искусства. Новые информационные технологии имеют огромные возможности для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа. Однако существует ряд актуальных проблем, связанных с использованием средств информационных технологий в современном общем образовании.

В одних случаях под информационной технологией подразумевают определенное научное направление, в других же - конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией. В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. С появлением новых программ стало доступным

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

диалоговое общение в так называемых интерактивных программах и возможность широкого использования графики [1].

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Таким образом, в настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе.

Мультимедиа является средой, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в процессе обучения. Данная среда помогает совмещать теоретический и демонстрационные материалы.

Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные ф информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения [1,3].

Относительно традиционного обучения применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими преимуществами:

- допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

- допускает возможность постоянного обновления;

- имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;

- допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

- допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;

- допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

- устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.

Внедрение в преподавании различных современных курсов, основанных на использовании мультимедиа-технологий с применением специального проектора дает возможность наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и экономить время, тем самым интенсифицируя

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

изложение учебного материала. В тоже время появляются дополнительные требования к подготовке мультимедийных материалов и организации урока. Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Главным успехом применения таких технологий является проявление интереса учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности, появляется чувство постоянной новизны, что способствует интересу к ученью. Так при использовании мультимедиа на занятии через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания.

Некоторые ученые отметили, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что:

- усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;

- мультимедиа воспринимается с чувством радости, а радость стимулирует расположение к учебному предмету; ф

- дает возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников;

- выдвигается новый объективный критерий оценки своих способностей;

-создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязнь

быть смешным, получить плохую отметку и т.д.;

- создается атмосфера сотрудничества всего коллектива;

- ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;

- предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей.

Такая особенность мультимедиа, как интерактивность, присущая дидактическому компьютерному средству и отличающая его от традиционных информационных экранных средств, способствует наиболее прочному усвоению учебного содержания, предъявленного с помощью данного средства [1].

На сегодняшний день современным методом обучения являются открытое и дистанционное образование. В связи с этим, одной из перспективных образовательных областей использования мультимедийных технологий является система открытого образования. Современная система открытого образования основывается на практической реализации новых форм организации обучения, в числе которых следует особо выделить дистанционное обучение, которое является важнейшей формой образовательного процесса, появившейся благодаря внедрению в учреждения образования современных средств электронных коммуникаций [2].

Система дистанционного образования - это комплекс образовательных

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, ориентированной на средства обмена информацией на любых расстояниях.

Дистанционное обучение представляет собой совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения. Дистанционная форма обучения не регламентирует временные и территориальные требования к реализации учебного процесса.

Говоря о дистанционном образовании, можно выделить характерные признаки, не зависящие от конкретной образовательной системы. В частности, при дистанционных формах организации педагогического процесса основной упор делается на усиление самостоятельного и индивидуализированного обучения. Доминирующей тенденцией в развитии дистанционного обучения становится модель личностно-ориентированного обучения, учитывающего индивидуальные, личностные качества каждого обучаемого и основывающегося на передовых педагогических и информационных технологиях [2]. f

Развитие дистанционного образования влечет за собой развитие новых подходов к разработке педагогических средств, таких как учебники, практикумы, сборники заданий и тестов. Больший упор должен быть сделан на разработке различных тренажеров и самоучителях, а с развитием телекоммуникационных технологий важнейшими педагогическими средствами для личностно-ориентированного обучения становятся мультимедийные образовательные ресурсы Интернет и мультимедийные гипертекстовые электронные учебники [3].

Практическая реализация личностно ориентированного подхода с помощью средств мультимедиа потребует создания и использования современных многофункциональных предметно-ориентированных

мультимедийных средств обучения, которые содержат обширные базы данных, базы знаний учебного назначения, системы искусственного интеллекта, экспертно - обучающие системы, лабораторный практикум с возможностью задания математической модели изучаемых явлений и процессов. Обучающие мультимедийные программы способствуют укрупненному структурированию содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.

В современном мире существуют ряд программ с помощью которых создаются мультимедийные обучающие ресурсы. И из них можно выделить некоторые приложения, использующиеся в образовании при создании учебных мультимедийных ресурсов, это Power Point, Swish MAX, Macromedia Flash, Camtasia Studio и AutoPlay Media Studio 8.0.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В качестве примера можно сказать, что внедрение информационных технологий, а именно мультимедийных технологий в процесс обучения была осуществлена и в нашем ВУЗе, в Самаркандском филиале Ташкентского Университета Информационных Технологий. Был создан электронно-мультимедийный курс по предмету «Методика преподавания специальных предметов» именно с помощью вышеуказанных приложений рис.1.

Рис. 1 Главное окно курса «Методика преподавания специальных предметов»

Рис. 2 Структура образовательной среды

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Рис. 3 Содержание предмета «Методика преподавания специальных предметов»

Данный курс дает возможность и преподавателям и студентам глубоко изучить материалы предмета, провести самоконтроль знаний, контроль знаний обучающихся (рис.4). Такого вида мультимедийные учебные курсы очень удобны для любого пользователя, независимо от местоположения.

Рис. 4 Интерактивное окно тестов по данному предмету

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В заключении можно сказать, что применение современных информационных технологий в образовании позволяет проводить активно-деятельно стные формы обучения, а так же способствует повышению эффективности обучения и качества знаний учащихся, развитию познавательной активности, повышению интереса к изучаемому предмету, развитию аналитического мышления, формированию навыков работы с компьютером, формированию навыков коллективной работы, формированию навыков самостоятельного исследования. Считаю, что предметно ориентированные педагогические и информационные технологии в обучении являются необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Литература:

1.Кириллина Ю. Качество образования как комплексная проблема. Россия, 2006.

2.Демкин В.П., Можаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения. Томск, 2003. ф

3.Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе // Автореф. дисс. канд. пед. наук - Чебоксары, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.