Научная статья на тему 'Эффективность общественного контроля на потребительском рынке'

Эффективность общественного контроля на потребительском рынке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / SOCIAL CONTROL / RIGHTS OF THE CONSUMER / PUBLIC ORGANIZATIONS / LEGAL REGULATION OF SOCIAL CONTROL / PROBLEMS OF INCREASE OF ITS EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздова К. В.

Общественный контроль один из главных способов защиты самого широкого круга потребителей нашей страны, а также один из инструментов ее модернизации. На сегодняшний день существует необходимость расширения сферы действия общественного контроля. Только объединенная сила самих граждан и их интеллекта и сплоченности сможет обеспечить достойный уровень жизни в нашей стране и сделает это эффективнее любого органа власти, заставляя власть действовать в интересах людей. В данной статье рассматриваются возможности общественного контроля в сфере защиты прав потребителей, совершенствование законодательства в сфере общественного контроля, взаимодействие органов власти и общества при проведении общественного контроля. Также приводятся пример успешного взаимодействия при проведении мероприятий общественного контроля. В статье описываются основные проблемы развития системы общественного контроля в Российской Федерации, автором предлагаются пути решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF PUBLIC CONTROL IN THE CONSUMER MARKET

Social control is one of the main methods to protect the widest range of consumers of our country and also an instrument of modernization of protection. Today there is a need to expand the coverage of social control. Only a united force of the citizens themselves and their intelligence and cohesion will be able to provide a decent level of life in our country and make it more effectively than any authority, forcing the authority to act in the interests of people. In this article we consider the possibilities of social control in the sphere of protection of the rights of consumers, improvement of legislation in the sphere of social control, cooperation between the government and society when carrying out public control. There is also an example of successful collaboration in social control actions. The author describes the main problems of the social control system development in the Russian Federation, and offers the solutions of these problems.

Текст научной работы на тему «Эффективность общественного контроля на потребительском рынке»

■ ■ ■ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Автор: ДРОЗДОВА К.В.

ДРОЗДОВА Кристина Вячеславовна - руководитель Управления общественных коммуникаций Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России» 121170, г. Москва, Кутузовский проспект, д.39, офис 318. Тел. +7(499) 249 18 70, в-та1!:опр@1пЬох.ги.

Аннотация: Общественный контроль - один из главных способов защиты самого широкого круга потребителей нашей страны, а также один из инструментов ее модернизации. На сегодняшний день существует необходимость расширения сферы действия общественного контроля. Только объединенная сила самих граждан и их интеллекта и сплоченности сможет обеспечить достойный уровень жизни в нашей стране и сделает это эффективнее любого органа власти, заставляя власть действовать в интересах людей. В данной статье рассматриваются возможности общественного контроля в сфере защиты прав потребителей, совершенствование законодательства в сфере общественного контроля, взаимодействие органов власти и общества при проведении общественного контроля. Также приводятся пример успешного взаимодействия при проведении мероприятий общественного контроля. В статье описываются основные проблемы развития системы общественного контроля в Российской Федерации, автором предлагаются пути решения данных проблем.

Ключевые слова: Общественный контроль, права потребителя, общественные организации, правовая регламентация общественного контроля и проблемы повышения ее эффективности.

Согласно 45 статье Закона «О защите прав потребителей» общественные организации имеют право проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. Право граждан и общественных организаций предоставлено также Федеральным законом № 171-ФЗ « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Одной из проблем обострения ситуации в области прав потребителей являются инновации, связанные с освобождением бизнеса от многочисленных проверок. В условиях снижения нравственности в российском социуме, замедленных темпов присоединения бизнес-организаций к добровольному принятию стандартов социальной ответственности [1, 160] нарастает тенденция роста нарушения прав потребителей. Аргумент у коммерческих структур, как правило, один - все равно наказания не последует. При этом коммерческие организации организованно протестуют против частых проверок под распространенным лозунгом «бизнес терроризируют проверками», часто желая скрыть нарушения потребительского законодательства, алчность и неумение работать качественно. Здесь возможно использовать «компенсирующие механизмы социальной адаптации, направленные на опережающую нейтрализацию негативных тенденций развития системы, дезорганизации, формирования деструктивных социальных связей через включение граждан в процесс принятия новых правовых норм в соответствии с позитивным для них вектором развития социальной системы». В ситуации негативной направленности, характеризующейся «девиантным поведением

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

индивидов» возможны достаточно серьезные последствия, приводящие «к дезорганизации системы», когда «индивид или социальная группа не в состоянии интегрироваться со стабильными институтами социума» [1, 115]. Этот факт показывает, с одной стороны, небезобидность таких деструктивных процессов, возможность значительного разрушения ценностных основ социальной системы и важность расширения сфер действия общественного контроля. В современном обществе контроль приобретает новый смысл. Так, например, базируясь на теории модернизации, У. Бек обосновывает процесс перехода к эпохе рисков как объективную историческую необходимость, как результат действия механизмов модернизации. При этом ученый выдвигает идею, что необходим переход к принципиальной организации общества, в котором действуют механизмы самотрасформации, основанные на самокритичности, эффективном социальном контроле и управлении.

Но такая организация общества не может возникнуть мгновенно. Граждане пока не готовы к использованию механизмов эффективного социального контроля. Потребители не умеют быстро соорганизоваться в силу их разрозненности и неспособности легитимными методами требовать продукцию и услуги хорошего качества.

Поэтому едва ли не единственными способами защиты могли бы стать общественные объединения потребителей, создание особых условий для стимулирования контрольной деятельности общественными организациями с привлечением волонтеров. Общественный контроль - независимая система, которая не может нанести вред добросовестным предпринимателям, но вполне может выявлять нарушителей и требовать их наказания.

Под термином «контроль» традиционно понималась проверка счетов, отчетности в бухгалтерском учете. Так во французском языке известно слово «controle», т.е. список, ведущийся в двух экземплярах, встречная, вторичная запись с целью проверки первой. Сличение этих двух списков ассоциируется с возможностью уличить в ошибке, наказать за нее с последующими неприятностями. Не случайно английское слово «control» воспринимается нами в смысле «господство», «власть», «насилие». «Такое общепринятое представление о контроле остается, к сожалению, у значительной части специалистов контрольных органов, что объясняется существующей системой оценки контрольных органов в зависимости от выявленных ими недостатков и правонарушений» [3, 54].

В управлении делами демократического государства контроль должен выступать неотъемлемой составляющей участия в нем граждан и общественных организаций. Вот почему представляется важным более широкое современное понимание контроля как «совокупности политических, организационных и экономических процессов и методов, призванных способствовать развитию социальной системы, обеспечить стабильность общественного порядка и государственного строя, соблюдение Конституции и ее законов» [3, 55].

В то же время сами по себе законы и нормативные правовые акты, какими бы совершенными они ни были бы, не способны гарантировать точное и надлежащее их исполнение. Пресечь беззаконие и злоупотребление применением права можно, прежде всего, на основе хорошо поставленного контроля над состоянием дел и исполнением принятых законов и решений, а также механизмами своевременного изменения законодательства в связи с динамическими социальными изменениями. Из этого следует необходимость общественной экспертизы и общегражданского обсуждения законопроектов, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, так как граждане, профессиональные, общественные объединения должны заранее «тестиро-

вать» все государственные документы и иметь возможность это делать. При этом рассмотрение экспертной деятельности как превентивной технологии управления, как способ опережающего регулирования инновационных социальных процессов [4, 11] позволяет поднять данную тему на уровень особой государственной важности.

Кроме того, экспертная деятельность, как правило, рассматривается преимущественно по отношению к законопроектной деятельности, в то время как главной проблемой было и остается исполнение законов, т.е. необходимо корректное и открытое принятие не только законов, но и подзаконных актов, а также последующая оценка функционирования принятого закона и эффективности его применения, сопровождаемая постоянно действующим мониторингом. Именно мониторинг позволит своевременно обнаружить отставание существующего законодательства от развития социальной системы.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что правовая регламентация общественного контроля на сегодняшний момент является не только недостаточной, но и жизненно необходимой.

Выделим основные проблемы развития системы общественного контроля в Российской Федерации.

Обязательность общественного контроля

Общественный контроль - это инструмент, с помощью которого можно противостоять коррупции [6], повысить потребительскую безопасность, качество товаров и услуг, сдерживать рост цен. Несовершенство правовой базы позволяет избегать общественного контроля при решении многих вопросов, имеющих большую социальную значимость. Весьма острым является вопрос о механизмах учета органами государственной власти замечаний и предложений, высказанных как структурами общественного контроля, так и гражданами [7].

Для решения этой проблемы высказываются предложения об установлении перечня тематики, по которому в обязательном порядке требуется заключение Общественного совета при соответствующем министерстве (ведомстве), расширении числа оснований для обязательного проведения публичных слушаний. Целесообразно также законодательно закрепить санкции за нарушение процедур общественного контроля, распространить механизмы общественного контроля на деятельность государственных корпораций, государственных и муниципальных учреждений.

Демократизм и гласность общественного контроля

В статье «Демократия и качество государства» содержится важный тезис о понимании демократии, которая не может заканчиваться на процессе голосования. «Демократия, на мой взгляд, - пишет Владимир Путин - заключается, как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А, значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».

Повышение статуса органов общественного контроля порождает попытки придать им замкнутый и непрозрачный характер, кроме того, существуют случаи замалчивания

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюйу

итогов общественного мониторинга. В связи с этим есть необходимость законодательного обеспечения максимальной открытости общественного контроля.

Открытость может быть реализована в форме регулярной публичной отчетности субъектов контроля о результатах проводимых контрольных мероприятий; в форме публикации итогов общественного контроля в государственных СМИ, финансируемых за счет средств налогоплательщиков, а также во всех других средствах массовой коммуникации. Именно регулирующая функция массовой коммуникации позволяет осуществить «влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм, реализуя функции социального контроля» [5, С 171]. Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля.

Целостность системы общественного контроля

Взаимодействие между различными структурами общественного контроля пока недостаточно активно, это приводит к тому, что их ресурсы (информационные, организационные, кадровые) используются недостаточно эффективно. Нарастает необходимость выработки общих принципов и стандартов осуществления общественного контроля в различных отраслях и на различных территориях, формирования единой информационной и методической базы. В связи с этим, все большую актуальность приобретает вопрос о приятии системообразующего правового акта - Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации».

Взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти по осуществлению контроля

Суть общественного контроля в том, что его организованно могут осуществлять сами граждане и их организации. Возможные меры воздействия общественников по результатам контроля ограничены - они могут либо обратиться в суд в защиту потребителей или передать материалы проверок в контрольно-надзорные органы для принятия решения.

Общественный контроль - реально действующий инструмент, с помощью которого можно добиваться конкретных результатов при условии, что отработан механизм взаимодействия органов власти и организаций гражданского общества, сформирована система обратной связи как часть управленческого цикла [3, 56], а также обеспечена независимость финансирования мероприятий общественного контроля.

Приведем пример практики общественного контроля в Москве. Так между Департаментом торговли и услуг города Москвы и Объединением потребителей России заключено соглашение о сотрудничестве, в котором говорится и об общественном контроле, как важнейшем направлении. Существенно, что здесь организована плановая поэтапная работа. В прошлом году общественный контроль в виде мониторинга нарушений законодательства проводился, главным образом, на столичных ярмарках выходного дня. Итогом такой работы стали не только регулярные отчеты о результатах мониторинга, но и правовые заключения, а также рекомендации по устранению нарушений. В том числе и на основании этих рекомендаций департаментом уже подготовлены предложения о совершенствовании работы ярмарок.

Подводя итоги, подчеркнем, что необходимо расширение сферы действия общественного контроля. Только объединенная сила самих граждан и их интеллекта и сплоченности сможет обеспечить достойный уровень жизни в нашей стране и сделает это эффективнее любого органа власти, заставляя власть действовать в интересах людей.

Список литературы

1. Василенко, Л.А. Василенко В.И. Социальные инновации в контексте управления будущим. Махачкала, 2013.

2. Бек, У. Общество риска на пути к другому модерну. М., 2000.

3. Василенко, Л.А. Социальный контроль // Организация и технологии антикризисного социального управления. М., 2004.

4. Инновационные технологии проведения общественной эк-спертизы государственно значимых решений и общественных слушаний, с включенным тендерным подходом и с применением «высоких» информационных технологий / Под общ. ред. Л.А. Василенко, Т.Е. Са-фоновой. М., 2010.

5. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник для бакалавров. М., 2013.

6. Шедий, М.В. Коррупция в России: опыт концептуализации и механизмы противодействия: Монография. Орел, 2011. 150 стр.

7. Кадровый контроль в системе государственной службы / Под ред. А.И. Турчинова. М., 2002.

8. Смольков, В.Г. Вернигорова Т.П. Социальный контроль // Социальное управление. Курс лекций. М., 2000.

9. Гончаров А.А. Гражданский контроль над органами власти. М., 2010.

10. Ermacora F. (2003) 'Non-governmental organization as promotes of human rights'. London.

■ ■ ■ EFFICIENCY OF PUBLIC CONTROL IN THE CONSUMER MARKET.

Author: DROZDOVA K.V.

DROZDOVA Kristina Vyacheslavovna, Chief of the Department of public communications of the All-Russian social movement in protection of the rights and interests of consumers «Association of consumers of Russia».

Address: 121170, Moscow, Kutuzovsky Avenue, 39, office 318. Tel. +7 (499) 249-18-70, E-mail: onp@inbox.ru

Annotation. social control is one of the main methods to protect the widest range of consumers of our country and also an instrument of modernization of protection. Today there is a need to expand the coverage of social control. Only a united force of the citizens themselves and their intelligence and cohesion will be able to provide a decent level of life in our country and make it more effectively than any authority, forcing the authority to act in the interests of people. In this article we consider the possibilities of social control in the sphere of protection of the rights of consumers, improvement of legislation in the sphere of social control, cooperation between the government and society when carrying out public control. There is also an example of successful collaboration in social control actions. The author describes the main problems of the social control system development in the Russian Federation, and offers the solutions of these problems.

Keywords: Social control, rights of the consumer, public organizations, legal regulation of social control, problems of increase of its effectiveness.

KOMMyHMKOflOrMfl - COMMUNICOLOGY

References

1. Vasilenko, L.A. Vasilenko V.I. Sotsialnyie innovatsii v kontekste upravleniya buduschim. Mahachkala.: 2013. [Vasilenko, L.A.Vasilenko V. I. (2013) 'Social innovations in a context of management future'. Makhachkala]

2. Bek, U. Obschestvo riska na puti k drugomu modernu. M., 2000. [Beck, U. (2000) 'Sosciety of risk on a way to other modernist style'. Moscow].

3. Vasilenko, L.A. Sotsialnyiy kontrol // Organizatsiya i tehnologii antikrizisnogo sotsialnogo upravleniya. M., 2004. [Vasilenko,L.A.(2004). 'Social control//Organization and technologies of anticrisis social management'. Moscow].

4. Innovatsionnyie tehnologii provedeniya obschestvennoy ekspertizyi gosudarstvenno znachimyih resheniy i obschestvennyih slushaniy, s vklyuchennyim gendernyim podhodom i s primeneniem «vyisokih» informatsionnyih tehnologiy / Pod obsch. red. L.A. Vasilenko, T.E. Safonovoy. M., 2010. [Innovative technologies of the public examination of nationl important decisions and public hearings using high information technologies, Vasilenko,L.A. edt. (2010). Moscow].

5. Sharkov, F.I. Kommunikologiya: osnovyi teorii kommunikatsii: Uchebnik dlya bakalavrov. M., 2013. [Sharkov, F.I.(2013) 'Kommunikology: basic theory of communication: The textbook for bachelors'. Moscow].

6. Shediy, M.V.Korruptsiya v Rossii: opyt kontseptualizatsii i mehanizmyi protivodeystviya: Monografiya. Orel, 2011. 150 s. [ Shedy, M.V. (2011) 'Korruption in Russia: experience of conceptualization and counteraction mechanisms': Monograph. Orel].

7. Kadrovyiy kontrol v sisteme gosudarstvennoy sluzhbyi / Pod red. A.I. Turchinova. M.: RAGS, 2002. ['Personnel control in system of public service' / A.I.Turchinov edt. (2002). Moscow].

8. Smolkov, V.G. Vernigorova T.P., Sotsialnyiy kontrol // Sotsialnoe upravlenie. Kurs lektsiy. M., 2000. [Smolkov, V. G. Vernigorova T.P., (2000) 'Social control//Social management. Course of lectures'. Moscow]

9. GoncharovA.A. Grazhdanskiy kontrol nad organami vlasti. M., 2010. [Goncharov A.A. (2010) 'Civil control over authorities'. Moscow].

10. Ermacora F. (2003) 'Non-governmental organization as promotes of human rights'. London.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.