Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Максимов Максим Валерьевич, руководитель Аппарата Оренбургского городского Совета.

Айчанова Айгуль Адельевна, ассистент кафедры «Государственного и муниципального управления» ГОУ ВПО «Оренбургского государственного института менеджмента».

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье проводится анализ системы управления муниципальным имуществом как одной из актуальных проблем муниципального управления в России на современном этапе.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, управление, эффективность, муниципальное имущество.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно Федеральному закону № 131 от 06 октября 2003 года местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Основным инструментом организации и обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования является муниципальное имущество.

В настоящее время, муниципальное имущество, являясь экономической основой местного самоуправления, лежит в основе всех экономически развитых стран. В России становление муниципального имущества как основы экономики берет свое начало с 90-х годов. Именно в это время в результате раздела собственности на федеральную, региональную и муниципальную муниципальные образования стали являться собственниками имущественных комплексов.

Согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении и законодательству Российской Федерации наличие муниципального имущества признается и гарантируется государством наравне с другими видами собственности.

Статья 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет муниципальную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Объекты муниципальной собственности носят специфический характер, так как они предназначены для решения вопросов местного значения и должны удовлетворять потребности населения. К вопросам местного значения относят проблемы жизнеобеспечения населения, решение которой должно соответствовать наличию материальных и финансовых возможностей органов местного самоуправления. Именно поэтому управление муниципальным имуществом представляет собой сложный в управлении процесс.

На сегодняшний день законодательно закреплены лишь оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления: Федеральным законом от 18 октября 2007 г. введена статья 18.1 Федерального закона № 131 от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для проведения комплексного анализа и расчета эффективности деятельности органов местного самоуправления Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2009 № 1313-р «О

ИНТЕЛЛЕКТ. ИННОВАЦИИ. ИНВЕСТИЦИИ №1 2008

реализации указа президента РФ от 28.04.2008 № 607 об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» определены следующие критерии:

1. экономическое развитие;

2. уровень доходов населения и здоровья;

3. здравоохранение и образование;

4. физическая культура и спорт;

5. жилищно-коммунальное хозяйство и жилищная политика;

6. организация муниципального управления.

Критерии эффективности управления муниципальным имуществом, как и критерии качества управления муниципальным имуществом законодательно не закреплены. Мы полностью согласны с критериями эффективности управления муниципальным имуществом предложенными членом правления секции «Управление муниципальным имуществом» Союза Российских Городов Т.А. Чувашовой. Согласно функциям и задачам муниципальных органов местного самоуправления эффективность управления муниципальным имуществом можно оценивать следующими показателями:

1) социальной эффективности, учитывающей социальные последствия управления муниципальной собственностью;

2) коммерческой эффективности или финансовой эффективности, учитывающей финансовые последствия реализации и управления муниципальной собственностью;

3) бюджетной эффективности, отражающей финансовые поступления в бюджет города от использования муниципальной собственности;

4) экономической эффективности, учитывающей затраты и результаты, связанные с управлением муниципальной собственностью.

На наш взгляд, к критериям, предложенным Т.А. Чувашовой, можно отнести эффективность деятельности персонала, эффективность использования информационных ресурсов и технологий.

Эффективное и качественное управление муниципальным имуществом ставит своей целью минимизацию затрат на содержание и владение имуществом при сохранении стоимости имущества и реализации полномочий органов местного самоуправления.

Согласно В. Тимченко и Л. Прониной доля неналоговых доходов, основную часть которых составляют доходы от использования имущества, является показателем эффективности использования муниципального имущества. В Российской Федерации в общем объеме запланированных собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составили 62,8% и 17,7% соответственно. Поэтому важной задачей является укрепление собственной налоговой базы муниципалитета как одного из факторов финансовой самостоятельности муниципального образования.

В настоящий момент планируется внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предполагающее объединение трех видов налоговых сборов. А именно: объединение налога на имущество юридических лиц, отчисляемого в региональный бюджет, налога на имущество физических лиц и земельного налога, отчисляемых в местный бюджет в единый налог на недвижимость. Подобная система налогообложения используется в некоторых экономически развитых странах, таких как Ирландия, Франция, ФРГ, Испания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Великобритания и Италия.

На наш взгляд данное изменение будет способствовать укреплению налоговой базы муниципальных образований. Профицит местного бюджета будет способствовать возникновению новых возможностей для эффективного удовлетворения нужд населения на местном уровне, потому как в настоящее время большая часть муниципальных образований является дотационной, зависимой от федерального бюджета, что сказывается на полноте, оперативности и эффективности обеспечения жизнедеятельности населения.

В результате будет создана система факторов, способствующих повышению экономической самостоятельности и социального развития территорий муниципальных образований.

В составе муниципальной собственности отдельной статьей выделяется недвижимое нежилое имущество, отчуждаемое физическим и юридическим лицам согласно статье 2 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178. Согласно данному закону недвижимое нежилое имущество вместе с землей подлежит продаже.

В данном случае муниципалитет вправе рассчитывать лишь на среднесрочную прибыль от продажи недвижимого нежилого имущества, в долгосрочной же перспективе эффективность использования муниципального недвижимого нежилого имущества представлялась бы в виде прибыли от аренды данного вида имущества. Но законодатель рассчитывал, прежде всего, на снятие с муниципального баланса недвижимого имущества, которое представляет собой расходную часть бюджета (расходы на содержание объектов недвижимости) не принимая во внимание тот факт, что отчуждение данного имущества принесет муниципалитету лишь краткосрочную прибыль.

В настоящее время в муниципальных образованиях Российской Федерации активно используется автоматизированная система по управлению собственностью - Реестр имущества муниципальной казны, то есть Реестр муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Внедрение и активное использование подобных автоматизированных систем - это, несомненно, большой шаг навстречу повышению эффективности управления.

Однако Реестр имущества муниципальной казны как автоматизированная система имеет некоторые недостатки, одним из которых является учет только не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями имущества, в связи с чем отсутствует единая база объектов собственности. Результатом подобного учета становятся несоответствия расчетов затрат на содержание имущества, в особенности объектов недвижимости.

Что касается последних, то в Реестре имущества муниципальной казны учитываются в большинстве своем такие объекты недвижимости как здания и помещения, в свою очередь дороги, парки, тепло-, газо- и электросети в Реестр не включаются, поэтому возникает проблема комплексного анализа всех объектов недвижимости.

Таким образом, вышеуказанные недостатки снижают эффективность принимаемых решений по управлению муниципальным имуществом и качество управления.

Именно поэтому, система реализации мероприятий по повышению эффективности управления муниципальным имуществом преследует одну единственную цель -сохранение в собственности имущества, принадлежащего муниципальному образованию, необходимого для обеспечения решения вопросов местного значения в интересах населения и построение оптимальной системы использования данного имущества с наименьшими затратами имеющихся в распоряжении ресурсов.

Не малозначимой проблемой в сфере управления муниципальным имуществом является эффективное управление муниципальными унитарными предприятиями как имущественными комплексами. В состав имущественного комплекса предприятий входят все виды имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность, закрепленные за предприятиями на праве хозяйственного ведения и используемые для осуществления ими предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.