Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕСТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Юлия Ильинична

Данная статья посвящена изучению эффективности использования тестовых заданий для самостоятельной работы обучающихся. Основой данного исследования послужил сборник задач «Тестовые задания для самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык»», содержащий в себе тесты, предназначенные для курсантов юридических образовательных учреждений. Данный сборник был создан преподавателями кафедры иностранных и русского языков для того, чтобы обеспечить обучающихся достаточным количеством материала, подходящего для самостоятельной работы.В теоретической части статьи рассматриваются различные понятия, связанные с тестированием и самостоятельной работой как основными средствами обучения. Практическая часть представлена примерами тестов, способами их разработки. Вдобавок, в конце исследования был проведен опрос обучающихся, где было выявлено, насколько им удобно использовать тестовые задания в процессе самообучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF USING TESTS FOR THE IMPLEMENTATION OF STUDENTS’ INDEPENDENT STUDY

This article is devoted to the study of the effectiveness of the test tasks for students’ self-education. The learning guide “Test tasks for the self-education in the discipline “Foreign language”” serves as the basis of this research. It contains tests intended for cadets of law institutes. This work was created by the lecturers of the Department of Foreign and Russian languages in order to provide students with sufficient amount of material suitable for the self-learning.The theoretical part of the article maintains various concepts related to such notions as testing and independent study. They are regarded as the main means of education. The empirical part is presented by the examples of tests and ways of their creation. In addition, at the end of the study authors of this article conducted a survey that revealed how convenient is the use of the test tasks for students in the process of self-learning.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Эффективность использования тестовых заданий для реализации самостоятельной работы обучающихся

Коваленко Юлия Ильинична,

преподаватель кафедры иностранных и русского языков, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

E-mail: kovalenko190995@mail.ru

Данная статья посвящена изучению эффективности использования тестовых заданий для самостоятельной работы обучающихся. Основой данного исследования послужил сборник задач «Тестовые задания для самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык»», содержащий в себе тесты, предназначенные для курсантов юридических образовательных учреждений. Данный сборник был создан преподавателями кафедры иностранных и русского языков для того, чтобы обеспечить обучающихся достаточным количеством материала, подходящего для самостоятельной работы. В теоретической части статьи рассматриваются различные понятия, связанные с тестированием и самостоятельной работой как основными средствами обучения. Практическая часть представлена примерами тестов, способами их разработки. Вдобавок, в конце исследования был проведен опрос обучающихся, где было выявлено, насколько им удобно использовать тестовые задания в процессе самообучения.

Ключевые слова: контроль, тестирование, тест, самостоятельная работа, учебный процесс.

о с

CJ

см оэ

Одним из основных вопросов любой формы высшего образования является его качество. На сегодняшний день требования к знаниям обучающихся значительно возросли, поэтому возникает необходимость совершенствования не только методики преподавания и эффективности учебного процесса, но также и совершенствования контроля.

Тестирование является актуальным методом проведения контроля в процессе обучения иностранным языкам. Оно позволяет быстро и эффективно оценивать масштаб учебных достижений и знаний обучающихся, а также уровень освоения ими пройденного учебного материала. Вдобавок, тестирование обеспечивает взаимодействие между преподавателями и студентами, а оно, в свою очередь, является главным показателем повышения качества образования [3, 23-24].

С каждым годом интерес к тестированию растет, преподавателями и методистами разрабатывается большое количество различного материала для контроля текущих знаний, который является важнейшим фактором в процессе обучения и должен сопутствовать всему курсу обучения.

Самостоятельная работа, как известно, является одним из составных компонентов образовательного процесса. В результате такой работы обучающиеся развивают следующие навыки: дисциплинированность, организованность, контроль своих знаний и умений, они учатся правильно распределять свое время, а также разумно сортировать и анализировать полученную в ходе обучения информацию.

Следующим важным компонентом процесса обучения является контроль. Если он правильно организован, то способен развить умение быстро концентрироваться и сосредотачиваться на определенной цели, а также раскрывать внутренние психические резервы, такие как память, мышление, восприятие и внимание. Именно контроль диагностирует у обучающихся пробелы в знаниях, а также определяет причины их возникновения [2, 25].

Одним из видов контроля является тест, который представляет собой одно или несколько заданий. Все тесты можно классифицировать согласно их назначению. Ученые-тестологи разработали некую классификацию, касающуюся непосредственно языковых тестов, предназначенных для выявления готовности обучающихся к изучению иностранного языка. Опираясь на эту классификацию, можно выделить следующие типы языковых тестов: тесты достижений, тесты владения язы-

ком, тесты склонности к языку, диагностические тесты, тесты «размещения» [7, 16].

Тесты достижений помогают определить, насколько хорошо был усвоен пройденный материал. Они используются при завершении цикла занятий в качестве рубежного контроля. Данный вид теста применяется в достаточно большом учебном коллективе (курс, поток, несколько групп) и создается исключительно на основе пройденного материала.

Тесты владения языком не содержат в себе заданий, относящихся к определённой теме или курсу, они направлены на определение уровня владения языком у обучающихся.

Тесты склонности к языку используются в основном в целях разделения обучения студентов. Они соотносятся с итоговым контролем в конце всего курса обучения и определяют общие умения речевой деятельности с целью установления уровня коммуникативной компетенции. [7, 16-20].

При работе с диагностическими тестами можно выявить пробелы в обучении. Эти тесты относятся к виду вспомогательного контроля, целью которого является выделение областей знаний, представляющих наибольшие трудности в овладении иностранным языком.

Тесты «размещения», как правило, проводятся перед началом курса обучения, они помогают определить степень обученности студентов для того, чтобы объединить их в учебные группы с относительно одинаковым уровнем владения иностранного языка.

Тесты выполняют следующие функции: диагностирующую, обучающую, контролирующую, стимулирующую, развивающую и дисциплинирующую [4, 115].

Наряду с тестированием очень важно упомянуть о таком понятии как контроль. На страницах методической печати понятие вида контроля соотносят с временем его проведения. Согласно этому критерию, можно выделить пять видов контроля: предварительный, вспомогательный, текущий, рубежный и итоговый.

Предварительный (или предваряющий) контроль, как правило, проводится преподавателями в начале учебного процесса. У данного вида контроля есть определенные задачи, такие как определение первоначального уровня владения языком и выявление причин неудовлетворительной подготовленности обучающихся к процессу овладения иностранного языка.

Вспомогательный (или диагностирующий) контроль обычно проводится во время учебного процесса перед началом новой темы. Он диагностирует наличие знаний, на основе которых будет введение нового материала. Он помогает преподавателям осуществить эффективное знакомство обучающихся с новым материалом с опорой на пройденный.

Текущий (или следящий) контроль проводится на каждом занятии, он затрагивает все виды учебной деятельности, проверяя эффективность овладения определенной дозой новых знаний, навыков

и умений, устанавливая связь между намеченной целью и результатами обучения.

Рубежный контроль также ещё называют периодическим. Данный вид контроля помогает провести проверку знаний после изучения достаточно большого объёма материала: темы, раздела, цикла, параграфа учебника.

Итоговый (или заключительный) контроль традиционно знаменует завершение определённого действующей программой этапа обучения: семестра, учебного года, всего курса. Этот контроль выявляет соответствие проверяемых знаний, навыков и умений заданным параметрам образовательных стандартов, предусмотренных программой курса.

Понятие форма контроля трактуется на страницах методической литературы по-разному. Под формой контроля подразумевается определенная структура, система организации контрольных заданий установленного образца. В учебном процессе применяются такие формы контроля, как тестирование, опрос, контрольная работа, зачёт и экзамен [6, 10-14].

В юридических вузах самостоятельная работа обучающихся дифференцируется как одна из важнейших составных частей образовательного процесса. «Самостоятельная работа обучающихся -планируемая познавательная, организационно и методически направляемая деятельность, осуществляемая под руководством, но без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата» [1, 110-112]. Данная форма обучения осуществляется по заданиям преподавателя, через них у обучающихся формируется интерес к творческой индивидуальной работе и умение самостоятельно решать все поставленные научные и учебные задачи. Именно с этой целью преподавателями кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института был создан сборник задач для самостоятельной работы, представляющий собой тестовые задания, направленные на повторение и закрепление лексико-грамматических навыков, проверки уровня владения иноязычной речью, подготовки специалистов приобретать и совершенствовать профессиональные навыки самостоятельно.

Данный сборник состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие самостоятельной работы и тестирования, рассматриваются различные виды и формы контроля, технология составления тестов, также более подробно описываются самые популярные форматы тестовых заданий. Вторая глава представлена непосредственно тестовыми заданиями, направленными на отработку грамматических, лексических и страноведческих навыков обучающихся.

Стоит отметить, что тесты в данном пособии составлены в двух форматах. Для проверки отдельных компонентов языковых знаний широко используется формат с фиксированным ответом. Существует несколько типов формата с фиксированным ответом, из которых самым широко

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

используемым в практике тестирования является формат «множественный выбор» [9, 226-236].

В данном формате даются варианты возможных ответов, из которых только один является правильным, остальные - доказуемо неверны. Ниже представлен пример тестов из сборника в формате «множественный выбор»:

Выберите правильный вариант инфинитива в инфинитивной конструкции The Complex Subject (Сложное подлежащее).

1. Many books are known ... in our country every year.

a) be published b) were published c) to be published

2. You are supposed ... in four years.

a) to graduate b) graduating c) to be graduated

3. His answers in the court are considered ... of great importance.

а) to be b) being c) be

Еще одним популярным форматом, фигурирующим в сборнике, является формат «перекрёстный выбор». В данном формате тестовых заданий языковые единицы в двух списках объединяются по какому-либо признаку: слово и его дефиниция, близкие по значению слова, синонимы, антонимы, иностранное слово и его эквивалент на родном языке, тематические блоки и т.п. [2, 151]. В качестве языкового материала могут использоваться как отдельные слова и словосочетания, так и целые предложения. Используя конкретный языковой материал в тесте «перекрёстного выбора» можно заложить задачу, «требующую анализа языковой единицы по любому признаку, в том числе, необходимому для усвоения графического, грамматического, семантического и акустического образа слова, его значения, «места» среди других слов, возможности вступать в разнообразные сочетания с другими словами и т.д.» [8, 19].

В качестве примера формата «перекрёстный выбор» можно привести следующие тестовые задания из сборника:

Соотнесите синонимы.

1. 1) to swear a) to protect

2) to arrest b) to murder

3) to employ c) to detain, to apprehend

4) to ensure d) to hire

5) to guard e) to guarantee

б) to kill f) to take an oath

Соотнесите русские и английские словосочетания.

2. 1) знаки отличия a) Metropolitan police

2) под присягой b) Mounted police

3) столичная полиция c) under oath

4) министр внутренних дел d) counterpart

5) конная полиция e) Home Secretary

6) законопослушный f) rank insignia

7) коллега g) law-abiding

Данный сборник предназначен для самостоятельной работы обучающихся, которая направлена на отработку и совершенствование лексико-грамматических навыков, а также навыков ауди-

рования и письма. После работы со сборником обучающиеся были опрошены, результаты этого опроса были проанализированы и подсчитаны. Обучающимся были заданы следующие вопросы:

1) Удобно ли Вам было работать со сборником?

2) Насколько Вам удобно было работать с тестовыми заданиями?

3) Удобнее ли Вам работать с тестами или с упражнениями?

4) Оказались ли тестовые задания эффективными для Вас?

5) По Вашему мнению, подходит ли тестирование для самостоятельной работы?

Эффективность тестирования

Положительные ответы Отрицательные ответы Затруднялись ответить

6) Помогло ли Вам тестирование усовершенствовать лексические и грамматические навыки?

Всего было опрошено 40 человек. В итоге, 82% опрошенных дали сборнику и тестовому методу обучения положительную оценку, у 14% опрошенных возникли сомнения по поводу данного вида самостоятельной работы, 4% обучающихся сочли данный метод непригодным и неудобным для самостоятельной работы. Результаты можно проследить в приведенной ниже диаграмме.

С каждым годом методика обучения иностранным языкам совершенствуется и развивается, тестированию, как одному из основных элементов обучения, отводится немаловажная роль. Преподаватели неязыковых высших учебных заведений все чаще обращаются к вопросам, связанным с тестированием и контролем, а сами вузы пытаются перенять традиции международной педагогики и поставить тестовую диагностику на одну из ключевых позиций иноязычного обучения.

Контроль является основной функцией тестирования, но стоит отметить, что оно является также эффективным методом самостоятельной работы обучающихся, которая позиционируется как одна из важнейших составных частей образовательного процесса. Самостоятельная работа способствует формированию определенных навыков и умений, таких как разумное использование и распределение личного времени, усвоение пройденного материала.

Подводя итог, стоит отметить, что работа с тестами формирует у обучающихся различные компетенции, например, учебно-познавательные, информационные, читательские, коммуникативные, вдобавок, обучаемые овладевают навыками нестандартного мышления и креативности.

Литература

1. Груздева М.Л., Козицын А.Л. Тестирование как форма организации самостоятельной работы

студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - С. 110-112.

2. Гуревич К.М., Борисов Е.М. Тестирование. -Москва: Наука, 2001. - 182 с.

3. Мартынова Л.И. О тестах и тестировании. -Нижний Новгород, 2002. - 50 с.

4. Мусницкая Е.В. 100 вопросов к себе и к ученику. - М.: Дом педагогики, 1996. - 190 с.

5. Поляков О.Г. Рекомендации по подготовке и использованию итогового теста за базовой курс обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе, 1996. - № 3 - С. 2-5.

6. Симкин В.Н. Осторожно: тест // Иност. языки в школе, 1996. - № 7. - С. 10-14.

7. Товма Е.Л. Тест в функции упражнения при обучении иностранному языку // Иност. языки в школе, 1996. - № 1 - С. 17-23.

8. Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку // Иност. языки в школе, 1986. - № 2. - С. 16-20.

9. Alderson, Charles; Windeatt, Scott - Computers and Innovation in Language-testing/ Language Testing in the 1990s. - Modern English Publications and the British Council, 1992. - p. 226-236.

THE EFFICIENCY OF USING TESTS FOR THE

IMPLEMENTATION OF STUDENTS' INDEPENDENT

STUDY

Kovalenko Yu.I.

Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

This article is devoted to the study of the effectiveness of the test

tasks for students' self-education. The learning guide "Test tasks for

the self-education in the discipline "Foreign language"" serves as the basis of this research. It contains tests intended for cadets of law institutes. This work was created by the lecturers of the Department of Foreign and Russian languages in order to provide students with sufficient amount of material suitable for the self-learning. The theoretical part of the article maintains various concepts related to such notions as testing and independent study. They are regarded as the main means of education. The empirical part is presented by the examples of tests and ways of their creation. In addition, at the end of the study authors of this article conducted a survey that revealed how convenient is the use of the test tasks for students in the process of self-learning.

Keywords: control, testing, test, independent study, educational process.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gruzdeva M.L., Kozitsyn A.L. Testing as a form of organization of independent work of students // Modern science-intensive technologies. - 2016. - P. 110-112.

2. Gurevich K.M., Borisov E.M. Testing. - Moscow: Nauka, 2001. -182 p.

3. Martynova L.I. About tests and testing. - Nizhny Novgorod, 2002. - 50 p.

4. Musnitskaya E.V. 100 questions to yourself and to the student. - M.: House of Pedagogy, 1996. - 190 p.

5. Polyakov O.G. Recommendations for the preparation and use of the final test for the basic course of teaching a foreign language. // Foreign languages at school, 1996. - No. 3 - P. 2-5.

6. Simkin V.N. Caution: test// Inost. languages at school, 1996. -No. 7. - P. 10-14.

7. Tovma E. L. Test as an exercise in teaching a foreign language // Foreign languages at school, 1996. - No. 1 - P. 17-23.

8. Folomkina S.K. Testing in teaching a foreign language // Foreign languages at school, 1986. - No. 2. - P. 16-20.

9. Alderson, Charles; Windeatt, Scott - Computers and Innovation in Language-testing/ Language Testing in the 1990s. - Modern English Publications and the British Council, 1992. - P. 226236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.