УДК 631.372
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПАХОТНОГО АГРЕГАТА НА БАЗЕ ТРАКТОРА КЛАССА 5 С УДМ В ТРАНСМИССИИ ПРИ АВТОМАТИЧЕСКОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ
© 2019 г. В.А. Кравченко, Л.В. Кравченко
Анализ результатов экспериментальных исследований пахотных машинно-тракторных агрегатов на базе тракторов класса 5 показывает, что тяговое усилие подвержено значительным колебаниям. В этих условиях производительность пахотного агрегата во многом зависит от своевременности переключения передач. Поэтому в тракторах в составе машинно-тракторных агрегатов необходима установка механизмов автоматического переключения передач. Целью работы является аналитическое и экспериментальное исследование влияния разработанной системы автоматического переключения передач, в которой в качестве входного сигнала используется рабочее давление в пневмогидроаккумуляторе упругодемпфирующего механизма, эквивалентное крутящему моменту двигателя, на эксплуатационные показатели пахотного агрегата на базе трактора класса 5. Приведены результаты проведённых в лабораторных условиях испытаний, которые показали, что система автоматического переключения передач обеспечивает переключение передач при частоте воздействия внешней нагрузки в диапазоне от 0 до 0,24 с1, прямые оценки качества системы автоматического переключения передач: колебательность (0), перерегулирование (0%) и время переходного процесса (2-4 с) отвечают предъявляемым к их работе требованиям. Анализ результатов, полученных при аналитических и экспериментальных исследованиях, позволяет сделать следующие выводы: при частоте колебаний крюкового усилия менее 0,125 Гц рациональное маневрирование передачами обеспечивает улучшение эксплуатационных показателей МТА на базе трактора класса 5, а переключение передач при колебаниях крюкового усилия с частотой более 0,125 Гц - наоборот ухудшает; доказано, что при использовании системой автоматического переключения передач производительность пахотного МТА с трактором-макетом класса 5 выше на 10,6%, а удельный расход топлива на 8,1% ниже по сравнению с серийным вариантом.
Ключевые слова: машинно-тракторный агрегат, трактор, система автоматического переключения передач, производительность, топливная экономичность.
An analysis of the results of experimental researches of arable machine-tractor units based on class 5 tractors shows that the tractive effort is subject to considerable fluctuations. Under these conditions, the performance of the arable unit depends largely on the timeliness of gear shift. Therefore, the installation of automatic gear shift mechanisms is necessary in tractors with the composition of machine-tractor units. The aim of the work is an analytical and experimental research of the influence of the developed automatic gear shift system, which uses the working pressure in the pneumatic-hydraulic accumulator of the elastic-damping mechanism, which is equivalent to engine torque, on the performance of an arable unit based on a class 5 tractor as an input signal. It is presented the results of tests carried out under laboratory conditions, which showed that the automatic gear shift system provides gear shifting at an external load frequency in the range from 0 to 0,24 s1, direct assessments of the quality of the automatic gear shift system: oscillation (0), overshoot (0%) and time of the transition process (2-4 s), meet the requirements for their work. An analysis of the results obtained in analytical and experimental research, allows to draw the following conclusions: with a frequency of oscillations of a hook force of less than 0,125 Hz, rational maneuvering of gears provides improvement of performance indicators of MTU on the base of a class 5 tractor, whereas gear shifting with vibrations of hook forces with a frequency of more than 0,125 Hz worsens it, on the contrary; it is proved that when using the automatic transfer switch system, the productivity of arable MTU with a class 5 tractor model is higher by 10,6%, and the specific fuel consumption is 8,1 % lower compared to the serial version.
Keywords: machine-tractor unit, tractor, automatic gear shift system, performance, fuel efficiency.
Введение. В условиях рыночных отношений особую значимость приобретают мероприятия, способствующие повышению эффективности эксплуатации основных фондов сельскохозяйственных предприятий и, в первую очередь, мобильных энергетических средств, технологических машин и оборудования [1].
Анализ результатов экспериментальных исследований пахотных машинно-тракторных агрегатов (МТА) на базе тракторов класса 5 показывает, что тяговое усилие подвержено значительным колебаниям (коэффициент вариации составляет 18,3-20,9%) [1, 2, 3]. В этих условиях производительность пахотного агрегата во многом зависит от своевременности переключения передач. В то же время чрезмерно частое маневрирование передачами ведёт к снижению показателей МТА. На современных тракторах сельскохозяйственного назначения переключение передач производится оператором на основе визуального наблюдения, что не отвечает рациональным режимам рабо-
ты двигателя. Неправильный выбор передачи, естественно, приводит к снижению производительности МТА.
Для устранения этого недостатка на тракторе в системе управления передачами требуется установка указателя загрузки двигателя, либо механизма автоматического переключения передач. Причём, как показывают исследования [1, 2, 4, 5, 6, 7], установка указателя загрузки повышает производительность МТА на 2,5-7,2%, а механизма автоматического переключения передач - до 13%. Известные в настоящее время устройства для автоматического переключения передач регистрируют загрузку двигателя по косвенному признаку (по частоте вращения коленчатого вала двигателя, по положению регулирующего органа топливного насоса и т. д.).
В настоящее время отсутствуют объективные рекомендации относительно частоты переключения передач. Во многих исследованиях [1, 2 и др.] частоту переключения передач связывают со временем переходного режима работы двигателя. Безусловно, это
необходимое условие, но явно не может быть достаточным. На наш взгляд, необходимость переключения передач должна определяться повышением производительности MTA.
Метод исследования - теоретико-экспери-ментальный с использованием трактора-макета, оборудованного упругодемпфирующим механизмом и системой автоматического переключения передач.
Результаты исследований и их обсуждение. Аналитические исследования математической модели МТА [8] показали (рисунок 1), что маневрирование передачами на ходу при частоте колебаний крю-
W.
га/ч 2,12
2,08
2,Oí
2,00
ковой нагрузки /=0,1 Гц может увеличить производительность пахотного агрегата на базе трактора класса 5 на 1,8%, а при/= 0,05 Гц - на 4,8%. Причём переключение с одной передачи на другую целесообразно при частоте колебаний внешней нагрузки менее 0,125 Гц, при более высоких частотах переключение передач не обеспечивает повышение эксплуатационных показателей, а наоборот приводит к отрицательному результату. Так, при частоте колебаний крюкового усилия 0,2 Гц при маневрировании передачами происходит уменьшение производительности пахотного агрегата на базе трактора класса 5 до 2,4%.
1 - серийный трактор; 2 - опытный трактор; 3 - при переключении передач
Рисунок 1 - График изменения производительности МТА от частоты колебаний крюкового усилия
О 0,2 ОА 0,6 0,8 1,0 1,2 1гц
Результаты аналитических исследований, представленные на рисунке 1 в виде графиков, указывают на существенное снижение производительности пахотного агрегата в пределах основной зоны частот колебаний крюкового усилия при выполнении технологических операций, равной 0,125-1,000 Гц. Для улучшения эксплуатационных показателей работы МТА в интервале частот 0-1 Гц необходимо снижение влия-
ния колебаний крюкового усилия на работу силовой установки трактора [3, 8, 9,10].
В Азово-Черноморском инженерном институте разработан упругодемпфирующий механизм (УДМ), устанавливаемый в трансмиссию трактора, который предназначен, кроме других функций, для защиты двигателя от колебаний внешней нагрузки (рисунок 2).
1 - редуктор планетарный; 2 - шестерня коронная; 3,4- шестерни солнечная и привода гидронасоса;
5 - гидронасос; 6 - грузики подвижные; 7 - сателлиты; 8 - регулятор положения грузиков; 9 - канал всасывающий; 10 - канал нагнетательный; 11 - вал водила; 12 - коробка передач; 13 - муфта сцепления; 14 - двигатель; 15 - дроссель; 16 - вход в дроссель; 17 - клапан; 18 - кран управления; 19 - клапан демпферный; 20 - гидробак; 21 - воздух; 22 - пневмогидроаккумулятор; 23 - поршень; 24 - маслопровод
Рисунок 2 - Схема УДМ [9]
Результаты решения математической модели движения пахотного МТА [10] показывают, что установка УДМ в силовую передачу трактора класса 5 спо-
собствует увеличению производительности МТА свыше 5% (см. рисунок 1, линия 3).
При выполнении технологической операции пахотным агрегатом с УДМ в силовой передаче трактора класса 5 на установившейся скорости движения не вращающаяся солнечная шестерня 3 планетарного редуктора механизма как реактивное звено воспринимает крутящий момент от корончатой шестерни 2 через сателлиты 7, который уравновешивается моментом, образующимся на валу гидравлического насоса 5 при его заторможенном состоянии [9,10].
Рабочее давление р, развиваемое насосом при установившемся движении агрегата, прямо пропорционально крутящему моменту двигателя:
¡¿р-^-ПГ'Ъ
р=мк
"Р
V
Шр
где Л / - крутящий момент двигателя;
1р, т„р - передаточные числа соответственно планетарного редуктора и привода насоса;
т] , /7 - механический коэффициент полезного
действия соответственно планетарного редуктора и привода насоса;
V - рабочий объём насоса.
Для подтверждения этого вывода были проведены экспериментальные исследования МТА с УДМ в силовой передаче трактора класса 5 на следующих режимах: разгон на заданной передаче, поэтапный разгон, процесс пахоты.
Для указанных режимов движения МТА характерны резкие колебания нагрузки, что обеспечивает получение достоверных данных, устанавливающих определённое соответствие между протеканием крутящего момента двигателя и давлением рабочей жидкости на нагнетательной полости масляного насоса УДМ.
Анализ полученных диаграмм разгона и переключения передач на ходу пахотного агрегата с УДМ в силовой передаче трактора класса 5 показывает (рисунок 3), что характер поведения кривой давления развиваемого гидравлическим насосом до дросселя 15, идентичен изменению крутящего момента двигателя. Незначительные несоответствия объясняются гидравлическим сопротивлением и расширением нагнетательных трубопроводов и инерционными (небольшими по величине) силами, возникающими в приводе масляного насоса при переходящих процессах.
М-102, «>¡.
Н-м раЗ/с
10 200
в 160
6 120
4 80
2 W
О О
V 1\ \ / /
/ V
г2
i
Р,
МПа
В
6
М-102. Н-м
10
рад/с
200
160 120
W О
1 / V4
-«£= Ч '
\ V.__
? А 3
Á — —
■3 6 I ч
/
У
Р,
МПа
10
3 i а
6 U
1 2
3 б
К с
а - сечение дросселя 0 мм2 (серийный агрегат); б - сечение дросселя 10 мм2 1, 2, 3 - частота вращения соответственно коленчатого вала двигателя со,, ведущего вала коробки передач выходного вала coj, 4 - ведущий момент двигателя Ш, 5,6- давление рабочей жидкости соответственно до дросселя Pi
и после дросселя Рг Рисунок 3 - Разгон пахотного агрегата на базе трактора-макета класса 5 супругодемпфирующим механизмом в трансмиссии [91,124]
Кривая, показывающая изменение давления Рг, после дросселя 15 не имеет участка резкого роста, что характерно для кривых крутящего момента Мк двигателя и давления рабочей жидкости до дросселя Р-/, а в начальный период увеличивается по политропе.
Скорость роста давления после дросселя Р? и запаздывание по фазе по сравнению с изменением ведущего момента зависит от проходного сечения дросселя, через который рабочая жидкость поступает от насоса в пневмогидроаккумулятор. При проходном сечении дросселя 10 мм2 запаздывание роста 3 с, а при сечении дросселя 35 мм2 - 0,5-0,7 с.
Результаты обработки данных экспериментального исследования пахотного МТА с трактором класса 5 (таблица 1) указывают на удовлетворительную точность опытов в связи с тем, что ошибка средней и показатель точности не превышают соответственно 0,36% и 1,98%.
Показатель рассеивания значений ведущего момента Мк относительно средней величины говорит о значительной колебательности процесса.
Аналогичные данные получены и для давлений до дросселя Р-г и после дросселя Рг. Это свидетельствует об определённой идентичности параметров Мк, Р1 и Р? по отмеченным показателям.
Таблица 1 - Результаты экспериментальных исследований пахотного агрегата на базе трактора класса 5
Параметры
Статистические показатели Мк, л. Щ, Щ, «з.
Н-м МПа МПа об / мин об/мин об / мин
Математическое ожидание 515 3,9 3,5 1790 1790 1040
Среднее квадратическое отклонение 59 0,59 0,55 17,8 20,7 10,4
Коэффициент вариации, % 20,9 26,1 26,9 4,35 4,80 4,38
Ошибка средней, % 0,27 0,26 0,24 0,30 0,36 0,17
Показатель точности опыта, % 1,54 1,92 1,98 0,32 0,36 0,32
Нормированные спектральные плоскости (рисунок 4) характеризуют распределение дисперсий по частотам. Из графиков видно, что максимум дисперсий крутящего момента приходится на частоты 0-0,1 с-1 и, кроме того, имеется резонансная частота 0,4 с-! Максимум дисперсий давлений Р1 и Рг соответствует од-
Яи)
ной и той же частоте - 0,1 с1. Такой характер зависимостей Мк, Р1 и Рг во временной и частотной областях объясняется демпфирующими свойствами дросселя и пневмогидроаккумулятора, а также сжимаемостью рабочей жидкости и расширяемостью трубопроводов.
5 4 3 2
1 О
Л А
\
м
\ № \
----
0,2 ОА 0.6 0,8 г с-1
Рисунок 4 - Нормированные спектральные плотности Мк, /'. и /'•
Результаты аналитических исследований и эксплуатационных испытаний трактора-макета класса 5 свидетельствуют о возможности создания автоматической системы переключения передач, основанной на использовании давления рабочей жидкости, создаваемого масляным насосом УДМ в качестве датчика ведущего момента двигателя. Причём запаздывание по фазе давления рабочей жидкости в пневмогидроакку-муляторе может быть использовано при проектировании следящего устройства с целью исключения влияния единичных возмущений нагрузки двигателя на срабатывание системы автоматического переключения передач.
Система автоматического переключения передач, предназначенная для управления нагрузочными режимами двигателя, должна обеспечивать [1, 4, 5, 6]:
- переключение передач при увеличении или уменьшении момента двигателя на величину, определяемую знаменателем ряда передаточных чисел трансмиссии трактора;
- исключение «звонковых переключений» передач (система должна отфильтровывать высокочастотные колебания крюкового усилия);
- коррекцию рациональной загрузки двигателя при его работе на частичных режимах;
- высокую надёжность работы.
Нами разработана система автоматического переключения передач (САПП) для трактора со ступенчатыми силовыми передачами и УДМ в трансмиссии, структурная схема (объект регулирования - регулятор скорости движения МТА) которой включает в себя матрицу передаточных функций МТА Нцг р II
и характеристики составляющих элементов (рисунок 5). К последним относятся следящее устройство с передаточной функцией Ж Р , релейный и импульсный элементы, а также исполнительный механизм с программным реле И .
Уравнением САПП будет зависимость I, = / Мк , где / =1,2,3,4.
Переключение передач необходимо производить при изменении давления рабочей жидкости в пневмогидроаккумуляторе на величину [9,10]
Ар = Р2. 1-е/ , где д - знаменатель геометрической прогрессии ряда чисел коробки передач.
М„
К(Р) <Р1 -г» РК¥ -
Р - Й/(Р)
1_ Р
Т"
s
1_ к
5=20 у> иь=0
Б=30
^0) 30<Б<Ш
0<$<10~Л
Ю<5<20{ 20<5<30( и"' =и'!х ;=0^и=и
10<5<20\ . 5>0=>и=0
у..
,-рт
и
и
и Г
J
Рисунок 5 - Структурная схема машинно-тракторного агрегата, оборудованного системой автоматического переключения передач
При повышении или понижении нагрузки увеличивается или уменьшается давление, развиваемое насосом УДМ. При изменении давления на величину, при которой необходим переход с одной передачи на другую, срабатывает датчик давления, и через определённое время осуществится переключение на низшую или высшую передачу. При случайных и кратковременных изменениях нагрузки система автоматического управления не срабатывает.
Результаты проведённых в лабораторных условиях испытаний показали следующее:
- система автоматического переключения передач обеспечивает переключение передач при частоте воздействия внешней нагрузки в диапазоне от 0 до
0,24 с-1 (при более высоких частотах вынужденных колебаний, что соответствует периоду изменения нагрузки менее 4 с, система не реагирует);
- прямые оценки качества САПП: колебательность (0), перерегулирование (0%) и время переходного процесса (2-4 с) отвечают предъявляемым к их работе требованиям.
Оценка показателей пахотного МТА с УДМ в силовой передаче трактора класса 5 и системой автоматического переключения передач, параметры которых были установлены на основе теоретических исследований, проводилась с помощью контрольных смен (таблицы 2 и 3).
Таблица 2 - Эксплуатационные показатели пахотного агрегата на базе трактора класса 5 при различной чувствительности САПП
Показатели Чувствительность системы, Гц
0,05 0,10 0,125 0,25 0,40 0,50
Производительность серийного агрегата, га/ч 1,69
Удельный расход топлива, кг/га 14,8
Производительность агрегата с системой автоматического переключения передач, га/ч 1.79 1,85 1,80 1,86 1.80 1,85 17,7 1,82 1.72 1,71 1,62 1,60
Повышение производительности агрегата, % 6,0 10,0 6,5 10,1 6£ 10,0 5^3 7,8 ш 15 АО -5,0
Удельный расход топлива агрегата с системой автоматического переключения передач, кг/га 14,03 13,61 14,01 13,60 14,00 13,61 14,12 13,75 14,60 14,44 15,41 15,81
Снижение расхода топлива, % 5£ 8,0 5,3 8,1 5£ 8,0 4£ 7,2 13 2,4 -А2, -6,9
Примечание: в числителе - данные для агрегата без УДМ, в знаменателе - с УДМ в трансмиссии трактора
На основе анализа полученных результатов экспериментальным путём было установлено, что максимальная производительность пахотного агрегата с УДМ в силовой передаче трактора при минимальном удельном расходе топлива обеспечивается при чувствительности САПП в пределах / = 0,100-0,125 Гц.
При других настройках САПП эксплуатационные показатели МТА существенно ниже в связи с тем, что при чувствительности САПП / > 0,125 увеличивается частота переключений передач, что приводит к уменьшению средней рабочей скорости МТА, а при / <0,100 существенно недоиспользуется тяговая мощность трактора.
Таблица 3 - Показатели испытаний пахотных агрегатов на базе трактора-макета класса 5 с различными вариантами переключения передач
Агрегат
Показатели серийный с автоматическим переключением передач
без УДМ с УДМ
Производительность агрегата, га/ч 1,69 1,80 1,86
Рост производительности, % - 6,52 10,06
Расход горючего, кг/га 14,8 14,0 13,60
Снижение расхода топлива, % - 5,4 8,11
Количество переключений в час 16 38 32
Время работы на каждой передаче по отношению
к чистому времени, %
передача 1 передача 2 передача 3 передача 4 1 12 74 13 1 6 35 58 1 5 33 61
Снижение динамичности изменения крутящего момента
двигателя, % - 12 31
Анализ результатов, полученных при аналитических и экспериментальных исследованиях, позволяет сделать следующие выводы:
- переменный низкочастотный (менее 1 Гц) характер крюкового усилия вызывает снижение производительности сельскохозяйственного агрегата на 6-12% при росте удельного расхода топлива на 3-6%;
- улучшить эксплуатационные показатели МТА можно с помощью рационального подбора рабочей передачи трактора;
- установлено, что при частоте колебаний крюкового усилия менее 0,125 Гц рациональное маневрирование передачами обеспечивает улучшение эксплуатационных показателей МТА на базе трактора класса 5, а переключение передач при колебаниях крюкового усилия с частотой более 0,125 Гц - наоборот ухудшает;
- доказано, что при использовании САПП производительность пахотного МТА с трактором-макетом класса 5 выше на 10,6%, а удельный расход топлива на 8,1% ниже по сравнению с серийным вариантом, так как он работает больше по времени на высших передачах.
Из вышеизложенного следует, что по эксплуатационным показателям пахотный МТА на базе трак-тора-макета класса 5, оборудованного УДМ и САПП, превосходит серийный агрегат.
Литература
1. Автоматическая система выбора оптимальных скоростных режимов трактора «Кировец» / С.А. Иофинов, М.М. Арановский, В.З. Фурсов и др. II Тракторы и сельхозмашины. -1978. - № 6. - С. 7-9.
2. Арановский, М.М. Контроль загрузки тракторного агрегата / М.М. Арановский, И.Н. Гевейлер, Б.М. Иванов II Автоматизация мобильных сельскохозяйственных агрегатов и их систем управления. - Ленинград-Пушкин: ЛСХИ, 1978. -Т. 352. - С. 53-54.
3. Кравченко, В.А. Математическое моделирование тяговой нагрузки МТА / В.А. Кравченко, В.В. Дурягина, И.Э. Гамолина II Политематический сетевой электронный
научный журнал Кубанского государственного университета [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - № 101. - С. 424-437.
4. Gawendwicz, М. Zur automatischen Lengung mobiler landwirtschaftlicher Aggregate mit grossen Arbeitsbreiten und gewschwindikeiten / M. Gawendwicz II Agrartechnik. - 1980. -Jg. 30. - №3. - P. 101-103.
5. Kawamura, N. Automatic control of rotary tilling tractor. - I. Automatic traveling speed control by detecting engine load / N. Kawamura, T.J. Fujiura II Soc. Agr. Mach. - Japan, 1978.-Vol. 39,-№4.-P. 439-445.
6. Klimkiewichz, M. Automatizacia w technice rolniczey / M. Klimkiewichz II Mechan. Roln. - 1979. - № 28. - P. 22-28.
7. Kollar, L. Grunde und Möglichkeiten für automatische Lengung mobiller Landwirtschaftlister Aggregate / L. Kollar II Agrartechnik. -1980. - Jg. 30. - № 3. - P. 95-98.
8. Кравченко, В.А. Математическая модель культива-торного агрегата / В.А. Кравченко, В.Г. Яровой, С.Г. Пархоменко II Адаптивные технологии и технические средства в полеводстве и животноводстве: сб. науч. тр. / ВНИПТИМЭСХ. - Зерноград, 2000. - С. 67-72.
9. Кравченко, В.А. Повышение эксплуатационных показателей машинно-тракторных агрегатов путём установки упругодемпфирующего механизма в трансмиссию трактора / В.А. Кравченко II Проблемы развития АПК региона: научно-практический журнал Дагестанского государственного аграрного университета имени М.М. Джамбулатова. - Махачкала, 2016.-№1-1(25).-С. 169-174.
10. Кравченко, В.А. Математическая модель машин-но-тракторного агрегата с УДМ в трансмиссии трактора / В.А. Кравченко, Л.В. Кравченко, В.В. Серёгина// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного университета [Электронный ресурс]. -Краснодар: КубГАУ, 2014. - № 103. - С. 251-261.
References
1. lofinov S.A., Aranovskij M.M., Fursov V.Z. i dr. Avto-maticheskaya sistema vybora optimal'nyh skorostnyh rezhimov traktora «Kirovec» [Automatic system for selecting the optimal speed of the tractor «Kirovets»], Traktory / seihozmashiny, 1978, No 6, pp. 7-9. (In Russian)
2. Aranovskij M.M., Gevejler I.N., Ivanov B.M. Kontrol' zagruzki traktornogo agregata [Control of tractor unit loading], Avtomatizaciya mobil'nyh sel'skohozyajstvennyh agregatov i ih
sistem upravleniya, Leningrad-Pushkin: LSHI, 1978, t. 352, pp. 53-54. (In Russian)
3. Kravchenko V.A., Duryagina V.V., Gamolina I.E. Ma-tematicheskoe modelirovanie tyagovoj nagruzki MTA [Mathematical modeling of MTU traction load], Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta [Elektronnyj resurs], Krasnodar, KubGAU, 2014, No 101, pp. 424-437. (In Russian)
4. Gawendwicz M. Zur automatischen Lengung mobiler landwirtschaftlicher Aggregate mit grossen Arbeitsbreiten und gewschwindikeiten, Agrartechnik, 1980, Jg. 30, No 3, pp. 101-103.
5. Kawamura N., Fujiura T. J. Automatic control of rotary tilling tractor. I. Automatic traveling speed control by detecting engine load, Soc. Agr. Mach., Japan, 1978, Vol. 39, No 4, pp. 439-445.
6. Klimkiewichz M. Automatizada w technice rolniczey, Mechan. Roln, 1979, No 28, pp. 22-28.
7. Kollar L. Grunde und Möglichkeiten für automatische Lengung mobilier Land-wirtschaftlister Aggregate, Agrartechnik, 1980, Jg. 30, No 3, pp. 95-98.
8. Kravchenko V.A., Yarovoj V.G., Parhomenko S.G. Matematicheskaya model' kul'tivatornogo agregata [Mathematical model of the cultivator unit], Adaptivnye tekhnologii i tekhni-cheskie sredstva v polevodstve i zhivotnovodstve: sb. nauch. tr. VNIPTIMESH, Zernograd, 2000, pp. 67-72. (In Russian)
9. Kravchenko V.A. Povyshenie ekspluatacionnyh poka-zatelej mashinno-traktornyh agregatov putyom ustanovki upru-godempfiruyushchego mekhanizma v transmissiyu traktora [Improving the performance of machine-tractor units by installing an elastic damping mechanism in the transmission of the tractor], Problemy razvitiya APK regiona: nauchno-prakticheskij zhurnal Dagestanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta imeni M.M. Dzhambulatova, Mahachkala, 2016, No 1-1(25), pp. 169-174. (In Russian)
10. Kravchenko V.A., Kravchenko L.V., Seryogina V.V. Matematicheskaya model' mashinno-traktornogo agregata s UDM v transmissii traktora [Mathematical model of machine-tractor unit with EDM in tractor transmission], Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta [Elektronnyj resurs], Krasnodar, KubGAU, 2014, No 103, pp. 251-261. (In Russian)
Сведения об авторах
Кравченко Владимир Алексеевич - доктор технических наук, профессор кафедры «Тракторы и автомобили», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зернограде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: 8(86359) 34-4-51. E-mail: [email protected].
Кравченко Людмила Владимировна - доктор технических наук, доцент кафедры «Высшая математика и механика», Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» в г. Зерно-граде (Ростовская область, Российская Федерация). Тел.: +7-928-16-28-876 E-mail: [email protected].
Information about the authors
Kravchenko Vladimir Alekseevich - Doctor of Technical Sciences, professor of the Tractor and automobiles department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: 8(86359) 34-4-51. E-mail: [email protected].
Kravchenko Ludmila Vladimirovna - Doctor of Technical Sciences, associate professor of the Higher mathematics and mechanics department, Azov-Black Sea Engineering Institute - branch of FSBEI HE «Don State Agrarian University» in Zernograd (Rostov region, Russian Federation). Phone: +7-928-16-28-876 E-mail: [email protected].
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
УДК 581.1
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ СМЕШИВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ СЫПУЧЕГО ТЕЛА В УСТРОЙСТВАХ ДЛЯ ПРЕДПОСЕВНОЙ ОБРАБОТКИ СЕМЯН1
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-01-00250\1 © 2019 г. М.В. Суханова, В.В. Мирошникова, A.B. Суханов
Производство суперэлитных и элитных семян является стратегической задачей в общей стратегии обеспечения продовольственной безопасности России. К таким семенам предъявляют очень высокие требования в части сортовой чистоты, устойчивости к болезням, посевным качествам. Поэтому предпосевная обработка семян является основным мероприятием по защите суперэлитных, элитных и полевых семян от болезней и вредителей. Процедура предпосевной обработки должна отвечать основному принципу интегрированной защиты растений - сведению к минимуму загрязнения окружающей среды, и в то же время она должна являться эффективным способом борьбы с возбудителями, которые передаются с семенами. При этом процедура предпосевной обработки элитных и полевых семян имеет свои тонкости: время обработки семян, используемая техника, объем рабочего раствора на тонну семян, выбор эффективного препарата, действие которого направлено именно на комплекс патогенов, представляющих наибольшую опасность в данном регионе или в конкретный период развития растения. Дальнейшее совершенствование техники для предпосевной обработки семян при использовании наиболее эффективной технологии, позволяющей снизить травмирование семян и повысить экологическую безопасность, остается весьма актуальной задачей. Одним из путей повышения эффективности предпосевной обработки является дифференциация норм расхода пре-