Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АППАРАТА МЕЛЛОН В КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АППАРАТА МЕЛЛОН В КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
198
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИКАНИЕ / ФОБИИ / ЛОГОПЕДИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ЦВЕТОВАЯ ПУЛЬСОТЕРАПИЯ / STUTTERING / PHOBIAS / SPEECH THERAPY / INTEGRATED APPROACH / COLOR PULSE THERAPY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Павленко Ю.Ю., Звездина Т.С.

Большое внимание в данной статье уделяется важности комплексного подхода к лечению больного заиканием. В частности, важности ритмической коррекции, расслабляющих техник. Результаты наблюдений авторов позволяют утверждать о положительных тенденциях развития речи при использовании аппарата Меллон с заикающимися детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF MELLON DEVICE USAGE IN CHILDREN STUTTERING CORRECTION

Absctract. Much attention is the importance of a comprehensive approach to treatment of the patient stuttering at this article. Refers to the importance of rhythmical correction, relaxing techniques. Results of observations of the authors allow to claim about positive trends of device MELLON at the using with stuttering children.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АППАРАТА МЕЛЛОН В КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ»

УДК 159.97

Павленко Ю.Ю. частно практикующий логопед

Звездина Т. С. частно практикующий логопед Россия, г. Северодвинск ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АППАРАТА МЕЛЛОН В КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Аннотация. Большое внимание в данной статье уделяется важности комплексного подхода к лечению больного заиканием. В частности, важности ритмической коррекции, расслабляющих техник. Результаты наблюдений авторов позволяют утверждать о положительных тенденциях развития речи при использовании аппарата Меллон с заикающимися детьми.

Ключевые слова: заикание, фобии, логопедия, комплексный подход, цветовая пульсотерапия.

Pavlenko Yu. Yu., a private practicing speech therapist

Russia, Severodvinsk Zvezdina T.S., a private practicing speech therapist

Severodvinsk, Russia

EFFECTIVENESS OF MELLON DEVICE USAGE IN CHILDREN STUTTERING CORRECTION

Absctract. Much attention is the importance of a comprehensive approach to treatment of the patient stuttering at this article. Refers to the importance of rhythmical correction, relaxing techniques. Results of observations of the authors allow to claim about positive trends of device MELLON at the using with stuttering children.

Key words: stuttering, phobias, speech therapy, integrated approach, color pulse therapy.

В современных условиях в логопедической практике все более актуальной проблемой становится использование эффективных практических приемов коррекции при тяжелых нарушениях речи.

Т.Г. Визель, С.А. Миронова Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, И.А. Сикорский, Л.С. Волкова и многие другие занимались изучением заикания и утверждали, что заикание - одно из распространённых расстройств речи, своеобразное, по преимуществу функциональное, дискоординированное, внешне проявляющееся в судорожных нарушениях речевого ритма, связанное с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоциональной и волевой сферах [1]. Оно теснейшим образом связано с психофизическим состоянием заикающегося, его личностью, отношениями

и установками на окружение.

Заикание - это прежде всего неврологическое заболевание, связанное с тем или иным поражением (чаще всего внутриутробным) головного мозга и нарушением на этой основе взаимодействия между структурами мозга, обеспечивающими речевые процессы [7]. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему и использовать только логопедические способы коррекции.

Понимание целостной клинической картины сложных патологических состояний, проявлений невротических и неврозоподобных состояний способствует правильной интерпретации психофизических, психологических и психолого-педагогических данных о заикающихся, что определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.

Наиболее ощутимый эффект в коррекции заикания у детей дает только применение комплексной системы методов, включающей также и психотерапевтическое воздействие. Заикание невозможно преодолеть без лечения нервной системы в целом, и речевой в частности [2]. В связи с чем возникает вопрос поиска новых средств и методов.

У большинства детей с заиканием налицо нарушения координации, плохое чувство ритма, общая моторная неловкость, повышенная двигательная возбудимость, расторможенность, повышенная утомляемость. Довольно часто выявляются неврологические признаки диффузного органического поражения мозга: ассиметрия лицевой иннервации, нистагм, тремор рук. И одним из положительных моментов многих логопедических методик является использование ритмики, логоритмической коррекции. О значении ритма в лечении заикания писал М.Е. Хватцев. Большое значение ритмической работе придают и современные логопеды [1].

Т.Г. Визель описана нейролингвистическая концепция нарушения и коррекции ритма речи. В ее основе лежат представления о многомерности ритма, понимание мозговых механизмов его нарушения и идея координирующего воздействия на мозговые механизмы, обеспечивающие плавность и ритм речи по типу «обратной связи» [4]. Диагностика особенностей нарушения ритма речи, необходимость которой вытекает из данной концепции, выявляет следующие результаты. Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих заиканием, не воспроизводят заданный темп хлопков, не способны маршировать под аккомпанемент, попасть в сильную долю. Часто они так же не в состоянии выполнить задания, связанные с музыкой, стихами. Таким образом, делается вывод о недостаточности функционирования подкорковых зон мозга, и, следовательно, несформированности самого основного, базисного ритма. Так же это говорит о несформированности правополушарного периодического ритма, а значит, не происходит необходимых ритмико-

смысловых интеграций. Таким образом, основная коррекционная задача в работе с такими детьми должна состоять в выработке чувства элементарного ритма, начиная с движений в неречевой сфере.

Усложняющими задачу речевой коммуникации являются нервно-психические нарушения у детей: тревожность, излишняя эмоциональность, агрессивность, напряженность и неуверенность в успешности речевых действий. Таким образом, в работу с детьми целесообразно включать методы, направленные на снятие напряжения и нервного возбуждения.

Результаты исследований показали, что одним из перспективных направлений лечения и реабилитации различных психоэмоциональных состояний является использование аппарата «Меллон». Он сочетает в себе профилактические и лечебные возможности цветотерапии (хромотерапии) и биоритмотерапии. Цветоимпульсная терапия обеспечивает активизацию нейронов коры и подкорковых структур головного мозга, что приводит к нормализации или улучшению механизмов адаптации организма к экстремальным условиям внешней среды. Наряду с этим осуществляется коррекция ритмов зрительной системы и мозга, а также и здоровья организма в целом [6].

В основе работы аппарата «Меллон» лежит использование цвета и ритма. Научно доказано, что цвет оказывает сильное влияние на поведение человека, корректирует психоэмоциональное состояние за счет ассоциативных связей цвета с явлениями природы [5]. В свою очередь ритм, ритмическое (пульсирующее) воздействие, к слову об идее координирующего воздействия по типу «обратной связи» [3], нормализует мозговые механизмы, обеспечивающие, в том числе, плавность и ритм речи, через «периферию».

По данным ведущих клиник Меллон-терапия эффективна при нарушениях эмоциональной сферы и неврологических расстройствах, неврозах. Многочисленные исследования подтвердили на практике высокую эффективность цветоимпульсной терапии как безопасного безмедикаментозного метода лечения и профилактики заболеваний [5]. В педагогике впервые на позитивное действие аппарата «Меллон» указала практикующий педагог-дефектолог в области помощи при дислексии Т.В. Гогуадзе [6].

Как показала трехлетняя практика, использование аппарата «Меллон» в комплексной коррекционной работе с заикающимися детьми благотворно действует на их состояние: снижается эмоциональное напряжение, возбуждение, устраняется тревожность и мышечное напряжение, нормализуется сон, активизируется умственная деятельность, повышается концентрация внимания и работоспособность, уровень самоконтроля и сосредоточенность в выполнении заданий. Это, в свою очередь, отражается на плавности речи - снимаются судорожные запинки, уходят двигательные и речевые уловки, дети становятся более

эмоционально стабильными и спокойно вступают в диалог.

Таким образом, можно говорить об использовании аппарата «Меллон» для повышения эффективности комплексных коррекционных программ в коррекции заикания у детей.

Использованные источники:

1. Белякова, Л. И. Заикание [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : В. Секачев, 1998. - 304 с.

2. Визель, Т. Г. Коррекция нарушений плавности фразовой речи у детей [Текст] // Диагностика и коррекция речевых нарушений. - СПб. : 1997. - С. 63-73.

3. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.

4. Визель, Т. Г. Речь и проблемы общения у детей. - М. : В. Секачев, 2005. - 32 с.

5. Визуальная Цветоимпульсная Терапия [Электронный ресурс] // МедТехПроКор. Цветоимпульсная и цветодинамическая терпия [сайт]. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : https://colorpulse.ru/fields/pedagogika (дата обращения : 01.10.2019). - Загл. с экрана.

6. Гогуадзе, Т. В. МЕЛЛОН-терапия в педагогике [Электронный ресурс] / Т. В. Гогуадзе // Dislexia.ru : [сайт]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : https://dyslexia.ru/page-28 (дата обращения : 01.10.2019). - Загл. с экрана.

7. Лохов, М. И. Заикание: возможности педагогической коррекции [Электронный ресурс] / М. И. Лохов, Л. Я. Миссуловин, Ю. А. Фесенко. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-vozmozhnosti-pedagogicheskoy-коггекБп, свободный (дата обращения : 01.10.2019). - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.