Научная статья на тему 'Эффективность метода мозаики при проведении этноколористического интервью'

Эффективность метода мозаики при проведении этноколористического интервью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР / ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЦВЕТ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭТНОКОЛОРИСТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ / ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / МЕТОД МОЗАИКИ / GLOBALIZATION / ETHNIC IDENTITY / NATIONALITY / COLOR PREFERENCES / THE METHOD OF MOSAIC / MULTICULTURALISM / ETHNICSOCIAL VIEWS / COLOR / ETNOCOLORISTIC INTERVIEWS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авраменко Светлана Николаевна

Представлен инновационный метод социологического исследования, способствующий определению цветовых предпочтений личности путем использования его основных критериев. Метод мозаики позволяет идентифицировать цветовые предпочтения отдельной этнической группы посредством обобщения множеств ассоциативных представлений о цветах и оттенках ее отдельных представителей. Эффективность метода заключается в получении наиболее полной информации не только о цветовых предпочтениях различных народов и цветовом языке их этнической культуры, но и об индивидуальном стремлении личности постигать «чужую» культуру, что делает его особенно актуальным на этапе развития и укрепления межкультурных коммуникаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective Method of Mosaic During Etnocoloristc Interview

The paper presents an innovative method of sociological research to determine the color preferences of the individual through the use of its main criteria. The method of mosaic allows the identification color preferences of a particular ethnic group by generalizing set associative representation of the colors and shades of its individual members. The effectiveness of the method is to obtain the most complete information not only about the color preferences of different peoples and color language of their ethnic culture, but also the personality of the individual striving to comprehend the «foreign» culture, which makes it particularly relevant to the stage of development and the strengthening of intercultural communication

Текст научной работы на тему «Эффективность метода мозаики при проведении этноколористического интервью»

Социологические науки

УДК 316.7

Авраменко Светлана Николаевна Svetlana Avramenko

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА МОЗАИКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ЭТНОКОЛОРИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ

EFFECTIVE METHOD OF MOSAIC DURING ETNOCOLORISTC INTERVIEW

Представлен инновационный метод социологического исследования, способствующий определению цветовых предпочтений личности путем использования его основных критериев. Метод мозаики позволяет идентифицировать цветовые предпочтения отдельной этнической группы посредством обобщения множеств ассоциативных представлений о цветах и оттенках ее отдельных представителей. Эффективность метода заключается в получении наиболее полной информации не только о цветовых предпочтениях различных народов и цветовом языке их этнической культуры, но и об индивидуальном стремлении личности постигать «чужую» культуру, что делает его особенно актуальным на этапе развития и укрепления межкультурных коммуникаций

Ключевые слова: глобализация, многообразие культур, этносоциальные представления, этническая самоидентификация, цвет и национальность, этноколористическое интервью, цветовые предпочтения, метод мозаики

The paper presents an innovative method of sociological research to determine the color preferences of the individual through the use of its main criteria. The method of mosaic allows the identification color preferences of a particular ethnic group by generalizing set associative representation of the colors and shades of its individual members. The effectiveness of the method is to obtain the most complete information not only about the color preferences of different peoples and color language of their ethnic culture, but also the personality of the individual striving to comprehend the «foreign» culture, which makes it particularly relevant to the stage of development and the strengthening of intercultural communication

Key words: globalization, multiculturalism, ethnic-social views, ethnic identity, color, nationality, etno-coloristic interviews, color preferences, the method of mosaic

Стремительное развитие международных связей, активное взаимодействие и взаимопроникновение цивилизаций стало импульсом для изучения условий успешного и взаимовыгодного межкультурного диалога. Интенсивность сотрудничества представителей различных народов растет с каждым днем, углубляется взаимодействие экономических, политических, социокультурных систем разных стран. С учащающейся в глобализующемся мире практикой международных коммуникаций становится очевидным, что в процессе межкультурно-

го диалога недостаточно одних лишь знаний о представителях других народов — для плодотворного и результативного общения важно научиться не только понимать друг друга, но и чтить и уважать традиции и обычаи других народов. Глобализация, способствуя ускоренному развитию межкультурных контактов, выявляет актуальную для современного общества проблему культурно-этнической идентичности. Таким образом, одной из приоритетных задач современности становится сохранение многообразия культур, некоторые из которых в

силу своего локального характера не всегда соответствуют ключевым планам коллективного движения, тем самым находясь под угрозой исчезновения.

Происходящее смешение различных культур может вызывать у представителей этноса недопонимание происходящего вокруг, что вызывает чувство нестабильности и незащищенности и вынуждает к поиску того, что могло бы помочь восстановить целостность картины мира и обрести чувство спокойствия и комфорта. В данном случае ключевой поддержкой становится общность народа, способствующая каждому отдельному человеку укрепиться в собственном ощущении внутригруппового единства, осознать себя частью социума. В процессе социализации и взаимодействия с другими народами ведущая роль принадлежит этносоциальным представлениям, свойственным членам данной этнической группы, что является содержательной составляющей этнической идентичности. Данные представления, как правило, формируются из осмысления истории собственного народа, культуры, обычаев и традиций, которым принадлежит представитель этнической группы, и отражают мировоззрение этноса посредством, в том числе, знакомства с произведениями народного творчества, формами мышления и этнического поведения. Посредством этносоциальных представлений личность идентифицирует себя со своим народом и путем подсознательного делит окружающих на «своих» и «чужих».

Результатом этнической самоидентификации личности традиционно принято считать такие факторы, как язык, обряды, обычаи и т.п. (см. об этом, например, [4; С. 6]), но, отступая от общепринятых норм, обращает на себя внимание актуальная в настоящее время параллель между цветовыми предпочтениями и этнической принадлежностью личности. Изучение взаимосвязи между цветом и национальностью начинает занимать умы все возрастающего количества исследователей в различных научных областях, например, психологии, философии, социологии. Российский ис-

следователь А.В. Рогова, анализируя зависимости цветовых предпочтений этноса от его менталитета, приводит примеры их взаимосвязи в жизни европейского народа (немцев, французов, англичан и др.): «Красный цвет подобен крику — он активизирует психику, вызывает возбуждение и прилив энергии; ... ассоциируется у немцев со страстью, торжеством, огнем, революцией, свободой, преданностью. В Германии народная присказка гласит: «Rot ist die Liebe, Rot ist das Blut, Rot ist der Teufel in seiner Wut» (буквально: красный — это любовь, красный — это кровь, красный — это черт во гневе)». Цит. по: [9; С. 48]. А. Т.-Г. Землянская, выявляя отношение общественности к желтому цвету, приходит к выводу, что у российских граждан он ассоциируется с летом, пляжем, золотом, праздником Пасхи, сбора урожая и др., в то время как для большинства респондентов из числа сотрудников российско-китайских компаний он является торжественным цветом Солнца, Бога, императора (императорские одежды — желтые) [3; С. 78-84]. Китайская пословица гласит: «Если смешать красный и желтый цвета, можно получить новый цвет» (много людей — много мнений).

Обращаясь к культуре русского народа, можно предположить, что влияние упоминаний о цвете в народной художественной культуре неслучайно и призвано оказывать воздействие на формирование менталитета личности на подсознательном уровне, что выражается в таком источнике народной мудрости, как сказка, так как, например, практически во всех русских народных сказках с целью подчеркнуть достоинство героини не только в красоте, но и в благочестии, невинности, покладистости, ее называют красна-девица, что само по себе уже говорит о положительных качествах персонажа. В культуре русского народа отсутствуют сказки, в которых бы это выражение ассоциировалось с отрицательным персонажем, относящимся к темным силам и наделенного негативными характеристиками: черный ворон, черный кот (помощники Бабы Яги). У немецкого этноса,

напротив, черный цвет является символом положительных эмоций и надежд, например, на территории западных земель Германии до сих пор в небольших деревнях свадебное платье невесты черного цвета — символ торжественности (в деревнях южнее Биденкопфа: Хольцхаузен, Херцхаузен, Морнхаузен и др.) [5; С. 328].

Взяв за основу гипотезу взаимосвязи цветовых предпочтений и этнической принадлежности личности, среди представителей молодежи разных государств было проведено социологическое исследование с использованием метода этноколористи-ческого интервью [6; С. 58-59], целью которого являлось выявление ассоциаций во взаимосвязи цвета и отношения к нему определенного этноса. В эксперименте приняли участие граждане России, Белоруссии, Германии и Франции. Количество респондентов составило 140 чел. в возрасте 17... 29 лет: 47 россиян — жители и гости Москвы, опрошенные выборочным путем среди прохожих на улицах столицы; 28 немцев — в городах Берлин и Франкфурт-на-

Как видно из табл. 1, большинство молодых россиян (48,94 %) идентифицируют свою принадлежность к русскому народу путем восприятия красного цвета, ассоциируя его с Красной площадью, преобладанием красного в национальных костюмах, красотой (красный — красивый), присутствием в государственной символике. Большинство граждан Германии отдали предпочтение зеленому цвету (60,71 %), который у современной немецкой молодежи ассоциируется с движением в защиту природы, экологоориентированным характером потребляемых товаров, продуктов,

о о тг

зеленью полей и лугов их родной страны. У

Майне из числа коренных жителей; 31 студент французского университета Авиньона и Воклюза и 34 представителя белорусского народа — студенты Московского государственного педагогического университета и молодые люди, временно проживающие в городах Смоленск и Москва. Исследование проводилось с использованием инновационного метода этноколористического интервью, введенного в практику российским исследователем, доктором педагогических наук Е.В. Невмержицкой: «Этноколористи-ческое интервью — метод сбора первичной этнокультурной информации, основанный на непосредственном общении опрашивающего с респондентом, в процессе которого опрашивающий получает необходимую эт-ноколористическую информацию в форме ответов». Цит. по: [7; С. 11-12]. По условиям интервью респондентам предлагалось назвать цвет, который, по их мнению, наиболее типичен и характерен для определенного народа, самоидентифицирует принадлежность человека к своему этносу (см. табл. 1).

французской молодежи принадлежность к своему народу ассоциируется с синим цветом (77,42 %), что в ответах респондентов представлено синевой неба Франции, одним из цветов государственного флага, Лазурным берегом, деловым костюмом и др. Белорусские респонденты из числа обучающихся в российских вузах идентифицируют свою принадлежность к Республике Беларусь с белым цветом (55,88 %), который для большинства интервьюируемых является символом «Белой Руси», свободы и непорочности страны, гостеприимства белорусов.

Таблица 1

Цветовые предпочтения молодежи в условиях этнической самоидентификации, чел.

Наименование Наименование цвета

страны белый красный желтый зеленый голубой синий черный

Россия 8 23 4 2 3 7

Беларусь 19 9 5 1

Германия 1 6 17 2 2

Франция 5 2 24

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что не все респонденты отдают предпочтение определенному цвету в аспекте этнической принадлежности; некоторые из интервьюируемых предпочли другие цвета, по-разному обосновав

о ** ГТ1 о о

свой выбор. Так, например, у российском молодежи ассоциативный выбор цвета представлен золотом куполов православных храмов, гжелевской росписью, белыми березами, полосами государственного флага и др.; немцы обращаются к черному цвету, отмечая его торжественность и т.д.; выбор французами зеленого цвета обоснован (как и в случае с представителями немецкого народа) движением за сохранение окружающей природной среды, экологически чистыми продуктами и др.; ассоциативные представления с красным цветом белорусских юношей и девушек связаны с цветом знамен белорусских партизан времен Великой Отечественной войны и т.д. Таким образом, можно предположить, что на цветовую этническую идентификацию личности оказывают влияние не только народные традиции, обычаи, легенды и другие образцы традиционной культуры, но и то, в каких условиях развивается и получает воспитание данная личность, ее круг общения, интересы, семейные ценности и др.

Результатом данного эксперимента также явился разработанный автором метод мозаики — система правил и операций, необходимых для процесса изучения цветовых предпочтений группы, личности (как члена группы), а также причин, влияющих на его конечный результат. Мозаика (итал. мо8а1со; позднелат. mosaica, от лат. musivum — «посвященное музам») — искусство и техника создания изображений набором кусочков какого-либо материала, прикрепляемых к основе [12].

Цветовые предпочтения этнической группы, как мозаика, складываются из цветовых предпочтений отдельных личностей, что находит свое отражение в колере национальных костюмов, расписных узорах на игрушках, посуде, цветах геральдической символики государств и др. В частности, если рассматривать связь между геральди-

ческой символикой и цветовыми предпочтениями респондентов, обращает на себя внимание палитра цветов, характерная для группы, в данном случае — для нации.

Обращаясь к историческому прошлому русского народа, можно предположить, что выбор цветовой гаммы российскими респондентами (рис. 1), обнаруженный в процессе проведения этноколористического интервью, не является случайным, так как, например, красный, белый и голубой цвета издавна имели для России весомое значение. «Белый цвет в современном прочтении символизирует чистоту, святость, мир и толерантность. Он принят во всем мире с одинаковым значением: флаг парламента

— белый. Обратившись к символике времен древней Руси можно узнать также, что этот цвет в геральдике символизирует такие качества, как откровенность и благородство.

Г1 о о

Синий цвет использовался в национальной символике России редко, однако именно он символизирует такое важное качество русского народа, как верность и честность. Красный цвет с его мощной энергетикой используется в символике многих стран. В российском прочтении он символизирует мужество, смелость, любовь и великодушие русского народа». Цит. по: [1; С. 82].

Выбор респондентов в пользу желтого цвета является выражением связи с историческими корнями далеких предков, потому что «для древних славян золото — символ зрелости хлебов, поскольку солома имеет отождествление с Солнцем. Оно же

— символ божественного озарения, ореол святости, княжеское и царское начало» [2; С. 128].

Предпочтение зеленому и голубому цветам как ассоциативным представлениям, например, с бескрайними российскими лесами и чистотой неба, также можно обосновать связью респондентов с их национальными предпочтениями, так как в дореволюционной России голубой цвет символизировал благородство, честь, образованность. Известное выражение голубая кровь употребляли по отношению к лицам дворянского происхождения ( в настоящее время — фразеологизм), являвшихся

образчиками патриотов Отечества [2; С. 131]. Зеленый цвет, занимая доминирующее положение в растительном царстве, ассоциируется у юношей и девушек с цве-

том весны, природы, свободы, радости, надежды, так как символизирует наступление теплых весенних дней, обновление жизни, возрождение, молодость.

голубой

желтый зеленый/ 6,38 %

8,51 % \ 4,26 %/ синий

&++ 14,89 %

красный ^ белый

48,94 % ^ 17,02 %

Рис. 1. Цветовые предпочтения российской молодежи

Предпочтение белорусских респондентов, отданное белому цвету (рис. 2), является символичным, поскольку большинство представителей данного этноса, выбирая одежду или головной убор, останавливают свое внимание именно на белом. Вероятно, подобная самоидентификация связана еще и с историческим прошлым народа — расселением племен между реками Двиной, Днепром и Друтью, территории которых впоследствии получили название Белая

Русь [11]. Выбор белорусской молодежью зеленого цвета может свидетельствовать об их уважительном отношении к природе, в частности, лесам Белоруссии, весеннем пробуждении природы после зимы, а также символизировать одно из почитаемых божеств славян-земледельцев — Мать-Сы-рую-Землю, что также связано с пробуждением растительного мира. Голубой цвет для представителей белорусской молодежи является символом неба, чистоты и надежд.

зеленый голубой

14,71 % 2,94 %

___ ^ 1 белый

красный г —^ 55,88 %

26,47 %

Рис. 2. Цветовые предпочтения белорусской молодежи

Палитра цветовых предпочтений немецких респондентов (рис. 3) отличается от названных своим разнообразием. Ана-

лизируя ответы интервьюеров с высокой частотностью названного ими зеленого цвета, можно выявить не только позитив-

ное, бережное отношение к природе со стороны молодых людей, но и констатировать, что зеленый употребляется представителями немецкой молодежи, например, в быту при обозначении свежести: «grüne Hering» («свежая сельдь), «Aal grün» («свежий угорь») [9; С. 23]. По мнению отечественного исследователя А.В. Роговой: «Зеленый цвет в немецкой культуре имеет особую символичность и связан со многими традициями и суевериями. Этот цвет действует успокаивающе, он насыщенный, спокойный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение. Зеленый цвет в немецкой традиции связан с жизнью, ростом и гармонией. Зеленый цвет объединяет с природой и помогает быть ближе друг к другу». Цит. по: [9; С. 58].

Выбор немецкими респондентами желтого, красного и черного также иден-

тифицируется с палитрой государственной символики и значениями этих цветов, обусловленными историческим прошлым народа. При этом явное отсутствие в ответах молодых людей цветовых предпочтений к голубому и синему, а также всего 3,57 % от общего количества интервьюрованных, отдавших предпочтение белому, свидетельствуют о непопулярности данного колора у немецкой молодежи, что, вероятно, связано с его традиционно негативными характеристиками, выраженными, например, во фразеологизмах, где синий цвет часто символизирует ложь и притворство: «das Blaue vom Himmel lügen» (говорят, когда хотят подчеркнуть, что кто-то рассказывает небылицы и врет,, не краснея); белый — цвет старости, седин и слепоты; в облачении усопших в белые одежды или белый саван и др. [10; С. 43].

голубой белый черный 7,14 % 3,57 %

7,14 %Л k j

зеленый 60,72 %

Рис. 3. Цветовые предпочтения немецкой молодежи

Цветовой выбор французской молодежи (рис. 4) связан с историческим прошлым этой страны, что свидетельствует не о случайности выявленных предпочтений у интервьюируемых. В частности, доминирующий в ответах синий цвет не только возвращает респондентов к событиям французской революции, но и напоминает о почитаемых национальных святых. Как свидетельствуют исторические хроники, в конце V в. знамя французского государства, основанного Хлодвигом, было белого цвета и имело изображение трех жаб.

В 496 г. Хлодвиг сменил белое полотнище на синее — символ святого Мартина, считавшегося покровителем Франции» [1; С. 101]. Отсюда можно предположить и о причине выбора респондентами белого цвета (также связан с цветом знамени Жанны д Арк, которое ассоциировалось у французского народа того времени с чистотой и святостью) . Выбор красного цвета также не является случайным, так как он является цветом завоеваний: судебные и военные знамена франкского императора Карла Великого были выкрашены в этот цвет.

Таким образом, можно предположить, что нации, прежде всего, основываясь на цве-французские респонденты идентифициру- тах государственного флага. ют свою принадлежность к французской

синий

77,42 %

зеленый красный

6,45 % 16,13 %

Рис. 4. Цветовые предпочтения французской молодежи

Соответственно, цветовые предпочтения отдельных респондентов, участвовавших в интервью, позволяют идентифицировать цветовые предпочтения определенной этнической группы, которые складываются

из множеств ассоциативных представлений о цветах, оттенках, группируются методом мозаики с использованием его основных критериев (табл. 2).

Таблица 2

Составляющие критериев метода мозаики

Наименование критерия Характеристика

Креативность Проявление воображения; способность использовать в различных контекстах семантическую составляющую цвета и его оттенков

Мотивационность Стремление личности к изучению истории и культурных традиций как своего народа, так и представителей других этносов, выраженных различными цветообозначениями

Активность Использование социокультурных знаний (в т.ч. этноколористических) в процессе своей жизнедеятельности, например, при проведении культурных мероприятий в пределах определенной социальной общности (образовательного учреждения, трудового коллектива, города)

Этнотолерантность Терпимость, миролюбие, уважение к людям с другим цветом кожи; готовность к активному сотрудничеству с представителями иных социальных общностей

Культуросообразность Знание о культуре страны собеседника, ее традициях, социокультурных нормах и правилах

Владение социолектами / этносоциолектами Частота и умение правильного использования цветовых обозначений в языковых разновидностях, употребляемых какими-либо социальными общностями людей, которые находятся в постоянном и непосредственном языковом контакте

Имидж человека / социума Целенаправленно формируемый образ в общественном или индивидуальном сознании

Этноинформированность Знание этнокультурных особенностей своего народа, в частности, выраженных цветовыми обозначениями в образцах народной культуры, традициях, обычаях, этно-ориентированных нормах и др.

На основании изложенного можно констатировать, что выявление цветовых

предпочтений личности при проведении этноколористического интервью позволяет

эффектизировать процесс идентификации как определенного человека, так и этнической группы с использованием инновационного метода мозаики. Эффективность его использования в исследовании заключается в том, что верно сформулированные интервьюером вопросы по каждому из критериев метода позволяют получить наиболее полную информацию не только о цветовых предпочтениях различных народов

и цветовом языке их этнической культуры, но и о степени осведомленности участника исследования ( респондента) о колористических особенностях культуры других этносов, а также желании постигать «чужую» культуру, что делает использование метода мозаики особенно актуальным в глобализа-ционный период, на этапе развития и укрепления межкультурных коммуникаций.

Литература

1. Авраменко С.Н., Рогова А.В. Цвет в государственной символике: учебно-практическое пособие. Ч. 1. М.: Граница, 2012. 160 с.

2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Московский психолого-социальный институт, Модэк, 2004. 752 с.

3. Землянская А.Т-Г. Отношение к желтому цвету как знаку общественного положения // Вестник Читинского государственного университета. 2012. № 2 (81). С. 78-84.

4. Зубачевский М.В. Этническая самоидентификация и ее объективация в культуре: авто-реф. ... канд. философ. наук, 2010. С. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Невмержицкая Е.В. Теория и практика этнокультурного образования в условиях среднего профессионального образования: монография. М.: Граница, 2011. 382 с.

6. Невмержицкая Е.В. Детерминанты этноколористического интервью // Двигатель. 2012. № 1 (79+244). С. 58-59.

7. Невмержицкая Е.В. Этноколористическое интервью: учеб.-практ. пособие. М.: Граница, 2012. 128 с.

8. Невмержицкая Е.В. Этнокультурное воспитание молодежи в процессе изучения немецкого языка: концепции и реалии: научн. изд. М.: Граница, 2010. 160 с.

9. Невмержицкая Е.В., Донцова М.А. Этноколористический словарь. В 3-х ч. Словарь основных цветов. Ч. 1. М.: Граница, 2011. 96 с.

10. Рогова А.В. Цвет и менталитет этносов: учебно-практическое пособие. М.: Граница, 2012. 108 с.

11. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/.

12. Словари. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/.

Коротко об авторe_ Briefly about the author

Авраменко С.Н., методист, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования, колледж архитектуры и строительства № 7. г. Москва e-mail: sv [email protected]

S. Avramenko, resource teacher, State-run Institution of the Secondary Professional Education of College of Architecture and Construction № 7, Moscow

Научные интересы: социология, этнокультура Scientific interests: sociology, ethnic culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.