Научная статья на тему 'Эффективность педагогического общения в подготовке врачей'

Эффективность педагогического общения в подготовке врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ / ТОЧНОСТЬ / УМЕСТНОСТЬ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТОНАЦИЯ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / РИТМ / ТЕМП / ЛОГИКА / ДОСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разыкова Лола Туйчиевна, Игамова Ионят Сулеймановна, Рахматова Фатима Ганиевна, Муратова Шоиста Норбоваевна, Мамадиярова Дилфуза Умрзаковна

Авторы статьи обратилась к очень важной теме, которая является главным инструментарием в педагогической деятельности. Рассматривается педагогическая техника коммуникативность, качество речи это правильность речи, доступность, точность, уместность, лексическое богатство языка. Внимание уделено и устной речи педагога, то есть импровизации. Несомненно, статья содержит к себе заряд призыва к повышению культурного и интеллектуального уровней, особенно молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность педагогического общения в подготовке врачей»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ Разыкова Л.Т.1, Игамова И.С.2, Рахматова Ф.Г.3, Муратова Ш.Н.4, Мамадиярова Д.У.5, Кучкарова О.О.

1Разыкова Лола Туйчиевна - доцент;

2Игамова Ионят Сулеймановна - ассистент;

3Рахматова Фатима Ганиевна - ассистент;

4Муратова Шоиста Норбоваевна - ассистент;

5Мамадиярова Дилфуза Умрзаковна - ассистент;

6Кучкарова Ойша Олтибаевна - ассистент, кафедра педагогики и психологии, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: авторы статьи обратилась к очень важной теме, которая является главным инструментарием в педагогической деятельности. Рассматривается педагогическая техника - коммуникативность, качество речи - это правильность речи, доступность, точность, уместность, лексическое богатство языка. Внимание уделено и устной речи педагога, то есть импровизации. Несомненно, статья содержит к себе заряд призыва к повышению культурного и интеллектуального уровней, особенно молодых людей. Ключевые слова: речь учителя, точность, уместность, импровизация, взаимодействие, интонация, культура речи, ритм, темп, логика, доступность.

Введение. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие на студента и направлено оно на его личностное, интеллектуальное и деятельное развитие, более того, - это является основой его саморазвития и самосовершенствования. Здесь самое время вести речь об общении.

Культура общения воспитывается с детства. С младенчества необходимо учить детей тактичности, вежливости, деликатности, умению слушать другого человека. Хорошие манеры не даются от рождения, им нужно учиться. Основу закладывают родители, которые дают первые представления о правильном поведении и общении в обществе.

Общение - это воспитание характера, укрепление мировоззрения, способность к пониманию духовного мира других людей. Поэтому потребность в общении испытывает каждый, особенно молодой человек.

В современных условиях проблема воспитания культуры общения, уважение личности, способность к взаимопониманию приобретают важное значение. О том, что культура речи это не только её правильность, много говорили ученые-лингвисты - основоположники ораторского искусства, риторики и красноречия. Например, С.И. Ожегов отмечал, что высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Но высокая культура заключается не только в следовании нормам языка, она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и наиболее уместное изложение. Иными словами, культура речи это речевое мастерство, предполагающее отбор языковых средств, наиболее пригодных для эффективной коммуникации.

Речь учителя, особенно преподавателя высшей школы, должна быть грамотной, обеспечивать выполнение задач обучения и воспитания молодого человека и поэтому к ней предъявляются профессиональные педагого-психологические требования. На педагоге лежит ответственность за содержание, качества речи и за ее последствия. Речь учителя является важным элементом педагогического мастерства. Выражение «речь учителя» употребляют, когда говорят об устной речи педагога. Под устной речью подразумевают как процесс говорения, создание устных высказываний, так и результат этого процессах.

Устная речь педагога это речь, создаваемая педагогом и студентом в момент говорения, и она, эта речь призвана обеспечить:

• продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и студентом в момент говорения;

• положительное воздействие педагога на сознание, чувства обучаемых, коррекция их убеждений, мотивов деятельности;

• полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

• рациональную организацию учебной и практической деятельности обучаемых.

Устная речь педагога существует в двух разновидностях - в монологе и диалоге. Формы

этой речи в общении с учащимися разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи преподавателя является рассказ, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация оценки при оценивании знаний, оценка поведения). Диалогическая же речь педагога представляется в различного рода беседах с учащимися, которая строится в форме вопросов и ответов. Для того чтобы соответствовать определенным требованиям и обладать коммуникативными качествами. Требование правильной речи педагога обеспечивается его нормативностью, то есть соответствием речи нормам современного литературного языка - акцентологическим, орфоэпическим грамматическим. Важными аспектами также являются интонация, язык, поведение, жесты и мимика. Такое общение предполагает уважительное отношение к собеседнику, ведь именно с общения начинается коммуникация. Здесь, уместно отметить, что речь педагога, должна быть грамотной. Общение тесно связано с понятием психологической совместимости, имеющей значение в различных видах совместной жизнедеятельности в группе, семье и в дружбе.

Культура общения предполагает доброжелательность в отношении к другому человеку. Уважение достоинства других - неотъемлемая часть собственного уважения. Сопереживание и сочувствие, сострадание и совет, проявить в общении себя как положено

- эти умения характеризуют уровень человека.

Педагогическое общение - установление контакта педагога со студентом, с обучающимся, это особый аспект в ежедневной работе педагога. Произойдет это на должном уровне или нет? На этот вопрос отвечает сам обучающий, то есть преподаватель совей педагогической культурой, профессионализмом, креативностью, эмпатией. Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение культурой речи, в том числе, дикцией, интонацией, орфоэпией выработкой правильного дыхания, постановки голоса. Соблюдение правил педагогической техники входит в обязанности педагога, это часть педагогического мастерства.

Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы преподавателю приходится много говорить, рассказывать, объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия. Вместе с этим, педагог должен одновременно пропагандировать речевую культуру и выступать как непосредственный образец её реализации. Для него важно также умение тактично анализировать речевые этические поступки студентов и подсказывать им соответствующие модели.

Основные правила речевого общения в повседневном обиходе в общем просты и понятны, они выработаны веками человеческого опыта.

Сложность овладения этической культурой речевого общения лежит не столько в знании отдельных его правил, сколько в глубоком осмыслении его принципов, в применении к конкретной ситуации и в твердости волевой установки на реализацию, в том числе и не на выгодных условиях. Перед преподавателями стоит очень ответственная и актуальная задача

- научить студентов культуре общения, ибо будущий медик, врач должен быть интеллектуальным, культурным человеком, обладать и умеючи применять в своей деятельности те приёмы, правила педагогики и психологии, которым научились в процессе обучения. Естественно, в первую очередь, сам преподаватель должен быть

высокоинтеллектуальным, организованным человеком большой внутренней культуры. Неумение общаться и решать в процессе общения разнообразные вопросы свойственно не только ученикам, студентам, но и преподавателям. И до сих пор пока мы сами, педагоги не научимся этому, вряд ли можно рассчитывать на то, что мы сумеем обучить студентов. Наличие педагогических способностей к общению с субъектами предполагает:

- способность правильно понимать учениками, видеть вещи его глазами;

- способность видеть в нем равноправную личность;

- готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны учеников;

- умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить только правду;

- умение оказывать на учеников необходимое педагогическое влияние;

- иметь чувство юмора; -владеть словом.

Педагогу должно быть свойственно время от времени задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о нем:

- какое впечатление он оказывает на учеников;

- ведет ли он себя с ними достаточно непринужденно и раскованно;

- искренним или неискренним выглядит с их стороны;

- достаточно ли развито у него умение располагать учеников к себе;

- может ли вести разговор со студентами на любые темы;

- чувствуют ли себя ученики, общаясь с ним, также свободно, как и он;

После самооценки и самоанализа данных об умениях и навыках общения педагог может сам себя лично самостоятельно или с помощью своих коллег выработать рекомендации по их коррекции. Это очень важно.

Практическое осуществление такой коррекции предполагает организацию самоконтроля поведения. Одним из этих сильных способов такого самоконтроля поведения может стать сознательный выбор и использование разнообразных внешних сигналов, которые вовремя могут напомнить о необходимости применения соответствующей коррекции.

В заключение сформулируем несколько общих правил, которые могли бы также помочь педагогу развить свои педагогические способности:

- избегать частных моральных нареканий в адрес ученика;

- избегать применения наказаний и каких-либо угроз в адрес ученика;

-избегать перекладывания на плечи учащихся своих собственных проблеем и трудностей;

- избегать проявления нетерпимости, раздражительности по отношению к учащимся и в их присутствии;

- не делать преждевременных, а главное окончательных выводов об ученике, как о человек, личности;

- признавать и уважать не на словах, а на деле права ученика, уметь и сметь открыто высказывать свои суждения по любым вопросам.

Список литературы

1. Каримов И.А. «Юксак маънавият - енгилмас куч». Тошкент, Маънавият, 2008.

2. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Ташкент: Молия, 2002.

3. Разыкова Л.Т. Педагогика. Ташкент. Издательство «Фан», 2009.

4. Разыкова Л.Т., Азизова Г.Г. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. Самарканд, 2012.

5. Кадырова-Хощу Э.Н., Разыкова Л.Т., Барсикьян С.А., Ряснянская Р.А. Педагогическая практика. Самарканд, 2014.

6. Shamsiyev A.M., Khusinova S.A. The Influence of Environmental Factors on Human Health in Uzbekistan // The Socio-Economic Causes and Consequences of Desertification in Central Asia. Springer, Dordrecht, 2008. С. 249-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.