Научная статья на тему 'МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА'

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ELECTRONIC GOVERNMENT / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ELECTRONIC DOCUMENT FLOW / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / STATE SERVICES / РЕЖИМ "ОДНОГО ОКНА" / MODE OF "ONE WINDOW" / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / PROVIDING THE STATE SERVICES / INTERDEPARTMENTAL NETWORK INTERACTION / MULTIPURPOSE CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рагимханова Д.А., Аливердиева М.А.

Статья посвящена вопросам организации и работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению как элемента электронного правительства. Авторы уточняют понятие электронного правительства как элемента электронного государства, использующего электронные технологии в деятельности органов исполнительной власти. В качестве основ создания инфраструктуры электронного правительства предлагается превращение информационно-коммуникационных технологий в источник инноваций во всех сферах жизни общества и человека, т. е. это новый способ взаимодействия власти и общества на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. Основные способы предоставления государственных услуг, рассмотренные в статье: традиционный, многофункциональные центры и электронный. Одной из приоритетных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна», реализующейся в многофункциональных центрах по оказанию государственных и муниципальных услуг - МФЦ. Проведен анализ реализации государственных услуг в субъекте РФ - Республике Дагестан. Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия органов власти Республики Дагестан является основным мероприятием, реализуемым в настоящее время в рамках развертывания регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства Республики Дагестан. Проанализированы итоги создания таких центров как основы повышения качества предоставления государственных услуг. Авторы считают, что развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рагимханова Д.А., Аливердиева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multipurpose centers as tool of the electronic government

The article explores the work of the multipurpose centers providing state and municipal services to the population as element of the electronic government. The author specifies concept of the electronic government as an element of the electronic state, using electronic technologies to carry out the activities of executive authorities. It is proposed to transform information and communication technologies into the source of innovations in all the spheres of human life because this is a new way of the state power and people interaction aimed at improving the efficiency of government services The main ways of providing the state services considered in article are traditional, multipurpose centers and electronic. Providing the state services in the mode of «one window», realized in the multipurpose centers for rendering the state and municipal services - MFTs became one of priority forms of service for the population. The analysis of providing state services in the Republic of Dagestan has carried out. Introduction of the system of interdepartmental electronic interaction of authorities of the Republic of Dagestan is the main action being realized now within the expansion of a regional segment of infrastructure of the electronic government of the Republic of Dagestan. Results of creation of such centers as a basis of improvement of quality of providing the state services have been investigated. The author considers that the development of the network of the centers providing the state and municipal services in the principle of «one window» promotes reduction of time periods needed for rendering services, and, finally, and an increase in the level of satisfaction of citizens with work of public authorities.

Текст научной работы на тему «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

УДК 34:002

Д.А. Рагимханова, М.А. Аливердиева

Многофункциональные центры как инструмент электронного правительства

Дагестанский государственный университет, Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; dinarus77@mail.ru

Статья посвящена вопросам организации и работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению как элемента электронного правительства. Авторы уточняют понятие электронного правительства как элемента электронного государства, использующего электронные технологии в деятельности органов исполнительной власти. В качестве основ создания инфраструктуры электронного правительства предлагается превращение информационно-коммуникационных технологий в источник инноваций во всех сферах жизни общества и человека, т. е. это новый способ взаимодействия власти и общества на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг. Основные способы предоставления государственных услуг, рассмотренные в статье: традиционный, многофункциональные центры и электронный. Одной из приоритетных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна», реализующейся в многофункциональных центрах по оказанию государственных и муниципальных услуг - МФЦ.

Проведен анализ реализации государственных услуг в субъекте РФ - Республике Дагестан. Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия органов власти Республики Дагестан является основным мероприятием, реализуемым в настоящее время в рамках развертывания регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства Республики Дагестан.

Проанализированы итоги создания таких центров как основы повышения качества предоставления государственных услуг. Авторы считают, что развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

Ключевые слова: электронное правительство, межведомственное сетевое взаимодействие, электронный документооборот, информационные технологии, государственные услуги, режим «одного окна», многофункциональные центры, предоставление государственных услуг.

Стремительное развитие информационных технологий приводит к формированию информационного общества, которое предусматривает в первую очередь обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство.

Под единым информационным пространством понимается совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей [1].

На сегодняшний день в рамках создания информационного общества в нашей стране в соответствии с Концепцией развития «Электронного правительства» особое внимание уделяется внедрению информационных технологий в сферу государственного управления, в частности оказания государственных услуг в электронном виде.

Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая существенному повышению эффективности государственного управления и снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Азизов Р.Ф. электронное правительство рассматривает как элемент электронного государства, использующий электронные технологии в деятельности органов исполнительной власти [2].

Киченко Л.П. под термином «электронное правительство» понимает электронную форму общения органов государственной власти между собой, с бизнесом, гражданами и общественными организациями [3].

Электронное правительство - это новый способ взаимодействия власти и общества на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения доступности предоставляемых государственных услуг, а также повышения качества работы государственного аппарата [4].

Ключевыми элементами национальной инфраструктуры электронного правительства являются:

• Единый портал государственных и муниципальных услуг;

• Единая система межведомственного электронного взаимодействия;

• Национальная платформа распределенной обработки данных;

• Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

• Информационная система головного удостоверяющего центра.

Сегодня Портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) -это единая точка доступа физических и юридических лиц к информации о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти РФ. Портал служит официальным источником информации о порядке предоставления государственных услуг, а также содержит образцы документов. Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти РФ. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ. В карточке услуги содержится ее описание, информация о ее стоимости, сроках исполнения, также можно изучить бланки заявлений и форм, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для ее получения. Если по каким-либо причинам в предоставлении услуги было отказано или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, то сведения об определенных законодательно условиях отказа в услуге и о возможностях обжаловать это решение можно найти в соответствующих рубриках.

Государственную услугу можно рассматривать как одну из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению граждан, направленных на предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ.

Филимонова Е.А. выделяет особый вид услуг, именуемых в законодательстве «необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг», которые по

своей сути могут быть определены как сопутствующие услуги [5]. Это совокупность дополнительных услуг, которые добавляют товару дополнительные для потребителя преимущество и ценность.

Государственные услуги по способу их оказания подразделяют на следующие виды:

1. Традиционный порядок предоставления услуг;

2. Многофункциональные центры (МФЦ) предоставления услуг;

3. Электронные услуги.

Традиционный порядок предоставления услуг - это привычный всем порядок оказания услуг населению исполнительными органами государственной власти, установленный законодательно. Для получения государственной услуги данным способом, заявителю необходимо лично обратиться в соответствующий орган государственной власти с заявлением и пакетом документов, собранных из разных инстанций.

Одной из наиболее перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна», что означает общение заявителя не с государственным служащим, а с сотрудником офиса, который принимает документы и при необходимости дает консультации по получению государственных услуг.

Режим «одного окна» реализуется в многофункциональных центрах по оказанию государственных и муниципальных услуг - МФЦ. Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти. Согласно ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. № 210, МФЦ могут одновременно представлять интересы как заявителей, так и государственных органов. Многофункциональные центры осуществляют прием документов от заявителей, передачу их в соответствующие госорганы на исполнение, отслеживание хода предоставления услуги, а также выдачу результатов заявителям. Во многих МФЦ все документы, подаваемые заявителем, сканируются, заверяются электронной подписью и отправляются в госорганы в электронной форме. В последующем данные документы могут быть использованы заявителем повторно при подаче электронного заявления через специализированный портал. Если имеющихся документов для подачи электронного заявления все же недостаточно, то при подаче документов лично через МФЦ ранее сданные документы повторно могут не требоваться. Одновременно МФЦ является органом, куда заявитель может обратиться при возникновении у него проблем в процессе предоставления государственных услуг, запрошенных как в традиционной, так и в электронной форме. Данный центр, по сути, стал первым реально действующим механизмом сокращения сроков предоставления государственных услуг.

По словам Рудого В.В., эти центры должны брать на себя ответственность за решение любых вопросов, без их жесткого деления на федеральные, региональные и местные, будь то выдача паспорта, предоставление социальных льгот или выделение земельного участка [6].

Согласно ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная услуга считается оказываемой в электронной форме при условии, что она оказывается с использованием Единого портала государственных услуг. Порядок оказания услуги состоит в электронной подаче заявления на предоставление услуги и отслеживании хода ее предоставления.

Для электронной подачи заявления необходимо обеспечение его юридической значимости - электронной подписи. Однако у большинства граждан нет ни сертификатов электронной подписи, ни средств криптографической защиты. Согласно Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. «Об электронной подписи», использование простой электронной подписи позволяет обеспечить идентификацию заявителей без криптографических средств. На Едином портале государственных услуг идентификация граждан осуществляется через посредника - Почту России. Заказное письмо, содержащее специальный код, может быть получено адресатом только при предъявлении паспорта. Для того чтобы подать заявление в электронной форме, необходимо создать на Портале свой «Личный кабинет». Для этого следует указать свои данные - Ф.И.О., почтовый адрес, e-mail, номер телефона, номер пенсионного страхового свидетельства - СНИЛС. Эти данные необходимы для заполнения регистрационной формы. Они будут проверены уполномоченным государственным органом, и если все сведения достоверны, то в течение двух недель вам придет заказное письмо с регистрационными данными вашего Личного кабинета.

С 1 апреля 2010 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р «Об утверждении плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» и приказом ФМС России от 24 февраля 2010 года № 39 «О реализации ФМС России предоставления (исполнения) государственных услуг (функций) в электронном виде», структурные подразделения УФМС России по РД начали оказание государственных услуг в электронном виде.

Необходимо отметить, что на региональном уровне имеются опыт и решения, которые используются в т. ч. и для обеспечения межведомственного взаимодействия и формирования электронного правительства. В Республике Дагестан созданы благоприятные условия для масштабного внедрения современных информационных технологий в деятельность исполнительных органов государственной власти, в частности ведется работа по переводу государственных услуг в электронный вид [7].

В рамках республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2011 годах» принята подпрограмма «Повышение качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2011 года в Республике Дагестан».

В сфере формирования и развития информационного пространства в Республике Дагестан исполнительным органом власти является Министерство связи и телекоммуникаций, среди основных задач которого наибольший интерес представляют: обеспечение качественно нового уровня государственного управления за счет внедрения и широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий, создания и развития единого информационного пространства Республики Дагестан; обеспечение перехода органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан на межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг [7].

На 31 января 2014 г. в Реестр государственных и муниципальных услуг Республики Дагестан занесены 21 129 услуг, из которых 6513 имеют статус «Опубликован».

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601, к 2015 году доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу

«одного окна» по месту пребывания, в т. ч. в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, должна увеличиться до 90 %.

Для достижения указанного показателя Правительством Республики Дагестан утвержден План-график организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», согласно которому до конца 2015 года должно быть создано 55 МФЦ во всех городских округах и муниципальных районах Республики Дагестан. В качестве привлекаемой организации будут использоваться подразделения УФПС Республики Дагестан - филиала ФГУП «Почта России».

В настоящее время в Республике Дагестан созданы и функционируют 13 МФЦ в следующих муниципальных образованиях: городах Каспийске, Махачкале, Кизилюрте и Дагестанские Огни, а также в Гумбетовском, Докузпаринском, Кумторкалинском, Кулинском, Новолакском, Левашинском, Магарамкентском и Бабаюртовском районах.

МФЦ Дагестана предоставляется от 50 до 120 видов государственных и муниципальных услуг. Наиболее востребованными являются услуги в области земельных и имущественных отношений, в области строительства; оказание социальной поддержки и др. В 2014 г. за 8 месяцев населению и организациям оказано 126 942 услуги (рис. 1).

126942

103853

201 4 г

201 3 г

О 20000 40000 60000 80000 100000 120000 140000

Рис. 1. Динамика предоставленных услуг МФЦ Республики Дагестан за 2013-2014 гг.

Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия органов власти Республики Дагестан является основным мероприятием, реализуемым в настоящее время в рамках развертывания регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства Республики Дагестан.

В Республике Дагестан принят План мероприятий по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В Республике Дагестан переведены на предоставление в электронном виде 116 государственных и муниципальных услуг, в том числе 83 республиканские и 33 муниципальные услуги. Все эти услуги протестированы и доступны в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и на республиканском Портале государственных услуг Республики Дагестан. С Единого портала государственных и муниципальных услуг было передано 2941 заявление в электронном виде в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Республики Дагестан. Всего оказано в электронной форме 3198 услуг, для оказания которых было направлено 27 511 межведомственных запросов [8].

Игнатова А.М. утверждает, что для успешной реализации программы по предоставлению государственных услуг населению через МФЦ необходимо наладить межведомственные связи, обеспечить электронный документооборот и подготовку персонала для работы в новых условиях [9].

Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг и позволяет не только упростить процедуры оказания услуг населению, но и обеспечить комфорт посетителей, снизить временные и финансовые затраты граждан при получении разных услуг.

Литература

1. Магдилов М.М., Магдилова Л.В. Проблемы развития регионального информационного пространства: правовой аспект // Вестник ДГУ. - 2014. - Вып. 2.

2. Азизов Р.Ф. Электронное правительство как элемент электронного государства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014. - № 4 (35).

3. Киченко Л.П., Дюльберова Д.А. Электронное правительство и особенности формирования спроса на его сервисы // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. - 2011. - № 4.

4. Трегубова В.М. Электронное правительство как средство автоматизации процесса предоставления государственных услуг // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 3-4.

5. Филимонова Е.А. Сопутствующие услуги как особый вид муниципальных услуг (особенности юридической природы) // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 12.

6. Рудой В.В. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг как инструмент повышения эффективности взаимодействия власти и общества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2010. - № 3.

7. Магдилова Л.В. Правовые основы формирования и развития электронного правительства: правовой аспект // Вестник ДГУ. - 2012. - Вып. 2.

8. Магдилов М.М., Магдилова Л.В. Практика обеспечения информационных прав и свобод в Республике Дагестан // Информационное право. - 2013. - № 4.

9. Алиев С.Н. Электронный Дагестан /www.mksrd.ru/

10. Многофункциональные центры как инструмент повышения качества предоставления государственных услуг // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2011. -Т. 7. - № 2.

Поступила в редакцию 20 января 2014 г.

UDC 34:002

Multipurpose centers as tool of the electronic government

D.A. Ragimhanova, M.A. Aliverdiyeva

Dagestan State University, Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; dina-rus77@mail.ru

The article explores the work of the multipurpose centers providing state and municipal services to the population as element of the electronic government. The author specifies concept of the elec-

tronic government as an element of the electronic state, using electronic technologies to carry out the activities of executive authorities. It is proposed to transform information and communication technologies into the source of innovations in all the spheres of human life because this is a new way of the state power and people interaction aimed at improving the efficiency of government services The main ways of providing the state services considered in article are traditional, multipurpose centers and electronic. Providing the state services in the mode of «one window», realized in the multipurpose centers for rendering the state and municipal services - MFTs became one of priority forms of service for the population.

The analysis of providing state services in the Republic of Dagestan has carried out. Introduction of the system of interdepartmental electronic interaction of authorities of the Republic of Dagestan is the main action being realized now within the expansion of a regional segment of infrastructure of the electronic government of the Republic of Dagestan.

Results of creation of such centers as a basis of improvement of quality of providing the state services have been investigated. The author considers that the development of the network of the centers providing the state and municipal services in the principle of «one window» promotes reduction of time periods needed for rendering services, and, finally, and an increase in the level of satisfaction of citizens with work of public authorities.

Keywords: electronic government, interdepartmental network interaction, electronic document flow, information technologies, state services, mode of «one window», multipurpose centers, providing the state services.

Received 20 January, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.