УДК 378
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ДИСТАНЦИОНОГО КУРСА НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
В. Е. Бахтаров, магистрант Института образования, [email protected] ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Статья посвящена организационно-методическим особенностям применения технологии дистанционного обучения в вузе. Анализируются структура и принципы создания дистанционного курса. Сформулированы предложения по структуре и содержанию дистанционного курса по дисциплине «Компетентностный подход в профессиональном образовании». Рассмотрены методические и организационные проблемы создания дистанционного курса на основе LMS Moodle и основные этапы его внедрения в образовательный процесс.
дистанционное обучение, система дистанционного обучения, LMS, дистанционный курс, компетентность, компетенция, компетентностный подход
Дистанционное обучение и его роль в современной образовательной системе
Дистанционное обучение является одной из самых перспективных областей современного образования в силу таких несомненных достоинств, как экономичность, мобильность, технологичность, гибкость, доступность, открытость образовательных услуг [1].
Структурно-организационные особенности построения дистанционного курса
Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Полноценный проект дистанционного обучения состоит из [2]:
• инструктивного блока (организационная структура, правила обучения, технологическая карта, цели и задачи, преподаватели курса);
• информационного блока (система информационного наполнения образовательного ресурса);
• контрольного блока (механизм тестирования и оценивания учебных достижений);
• коммуникативного блока (система интерактивного преподавания);
• инструментальная платформа (электронное приложение, программное обеспечение или система, которая используется для управления дистанционным курсом).
Перечислим принципы, которым должен соответствовать создаваемый дистанционный курс [3]:
Экономичность. Разработка и поддержание курса должны соответствовать выделяемому на него бюджету. Время разработки и его обновление должно быть своевременным, в соответствии с планируемым графиком. Эти параметры влияют на конечную стоимость дистанционного курса для обучающегося. Для того чтобы он был востребован, должны быть доступная стоимость и удобный график обучения для потребителя.
Доступность. Дистанционный курс должен быть легко доступен для обучающихся. Для слушателя доступ к курсу должен осуществляться с помощью Web браузера. Необходимо использовать технологии, не требующие дополнительного программного обеспечения и специализированных технических средств.
Удобность интерфейса. Элементы интерфейсной оболочки должны быть удобны и понятны как для разработчиков и методистов курса, так и для обучающихся.
Интерактивность. Элементы интерактивности используются для облегчения восприятия учебного материала.
С помощью элементов интерактивности автоматизируется ряд функций по контролю и проверки обучающихся, таких как опросы, тестирования, анализ активности, посещений курса и выполнения заданий. Это позволяет осуществлять проверку в короткие сроки и проводить статистический анализ больших групп учащихся. Для более широкого взаимодействия в дистанционном курсе могут применяться онлайн-лекции и вебинары [4].
Модульность. Учебный материал разбивается на несколько по возможности автономных модулей. Каждый модуль может состоять из более мелких модулей - учебных единиц (блоков или тем). В каждом модуле необходимо определить конкретную и определенную учебную цель, а также планируемый уровень сформированности целевых компетенций обучающегося.
Оценка прогресса обучения. Прохождение каждого модуля (этапа) дистанционного курса должно оканчиваться контролем учебных достижений обучающегося с применением соответствующих контрольно-измерительных материалов. Такой контроль позволит поэтапно формировать целевые компетенции каждого обучающегося.
Элементы сопровождения дистанционного курса. В системе дистанционного обучения наряду с традиционными элементами обучающего курса (такими как программа дисциплины, требования к результатам ее освоения, учебные цели модуля, вопросы, задания и тесты для проверки, контрольные задания для мониторинга прогресса в обучении, глоссарий, график сдачи отчетных заданий и др.), также должны присутствовать элементы сопровождения, которые расширяют функциональность применяемого дидактического инструментария и обеспечивают удобство пользования дистанционным курсом:
• средства коммуникации (электронная почта, средства обмена вложенными файлами с преподавателем, форум, чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов);
• элементы персонализации (права доступа, личный кабинет и профиль обучающегося, индивидуальные папки обучающегося, рейтинг успеваемости, личные уведомления др.);
• инструкции по использованию электронных учебных материалов;
• папки заданий (запланированные к выполнению, выполненные, черновики, отрецензированные преподавателем);
• блок календаря, новостей и событий.
Содержательные особенности построения дистанционного курса (на примере дисциплины «Компетентностный подход в профессиональном образовании»)
Рассмотрим особенности организации дистанционного курса по дисциплине «Компетентностный подход в профессиональном образовании», предусмотренной учебным планом подготовки магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» [5]. Содержание дисциплины «Компетентностный подход в профессиональном образовании» структурировано по пяти темам. Каждой теме можно сопоставить отдельный модуль дистанционного курса. В каждом модуле дидактический материал включает в себя основной текст в виде модулей с таблицами, иллюстрациями, выделенными ключевыми словами и определениями, гиперссылками на смежные страницы курса и сторонние источники информации.
Структура дистанционного курса будет выглядеть следующим образом:
0 модуль
• Организационная часть
Включает в себя цели и задачи курса, технологическую карту его освоения, правила обучения, расписание, порядок обучения, методические рекомендации по изучению курса, взаимосвязь с другими дисциплинами образовательной программы. В соответствии с рабочей программой дисциплины [6], целью курса является формирование у студентов способности и готовности к применению компетентностного подхода в профессиональной деятельности. В процессе обучения на дистанционном курсе у обучающегося должна сформирована профессиональная компетенция ПК-4 - Готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
• Преподаватели курса
• Форум. Чат
Средства обратной связи обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми.
• Введение
Краткая характеристика курса.
• Дополнительные материалы
о Глоссарий, ключевые слова и определения, список сокращений и аббревиатур. о Список дополнительной рекомендованной литературы. о Адреса Web-сайтов в сети Интернет о Методические рекомендации и указания о Учебно-методическая литература
1-й модуль
• Основной материал
1. Генезис и сущность компетентностного подхода
Первый модуль носит обзорно-исторический характер. В нем характеризуются сменявшие либо дополнявшие друг друга концепции организации образовательного процесса, которые оставили наиболее заметный след в педагогической истории человеческой цивилизации, и рассматриваются предпосылки становления и история развития компетентностного подхода. Представляется и анализируется понятийный базис компетентностного подхода, а также формулируется авторское понимание компетентностной образовательной парадигмы
[5].
• Проверочный блок
Поскольку изучаемый материал носит в основном обзорно-описательный характер, в качестве средства оценивания успешности освоения первого модуля могут использоваться средства педагогического тестирования знаний. В результате выполнения заданий обучающийся должен продемонстрировать знание основных концепций организации образовательного процесса, предпосылки возникновения компетентностного подхода, а также корректно определить ключевые понятия изучаемой дисциплины.
• Итоговый блок
о Оценка и демонстрация успешности усвоения учебного материала учащимся. о Решение о зачете или незачете прохождения модуля.
2-й модуль
• Основной материал
2. Компетенция и компетентность
Второй модуль посвящен анализу и представлению компетенции как специфической характеристики профессионального потенциала личности, способности и готовности к осуществлению целевой деятельности. Рассматривается профессиональная компетентность в качестве интегральной характеристики профессионального потенциала личности. Описываются ее состав и содержание, вводится понятие «специализированная компетентность» и приводятся примеры таких компетентностей. Рассматриваются противоречия между образовательными и профессиональными стандартами [5].
• Проверочный блок Проверочные задания:
о Классифицировать и охарактеризовать структуру и содержание компонентов компетенции.
о Определить и охарактеризовать основные подходы к описанию компонентов компетенции.
о Определить взаимозависимость между профессиональной компетентностью и входящими в ее состав компетенциями.
• Выбор и согласование темы итогового индивидуального задания по курсу
Выбор одной из компетенций, в формировании которой обучающийся участвует по своей профессиональной деятельности.
• Итоговый блок
о Оценка и демонстрация успешности усвоения учебного материала учащимся.
о Решение о зачете или незачете прохождения модуля.
3-й модуль
• Основной материал
3. Модель компетентностной организации образовательного процесса
В третьем модуле изучается модель компетентностной организации образовательного процесса. В рамках этой модели можно не только структурировать процесс формирования компетентности и формально описать его этапы, но и визуализировать построение типовых и индивидуальных траекторий формирования компетенций. Глава завершается описанием укрупненного алгоритма оценивания уровня сформированности компетенции, основанного на методологии формально-структурного моделирования образовательного процесса [5].
• Проверочный блок
о Обосновать роль и значение выбранной компетенции для выполнения требований применяемого ФГОС.
о Определить и описать стадии, этапы и уровни сформированности исследуемой компетенции.
о Определить и обосновать дидактические средства, которые должны применяться для формирования исследуемой компетенции.
• Итоговый блок
о Оценка и демонстрация успешности усвоения учебного материала учащимся.
о Решение о зачете или незачете прохождения модуля.
4-й модуль
• Основной материал.
4. Оценивание компетенций и компетентностей
В четвертом модуле анализируются различные организационные и содержательные подходы к оцениванию компетенций и компетентности. Приводятся примеры реализации трех методик оценивания компетенций и компетентности [5]:
а) основанной на модели компетентностной организации образовательного процесса;
б) использующей интервальную шкалу определения уровня сформированности ИКТ-компетентности;
в) реализующей многокритериальное оценивание профессиональной компетенции.
• Проверочный блок
Индивидуальное задание - предложить шкалу и критерии оценивания уровня сфор-мированности исследуемой компетенции.
• Итоговый блок
о Оценка и демонстрация успешности усвоения учебного материала учащимся.
о Решение о зачете или незачете прохождения модуля.
5-й модуль
• Основной материал
5. Направления развития компетентностного подхода
В пятом модуле формулируется и анализируется ряд предложений, реализация которых позволит повысить эффективность компетентностного подхода к организации образовательного процесса [6].
• Проверочный блок
В соответствии с выбранной компетенцией выполнить индивидуальное задание, в котором необходимо сформулировать и обосновать предложения, как процесс формирования рассматриваемой компетенции отразится на эффективности образовательного процесса.
• Итоговый блок
о Оценка и демонстрация успешности усвоения учебного материала учащимся.
о Решение о зачете или незачете прохождения модуля.
Итоговый модуль
• Контроль
В соответствии с программой дисциплины [6] итоговая аттестация проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине в форме экзамена. Форма проведения экзамена - публичный доклад о выполнении индивидуального задания, посвященного анализу исследуемой компетенции. В ходе доклада с презентацией обучающийся должен описать компонентную структуру рассматриваемой компетенции с выделением в ее составе следующих компонентов [7]: o когнитивного; o технологического; o мотивационного; o личностного.
В каждом компоненте необходимо указать: o элементы компетенции (квалификационные характеристики); o критерии профессионального соответствия;
o уровни сформированности элемента компетенции и предлагаемые способы (методы, алгоритмы) его оценивания.
• Обратная связь
Позволит собрать информацию от участников курса, дать его оценку, что позволит внести улучшения.
Организация дистанционного курса на примере LMS Moodle
Для организации дистанционного обучения используются системы дистанционного обучения (СДО), известные как LMS (от англ. Learning Management System). Важным является выбрать именно ту систему, которая будет соответствовать конкретным требованиям и целям создаваемого курса.
Для создания дистанционного курса по дисциплине «Компетентностный подход в профессиональном образовании» [6], необходимо выбрать такую систему, которая не только позволяет реализовать предложенную структуру курса, но и органично интегрируется в информационную образовательную среду университета.
Вариантом реализации такого курса является свободно распространяемый программный пакет Moodle (Modular Object Oriented Dynamic Learning Environment), представляющий собой систему управления обучением, специально разработанную для создания дистанционных учебных курсов, а также для организации взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. На сегодняшний день LMS Moodle является самой распространённой СДО в России. LMS Moodle позволяет создать дистанционный курс в соответствии с предложенной структурой.
В БФУ им. И. Канта применяется ЛМС-3 [8], основой ее является система Moodle 3. Электронные курсы БФУ им. И. Канта размещаются на портале электронных образовательных ресурсов БФУ. Также там присутствуют инструкции и электронные курсы по созданию электронных курсов и работе в ЛМС-3. Для создания учебного курса в ЛМС-3 предусматривается коллективная работа, в которой необходимо задействовать: администратора ЛМС, менеджера программы и автора дисциплины. Работа с компетенциями в ЛМС делится на: сторону администратора и сторону преподавателя/менеджера. Для работы с функционалом возможностей университет предлагает обучающие материалы для самостоятельного изучения и повышение квалификации по работе в системе ЛМС-3 [9]. В качестве материалов для самообучения приводятся:
• Порядок самообучения ЛМС-3 - инструкция, ссылки на обучающие материалы.
• Учебник по Moodle - информация, где описаны возможности ЛМС-3.
• Инструкции, рекомендации и ответы по ЛМС-3 - инструкции и ответы на типичные вопросы, в том числе по переносу курсов из ЛМС-2. Этот раздел все время пополняется.
В университете существует программа повышения квалификации для формирования у слушателей компетенций, необходимых для создания дистанционных курсов в ЛМС-3 на базовом и продвинутом уровнях [10].
Укрупненно схема работы с компетенциями в ЛМС-3 выглядит следующим образом
[13]:
1. Администратор по заявке менеджера программы формирует рамку компетенций и типовой учебный план программы.
2. Преподаватели присоединяют к своим курсам соответствующие компетенции.
3. Менеджер проверяет, все ли компетенции отражены в курсах.
4. После завершения распределения компетенций по курсам ответственное лицо (это могут быть разные люди, даже обучающиеся студенты под присмотром ведущих) назначает учебные планы студентам / магистрантам / аспирантам.
Общие требования при создании дистанционного курса в ЛМС-3 [11]:
1. Определить тему курса и его общую концепцию. В дальнейшем детали могут меняться и улучшаться.
2. Точно знать результаты обучения. Слушатель должен доказать полученные компетенции.
3. Иметь представление о том, как нужную компетенцию выработать; какие обучающие материалы дать слушателю и какие навыки проверять по мере освоения материалов.
4. Подготовить программу курса.
5. Подготовить комплект обучающих материалов.
6. Подготовить комплект промежуточных заданий и итоговое задание. Тип заданий должен соответствовать характеру проверяемого навыка.
Для создания дистанционного курса в ЛМС-3 необходимо [12]:
1. Связаться с администратором и подать заявку, в которой указывается существующая категория курса или предлагается вариант создания новой. Запросить права на создание курсов.
2. Администратор присваивает роль создателя курсов в определенной категории, сообщает об этом и присылает ссылку на эту категорию.
3. При переходе по полученной от администратора ссылке появляется возможность добавить курс и приступить к его настройкам.
4. Наполнить курс (программой, обучающими материалами, заданиями в соответствии с программой).
5. Присоединить к созданному курсу студентов, которых можно объединить в группы или подгруппы.
6. Отправить запрос на перенос курса в категорию института и включение в каталоги.
Чтобы создаваемый курс мог быть прикреплен к каталогам программ, в нем необходимо соблюсти следующие минимальные требования [13]. При выполнении этих условий электронный курс допускается к реализации, но ставится на контроль на предмет продолжения и завершения его разработки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабин, Е. Н. Практика внедрения систем управления обучением: дистанционные технологии в помощь преподавателям / Е. Н. Бабин // Среда университета: проблемы, тренды, решения / КНИТУ-КАИ Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - Т. 21.
- № 5. - С. 103.
2. Канаво, В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет / В. Канаво / [Электронный ресурс] - URL: http://www.curator.ru/method.html (Дата обращения: 24.05.19).
3. Готская, И. Б. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения»
- 2018 / И. Б. Готская [и др.] / [Электронный ресурс] - URL: https://ra-kurs.spb.ru/info/articles/?id=13 (Дата обращения: 25.05.19).
4. Иванова, Е. Б. Организация дистанционного обучения в формате вебинаров (рекомендации по проведению вебинаров от и до) / Е. Б. Иванова. - Москва: Институт управления образованием РАО. Управление образованием: теория и практика. - 2012. - С. 106-113.
5. Компетенция. Компетентность. Компетентностный подход / под ред. доктора пед. наук, профессора И. Д. Рудинского. - 2-ед., испр. - Москва: Горячая линия телеком, 2018. -240 с.
6. Рудинский, И. Д. Рабочая программа дисциплины «Компетентностный подход в профессиональном образовании» / И. Д. Рудинский. - Калининград: ФГАОУ ВО БФУ им. И. Канта Институт образования. Направление подготовки: Педагогическое образование. Программа: «Педагогика профессиональной деятельности», 2019.
7. Рудинский, И. Д. Формирование компетенции студентов-информатиков в области обеспечения информационной безопасности интернет ресурсов / И. Д. Рудинский, М. Ю. Михайловский // Информатизация образования и науки. - 2017. - № 3(35). - С. 38-49.
8. Портал электронных образовательных ресурсов БФУ / [Электронный ресурс] -URL: https://lms-3.kantiana.ru/ (Дата обращения: 03.07.19).
9. Инструкции и обучающие материалы по работе в LMS / [Электронный ресурс] -URL: https://lms-3.kantiana.ru/course/index.php?categoryid=2 (Дата обращения: 03.07.19).
10. Инструкции, рекомендации и ответы по ЛМС-3/Тем, кто хочет обучиться работать в ЛМС-3 / [Электронный ресурс] - URL: https://lms-3.kantiana.ru/course/view.php?id=32#section-5 (Дата обращения: 03.07.19).
11. Инструкция по работе с компетенциями в ЛМС / [Электронный ресурс] - URL: https://lms-3.kantiana.ru/mod/book/view.php?id=273 (Дата обращения: 03.07.19).
12. Как создать электронный курс в ЛМС-3? / [Электронный ресурс] - URL: https://lms-3.kantiana.ru/mod/book/view.php?id=371 (Дата обращения: 03.07.19).
13. Минимальные требования к электронному курсу / [Электронный ресурс] -URL: https://lms-3.kantiana.ru/mod/page/view.php?id=5231 (Дата обращения: 03.07.19).
FEATURES OF CREATION OF THE DISTANCE LEARNING COURSE ON THE EXAMPLE
OF DISCIPLINE "COMPETENCE APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION".
V.E. Bakhtarov, graduate student [email protected] Immanuel Kant Baltic Federal University
The article is devoted to the organizational and methodological features of the use of distance learning technology in high school. The structure and principles of distance learning are analyzed. Proposals on the structure and content of the distance course in the discipline "Competence approach in vocational education" are formulated. The methodical and organizational problems of creating a distance course based on LMS Moodle and the main stages of its implementation in the educational process are considered.
distance learning, distance learning system, LMS, distance learning course, competence, competence approach