Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ 7 9 КЛАССОВ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ 7 9 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
геометрия / задачи / ЭОР / ИКТ / ЦОР / geometry / tasks / educational resources / ICT / digital education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аширапова А.А., Вербичева Е.А.

В данной работе представлены результаты педагогического эксперимента, посвященного проблеме определении методических особенностей обучения решению задач на построение в курсе геометрии 7-9 классов с применением электронных образовательных ресурсов. Апробация результатов исследования проведена в виде доклада и выступления перед учителями математики школы. В исследовании применялись следующие методы: анализ учебной и методической литературы, материалов по истории математики, примерных образовательных программ и нормативных документов, эмпирические методы (педагогическое наблюдение, сравнение и обобщение педагогического опыта, беседы с преподавателями), экспериментально-статистические методы (педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных данных и их анализ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аширапова А.А., Вербичева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF USE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES WHEN SOLVING PROBLEMS FOR BUILDING 7-9 CLASSES

This paper presents the results of a pedagogical experiment devoted to the problem of determining the methodological features of teaching solving problems for building geometry in grades 7-9 using electronic educational resources. The approbation of the research results was carried out in the form of a report and a speech to the school's mathematics teachers. The following methods were used in the study: analysis of educational and methodological literature, materials on the history of mathematics, sample educational programs and normative documents, empirical methods (pedagogical observation, comparison and generalization of pedagogical experience, conversations with teachers), experimental statistical methods (pedagogical experiment, statistical processing of the data obtained and their analysis).

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ 7 9 КЛАССОВ»

УДК 37 Аширапова А.А., Вербичева Е.А.

Аширапова А.А.

студент кафедры информационных образовательных ресурсов Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)

Вербичева Е.А.

доцент, кандидат педагогических наук Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ 7 - 9 КЛАССОВ

Аннотация: в данной работе представлены результаты педагогического эксперимента, посвященного проблеме определении методических особенностей обучения решению задач на построение в курсе геометрии 7-9 классов с применением электронных образовательных ресурсов. Апробация результатов исследования проведена в виде доклада и выступления перед учителями математики школы.

В исследовании применялись следующие методы: анализ учебной и методической литературы, материалов по истории математики, примерных образовательных программ и нормативных документов, эмпирические методы (педагогическое наблюдение, сравнение и обобщение педагогического опыта, беседы с преподавателями), экспериментально-статистические методы (педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных данных и их анализ).

Ключевые слова: геометрия, задачи, ЭОР, ИКТ, ЦОР.

В последние годы в образовательной сфере происходит активное внедрение информационных и коммуникационных технологий, а также научно-методического обеспечения учебного процесса и исследований. Это делается

для того, чтобы объединить накопленный опыт системы образования и передовые информационные технологии. [1, с. 177].

Современные методы преподавания математики в средней школе нацелены на то, чтобы ученики развивали не только конкретные знания и навыки, но и ключевые компетенции, которые помогут им успешно продолжать обучение, применять полученные знания на практике и адаптироваться к реальной жизни.

Информатизация современного общества и образования характеризуются развитием и широким распространением современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).

Одна из ключевых целей применения цифровых образовательных ресурсов и электронных образовательных ресурсов в преподавании математики на базовом уровне — улучшение качества математического образования и обеспечение его доступности.

Стандартом определены предусмотрены следующие виды результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования для учащихся:

- личностные характеристики, такие как готовность и способность учащихся к саморазвитию, личностному становлению, сильная мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также значимые социальные и межличностные связи, ценностно-смысловые ориентиры, отражающие индивидуальные и гражданские позиции, социальные компетенции, правосознание, умение ставить цели и формировать жизненные планы, а также способность осознавать российскую идентичность в условиях многокультурного общества [2],

- метапредметные аспекты, подразумеваю овладение учащимися междисциплинарными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными и коммуникативными), что позволяет использовать эти навыки в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность,

организовывать сотрудничество с преподавателями и сверстниками, а также формировать индивидуальную образовательную траекторию [2],

- предметные аспекты, включающие навыки и знания, приобретённые учениками в процессе изучения определённой дисциплины, а также специфические виды деятельности, связанные с получением новых знаний, их применением и преобразованием в различных учебных, проектных и социальных ситуациях, что способствует формированию научного мышления, освоению ключевых теорий, видов и типов отношений, а также овладению научной терминологией, понятиями и методами.

В процессе изучения математики и информатики, обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, знакомятся с математическими моделями и принципами математической логики. Они учатся использовать математические знания для решения разнообразных задач, анализировать результаты и совершенствовать навыки решения учебных заданий. Кроме того, у них формируется математическая интуиция.

В связи с этим возникает потребность усовершенствовать образовательный процесс в школе для повышения качества обучения. Одним из методов достижения этой цели является интеграция электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР) в учебный процесс.

Основная и сложная, но увлекательная задача заключается в эффективном использовании электронных образовательных ресурсов для улучшения образовательного процесса и, в итоге, для каждого учащегося.

Использование цифровых образовательных ресурсов в рамках изучения математики способствует формированию предметных результатов и обеспечивает эффективное развитие информационной компетенции и междисциплинарных навыков, связанных с математическим моделированием.

Применение электронных образовательных ресурсов значительно облегчает изучение геометрии благодаря наглядности, одному из основных принципов обучения. Применение таких ресурсов позволяет расширить объём изучаемого материала на уроке без снижения качества восприятия новой

информации учениками. Эффективность обучения возрастает благодаря сокращению времени, затрачиваемого на перенос чертежей с доски в тетради учеников. В результате ускоряется повторение базовых знаний и решается больше задач. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет более результативно достигать многих методических целей, а также использование таких ресурсов в образовательном пространстве определяется требованиями основной образовательной программы, Федеральных государственных образовательных стандартов [3, с. 2-4].

Согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», рабочие программы учебных дисциплин, курсов и модулей должны включать:

- тематическое планирование с определением количества академических часов, требуемых для изучения каждой темы,

- возможность использования электронных образовательных ресурсов, таких как мультимедийные программы, электронные учебники, задачники, библиотеки, лаборатории, игровые программы и коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Применение цифровых ресурсов на разных этапах урока геометрии в средней школе имеет множество вариантов. На этапе актуализации они используются для визуализации ключевых понятий при изучении нового материала, закрепления пройденного и повторения ранее изученного [4, с. 205206].

Использование компьютерных программ и презентаций с анимированной графикой подходит для практических занятий, которые носят творческий и исследовательский характер. Во время выполнения задания ученику необходимо самостоятельно изучить свойства геометрических фигур, выявить определённые закономерности, сформулировать гипотезы и проверить их истинность опытным путём [5, с. 138].

Для проверки эффективности методических рекомендаций,

разработанных в рамках магистерской диссертации, был проведен педагогический эксперимент 2023-2024 гг.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа. В эксперименте приняли участие обучающиеся 7 - х классов: в количестве сорока человек.

На первом, констатирующем этапе, определён начальный уровень теоретических знаний и практических умений обучающихся. Для его определения проведена самостоятельная работа, показавшая практически равные результаты, что дало возможность продолжить исследование. Диаграмму с результатами можно увидеть на рисунке 1.

12 10 8 6 4 2 0

Результаты самостоятельной работы

Оценка "2" Оценка "3" Оценка "4" Оценка "5"

7 «А» класс 7 «Г» класс

Рисунок 1 - Диаграмма с результатами самостоятельной работы

На втором этапе обучающего эксперимента проведена апробация методических рекомендаций по обучению школьников решению задач на построение в курсе геометрии 7-9 классов, разработанного в рамках магистерской диссертации.

Проведены занятия в основной группе с применением ЭОР, в контрольной в традиционной форме.

Задания включали в себя, сами задания, а также инструкции, призванные помочь в их выполнении.

С помощью электронных образовательных ресурсов учащиеся смогли наглядно ознакомиться с темами, изучить теорию и выполнить задания.

Упражнения были разработаны с учётом разных уровней сложности.

На контрольном этапе эксперимента был проведён анализ эффективности использования ЭОР для решения задач на построение. Чтобы определить уровень усвоения знаний, умение применять их и навыки, а также эффективность практической реализации этих навыков при выполнении заданий, была проведена контрольная работа, результаты которой представлены в таблице.

Таблица 1. Результаты обучающихся:

№ п/п Наименование группы Средний балл выполнения работы

1 Основной класс 6,05

2 Контрольный класс 4,65

На диаграмме (Рисунок 2) видно, что основной класс, в котором урок был проведен с помощью, использования интерактивного электронного пособия закрепил и разобрался в материале лучше, чем контрольный.

Результаты эксперимента

7 «А» класс 7 «Г» класс

Рисунок 2 - Диаграммы с результатами эксперимента

Современные информационные и телекоммуникационные технологии способствуют активному вовлечению и эффективному использованию

информационных ресурсов. Интеграция ЭОР в образовательный процесс повышает качество учебных материалов и улучшает обучающий эффект.

Применение электронных образовательных ресурсов даёт возможность использовать дифференцированный подход в обучении учеников с разным уровнем подготовки. Систематическое использование ЭОР вместе с традиционными методами обучения позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках геометрии открывает широкие возможности для традиционных и инновационных подходов к преподаванию. В контексте геометрии роль информационных технологий становится всё более значимой, так как они представляют собой эффективный инструмент для разработки индивидуальных образовательных траектории учащихся.

Педагогический эксперимент выявил возможности использования методических рекомендаций в практике обучения геометрии в современной школе с целью обеспечения геометрической подготовки школьников с использованием электронных образовательных ресурсов на более высоком уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абделхалим АШ СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА // Символ науки. 2023. №5-2;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 08.11.2022) URL: https://ivo.garantra/#/document/55170507/paragraph/1:0 (Дата обращения 31.05.2024);

3. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4;

4. Ваганова Ольга Игоревна, Воронина Ирина Романовна, Коростелев

Александр Алексеевич, Шагалова Ольга Глебовна ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // БГЖ. 2020. №2 (31);

5. Мамбетова Н.С., Анисимова Т.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. №8 (112)

Ashirapova A.A., Verbicheva E.A.

Ashirapova A.A.

Kuban State University (Krasnodar, Russia)

Verbicheva E.A.

Kuban State University (Krasnodar, Russia)

EFFICIENCY OF USE ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES WHEN SOLVING PROBLEMS FOR BUILDING 7-9 CLASSES

Abstract: this paper presents the results of a pedagogical experiment devoted to the problem of determining the methodological features of teaching solving problems for building geometry in grades 7-9 using electronic educational resources. The approbation of the research results was carried out in the form of a report and a speech to the school's mathematics teachers.

The following methods were used in the study: analysis of educational and methodological literature, materials on the history of mathematics, sample educational programs and normative documents, empirical methods (pedagogical observation, comparison and generalization of pedagogical experience, conversations with teachers), experimental statistical methods (pedagogical experiment, statistical processing of the data obtained and their analysis).

Keywords: geometry, tasks, educational resources, ICT, digital education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.