Библиографический список
1. Даллес А. Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР, 1945 г. Available at: /https://fishki.net/1290559-amerikanskaja-poslevoennaja-doktrina-protiv-sssr.htm
2. Путин В.В. Послание Федеральному собранию 2020. Available at: https://www.1tv.ru/ poslanie-vladimira-putina
3. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Москва: Республика, 2001.
4. Большой энциклопедический словарь. Available at: /https://gufo.me/dict/bes
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Academia, 2005.
6. Алиева У Г., Муртузалиев М.О. Этапы формирования у студентов научного мировоззрения студентов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018; Т. 7, № 2 (23): 26 - 29.
7. Литвинов Э.П. Личность и её мировоззренческие основы. Альманах «Пространство и Время»: Электронное научное издание. 2013; Т. 2, Выпуск 1. Available at: /https:// cyberleninka.ru/
8. Сластенин В.А., Исаев В.А., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
9. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004.
10. Игнатова В.В., Барановская Л.А. Содействие как педагогическая стратегия. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 14: 44 - 52.
References
1. Dalles A. Razmyshleniya o realizacii amerikanskoj poslevoennoj doktriny protiv SSSR, 1945 g. Available at: /https://fishki.net/1290559-amerikanskaja-poslevoennaja-doktrina-protiv-sssr.htm
2. Putin V.V. Poslanie Federal'nomu sobraniyu 2020. Available at: https://www.1tv.ru/ poslanie-vladimira-putina
3. Filosofskijslovar'. Pod redakciej I.T. Frolova. Moskva: Respublika, 2001.
4. Bol'shoj 'enciklopedicheskijslovar'. Available at: /https://gufo.me/dict/bes
5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Academia, 2005.
6. Alieva U.G., Murtuzaliev M.O. 'Etapy formirovaniya u studentov nauchnogo mirovozzreniya studentov. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2018; T. 7, № 2 (23): 26 - 29.
7. Litvinov 'E.P. Lichnost' i ee mirovozzrencheskie osnovy. Al'manah «Prostranstvo i Vremya»: 'Elektronnoe nauchnoe izdanie. 2013; T. 2, Vypusk 1. Available at: /https:// cyberleninka.ru/
8. Slastenin V.A., Isaev V.A., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr "Akade-miya", 2002.
9. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: VLADOS-press, 2004.
10. Ignatova V.V., Baranovskaya L.A. Sodejstvie kak pedagogicheskaya strategiya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 14: 44 - 52.
Статья поступила в редакцию 20.01.20
УДК 37.018.4: 342.736
Shepeleva L.A., postgraduate, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
Maryukhina V.V., scientific adviser, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
EFFICIENCY OF USING THE DISTANCE COURSE IN THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE EXAMPLE OF THE DISTANCE COURSE "ORGANIZATION AND DOCUMENTATION OF THE PROCESS OF THE CONSIDERATION OF CITIZENS' APPEALS IN THE RUSSIAN FEDERATION". The article gives a brief history of the development of distance education, its periodization. The advantages of using distance learning in higher education are listed, both for students and for universities. Brief description and structure of the studied distance course "Organization and documentation of the process of considering citizens' appeals in the Russian Federation" is given. The article also presents the results of training 4-year students of secondary school education in the framework of this distance course in the direction of preparation 46.03.02 Documentation and archival science.
Key words: development of distance education, stages, researchers, distance course, Moodle, approbation, testing, measurement of knowledge, "input" and final test, result.
Л.А. Шепелева, аспирант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
В.В. Марюхина, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА «ОРГАНИЗАЦИЯ И ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В РФ»
В статье приведена краткая история развития дистанционного образования, его периодизация. Перечислены преимущества использования дистанционного обучения в рамках высшего образования как для обучающихся, так и для вузов. Дана краткая характеристика и структура исследуемого дистанционного курса «Организация и документирование процесса рассмотрения обращений граждан в РФ». Также в статье приведены результаты обучения студентов 4 курса ОФО в рамках дистанционного курса «Организация и документирование процесса рассмотрения обращений граждан» по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение».
Ключевые слова: развитие дистанционного образования, этапы, исследователи, дистанционный курс, moodle, апробация, тестирование, замер знаний, «входной» и итоговый тест, результат.
Происходящие в обществе глобализация и информатизация различных сфер жизни предполагают необходимым развитие непрерывного образования у граждан. Развитие информационных технологий на сегодня позволяет успешно реализовать процесс образования в рамках дистанционного обучения. Дистанционное обучение ориентировано на самостоятельную работу обучающегося (студента), благодаря чему обучающиеся усваивают образовательную программу. В связи с этим внедрение дистанционной формы обучения в систему образования, в частности в рамках высшего образования, особенно актуально.
Применение систем обучения с помощью компьютера является перспективной тенденцией непрерывного образования в связи с его доступностью и личностной ориентацией в образовательном процессе. Потребитель образова-
тельной услуги вполне может приобрести необходимые знания с помощью дистанционного обучения.
Проблему внедрения проектирования и моделирования формы дистанционного обучения изучали достаточно много педагогов-исследователей. Среди них А.П. Аношкин, С.И. Архангельский, В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, В.П. Симонов, Н.И. Суртаева, Д.П. Тряпицина, А.И. Уман. Существенный вклад в разработку проблемы дистанционного образования в России внесли ученые-исследователи А.А. Андреев, А.Д. Иванников, В.Г Кинелев, Ю.Г Круглов, Е.Б. Куркин, В.Н. Лазарев, В.И. Меськов, В.И. Овсянников, Е.С. Полат, В.В. Попов, В.И. Сол-даткин, В.П. Тихомиров, А.Н. Тихонов, А.В. Хуторской, С.А. Щенников.
Идея непрерывного образования имеет исторические корни в идеях Аристотеля, Сократа, Платона, Сенеки и Гесиода об изучении людей, воспитании
человека как члена общества и гражданина государства и способах организации обучения. Исследования Дж. Дьюи, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского послужили основой для разработки современных тенденций непрерывного образования. Концепция образования, по мнению Я.А. Коменского, заключалась в достижении людьми социальной гармонии, всеохватывающем воспитании и самосовершенствовании человека на протяжении всей его жизни - от «школы рождения» до «школы смерти» [1].
Большинство исследователей начинают отсчет развития дистанционного обучения с момента становления заочных технологий и относят его к периоду с конца XIX в. по 1938 г Продолжительное время, вплоть до конца XX в. заочное обучение являлось синонимом понятию дистанционное обучение.
Одной из форм дистанционного обучения исследователи считают так называемое «обучение по переписке», или «корреспондентское обучение», которая начала формироваться в России во второй половине XIX в. по инициативе передовых русских учёных и общественных деятелей. Содействием в развитии данной формы обучения явилось возникновение службы почтовой связи. Но на тот период корреспондентское обучение не получило распространения.
С 1938 г начинается второй этап развития дистанционного обучения: заочное обучение включается в общую систему подготовки специалистов высшей квалификации. В вузах стали открывать заочные отделения при факультетах, стало все более актуально дистанционное обучение.
Начало Великой Отечественной войны повлияло на развитие системы образования, в том числе высшего. Однако вскоре началось её восстановление, в том числе и заочного обучения. В послевоенный период институты и университеты, при которых имелись филиалы и учебно-консультационные пункты, в том числе заочного отделения, продолжили осуществлять дистанционное обучение в заочной форме.
Третий этап (конец 60-х гг XX в. до начала 90-х гг. XX в.) развития технологий дистанционного обучения в научной сфере связывают с введением технических средств, которые использовались в процессе обучения. На данном этапе происходил массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной и высшей школы: звуковые приложения к учебникам, фонохрестоматии по литературе, истории СССР, научно-образовательные лекции известных деятелей науки.
Четвёртый этап развития дистанционного обучения в России исследователи хронологически ограничивают 90-ми гг ХХ в. Данный этап характеризуется применением в обучении новых информационных и компьютерных технологий, в том числе информационных сетей, жёстких электромагнитных носителей, электронной почты, интерактивных досок объявлений, видео- и аудио конфе-ренц-связи.
Пятый этап развития дистанционного обучения начался в конце ХХ в. и продолжается по настоящее время. Основное отличие пятого этапа от предыдущего состоит в том, что для организации и проведения дистанционного обучения активно стали использоваться компьютерные коммуникационные технологии и в первую очередь возможности сети Интернет.
В 1990-е годы авторы «Концепции дистанционного обучения» A.M. Бершад-ский, Г Гримес, Г Румбле, И.П Краевский в рамках модернизации российского образования указали, что необходимо «повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья».
Дистанционное обучение в сравнении с традиционной системой образования обладает преимуществами как для обучаемых, так и для вуза. Такими преимуществами для обучаемых являются:
• доступность получения образования для неограниченного числа желающих обучаться, причем место их проживания и обучения удалено от месторасположения выбранного вуза;
• возможность реализации ускоренного варианта получения образования в вузе;
• экономия на транспортных расходах;
• возможность одновременного обучения в нескольких образовательных учреждениях;
Перечисленные преимущества в конкретных условиях будут проялляться по-разному.
Для университета дистанционное обучение также меет преимущества:
• повышение качества образовательного процесса за счет активной разработки и внедрения в учебный процесс современных информационных технологий не только по заочной форме обучения, но и по очной, очно-заочной;
• значительное увеличение контингента студентов;
• весьма значительное высвобождение аудиторного фонда, что повлечет за собой экономию затрат на эксплуатационных расходах.
Система дистанционного обучения обладает характерными чертами и признаками, которые приписываются системе исходя из условий ее использования. Дистанционная форма обучения является перспективной в связи с активным развитием информационных технологий и нормативно-правовой базы в сфере образования, а также в связи с возрастающим спросом и интересом обучающихся.
Таким образом, дистанционное обучение как форма образования представляет собой систему передачи обучающимся теоретических знаний, формирования навыков и умений с помощью современных информационных технологий,
используемых участниками образовательного процесса на расстоянии и самостоятельно.
Дистанционный курс «Организация и документирование процесса рассмотрения обращений граждан РФ» разработан для студентов направления подготовки 46.03.02 - «Документоведение и архивоведение». Курс может использоваться в учебном процессе как у студентов очной формы обучения, так и заочной формы обучения.
Основой для разработки курса послужило учебное пособие С.Ю. Кабашова «Организация работы с обращениями граждан в истории России» издательства «Флинта» [2], а также практический опыт работы автора курса в качестве начальника отдела по работе с письмами и обращениями граждан ГБУ РТ «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей» Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва. Пособие С.Ю. Кабашова в большей степени посвящено вопросам истории развития института обращений граждан в России. Для раскрытия вопросов организации современного делопроизводства по обращениям граждан использовался авторский архив документов по теме «Современные методы документирования и организации рассмотрения обращений граждан в РФ в органах власти» представленного курса [2].
Цель курса - рассмотреть особенности и специфику организации и документирования работы с письменными и устными обращениями граждан, а также - историю развития института обращений в рамках эволюции государственного и политического управления в России. В результате изучения курса студенты должны иметь представление о современных требованиях к организации работы с обращениями граждан в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.
В Тувинском государственном университете с 2016 года внедрена система дистанционного обучения студентов вуза. Применение данной системы позволяет преподавателям вести обучение студентов на расстоянии. Дистанционные курсы разрабатываются на основании локальных нормативных актов [3 - 6], их структура также должна отвечать нормативным требованиям. Дистанционный курс помимо теоретического материала должен содержать, в том числе, средства для проверки знаний студентов. Очень удобным инструментом является такой элемент системы дистанционного обучения «Moodle», как тест.
В исследуемом дистанционном курсе «Организация и документирование процесса рассмотрения обращений граждан в РФ» имеются также два теста на проверку знаний. Первый тест содержит вопросы, посвященные историческому аспекту развития института обращений граждан. Во втором тесте содержатся вопросы о современном состоянии сферы обращений граждан и порядке организации делопроизводства по обращениям граждан страны.
Курс прошел апробацию в 2017 году и был внедрен в учебный процесс вуза. Подтверждением успешного освоения курса служит положительное тестирование знаний студентов, которые приобретаются ими в процессе обучения.
Для понимания освоения знаний было проведено два замера у группы студентов 4 курса очной формы обучения направления подготовки 46.03.02 -«Документоведение и архивоведение» в количестве 17 человек, обучающихся с помощью дистанционного курса в период с сентября по декабрь 2019 года. Первый замер был проведен по тесту на первом занятии, когда студенты только приступили к освоению курса, при этом знания студентов по данной дисциплине были «нулевыми». Это был так называемый «входной тест». Второй замер был проведен в декабре 2019 года по итоговым результатам работы той же группы студентов в рамках дистанционного курса.
Так как студентами в соответствии с учебным планом на третьем курсе изучалась дисциплина «Организация и технология документационного обеспечения управления» было принято решение провести тестирование по одному разделу дистанционного курса «Организация и документирование процесса рассмотрения обращений граждан», в котором рассмотрены делопроизводственные процессы с обращениями граждан. Студентам по ранее изученной дисциплине эти процессыбылизнакомы.
Тест.реализованныйв электронном идо веисмемздистанционногоыбу-чеыия боо01т, со которому подходинротет знанирирзеезый раз, и в итоговый, соытляорз Зт вонросов, ына кодорые донжныц1ыли оцвртиеь сыуденты, причем без онрасипениовоым кнынмответы.какнярылеронбачальном тестировании. Од-неко ип°ыла°ана лишнодна попыткодояотсотыб на вопросы теста. В каждом вопросе теста предоставлялся выбор только одного ответа из предложенных четырех вариантов, таким образом, использован тест с множественным выбором.
«Входной» тест показал следующие результаты:
Результаты "входного" тестирования
количество студентов; Основной; 6%
После тестирования начальных знаний по смежным дисциплинам и дисциплинам, изученным ранее данной группой студентов, все тестируемые студенты продолжили свое обучение по дисциплине «Организация работы с обращениями граждан» в рамках дистанционного курса.
В структуре курса выделяются лекционные страницы с теорией по дисциплине, имеются практические задания, тематика рефератов и докладов, а также необходимые нормативные и методические документы, которые должны быть изучены и применены студентами при выполнении заданий и подготовке письменных работ (рефератов, докладов). Также для всестороннего изучения дисциплины в дистанционном курсе имеются глоссарий, терминологический словарь, схемы, которые иллюстрируют теоретические вопросы. В отдельных папках содержатся презентации, образцы документов, применяемых в сфере работы с обращениями граждан, и видеоролики с сайта YouTube. Каждая теоретическая темасодержит вопросыдлясамопроверки и задания.В целомвесьдистанцион-ныйкурспозволяетстуденту самостоятельно освоить даннуюдие°вдлсну.
Ограпсчееве вуесоииолявсвоеснянттва былезаддпотчеТиым итофи-ком. Формой контроля по дисциплине является зачет, который должен быть сдан ссттдттаминнидеттосоводояеставдамсм< рассматриваемого дистанционного курса. Активность изучения курса и выполнения заданий в его рамках у студентов была различной.
Итоговое тестирование показало улучшение знаний. Итоговый тест также содержал 30 различных вопросов, ограничения времени на его выполнения не было, но необходимо было использовать только одну попытку.
Результаты итогового тестирования
пройден;___ Основной (i \ О пройден; Основной
пройден; Основной
Таким образом, сравнив результаты «входного» замера знаний и итогового, мы приходим к выводу, что деятельность студентов в рамках дистанционного курса позволяет им приобрести устойчивые знания по дисциплине. Время, затраченное студентами при первом тестировании, было меньшим, чем при итоговом. Это говорит о том, что студенты более вдумчиво решали вопросы итогового теста.
Апробация дистанционного курса показала положительные и отрицательные стороны его применения. К положительным моментам мы относим:
1. Возможность выполнения и направления на проверку задания в любое время;
2. Весь необходимый материал представлен в структуре курса в отдельной папке. В ходе выполнения практических работ нет необходимости распечатывать объемные документы (например, тематический классификатор обращений граждан содержит более 200 страниц);
3. Развиваются навыки работы с различными программами, которые необходимы при выполнении заданий;
4. Более подготовлены к практическим и семинарским занятиям те студенты, которые работают в системе;
5. Нет необходимости распечатки письменных работ.
Выявленными отрицательными моментами выступили:
1. Технические проблемы - невозможно было попасть на курс или он неполноценно отражался;
2. В журнале событий не отражались действия обучающихся в случае, если они заходили с мобильного телефона;
3. У студентов отсутствует жесткая самодисциплина и сильная мотивация.
Современным студентам интереснее изучать материал через дистанционный курс, то есть внеаудиторно - не через лекции и семинары. Изучив активность студентов в процессе освоения дисциплины, можно сказать, что работа в дистанционном курсе дала более эффективный и положительный результат в формировании профессиональных компетенций.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что дистанционное обучение является эффективным механизмом образовательной системы при условии наличия качественной учебно-методической базы, доступной каждому участнику образовательного процесса (как педагогу, так и обучающемуся), осуществления разумного сочетания дистанционных и контактных форм обучения, оперативного контроля качества усвоения обучающимся учебного материала.
Библиографический список
1. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития: монография. Москва: Современная гуманитарная академия, 2009.
2. КабашовС.Ю. Организацияработы собращениямиграждан висторииРоссии:учебное пособие. Москва: Флинта: Наука, 2010.
3. Требования и рекомендации по разработке дистанционных курсов ТувГУ. Утверждены на заседании УМС ТувГУ протокол от 18.02.2016 г № 6.
4. Положение о Центре дистанционного обучения Тувинского государственного университета. Утверждено ректором от 24.02.2016 г Принято Ученым Советом ТувГУ протоколот25.02.2016 г №2.
5. Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях в ТувГУ. Утверждено ректором от 29.02.2016 г. Принято Ученым Советом ТувГУ протоколот 25.02.2016 г. №2.
6. Положение одистанционныхкурсахТувинскогогосударственного университета. Утверждено на заседании УМС ТувГУ протокол от 22.09.2016 г № 1.
References
1. Shabanov A.G. Distancionnoe obuchenie v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya. Problemy i perspektivy razvitiya: monografiya. Moskva: Sovremennaya gumanitarnaya akademiya,2009.
2. Kabashov S.Yu. Organizaciya raboty s obrascheniyami grazhdan v istorii Rossii: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta: Nauka, 2010.
3. Trebovaniya i rekomendaciipo razrabotke distancionnyh kursov TuvGU. Utverzhdeny na zasedanii UMS TuvGU, protokol ot 18.02.2016 g. № 6.
4. PolozhenieoCentredistancionnogoobucheniya Tuvinskogogosudarstvennogo universiteta. Utverzhdeno rektorom ot 24.02.2016 g. Prinyato Uchenym Sovetom TuvGU, protokol ot25.02.2016g.№2.
5. Polozhenie ob 'elektronnom obuchenii i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologiyah v TuvGU. Utverzhdeno rektorom ot 29.02.2016 g. Prinyato Uchenym Sovetom TuvGU, protokolot25.02.2016g.№2.
6. Polozhenie o distancionnyh kursah Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Utverzhdeno na zasedanii UMS TuvGU protokol ot 22.09.2016 g. № 1.
Статья поступила в редакцию 20.01.20
УДК 37.02
IvanovaM.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Almaty Branch of Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences,
Departmentof Social-CulturalTechnologies (Almaty, Republicof Kazakhstan),E-mail: [email protected]
THE IMPORTANCE OF THE NATIONAL MENTALITY IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE. The article is dedicated to a comparative analysis of features of the national mentality and the proof of the importance of taking them into account in order to achieve the effective results in teaching Russian to Chinese students. The author of the article believes that when learning a foreign language, not only the national culture of this language is assimilated, but also everything related to a specific person who is its native speaker. It is proved that a native speaker of a particular language should be considered as a representative of a specific ethnic community, positioning the features of the national mentality, on which spiritual and psychological features of the national character and established ethnic stereotypes of communicative behaviour are formed.
Key words: nationality, mentality, ethno psychological features, interethnic understanding, Russian as a foreign language.
М.Г. Иванова, канд. пед. наук, проф., Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г. Алматы,
E-mail: [email protected]