СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ
УДК 327 ББК 63.3
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ СССР В ПЕРИОД ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ)*
Докучаева С.В., ФГАОУ ВО (НИУ) «Южно-Уральский государственный университет»
Аннотация
В данной статье на примере культурно-дипломатических усилий СССР в странах Латинской Америки автор исследует эффекты культурных связей в эпоху Холодной войны. В качестве основополагающего фактора, определившего региональную специфику советских усилий, выделяется стремление оптимизировать расходы при достижении поставленных целей.
Ключевые слова: культурная дипломатия, эффективность культурной дипломатии, критерии эффективности культурной дипломатии, Латинская Америка
Публичная дипломатия является одним из базовых инструментов стабилизации международных отношений в условиях экономического, политического, идеологического противостояния между основными игроками политической арены. Средства публичной дипломатии, частью которой является культурная дипломатия, позволяют устанавливать и поддерживать отношения между странами даже в том, случае, если официальные билатеральные контакты отсутствуют или реализуются в ограниченном варианте. Для того, чтобы оптимизировать ресурсы, затрачиваемые на реализацию культурной дипломатии как комплекса мер, направленных на создание привлекательного имиджа государства, распространение его культуры и мировоззрения, расширение контактов с другими государствами в разных сферах взаимодействия, необходимо понимать, какую цель преследует государство и какими критериями будет измеряться эффективность реализации различных программ в рамках культурной дипломатии1.
О статусе культурных связей в обойме дипломатических методов СССР в период Холодной войны, особенно в период т. н. хрущевского «культурного наступления», свидетельствуют программные документы партии и правительства, озвученные с высокой трибуны съездов КПСС. К примеру, в своем докладе на ХХ-м съезде КПСС Н.С. Хрущев достаточное внимание уделил перспективам внешней политики страны в условиях новой парадигмы конкурентного сосуществования двух систем. В этом контексте потенциальной сферой советского влияния, в том числе в области культуры, были объявлены страны Азии, Африки и Южной Америки, постулировалась необходимость более интенсивного распространения коммунистических в Чили и на Кубе2. И именно это, на наш взгляд, стало отправной точкой для масштабной реализации культурной дипломатии во всех регионах мира, в том числе и в Латинской Америке.
Можно рассматривать этот доклад как проявление стратегического планирования в сфере внешней политики, в том числе с привлечением средств культурной дипломатии. Целью выступало расширение влияния СССР, распространение коммунистической идеологии, привлечение новых сторонников и последователей. Данная цель по своему характеру глобальная и в условиях биполярного мира, где побеждает тот, у кого больше
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10213)
сторонников и последователей, является витальной, т. е. обеспечивающей выживание системы. В рамках данного целеполагания культурная дипломатия выступала одним из важных средств.
Задачи, которые ставились для достижения обозначенной выше цели, были следующими:
- установление отношений со странами, принадлежащими враждебному лагерю или находящимися под их влиянием;
- создание позитивного имиджа Советского Союза;
- демонстрация преимуществ жизни в стране с коммунистической идеологией.
Данные задачи регулярно детализировались в планах работы таких формально
общественных организаций как ВОКС, а впоследствии ССОД и отражены в соответствующих документах3.
Стоит отметить, что в данных документах задача измерения эффективности культурно-дипломатических усилий не ставилась прямо и выражена скорее в латентной форме: реализация планов, соблюдения количественных показателей культурного обмена, отсутствие крупных срывов мероприятий и т. д. Важным показателем расценивалась реализация максимального количества задач с минимальными затратами экономических ресурсов. С другой стороны, те расходы, которые считались необходимыми и рассматривались в качестве перспективных (обеспечение материалами о жизни в СССР, обмен делегациями, поддержка контактов с лидерами мнений, привлечение на свою сторону важных публичных персон, поддержание имиджа представителей СССР на высоком уровне) не сокращались, напротив, на их обеспечение выделялось достаточно средств. Статьями экономии часто выступали расходы на штатные единицы культурно-дипломатических ведомств, качество посылаемых материалов в менее значимые регионы и т. д. Определенной экономили служило вовлечение представителей советской общественности к культурно-дипломатической деятельности на добровольных началах: примерами здесь могут служить реализация проектов «городов-побратимов», переписка с гражданами других стран и т. д. Частичной компенсацией расходов служили оплачиваемые туристические поездки в страны региона, во время которых на рядовых советских граждан возлагалась просветительская миссия4.
Следует учитывать, что помимо внешнего направление реализации культурной дипломатии важное значение в период Холодной войны приобрело так называемое внутреннее. Если первое было нацелено на граждан других государств, в том числе, враждебных к СССР и его идеологии, то второе - на мобилизацию собственных граждан на выражение лояльности системе и поддержке символических структур идентичности. Средства реализации внутреннего и внешнего направления культурной дипломатии имели как точки пересечения, так и некоторые отличия. Для советских граждан проводились вечера дружбы, просветительские лекции и вечера, концерты и выставки, посвященные различным странам и их культуре. Однако сами граждане активно привлекались в качестве доступного и дешевого ресурса по установлению контактов с представителями зарубежных стран, для выступления с докладами и лекциями перед гостями страны, для создания дружественной массовки на крупных мероприятиях. В качестве средств стимулирования и поощрения подобной деятельности использовались нематериальные статусные позиции, включение в список потенциальных претендентов на включение в состав тургрупп и т. д. Такой психологический ход позволял правительству решать сразу несколько важных задач:
- снижать затраты на проведение мероприятий и компенсировать ресурсные дефициты системы;
- поддерживать в сознании собственного населения образ передовой просвещенной державы;
- наделять своих граждан важной ролью и давать им возможность выполнять важную миссию - укреплять авторитет своей страны в мире.
Для работы на внешнем направлении средства выполнения поставленных задач были другими, как и сами задачи. Важно было сформировать позитивный образ, привлечь на свою сторону и заручиться поддержкой как можно большего количества стран и их населения. Не со всеми государствами у СССР были хорошие отношения на официальном уровне, однако наличие минимальных дипломатических отношений уже давало широкие возможности для установления неформальных контактов с лидерами мнений и усилением своего влияния на обычных граждан. К примеру, с рядом стран Латинской Америки, Африки и т. д. на определенном этапе никаких официальных контактов не осуществлялось5. Зато были неформальные, неофициальные контакты с помощью реализации культурной дипломатии: делегации, обмен художественными выставками, книгами, фильмами, просветительская деятельность. Все эти меры позволяли Советскому Союзу проникать даже в страны, находившиеся в зоне влияния США и создавать противовес влиянию своего геополитического конкурента.
Исходя из вышесказанного, на наш взгляд можно выделить критерии внешней и внутренней эффективности культурной дипломатии. Критериями внешней эффективности были следующие показатели:
- непосредственно реализация поставленных задач;
- количественное измерение реализованных мер (увеличение количества проведенных выставок, показов фильмов, отправленных и принятых делегаций, публикаций в прессе и публичных выступлений, содержащих положительную оценку социалистической действительности, идеологии, режима);
- минимизация затрат ресурсов при максимизации выполнения запланированных мероприятий
Если говорить о странах Латинской Америки, то для этого региона оба критерия играли решающую роль и являлись определяющими для реализации культурной дипломатии в регионе. Одной из причин этого было то, что страны региона в большинстве своем были экономически бедными и ждали от Советского Союза материальной помощи при организации визитов и ведении деятельности обществ и домов дружбы. При этом СССР был крайне заинтересован в этом регионе и стремился поддерживать баланс между своими затратами и получаемыми результатами, которые выражались в количестве принятых и отправленных делегаций, открытых домов и обществ дружбы, активности институтов дружбы с СССР (как в Мексике, Чили и т.д.), количестве проведенных выставок и вечеров, посвященных различным культурным событиям в странах региона, положительных отзывах лидеров мнений, посетивших СССР и затем выступавших перед своими согражданами с открытыми лекциями и семинарами, а также публиковавших отчетные статьи о визитах в Советский Союз. Все это тщательно отслеживалось в СССР и из этих данных формировались не только официальные отчеты для правительства, но и доклады, работающие на внутренние задачи: поддержание имиджа государства-защитника, просветителя и мирового лидера в различных сферах жизни, а также приобщение граждан к общей великой цели просвещения людей остального мира6.
Исходя из этого, мы выдвигаем следующую гипотезу. Понимание эффективности культурной дипломатии конца сталинского периода и далее было иным и отличалось от современного понимания ее эффективности. Правительству СССР важно было реализовывать ряд мер, и, можно предположить, что именно это считалось результатом. Поскольку он достигался, делались выводы, что культурная дипломатия эффективна. Особенно ярко это видно на примере Латинской Америки. В планах работы отделов, занимавшихся взаимодействием со странами региона, критериями реализации данных мер были следующие:
- количество делегаций из зарубежных стран, демонстрация им нужных объектов, правильный состав делегаций;
публикации в зарубежной прессе материалов с положительными отзывами о жизни в СССР и коммунистической идеологии в целом, выступления с докладами, публичными лекциями;
гастроли творческих коллективов из СССР и посещаемость их концертов и
7
т. д.7
При этом задачи дальнейшей оценки эффективности не обозначались, однако особое внимание предъявлялось экономической целесообразности и оптимизации расходов на достижение поставленной цели.
Примечания
1 Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. Теоретические аспекты проблемы внешней культурной политики // Америка и мир. История и современность. Сб. статей в честь 70-летия профессора Б.А. Ширяева. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 267-279
2 ХХ съезд КПСС. Стенографический отчет. М., 1956. С. 16-20
3 ГАРФ. Ф. Р-9576. 0п.10. Д. 1. Д. 55.
4 ГАРФ. Ф. Р-9576. 0п.10. Д. 1. Л.1-2; ГАРФ. Ф. Р-9576. Оп. 8. Д. 3.
5 ГАРФ. Ф. Р-9576. Оп.8. Д. 17
6 Клементьева, Н.М. Развитие связей между СССР и рядом стран Латинской Америки в области культуры, 1965-1975. М.: ВГБИЛ, 1983. 173 с.
7 ГАРФ. Ф. Р-9576. 0п.10. Д. 1. Д. 55; ГАРФ. Ф. Р-9576. 0п.10. Д. 1. Л.1-2; ГАРФ. Ф. Р-9576. Оп. 8. Д. 3 и др.
THE EFFECTIVENESS OF CULTURAL DIPLOMACY, THE SOVIET UNION DURING THE COLD WAR (ON THE EXAMPLE OF LATIN AMERICA)
Dokuchaev S.V., Federal state (national research university) «South Ural state University»
Abstract
The main idea of the article is the differences between current interpretation of efficiency of cultural diplomacy and its interpretation in the period of Cold War. The cultural diplomacy in the USSR was the instrument for the main goal - influence expansion in the world. It was two directions for realization the cultural diplomacy - internal and external. Both this direction had different criteria of efficiency. The main criteria for USSR in its interaction with Latin America was optimization of expenses and maximum accomplishment of planning results.
Keywords: cultural diplomacy, effective cultural diplomacy, criteria of cultural diplomacy's effective, Latin America