Научная статья на тему 'Эффективность оптической кинезиотерапии в качестве метода профилактики приобретенной миопии у первоклассников'

Эффективность оптической кинезиотерапии в качестве метода профилактики приобретенной миопии у первоклассников Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
317
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭММЕТРОПИЯ / МИОПИЯ / РЕТИНАЛЬНЫЙ ДЕФОКУС / ЗАПАСЫ АДАПТАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / EMMETROPIA / MYOPIA / RETINAL DEFOCUS / RESERVES ADAPTATION OF THE VISUAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Корепанов Александр Валентинович, Демина Анастасия Дмитриевна, Лялин Анатолий Николаевич

Проблема приобретенной миопии остается актуальной и в настоящее время. Без преувеличения можно сказать, что миопия это эпидемия современности. Несмотря на интенсивные методы лечения и профилактики миопии, число близоруких людей неуклонно увеличивается с каждым годом, особенно это выражено среди школьников. Известно, что среди выпускников школ частота встречаемости близорукости достигает 26 %, гимназий и лицеев 50 % [13]. Близорукость ограничивает возможности человека в учебе и выборе будущей профессии, является одной из самых распространенных причин слабовидения (35,1-40,3 %) и инвалидности (14,6-44,8 %) по зрению [2], [13]. Следовательно, в настоящее время необходимо разработать эффективный метод профилактики приобретенной миопии. В ходе исследования нами был проведен осмотр двух групп первоклассников. В одной из групп дети получили два курса оптической кинезиотерапии с целью изучения данного метода в качестве способа профилактики миопии. В обеих группах к концу учебного года произошло достоверное увеличение запасов относительной аккомодации. В группе, прошедшей курс оптической кинезиотерапии, произошло значительное достоверное увеличение показателей резервов адаптации зрительной системы, и достигнутые результаты сохранились и даже улучшились к концу учебного года. Во второй группе произошло достоверное снижение данных показателей в течение учебного года. Оптическая кинезиотерапия является эффективным методом восстановления и дальнейшего совершенствования системы зрительного восприятия, создает условия для повышения устойчивости системы зрительного восприятия к зрительным нагрузкам, а также к гиперметропическому дефокусу. Данный метод совершенствования зрительной системы является простым в применении, удобным для индивидуального использования, а также для массовых профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Корепанов Александр Валентинович, Демина Анастасия Дмитриевна, Лялин Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPTICAL EFFICIENCY KINESIOTHERAPY AS A METHOD OF PREVENTION OF ACQUIRED MYOPIA IN CHILDREN

The problem of acquired myopia remains relevant today. It is no exaggeration to say that myopia is an epidemic of our time. Despite intensive methods of treatment and prevention of myopia, the number of myopic people is steadily increasing every year, it is especially pronounced among students. It is known that among high school graduates, the incidence of myopia up to 26 %, gymnasiums and lyceums 50 % [13]. Myopia limits the ability of a person in school and choosing profession is one of the most common causes of low vision (from 35.1-40.3 %) and disability (14.6 and 44,8 %) impaired [2], [13]. Consequently, there is now a need to develop an effective method of prevention of acquired myopia. In the study, we examined two groups of first graders. In one group the children received two courses of optical kinesiotherapy to study this method as a way of preventing myopia. In both groups by the end of the school year there was a significant increase in inventory relative accommodative. In the group, the course of the last optical kinesiotherapy, there has been a significant significant increase in reserves of adaptation of the visual system, and the results achieved have been preserved and even improved by the end of the school year. In the second group was significantly lower data rates in the course of the school year. Optical kinesiotherapy is an effective method of recovery and further improvement of the system of visual perception, creates conditions for increasing the stability of the system of visual perception to visual stress, as well as to the hyperopic defocus. This method of improving the visual system is easy to use, good for personal use and also for mass preventive measures.

Текст научной работы на тему «Эффективность оптической кинезиотерапии в качестве метода профилактики приобретенной миопии у первоклассников»

УДК 617.753.2 - 053.5 - 084:615.825

Корепанов А.В.1, Демина А.Д.2, Лялин А.Н.2

1Ижевская государственная медицинская академия Республиканская офтальмологическая клиническая больница МЗ УР, г Ижевск E-mail: demina.anastasija.dm@gmail.com

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПТИЧЕСКОЙ КИНЕЗИОТЕРАПИИ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ПРИОБРЕТЕННОЙ МИОПИИ

У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Проблема приобретенной миопии остается актуальной и в настоящее время. Без преувеличения можно сказать, что миопия - это эпидемия современности. Несмотря на интенсивные методы лечения и профилактики миопии, число близоруких людей неуклонно увеличивается с каждым годом, особенно это выражено среди школьников. Известно, что среди выпускников школ частота встречаемости близорукости достигает 26 %, гимназий и лицеев — 50 % [13]. Близорукость ограничивает возможности человека в учебе и выборе будущей профессии, является одной из самых распространенных причин слабовидения (35,1-40,3 %) и инвалидности (14,6-44,8 %) по зрению [2], [13]. Следовательно, в настоящее время необходимо разработать эффективный метод профилактики приобретенной миопии.

В ходе исследования нами был проведен осмотр двух групп первоклассников. В одной из групп дети получили два курса оптической кинезиотерапии с целью изучения данного метода в качестве способа профилактики миопии. В обеих группах к концу учебного года произошло достоверное увеличение запасов относительной аккомодации. В группе, прошедшей курс оптической кинезиотерапии, произошло значительное достоверное увеличение показателей резервов адаптации зрительной системы, и достигнутые результаты сохранились и даже улучшились к концу учебного года. Во второй группе произошло достоверное снижение данных показателей в течение учебного года.

Оптическая кинезиотерапия - является эффективным методом восстановления и дальнейшего совершенствования системы зрительного восприятия, создает условия для повышения устойчивости системы зрительного восприятия к зрительным нагрузкам, а также к гиперметропическому дефокусу. Данный метод совершенствования зрительной системы является простым в применении, удобным для индивидуального использования, а также для массовых профилактических мероприятий.

Ключевые слова: эмметропия, миопия, ретинальный дефокус, запасы адаптации зрительной системы.

Актуальность

Интерес к проблеме приобретенной миопии не угасает. По данным литературы, у детей в России частота близорукости варьирует от 4,1-8,6 % в первых классах до 46-52 % в 11-х классах [1], [4]. Также известно, что у 6-18 % больных миопия переходит в осложненную форму [11], [12], [15].

Школьная близорукость, как один из вариантов приобретенной миопии, начинает развиваться в 6-7 лет. С 8-11 лет, что напрямую связано с образовательным процессом, частота миопии резко возрастает [3].

Такое раннее развитие миопии связано с резкой сменой зрительных стимулов. С наступлением образовательного процесса резко увеличивается длительность и интенсивность работы зрительной системы человека на близком расстоянии, в то же время уменьшается количество зрительных стимулов для дали. Зрительная работа производится бинокулярно, следовательно, необходимы также постоянные

усилия не только аккомодационного, но и вер-генционного аппарата глаза [5]-[10].

Из всего сказанного следует сделать вывод, что зрительная система детей должна быть заранее подготовлена к началу образовательного процесса, а профилактике миопии необходимо уделять внимание с раннего возраста, как минимум с 1 класса.

Цель работы

Изучить эффективность оптической кине-зиотерапии в качестве метода профилактики приобретенной миопии.

Материал и методы

Был проведен осмотр двух первых классов - 48 школьников-эмметропов (96 глаз). Один из классов определен как основная группа (23 человека), другой класс - группа контроля (25 человек). В основную группу входило 12 девочек (52,2 %) и 11 мальчиков (47,8 %), средний возраст детей в этой груп-

пе составил 7,2±0,06 лет. Контрольная группа была образована 15 девочками (60 %) и 10 мальчиками (40 %), в данной группе средний возраст детей составил 7,1±0,08 лет. Всем детям были произведены следующие исследования: визометрия моно - и бинокулярно, скиаскопия, определение запасов относительной аккомодации (ЗОА), определение устойчивости к ретинальному дефокусу (РД) в режиме дальнего зрения. В основной группе данные исследования проводились в начале учебного года, а затем после первого и второго курсов оптической кинезиотерапии. В группе контроля исследования проводились в начале и в конце учебного года.

Для оптической кинезиотерапии использовались комплекты стереотренажеров «Зеница». Курс лечения состоял из 10 сеансов. Лечение проводилось один раз в день, длительность тренировки составляла 11 минут с каждым тренажером комплекта.

Статистический анализ полученных данных производился стандартным пакетом программного обеспечения.

Результаты и обсуждение

За время наблюдения снижения ОЗ у школьников обеих групп не наблюдалось (visus=1,0). Усиления рефракции также не выявлено в обеих группах, т. е. рефракция у всех школьников к концу учебного года осталась эмметропической.

В основной группе положительный запас аккомодации после I курса лечения повысился в среднем с 4,09±0,36 до 6,57±0,48 (р<0,001), после II курса лечения ЗОА составил 6,09±0,47 (р<0,01), т. е. положительный эффект оптической кинезиотерапии сохранился в течение учебного года. После первого курса лечения ЗОА увеличились на 2,48 дптр, а после второго курса лечения ЗОА был выше на 2,0 дптр по сравнению с результатами до лечения.

В контрольной группе также произошло увеличение ЗОА с 4,40±0,33 до 6,06±0,45 (р<0,01), т. е. ЗОА увеличился на 1,66 дптр.

Таким образом, из представленных выше данных видно, что после лечения ЗОА в основной группе имели больший прирост, чем в контрольной группе. И, не смотря на повышение ЗОА в контрольной группе, и незначительное снижение ЗОА в основной группе после второго

курса лечения, прирост ЗОА в основной группе оказался более высоким, чем в контрольной группе. Повышение ЗОА в обеих группах, по нашему мнению, наблюдалось за счет развития адаптивных реакций к усиленным нагрузкам, появившимся с началом учебной деятельности, а в основной группе еще и за счет тренировок зрительной системы методом оптической ки-незиотерапии.

В основной группе ширина расхождения кривых (1) при разрешении 100 % (vis=1,0) у школьников после I и II курсов лечения составила 1,0 дптр, а до лечения была равна 0, т. е. снижалась при использовании линз силой ± 0,5 дптр (рис. 1).

При разрешении 60 % (vis=0,6) ширина расхождения кривых до лечения составила 4,5 дптр, после I курса лечения - 5,0 дптр, т.е. ширина диапазона устойчивости к РД увеличилась в 1,1 раза, после II курса лечения - 7,5 дптр, т. е. увеличилась в 1,67 раз. Ширина расхождения кривых при разрешении 40 % (vis=0,4) до лечения составила 7,0 дптр, после I курса лечения - 11,5 дптр, т. е. ширина диапазона устойчивости к РД увеличилась в 1,64 раза, после II курса лечения - 13,0 дптр, т. е. произошло ее увеличение в 1,86 раза. Также в основной группе после I курса лечения показатели градиента падения зрительного разрешения уменьшились на 41,7 % при дефокусировке отрицательными линзами по сравнению с данными показателями до лечения, а после II курса лечения уменьшились на 82,8 %, т. е. произошло снижение градиента падения зрительного разрешения в 2 раза по сравнению с результатами до лечения. Показатели градиента падения зрительного разрешения при дефокусировке положительными линзами после I курса лечения уменьшились на 24,3 % по сравнению с показателями, которые были до лечения, а после II курса лечения данные показатели уменьшились на 12,0 %. Между представленными выше данными выявлена высоко значимая корреляционная связь (коэффициент корреляции 0,966; р<0,001).

В контрольной группе ширина расхождения кривых (1) при разрешении 100 % (vis=1,0) у школьников начале учебного года составила 0,5 дптр, а в конце учебного года повылисась до 1,5 дптр, т. е. произошло ее увеличение в 3 раза (рис. 2).

Корепанов А.В. и др.

Эффективность оптической кинезиотерапии.

При разрешении 60 % (vis=0,6) ширина расхождения кривых в контрольной группе в начале учебного года составила 4,0 дптр, в конце учебного года - 4,5 дптр, т. е. ширина диапазона устойчивости к РД увеличилась на 0,5 дптр. Ширина расхождения кривых при разрешении 40 % (vis=0,4) в начале учебного года составила 8,0 дптр, в конце учебного года также была равна 8,0 дптр, т. е. сохранилась на прежнем уровне в течение всего учебного года. Показатели градиента падения зрительного разрешения увеличились на 20,3 % при дефокусировке отрицательными линзами по сравнению с данными показателями в начале учебного года. Показатели градиента падения зрительного разрешения при дефокусировке по-

ложительными линзами увеличились на 22,2 % по сравнению с показателями, которые были в начале учебного года. Между представленными выше данными выявлена высоко значимая корреляционная связь (коэффициент корреляции 0,946; р<0,001).

Выводы

В основной группе наблюдалось достоверное повышение резервов адаптации зрительной системы после проведения оптической кинезио-терапии, достигнутые результаты сохранялись в течение всего учебного года. В контрольной группе показатели резервов адаптации зрительной системы достоверно снизились к концу учебного года.

Сила линз, дптр

Рисунок 1. Устойчивость к РД в основной группе

Сила линзы, дптр

Рисунок 2. Устойчивость к РД в контрольной группе

Оптическая кинезиотерапия - является эффективным методом восстановления и дальнейшего совершенствования системы зрительного восприятия на основе применения основных адаптирующих факторов с использованием вергенционно-аккомодационных нагрузок. Оптическая кинезиотерапия создает условия для повышения устойчивости системы зрительного восприятия к зрительным нагрузкам, а также к гиперметропическому дефокусу, что позволяет думать о дальнейшем снижении вероятности развития приобретенной близорукости.

Данный метод совершенствования зрительной системы является простым в применении, удобным, в школьных условиях позволяет охватить лечебно-профилактическими мероприятиями основной контингент учащихся. Кроме того, данный метод удобен для индивидуального применения в домашних условиях.

Вышесказанное позволяет использовать метод оптической кинезиотерапи не только в качестве лечебного метода, но и в качестве метода профилактики приобретенной миопии.

10.09.2015

Список литературы:

1. Аветисов Э.С. Близорукость. М.: Медицина, 1999. - 288 с.

2. Волков В.В. О вероятных механизмах миопизации глаза в школьные годы// Офтальмологический журнал. - 1988. - N° 3. - С. 129-132.

3. Дашевский А.И. Близорукость. - Киев: Ленинград, 1962. -196 с.

4. Жаров В.В., Киреева Н.В. Результаты лечения приобретенной миопии на аппарате «Визотроник» в условиях общеобразовательной школы // IX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Федоровские чтения-2011». М., 2011. С.222.

5. Жаров В.В., Лялин А.Н., Егорова А.В. Оптико-рефлекторная терапия адаптационной близорукости. Ижевск: КнигоГрад, 2010. - 80 с.

6. Лялин А.Н., Блинова О.В., Гиззатуллина Е.А. К вопросу о роли ретинального дефокуса в процессе рефрактогенеза// Невские горизонты-2014: Сб. матер. конф. - СПб., 2014. - С. 200-202.

7. Лялин А.Н., Жаров В.В., Кузнецова Г.Е. О тактике лечения приобретенной миопии, основанной на теории адаптации// Клиническая офтальмология. - 2013. - № 1. - С. 14-17.

8. Лялин А.Н., Жаров В.В., Кузнецова Г.Е. Спазм аккомодации и приобретенная миопия с позиции теории адаптации// Невские горизонты-2014: Сб. матер. конф. - СПб., 2014. - С. 212-214.

9. Лялин А.Н., Кузнецова Г.Е., Жаров В.В. Оптическая кинезиотерапия как эффективный патогенетически ориентированный метод профилактики и лечения приобретенной миопии, его основные принципы // XIII Всероссийская школа офтальмолога. М., 2014. С. 220-224.

10. Лялин А.Н., Кузнецова Г.Е., Корепанов А.В. Основные принцицы оптической кинезиотерапии// Глаукома на рубеже веков. Материалы Всероссийского конгресса. - Казань, 2013. - С. 112-115.

11. Лялин А.Н., Кузнецова Г.Е., Корепанова О.А. Некоторые особенности адаптации органа зрения к современному формату зрительных нагрузок// VI Российский общенациональный офтальмологический форум. - Москва, 2013. - С. 244-247.

12. Тарутта Е. П., Ходжабекян Н.В., Филиппова О.Б. и др. Влияние постоянной дозированной слабомиопической дефокусировки на постнатальный рефрактогенез// Вестник офтальмологии. - 2008. - № 6. - С. 21-24.

13. Трон Е.Ж.Изменчивость элементов оптического аппарата глаза и его значение для клиники. - Ленинград, 1947.

14. Шелудченко В.М. Оценка зрительного восприятия при имплантации мультифокальных интраокулярных линз с различной пресбиопической добавкой по результатам дефокусировки остроты зрения// Вестник офтальмологии. - 2012. - № 1. - С. 19-22.

15. Sato T. The cause and prevention of aguired myopia. Tokyo. 1957. - 224 p.

Сведения об авторах:

Корепанов Александр Валентинович, заведующий кафедрой офтальмологии Ижевской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, доцент

Демина Анастасия Дмитриевна, врач-офтальмолог, e-mail: demina.anastasija.dm@gmail.com

Лялин Анатолий Николаевич, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.