ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ СПОРТА
И.Д. КОЛМАКОВА, ФГБОУ ВО «ЧелГУ», г. Челябинск, Россия;
Д.А. ВЕРЗАКОВА, ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Челябинск, Россия
Аннотация
В статье представлены результаты исследования эффективности предоставления заявителям трех государственных услуг в сфере спорта сотрудниками органа исполнительной власти Челябинской области (n = 15). Респонденты имели разный опыт работы по предоставлению услуг. Оценка эффективности предоставления государственных услуг осуществлялась при помощи корреляционного анализа с применением коэффициента корреляции Пирсона
в программе Microsoft Office Excel.
Ключевые слова: государственные услуги, орган исполнительной власти, региональное министерство, спорт,
физическая культура, Челябинская область.
THE EFFECTIVENESS OF THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN THE SPORTS
I.D. KOLMAKOVA, CSU, Chelyabinsk city, Russia;
D.A. VERZAKOVA, UralSUPC, Chelyabinsk city, Russia
Abstract
The article presents the results of a study of the effectiveness of providing applicants with three public services in the field of sports by employees of the executive authority of the Chelyabinsk region (n = 15). The respondents had different experience in providing services. The evaluation of the effectiveness of the provision of public services was carried out using correlation analysis using the Pearson correlation coefficient in the Microsoft office Excel program.
Keywords: public services, executive authority, regional ministry, sports, physical culture, Chelyabinsk region.
Введение
На основании Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» федеральным проектом «Цифровое государственное управление» для всех субъектов Российской Федерации установлен единый целевой показатель, характеризующий достижение национальной цели, - увеличение доли массовых социально значимых услуг, оказываемых населению в электронном виде, до 95% к 2030 г.
Для достижения индикаторов национальной цели Министерство предоставляет населению три государ-
ственные услуги в электронном виде. Оценка эффективности предоставления государственных услуг населению региональными органами исполнительной власти считается актуальной [6], поскольку реализация целей, задач и выполнение целевых индикаторов является необходимым условием для развития экономики страны.
Цель данного исследования - проведение оценки эффективности предоставления государственных услуг населению в электронной форме специалистами Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области.
С*)
Задачи исследования:
1. Определить перечень услуг, оказываемых специалистами Министерства населению на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - Портал).
2. Определить зависимость между количеством оказываемых государственных услуг и уровнем компетентности специалистов Министерства, оказывающих государственные услуги.
3. Провести сравнительный анализ количества оказываемых государственных услуг населению специалистами Министерства в 2021 и 2022 гг.
4. Провести опрос среди получателей государственных услуг с целью оценки качества оказания государственных услуг [5].
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области. Данные взяты с официального сайта Министерства в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и на Портале (ЬйрБ:// www.gosuslugi.ru/). При проведении исследования использовались методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, метод корреляционного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4].
Федеральный проект «Цифровое государственное управление» реализуется на всей территории страны с целью повышения качества жизни населения [3] и обеспечивает оказание государственных услуг на новом организационно-правовом уровне.
Мероприятия федерального проекта «Цифровое государственное управление» обеспечивают реализацию следующих социально-значимых задач:
- обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала;
- стимулирование граждан к получению услуг в информационно-коммуникационной сети «Интернет» путем повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
- цифровизация процессов предоставления государственных и муниципальных услуг;
- повышение качества и удобства оказания государственных и муниципальных услуг;
- повышение скорости обслуживания граждан при получении государственных и муниципальных услуг;
- создание возможностей для перехода на цифровое взаимодействие граждан, бизнеса и государства.
С целью реализации поставленных Президентом Российской Федерации социально значимых задач Министерство предоставляет гражданам, проживающим на территории региона, три государственные услуги на Портале (https://www.gosuslugi.ru/) в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Результаты приведены в табл. 1.
Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением. Основной закон, регламентирующий отрасль физической культуры и спорта, - Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Основной задачей Министерства является реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта на территории Челябинской области.
Таблица 1
Услуги, оказываемые Министерством населению на Портале (https://www.gosuslugi.ru/)
Наименование услуги Основание для предоставления услуги
Государственная аккредитация региональных спортивных федераций Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Положение о Министерстве
Присвоение квалификационных категорий спортивным судьям Челябинской области
Присвоение спортивных разрядов спортсменам, осуществляющим спортивную подготовку на территории Челябинской области
Проанализировав и изучив перечень предоставляемых государственных услуг, было выявлено, что каждый вид услуг имеет свои отличительные особенности.
Услуга по государственной аккредитации региональных спортивных федераций наделяет региональные федерации полномочиями по развитию определенного вида спорта и предоставляется в течение от 5 до 34 рабочих дней. В регионе может быть аккредитована одна спортивная федерация. Государственной аккредитации подлежат все региональные общественные организации или структурные подразделения общероссийской спортивной федерации по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта. Наличие статуса
региональной спортивной федерации подтверждается документом о государственной аккредитации, результатом услуги является решение об аккредитации в электронном виде. За оказание услуги взимается государственная пошлина.
Услуга по присвоению квалификационных категорий спортивным судьям Челябинской области предоставляется в течение 19 календарных дней. Квалификационные категории присваиваются за соответствие судей установленным требованиям. Результатом услуги является решение о присвоении квалификационной категории спортивного судьи в электронном виде. Государственная пошлина за оказание услуги не взимается.
Услуга по присвоению спортивных разрядов спортсменам предоставляется населению в течение 19 календарных дней. Результатом предоставления услуги является решение о присвоении или подтверждении спортивного разряда в электронном виде. Государственная пошлина за оказание услуги не взимается.
В декабре 2021 г. с целью повышения скорости обслуживания и создания для граждан Российской Федерации комфортных условий при получении государственных услуг на Портале (https://www.gosuslugi.ru/) большая часть сотрудников Министерства прошла курсы по дополнительной образовательной программе повышения квалификации «Цифровая трансформация».
В первом квартале 2022 г. с целью оценки эффективности прохождения сотрудниками Министерства дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Цифровая трансформация» была определена взаимосвязь между количеством граждан, которым была оказана государственная услуга до и после прохождения обучения сотрудниками Министерства, и уровнем компетентности специалистов в области цифровой трансформации. Взаимосвязь была определена при помощи корреляционного анализа [1] с применением коэффициента корреляции Пирсона в программе Microsoft Office Excel.
Результаты приведены в табл. 2.
Таблица 2
Зависимость между количеством оказываемых государственных услуг и уровнем компетентности специалистов Министерства
Показатель Уровень компетентности специалистов Количество оказываемых государственных услуг населению
Уровень компетентности специалистов 1 -
Количество оказываемых государственных услуг населению 0,886247636639551 1
Значение коэффициента корреляции соответствует тесной связи. Данные результаты статистически значимы. Коэффициент корреляции положительный - чем выше уровень компетентности специалистов Министерства в области цифровой трансформации, тем большее количество услуг специалисты оказывают населению на Портале. Учитывая вышеизложенное, прохождение сотрудниками Министерства дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Цифровая трансформация» оказало положительное влияние на скорость обслуживания граж-
дан при получении государственных услуг на Портале (https://www.gosuslugi.ru/).
Обучение должностных лиц является обязательным для цифровизации процессов предоставления государственных услуг государственными органами исполнительной власти, поскольку это влияет на скорость оказания государственных услуг [2].
По итогам 2022 г. проведен сравнительный анализ по количеству оказания сотрудниками Министерства государственных услуг в 2021 и 2022 гг. Результаты при-
ведены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ количества оказываемых сотрудниками Министерства государственных услуг в 2021 и 2022 гг.
Наименование государственной услуги Количество получателей услуг (чел.)
в 2021 г. в 2022 г.
Государственная аккредитация региональных спортивных федераций 66 99
Присвоение квалификационных категорий спортивным судьям Челябинской области 60 338
Присвоение спортивных разрядов спортсменам, осуществляющим спортивную подготовку на территории Челябинской области 3444 3469
Общее количество заявителей, получивших государственную услугу 3570 3906
Исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод, что в 2022 г. всего государственных услуг получили на 336 заявителей больше, чем в 2021 г.
Государственные услуги в 2022 г. (в сравнении с 2021 г.) получили:
- по государственной аккредитации региональных спортивных федераций - на 33 заявителя больше;
- по присвоению квалификационных категорий спортивным судьям Челябинской области - на 278 заявителей больше;
- по присвоению спортивных разрядов спортсменам, осуществляющим спортивную подготовку на
территории Челябинской области - на 25 заявителей больше.
С целью оценки оказания качества государственных услуг заявителям от сотрудников Министерства в 2022 г. предлагалось пройти опрос в информационно-коммуникативной сети «Интернет» в программе Gооglе Forms. Анкета состояла из пяти вопросов (табл. 4).
В опросе приняли участие 410 чел., данный объем выборки является репрезентативным для генеральной совокупности из 3906 заявителей. По результатам и анализу ответов респондентов были получены следующие данные:
Таблица 4
Анкета для оценки качества оказания государственных услуг Министерством
Вопрос Варианты ответа
Была ли Вам оказана услуга вовремя? Да/нет
Испытали ли Вы трудности при подаче документов на Едином портале государственных и муниципальных услуг? Да/нет
Довольны ли Вы качеством оказываемой услуги? Да/нет
Информативно ли для Вас была размещена информация на Едином портале государственных и муниципальных услуг? Да/нет
Оказалась ли для Вас подача документов на Едином портале государственных и муниципальных услуг легче и быстрее, чем напрямую в Министерство? Да/нет
• 410 заявителям (100% респондентов) государственная услуга была оказана вовремя, согласно срокам, указанным на Портале (https://www.gosuslugi.ru/);
• 73 заявителя (18% от общего числа респондентов) испытали трудности при подаче документов через Портал (https://www.gosuslugi.ru/);
• 386 заявителей (94% от общего числа респондентов) довольны качеством оказания государственной услуги;
• 401 заявитель (98% от общего числа заявителей) подтвердил, что информация, размещенная на Портале
Заключение
Прохождение сотрудниками Министерства курсов повышения квалификации по дополнительной образовательной программе «Цифровая трансформация» оказало влияние на скорость обслуживания граждан. За счет повышения скорости обслуживания Министерство в 2022 г. оказало на 336 услуг больше, чем в 2021 г. Получатели
(https://www.gosuslugi.ru/) о государственной услуге, была информативна;
• 311 заявителей (76% от общего числа респондентов) подтвердили, что подача документов через Портал (https://www.gosuslugi.ru/) оказалась для них удобнее, чем напрямую через Министерство.
Заявители, которым Министерство оказывало государственные услуги через Портал (https://www.gosuslugi. га/), оказались довольны качеством предоставляемых услуг.
услуг остались довольны качеством предоставленных им услуг.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в 2022 г. Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области оказывало государственные услуги гражданам эффективно и качественно.
Литература
1. Абакумов, Р.Г. Методы оценки эффективности инновационных проектов / Р.Г. Абакумов, Е.Ю. Подоски-на // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2016. - № 1 (11). - С. 9-13.
2. Кабытов, П.П. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти / П.П. Кабытов, О.Е. Стародубова // Журнал российского права. - 2020. - № 11. - С. 113-126.
3. Климанов, В.В. Принципы формирования муниципального задания на финансирование муниципальных услуг // Практика муниципального управления. - 2018. -№ 8. - С. 46-51.
4. Матейкович, М.С. Государственные, муниципальные услуги и функции органов публичной власти: соотношение понятий / М.С. Матейкович, А.М. Вергун // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 5. -C.25-29.
5. Ямщиков, А.С., Руйга, И.Р. Механизмы реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере региона. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. - 206 с.
6. Berger, R. The digital transformation of industry / R. Berger // The study commissioned by the Federation of German Industries (BDI), Munich: 2015. - No. 1. - Pp. 9-13.
References
1. Abakumov, R.G. (2016), Methods of evaluating the effectiveness of innovative projects, Innovative economy: prospects for development and improvement, no. 1, pp. 9-13.
2. Kabytov, P.P. (2020), The impact of digitalization on the implementation of the powers of executive authorities, Journal of Russian Law, no. 11, pp. 113-126.
3. Klimanov, V.V. (2018), Principles of forming a municipal task for financing municipal services, Practice of municipal management, no. 8, pp. 46-51.
4. Mateykovich, M.S. (2020), State, municipal services and functions of public authorities: correlation of concepts, Constitutional and municipal law, no. 5, pp. 25-29.
5. Yamshchikov, A.S. and Ruyga, I.R. (2016), Mechanisms of implementation of Public-private partnership in the social sphere of the region, CRNS Publishing House, p. 206.
6. Berger, R. (2015), Digital transformation of industry, A study commissioned by the Federation of German Industry (BDI), no. 1, pp. 9-13.
e*)