Научная статья на тему 'Эффективность исправления условно осужденных военнослужащих: поиск критериев'

Эффективность исправления условно осужденных военнослужащих: поиск критериев Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
800
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ВОЗЛОЖЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА УСЛОВНО ОСУЖДЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / КРИТЕРИИ ИСПРАВЛЕНИЯ УСЛОВНО ОСУЖДЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / PROBATION OF SERVICEMEN / IMPOSING OBLIGATIONS ON A PROBATIONER SERVICEMAN / CRITERIA OF PROBATIONER SERVICEMEN CORRECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев Э. П.

Оценивается эффективность исправления условно осужденных военнослужащих в контексте задачи сохранения военных кадров. Обосновывается, что факт условного осуждения не является безусловным основанием для увольнения военнослужащего со службы. При этом нахождение в рядах Вооруженных Сил РФ условно осужденных командиров, которые должны требовать от своих несудимых подчиненных строгого соблюдения Конституции и законов России, а также выполнения требований воинских уставов, вряд ли допустимо. Оценка эффективности исправления условно осужденных военнослужащих осуществляется по количеству отмен условного осуждения с последующим реальным отбыванием соответствующего вида наказания; дополнению либо отмене обязанностей условно осужденного военнослужащего (независимо от того, было оно ранее установлено или нет); отмене условного осуждения в связи с хорошим поведением и исполнением обязанностей условно осужденным военнослужащим; продолжению службы условно осужденными «контрактниками». Предлагается ввести новый критерий оценки исправления условно осужденного военнослужащего наличие (отсутствие) по службе дисциплинарных взысканий, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ. Отсутствие взысканий или наличие поощрений может свидетельствовать о том, что военнослужащий добросовестно исполнял возложенные на него судом обязанности и приказы командования воинской части. Аргументируется, что для повышения эффективности исправления условно осужденных военнослужащих целесообразно установление дополнительных обязанностей, возлагаемых с согласия военнослужащих, которые неприменимы в отношении гражданских лиц: участие в проведении операций по уничтожению бандитских формирований, освобождению захваченных заложников, в проведении различных спасательных мероприятий, осуществлении противоэпидемиологических, противохимических и противорадиационных мер непосредственно в очагах поражения и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF PROBATIONER SERVICEMEN CORRECTION: SEARCH FOR THE CRITERIA

The efficiency of probationer servicemen correction is estimated in the context of the task of saving military personnel. The fact of probation is proved not to be the absolute ground for dismissing a serviceman. Serving in the Russian Armed Forces of probationer commanders, who must require from their non-convicted subordinates to observe the Constitution and the laws, is considered inadmissible. The estimation of efficiency of probationer servicemen correction is exercised according to such criteria as: the number of probation reversals with the following real service of sentence; addition or reversal of probationer servicemen' obligations; reversal of probation due to probationer's good behavior and discharge of obligations; continuation of probationer contract employees' service. It is proposed to introduce new criterion for estimating correction of probationer servicemen presence (absence) of authority punishments stipulated by service regulations of the Russian Armed Forces. The absence of punishments or the presence of encouragements can indicate that a serviceman has discharged the obligations imposed by court fairly and executed orders of military unit's command. The author proves the reasonability of establishing additional obligations charged by servicemen's approval (which cannot be executed toward civilians) to rise the efficiency of probationer servicemen correction. They are: participation in operations on destroying gangster squads; release of hostages; conducting rescue activities; taking epidemiological, anti-gas and radiative measures directly in the centre of destruction.

Текст научной работы на тему «Эффективность исправления условно осужденных военнослужащих: поиск критериев»

ПОНОМАРЕВ Э.П., vso-0740@gvsu.rsnet.ru Военно-следственный отдел; Следственный комитет Российской Федерации по Рязанскому гарнизону Западного военного округа, 390000, г. Рязань, Первомайский пр., 22

PONOMARYOV E.P., vso-0740@gvsu.rsnet.ru Military investigation department; Russian Investigative Committee for the Ryazan garrison of the West military district, Pervomajskij Ave. 22, Ryazan, 390000, Russian Federation

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПРАВЛЕНИЯ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПОИСК КРИТЕРИЕВ

Реферат. Оценивается эффективность исправления условно осужденных военнослужащих в контексте задачи сохранения военных кадров. Обосновывается, что факт условного осуждения не является безусловным основанием для увольнения военнослужащего со службы. При этом нахождение в рядах Вооруженных Сил РФ условно осужденных командиров, которые должны требовать от своих несудимых подчиненных строгого соблюдения Конституции и законов России, а также выполнения требований воинских уставов, вряд ли допустимо. Оценка эффективности исправления условно осужденных военнослужащих осуществляется по количеству отмен условного осуждения с последующим реальным отбыванием соответствующего вида наказания; дополнению либо отмене обязанностей условно осужденного военнослужащего (независимо от того, было оно ранее установлено или нет); отмене условного осуждения в связи с хорошим поведением и исполнением обязанностей условно осужденным военнослужащим; продолжению службы условно осужденными «контрактниками». Предлагается ввести новый критерий оценки исправления условно осужденного военнослужащего — наличие (отсутствие) по службе дисциплинарных взысканий, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ. Отсутствие взысканий или наличие поощрений может свидетельствовать о том, что военнослужащий добросовестно исполнял возложенные на него судом обязанности и приказы командования воинской части. Аргументируется, что для повышения эффективности исправления условно осужденных военнослужащих целесообразно установление дополнительных обязанностей, возлагаемых с согласия военнослужащих, которые неприменимы в отношении гражданских лиц: участие в проведении операций по уничтожению бандитских формирований, освобождению захваченных заложников, в проведении различных спасательных мероприятий, осуществлении противоэпидемиологических, противохимических и противорадиационных мер непосредственно в очагах поражения и других.

Ключевые слова: условное осуждение военнослужащих, возложение обязанностей на условно осужденного военнослужащего, критерии исправления условно осужденного военнослужащего.

EFFICIENCY OF PROBATIONER SERVICEMEN CORRECTION: SEARCH FOR THE CRITERIA

Abstract. The efficiency of probationer servicemen correction is estimated in the context of the task of saving military personnel. The fact of probation is proved not to be the absolute ground for dismissing a serviceman. Serving in the Russian Armed Forces of probationer commanders, who must require from their non-convicted subordinates to observe the Constitution and the laws, is considered inadmissible. The estimation of efficiency of probationer servicemen correction is exercised according to such criteria as: the number of probation reversals with the following real service of sentence; addition or reversal of probationer servicemen' obligations; reversal of probation due to probationer's good behavior and discharge of obligations; continuation of probationer contract employees' service. It is proposed to introduce new criterion for estimating correction of probationer servicemen — presence (absence) of authority punishments stipulated by service regulations of the Russian Armed Forces. The absence of punishments or the presence of encouragements can indicate that a serviceman has discharged the obligations imposed by court fairly and executed orders of military unit's command. The author proves the reasonability of establishing additional obligations charged by servicemen's approval (which cannot be executed toward civilians) to rise the efficiency of probationer servicemen correction. They are: participation in operations on destroying gangster squads; release of hostages; conducting rescue activities; taking epidemiological, anti-gas and radiative measures directly in the centre of destruction.

Keywords: probation of servicemen, imposing obligations on a probationer serviceman, criteria of probationer servicemen correction.

Очевидная низкая эффективность исправления условно осужденных гражданских лиц достаточно широко освещена в юридической литературе [1, с. 98]. К похожим выводам пришел и В.К. Дуюнов, утверждая, что каждый третий условно осужденный в течение испытательного срока совершает новое преступление; по его мнению, это порождается необоснованно широким применением данного института [2, с. 98].

Анализ данных статистической отчетности Главной военной прокуратуры по Западному и Южному военным округам свидетельствует о тенденции роста рецидива преступности среди условно осужденных военнослужащих. Рассчитанный удельный вес рецидивной преступности среди условно осужденных военнослужащих указанных округов в 2009 г. составил 1,73 % от общего числа осужденных, в 2010 г. - 5,31 %, в 2011 г. - 5,6 %, в 2012 г. - 5,96 %, в 2013 г. -6,4 %, в 2014 г. (по состоянию на 1 октября) - 7,12 %*.

Такая ситуация требует принятия со стороны государства незамедлительных адекватных мер по нейтрализации негативных последствий рассматриваемого института. Правильное применение условного осуждения военнослужащих должно способствовать не увеличению рецидива, а окончательному исправлению условно осужденных вне рамок реального исполнения наказания.

* Обзор судебной работы гарнизонных военных судов по рассмотрению уголовных дел за 2013 год. М., 2014. С. 12-17; Сведения о состоянии правопорядка и военной дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации (за период с 1 января по 7 сентября 2014 г.). М., 2014. С. 7-9.

При проведении настоящего исследования, целью которого являлось изучение эффективности исправления условно осужденных военнослужащих, были проанализированы приговоры гарнизонных военных судов, дислоцированных на территории Западного и Южного военных округов. Полученные данные сравнивались с результатами анкетирования, проведенного среди двух групп респондентов: военных прокуроров, сотрудников органов военного управления и судей гарнизонных военных судов (396 респондентов) и военнослужащих, в том числе условно осужденных (402 респондента).

Результаты обследования военных прокуроров, сотрудников органов военного управления и судей гарнизонных военных судов свидетельствуют о том, что 74,8 % из них знают случаи, когда необоснованное условное осуждение являлось причиной совершения повторного преступления этим же военнослужащим. Вторая же группа респондентов указала несколько иную, но не менее впечатляющую цифру: 64,5 % из них также знают случаи, когда необоснованное условное осуждение без учета личности осужденного являлось причиной совершения повторного преступления этим же военнослужащим.

Данные о мнениях обоих групп респондентов в части того, какой процент условно осужденных военнослужащих повторно совершают преступление, приведены в соответствующей таблице.

Очевидно, что более половины респондентов считают период испытательного срока временем, когда от 10 до 50 % условно осужденных военнослужащих совершают повторное преступление, что значительно выше полученного нами удельного веса рецидива преступлений условно осужденных военнослужащих.

Таблица

Процент условно осужденных военнослужащих, повторно совершающих преступление (по мнению двух групп респондентов)

Проценты Мнения 1-й группы респондентов (в % от общего числа мнений) Мнения 2-й группы респондентов (в % от общего числа мнений)

0-10 % 25,7 27,4

10-30 % 51,4 39,5

30-50 % 22,9 33,1

В то же время не приходится говорить о высокой эффективности исправления условно осужденных гражданских лиц (в отношении военнослужащих также не приходится ввиду того, что нормы уголовного законодательства в части условного осуждения вообще не учитывают специфику условия прохождения военной службы).

Респонденты первой группы указали в анкетах, что поощрения могут являться основанием, в частности, для досрочной отмены условного осуждения (32,9 %) и снятия дополнительных обязанностей (67,1 %). Вторая группа респондентов высказалась по вышеуказанному поводу в целом аналогичным образом: 42,1 % - для досрочной отмены условного осуждения, 57,9 % - для снятия дополнительных обязанностей.

Приведенные выше аргументы, по нашему мнению, свидетельствуют как о формальном отбывании условного осуждения военнослужащими, так и об аналогичном отношении к своим «обязанностям» со стороны командования воинских частей, которые считают уголовные исполнительные функции второстепенным делом.

Как и в отношении уголовного наказания, исходя из смысла ч. 1 ст. 73 УК РФ, основной целью условного осуждения (хотя термин «цель» в данном случае законодателем не применяется) является исправление осужденных, в том числе военнослужащих. Однако не представляется возможным четко определить критерии оценки достижения этой цели [3, с. 45-48].

Анализируя положения ст. 74 УК РФ, можно попытаться выделить от противного несколько критериев оценки недостижения исправления условно осужденным военнослужащим:

1) уклонение осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, а также от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, или совершение нарушения общественного порядка, за которое он был привлечен к административной ответственности (ч. 2);

2) систематическое уклонение осужденного от возмещения вреда, причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, в течение продленного испытательного срока (ч. 2.1);

3) если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля (ч. 3);

4) совершение нарушения общественного порядка, за которое на военнослужащего наложено административное наказание (ч. 2);

5) совершение преступления по неосторожности (ч. 4);

6) совершение умышленного преступления небольшой тяжести (ч. 4).

В качестве одного из критериев нами были избраны данные о дисциплинарной практике 254 условно осужденных военнослужащих в двух военных округах на основе исследования служебных картотек. Около одной четвертой части условно осужденных военнослужащих (23,6 %) вообще не имели никаких поощрений. Более половины условно осужденных военнослужащих (51,2 %) имеют различные дисциплинарные взыскания. Практически 2/3 обследованных лиц (61,4 %) имеют более трех дисциплинарных взысканий. Более того, почти 10 % (21 военнослужащий) обследованных лиц привлекались к административной ответственности. Командование воинской части лишь в отношении 14 военнослужащих обратилось в суд о продлении испытательного срока.

Исходя из полученных данных, прослеживается тенденция отсутствия каких-либо мер, применяемых к условно осужденным военнослужащим (или же они не попали в число исследованных нами в двух военных округах (Западном и Южном), но их число, очевидно, незначительно) в связи с их поведением. В этом случае, по нашему мнению, можно говорить об отсутствии исправительного воздействия на условно осужденных военнослужащих, о том, что командование воинских частей пускает процесс исполнения условного осуждения «на самотек». В этом случае процесс условного осуждения не побуждает условно осужденного военнослужащего к исправлению.

Согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации*,

* Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 10 нояб. 2007 г. N 1495: ред. от 1 июля 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749; 2014. N 27. Ст. 3754.

Правилам отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими* определены и конкретизированы виды дисциплинарных взысканий, закреплен четкий порядок их наложения и исполнения, установлены правовые гарантии соблюдения законности при привлечении осужденных к дисциплинарной ответственности. Только неукоснительное соблюдение вышеуказанных требований и немедленное пресечение любых отклонений от них, соблюдение таких принципов дисциплинарной практики, как последовательность наложения взысканий, их соразмерность со степенью тяжести совершенного проступка, индивидуальный подход к различным категориям военнослужащих, активность командиров всех степеней и т.д., делают дисциплинарную ответственность эффективным средством в исправительном процессе. Другое необходимое условие ее действенности - умелое сочетание с основными средствами исправления.

Наше исследование подтверждает тезис о том, что наложение на условно осужденного военнослужащего дисциплинарного взыскания должно быть более эффективным средством. Так, первая и вторая группы респондентов на вопрос: «По Вашему мнению, наложение на условно осужденного военнослужащего дисциплинарного взыскания может являться основанием для... (даны варианты ответов)?» - ответили следующим образом: продления испытательного срока (соответственно 47,8 % и 14,7 %), увольнения со службы (2,9 % и 6,3 %), и более всего - отмены условного осуждения с реальным отбыванием наказания (49,3 % и 79 %).

Необходимо подчеркнуть то положение, что, проявив один раз гуманность к виновному лицу и предоставив суду возможность назначить ему вместо реального отбывания наказания условное, законодатель и в дальнейшем не спешит при малейшем отклонении в поведении условно осужденного от законодательных предписаний кардинальным образом менять его правовой статус. Меньшая сте-

* О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими: приказ министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. N 302: ред. от 4 сент. 2006 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 1; 2006. N 39.

пень «нежелания» условно осужденного следовать установленным для него в законе правилам ведет к применению менее строгих санкций в отношении такого лица. Уклонение от исполнения возложенных судом обязанностей, от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением в размере, определенном решением суда, или совершение нарушения общественного порядка, за которое налагалось административное наказание, может повлечь продление испытательного срока условно осужденному (ч. 2 ст. 74 УК РФ). При всей ясности и лаконичности законодательной формулировки, не оставляющей, казалось бы, сомнений для ее единообразного применения, они все-таки возникают.

Во-первых, налицо противоречие между предписанием ч. 2 ст. 74 УК РФ и ч. 1 ст. 190 УИК РФ. Если перечисленные выше обстоятельства согласно УК РФ являются основаниями для продления испытательного срока, то в соответствии с УИК РФ они служат основанием для вынесения командованием воинской части предупреждения в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.

Во-вторых, необходимо уточнить, что представляет собой уклонение от исполнения возложенных судом обязанностей (ч. 2 ст. 74 УК РФ). Если сравнивать его с систематическим нарушением общественного порядка (воинского правопорядка), за что лицо привлекалось к административной ответственности (дисциплинарной ответственности) (ч. 3 ст. 74 УК РФ), то разграничение можно проводить по качественной или количественной стороне.

Как отмечает В.В. Пронников, в 62 % случаев наряду с систематическим либо злостным неисполнением возложенных обязанностей, взрослые осужденные допустили нарушения общественного порядка или трудовой дисциплины (57 % - несовершеннолетние). Так, по два или более правонарушений совершили 39,1 % условно осужденных совершеннолетних, направленных судом для реального отбывания наказа-ния в связи с отменой условного осуждения по рассматриваемому основанию (36,3 % - несовершеннолетние) [4, с. 151].

Нельзя согласиться и с предложением об установлении в качестве единственного основания продления испытательного сро-

ка неисполнения обязанностей, возложенных судом [5, с. 10], а также уклонения от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном судом, потому что и в этом случае мы столкнемся с теми же трудностями разграничения, на которые указывалось выше.

Следующим основанием продления испытательного срока является совершение условно осужденным нарушения общественного порядка, за которое на него налагалось административное наказание. Эта норма был перенесена в УК РФ из ранее действовавшего законодательства, когда посягательства на общественный порядок выделялись в отдельную главу КоАП РСФСР. В КоАП РФ они объединены в одну главу с посягательствами против общественной безопасности, отсутствовавшими в КоАП РСФСР. Почему же тогда нельзя предусмотреть в качестве основания продления испытательного срока совершение условно осужденным, помимо нарушений общественного порядка, также и нарушений общественной безопасности, за которые на него налагались административные наказания [6, с. 110-112]? Представляется, что такое законодательное решение будет вполне обоснованным и соответствующим реалиям современного общества, поскольку общественная безопасность является не менее значимым объектом правовой охраны, чем общественный порядок (воинский правопорядок).

Полученные нами в ходе исследования данные свидетельствуют, что на вопрос: «Возможно ли при наложении на условно осужденного военнослужащего административного наказания?...» (далее - варианты ответов) - обе группы респондентов ответили следующим образом: продлить испытательный срок (0 % и 6,3 %), возложить дополнительные обязанности (32,9 % и 36,3 %), отменить условное осуждение с реальным отбыванием наказания (42,8 % и 42,7 %), уволить со службы (4,3 % и 14,7 %).

Следует также обратить внимание на то, что при установлении нами обозначенных в ст. 74 УК РФ критериев недостижения исправления военнослужащим суд не обязан отменять условное осуждение или продлевать его срок. В этом случае военнослужащий, получающий админис-

тративные наказания, совершающий преступления по неосторожности или умышленные преступления небольшой тяжести, по-прежнему может оставаться условно осужденным, проходить военную службу, получать доступ к оружию, вооружению, боевой технике, иметь в подчинении несу-димых военнослужащих.

Иногда, в полном соответствии с действующими уголовно-правовыми нормами, в случае повторного совершения преступления ранее условно осужденным военнослужащим ему вновь назначается условное наказание. Кроме того, даже во время реального исполнения наказания военнослужащему, вновь совершившему преступление, может быть назначено условное наказание.

Представляется, что данная ситуация нелогична и не отвечает целям уголовного законодательства. «Самым эффективным способом стимулирования осужденного к добросовестному исполнению наказания выступает институт замены наказания на более строгое» [7, с. 63].

В части 4 ст. 74 УК РФ определено, что в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или сохранении условного осуждения решается судом.

Сложилась парадоксальная, противоречащая логике ситуация: при систематическом уклонении от возмещения вреда, исполнения возложенных на него судом обязанностей, систематическом нарушении общественного порядка, за что он привлекался к административной ответственности в течение испытательного срока, и совершении любого по тяжести неосторожного или умышленного преступления небольшой тяжести возможен только один вариант правовых последствий - повторное условное осуждение. Иными словами, преступление и проступок уравнены законом, т.е. их различная степень общественной опасности оценивается одинаково.

Представляется обоснованным уголовное законодательство тех стран, в которых совершение условно осужденным любого нового преступления с осуждением виновного лица влечет за собой обязательную отмену условного осуждения (ст. 75 УК Украины, ст. 55 УК Латвийской

Республики, ст. 72 УК Республики Узбекистан, ст. 132-37 УК Франции, ст. 77 УК Китайской Народной Республики и т.д.). Наглядно обоснованность данной позиции по рассматриваемой проблеме показана в УК ФРГ: суд отменяет условное осуждение при совершении лицом любого преступления, так как это показывает, что ожидание, положенное в основу такого осуждения, себя не оправдало (ч. 1 § 56^.

Кроме того, некоторые государства достаточно категорично регламентируют последствия неисполнения обязанностей, в обязательном порядке отменяя условное осуждение. Так, в ст. 3565 Свода законов США предусмотрена обязательная отмена условного осуждения в тех случаях, когда осужденный владеет веществами, находящимися под контролем, или огнестрельным оружием, а также за отказ пройти тест на наркотики. Принципиальную позицию по рассматриваемому вопросу отражает ч. 2 ст. 75 Украины, в которой отказ от выполнения обязанностей, возложенных на условно осужденного, не допускается. В части 2 § 55 УК Республики Польша предъявляется категорическое требование к условно осужденному - не совершать нарушения общественного порядка и выполнять возложенные на него обязанности.

В статье 45 УК РСФСР 1960 г. предусматривалась также отмена условного осуждения за совершение условно осужденным в течение испытательного срока любого нового преступления. По мнению многих юристов, такое предписание закона является наиболее целесообразным [2, с. 102].

Полученные нами данные показывают, что соответственно 15,7 % и 51,6 % респондентов из первой и второй групп уверены в том, что условное осуждение при совершении военнослужащим преступления по неосторожности должно быть отменено, и 27,1 % и 58,9 % - при совершении умышленного преступления даже небольшой тяжести. Более того, 82,8 % и 85,8 % респондентов из обеих групп уверены в том, что условно осужденный военнослужащий вообще должен увольняться с военной службы, 90 % и 92,6 % респондентов соответственно выступают за запрет приема на военную службу условно осужденных лиц. Однако некоторый консерватизм и безальтернативность «воинского» мышления наглядно проявляются в том, что 98,6 % респондентов из первой

группы и 95,8 % из второй уверены в необходимости сохранения института условного осуждения в отношении военнослужащих, что несколько противоречит их же выше-обозначенному мнению.

В соответствии с требованиями ст.ст. 73 и 74 УК РФ суд решает вопрос об отмене или продлении условного осуждения по представлению командования воинской части, контролирующего поведение условно осужденного военнослужащего. В случае недостижения исправления военнослужащим у суда имеются следующие возможности: дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности (ч. 7 ст. 73 УК РФ); продлить испытательный срок (ч. 2 ст. 74 УК РФ); отменить условное осуждение (чч. 1-5 ст. 74 УК РФ).

Однако командование воинской части согласно п. 107 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими в случае систематического неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него обязанностей направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. Согласно данному ведомственному акту получается, что в случае обычного уклонения от исполнения возложенных на военнослужащего судом обязанностей командир части не вправе направить в суд соответствующее представление, он также не вправе ставить перед судом ни вопрос о дополнении ранее установленных для условно осужденного обязанностей, ни вопрос о продлении испытательного срока, что не соответствует положениям Уголовного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст. 74 УК РФ в случае систематического нарушения общественного порядка осужденным, за что он привлекался к административной ответственности, а также систематического неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него обязанностей или уклонения от контроля суд по представлению командования воинской части может постановить об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. В рассматриваемом предписании закона мы снова встречаемся с формулой «может». Если действительно имеет место систематическое, и притом серьезное, значительное неисполнение осужденным возложенных на

него судом обязанностей, их игнорирование, то суд, по нашему мнению, обязан отменить условное осуждение; оно оказалось неэффективным. Допустим, суд обязал условно осужденного пройти курс лечения от венерической болезни, а осужденный не делает этого, например, в течение полугода. В данном случае отмена условного осуждения, с нашей точки зрения, обязательна.

Кроме того, недостатком ч. 7 ст. 73 УК РФ является отсутствие возможности вменения условно осужденному военнослужащему обязанностей независимо от того, были они ранее установлены или нет, что потребует внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство.

При исправлении военнослужащего суд вправе: отменить полностью установленные для осужденного обязанности (ч. 7 ст. 73 УК РФ); отменить частично установленные для осужденного обязанности (ч. 7 ст. 73 УК РФ); отменить условное осуждение и снять с осужденного судимость (ч. 1 ст. 74 УК РФ). При этом условное осуждение может быть отменено по истечении не менее половины установленного испытательного срока.

В то же время согласно Правилам отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими командование воинской части может направить в суд ходатайство о сокращении испытательного срока или отмене условного осуждения; при этом первое из двух указанных ходатайств не предусмотрено в уголовном законе и, соответственно, не может быть удовлетворено военным судом. Кроме того, по смыслу приказа командир части не может ходатайствовать о полной или частичной отмене установленных для осужденного обязанностей, а также о снятии с него судимости.

Таким образом, очевидно, что ряд положений ведомственного нормативного акта (Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими) при отмене условного осуждения военнослужащих в зависимости от их поведения не соответствуют требованиям уголовного закона. С другой стороны, действующее уголовное законодательство не учитывает специфику прохождения военной службы условно осужденными лицами.

Критериев, подтверждающих исправление условно осужденного военнослужащего и оценку поведения военнослужа-

щего, в уголовном праве не содержится.

В то же время представляется возможным ввести следующий показатель исправления условно осужденного военнослужащего - наличие (отсутствие) по службе дисциплинарных взысканий, предусмотренных общевоинскими уставами ВС РФ. В этом случае отсутствие дисциплинарных взысканий может свидетельствовать о том, что военнослужащий добросовестно исполнял возложенные на него судом обязанности и приказы командования воинской части.

Очевидно, что факт совершения преступления не только является грубейшим нарушением условий прохождения службы, но и свидетельствует о том, что условно осужденный военнослужащий не оправдал оказанного ему доверия. В этом случае считаем, что условное осуждение должно обязательно отменяться с назначением нового наказания по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ.

Возможное применение поощрений к условно осужденным военнослужащим может соответствующим образом оцениваться при решении вопроса об исправлении условно осужденного военнослужащего.

Немаловажным представляется вопрос о возможности применения условного осуждения к лицам, ранее совершившим преступления. Так, согласно ст. 72 УК Республики Узбекистан условное осуждение не применяется к лицам, ранее осуждавшимся за умышленные преступления к наказанию в виде лишения свободы. УК Республики Беларусь ограничивает возможность применения осуждения с отсрочкой исполнения приговора (ст. 77) к лицам, уже имеющим судимость, связанную с лишением свободы, либо осуждаемым впервые на срок свыше 5 лет. Схожие правила содержатся и в норме об осуждении с условным неприменением наказания (ст. 78 УК Республики Беларусь). В ст. 132-31 УК Франции оригинальным способом предусмотрено, что простая отсрочка исполнения наказания может быть предоставлена физическому лицу только в случае, если обвиняемый не был осужден в течение пяти лет, предшествующих рассматриваемым деяниям, за общеуголовные преступления или проступок к наказанию в виде уголовного заключения. В соответствии со ст. 66 УК Польши условное прекращение уголовного преследования может осуществляться

судом, если, помимо прочего, личность виновного, ранее не подвергавшегося наказанию за умышленное преступление, его личные особенности и условия жизни, а также прежний образ жизни позволяют допустить, что, несмотря на прекращение уголовного преследования, он будет соблюдать правопорядок, в особенности не совершит преступление. В УК ФРГ имеется глава 5 «Предостережение под условием наказания. Отказ от наказания», в которой описываются условия применения предостережения под условием наказания; оно исключается, как правило, если в течение последних трех лет перед совершением деяния виновный получал подобное предостережение или приговаривался к наказанию (§ 59).

Таким образом, в ряде государств целенаправленно предусматриваются серьезные ограничения к применению условного осуждения (или схожих с ним институтов уголовного права). Думается, что данный институт не может быть применен в случаях, когда лицо имеет непогашенную судимость.

Применительно к Вооруженным Силам очевидно, что если военнослужащий уже является осужденным (к условному наказанию, в виде содержания в дисциплинарной воинской части и т.д.), то к нему не может применяться вновь условное осуждение. Если судимость уже погашена или же виновный характеризуется по службе отрицательно (например, имеет взыскания, особенно непогашенные и неснятые), то в этом случае военный суд должен не только мотивировать свое решение о назначении условного осуждения, но и возложить существенные обязанности на военнослужащего, совершившего преступление.

В настоящее время рассматриваемый перечень обязанностей условно осужденных лиц не носит исчерпывающего характера, так как суды правомочны возлагать на осужденного и иные обязанности, выполнение которых способствует его исправлению. А.К. Музеник считает, что перечень возлагаемых на условно осужденных обязанностей должен слагаться из двух частей: 1) обязанности, возлагаемые на всех осужденных; 2) факультативные обязанности [8, с. 66].

Исходя из этой точки зрения, в отношении военнослужащих возможно установление определенных обязанностей, которые неприменимы в отношении гражданских лиц.

Данное предложение также обусловлено мнением Европейского Суда по правам человека, который считает, что специальные наказания и взыскания, применяемые к военнослужащим «...по самой своей природе предполагают наложение на некоторые права и свободы членов таких вооруженных сил определенных ограничений, которые невозможно применить к гражданским лицам» [9, с. 8-12].

Мысогласныс тезисом С.Ф. Милюкова о необходимости более эффективного привлечения осужденных (здесь речь идет вообще об осужденных военнослужащих) в деятельности Вооруженных Сил. Так, им предлагается концепция создания военно-исправительных частей, создаваемых на добровольной основе из числа осужденных для проведения, в частности, как войсковых, так и милицейских мероприятий по уничтожению бандитских формирований, освобождению захваченных заложников [10, с. 12-13]. Конечно же, воссоздаваемые специализированные части не должны быть простым повторением пройденного (штрафные части). Они способны трансформировать все возрастающую энергию преступников и направить ее на благо общества. Речь идет об участии «штрафников» с их согласия в проведении спасательных мероприятий, тушении пожаров на нефтепромыслах и других взрывоопасных объектах, осуществлении противоэпидемиологических, противохимических и противорадиационных мер непосредственно в очагах поражения [10, с. 19-20].

В связи с этим повышение эффективности условного осуждения видится в получении согласия условно осужденного военнослужащего (о чем уже говорилось ранее) для возложения на него соответствующих обязанностей по выполнению подобных заданий командования. При отсутствии согласия осужденного военнослужащего ему следует назначать наказание, предусмотренное соответствующей санкцией статьи Особенной части УК РФ.

Кроме того, при получении согласия осужденного при возложении на него соответствующих обязанностей в течение срока условного осуждения ему в суде под роспись должны подробно описываться условия применения условного осуждения.

Данные обязанности возможно индивидуализировать в зависимости от рода войск условно осужденного военнослужа-

щего: Министерство обороны, МЧС, погранвойска ФСБ, внутренние войска МВД России и т.д.

Список литературы

1. Авдеев В.А. Ретроспективный анализ формирования условного осуждения в отечественном праве // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2010. N 1 (18). С. 55-65.

2. Дуюнов В.К. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания. Тольятти, 2001. 390 с.

3. Кашуба Ю.А., Скиба А.П. Проблемы определения целей уголовно-исполнительного законодательства // Человек: преступление и наказание. 2005. N 3. С. 45-48.

4. Пронников В.В. Условное осуждение и его правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2002. 170 с.

5. Сукманов О.В. Индивидуальное предупреждение преступного поведения условно осужденных лиц: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2003.

6. Лобов Я.В., Мананников Д.Ю. Испытательный срок при условном осуждении военнослужащих: проблемные вопросы исчисления и продления // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 2. С. 110-112.

7. Титаренко А.П. Влияние правил замены наказания при злостном уклонении осужденного от его отбывания на уголовно-исполнительные отношения // Алтайский юридический вестник. 2013. N 3 (3). С. 62-65.

8. Музеник А.К. О возможных путях совершенствования института условного осуждения с применением ст. 44 УК РСФСР // Актуальные вопросы борьбы с преступностью. Томск, 1994.

9. Анализ соответствующей прецедентной практики Европейского Суда по правам человека // Информационный бюллетень военных судов. 2004. N 4 (192). С. 8-12.

10. Милюков С.Ф. Творческое наследие В.И. Горобцова и дальнейшее развитие системы наказаний // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. памяти доктора юридических наук, профессора В.И. Горобцова (10-11 февраля 2005 г.). Красноярск, 2005. Ч. 1. С. 11-14.

References

1. Avdeev V.A. Retrospektivnyy analiz formirovaniya uslovnogo osuzhdeniya v otechestvennom prave [A retrospective analysis of the formation of probation in domestic law]. Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii - Herald of the Far Eastern Law Institute of the Russian Interior Ministry, 2010, no. 1 (18), pp. 55-65.

2. Duyunov V.K. Osvobozhdenie ot ugolovnoy otvetstvennostii ugolovnogonakazaniya [Exemption from criminal liability and criminal penalties]. Togliatti, 2001. 390 p.

3. Kashuba Yu.A., Skiba A.P. Problemy opredeleniya tseley ugolovno-ispolnitel'nogozakonodatel'stva [The problem of determining the goals of the penitentiary legislation]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2005, no. 3, pp. 45-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Pronnikov V.V. Uslovnoe osuzhdenie i ego pravovoe issledovanie. Kand. Diss. [Probation and legal research. Cand. Diss.]. Omsk, 2002. 170 p.

5. Sukmanov O.V. Individual'noe preduprezhdenie prestupnogo povedeniya uslovno osuzhdennykh lits. Kand. Diss. [Individual prevention of criminal behavior conditionally convicted persons. Cand. Diss.]. Irkutsk, 2003.

6. Lobov Ya.V., Manannikov D.Yu. Ispytatel'nyy srokpri uslovnom osuzhdenii voennosluzhashchikh: problemnye voprosy ischisleniya i prodleniya [The probationary period under probation soldiers: the problematic issues in the calculation and extension]. Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Right in the Armed Forces, 2008, no. 2, pp. 110-112.

7. Titarenko A.P. Vliyanie pravil zameny nakazaniya pri zlostnom uklonenii osuzhdennogo ot ego otbyvaniya na ugolovno-ispolnitel'nyeotnosheniya [The effect of replacement rules for a convict's malicious avoidance from jail sentence on criminal-executive relations]. Altayskiy yuridicheskiy vestnik - Altai Law Herald, 2013, no. 3 (3), pp. 62-65.

8. Muzenik A.K. O vozmozhnykh putyakh sovershenstvovaniya instituta uslovnogo osuzhdeniya s primeneniem st. 44 UK RSFSR [On the possible ways to improve the institution of probation with the use of art. 44 of the Criminal Code of the RSFSR]. Aktual'nye voprosy bor'by sprestupnost'yu [Actual problems of combating crime]. Tomsk, 1994.

9. Analiz sootvetstvuyushchey pretsedentnoy praktiki Evropeyskogo Suda po pravam cheloveka [Analysis of relevant case law of the European Court of Human Rights]. Informatsionnyy byulleten' voennykh sudov - Newsletter warships, 2004, no. 4 (192), pp. 8-12.

10. Milyukov S.F. Tvorcheskoe nasledie V.I. Gorobtsova idal'neyshee razvitiesistemy nakazaniy [The artistic heritage of V.I. Gorobtsov and further development of the penal system]. Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu v Sibirskom regione [Actual problems of crime control in the Siberian region]. Krasnoyarsk, 2005. Part 1. Pp. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.