Научная статья на тему 'Возможности метода электронного самонаправляемого обучения при изучении этноколористики'

Возможности метода электронного самонаправляемого обучения при изучении этноколористики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЭТНОКОЛОРИСТИКА / МЕТОД ЭЛЕКТРОННОГО САМОНАПРАВЛЯЕМОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦВЕТ И КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / FOREIGN LANGUAGE / ETHNO-COLOURISTICS / ELECTRONIC SELF-DIRECTED EDUCATION METHOD / COLOUR AND CULTURE / EDUCATIONAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невмержицкая Елена Викторовна

Универсальные возможности метода электронного самонаправляемого обучения рассматриваются на примере преподавания новой учебной дисциплины этноколористики (на немецком языке).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities of electronic self-directed education method during ethno-colouristic study

Universal possibilities of electronic self-directed education method are observed on the example of teaching a new discipline — ethno-colouristics (in German language).

Текст научной работы на тему «Возможности метода электронного самонаправляемого обучения при изучении этноколористики»

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА ЭЛЕКТРОННОГО САМОНАПРАВЛЯЕМОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТНОКОЛОРИСТИКИ

Е.В. Невмержицкая

Кафедра социологии, психологии и педагогики

ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин» Вадковский переулок, 3а, Москва, Россия, 127055

Универсальные возможности метода электронного самонаправляемого обучения рассматриваются на примере преподавания новой учебной дисциплины этноколористики (на немецком языке).

Ключевые слова: иностранный язык, этноколористика, метод электронного самонаправляемого обучения, цвет и культура, образовательные коммуникации.

Изучение мирового опыта свидетельствует о том, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение личностью собственной культурной идентичности наряду с овладением ею культурой других этносов, выраженных, в частности, в использовании цветонаименований в языковых эквивалентах. Отсюда следует необходимость подготовки конкурентоспособных членов общества, которые могут жить и работать в многокультурной среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных общаться на иностранных языках, владеющих культурно-языковыми нормами и сочетающими в своей деятельности (учебной или профессиональной) национальные интересы, выраженные различными языковыми средствами. Одним из способов решения данного вопроса является преподавание этноколористики (на немецком языке) — новой учебной дисциплины, рассматривающей цвет в аспекте традиций народной художественной культуры, его влияние на различные области человеческой деятельности. Средствами цвета выполняются творческие задачи, а также задачи формального, информального и неформального образования, нацеленные на реализацию профессионально ориентированной подготовки специалиста XXI века. Магистральный путь достижения этих целей видится в оптимальной реализации механизма социальной наследственности, осознания человеком значения наследуемых ценностей и их усвоения, т.е. включение в свою непосредственную деятельность уже имеющегося массива культуры, погружение в этнокультуру.

Этноколористическая подготовка ориентирована как на собственную творческую деятельность обучающихся, так и на реализацию основных компонентов этноколористической культуры, а также на организацию процесса обучения, направленного на усвоение учащимися эстетики цвета, свойственной различным этносам, и решение этноколористических задач, выполнению которых способствует использование в образовательном процессе метода электронного самонаправляемого обучения, основанного на современных принципах когнитивной на-

уки и на естественном стремлении к обучению [3. С. 39]. Согласно утверждению автора инновационного метода Т.М. Балыхиной, одно из «...преимуществ электронного самообразования заключается в его независимости, а следовательно, появлении независимых учащихся, т.е. тех, кто желает учиться, получать образование, но — на своих собственных условиях» [1. С. 20—22], что отличает независимое обучение от традиций «серийного» образования, так как оно должно научить пользователей тому, чего они хотят, и тем способом, который им нравится. В данном случае в процессе этнокультурного образования, и в частности в области эт-ноколористики, который начинается с освоения соответствующих культурных сокровищ родного народа, а по мере их постижения распространяется на область художественной культуры, традиционного народного творчества народов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, используются возможности инновационного метода — интерактивность, мультимедийность, гипермедийность, мобильность, адаптивность, многофункциональность, дистанционная доступность [3. С. 37—57].

При условии систематического использования информационных технологий в сочетании с инновационным методом в образовательных коммуникациях увеличиваются возможности содержательной наполненности учебной информации, повышается мотивация учебной деятельности, самоконтроля, открываются новые возможности развития субъект-субъектных взаимоотношений, что способствует реализации самонаправляемого обучения этноколористике. При изучении темы «Семантика цвета в народной культуре славян» обучающиеся самостоятельно готовят видеопрезентации, слайд-шоу с использованием проанализированных материалов о символике белого цвета у русского и немецкого народов: обряжение девушек-покойниц в белое связано с русским обрядом похорон-свадьбы; всадник на белом коне — Schimmelreiter, der (призрак всадника на белом коне; Дикий охотник (бог Один-Вотан во главе своей свиты); белая баба — русалка — Nixe, die; Wasserjungfer, die; домовой — белун — Hausgeist, der; Kobold, der и др.; обнаружение в языке фразеологизмов (иметь белую / (не)запятнанную репутацию — (k)eine (blüten) weiße Weste haben и др.); о значении желтого цвета у немцев: der gelbe Neid — черная зависть и русских: желтый цвет окрашенных яиц, предназначенных для поминовения в пасхальных, семицких и троицких обрядах, и т.д.

Развитие образовательных коммуникаций на базе информационных технологий обеспечивает выход образовательной системы учебного заведения к проектированию и реализации личностно ориентированного обучения при соблюдении ряда условий.

1. Соответствие информационного обеспечения индивидуальным особенностям обучаемых, их уровню подготовки, профессиональной специализации. Так, при изучении тем «Искусство мозаики», «Символика цвета в иконописи» и др. используется специальная насадка на плазменный или LCD-дисплей, позволяющая контролировать компьютерные приложения или писать электронными чернилами, а затем сохранять информацию или же отправлять ее по электронной почте (например, домашние задания студентам, обучающимся по специальности «Архитектура» и др.: охарактеризовать символический язык цвета в настенных

росписях художников романской и раннеготической эпох; подготовить иллюстративные примеры использования золотого / красного цвета как символа радости и блаженства / мученичества и страдания в иконописи). Точность касания интерактивной доски без потери качества изображения актуальна при изучении тем «Цвет как знак общественного положения», «Цвет в государственной символике», например, урок-дискуссия о символике трех цветовых полос российского флага как отражение культурной традиции: три сословия как основа российского общества (дворянство — белый, мещане / разночинцы — синий или голубой, крестьяне / народ — красный) или три славянских народа (белорусы — белый, украинцы — голубой, русские — красный) [2. С. 48—49].

На практических занятиях при изучении тем «Семантика цвета в традиционной культуре этносов», «Цветовой язык ритуалов» и др. целесообразно использовать инновационный метод, когда обучение проводится в группах численностью не более восьми человек (например, по специальностям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», Садово-парковое и ландшафтное строительство»). В данном случае дисплей подключается к компьютеру обучающегося и повторяет изображение с его экрана.

2. Построение учебной информации на основе межпредметных связей в крупные проблемно-тематические циклы, объединяющие смежные курсы и дисциплины в единые образовательные сферы.

Развитие творческих способностей обучающихся и активизация их познавательной деятельности могут осуществляться на занятиях в лингафонном кабинете (например, при изучении тем «Характеристика цвета в литературных источниках», «Цветовая семантика объектов культурного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО» (Московский Кремль и Красная площадь, Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Золотые горы Алтая) и др.) при использовании предметных коллекций, портретов, фотографий, иллюстраций, видеоэкскурсий, интерактивных моделей в процессе проектирования их на экран с помощью LCD-проек-тора. При объяснении нового материала информация, появляющаяся на экране, комментируется преподавателем и сопровождается дополнительными объяснениями. С целью закрепления изученного материала студенты самостоятельно обращаются к электронным учебникам, готовят реферативные и индивидуально-дифференцированные задания, выполняют интерактивные тестовые задания, используя программное приложение MS Power Point. На уроках-конференциях, уроках-семинарах, уроках-диспутах, обобщающих семинарах обучающиеся сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями. Так, на учебных занятиях устные сообщения дополняются образной информацией, представленной на экране, многослойными изображениями и звуковой наполненностью аудиовизуальной информации, например, при изучении темы «Магическое воздействие цвета» символика синего цвета представлена изображениями синего / голубого неба как символа вечности, доброты; честности и доброй славы — в геральдике; основными цветами одежды магов и волшебников с использованием исторических примеров отрицательной коннотации синего цвета в немецкой (в доме с покра-

шенными в синий цвет рамами живет ведьма) и русской традиционной культуре (черт в русском языке табуистически обозначался как синец; Иван Грозный боялся людей с синими глазами, у южных славян считалось, что синеглазый человек обладает способностью лечить людей и т.д.). При этом у обучающихся создаются благоприятные условия для формирования чувственных представлений, эстетического восприятия, стимулирования образного мышления, воображения, ассоциаций, что является отражением здоровье-сберегающей, инкультурационной функций в педагогическом процессе.

3. Регулярная обновляемость образовательных коммуникаций в аспекте коррекции, дополнения уже имеющейся учебной информации, а также изменения способов ее демонстрации. Так, наличие в образовательном учреждении классов для решения образовательных задач, которые могут контролироваться педагогом в отсроченном режиме взаимодействия, повышает эффектизацию использования метода электронного самонаправляемого обучения при развернутой письменной форме речи. Таким образом, обращаясь к справочной и другой литературе, в том числе на электронных носителях, общаясь с одногруппниками, субъект образовательной деятельности обладает достаточным количеством времени для обдумывания, изложения, обоснования письменных высказываний, имеет возможность оформить или откорректировать письменное сообщение с применением наглядных материалов при помощи различных компьютерных средств.

Регулярная обновляемость телекоммуникационных источников получения знаний, таких как просмотр видеоэкскурсий по европейским городам, в неофициальных названиях которых содержится цветонаименование голубой (испанский город Хускар, индийский город Джодхпур), желтый (мексиканские города Ай-замал, Изамал / Ицамал), золотой (индийский город Джайсалмер), коричневый (португальский город Подао), красный (французский город Колнонь-ля-Руж, марокканский город Марракеш), розовый (индийский город Джайпур, французский город Тулуз), синий (марокканский город Шефшауен, алжирский город Константина) и др. [4. С. 41—86], позволяет освещать социокультурные события с последующей их демонстрацией на занятиях посредством включения в учебный процесс, так как видеодокументы подтверждают (опровергают) выносимые на обсуждение тезисы, развивают креативное мышление студентов, реализуют коммуникативную, нормативную, инструментальную функции.

Применение метода электронного самонаправляемого обучения в процессе изучения этноколористики значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения, активно вовлекать, погружать студентов в учебный процесс, расширять наборы применяемых учебных задач, повысить самоконтроль учебной деятельности, формировать у студентов рефлексию собственного труда и открывать новые возможности развития субъект-субъектного (педагог—обучающийся) взаимодействия в образовательном процессе. При этом универсальные возможности инновационного метода позволяют включать их в качестве средства обучения практически во все дисциплины и курсы обучения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Балыхина Т.М. Метод электронного самонаправляемого обучения: возможности и перспективы // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 11.

[2] Геращенкова С.М. Результаты этноколористического интервью по выявлению отношения славянского этноса к цветовой символике государственных флагов // Двигатель. — 2012. — № 6.

[3] Невмержицкая Е.В. Этнокультурный вектор инновационных методов. Педагогика. — Saarbürcken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

[4] Невмержицкая Е.В. Цвет и географические реалии: Учебно-практич. пособие. — М.: Граница, 2013.

LITERATURA

[1] Balyhina T.M. Metod jelektronnogo samonapravljaemogo obuchenija: vozmozhnosti i pers-pektivy // Professional'noe obrazovanie. Stolica. — 2012. — № 11. — S. 20—22.

[2] Gerashhenkova S.M. Rezul'taty jetnokoloristicheskogo interv'ju po vyjavleniju otnoshenija slavjanskogo jetnosa k cvetovoj simvolike gosudarstvennyh flagov // Dvigatel'. — 2012. — № 6.

[3] Nevmerzhickaja E.V. Jetnokul'turnyj vektor innovacionnyh metodov. Pedagogika. — Saarbürcken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.

[4] Nevmerzhickaja E.V. Cvet i geograficheskie realii: Uchebno-praktich. posobie. — M.: Gra-nica, 2013.

THE POSSIBILITIES OF ELECTRONIC SELF-DIRECTED EDUCATION METHOD DURING ETHNO-COLOURISTIC STUDY

E.V. Nevmerzhitskaya

Sociology, Psychology and Pedagogics department

FGBOU VPO «Stankin» Vladkovsky sidestreet, 3а, Moscow, Russia, 127055

Universal possibilities of electronic self-directed education method are observed on the example of teaching a new discipline — ethno-colouristics (in German language).

Key words: foreign language, ethno-colouristics, electronic self-directed education method, colour and culture, educational communications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.