Научная статья на тему 'Эффективность использования фрейм-алгоритмов при создании проблемных ситуаций на практических занятиях в военных вузах войск национальной гвардии России'

Эффективность использования фрейм-алгоритмов при создании проблемных ситуаций на практических занятиях в военных вузах войск национальной гвардии России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ / ФРЕЙМ-АЛГОРИТМ / СИТУАЦИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / READINESS / FRAME / PROBLEM SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башлыков Алексей Михайлович

Статья посвящена рассмотрению применения фрейм-алгоритмов при создании на практических занятиях в военных вузах ВНГ России проблемных ситуаций с целью выявления теоретических аспектов их эффективности. Высказано предположение, что одним из условий готовности к профессиональной деятельности офицера будет являться способность действовать и правильно принимать решения при возникающих критических ситуациях. При анализе ситуационного подхода выявлено, что вероятность принятия правильного решения будет выше, если в ходе профессиональной подготовки курсантов на практических занятиях использовать метод создания проблемных ситуаций. Предложена идея разработки универсального фрейм-алгоритма действий как методического приема, способного сократить время создания проблемной ситуации за счет своей универсальности. Обращается внимание на то обстоятельство, что особенность его применения будет заключаться в получении определенного опыта, активизации мыслительного процесса у курсантов, а также развитии профессионального ресурса личности, что позволит верно оценивать ситуации и принимать правильные и своевременные решения, от которых будут зависеть жизни подчиненного им личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of Frame-Algorithms Application When Creating Problem Situations in Military Universities of the VNG of Russia

The article is devoted to the consideration of the effectiveness of frame algorithms application when creating problem situations in practical classes at military universities of the VNG of Russia, in order to identify theoretical aspects of their effectiveness. The author suggested that one of the conditions of the officer's readiness for professional activity should be the ability to act and make decisions correctly in emergent critical situations. Analyzing the situational approach in pedagogical science, the author has revealed that the probability of a correct decision will be higher if during the training of cadets in practical classes the method of creating problem situations will be used. The application of this method will contribute to the activity and independence of thinking, which directly contributes to the effectiveness of their decision-making and the speed with which they perform their actions carrying out combat mission, under conditions when a similar situation arises again. The article presents the idea of developing a universal frame-algorithm of actions, as a methodical technique that can shorten time and simplify the system of professional training for creating a problem situation due to its universality, while its main advantage will be its ability to use it in conjunction with traditional teaching methods, and efficiency in its considerable intensification. As an example, a frame-algorithm was developed to train actions in situations of occurrence of technical malfunctions of the car cooling system. In conclusion, the author analyzes the thought process in the event of an identical (typical) situation arising in the course of the officer's professional activities, drawing attention to the fact that the expected effect will be the ability to assess the situation and make the right decision on which the lives of the subordinate personnel will depend.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования фрейм-алгоритмов при создании проблемных ситуаций на практических занятиях в военных вузах войск национальной гвардии России»

Л. М. Башлыков. Эффективность использования фрейм-алгоритмов

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.14

Эффективность использования фрейм-алгоритмов при создании проблемных ситуаций на практических занятиях в военных вузах войск национальной гвардии России

А. М. Башлыков

Башлыков Алексей Михайлович, адъюнкт, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, bashlikov [email protected]

Статья посвящена рассмотрению применения фрейм-алгоритмов при создании на практических занятиях в военных вузах ВНГ России проблемных ситуаций с целью выявления теоретических аспектов их эффективности. Высказано предположение, что одним из условий готовности к профессиональной деятельности офицера будет являться способность действовать и правильно принимать решения при возникающих критических ситуациях. При анализе ситуационного подхода выявлено, что вероятность принятия правильного решения будет выше, если в ходе профессиональной подготовки курсантов на практических занятиях использовать метод создания проблемных ситуаций. Предложена идея разработки универсального фрейм-алгоритма действий как методического приема, способного сократить время создания проблемной ситуации за счет своей универсальности. Обращается внимание на то обстоятельство, что особенность его применения будет заключаться в получении определенного опыта, активизации мыслительного процесса у курсантов, а также развитии профессионального ресурса личности, что позволит верно оценивать ситуации и принимать правильные и своевременные решения, от которых будут зависеть жизни подчиненного им личного состава. Ключевые слова: профессиональная подготовка, готовность, фрейм-алгоритм, ситуация.

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2019-19-1 -89-92

Современные методы и приемы обучения, используемые в процессе профессиональной подготовки курсантов военных организаций высшего профессионального образования войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - курсантов), не всегда способствуют достижению требуемого качества ее результата. Анализируя источники, мы пришли к выводу, что под результатом профессиональной подготовки понимается готовность [1], которая, по нашему мнению, будет заключаться в следующем:

во-первых, сформированности профессиональных компетенций;

во-вторых, достигнутом уровне развития профессионально значимых личностных ресурсов.

Курсант - это будущий офицер, командир и начальник подчиненного ему личного состава, за чьи жизни, принимая то или иное решение, он будет нести непосредственную ответственность. Следовательно, профессионально подготовить его к этому - важная и ответственная задача всего профессорско-преподавательского и командного состава.

© Башлыков Л. М., 2019

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1

Понять, как будет действовать курсант при возникновении непредвиденных обстоятельств, возможно методом создания на практических занятиях в военных вузах ВНГ России проблемных ситуаций. У. Томас указывал на то, что любая ситуация возникает в ходе какой-либо деятельности. Сталкиваясь с ней, мы оцениваем ее, обдумываем и принимаем соответствующее решение. Как утверждает ученый, «цикл таких ситуаций происходит непрерывно в течение всей нашей жизни» [2, с. 68].

Данный метод основан на ситуационном подходе, который рассматривался многими науками. Методологические основы ситуационного подхода были заложены в 20-30-е гг. ХХ в. -К. Левиным, Л. Выготским.

Так, К. Левин, используя ситуационный подход для решения проблемы соотношения объективного и субъективного мира человека, доказал, что описание ситуации происходит со стороны человека, т. е. его внутреннего мира, а не с внешней стороны [3].

Менее известна, но не менее важна позиция советского ученого Л. С. Выготского, занимавшегося изучением детского развития, и представлявшего суть ситуационного подхода в двух составляющих - «социальной ситуации развития и понятии переживания» [4, с. 122].

Анализируя работы К. Левина, Л. Выготского, можно отметить их схожие взгляды на проблемы. Ситуацию они описывают как внутреннее побуждение человека к действию, а оно возникает лишь после принятия соответствующего решения. Считаем, что использование данного метода в профессиональной подготовке курсантов, а именно при проведении практических занятий, положительно повлияет на формирование у них способностей к безошибочному принятию решений в условиях боевой обстановки, критических ситуациях, возникающих при выполнении служебно-боевых задач. Обязательны при реализации данного метода следующие требования: методическая подготовленность преподавательского состава;

наличие учебно-материальной базы; установленный порядок действий. По нашему мнению, основная сложность в подготовке занятия будет заключаться в разработке алгоритма (сценария) действий. Основываясь на многолетнем опыте профессорско-преподавательского состава в обучении курсантов, можно утверждать, что для использования данного метода на практических занятиях необходимо будет затратить массу времени к их подготовке. Дополнительную сложность может вызвать готовность самого педагога, ведь разработку алго-

ритма проблемной ситуации может осуществить не каждый, и даже опытные преподаватели не всегда способны это реализовать.

Решение указанных проблем видится в создании универсального алгоритма действий, обладающего свойствами стереотипности. На применимость его в профессиональной подготовке, а именно при организации проведения практических занятий, нас подтолкнули исследования, проводимые Р. В. Гуриной и Т. В. Лариной. Они видят применение фрейм-алгоритма или, иначе говоря, алгоритмического предписания в целесообразности обучения решению физических задач. Используя систему последовательно осуществляемых операций, они создали алгоритмическую процедуру, состоящую из эффективных операций, содержащих только однозначно детерминированные разветвления. Р. В. Гурина и Т. В. Ларина указывают, что можно создать как общий (универсальный) алгоритм, подходящий ко всему курсу физики, так и частный, разработанный для конкретного занятия [5].

Мы разделяем точку зрения исследователей, касающуюся актуальности применения методического приема, и считаем, что его использование в процессе профессиональной подготовки курсантов будет способствовать его интенсификации и непременно приведет к повышению эффективности управления ее качеством. Неукоснительным условием использования данного приема на практических занятиях должна стать заблаговременная подготовка структурной базы данных в виде алгоритма, состоящего из определенных уровней. При этом заполнены информацией будут лишь ориентирующие (верхние) уровни, определяющие единое отношение к возникшей ситуации. Более низкие уровни могут быть заполнены характерной информацией (примером решения ситуации) либо оставаться пустыми (при проведения контроля). Особенность использования фрейм-алгоритмов на практических занятиях заключается в универсальности этого процесса.

Приведем пример универсального фрейм-алгоритма, который может быть использован при подготовке курсантов в ситуациях возникновения технических неисправностей в системе охлаждения автомобиля (рисунок).

Универсальность приема заключается в том, что данный алгоритм можно использовать с незначительной корректировкой на каждой теме занятия, где рассматриваются какие-либо виды технических неисправностей. Его практическое применение будет сказываться на развитии активности и самостоятельности мыслительного процесса у курсантов и повлияет на эффек-

Л. М. Башлыков. Эффективность использования фрейм-алгоритмов

Возникновение у / Снижение

неисправности > \ уровня ОЖ

Оценка состояния

V

Повышенная температура двигателя

Причины возникновения неисправности

Обстоятельства возникновения неисправности

Наличие вариантов устранения неисправности

Рассмотрение вариантов на основе опыта

Опыт отсутствует

Рассмотрение вариантов на основе знаний

Прозвести

замену патрубка

Работа двигателя на холостом ходу

Отсутствие возможности принятия решения

Фрейм-алгоритм действий в ситуации возникновения неисправностей в системе охлаждения автомобиля

тивность принятия ими решений и быстроту осуществления действий при выполнении слу-жебно-боевых задач в условиях возникновения критических ситуаций - в ходе профессиональной деятельности по завершении процесса подготовки в военном вузе.

Таким образом, можно утверждать, что теоретическое подтверждение эффективности применения фрейм-сценариев при использовании метода создания проблемных ситуаций на практических занятиях не может вызывать сомнений. Особенность его будет заключаться в получении определенного опыта, активизации мыслительного процесса у курсантов, а также развитии профессионального ресурса их личности, что повлияет на их способности оценивать ситуации и принимать правильные и своевремен-

ные решения, от которых будут зависеть жизни подчиненного им личного состава.

Список литературы

1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. 480 с.

2. Tomas U., Znaneckij F. Polish peasant in Europe and America. N.Y., 1958. 86 p.

3. Lewin K. Principles of Topological Psychology. N.Y. ; L., 1936. 231 p.

4. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 4. 386 с.

5. Гурина Р. В., Ларина Т. В. Теоретические основы и реализация фреймового подхода в обучении : в 2 ч. Естественнонаучная область знаний : физика, астрономия, математика / под ред. Р. В. Гуриной. Ульяновск, 2008. 264 с.

Педагогика

91

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1

Образец для цитирования:

Башлыков А. М. Эффективность использования фрейм-алгоритмов при создании проблемных ситуаций на практических занятиях в военных вузах войск национальной гвардии России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 89-92. БО!: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-89-92

Effectiveness of Frame-Algorithms Application When Creating Problem Situations in Military Universities of the VNG of Russia

А. М. Bashlykov

Aleksey M. Bashlykov, Saratov Military Order Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation, 158 Moskovskaya Str., Saratov 410023, Russia, bashlikov_alex@ mail.ru

The article is devoted to the consideration of the effectiveness of frame algorithms application when creating problem situations in practical classes at military universities of the VNG of Russia, in order to identify theoretical aspects of their effectiveness. The author suggested that one of the conditions of the officer's readiness for professional activity should be the ability to act and make decisions correctly in emergent critical situations. Analyzing the situational approach in pedagogical science, the author has revealed that the probability of a correct decision will be higher if during the training of cadets in practical classes the method of creating problem situations will be used. The application of this method will contribute to the activity and independence of thinking, which directly contributes to the effectiveness of their decision-making and the speed with which they perform their actions carrying out combat mission, under conditions when a similar situation arises again. The article presents the idea of developing a universal frame-algorithm of actions, as a methodical technique that can shorten time and simplify the system of professional training for creating a problem situation due to its universality, while its main advantage will be its ability to use it in conjunction with traditional teaching methods, and efficiency

in its considerable intensification. As an example, a frame-algorithm was developed to train actions in situations of occurrence of technical malfunctions of the car cooling system. In conclusion, the author analyzes the thought process in the event of an identical (typical) situation arising in the course of the officer's professional activities, drawing attention to the fact that the expected effect will be the ability to assess the situation and make the right decision on which the lives of the subordinate personnel will depend. Keywords: professional training, readiness, frame, problem situation.

References

1. Slastenin V. A., Kashirin V. P. Psihologiya ipedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij [Psychology and Pedagogy]. Moscow, 2001. 480 p.

2. Tomas U., Znaneckij F. Polish peasant in Europe and America. New York, 1958. 86 p.

3. Lewin K. Principles of Topological Psychology. New York, London, 1936. 231 p.

4. Vygotskij L. S. Krizis semi let. Sobr. soch.: v 6 t. [The Crisis of Seven Years. Sobr. soch.: in 6 vol.]. Moscow, 1984, vol. 4. 386 p.

5. Gurina R. V., Larina T. V. Teoreticheskie osnovy i realizaciya frejmovogo podhoda v obuchenii. 2. Estest-vennonauchnaya oblast' znaniy: fizika, astronomiya, matematika [Natural Science Area of Knowledge: Physics, Astronomy, Mathematics]. Ed. by R. V. Gurinoy. Ul'yanovsk, 2008. 264 p.

Cite this article as:

Bashlykov А. М. Effectiveness of the Frame-Algorithms Application When Creating Problem Situations in Military Universities of the VNG of Russia. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 1, pp. 89-92. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-89-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.