Научная статья на тему 'Эффективность мер государственной поддержки автомобильной промышленности российской Федерации'

Эффективность мер государственной поддержки автомобильной промышленности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР ГОСПОДДЕРЖКИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВВП / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / THE EFFECTIVENESS OF MEASURES OF INDUSTRIAL PRODUCTION / THE AUTOMOTIVE INDUSTRY / GDP / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аленина Е. Э., Кузнецов В. А., Пасхина А. В.

В статье рассматриваются меры государственной поддержки автомобильной отрасли промышленности Российской Федерации, оценивается их эффективность, предлагаются способы их усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of state support of the Russian automotive industry

This article discusses state support the automotive industry of the Russian Federation, to evaluate their effectiveness, suggests ways to improve them.

Текст научной работы на тему «Эффективность мер государственной поддержки автомобильной промышленности российской Федерации»

3. Наблюдение и оценка изменений, происходящих в маркетинговой среде и влияющих на целенаправленную деятельность фирмы, а также определение возможных отклонений и сбоев в развитии фирмы включает следующие материалы:

XXIII. Организация стратегического контроля.

XXIV. Организация тактического контроля.

В свою очередь XXIII. Организация стратегического контроля включает следующие материалы:

51) Набдащение и оценка изменений, происходящих в макросреде.

52)Набда>дение и оценка изменений, происходящих в мезосреде.

53)Набж>дение и оценка изменений, происходящих в микросреде.

XXIV. Организация тактического контроля включает следующие материалы:

54) Контроль результативности применяемых методов ценообразования на продукцию фирмы.

55) Контроль результативности применяемых м етодов позиционирования фирмы и продукта.

56) Контроль результативности применяе мых методов формирования спроса.

57) Контроль результативности применяемых методов стимулирования сбыта.

58) Контроль результативности деятельности фирмы по формированию маркетинговых каналов.

И. Подготовка корректирующих управленческих решений, повышающих конкурентоспособность фирмы включает следующие материалы:

XXV. Подготовку корректирующих управленческих решений на основе изменений, происходящих в маркетинговой среде и влияющих на стратегические цели маркетинга фирмы.

XXVI. Подготовку корректирующих управленческих решений на основе изменений, происходящих в процессе продвижения продукта от производителя к потребителям и влияющих на тактические цели маркетинга фирмы.

Выводы

Вышеизложенные мероприятия позволяют изложить обоснованные выводы и предложения после проведенного полного анализа организации маркетинговой деятельности фирмы (предориятия) на конкретных товарных рынках (сегментах).

Литература

1. Аленина Е.Э., Пасхина А.В. Повышение конкурентоспособности электронной торговли в условиях посткризисной экономики. Материалы Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) "Автомобиле- и тракторостроение в России: Приоритеты развития и подготовка кадров", посвященной 145-летию МГТУ "тМИ". Книга 11, Москва, МГТУ «тМИ», 2010 г.

2. Кравцова В.И., Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия МГТУ «тми», № 2 (12) - 2011.

Эффективность мер государственной поддержки автомобильной промышленности Российской Федерации

к.э.н. доц. Аленина Е.Э., д.т.н. проф. Кузнецов В.А., Пасхина А.В.

Университет машиностроения 8 (495) 782-88-81, apasxina@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются меры государственной поддержки автомобильной отрасли промышленности Российской Федерации, оценивается их эффективность, предлагаются способы их усовершенствования.

Ключевые слова: эффективность мер господдержки, промышленное производство, автомобильная промышленность, ВВП, промышленная политика.

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (СОГМИЕНИЕ (ДОГОВОР) №12-02-00423/12).

В ситуации выхода экономики страны из кризиса 2008-2009 годов представляется очень важной роль государства в поддержке развития и модернизации различных отраслей хозяйствования.

При усилении своей роли именно государство имеет существенные возможности для оказания поддержки отраслям, составляющим пласт национальной экономики (это энергетическая, нефтегазовая, металлургическая, добывающая отрасли, а также предприятия авто-прома). Системообразующими были признаны 295 предприятий, которым была оказана помощь с целью поддержания их финансовой устойчивости. При этом были использованы различные инструменты государственного регулирования.

На сегодняшний день отмечается рост производственных индексов, который свидетельствует о постепенном выходе экономики страны из кризиса 2008-2009 гг. фисунок 1).

Рисунок 1 - Индексы промышленного производства в 1992-2011 гг. по отраслям-производителям автокомпонентов [4]

Однако исторический опыт развития экономик мира показал, что рыночная система не является саморегулируемым механизмом и не может самостоятельно управлять своими ресурсами. Рынку необходима «дека» поддержки государства, которая, согласно теории английского экономиста Д. Кейнса, будет способствовать увеличению государственных расходов, а следовательно, увеличивать совокупный спрос и мультипликативный рост национального продукта, приводящий к повышению занятости населения. При поддержке государством экономики будут изменяться направления расходования государственных средств, увеличение государственных инвестиций и т.п.

В настоящее время существует определенная сфера нормативно-прадовой поддержки, регламентирующая применение мер господдержки различных отраслей промышленности в Российской Федерации, которая базируется на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе, Бюджетном кодексе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними постановлениях Правительства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов страны.

В современной России сложился комплекс факторов, обусловивших востребованность новых подходов к решению важнейших вопросов развития страны и организации бюджетной деятельности государства.

Об эффективности мер существующей государственной поддержки различных отраслей промышленности России можно судить, исходя из совокупного анализа эффективности мероприятии, проводимых в той или иной отрасли.

Автомобильная промышленность для отечественной экономики была всегда стратегически важным направлением, поскольку ее уровнем развития определялся общий престиж страны начиная с середины XX в. Кроме того, автомобильная промышленность в советское время обеспечивала миллионы рабочих мест для населения большой страны, а также представляла собой структуру, участвующую в обеспечении общей обороноспособности и безопасности государства [1].

Значение автомобильной отрасли для других отраслей хозяйства состоит еще и в том, что данная промышленность оказывает мощный мультипликативный эффект на развитие многих смежных отраслей России, в связи с тем что является крупным поставщиком сырья и материалов других отраслей, тем самым ее развитие будет способствовать поддержанию работоспособности иных видов промышленности. Кроме того, автомобильная промышленность обеспечивает работой и другие не связанные напрямую с ней отрасли, например страхование, рекламу, кредитование и торговлю. Данная отрасль является одной из самых наукоемких отраслей мировой экономики: в ней широко используются все достижения НТР, роботизация, автоматизация, компьютеризация и интернетизация производства, продажи и послепродажного обслуживания. Кроме того, автомобилестроение - это отрасль, способствующая увеличению ВВП, стабилизирует процессы социального и экономического развития общества в целом, укрепляет финансовую систему. Снижение же показателей объема производства неизбежно приводит к падениям показателей целого ряда отраслей промышленности [2].

Эффективность реализации существующих мер государственной поддержки можно увидеть на рисунке 2, демонстрирующем положительную динамику производства в отраслях, принадлежащих автокомпонентному сектору экономики.

производство кокса и н е фте п родуктов

химическое производство

производство резиновых и пластмассовых изделий

■ производство прочих неметаллических минеральных продуктов

■ металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

производство машин и оборудования

производство транспортных средств и оборудования

прочие производства

Рисунок 2 - Производство отраслей обрабатывающей промышленности Российской

Федерации в 2005-2011 гг.[4]

Из рисунка 2 видно, что во всех обрабатывающих отраслях наблюдается заметный рост, причем производство кокса и нефтепродуктов по динамике совпадает с производством товаров металлургической отрасли, при этом наблюдается положительный тренд увеличения объемов производства. На всех отраслях сказался финансовый кризис 2008-2009 гг., образуя на графике своеобразную яму.

Однако все эти видимые успехи являются лишь начальным этапом становления российской промышленности, так как показатели зарубежных стран в этом отношении значительно отличаются от отечественных (рисунки 3, 4).

Практически государством в кризисный период были предприняты особые меры по поддержке группы компаний автопромышленного сектора (в состав группы вошли ОАО

«АвтоВАЗ», ОАО «Соллерс», AMO «ЗИЛ», ОАО «КамАЗ», холдинг «Русские машины»). Этим компаниям была предоставлена финансовая поддержка в размере около 7 млдр долларов с помощью системы госзакупок, выкуп государственных облигаций российских автозаводов, были предоставлены банковские кредиты на пополнение оборотных средств и субсидировался лизинг автотранспортных средств. Выкупая займы, государство способствует финансированию уже существующих инвестиционных проектов самими автозаводами, повышению научной активности и внедрению инноваций.

ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ в 2003 г.

Рэссил1- 2010 Австралия Австрия АвЕр5ай-джан 2010 Армения 2010 ЕЕларусь 2010 Езлгэрил Бразилия Венгрия ГЕрмания

Всего

Зл =ргия ипрд. кЕт-^ ЮЗЕ 251 59,0 1В.7 6,5 34.9 43,0 455 35.9 592

НЕфТЬ (ВКЛЮ^ЯЯ ГаЗЭБЬ"Й КПНДЕНСЭТ), илн. т 505 22.1 0.9 50.3 - 1.7 0.0 92.4^ О.В 2.8

Естестбеннь'Й газ, млрд. 551?> 47.2 1.7 15.7 - 0.2 0.0 12,1 2.5 14.5

Длбы^а угля [тлБарнэгл)*-1, млн. т 322 ЗЭЭ - - - - 27.4 5.0 9.0 185

Чугун, илн. т 48.0 4,4 4,4 - - - 0,4^ 25,3 1.1 20.1

Сталь, млн. т 55.В 5.2 5.7 - - 2.7 0.7 25,5 1.4 32.7

Железнэя руда {товарная}. *лн. т 95,9^ 350э 2,02> о.ое - - 345* - 0.5*

Легклбье автомобили (вклку*ая с5орку}. тьс. шт. 1210 3432» 0.5 - 0.3 24432> 4817

дребесинэ ььеобработакнБЯ, млн. плетнях из 112 30,1 15,7 10.4 4,0 254 5.2 бв.е

Бумага и картзн. млн. т 3,3 4,5 - 0.3 0,3 9,4 0,5 21.1

Хлэп<-ато5умал;ньЕткани, млрд. к2 о 0.03 0.0 0.0 0.1 0,02 6.1^ 0.01 0.2*

Ц.ерстлнЬ'Е ткани, млн. м2 15,3 - - 4.0 5,1^ 5.3^ 18,б2'

цуелкэбье ткани, млн. м2 ИЗ71 0.7 - 50.7 17.761

О&УБЬ с ЕЕрКПМ №3 кмш. МЛН. ПЭр 23,7 0.3 0.04 13.1 2.ВД 1В2® 4.В2! 14.9®

Рисунок 3 - Производство важнейших видов продукции в 2009-2010 гг. в России и

странах мира [4]

йкдкя Итзлея Казахстан 2010 Ккргнгкя 2010 Польша Е г:гг:'5.чккз. Мслдоез 2010 Руыьгскя Создо-зг-коаКоро-лгаство <В«псео- брмтания) США киста-: 2010 V: ПК 2010 Украина 2010 Фракция

Всего

Электроэнергия, млрд. кВт- ч 899 293 82,5 12,1 3696 152 1.1 58,0 376 4188 16.4 51.7 189 542 1048

Нефть {включая газовым конденсат), млн. т 33.2 4.6 79,7 0.1 190 0,7 4.4 62,8 204 0,03 3.7 3.5 0,9 0.3

Естественный газ, млрд. м5 46.5 8.0 37.4 0.02 90.4 5.9 11.2 62.4 594 0.02 00.1 20.4 0,9 3.6

Добыча угля (товарного) '. млн. т 561 0.1 111 0.6 2971 135 30.6 18.4 985 0.2 76.8 0.2

Чугун, млн. т 35.2 5.7 2.9 544 3,0 1.6 7.7 19,0 27.4 8.1

Сталь, млн. т 62.3 19.8 4.3 568 7.1 2.8 10.1 58,2 0.0 0,7 33,3 12,8 87,5

Железная руда {товарная), млн. т 214® 24,0 880 53,0® 78.5

Легковые автомобили {включая сборку), тыс. шт. 1780 661 7619 818 230® 1000 2247 75,3 1820 6862

Древесина необработанная, млн. плотных м 332 7.6 286 34,е 12.6 8.5 345 18,1 54,1 16.7

Бумага и картон, млн. т 7.6 8.5 0.1 90.2 3.4 0.3 4.3 72.1 0.9 8.4 24.4

Хлопчатобумажные ткани, млрд. м' 26,0 0,04 63,1 0.1 0,03 0,03® 0,03 0,03 0,5 0,2

Шерстяные ткани, млн. м2 0,03 0,1 1.7a» 1,2® 11,0® 18,0е> 5.8 er'

Шелковые ткани, млн. м* 15,2® 0.1 14,2®

Обувь с верхом № кожи, млн. пар 1,5 3.1 3315® 13,79 2.7 43.4® 3,3® 0.04 25.7 30,0®

Рисунок 4 - Производство важнейших видов продукции в 2009-2010 гг. в России и

странах мира [4]

Для того чтобы восстановить покупательскую активность целесообразно использовать субсидирование процентных ставок по кредитам на приобретение автомашин стоимостью до 350 тыс. руб. Как планировалось, льготный кредит должен выдаваться на срок до трех лет, а размер субсидии на получение кредита составляет 2/3 от ставки рефинансирования. К программе были подключены системообразующие банки: Газпромбанк, Сбербанк и ВнешТоргБанк. Автомобили, которые можно было получить по данному кредиту, составляют все модели ОАО «^тоВАЗ», УАЗ Хантер, а также некоторые иномарки российского производства: Renault Logan, Kia Spectra, Skoda Fabia и др. По данным Минпромторга, данными льготами воспользовались уже 150 тыс. потребителей [3]

Таким образом, среди мер поддержки автопроизводителей особенно важными представляются меры по стимулированию конечного потребителя, способствующие развитию у него лояльности к автомашинам отечественного производства в перспективе, а в настоящее

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. время к автомобилям российской сборки.

Выводы

Сегодня автопромышленники имеют множество внутренних проблем, начиная от устаревшего оборудования, нехватки технологических и производственных мощностей до отсутствия современных технологий и кадрового дефицита, поэтому сами предприятия говорят о невозможности существования их заводов без государственной поддержки. В этих условиях необходимо создавать совместные производства с еще более тесными внутренними связями, стимулировать иностранные инвестиции в НИОКР и производство компонентов, создавать здоровую конкуренцию между отечественными производителями. Кроме поддержки государства, самим предприятиям необходимо освоить современные технологии, повысить качество выпускаемой продукции, оптимизировать производство. Но здесь опять же без поддержки государства не обойтись. О мерах, принятых во время кризиса, можно говорить, что они являются не вполне эффективными, а только являются необходимыми для защиты национального производителя.

Литература

1. Рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе на тему: «О законодательном обеспечении развития автомобильной промышленности» от 15 декабря 2009 года

2. Анциферов А.В. Эффективность мер государственной поддержки автомобилестроения для стабилизации российской экономики // Вестник Иркутского государственного технического университета, № 5(45), 2010. - С. 277-281

3. Беликов Д. Премьер посигналил автопрому // Коммерсанть.2008.№233Щ (4050).

4. www.gks.ru

5. Яковенко Г.В., Полякова Н.С., Волкова Я.А., Яковенко А.Г. Конкурентоспособность российского автопрома как важный фактор реализации стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации // Известия МГТУ МАМИ № 2 (12) - 2011

К вопросу о транспортных центрах в современной структуре логистической системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к.э.н. проф. Ионов В .И., Макаренко С.А.

Университет машиностроения 8(495) 223-05-23 доб.13-48

Аннотация. В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с развитием транспортных центров в современной структуре логистической системы в плане обеспечения предприятий и потребителей необходимыми материальными ресурсами в установленные сроки. Проведён анализ, и предлагаются возможные направления их оптимизации.

Ключевые слова: транспортные центры, логистические системы, материальные потоки, направления оптимизации.

Рассмотрим роль транспортных центров, их возможности и влияние на работу логистической системы (рисунок 1).

Развитие рыночных отношений оказало влияние на структуру управления материало-потоками, организационно-прадовые формы предприятий, занимающихся транспортно-складским обслуживанием и спектр их услуг. Существовавшая транзитная система матери-ально-те^шческого снабжения стимулировала создание на складах предприятий излишних запасов продукции, что, как известно, влечет за собой дополнительные расходы. При таком положении вещей предприятие вряд ли сможет организовать безубыточное производство и вести борьбу за овладение долей рынка. Использование транспортных центров позволяет избежать расходов на содержание избыточных запасов на складах, упаковку, транспортировку и хранение продукции.

Располагаясь на каналах товародвижения, транспортные центры, кроме того, являются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.