Научная статья на тему 'Дифференцированное обучение на уроках математики в общеобразовательном классе средней школы'

Дифференцированное обучение на уроках математики в общеобразовательном классе средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ГРУППОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / CLASS-LESSON'S SYSTEM / DIFFERENTIATED EDUCATION / PERSONALLY ORIENTATED APPROACH / GROUP DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова А. В.

Статья посвящена решению проблемы дифференцированного обучения на уроках математики в общеобразовательных классах средней школы с наполняемостью класса около тридцати человек. Актуальность работы обусловливается ежегодной статистикой сдачи выпускных экзаменов, подтверждающей довольно низкий уровень обученности школьников, что препятствует решению школой задачи подготовки выпускников, способных стать современными специалистами высокого уровня. В сложившейся ситуации чрезвычайно актуальной становится проблема реализации дифференцированного обучения в общеобразовательном классе средней школы, поскольку приведенные в статье исследования показывают, что качество работы учителя имеет гораздо большее значение, чем наполняемость класса. Отмечено, что подходящий выбор методики преподавания может улучшить ситуацию с обученностью учеников в условиях ограниченных ресурсов муниципальной средней школы. Под термином «дифференцированное обучение» в данной работе подразумевается личностноориентированная система, которая опирается на знание индивидуальности каждого ученика и учитывает его особенности. Необходимость такого подхода обусловливается существованием индивидуальных различий между учащимися. Целью описанной в работе методики является обучение каждого школьника в соответствии с максимальным уровнем его возможностей. В статье предложена версия индивидуализированного обучения, предусматривающая использование «промежуточного» варианта, основанного на делении класса на группы соответственно их способностям к усвоению нового материала. Реализация предложенного личностно-ориентированного подхода ни в коей мере не противоречит решению основной задачи, стоящей перед системой массового образования, которая заключается в освоении каждым учеником базовых знаний, умений, навыков по предмету и не требует дополнительных ресурсов от учебного заведения. В статье описаны ключевые этапы реализации методики, такие как объяснение нового материала, решение задач по текущей теме, повседневный контроль. Описание методики основано на практическом опыте применения данного личностно-ориентированного подхода в условиях классно-урочной системы, реализуемой в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулейманова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED EDUCATION AT MATHEMATICS LESSONS IN GENERAL EDUCATION CLASS OF SECONDARY SCHOOL

The article is devoted to the solution of differentiated education problem at mathematics lessons in classes of general secondary school with the average number of thirty pupils in class. The relevance of the article is caused by the annual statistics of the state exams results confirming quite low level of pupils’ knowledge which prevents from achieving the main school purpose of preparing graduates being able to become the high-level up-todate specialists. In this situation the problem of realization of differentiated education in general classes of secondary school seems to be important. The research mentioned in the article shows that the quality of teacher’s work is more important than the number of pupils in the class. It is noted that the appropriate choice of teaching methodology can improve the pupils’ knowledge under the conditions of limited resources of municipal general school. The term «differentiated education» means personally oriented approach which is based on the knowledge of each pupil’s personality and takes into consideration his or her individual features. The necessity of such approach is caused by the individual differences between pupils. The aim of the described methodology is to educate each of pupils according to the maximum level of his or her opportunities. The article suggests the option of individual education which provides the use of «intermediate» variant based on the division of pupils in the class in groups according to their abilities of learning new information. The realization of the proposed personally-oriented approach does not contradict to the main goal of the general education, which is to make every pupil learn the basic knowledge and skills of every subject and does not demand the school for additional resources. The article describes key stages of the realization of the proposed methodology such as the explanation of new information, the current theme tasks solving, daily monitoring and control. The description of the methodology is based on the personal practical experience of using this approach under the conditions of class-lesson’s system used in general school.

Текст научной работы на тему «Дифференцированное обучение на уроках математики в общеобразовательном классе средней школы»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №1

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

дифференцированное обучение на уроках математики в общеобразовательном классе средней школы

А. В. СуЛЕйМАНОВА

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: rondo86@inbox.ru)

Статья посвящена решению проблемы дифференцированного обучения на уроках математики в общеобразовательных классах средней школы с наполняемостью класса около тридцати человек. Актуальность работы обусловливается ежегодной статистикой сдачи выпускных экзаменов, подтверждающей довольно низкий уровень обученности школьников, что препятствует решению школой задачи подготовки выпускников, способных стать современными специалистами высокого уровня. В сложившейся ситуации чрезвычайно актуальной становится проблема реализации дифференцированного обучения в общеобразовательном классе средней школы, поскольку приведенные в статье исследования показывают, что качество работы учителя имеет гораздо большее значение, чем наполняемость класса. Отмечено, что подходящий выбор методики преподавания может улучшить ситуацию с обученностью учеников в условиях ограниченных ресурсов муниципальной средней школы. Под термином «дифференцированное обучение» в данной работе подразумевается личностно-ориентированная система, которая опирается на знание индивидуальности каждого ученика и учитывает его особенности. Необходимость такого подхода обусловливается существованием индивидуальных различий между учащимися. Целью описанной в работе методики является обучение каждого школьника в соответствии с максимальным уровнем его возможностей. В статье предложена версия индивидуализированного обучения, предусматривающая использование «промежуточного» варианта, основанного на делении класса на группы соответственно их способностям к усвоению нового материала. Реализация предложенного личност-но-ориентированного подхода ни в коей мере не противоречит решению основной задачи, стоящей перед системой массового образования, которая заключается в освоении каждым учеником базовых знаний, умений, навыков по предмету и не требует дополнительных ресурсов от учебного заведения. В статье описаны ключевые этапы реализации методики, такие как объяснение нового материала, решение задач по текущей теме, повседневный контроль. Описание методики основано на практическом опыте применения данного личностно-ориентированного подхода в условиях классно-урочной системы, реализуемой в средней школе.

Ключевые слова: классно-урочная система, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход, групповая дифференциация.

Классно-урочная система обучения Яна Амоса Коменского позволила человечеству сделать огромный шаг вперед в развитии образования . Самым главным и неоспоримым её достоинством является способность обеспечить массовость обучения . Благодаря этому образование перестало быть привилегией избранных, постепенно став доступным для большинства населения Земли . Вместе с тем нельзя не отметить и основной недостаток этой системы - отсутствие индивидуального подхода к ученику. Настоящая статья освещает опыт его преодоления в условиях классно-урочного обучения математике в общеобразовательной школе .

В последние десятилетия темпы развития науки и техники были настолько высокими, что требования к будущим специалистам резко возросли и усложнились . Профессии, которые раньше не требовали специальных знаний и умений или ограничивались освоением небольшого набора простых функций, сегодня в условиях повсеместной модернизации могут требовать гораздо большего объема знаний и, что самое главное, более высокого уровня общего развития специалиста Некоторые профессии уходят в прошлое, вместо них появляются новые, ранее неизвестные . Естественно, в такой ситуации к выпускнику школы предъявляются новые требования . Он должен не только максимально усвоить знания по предметам, но и понимать, где и как он может их использовать, и конечно обладать навыками их практического применения Выпускник должен уметь самостоятельно приобретать знания, осуществлять осознанный выбор своих действий и как профессионал, и как гражданин .

В этих условиях на передний план выходит именно школьное образование Современному специалисту в столь динамично меняющемся мире за долгие годы работы придется неоднократно повышать квалификацию в рамках выбранной профессии или переучиваться, кардинально сменив профиль деятельности . То, насколько человек будет готов к профессиональной подготовке, повышению квалификации или переподготовке, во многом зависит от тех базовых знаний и навыков, которые он приобрел в школе

К сожалению, на сегодняшний день массовая средняя школа не соответствует современным запросам общества При традиционной системе невозможно обучить каждого школьника в соответствии с максимальным уровнем его возможностей, развить практические умения и навыки у каждого ребёнка Недостатки обучения уже на самых ранних этапах приводят к накоплению пробелов в знаниях. Это является одной из основных причин потери у учащихся интереса к учебе, что в свою очередь тормозит дальнейшее их продвижение В итоге к середине периода школьного обучения многие учащиеся имеют весьма низкий уровень успеваемости по предметам Ежегодная статистика сдачи выпускных экзаменов подтверждает довольно низкий уровень обученности

школьников, что препятствует решению школой задачи подготовки выпускников, способных стать современными специалистами высокого уровня

В сложившейся ситуации чрезвычайно актуальной становится проблема реализации дифференцированного обучения в общеобразовательном классе средней школы Необходимо пояснить, что именно мы будем подразумевать, употребляя термин «дифференцированное обучение» в данной статье . Предметом рассмотрения будет личност-но-ориентированная система обучения, которая опирается на знание индивидуальности каждого ученика и учитывает его особенности . Необходимость дифференцированного обучения обусловливается существованием индивидуальных различий между учащимися, проявляющихся, например, в темпах легкости усвоения учебного материала . Реализация личностно-ориентированного подхода ни в коей мере не противоречит решению основной задачи, стоящей перед системой массового образования, которая заключается в освоении каждым учеником базовых знаний, умений, навыков по предмету Однако уровень этого освоения неизбежно зависит от индивидуальных особенностей учащихся, он может быть более или, наоборот, менее продвинутым

В своей работе с пятыми классами средней общеобразовательной школы мы стремились исследовать проблему индивидуального подхода к обучению школьников разного уровня при средней наполняемости классов около 30 человек . Целью была разработка системы, которая могла бы помочь каждому ученику получить тот максимум знаний, на который он способен . Мы не пытались подтянуть всех учащихся до одного определенного уровня . Во-первых, это трудно осуществимо, так как не все дети способны достичь его Во-вторых, это несправедливо по отношению к особо одаренным учащимся, чьё продвижение искусственно замедляется . Основная задача - дать знания каждому «по его возможностям», попытаться обучить каждого ребёнка на максимально высоком именно для него уровне, увидеть и развить непосредственно его склонности Мы делали всё возможное, чтобы осуществить максимально гибкий подход, тщательно отслеживали, когда ученик готов перейти на более высокий уровень понимания и освоения материала на постоянной основе, старались всячески способствовать этому переходу Конечно, это гораздо легче сказать, чем сделать На практике это требует от учителя особой сосредоточенности и внимания к каждому ученику, а также предполагает внесение изменений в организацию учебного процесса

Наша версия индивидуализации обучения предусматривает использование «промежуточного» варианта, основанного на делении класса на группы соответственно способностям учащихся к усвоению нового материала . Дальнейшее обучение строится уже на работе с данными

группами учащихся, что и позволяет сделать обучение более индивидуализированным даже в стандартном классе общеобразовательной школы . Это деление не предполагает занятия отдельных групп учащихся в разных кабинетах с различными учителями . Всё обучение проходит совместно, однако процесс организуется таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность избрать свой индивидуальный учебный маршрут. Естественно, такая организация обучения предполагает качественное знакомство с детьми, тщательное изучение их особенностей и возможностей .

Стоит отметить, что деление на группы не происходит в явной форме, оно существует лишь в голове учителя . В классе дети рассаживаются в привычном для них порядке, задания не выдаются «по группам», оценки выставляются по единым критериям . Учитель организует процесс обучения, ориентируясь на всех учащихся, без навешивания «ярлыка» принадлежности к той или иной группе, с которым ребенок будет ассоциироваться на протяжении всего времени обучения . Кроме того, состав групп не является статичным, он постоянно меняется, и на это влияют несколько факторов . Во-первых, преследуя основную цель индивидуального подхода - максимальное развитие возможностей ребенка - учитель стремится перевести ученика на более высокий уровень освоения знаний, умений и навыков Соответственно, если ребенок перешел в группу более высокого уровня, то задача обучения успешно выполнена . Во-вторых, необходимо учитывать и тот факт, что в зависимости от темы один и тот же ученик может принадлежать к разным группам. Например, кто-то из детей отлично оперирует с числами и ему легко даются алгебраические разделы в математике, он осваивает их на самом высоком теоретическом уровне . В то же время ему труднее дается геометрия, темы этого профиля он способен усвоить лишь на более низком уровне . В-третьих, если ученик по какой-либо причине пропустил занятия в школе, он может временно оказаться среди отстающих, хотя обычно он находится на более высоком уровне понимания и освоения тем. Таким образом, деление на группы, с одной стороны, позволяет работать в классе с большим количеством учеников, а с другой - в условиях большой наполняемости класса осуществляется максимально индивидуализированный подход к каждому ученику в соответствии с уровнем его возможностей Естественно, это увеличивает интенсивность труда учителя, требует от него большей сосредоточенности в работе и внимания к каждому ученику

Дифференцированность подхода при объяснении новых тем заключается в том, что процесс объяснения делится на несколько этапов таким образом, чтобы охватить все группы учеников и позволить каждому ребенку усвоить материал на максимальном уровне его возможностей На первый взгляд, подача материала происходит весьма традиционно,

так как работа ведется фронтально, всем ученикам информация предоставляется в одинаковом объеме Однако описанный ниже подход позволяет сделать объяснение нового материала более индивидуальным, так как каждый этап нацелен на конкретную группу учеников, которые в совокупности составляют весь класс Никому из учеников не приходится подстраиваться под уровень объяснения, рассчитанный на другую группу, к которой он не принадлежит. Для каждого ребенка найдется тот этап объяснения, который будет соответствовать его уровню, а прохождение других этапов даст возможность перейти при возможности на более высокий уровень понимания, или восполнить недопонимание за счет приемов, предложенных на более низком уровне объяснения

Первый этап - объяснение теории. Необходимо отметить, что очень часто детям, особенно одаренным, только кажется, что они уже «знают» этот материал Зачастую за этим скрываются проявления детской любознательности, поскольку их «знания» - это обрывки случайно полученной информации, естественно без полного понимания темы Обычно эти ученики могут предложить просто механическое «решение» одного-двух самых простых примеров, не всегда показательных . Однако фактически реальное понимание учебного материала у них отсутствует Для учителя же основной задачей является формирование именно понимания сути процесса, особенно у категории одаренных учеников . Именно поэтому очень важно на данном этапе показать ученикам, что им есть чему научиться и над чем поразмышлять Несколько уточняющих вопросов со стороны учителя обычно разрушают иллюзию «знания», а поскольку эта проблема касается в основном детей способных, то после нескольких таких прецедентов дети привыкают спокойно слушать всю вводную лекцию, отвечать на наводящие вопросы, пытаться самостоятельно анализировать, обобщать полученную информацию, формулировать правила Это относится к группе самого высокого уровня понимания материала: дети, способные мыслить абстрактно, те, кто может освоить его на теоретическом уровне Именно такой уровень освоения и является желательным для данной группы Однако этот этап не бесполезен и для остальных детей, так как изобилует наводящими вопросами, в том числе и из повседневной жизни, на которые могут ответить все без исключения ученики Приведем конкретные примеры: «Видели ли вы когда-нибудь надпись: «Скидка 30%»? Что она означает?» . Ребята с удовольствием участвуют в этом обсуждении . Для кого-то данный уровень запомнится лишь как разговор на тему прикладной пользы математики Однако для большинства именно здесь открываются возможности для развития

Второй этап - освоение решения конкретных задач. Здесь зачастую возникает сложность со следующей категорией детей: теми, кто

не проявляет склонности к абстрактному мышлению, но в то же время способен логично рассуждать при решении конкретной задачи Это группа среднего уровня освоения учебного материала . Очень часто с такими детьми занимаются родители или репетиторы Обычно и те, и другие предлагают детям уже готовые алгоритмы решения, иногда неверные, недостаточно полные или, наоборот, излишне перегруженные Эти упущения или нестыковки зачастую мешают детям сориентироваться в материале Кроме того, обычно эта категория детей выполняет задание механически, хотя им по силам рассуждать логически в процессе решения конкретной задачи . Поэтому для данной группы особенно важен этот этап объяснения Для закрепления материала следует предложить им решить задачу не по отработанному алгоритму, а найти альтернативный вариант

Объясним, почему на данном этапе нет необходимости давать детям, отлично усвоившим материал на уровне теории, возможность самостоятельно решать задачи Отметим, что при изучении каких-то конкретных тем стратегия предоставления самостоятельности при решении задач может быть оправданной Однако стоит учесть, что на этапе освоения решения конкретных задач не даются готовые алгоритмы, идёт процесс коллективного поиска решения Это отличная возможность проявить себя . При этом любое неверное предположение не будет отображено на доске (как в тетради при самостоятельном решении), и оно не попадется повторно на глаза и не отложится в памяти . На доске и в тетради останется правильное решение, кроме всего прочего, еще и корректно оформленное Правильность оформления очень часто играет важную роль, хотя ученики иногда и пытаются это оспорить, стремятся «улучшить» или «упростить» предложенный учителем вариант Это здоровое стремление (особенно для думающего ребенка) зачастую вредит при изучении совсем нового материала Визуальное восприятие грамотно оформленной работы позволяет принять правильное решение по дальнейшим действиям: например, определить тип задачи в рамках одной темы . Кроме того, учитель, в отличие от ученика, видит перспективу, и те детали, которые на конкретном уровне освоения кажутся лишь условностью или эстетической прихотью, при изучении темы в дальнейшем могут оказаться уже необходимыми для успешного выполнения задачи Таким образом, вовремя сформированная привычка оформлять работу должным образом может существенно облегчить обучение Тем более, что одаренные дети со временем отбросят все лишнее, а для более слабых учеников визуальный образ оформления останется подспорьем, особенно если ребенок визуал, а таких, как известно, большинство

Стоит отметить, что поиск решения идет уже на конкретном примере . Его оформление выполняется на доске учителем или кем-то из детей,

в зависимости от темы На данном этапе у учеников появляется выбор: либо решать последующие задачи, исходя из конкретных условий каждой из них, либо попытаться освоить решение на следующем уровне объяснения Детям, которые считают, что дальше могут решать самостоятельно, предоставляется такая возможность

Третий этап - «механический» . На данном уровне идет объяснение поэтапного выполнения алгоритма (подходит для арифметики и большинства алгебраических тем). Здесь учитель работает с самыми слабыми учениками, которые не смогли усвоить тему на предыдущих двух уровнях, отрабатывается «механизм» решения данного вида задач Алгоритм решения всегда прорабатывается у доски одним из тех учеников, которые, по их собственному мнению, еще не готовы решать самостоятельно Как показывает практика, этот этап оказывается не лишним и для групп с более сильными учениками Многим из тех, кто после предыдущих объяснений считал, что может справиться с задачей сам и начал выполнять задания самостоятельно, приходится следить за работой у доски, так как в процессе решения возникают некоторые трудности Именно поэтому следует проходить каждый уровень объяснения со всем классом Только самые одаренные ученики могут пропустить последний этап

Ответим на вопрос, почему данная методика является наиболее целесообразной . Во-первых, прохождение всех уровней объяснения начиная с высшего позволяет ученику освоить ту или иную тему на максимально возможном именно для него уровне Все темы разнятся и по сложности, и по содержанию . Мы не можем заранее предположить, на каком уровне каждый конкретный ученик усвоит предложенный материал Для тех учеников, кто обычно мог только по памяти применить или поверхностно «знать» (с помощью механического заучивания), появляется возможность по-настоящему понять материал . Те же из них, кто раньше знал, понимал, применял, могут научиться анализировать, синтезировать, оценивать Именно переход ученика с более низкого уровня освоения материала на более высокий и является самым желательным результатом обучения в данном методе . Во-вторых, дети имеют возможность не только освоить материал на более высоком уровне, но и спуститься на ступеньку ниже, если это необходимо в определенной теме . Гибкость этой системы позволяет сохранить психологический комфорт для неуверенных в себе учеников . В-третьих, равномерное распределение внимания между всеми этапами объяснения позволяет добиться усвоения материала у максимального количества учеников, в то время как традиционное объяснение, как правило, ведётся только на втором уровне с ориентировкой на «среднего ученика» и лишь в редких случаях осуществляется на первом и третьем уровнях Традиционная методика охватывает большую часть обучаемых

и имеет ряд достоинств, но одним из ее основных недостатков является то, что не учитываются возможности способных детей и потребности самых слабых учеников

Современная ситуация в образовательном процессе требует развития творческих и аналитических способностей у школьников в рамках обучения с целью формирования в будущем современного специалиста . Прежде всего это касается одаренных детей . Однако есть еще одна очень актуальная проблема, которая очень остро встает при работе с отстающими учениками: подготовка к сдаче государственного экзамена . Поэтому для современного учителя особенно важно работать со всеми группами детей В предложенной нами методике большее внимание уделяется сильным и слабым ученикам, по сравнению с традиционным методом, но при этом так называемые «хорошисты» - средняя группа -не страдают

Еще одним недостатком традиционной работы на уроке является то, что всем ученикам предлагается один и тот же объем заданий для отработки темы В итоге успешно и на оптимальном для себя уровне справляются с ним только те самые «середнячки», на которых ориентируется учитель Потенциально более способные дети скучают и теряют возможность поддерживать и тем более повышать свой уровень восприятия В то же время слабые ученики не успевают полноценно усваивать всю информацию, тем самым накапливая все большее количество пробелов в знаниях и теряя ощущение возможности успеха, а с ним и мотивацию к обучению Конечно, учителя всегда стараются предложить сильному ученику выполнить дополнительное задание, подходят к слабому для индивидуального объяснения . Однако обычно - это скорее единичные случаи, и в этих попытках нет системного подхода к решению данной проблемы

В предлагаемом методе ключевой идеей при решении задач по текущей теме является то, что каждый ученик работает по своей индивидуальной программе . Любой учебно-методический комплекс содержит большое количество заданий разного уровня сложности Это позволяет учителю предложить каждому учащемуся индивидуальную образовательную программу При подготовке конкретной темы учитель на каждом уроке планирует выполнить с учениками определенные задания Кроме того, обычно учитель для лучшей отработки темы готовит задания из дополнительных источников Таким образом, в учебнике, задачнике, тетради на печатной основе остается множество заданий, которые не будут выполнены на уроке При планировании новой темы учителю следует учитывать этот фактор: необходимо выписать все номера оставшихся заданий и на каждом уроке, посвященном конкретной теме, указывать их на доске, чтобы дети, хорошо усвоившие материал и имеющие возможность решать самостоятельно, могли выполнить больший

объём заданий в своем индивидуальном темпе Среди данных упражнений есть и задания на повторение, и занимательные задачи, и задачи повышенной трудности Таким образом, мотивированный ученик сможет и закрепить предыдущий материал, и испытать себя заданием повышенной сложности

Конечно можно, а в идеале и нужно, отдельно готовить такой список заданий, ориентируясь на уровень тех детей в классе, которые будут их выполнять Здесь у учителя есть широкое поле возможностей для работы с дополнительным материалом Однако с учетом загруженности учителя в средней школе список заданий, сформированный из текущих пособий обучающихся, является отличной альтернативой В данном списке задания можно расположить по своему усмотрению, в зависимости от того, на чем учитель хочет сделать акцент В первую очередь следует предложить задачи на повторение, если текущая тема несложная, а одна из предыдущих является базовой и требует постоянного повторения и отработки Если же текущая тема требует у большинства учеников серьезной отработки, то дополнительные задачи понадобятся и самым способным детям: им можно предложить задания повышенной трудности Такой метод позволяет не слишком усложнять подготовку к урокам учителю и при этом дает большие возможности ученикам, готовым заниматься самостоятельно

В рамках данного метода можно с успехом применять самые традиционные педагогические приемы . При большом количестве заданий самым успешным детям, особенно тем, которым скучно выполнять однообразные упражнения, можно предложить сосредоточиться на задачах повышенной трудности или занимательных задачах . А при условии, что большая часть учеников занята, так как всегда знает, что нужно делать после выполнения текущего задания, у учителя освобождается большее количество времени на помощь отстающим . Неоспоримым преимуществом списка дополнительных заданий является то, что его наличие положительно сказывается и на дисциплине Ответственным и заинтересованным детям всегда есть чем заняться, а те, кто не хочет выполнять задания, обычно предпочитают не привлекать к себе внимания, так как их бездействие не может быть оправдано тем, что они уже все выполнили Таким образом, список заданий должен быть всегда избыточным: это необходимо для того, чтобы не отнимать у учителя время на поиск и выдачу новых .

Для оценки усвоения нового материала в ходе объяснения и для оценки уровня освоения темы в процессе отработки из каждой группы следует отобрать одного-двух учеников . Выбор этих учеников является ключевым моментом в организации дифференцированного подхода на всех стадиях обучения . Это дети-»маячки», по ним всегда можно оценить ситуацию в их группе Данные ученики обладают рядом важных

качеств Во-первых, они являются наиболее типичными представителями своей группы . Во-вторых, это дети, способные объективно оценить свое собственное понимание материала относительно того уровня, на котором они обычно его осваивают В-третьих, это ученики, которые могут честно сказать учителю о своем понимании либо непонимании материала . Дети-»маячки» не скрывают истинного положения дел из каких-либо внутренних побуждений, на них можно положиться . Таким образом, оценка уровня усвоения материала ими помогает учителю достаточно точно оценить реальную ситуацию в каждой группе учеников и в классе в целом, не затратив на это большого количества времени учителю не понадобится оценивать работу большего количества учеников методом случайного подбора, не будучи при этом уверенным в объективности и валидности сообщений этих детей .

Стоит отдельно отметить ещё несколько моментов, связанных с процессом выбора детей-»маячков» Во-первых, для того, чтобы определить, кто подходит на эту роль, необходимо очень хорошо знать детей в классе, это невозможно сделать с самого начала учебного процесса, требуется грамотный и ответственныйподход, к которому следует отнестись максимально серьезно Во-вторых, нужно наладить доверительные отношения с учениками для того, чтобы дети давали действительно адекватную обратную связь, иначе в этой попытке оценки общей ситуации по отдельным индивидам не будет никакого смысла

Важным моментом в данном методе является и отношение детей к нему . Сами дети-»маячки» поначалу могут не осознавать своей функции, стесняться отвечать, особенно когда нужно сказать, что ты не понял материал, не знаешь, как решать и т д Однако со временем они понимают, что от них требуется и что их не будут осуждать за незнание или непонимание ученики постепенно осознают свою роль и начинают всё более качественно ее исполнять, отвечать не только односложно, но и акцентировать внимание на конкретных моментах Кроме того, остальные дети, принадлежащие к группе конкретного ребенка-»маячка», интуитивно начинают ориентироваться именно на него

Очевидно, что в условиях общеобразовательной школы со средней наполняемостью класса в 30 человек невозможно полноценно отслеживать работу каждого ученика на каждом уроке На большинстве уроков наблюдение лишь общее, а внимание акцентируется только на нескольких учениках, часто одних и тех же В рамках дифференцированного подхода стоит выделить две основные группы для ежедневного контроля Первая группа - дети-»маячки», именно они позволяют оценить учебную ситуацию во всём классе, когда нет возможности индивидуальной оценки каждого ребенка При этом наблюдение не оказывается слишком общим и поверхностным . Учитель имеет возможность отследить ситуацию в каждой группе учеников и при необходимости уделить

внимание уровню работы с материалом, требующемуся для группы, в которой обнаружились проблемы А отыскание и решение конкретных индивидуальных проблем и является одной из основных целей дифференцированного подхода

После этого, имея полноценное представление об учебной обстановке в классе в целом, можно переходить к наблюдению за второй группой детей, на которых обычно сосредоточено внимание учителя при традиционном подходе Это дети, требующие особого внимания: отстающие ученики, дети с девиантным поведением, те, кто пропустил материал по болезни, талантливые ученики При таком подходе индивидуальная работа с отдельными учениками не вредит интересам большинства

В общеобразовательной средней школе отдельный учитель не может отказаться от традиционных методов обучения и перейти к совершенно новой экспериментальной методике Этому мешает множество объективных факторов, которые возникают в системе массового образования: стандартная программа, большая наполняемость классов, трудный контингент и т д Однако и в таких условиях есть возможность внести изменения в процесс преподавания для повышения его качества Исследования показывают (см. , например [1, с . 28]), что качество работы учителя имеет гораздо большее значение, чем наполняемость класса, поэтому следует тщательно выбирать методику преподавания, а не пытаться решать проблемы успеваемости путем деления классов на отдельные подгруппы в условиях ограниченных ресурсов муниципальной средней школы

Дифференциация детей по уровню способностей к усвоению нового материала внутри одного класса и организация обучения соответствующим образом на практике показала себя как достаточно успешная технология Конечно, это не постоянная работа с учеником один на один Однако благодаря этому методу удалось продвинуться в проблеме индивидуализации обучения В классе с наполняемостью в тридцать человек подобный подход является оптимальным уровнем индивидуализации учебного процесса Кроме того, описанная педагогическая методика оказалась достаточно гибкой, позволив в практической деятельности подстроиться под особенности не только каждого ребенка, но и под специфику отдельных классов в целом Проведенное исследование помогло продвинуться в решении проблемы дифференцированного обучения в средней общеобразовательной школе с большой наполняемостью классов

Список литературы

1 . Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах! Уроки анализа лучших систем школьного образования мира. // Редакция «МакКинзи», 2008. - 59с.

Differentiated education at mathematics lessons in general education class of secondary school

SULEYMANOVA A. V.,

PhD student in the Faculty of Educational Studies of Lomonosov Moscow State University. E-mail: rondo86@inbox.ru)

The article is devoted to the solution of differentiated education problem at mathematics lessons in classes of general secondary school with the average number of thirty pupils in class. The relevance of the article is caused by the annual statistics of the state exams results confirming quite low level of pupils' knowledge which prevents from achieving the main school purpose of preparing graduates being able to become the high-level up-to-date specialists. In this situation the problem of realization of differentiated education in general classes of secondary school seems to be important. The research mentioned in the article shows that the quality of teacher's work is more important than the number of pupils in the class. It is noted that the appropriate choice of teaching methodology can improve the pupils' knowledge under the conditions of limited resources of municipal general school. The term «differentiated education» means personally oriented approach which is based on the knowledge of each pupil's personality and takes into consideration his or her individual features. The necessity of such approach is caused by the individual differences between pupils. The aim of the described methodology is to educate each of pupils according to the maximum level of his or her opportunities. The article suggests the option of individual education which provides the use of «intermediate» variant based on the division of pupils in the class in groups according to their abilities of learning new information. The realization of the proposed personally-oriented approach does not contradict to the main goal of the general education, which is to make every pupil learn the basic knowledge and skills of every subject and does not demand the school for additional resources. The article describes key stages of the realization of the proposed methodology such as the explanation of new information, the current theme tasks solving, daily monitoring and control. The description of the methodology is based on the personal practical experience of using this approach under the conditions of class-lesson's system used in general school.

Key words: class-lesson's system, differentiated education, personally orientated approach, group differentiation.

References

1. Barber M. Mourshed M . Kak dobit'sya stabil'no vysokogo kachestva obucheniya v shkolakh! Uroki analiza luchshikh system shkol'nogo obrazovaniya mira [Consistently high performance: Lessons from the world's top performing school systems], Redaktsiya «MakKinzi», 2008. - 59p .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.