Научная статья на тему 'Эффективность применения активных методов обучения на уроках химии'

Эффективность применения активных методов обучения на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙС-ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пырх Ольга Викторовна, Трояновский Глеб Валерьевич

В нынешних реалиях традиционные методы обучения начинают терять свою актуальность. Если раньше ученики могли получить знания только от учителя или родителей, то теперь все изменилось. Появился интернет со своими огромными базами данных. Сейчас не составляет особого труда найти ту или иную информацию по учебному предмету. Таким образом, сама функция учителя изменилась. Теперь он является не единственным источником знаний, а рассказчиком. Современный преподаватель должен помогать учащимся усвоить новый материал. А в виду индивидуальных особенностей каждой личности, данная задача многократно усложняется. В классе находится до 30 учеников и каждому из них тему надо преподать так, чтобы он её понял и мог применить полученные знания на практике. Одним из решений данной проблемы являются активные методы обучения. Они основаны на диалоге ученика и учителя, предполагающем свободный обмен мнением относительно путей разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения подразумевают высокий уровень активности учащихся. На сегодняшний момент активные методы обучения являются наиболее перспективными. С помощью них можно добиться того, что обучаемым будет интересно на уроках, что неизбежно приводит к лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Основной задачей активных методов обучения является привлечение учеников к своему предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF APPLICATION OF ACTIVE TEACHING METHODS IN CHEMISTRY LESSONS

In the current realities, traditional teaching methods are beginning to lose their relevance. If before students could receive knowledge only from a teacher or parents, now everything has changed. The Internet has appeared with its huge databases. Now it is not difficult to find this or that information on a school subject. Thus, the very function of the teacher has changed. Now he is not the only source of knowledge, but a storyteller. A modern teacher should help children learn new material. And due to the individual characteristics of each person, this task is many times more complicated. There are up to 30 students in the classroom and each of them needs to be taught a topic so that he understands it and can apply the knowledge gained in practice. One solution to this problem is active teaching methods. They are based on a dialogue between the student and teacher, which involves a free exchange of views on ways to resolve a particular problem. Active teaching methods imply a high level of student activity. Currently, active teaching methods are the most promising. With the help of them it is possible to achieve that students will be interested in the lessons. And this inevitably leads to a better understanding and memorization of educational material. The main objective of active teaching methods is to attract students to their subject.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения активных методов обучения на уроках химии»

УДК 37.091.33:54

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12117

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ХИМИИ

Пырх Ольга Викторовна

старший преподаватель кафедры химии

УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Беларусь, г. Гомель Трояновский Глеб Валерьевич студент 4 курса биологического факультета

УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Беларусь, г. Гомель

Аннотация: В нынешних реалиях традиционные методы обучения начинают терять свою актуальность. Если раньше ученики могли получить знания только от учителя или родителей, то теперь все изменилось. Появился интернет со своими огромными базами данных. Сейчас не составляет особого труда найти ту или иную информацию по учебному предмету. Таким образом, сама функция учителя изменилась. Теперь он является не единственным источником знаний, а рассказчиком. Современный преподаватель должен помогать учащимся усвоить новый материал. А в виду индивидуальных особенностей каждой личности, данная задача многократно усложняется. В классе находится до 30 учеников и каждому из них тему надо преподать так, чтобы он её понял и мог применить полученные знания на практике. Одним из решений данной проблемы являются активные методы обучения. Они основаны на диалоге ученика и учителя, предполагающем свободный обмен мнением относительно путей разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения подразумевают высокий уровень активности учащихся. На сегодняшний момент активные методы обучения являются наиболее перспективными. С помощью них можно добиться того, что обучаемым будет интересно на уроках, что неизбежно приводит к лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Основной задачей активных методов обучения является привлечение учеников к своему предмету.

Ключевые слова: Активные методы обучения, кейс-обучение, интерактивное обучение, метод проектов, проблемная лекция, проблемное обучение.

EFFICIENCY OF APPLICATION OF ACTIVE TEACHING METHODS IN

CHEMISTRY LESSONS

Pyrh Olga Viktorovna

Senior Lecturer, Department of Chemistry Gomel State University named after Francis Skorina Belarus, Gomel Troyanovsky Gleb Valerevich Student of the Faculty of Biology, 4 year Gomel State University named after Francis Skorina Belarus, Gomel

Abstract: In the current realities, traditional teaching methods are beginning to lose their relevance. If before students could receive knowledge only from a teacher or parents, now everything has changed. The Internet has appeared with its huge databases. Now it is not difficult to find this or that information on a school subject. Thus, the very function of the teacher has

554

changed. Now he is not the only source of knowledge, but a storyteller. A modern teacher should help children learn new material. And due to the individual characteristics of each person, this task is many times more complicated. There are up to 30 students in the classroom and each of them needs to be taught a topic so that he understands it and can apply the knowledge gained in practice. One solution to this problem is active teaching methods. They are based on a dialogue between the student and teacher, which involves a free exchange of views on ways to resolve a particular problem. Active teaching methods imply a high level of student activity. Currently, active teaching methods are the most promising. With the help of them it is possible to achieve that students will be interested in the lessons. And this inevitably leads to a better understanding and memorization of educational material. The main objective of active teaching methods is to attract students to their subject.

Key words: Active teaching methods, case study, interactive training, project method, problem lecture, problem training.

Активные методы обучения основаны на постоянном взаимодействии преподавателя и ученика. Преподаватель в буквальном смысле пробуждает в учениках желание получить новые знания. Ответить на поставленный в начале занятия вопрос. Создать свое видение проблемы и его решения.

Отличительными особенностями активных методов обучения являются:

а) Создание на занятии таких условий, что ученик будет вынужден принимать активное участие;

б) Постоянная вовлеченность учеников в учебный процесс на протяжении всего занятия;

в) Повышенная мотивация учеников на решение поставленной задачи;

г) Возможность каждого ученика составить свое мнение по теме занятие;

д) Активная вовлеченность в дискуссию, как учителя, так и учеников.

Активные методы обучения делают своей целью вовлечение учеников в учебный

процесс. Таким образом, можно добиться от обучаемых полного понимания материала урока. А это значит, что они не забудут все, что вы им говорили на протяжении занятия, а оставят это у себя в голове. Таким образом, будет повышаться успеваемость обучаемых учащихся. Их интерес к предмету будет постепенно вырастать [5].

Для исследования были отобраны следующие методы активного обучения:

1. Метод мозгового штурма - направлен на решение образовательной задачи с помощью стимулирования творческого мышления учеников. Этот метод был разработан американцем Алексом Осборном. Он считал, что главным препятствием на пути поиска нетривиальных идей является страх критики. Этот метод как раз направлен на ликвидацию такого страха. Алекс Осборн заметил, что при совместной работе над решением поставленной задачи такие опасения сводятся на нет. Сама суть метода заключается в разработке новых идей в процессе работы в команде. Мозговая атака предполагает непосредственно командную работу. Все участники обсуждения должны активно участвовать в развитии идей друг друга, и, впоследствии, выбрать наиболее удачную и перспективную [6].

2. Эвристическая беседа. В данном методе учитель осуществляет процесс обучения путем составления цепочки вопросов к ученику. Характерной особенностью данного метода является выставление проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые последовательно вытекают один из другого. Таким образом, учитель разбивает один сложный вопрос на череду более простых вопросов. На них ученику будет гораздо проще ответить, но вместе они сформируют у него в голове ответ на тот самый сложный вопрос [2].

3. Кейс-метод или просто кейс (с английского - ситуация, случай) представляет собой метод активного обучения, основанный непосредственно на разборе ситуации или

555

конкретного случая. Представленный для анализа случай обязательно должен отражать реальную ситуацию из жизни. В её описании обязательно должны иметь место противоречия, ряд прямых или косвенных затруднений, неких скрытых задач. В ходе работы с кейсом участники работы анализируют ситуацию. Находят дополнительную информацию, необходимую для полного понимания представленной ситуации или случая. В конечном итоге ученики приходят к решению выхода из проблемной ситуации сами. Формируют собственные выводы [1].

Однозначным является факт, что применение активных методов обучения на уроках химии способствует реализация триединой дидактической цели урока - обучать, развивать, воспитывать.

Обучение химии, как и любому другому предмету, предполагает, прежде всего развитие внимания обучающихся. Предлагаемые активные методы способствуют концентрации внимания на конкретном вопросе, чтобы осмыслить его суть и выбрать вариант правильного ответа. Очень важно развитие внимания, прежде всего через хорошо продуманную и организованную самостоятельную работу [4].

Одной из ключевых задач активных методов является развитие мышления обучающихся как одной из сторон их общего мышления - процесс познавательной деятельности.

Активные методы не только способствует прочному усвоению учебного материала, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу. Наряду с другими преимуществами, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету [5].

Нами было проведено исследование использования активных методов обучения как способа изучения нового материала в изучении химии с целью выявления влияния их при изучении нового материала на степень обученности учащихся.

Объектом исследований явились знания учащихся ГУО «Ясли-сад-средняя школа № 73 г. Гомеля». Для определения успеваемости и качества знаний учеников, вначале нами был рассчитан средний балл учеников по химии.

В качестве экспериментальной группы были выбраны ученики 8 «Б», т.к. средний балл учеников данных классов по химии ниже, а в качестве контрольной - 8 «А» класс.

Таблица 5 - Среднегодовой балл учеников по химии

Учебный год ГУО «Ясли-сад-средняя школа № 73 г. Гомеля».

8А 8Б

2018-2019 7,2 6,9

Анализирование учебной деятельности учащихся ГУО «Ясли-сад-средняя школа № 73 г. Гомеля»

После проведения исследования в ГУО «Ясли-сад-средняя школа № 73 г. Гомеля» по темам: «Кислоты»; «Соли»; «Строение атома»; «Оксиды»; «Металлы»; «Неметаллы» нами были рассчитаны параметры, которые необходимы для оценивания результатов учебной деятельности учащихся (процент успеваемости, качество знаний, степень обученности учащихся).

Выведение степени обученности учащихся (СОУ)

где СОУ - степень обученности учащихся;

К - коэффициент: 10 баллов -1;9 баллов - 0,96; 8 баллов - 0,90; 7баллов - 0,74; 6 баллов - 0,55; 5 баллов - 0,45; 4 балла - 0,40; 3 балла - 0,23; 2 балла - 0,20; 1 балл - 0,12;

N - количество оценок;

п - количество учащихся в классе.

Критерии: 75 % -100 % - высокая степень обученности;

556

45 % — 75 % — средняя степень обученности;

ниже 45 % — низкая степень обученности.

Анализ успеваемости считается наиболее общей характеристикой изменений успеваемости обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости учащихся. Данный показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по определенной дисциплине на «10-9» и «8-7», к общему количеству учащихся, который рассчитывается по формуле (2)[3].

где п10-9 - количество учащихся, занимающихся на оценку «10-9»;

п8-7 -занимающихся на оценку «8-7»;

N-общее количество учащихся.

Для оценки успеваемости класса или группы школьников рассчитывается также

процент успеваемости по формуле (3).

где п10-9 -количество учащихся, занимающихся на оценку «10-9»;

п8-7 - занимающихся на оценку «8-7»;

п6-4 - на оценку «6-4»;

N- общее количество учащихся.

В школе наиболее часто происходит отслеживание состояния успеваемости при помощи двух показателей: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний). Эти два показателя отражают успеваемость учащихся по предмету. Эти показатели мы также использовали в своем исследовании

Анализируя ответы учеников на вопросы по теме «Кислоты», учащиеся 9 «В» класса, которые самостоятельно изучали новый материал с помощью тестирования, на следующем уроке справились с заданиями несколько лучше, нежели ученики 9 «Б» класса, выполняющие проверочную работу после объяснения нового материала учителем. Средний балл в 8 «В» классе составил 8,0, в то время как средний балл учеников 8 «Б» класса равен 7,6. Дисперсионный анализ данной темы составил Б (эмп) = 5.67Б(крит)=4,07 из этого следует что Б (эмп)>Б (крит).

8 «А» 8 «Б»

Параметры Кислоты Соли Строение атома Оксиды Металлы Неметаллы Кислоты Соли Строение атома Оксиды Металлы Неметаллы

ПУ,% 100 81,8 72,72 95,45 81,8 72,7 84,2 100 84,21 94,73 84,21 84,21

КЗ,% 77,2 72,7 45,4 77,2 7,72 68 73 89 52 84,21 73 72

Сред-ний 6,5 6,9 6,1 7,6 7,6 6,6 6,5 8,5 6,2 7,4 7,0 7,1

балл,Л'

Таблица 6 - Расчет параметров учебной деятельности учащихся по химии

Проанализировав ответы учащихся на задания по теме "Соли" мы сделали вывод, что тему лучше усвоили учащиеся 8 "В" класса, которые работали самостоятельно, их средний балл по данной теме составил 8,0 баллов. А у учащихся 8 "Б" класса, которые выполняли задания после объяснения учителя, средний балл составил 7.7 баллов. Это можно аргументировать тем, что ученики воспринимают информацию лучше, когда прорабатывают ее с помощью учебника, и в дальнейшем сказывается на уровне усвоения ими учебного материала. Значения дисперсионного анализа составили Б (эмп) = 5.45; Б (крит) = 4,07 это позволяет утверждать, чтоБ (эмп) >Б (крит).

Для сравнения уровня знаний учащихся по химии (рис. 1) испытуемые 8 «Б» и 8 «В» классов выполняли одинаковую проверочную работу по теме «Строение атома». На данном рисунке представлены результаты проверки знаний учащихся по теме «Аминокислоты», которые оказались следующими: средний балл учеников 8 «Б» класса равен 7,6 балла, в то время как средний балл по данной теме у испытуемых 8 «В» класса оказался равным 8,3 балла. Дисперсионный анализ показал, что F (эмп) = 4.76; F (крит) = 4,07 соответственноF (эмп) ^ (крит).

В ходе интерпретации результатов, следует отметить, что у учеников с малым средним баллом, при выполнении проверочных работ, результаты оказывались несколько выше. Этот факт можно объяснить тем, что при изучении нового материала самостоятельно учащиеся внимательно разбирали материал, и у них работала зрительная память, а также развивалось логическое мышление.

Также проанализировав ответы учащихся на задания по теме «Оксиды» можно подтвердить вывод, сделанный ранее, что учащиеся 8 "В" класса, которые работают самостоятельно, лучше усваивают новый материал, их средний балл составил 8.1 баллов. У учащихся 8"Б" класса, которым материал объясняет учитель, средний балл составил 7,6 балла. Проведя дисперсионный анализ заданий по данной теме были выявлены соответствующие значения F (эмп) = 4,83; F (крит) = 4,07 соответственно

F (эмп) > F (крит).

Рисунок 1 - Степень обученности учащихся 8 «Б» и 8 «А» классов ГУО «Ясли-сад-

средняя школа № 73 г. Гомеля» по результатам исследований

Исследуя ответы школьников на задания по теме «Металлы», средний балл учеников 8 «Б» класса равен 7,8 балла, а у учеников которые самостоятельно изучали материал средний балл составляет 8,1 балла. Дисперсионный анализ по данной теме составил F (эмп) = 4,21;

F (крит) = 4,07 из этого следует что F (эмп) ^ (крит).

По данным, приведённым в таблице 5 можно судить о том, что тема «Многоатомные спирты» была лучше усвоена учащимися 8 «В» класса. Средний балл по данной теме у учащихся 8 «В» класса составил 8,1, а у учащихся 8 «Б» - 7,7. Отсюда следует вывод, что в ходе изучения нового материала методом тестирования учащиеся лучше усваивают материал. Дисперсионный анализ показал, что F (эмп) ^ (крит).

Учащиеся 8 «В» класса справились с заданием по теме «Неметаллы» лучше средний балл составляет 8,3, чем ученики 8 «Б» класса - 7,7 которые изучали материал с помощью объяснение учителя. После проведения дисперсионного анализа, можно сделать вывод, что F (эмп) ^ (крит).

По результатам проведенных исследований, используя формулу (1), была определена средняя степень обученности учащихся (СОУ) 8 «Б» и 8 «А» классов, данные которой приведены на рисунке.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что в 8 «Б» классе степень обученности учащихся высокая и лежит в пределах от 59% до 73%, что свидетельствует о среднем уровне усвоения материала. Для учеников 8 «А» класса, характерна высокая степень обученности, которая лежит в пределах от 69,3% до 89,2%, что соответствует высокому уровню усвоения материала по данным темам.

Преимущество применения активных методов обучения химии как способа изучения нового материала в том, что ученики самостоятельно изучают новый материал и развивают такие качества как внимательность, усидчивость, дисциплинированность и т.д.

Дисперсионный анализ проведенный по данным показал, что результаты являются достоверными. Это свидетельствует о том, что при обучении химии следует использовать активные методы, т.к. объяснение учителем новой темы имеет важное значение в процессе обучения химии.

Таким образом, в ходе проведения исследований были рассмотрены различные активные методы обучения: метод мозгового штурма (направлен на решении учениками некой образовательной задачи нетривиальными способами); эвристическая беседа (учитель осуществляет процесс обучения путем составления цепочки вопросов к ученику); кейс-метод (метод активного обучения, основанный непосредственно на разборе некой проблемной ситуации или конкретного случая из жизни); метод учебных проектов; метод проблемной лекции; метод интерактивной лекции с применением технологий мультимедиа обучения (интерактивность позволяет ученикам активно участвовать в процесс обучения: активно задавать вопросы учителю, получать пояснения по неясным фрагментам излагаемого учителем учебного материала); круглый стол (представляет собой активный метод обучения, одну из форм организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету).

Были рассмотрены как положительные, так и отрицательные стороны каждого метода. И, в связи с этим, сделаны выводы относительно использования данных методов в современной системе образования.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

Сочетание активных методов, средств и форм обучения позволяет оптимизировать образовательный процесс, значительно повысить качество образования, обеспечивает благоприятные условия для самообразования учащихся и их непосредственного обучения преподавателем, организовывать совместную деятельность ученика и учителя, направленную на самореализацию ученика.

Исходя из полученных в результате исследования результатов, можно сделать вывод, что в 8 «Б» классе степень обученности учащихся высокая и лежит в пределах от 59% до 73%, что свидетельствует о среднем уровне усвоения материала. Для учеников 8 «А» класса, характерна высокая степень обученности, которая лежит в пределах от 69,3% до 89,2%, что соответствует высокому уровню усвоения материала по данным темам.

Преимущество применения активных методов обучения химии как способа изучения нового материала в том, что ученики самостоятельно изучают новый материал и развивают такие качества как внимательность, усидчивость, дисциплинированность и т.д.

Дисперсионный анализ, проведенный по результатам исследований, показал, что результаты являются достоверными. Это свидетельствует о том, что при обучении химии следует использовать активные методы, т.к. объяснение учителем новой темы имеет важное значение в процессе обучения химии.

Список литературы:

1. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. уч. заведений. - М., 2012. - С. 23-26.

2. Матюшкин, А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления / А.М. Матюшкин. - М., 1980. - С. 40-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Загвязинский. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.— С. 52—60.

4. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М., 1972.— С. 12—16.

5. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. - М.,1975. - С. 25-27.

6. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: «Высшая школа», 1991. - С. 15-17.

УДК 37.013 «XVIII - XIX»

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12118

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОРЕЦКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (40-Е ГГ. XIX В. - Н. XX В.)

Решецкая Татьяна Николаевна

к. и. наук, доцент

кафедры общепрофессиональных и специальных юридических дисциплин Белорусская государственная сельскохозяйственная академия Республика Беларусь, г. Горки

Аннотация. В статье анализируется специфика организации воспитательного процесса в Горецких сельскохозяйственных заведениях. Актуальность подобного исследования связана с тем, что в настоящее время вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства, воспитания уважения к будущему труду имеют первоочередное значение в работе аграрных вузов. Автор приходит к выводу, что на протяжении всего процесса обучения с учащимися проводилась целенаправленная воспитательная работа. Подобная постановка образовательного процесса существовала как в земледельческом институте, так и после его закрытия в 1864 г. - в Горецких средних учебных заведениях. Основное внимание уделялось духовному-нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию, для чего в Горках были созданы все условия: построена институтская церковь, практические занятия организовывались таким образом, чтобы воспитывать уважение к аграрному труду, учащимися самостоятельно ставились спектакли и т.д.

Ключевые слова: подготовка кадров, аграрное образование, воспитательный процесс, Горецкие учебные заведения, Российская империя.

FROM THE EXPERIENCE OF THE EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION IN GORETSKI EDUCATIONAL INSTITUTIONS (40s OF THE XIXth - BEGINNING OF

THE XXth CENTURY)

Reshetskaya Tatsiana N.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.