Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / WATER TRANSPORT / РЕСУРСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / RESOURCE MANAGEMENT / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / RESOURCE PROVISION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICACY / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалова Н. Е., Водянова С. А.

В статье исследуется роль внутреннего водного транспорта в современных условиях, рассматриваются проблемы ресурсного обеспечения предприятий отрасли, дается оценка эффективности использования производственных ресурсов предприятий водного транспорта Нижегородской области, предлагается механизм управления ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF UTILIZATION OF PRODUCTION RESOURCES ENTERPRISES WATER TRANSPORT

The article explores the role of inland water transport in modern conditions, discusses the problems of resource support of the industry, assesses the effective use of production resources of water transport enterprises of the Nizhniy Novgorod region, provides a mechanism for resource management.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 33:628.1

Н.Е. Жигалова, к.э.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» С.А. Водянова, студентка ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: водный транспорт, ресурсное управление, ресурсное обеспечение, эффективность, организационно-экономический механизм.

В статье исследуется роль внутреннего водного транспорта в современных условиях, рассматриваются проблемы ресурсного обеспечения предприятий отрасли, дается оценка эффективности использования производственных ресурсов предприятий водного транспорта Нижегородской области, предлагается механизм управления ресурсами.

Водный транспорт является одной из важнейших производственных инфраструктур страны, эффективная деятельность которой оказывает значительное влияние на результаты функционирования всей экономики. Трудно переоценить роль внутреннего водного транспорта в современных условиях. Его услугами пользуются 68 регионов страны. Особенно значима его роль для Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. По рекам доставляют 85% всех грузов, завозимых в Якутию, 60% - Западно-Сибирскому нефтегазовому комплексу. Особую роль играют внутренние водные пути (ВВП) в хозяйственном освоении отдельных регионов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

В перспективе объемы перевозок грузов в эти районы будут расти в связи с постепенным наращиванием добычи углеводородного сырья, освоением новых месторождений. В общем объеме железнодорожных и речных перевозок в Архангельской, Пермской и Астраханской областях доля ВВТ достигает 50-60%. Такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, до половины всех строительных материалов получают по воде.[1]

Эффективность деятельности предприятий водного транспорта в значительной мере определяется тем, насколько результативно они используют имеющиеся в своём распоряжении производственные ресурсы, поэтому последние нуждаются в научном обосновании формирования и рационального использования.

Ресурсное обеспечение отдельных предприятий и отраслей в целом затрагивает все сферы деятельности экономических субъектов и поэтому всегда представляло собой объект управления. Однако, отставание теоретических разработок от практики управления на современном этапе объясняется стремительным появлением новых видов ресурсов, источников их формирования и способов оценки. Новые ресурсы требуют адекватных методов, технологий и правил ресурсного обеспечения деятельности организаций. [2]

Ресурсное обеспечение представляет собой одну из важнейших функций, реализация которых определяет уровень развития любого хозяйствующего субъекта и эффективность его функционирования. Исследование его закономерностей требуется для рационального, эффективного и своевременного формирования и распределения ресурсов, необходимых для проведения работ по всем циклам. [3]

Направления ресурсного обеспечения деятельности организации, с одной стороны, определяются теми финансовыми, кадровыми, материальными и другими ресурсами, которыми она располагает сегодня, а с другой - интеллектуальными ресурсами

и инновациями, которые она предполагает внедрить в будущем, а также возможностями по привлечению источников инвестирования.

Многие экономисты сужают сущность этой категории, сводя ее лишь к финансовому обеспечению каких-либо процессов. Другие сводят проблему управления ресурсами к ресурсному обмену, движению материальных потоков, объектом которого является произведенная продукция, а область исследования является прерогативой логистики.

Вопросы производительного использования ресурсов, в силу значимости данной тематики для деятельности предприятий и организаций, рассматривались значительным числом отечественных и зарубежных исследователей. Данной тематике посвящены работы таких зарубежных авторов, как П. Друкер, Т. Питерс, Р. Уотмен, М. Ме-скон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Д. Скотт Синк, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Дж. Грей-сон, К. О'Делл, Дж.К. Лафта, А. Гомпсон, А. Стрикленд, К. Беа и др.

Из отечественных учёных исследованиями в данной области занимались Л.И. Абалкин, Э.М. Агабабьян, Д.М. Гвишиани, А.А. Беляев, В.В. Глухов, В.Я. Горфин-кель, В.П. Грузинов, А.И. Демичев, И.П. Каравашкин, Э.М. Коротков, Г.Р. Кремнев, И.К. Мирзаев, Р.М. Петухов, В.Ф. Уколой, Р.А. Фатхутдинов и др.

Проблемы ресурсного обеспечения в современной России в значительной мере обусловлены предшествующими десятилетиями тотального господства государственной собственности, когда хозяйствующие субъекты обменивались ресурсами в рамках и по правилам единого собственника и вся ответственность за потери ложилась не на их руководителей, а на государство. Такие организации в принципе не могли обанкротиться, поэтому управление ресурсным обменом и ресурсным обеспечением как специфическая деятельность не рассматривалось ни в теоретическом, ни в практическом аспектах.

В настоящее время в России экономические субъекты перешли на новые условия обмена принадлежащими им ресурсами и вынуждены полностью отвечать за принятые управленческие решения своими активами. Однако единого мнения по поводу теории ресурсного обеспечения пока не сложилось.

Проблема рационального использования ресурсов предприятий ВВТ обострилась в последние годы в связи с постоянными изменениями объемов работ. Специфика речных портов связана с трудностью применения технических средств в других сферах деятельности, что резко сужает возможность получения прибыли за счет диверсификации производства. Поэтому необходимо максимально точно и эффективно расставлять и использовать имеющиеся ресурсы для того, чтобы такой важный вид транспорта, как водный, мог конкурировать с другими видами транспорта Нижегородской области.

Ресурсное обеспечение деятельности предприятий - это комплексный процесс мобилизации, накопления, распределения ресурсов, а также осуществления планирования, контроля, мониторинга и других процедур, направленных на эффективное и рациональное использование ресурсов и снижение риска в деятельности предприятий.

Организация рационального использования производственных ресурсов, будучи одной из множества функций управления ресурсами, имеет особый организационный характер - она пронизывает практически все формы связей и зависимостей между данным направлением и всей деятельностью предприятия. Именно этим определяется сложность и трудоемкость анализа существующих и синтеза более совершенных форм и методов повышения уровня рационального использования производственных ресурсов.

В Нижегородской области транспорт обеспечивает занятость 6,3% среднегодовой численности всех занятых в экономике. В ВРП его доля составляет 11,5%. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, например в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%. Речной

транспорт имеет небольшой удельный вес в объеме перевозок территорий. Например, по Нижегородской области - 4,8%. [4]

Показатели использования производственных ресурсов предприятий водного транспорта Нижегородской области рассмотрены в таблице 1 [5].

Таблица 1

Показатели использования производственных ресурсов водного транспорта Нижегородской области

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 Темп роста, % Абсолютное изменение

Среднегодовая стоимость основных про-изв.фондов, тыс.руб.(ОППФ) 119350 0 123675 0 121042 0 134956 0 130358 0 109,22 110080

Грузооборот, млн. ткм 9160 10356 11486 9940 10150 110,81 990

Объем перевозок, тыс.тонн 4587 5832 6011 5730 6420 139,96 1833

Среднесписочная численность персонала (ППП), чел 3388 3245 3312 2472 2395 70,69 -993

Товарная продукция (ТП), тыс.руб. 339545 4 406695 9 497462 4 480309 6 442117 0 130,21 1025716

Чистая прибыль, тыс.руб 436000 555000 696000 719000 640000 146,79 204

Выручка, млн.руб. 3396 4067 4973 4798 4895 144,14 1499

Фондоотдача, руб/руб. 2,845 3,288 4,110 3,559 3,392 119,21 0,55

Фондоемкость, руб/руб. 0,351 0,304 0,243 0,281 0,295 83,88 -0,06

Производительность труда(ПТ), тыс.руб/чел 1002,2 1253,3 1502 1943 1846 184,19 843,80

Рентабельность продаж, % 12,839 13,646 13,996 14,985 13,075 101,84 0,24

Рентабельность ОПФ,% 36,531 44,876 57,501 53,277 49,096 134,39 12,56

В результате проведенных исследований за анализируемый период с 2009 по 2013 год было выявлено следующее:

- основные производственные фонды увеличились на 9,22% (или 110080 тыс. руб.),

- грузооборот вырос на 10,81% (или 990 млн. ткм),

- объем перевозок вырос на 39,96% (или 1833 тыс. тонн),

- численность персонала значительно сократилась, а именно на 29,31% (или на 993 чел).

- наблюдается значительный рост товарной продукции, выручки и чистой прибыли, а именно н 30,21%, 44,14% и 46,79% соответственно.

За исследуемый период повысилась эффективность использования производственных ресурсов водного транспорта: фондоотдача выросла на 19,21%, фондоемкость снизилась на 16,12 %, производительность труда повысилась в 1,8 раза.

Механизм ресурсного обеспечения - это система институциональных элементов, необходимая для распределения и перераспределения ресурсов хозяйствующими субъектами и их структурными подразделениями, а также трансформации ресурсов из одной формы в другую. Исследование механизма ресурсного обеспечения деятельности предприятий водного транспорта создает необходимую основу для выработки концепции управления ресурсами.

Ресурсное управление - деятельность, осуществляемая предприятием с целью оптимального использования имеющихся ресурсов. Критериями оптимальности использования ресурсов могут быть, в частности, следующие:

- удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков;

- увеличение прибыли;

- прирост капитала (имущества) организации;

- улучшение финансового состояния организации в целом и ее структурных подразделений;

- увеличение объемов деятельности;

- минимизация отдельных видов ресурсов и др.

Разработка единого механизма ресурсного обеспечения деятельности предприятий водного транспорта необходима для того, чтобы:

1) создать новую структуру управления производственными ресурсами;

2) повысить точность прогнозирования совокупных ресурсов;

3) создавать альтернативность использования ресурсов. В этом случае понятие ограниченности ресурсов трансформируется в понятие относительности ресурсов, т. е. представление ресурсов как совокупных позволяет разрабатывать альтернативные программы их использования (охватывающие все аспекты хозяйственной деятельности предприятия), из которых выбирается наиболее эффективный вариант развития хозяйствующего субъекта;

4) более точно выявлять недостатки в хозяйственной деятельности организации, влияющие на рост совокупных затрат и снижение эффективности использования ресурсов;

5) эффективно использовать механизм налогового планирования в организации;

6) на более новой, качественной основе использовать методы риск-менеджмента для снижения финансово-экономических рисков хозяйствующего субъекта;

7) повысить точность определения целей при разработке различного рода стратегий развития организации, критического объёма реализации, минимально необходимого ресурсного обеспечения и максимально допустимых совокупных затрат.

Управление ресурсным обеспечением водного транспорта должно основываться на стратегии обновления производственных фондов. Все элементы водного транспорта должны развиваться на основе внедрения новой и передовой технологии. Реконструкция внутренних водных путей, строительство современных судов и модернизация портов значительно могут повысить роль водного транспорта в общей транспортной системе страны. Обновление имеющихся мощностей благоприятно скажется на всех основных показателях деятельности водного транспорта.

Исходя из этого, считаем, что внедрение новых технологий управления ресурсами предприятия необходимо сочетать с использованием уже существующих, скорректированных с учетом новых форм взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.

Организационно-экономический механизм управления ресурсами предприятий ВВТ должен включать в себя следующие элементы:

- управленческую структуру, соответствующую принятому механизму и позволяющую оперативно осуществлять планирование, контроль и корректирующие воздействия на основании имеющихся данных и имеющую четкую систему распределения полномочий по вертикали;

- управленческий инструментарий - многоуровневую систему бюджетирования и систему составления консолидированной отчетности организации;

- подготовленный для работы с новой технологией управленческий персонал;

- техническое обеспечение системы управления ресурсами.

В качестве возможных мероприятий по повышению эффективности использования и управления ресурсами водного транспорта можно выделить:

- проведение систематического анализа затрат, экономия материалов, расход которых связан с эксплуатацией транспортных средств;

- автоматизация отчетного документооборота;

- повышение качества ремонта транспорта, сокращение времени простоя транспорта в ремонте;

- обновление основных фондов при государственной поддержке; постоянное обновление информационной базы;

- активный мониторинг транспортных средств в режиме реального времени;

- повышение эффективности использования рабочего времени персонала.

Список литературы:

[1] Официальные статистические публикации ТОГС / Электронные версии публикаций, [Электронный ресурс]. Статистический ежегодник 2013г., Нижегородская область, архив гаг. Режим доступа:

http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/ru/publications/offïcial_publications/electro nic_versions/3198d80042567b4cb138fd2d59c15b71

[2] Жигалова Н.Е. Проблемы оценки эффективности формирования и функционирования интегрированных структур на рынке транспортных услуг// Н.Е Жигалова. Проблемы и перспективы развития транспортных комплексов: материалы Пятых Прохоровских чтений, Н.Новгород, 28 ноября 2008 г. -Н.Новгород: Изд - во «Автор», 2009. - 236 с. (С. 47-50)

[3] Нарыжный П.И. Производственные ресурсы как экономическая категория. [Электронный ресурс]. Статья. Режим доступа: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2009/X/ uch_2009_X_00028.pdf

[4] Жигалова Н.Е. Оптимизация путей экономического развития инфраструктуры транспортных региональных услуг// Н.Е. Жигалова. Транспортный комплекс России: современное состояние и перспективы развития (юбилейный выпуск, посвященный 70-летию кафедры Экономики и менеджмента): сборник статей участников Восьмых Прохоровских чтений, Н.Новгород, 25 ноября 2011 г. - Н.Новгород: Изд - во Литера, 2012. - 286с.

[5] Краткий статистический сборник «Нижегородская область в цифрах 2014 г.», [Электронный ресурс], электронные версии публикаций Нижегородстат, архив гаг. Режим доступа: http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/ru/publications/official_publications/electro nic_versions/55658980442f83a1b5e4f520d5236cbc

THE EFFICIENCY OF UTILIZATION OF PRODUCTION RESOURCES ENTERPRISES WATER TRANSPORT

N.E. Zhigalova, S.A. Vodianova

Keywords: water transport, resource management, resource provision, efficacy, organizational - economic mechanism.

The article explores the role of inland water transport in modern conditions, discusses the problems of resource support of the industry, assesses the effective use of production resources of water transport enterprises of the Nizhniy Novgorod region, provides a mechanism for resource management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.