УДК 371.30
С. С. Токарева
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ 1С
Аннотация. В статье идет речь об использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках математики. Особое внимание уделяется образовательным продуктам 1С. Автор формирует систему содержательно-методических условий, обеспечивающих эффективность использования ЭОР на уроках математики. Среди них автор выделяет соответствие основной дидактической цели урока, оптимизацию сочетания традиционных и электронных средств обучения, дозируемость использования ЭОР и др.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, содержательно-методические условия, урок математики, «1С: Математический конструктор».
В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные интерактивные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи - все это примеры электронных образовательных ресурсов.
При этом с точки зрения организации обучения отдельным дисциплинам, в том числе и математике, возникает несколько вопросов. В частности, какие педагогические задачи могут быть решены с помощью традиционных средств обучения, а какие - с помощью ЭОР, в каком объеме ЭОР могут использоваться на уроке, какие из предлагаемых ЭОР наиболее целесообразно использовать в процессе обучения математике и т.д. Поиск ответов на перечисленные вопросы и осуществляется в рамках нашей работы.
Основной целью моего исследования является разработка методических рекомендаций по эффективному применению ЭОР на уроках математики.
На начальном этапе нашего исследования на основе анализа психологопедагогической и методической литературы мы изучали само понятие ЭОР, их преимущества перед традиционными учебниками и основные проблемы, которые могут решить электронные образовательные ресурсы [1-5]. В результате мы приводим несколько классификаций ЭОР по различным основаниям и на основе одной из них составляем таблицу, содержащую типы ЭОР и педагогические функции, которые они могут выполнять. Так, например, класс: демонстрационное средство, его функции: обеспечение
вариативных видов наглядности в процессе работы с учебным материалом; создание условий для эффективного восприятия учебной информации обучаемыми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
На втором этапе нашего исследования мы рассматриваем психолого-педагогические аспекты и содержательно-методические условия использования ЭОР на уроках математики. К ним можно отнести следующие:
- адекватность использования ЭОР на уроках математики основной его цели;
- оптимизация сочетания традиционных и электронных средств обучения;
- обеспечение достаточной доли самостоятельности учащихся при работе с ЭОР;
64
Гуманитарные исследования
- дозируемость использования ЭОР;
- соответствие используемых ЭОР эргономическим требованиям;
- использование ЭОР как средства обеспечения интерактивности в обучении математике;
- реализация развивающего потенциала обучения математике посредством используемых ЭОР (развития конструкторских и исследовательских навыков, навыков работы с информацией и т.д.);
- реализация дифференциации и индивидуализации посредством ЭОР.
Следующий наш шаг состоял в рассмотрении программных продуктов 1С и их сравнительном анализе по имеющимся функциональным возможностям. Особое внимание было уделено нами раскрытию ряда возможностей для интеграции образовательных комплексов с внешними приложениями по организации учебного процесса. При этом мы рассматривали «1С: Образовательная коллекция. Алгебра 7-11 классы», «1С: Школа. Алгебраические задачи с параметрами, 9-11 классы», «1С: Школа. Математика 5-11 класс», «1С: Школа. Решаем задачи по геометрии. Интерактивные задания на построение для 7-10 классов» и др.
В ходе сравнительного анализа мы пришли к выводу, что на уроках математики наиболее универсальным средством является использование «1С: Математического конструктора» [6]. Можно выделить несколько основных направлений его использования в учебно-практической деятельности.
1. «Математический конструктор» - незаменимый помощник автора учебных материалов, в том числе учителя. В простейшем случае он позволяет легко создавать качественные рисунки для вставки в печатные тексты. Однако в полном объеме возможности конструктора раскрываются при создании интерактивных моделей-иллюстраций к объяснению теории и моделей-заданий, содержащих заготовки математических объектов, условия заданий и инструкции по работе с ними, пошаговые планы построений и т.п. информацию, а также при необходимости модуль проверки. При этом предусмотрена возможность создания полнофункциональных моделей, которые могут работать автономно от программы-конструктора.
2. Заранее подготовленные модели по конкретным вопросам учебной программы могут использоваться учителем и учениками на всех этапах занятий, в том числе благодаря модулю проверки, и как задания для самостоятельных и контрольных работ. При этом ученики работают не с конструктором, а с автономными моделями.
3. «Математический конструктор» может служить инструментальной средой для самостоятельной работы учащихся на уроке (или дома) «с чистого листа». При этом перед учениками ставятся задачи построения и исследования определенных объектов, в ходе решения которых и должны достигаться те или иные учебные цели. Использование конструктора в таком качестве отвечает самым современным педагогическим концепциям. В то же время такая форма занятий предполагает определенную перестройку учебного процесса, перенос акцентов на новые, современные формы работы, а в перспективе и подготовку новых учебников и пособий, рассчитанных на проектную, поисковую деятельность учащихся, сопровождаемую переподготовкой учителей.
На следующем этапе мы рассматривали различные модели уроков с применением ЭОР: урок-лабораторная работа, урок-практикум, урок контроля и коррекции знаний и другие. Например, рассмотрим урок геометрии в 7 классе на тему «Сумма углов треугольника». В процессе подготовки к основному этапу урока можно выполнить небольшую практическую работу, ход который отображается в MicrosoftPowerPoint. На первом слайде помещаются рисунки, по которым учащиеся выполняют перегибания треугольника, вырезанного из бумаги. В результате они получают, что сумма углов треугольника
65
Вестник Пензенского государственного университета № 4 (12), 2015
равна развернутому углу, т.е. 180. На втором слайде продемонстрирован метод ножниц, который нам так же показывает, что сумма углов в треугольнике равна 180.
Использование возможностей «1С: Математического конструктора» мы демонстрируем на примере урока алгебры в 8 классе на тему «Уравнение с параметром». При этом он используется на этапе обобщения и систематизации знаний и умений школьников для иллюстрации поведения графика функции в зависимости от входящего параметра. Также я показала, что «Математический конструктор» удобно применять и на уроках геометрии на примере построения сечения куба плоскостью (10 класс).
На завершающем этапе нашего исследования мы разработали методические рекомендации по использованию различных ЭОР в ходе изучения темы «Линейная функция и ее график».
Предлагаемый подход мы частично апробировали в ходе педагогической практики и получили положительный результат.
Список литературы
1. Агеев, В. Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование : учеб. пособие для вузов / В. Н. Агеев. - М. : МГУП , 2008. - 235 с.
2. Андрианова, Л. М. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов : моногр. / Л. М. Андрианова. - М. : Дрофа, 2009. - 252 с.
3. Григорьев, С. Г. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, С. И. Макаров. - Самара : Изд-во Самарской государственной экономической академии, 2010. - 110 с.
4. Основные положения концепции образовательных электронных изданий и ресурсов : моногр. / А. В. Гиглавый, М. Н. Морозов, А. В. Осин и др. ; под ред. А. В. Осина. - М. : Республиканский мультимедиа центр, 2009. - 108 с.
5. Храмова, Н. Н. Развитие вариативности мышления школьников на уроках математики с использованием возможностей «1С: Математического конструктора» / Н. Н. Храмова, М. А. Родионов // Информатика и образование. - 2014. - № 7.
6. 1С: Математический конструктор 6.0 / ООО «1С-Паблишинг». - 2014. - URL:
http://obr.1c.ru/educational/Uchenikam/mathkit/
Токарева Светлана Сергеевна Tokareva Svetlana Sergeevna
студентка, student,
Пензенский государственный университет Penza State University
E-mail: chiiiiip@rambler.ru
УДК 371.30 Токарева, С. С.
Содержательно-методические условия эффективного использования электронных образовательных ресурсов на уроках математики на примере образовательных продуктов 1С / С. С. Токарева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 4 (12). - C. 64-66.