Б01: 10.15593/2224-9354/2020.2.11 УДК 005.963.1
С.Ю. Саранчук
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИТУАЦИИ УГРОЗЫ ПОТЕРИ ЗАНЯТОСТИ
Рассматривается технология опережающего обучения работников как антикризисная мера государственной политики по стабилизации рынка труда. Анализ практики реализации программ опережающего обучения в Свердловской области позволяет зафиксировать превышение целевых показателей, установленных в программе «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда»: доля трудоустроенных и сохранивших трудовую занятость в общей численности работников, прошедших (завершивших) обучение в рамках мероприятия по обучению, составила 99 % против 85 % установленного показателя. На начало 2020 г. в 6 раз выросло число предприятий, заявивших о потребности участвовать в реализации региональной программы по опережающему обучению. В работе выделены проблемы взаимодействия служб занятости с промышленными предприятиями региона: неоперативность в принятии решений предприятиями по участию в мероприятиях по опережающему обучению; нарушение сроков предоставления в Департамент информации о их потребности в обучении работников; смена руководства на предприятии при отсутствии преемственности, что приводит к необходимости повторно разъяснять алгоритм проведения мероприятий по организации опережающего обучения работников. Определяя перспективы совершенствования взаимодействия служб занятости с предприятиями по организации эффективного опережающего обучения, автор настаивает на необходимости расширения информационного и консультационного сопровождения взаимодействия служб занятости с предприятиями - участниками мероприятий по опережающему обучению. Ограничением сегодняшней практики опережающего обучения является то обстоятельство, что оно готовит персонал не столько к процессам модернизации и роботизации, сколько к внедрению на предприятиях принципов «бережливого производства».
Ключевые слова: инновации, компетенции, рынок труда, персонал промышленного предприятия, конкурентоспособность, бережливое производство.
Введение. Решение проблемы повышения производительности труда на предприятиях неизбежно создает риски сокращения неэффективной занятости. Особенность рынка труда старопромышленных регионов (к которым относится и Свердловская область) проявляется в том, что в крупных (возникших на основе советских предприятий) компаниях оптимизация численности происходит не за счет внедрения новых технологий и профессий, а за счет сокращения численности персонала [1]. Социологи фиксируют высокий уровень тревожности в настроениях персонала промышленных предприятий, ожидающих сокращения рабочего времени, неполной занятости и даже полной потери рабочего места [2].
© Саранчук С.Ю., 2020
Саранчук Сергей Юрьевич - соискатель кафедры теории и социологии управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский институт управления - филиал, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected].
Государственная политика призвана предотвратить негативные социальные последствия неизбежной трансформации рынка труда. В Российской Федерации в рамках Национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» [3] реализуется проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» [4]. Важным мероприятием проекта является организация опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения.
Технологии «опережающего обучения» с учетом прогностического подхода [5] хорошо апробированы в педагогической практике при обучении учащихся [6, 7], отдельных профессиональных групп [8], инженерных кадров [9, 10]. Исследователи обращают внимание на эффективность процесса взаимодействия образовательной организации с бизнес-сообществом с позиции установления стратегического партнерства [11-13]. Мировая практика демонстрирует позитивный опыт использования опережающего обучения как антикризисной меры для работников, которые находятся в ситуации угрозы потери рабочего места [14, 15]. Социально-экономический эффект этого обучения достигается за счет обеспечения конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда [16-18].
Алгоритм организации процесса опережающего обучения. Государство разработало четкий алгоритм стимулирования предприятий организовывать процесс опережающего обучения своих работников в ситуации угрозы массовых сокращений с целью получения работниками новых навыков, способствующих их адаптации на изменившемся рынке труда. В Свердловской области определен Порядок реализации мероприятий по переобучению, повышению квалификации работников организаций в целях поддержки занятости, поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда [19]. Утвержденный порядок определяет категорию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на реализацию мероприятий по обучению работников, а также цели, условия и механизмы предоставления субсидий.
Можно выделить три основных этапа взаимодействия органов службы занятости с предприятиями Свердловской области при организации опережающего обучения работников.
Первый этап включает в себя целый комплекс подготовительных мероприятий:
• заключение соглашений между Правительством Свердловской области и предприятием о взаимодействии при реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»;
• направление Министерством промышленности и науки Свердловской области в Департамент по труду и занятости населения Свердловской области информации о предприятиях, заключивших соглашения;
• организация органами службы занятости населения Свердловской области информирования предприятий с целью привлечения их к участию в мероприятиях по опережающему обучению работников;
• проведение предприятиями внутреннего аудита производственной деятельности, включая определение потребности в обновлении набора умений, компетенций работников в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда;
• предоставление сведений в Департамент по труду и занятости населения Свердловской области о потребности в обучении работников.
Второй этап связан с реализацией мероприятий по обучению работников.
Предприятие организует взаимодействие с центром занятости в части:
• подачи заявки на предоставление субсидии;
• подписания соглашения о предоставлении субсидии;
• получения субсидии от центра занятости (в размере 50 % от общего размера субсидии).
Взаимодействие предприятия с образовательной организацией включает в себя:
• организацию закупок образовательных программ (в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 ФЗ);
• заключение договоров с образовательными организациями;
• организацию процесса обучения.
После завершения обучения работников оформляется необходимая документация, и предприятие предоставляет в центр занятости финансовый отчет, подтверждающий фактические расходы для получения оставшейся части субсидии; получение от центра занятости оставшейся части субсидии (в размере фактических расходов); в заключение стороны подписывают акт о выполнении условий соглашения.
Третий завершающий этап предполагает подведение итогов реализации мероприятий по опережающему обучению работников. Проводится оценка результативности реализации предприятием мероприятий по обучению работников в соответствии с установленными показателями, а именно:
• численность работников, прошедших (завершивших) обучение в рамках соглашения на предоставление субсидии, заключенного между работодателем и центром занятости;
• доля трудоустроенных и сохранивших трудовую занятость от общей численности работников, прошедших (завершивших) обучение в рамках мероприятия по обучению (не менее 85 %).
Анализ практики реализации программ опережающего обучения в 2019 г. в Свердловской области. По данным Департамента по труду и занятости населения Свердловской области в 2019 г. четыре предприятия Свердловской области приняли участие в реализации регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения
роста производительности труда: АО ПО «Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова», ОАО «Птицефабрика «Рефтинская», АО «Уральский компрессорный завод», предприятие нефтегазового комплекса ООО «Салюс».
АО ПО «Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова» является ведущим приборостроительным предприятием России, специализирующемся на проектировании, разработке, производстве и обслуживании оптико-электронных систем специального назначения, геодезического оборудования, медицинской техники, светодиодной продукции и систем безопасности. В 2019 г. предприятие заключило 2 соглашения о предоставлении субсидии с государственным казенным учреждением «Екатеринбургский центр занятости». Обучение прошли 59 чел. по 9 образовательным программам для различных категорий и специалистов. Работники, задействованные в производстве, обучились по программам «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов». Специалисты и линейные руководители обеспечивающих подразделений повысили квалификацию в сфере «Продвинутое использование Lunex», «Сетевое использование Lunex для специалистов», «Профессиональная разработка на языке РНР», «Электромагнитная совместимость устройств и систем». По оценкам специалистов завода, полученные знания позволили сократить длительность процесса отладки изделия, поскольку значительная часть мер по обеспечению электромагнитной совместимости будет учтена на этапе разработки конструкторской документации. Также прохождение курса позволяет снизить временные и материальные затраты на прохождение испытаний на электромагнитную совместимость на внешних базах за счет уменьшения количества попыток, необходимых для успешного прохождения испытаний.
Крупнейшее птицеводческое предприятие на Среднем Урале ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» в 2019 г. заключила 6 соглашений о предоставлении субсидий с государственным казенным учреждением «Асбестовский центр занятости» на обучение 135 чел. Работники, задействованные в производстве, прошли обучение по программам «Школа производственного мастера», «Водитель автотранспортных средств», «Складская логистика: управление товарами на складе». Специалисты и линейные руководители обеспечивающих подразделений имели возможность развивать свои компетенции в рамках программ «Управление организационными инициативами», «Клиенты навсегда: технологии продаж входящим клиентам», «Управление проектами», «Эффективный руководитель», «Снабжение и закупки на производстве», «Нормирование труда», «Бюджетное управление производственным предприятием». Обучение по последней указанной в списке программе проходили руководители структурных подразделений администрации. По результатам обучения был составлен четкий план по построению на предприятии единой системы среднесрочного планирования, контроля и анализа затрат, доходов и финансовых результатов по каждому подразделению.
АО «Уральский компрессорный завод» - предприятие машиностроительной отрасли, выпускающее компрессоры и криогенную технику. В 2019 г. завод заключил соглашение с ГКУ «Екатеринбургский центр занятости» на обучение 30 чел. Работники, занятые на производстве, обучились по программе «Производственная система, планирование и диспетчеризация, операционный менеджмент». Руководители и линейные руководители обеспечивающих подразделений после прохождения образовательной программы «Склад и управление закупками» смогли провести мероприятия по синхронизации работы производственных подразделений.
Предприятие, занятое проектированием, производством и поставкой продукции нефтегазового и нефтехимического оборудования ООО «Салюс», в 2019 г. заключило соглашение о предоставлении субсидий с ГКУ «Екатеринбургский центр занятости» на обучение 22 чел. Работники производственных подразделений обучились по программе «Школа производственного мастера». Специалистам и линейным руководителям была предоставлена возможность пройти обучение по программам «Основы управления проектами по стандарту PMI PMBOK», «Нормирование труда», «Service De ski процессы оперативного управления IT-услугами в соответствии с ITIL», «Финансовый анализ: выявление и устранение слабых мест в финансовой деятельности компании», «Эффективный руководитель: технологии управления людьми». Повышение компетенции в сфере нормирования труда позволило выявить потери времени при производстве узла на факельном участке, в результате срок его изготовления сократился в 4 раза.
По сути, отмечают специалисты предприятий, принявших участие в проекте, данные изменения компетенций сотрудников позволяют реализовать на предприятии концепцию «бережливого производства» [20].
Проводя анализ эффективности реализации программ опережающего обучения в 2019 г., можно выделить как позитивные тенденции, так и проблемные зоны.
В качестве позитивной тенденции можно отметить достижение и даже превышение целевых показателей, установленных в программе «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» (таблица).
Достижение целевых показателей программы в 2019 г. по Свердловской области
Целевой показатель План Факт
Численность работников, прошедших (завершивших) обучение в рамках соглашения на предоставление субсидии, заключенного между работодателем и центром занятости, чел. 73 244
Доля трудоустроенных и сохранивших трудовую занятость в общей численности работников, прошедших (завершивших) обучение в рамках мероприятия по обучению, чел. 85 99
Достигнутое значение целевого показателя «Численность работников, прошедших (завершивших) обучение...» составило 332,8 % от установленного значения: 244 чел. против 73 чел. Из 244 чел., завершивших обучение, 241 чел. сохранили занятость, таким образом, второй целевой показатель «Доля трудоустроенных и сохранивших трудовую занятость в общей численности работников, прошедших (завершивших) обучение в рамках мероприятия по обучению» составил 99 % против 85 % установленного показателя.
Об эффективности программы опережающего обучения свидетельствует рост ее популярности среди предприятий. На 2020 г. службами занятости выявлена потребность в опережающем обучении работников уже у 23 предприятий, расположенных на территории муниципальных образований Свердловской области. Среди них: 9 предприятий в городе Екатеринбурге; 3 предприятия в Арамильном городском округе; по 2 предприятия в Нижнем Тагиле и Ирбите; по 1 предприятию в городских округах - Асбестовском, Рефтинском, Каменском, Кушвинском, Новолялинском, в Богдановиче, Алапаевске. Есть все основания утверждать, что установленный на 2020 г. целевой показатель по численности работников, прошедших обучение, в размере 310 чел. будет выполнен. Государство финансово обеспечивает процесс опережающего обучения, увеличивая практически в три раза объем бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий: в 2020 г. он составит 21 214,2 тыс. руб. против 7 млн руб. в 2019 г.
Проведенный автором экспертный опрос специалистов Департамента по труду и занятости населения Свердловской области (далее - Департамент) и членов общественного совета при Департаменте (всего опрошено 5 экспертов) позволил выделить проблемные зоны реализации мероприятий по опережающему обучения.
Обобщая полученные экспертами ответы, можно выделить следующие проблемы организационного характера:
1) предприятия нередко демонстрируют неоперативность в принятии решений по участию в мероприятиях по опережающему обучению в рамках регионального проекта;
2) даже при принятии руководством предприятия положительного решения об участии в проекте, ответственные специалисты со стороны предприятия нарушают сроки предоставления в Департамент информации о их потребности в обучении работников;
3) необходимость строгого соблюдения бюджетного законодательства по расходованию средств требует от предприятия четкости предоставления определенного набора документов как при подаче заявки на получение субсидии, так и на этапе завершения обучения при обосновании получения второй части субсидии (специалисты предприятия допускают множество ошибок при предоставлении пакета документов);
4) смена руководства на предприятии при отсутствии преемственности приводит к необходимости повторно разъяснять алгоритм проведения мероприятий по организации опережающего обучения работников.
Для решения обозначенных проблем экспертами предлагается ряд конкретных мер по совершенствованию взаимодействия служб занятости с предприятиями по организации эффективного опережающего обучения:
• на интерактивном портале Департамента создать специальную вкладку «Национальный проект производительность труда и поддержка занятости"»; на сайте Департамента размещать итоговую информацию о результатах участия предприятий в обучающих мероприятиях регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда»; привлекать средства массовой информации к работе по популяризации регионального проекта;
• расширять формы информационного взаимодействия с предприятиями: «рассылка писем», «организация рабочих встреч, совещаний с руководством предприятий», «проведение консультаций с лицами, ответственными за организацию опережающего обучения;
• организовать методическое и консультационное сопровождение взаимодействия служб занятости с предприятиями; консультационное сопровождение представителей кадровых служб предприятий, заключивших соглашение «регион-предприятие» для участия в обучающих мероприятиях регионального проекта; актуализировать информационно-методический материал для работодателей -участников обучающих мероприятий в рамках регионального проекта.
Подводя итоги анализа эффективности организации опережающего обучения в Свердловской области, можно выделить позитивные эффекты реализации регионального проекта. Проведение опережающего обучения позволяет вносить своевременные коррективы в систему управления производственно-экономической деятельностью предприятия; повысить эффективность труда работников предприятия; повысить профессиональную квалификацию работников предприятия и, что немаловажно, достичь и социального эффекта, связанного с сохранением занятости работников предприятия.
Список литературы
1. Факторы трансформации российского рынка труда / А.И. Позмогов, И.Э. Гергиев, А.Е. Железова, К.Е. Гогичаева // Вопросы управления. - 2018. -№ 6 (55). - С. 67-71.
2. Огородов А.С., Саранчук С.Ю., Чевтаева Н.Г. Корпоративная сплоченность профессионального сообщества в условиях нестабильности рынка труда промышленного региона // Вестник Российского университета дружбы народов. Социология. - 2017. - Т. 17, № 1. - С. 83-95. Б01: http://dx.doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-1-83-95
3. Паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратег. развитию и приорит. проектам (протокол от 30 авг. 2017 г. № 9). - URL: http://government.ru/projects/selection/ 663/29354/ (дата обращения: 10.02.2020).
4. Паспорт регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» [Электронный ресурс]: утв. Решением Совета при губернаторе Свердловской области по приорит. стратег. проектам Свердловской области (протокол от 17.12.2018 № 18). - URL: https://www.szn-ural.ru/content/национальный_ проект производительность труда и поддержка занятости (дата обращения: 10.02.2020).
5. Стегний В.Н. Прогностический подход к образованию // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2011. - № 10. - С. 5-10.
6. Чевтаева Н.Г., Стребкова Н.В. Оценка качества образования: социологический анализ групп интересов: моногр. - Екатеринбург, 2009. - 155 с.
7. Rezer Т.М., Kuznetsova E.V. Practice-oriented training as a mechanism of professional experience development // The 11th annual International Conference on Education and New Learning Technologies. - Palma de Mallorca, Spain, 2019. -P.2107-2110.
8. Чевтаева Н.Г., Никитина А.С. Формирование инновативного потенциала в процессе профессиональной подготовки государственных служащих как социально-профессиональной группы // Вопросы управления. - 2012. -№ 1 (18). - С. 71-79.
9. Стегний В.Н. Компетентностный подход к содержанию цикла ГСЭД при подготовке инженера // Высшее образование в России. - 2011. - № 1. -С. 77-81.
10. Воспроизводство кадров для инновационной экономики: компаративный анализ / Л.Н. Банникова, Л.Н. Боронина, Ю.Р. Вишневский [и др.]; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; Школа гос. упр. и предпр. - Екатеринбург, 2019. - 235 с.
11. Шуклина Е.В. Предприятия и вузы региона: формы и прогнозы развития сетевых взаимодействий // Солидарность и конфликты в современном обществе: материалы науч. конф. - 2018. - С. 361-362.
12. Балынская Н.Р., Кузнецова Н.В. Стратегические аспекты взаимодействия образовательной организации с бизнес-сообществом // Вопросы управления. - 2018. - № 6 (55). - С. 224-231.
13. Кузнецова Н.В. Непрерывная профессиональная подготовка управленческих кадров как необходимое условие инновационного развития // Экономика и политика. - 2018. - № 1 (11). - С. 31-34.
14. Becker Rolf. Economic change and continuous vocational training in the work history: a longitudinal multilevel analysis of the employees' participation in further training and the effects on their occupational careers in Germany, 1970-2008 // Empirical Research in Vocational Education and Training. - 2019. - No. 11:4. -P. 2-29. - URL: https://doi.org/10.1186/s40461-019-0079-x
15. Фомина И.Г., Кярхи E.C. Реализация образовательных проектов по опережающему обучению для участников кластеров Санкт-Петербурга при поддержке центра занятости населения // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. - 2018. -Т.1.- С. 262-264.
16. Институт публичной службы: социокультурное измерение: моногр. / под ред. С.Н. Костиной; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; Школа гос. упр. и предпр. - Екатеринбург, 2019. - 124 с.
17. Бикалова Н.А. Программы опережающего профессионального обучения: семь лет от кризиса к инновационному развитию // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 5. - С. 100-107.
18. Шебырева Л.Г. Перспективно-опережающее обучение как фактор формирования компетенций и условий непрерывного образования // Актуальные вопросы образования. - 2019. - Т. 1. - С. 236-239.
19. Об утверждении Порядка реализации мероприятий по переобучению, повышению квалификации работников организаций в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда [Электронный ресурс]: постановление Правительства Свердловской области. № 265-ПП от 25.04.2019. -URL: http://www.pravo.gov66.ru/21094/ (дата обращения: 10.02.2020).
20. Владыкин А.А., Гершанок Г.А. Интеграция принципов и методов «бережливого производства» и «экологического менеджмента»// Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2019. - № 4. - С. 218-233. DOI: 10.15593/2224-9354/2019.4.17
References
1. Pozmogov A.I., Gergiev I.E., Zhelezova A.E., Gogichaeva K.E. Faktory transformatsii rossiiskogo rynka truda [Transformation factors of the Russian labor market]. Voprosy upravleniia, 2018, no. 6(55), pp. 67-71.
2. Ogorodov A.S., Saranchuk S.Iu., Chevtaeva N.G. Korporativnaia splochennost' professional'nogo soobshchestva v usloviiakh nestabil'nosti rynka truda promyshlennogo regiona [Corporate professional unity under the unstable labor market in the industrial region]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Sotsiologiia, 2017, vol. 17, no. 1, pp. 83-95. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-1-83-95.
3. Pasport prioritetnoi programmy "Povyshenie proizvoditel'nosti truda i podderzhka zaniatosti" [Passport of the priority program "Productivity improvement and support for employment]. Approved by the Presidium of the Presidential Council for strategic development and priority projects of Aug. 30, 2017 no. 9, available at: http://government.ru/projects/selection/663/29354/ (accessed 10 February 2020).
4. Pasport regional'nogo proekta "Podderzhka zaniatosti i povyshenie effektivnosti rynka truda dlia obespecheniia rosta proizvoditel'nosti truda" [Passport of the regional project "Supporting employment and increasing the efficiency of the labor market to ensure the growth of labor productivity"]. Approved by the decision of the Council under the governor of the Sverdlovsk region on priority strategic projects of the Sverdlovsk region of Dec. 17, 2018 no. 18, available at:
https://www.szn-ural.ru/content/нацнона^bHbIн_проект_np0H3B0gHTenbH0CTb_
Tpyga_H_n0ggep^Ka_3aH3T0CTH_ (accessed 10 February 2020).
5. Stegnii V.N. Prognosticheskii podkhod k obrazovaniiu [A predictive approach to education]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2011, no. 10, pp. 5-10.
6. Chevtaeva N.G., Strebkova N.V. Otsenka kachestva obrazovaniia: sotsiologicheskii analiz grupp interesov [Education quality assessment: Sociological analysis of interest groups]. Yekaterinburg, 2009, 155 p.
7. Rezer T.M., Kuznetsova E.V. Practice-oriented training as a mechanism of professional experience development. The 11th annual International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma de Mallorca, Spain, pp. 21072110.
8. Chevtaeva N.G., Nikitina A.S. Formirovanie innovativnogo potentsiala v protsesse professional'noi podgotovki gosudarstvennykh sluzhashchikh kak sotsial'no-professional'noi gruppy [Formation of the innovative capacity in training of public servants as socio-professional group]. Voprosy upravleniia, 2012, no. 1(18). pp. 71-79.
9. Stegnii V.N. Kompetentnostnyi podkhod k soderzhaniiu tsikla GSED pri podgotovke inzhenera [Competence approach to the content of the cycle of humanitarian, social and economic disciplines in engineer training]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2011, no. 1, pp. 77-81.
10. Bannikova L.N., Boronina L.N., Vishnevskii Iu.R., Narkhov D.Iu. [et al.]. Vosproizvodstvo kadrov dlia innovatsionnoi ekonomiki: komparativnyi analiz [Reproduction of personnel for an innovative economy: Comparative analysis]. Yekaterinburg, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Institute of Public Administration and Entrepreneurship, 2019, 235 p.
11. Shuklina E.V. Predpriiatiia i vuzy regiona: formy i prognozy razvitiia setevykh vzaimodeistvii [Enterprises and universities: Forms and forecasts of the development of network interactions]. Solidarnost' i konflikty v sovremennom obshchestve materialy nauchnoi konferentsii, 2018, pp. 361-362.
12. Balynskaia N.R., Kuznetsova N.V. Strategicheskie aspekty vzaimo-deistviia obrazovatel'noi organizatsii s biznes soobshchestvom [Strategic aspects of the interaction of the educational organization with the business community]. Voprosy upravleniia, 2018, no. 6(55), pp. 224-231.
13. Kuznetsova N.V. Nepreryvnaia professional'naia podgotovka upravlen-cheskikh kadrov kak neobkhodimoe uslovie innovatsionnogo razvitiia [Continuous professional management training as a necessary condition of innovative development]. Ekonomika ipolitika, 2018, no. 1(11). pp. 31-34.
14. Becker Rolf. Economic change and continuous vocational training in the work history: A longitudinal multilevel analysis of the employees' participation in further training and the effects on their occupational careers in Germany, 19702008. Empirical Research in Vocational Education and Training, 2019, no. 11: 4, pp. 2-29, available at: https://doi.org/10.1186/s40461-019-0079-x.
15. Fomina I.G., Kiarkhi E.C. Realizatsiia obrazovatel'nykh proektov po operezhaiushchemu obucheniiu dlia uchastnikov klasterov Sankt-Peterburga pri podderzhke tsentra zaniatosti naseleniia [Implementation of educational projects on advanced training for participants of St. Petersburg clusters]. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlia promyshlenno-ekonomicheskogo kompleksa regiona, 2018, vol. 1, pp. 262-264.
16. Institut publichnoi sluzhby: sotsiokul'turnoe izmerenie [Public Service Institute: Sociocultural dimension]. Ed. S.N. Kostina. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Institute of Public Administration and Entrepreneur-ship. Yekaterinburg, Ural University, 2019, 124 p.
17. Bikalova N.A. Programmy operezhaiushchego professional'nogo obucheniia: sem' let ot krizisa k innovatsionnomu razvitiiu [Forward-looking vocational training and education: 7 years from crisis to innovative development]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2015, no. 5, pp. 100-107.
18. Shebyreva L.G. Perspektivno-operezhaiushchee obuchenie kak faktor formirovaniia kompetentsii i uslovii nepreryvnogo obrazovaniia [Advanced training as a factor in the formation of competencies and conditions for continuing education]. Aktual'nye voprosy obrazovaniia, 2019, vol. 1, pp. 236-239.
19. Ob utverzhdenii Poriadka realizatsii meropriiatii po pereobucheniiu, povysheniiu kvalifikatsii rabotnikov organizatsii v tseliakh podderzhki zaniatosti i povysheniia effektivnosti rynka truda [On approval of the Procedure for the implementation of measures for retraining, advanced training of employees of organizations in order to support employment and increase the efficiency of the labor market]. Decision of the Government of the Sverdlovsk region of Apr. 25, 2019 no. 265-PP, available at: http://www.pravo.gov66.ru/21094/ (accessed 10 February 2020).
20. Vladykin A.A., Gershanok G.A. Integratsiia printsipov i metodov "berezhlivogo proizvodstva" i "ekologicheskogo menedzhmenta" [Integration of the principles and methods of "lean production" and "environmental management"]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2019, no. 4, pp. 218-233. DOI: 10.15593/2224-9354/2019.4.17.
Оригинальность 80 %
Получено 06.02.2020 Принято i0.03.2020 Опубликовано 29.06.2020
S.Yu. Saranchuk
EFFICIENCY OF ADVANCED TRAINING OF EMPLOYEES OF INDUSTRIAL ENTERPRISES UNDER THE THREAT OF UNEMPLOYMENT
The paper considers the technology of advanced training of employees as an anti-crisis measure of state policy to stabilize the labor market. Analysis of the practice of implementing advanced training programs in the Sverdlovskaya Oblast allows us to record the excess of the target values set in the program entitled Support for Employment and Improving the Efficiency of the Labor Market to Ensure Productivity Growth: the share of employed and retained employees in the total number of employees who have completed the training was 99 % against 85 % of the established indicator. At the beginning of 2020, the number of enterprises that have declared their need to participate in the implementation of the regional advanced training program has increased six-fold. The paper highlights the problems of interaction between employment services and industrial enterprises in the region: delays in making decisions by enterprises to participate in advanced training events; violation of the deadlines for providing the Department with the information about their needs for training employees; changes in management at the enterprise in the absence of succession leads to the need to re-explain the algorithm for making events for organizing advanced training of employees. Defining the prospects for improving the interaction of employment services with enterprises to organize effective advanced training, the author insists on the need to expand information and consulting support for the interaction of employment services with enterprises participating in advanced training events. A limitation of the current practice of advanced training is the fact that it prepares the staff to implement the principles of lean production rather than the processes of modernization and automation.
Keywords: innovations, competencies, labor market, industrial enterprise personnel, competitiveness, lean production.
Sergey Yu. Saranchuk - Post-graduate Student, Department of Theory and Sociology of Management, Ural institute of management - Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg, e-mail: [email protected].
Received 06.02.2020 Accepted 10.03.2020 Published 29.06.2020