Научная статья на тему 'Эффективность маркетинга учреждений культуры'

Эффективность маркетинга учреждений культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
593
97
Поделиться
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Канащук Татьяна Николаевна

Представлены результаты исследования деятельности учреждений культуры региона. Рассмотрены возможные направления повышения эффективности продвижения услуг в Театре кукол.

Effectiveness of marketing in culture institutions

The results of the research of the activity of regional culture institutions are presented. Possible ways of increasing effectiveness in promoting puppet theatre products are discussed.

Текст научной работы на тему «Эффективность маркетинга учреждений культуры»

Статистические данные по уровню безработицы в Омской области

Год 2000 2001 2003 2004 2005 2010 2015

Уровень регистрируемой безработицы, % 1,1 1,6 2,3 2,5 2,7 3,0 3,2

Статистические данные по количеству занятых в Омской области Таблица 8

Год 2000 2004 2006 2008 2010 2012 2014

Среднегодовая численность трудовых ресурсов Омской области (тыс. человек) 1315 1349 1353 1340 1314 1278 1234

Подставив необходимые значения в формулу 7, получим значение третьего квартиля

3 • 32

03 =10873 + 6115 —^

12

14

=16114 человек.

С учетом значения второго квартиля 02 = Ме = = 12620 человек получаем равнонаполненный вариационный ряд, приведенный в табл. 6.

Из представленных в табл. 6 данных следует, что наименьший размер интервала и, следовательно, наибольшая концентрация наблюдений (районов) приходится на вторую и третью группу. В первой группе концентрация наблюдений чуть выше, а в четвертой — еще выше.

Полученный в результате группировки интервальный вариационный ряд обладает правосторонней асимметрией и у него присутствует эксцесс. Кроме этого, присутствует неравномерность распределения численности населения по отдельным районам.

Статистические данные по численности безработных, занятых, среднемесячной заработной плате приведены в табл. 7, 8 [2].

Таким образом, в результате анализа было проведено подробное исследование состояния трудовых

ресурсов рынка труда Омской области. Данные результаты анализа целесообразно использовать при составлении методологических рекомендаций к разработке районных программ по стимулированию занятости, при разработке региональных и отраслевых программ занятости населения.

Библиографический список

1. Елисеева, И. Общая теория статистики : учеб. для вузов / И. Елисеева. — М. : Финансы и статистика, 2006. — 655 с.

2. Статистические данные по уровню безработицы по количеству занятых в Омской области [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www.demoscope.ru/center/fmcenter/florin.html (дата обращения: 03.05.2012).

СТАУРСКИЙ Евгений Станиславович, кандидат технических наук, доцент (Россия), старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права.

Адрес для переписки: Ses-qq@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.05.2012 г.

© Е. С. Стаурский

УДК 331.522:330.12 т. Н. КАНАЩУК

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ_________________________________________

Представлены результаты исследования деятельности учреждений культуры региона. Рассмотрены возможные направления повышения эффективности продвижения услуг в Театре кукол.

Ключевые слова: маркетинг, продвижения услуг, эффективность.

В настоящее время профессиональное искусство переживает очередную смену парадигм и проходит серьезное испытание — испытание конкурентоспособностью, массовостью и доступностью. Искусство обращается к самым высоким проявлениям чувств человека, затрагивает глубины нашей индивидуальности. В отличие от других сфер деятельности, российское профессиональное искусство медленнее адаптируется к современным экономическим реалиям. Погружение в рыночную среду, ориентация

искусства на прибыль, на интересы публики, использование продажи, как средства достижения результата (который, например, можно определить как максимально сильное и высокое переживание театрального зрителя). Данное направление следует рассматривать как один из возможных путей преодоления наступившего кризиса.

Театральные и концертные организации различных стран сталкиваются с проблемами, носящими глобальный характер. Они вынуждены совершен-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

Соотношение бюджетных и внебюджетных доходов в общем объеме финансовых средств государственных учреждений [1]

2009 год 2009 год 2010 год 2010 год

Наименование учреждения Доля бюджетных средств в общем объеме расходов, % % Доля внебюджетных средств в общем объеме расходов, % % Доля бюджетных средств в общем объеме расходов, % % Доля внебюджетных средств в общем объеме расходов, % %

Библиотеки 92,3 7,7 92,9 7,1

Музеи 85,5 14,5 84,9 15,1

Театры, концертные организации 79,1 20,9 79,2 20,8

Учреждения культурно-досугового типа 80,4 19,6 80,8 19,2

Учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры 91,8 8,2 87,6 12,4

Учреждения среднего профессионального образования в сфере культуры 94,9 5,1 93,9 6,1

Всего расходов 82,7 17,3 82,5 17,5

ствовать методы управления и маркетинговую политику — иначе они не выдержат непрерывно возрастающего давления такого фактора, как усиление конкуренции на рынке развлечений. Но театральное искусство имеет особую природу. Слишком велика опасность коммерциализации театра, за которой с неизбежностью следуют снижение художественного уровня и потворствование самым низменным запросам публики.

Тем не менее сложившаяся ситуация требует от театральной деятельности подхода, соответствующего веяниям времени, а высокое искусство нуждается в рыночных технологиях. Своевременность применения маркетинга проявляется не только в том, что он подсказывает, как сегодня можно работать, но и в том, как сегодня развивать искусство.

Первым и самым мощным источником доходов для учреждений культуры является бюджетное финансирование или бюджетная субсидия. Второй источник — внебюджетный, который состоит из собственных заработанных и привлеченных средств (спонсорская помощь, пожертвования и т.д.). Нет ни одного учреждения культуры, бюджетное финансирование которого закрывало бы все потребности организации. Каждый российский регион выделяет бюджетные деньги в том количестве, в каком позволяют его возможности.

В структуре расходов за счет средств областного бюджета Министерства культуры Омской области: на обеспечение текущей деятельности театров, концертных организаций — было выделено 50,3 % в общей сумме расходов в 2009 году, 52,1 % — в 2010 году (табл. 1).

Данные, приведенные в таблице, свидетельствует о структуре доходов учреждений культуры Омской области. Доля внебюджетных средств в общем объеме доходов театральных и концертных организаций 20,9 % (2009 год) и 20,8 % (2010 год) в сравнении с остальными учреждения культуры самая высокая. Самый низкий процент бюджетных средств и самый высокий процент внебюджетных средств показывают способность театров и концертных учреждений зарабатывать средства и получать доходы на свою деятельность.

Перед менеджментом культуры встает вопрос: где найти недостающие средства, как заработать деньги для развития организации? И чтобы их заработать, нужны технологии деятельности театра.

Главное место должна занять психологическая перезагрузка, отказ от идеологических стереотипов и внедрение рыночных категорий. Понимание того, что искусство — это продукт, только творческий, такой же товар, который нужно продвигать на рынке по всем законам рыночных технологий.

Это дает основания полагать, что в недалеком будущем театрам самим придется укреплять устойчивость положения на рынке культуры в условиях жесткой конкурентной борьбы. То есть главной задачей театрального коллектива станет разрешение проблемы поиска и привлечения в театр собственного зрителя, что заставит относиться к театральному продукту (спектаклю) как к товару, который необходимо выгодно продать, а для этого важно знать законы рынка. Деятельность будет направлена на то, чтобы духовные потребности общества или социального слоя в сценическом искусстве превратились в доход театрального учреждения.

Но коммерческий спектакль — совсем не обязательно низкопробное развлекательное шоу. Единственный абсолютный критерий в этом случае один — спектакль должен быть ориентирован на кассовый успех, который может быть достигнут как благодаря жанру постановки, именам исполнителей, так и через абсолютно неожиданное, художественное решение или прочтение материала. Другими словами: любая постановка, отвечающая условиям достаточно частых показов при полных залах и соответствующих ценах на билеты, — потенциально коммерческая [2].

Соблюдение театром выверенного баланса между доступностью и «интересами искусства», постепенное культивирование публики является абсолютно необходимым. Тем не менее зрители приходят в репертуарный театр в поисках досуга, отличного от массовых развлечений, готовые участвовать в непредсказуемом творческом процессе. Конкуренция с менее дорогостоящими и более доступными формами развлечений увеличивается, особенно с телевидением, тогда как стоимость посещения театрально-концертных мероприятий постоянно и существенно увеличивается (цены за билет, стоимость проезда на транспорте и т.д.). Кроме того, эстетическая незащищенность, порожденная снижением уровня художественных потребностей в семье и школе, отрицательно влияет на досуговые приоритеты молодежи как будущей потенциальной аудитории сферы культуры.

Таблица 2

Средняя посещаемость в год взрослым человеком (от 18 лет) театров, музыкальных концертов, художественных музеев и выставок в зависимости от возраста первого посещения

Возраст первого посещения Т еатры Музыкальные концерты Художественные музеи и выставки

Не позднее 5 лет 4,45 3,88 3,42

6-17 лет 2,25 1,26 0,91

Старше 17 лет 1,24 0,87 0,52

Исследования показали, что существует прямая взаимосвязь между личностным ростом людей и их отношением к искусству, заложенным в детстве. По данным доклада «Культура и будущее России. Новый взгляд», людей, успешно выполняющих свои социальные роли, обладающих творческим потенциалом, в крупных городах России (столицах регионов) — 13 %. В городах регионального подчинения и в селах — 9—10 %. Среди тех взрослых, кто в детстве регулярно бывал на спектаклях, концертах, в художественных музеях или на художественных выставках, высокого уровня личностного развития достигают в крупных городах — 39 %, в небольших городах — 26 %, в селах — 20 % от общего числа опрошенных [3].

Раннее приобщение ребенка к искусству имеет огромное значение не только для личностного развития, но и для формирования устойчивых художественных интересов взрослого человека (табл. 2).

Значительно чаще посещают театры, концерты, музеи и выставки те взрослые, которые посетили их в раннем детстве. Из вышеизложенного следует, что зрители, приобщенные к искусству в детстве, став взрослыми, значительно увеличат аудиторию учреждений культуры [3, с. 86].

Исследования разного уровня свидетельствуют, что зрители стали более спонтанно выбирать способы развлечения и все реже заранее соглашаются брать на себя обязательства в определенный день посетить учреждение искусства. Это сильно увеличивает нагрузку на специалистов по организации зрителя, которые должны работать значительно больше, чтобы поддерживать продажи билетов на высоком уровне, а также искать пути для создания разнообразных предложений по привлечению новых потребителей.

Концертные и театральные организации не выигрывают от роста производительности труда, наблюдающегося в других секторах экономики, в отрасли искусств постоянно присутствует проблема ускоряющегося увеличения расходов [4]. Театры каждый сезон выпускают несколько новых спектаклей, каждый из которых требует значительных вложений с точки зрения театрального производства: художественного решения спектаклей (определение количества репетиционных точек, создания декораций, костюмов, сценического освещения). Например, постановка одного спектакля независимо от технологий требует около 58 репетиционных точек. Согласно контрактной системе, увеличение занятости актера в процессе ведет к увеличению оплаты труда. Возрастают постановочные затраты: дорожают материалы, энергоресурсы, а также затраты на управление организаций и подготовку представлений — оплата рекламы, расходные материалы.

Театральные и концертные учреждения культуры обычно работают в состоянии финансового стресса, независимо от того, насколько они успешны с художественной точки зрения. В среднем зрители теат-

ров оплачивают только часть от общей стоимости услуг, которые они получают. Эту задачу можно решить за счет увеличения цен на билеты. Но в данном случае произойдет обратный процесс — отток зрителей из-за недоступной цены на билет по завышенной, по их мнению, шкале.

Управленческие решения могут повлиять на эффективность деятельности через продление сезонов и время проката каждой постановки.

Организация театрального производства Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин» выстроена таким образом, что подготовка новых постановок и репетиционный период приходятся на май, ноябрь, февраль. Согласно проведенным в театре исследованиям, в эти месяцы происходит уменьшение потока зрителей. Отъезд труппы на гастроли и приглашение других театров на сценические площадки «Арлекина» (так называемые обменные гастроли) проводятся в апреле, октябре. В то время как большинство омских театров находится в отпуске, Театр кукол работает до середины июля — время каникул, в город съезжаются дети из других регионов.

Еще одним способом увеличения посещаемости и, соответственно, продаж является расширение использования полезных площадей театральных зданий, которое позволяет организациям обслуживать большее количество зрителей при тех же затратах. Например, на период новогодних каникул в Омском театре кукол организуется дополнительный зал — для показа театрализованного новогоднего представления для детей.

Покрытие текущих расходов театральных и концертных организаций находится в прямой зависимости от текущих доходов, а также от организации предварительной продажи билетов. Происходит разрыв между доходами и расходами. В течение летних месяцев продажа билетов минимальна, в соответствии с этим и доходов в учреждении нет. Организация вынуждена работать в долг. В связи с этим Омский театр кукол реализует абонементы на следующий сезон в конце текущего театрального сезона, т.е. в летний период, тем самым покрывая текущие расходы.

Успешная жизнь современного театра зависит не только от высокого художественного уровня спектаклей, но и от многих факторов: от местоположения объекта на рынке театральных услуг; от уровня управления театром, умения, опыта и таланта руководящего персонала. Только сам театр способен реально оценить существующую конъюнктуру и спрос, установить такие цены на билеты, которые не привели бы к потере зрителя. Но главное, чтобы, применяя маркетинговую стратегию, театр не стал средством только развлечения или местом для заполнения свободного времени, не утратил своё значение в духовном и эстетическом становлении человека. Что, в свою очередь, может привести к гибели театра как

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

учреждения искусства при сохранении статусности театрального заведения, занявшего определенное положение в структуре современных рыночных отношений сферы культуры.

Библиографический список

1. Культура и искусство Омской области в 2010 году : сб. информационно-аналитических материалов — Омск : М-во культуры Омской области, 2011. — Вып. 14 — С. 159.

2. Апфельбаум, С. М. Современные модели реализации творческой деятельности / С. М. Апфельбаум // Справочник руководителя учреждений культуры. — 2007. — № 1. — С.78 — 84.

3. Культура и будущее России. Новый взгляд // Справочник руководителя учреждений культуры. — 2008. — № 2. — С. 84.

4. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф. — М. :

Классика - XXI, 2004. - С. 30.

КАНАЩУК Татьяна Николаевна, соискатель по кафедре маркетинга и рекламы Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, заместитель директора по организации зрителя Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин».

Адрес для переписки: kanashuktn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2012 г.

© Т. Н. Канащук

УДК 338.242 Е. О. НУРГАЗИН

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОЗНИЧНО-ПРОДУКТОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СЕТЯХ

В статье рассматриваются методы проектного управления для принятия эффективных управленческих решений. Описывается стадийная структура управления проектами. Предлагаются инструменты менеджмента координирования бизнес-программ.

Ключевые слова: проектное управление, эффективные управленческие решения, бизнес-программа.

Эффективное управление рознично-продуктовыми предпринимательскими сетями основывается на адекватном применении научных управленческих подходов. Научный подход востребован менеджментом рознично-продуктовых предпринимательских сетей (предпринимательская сеть) по причине применения методологии разработки и принятия эффективных управленческих решений. На сегодняшний момент существует множество научных подходов принятия эффективных управленческих решений. Системный подход основан на применении системных архетипов, выявляющих закономерности функционирования организации [1]. Процессный подход анализирует эффективность функционирования отдельных бизнес-процессов и видов деятельности, устанавливает объективное ценообразование, каналы сбыта и процессно-ориентированное бюджетирование предприятия [2]. Целевой подход основан на установлении целевых показателей отдельных сотрудников и подразделений, являющихся составляющими стратегической цели, при этом разрабатываются корректирующие действия фактических показателей по достижению запланированных показателей.

Системный, процессный и целевой подход анализируют экономическое функционирование и предоставляют информацию для принятия управленческих решений по оптимизации деятельности предпринимательской сети, связанной с настоящим развитием. Однако экономическая деятельность рознично-продуктовых предпринимательских сетей взаимосвязана с предложением дополнительных

инновационных видов товаров и услуг, созданием эффективных технологий управления, что является основной целью реализации проектного подхода и будущего развития предприятия.

Актуальность использования проектного управления в рознично-продуктовых предпринимательских сетях состоит в следующих характеристиках:

1) реализация стратегии компании посредством определения целей проекта, результатов и действий;

2) специфическое управление выгодами, финансами, рисками, возможностями, проблемами, изменениями — связанное с управлением конкретными проектами и компанией в целом;

3) совместное эффективное функционирование информационных систем, бизнес-процессов, организационных структур и культуры организации, становление данных компонентов через управление проектами;

4) эффективное планирование, посредством применения детального и общего планирования в по-стадийной структуре управления проектами.

Проектное управление базируется на реализации последовательности необходимых проектов (экономических, социальных, правовых) для достижения количественно определённой стратегической цели. Основными отличительными характеристиками проекта являются:

1) ограничен во временном масштабе — проект имеет дату начала и дату окончания, в промежутке которых запланирован определённый объём работ;

2) предоставляет определённые выгоды для бизнеса — результатом проекта является продукт, услуга,