1. Привлечение клиентов предприятий сферы услуг при помощи информационных каналов.
Для понимания перспектив предприятия сферы услуг мало получать статистику о загрузке и давать рекламу в средствах массовой информации и интернете, помимо этого необходимо понять не только кому предприятие продает услуги, и то, как и на каких направлениях построен путь, по которому клиент попадает на предприятие сферы услуг. На этом этапе и возникает понятие канала продаж.
2. Подходы и способы привлечения клиентов и реализация услуг.
Для поддержки благоприятного образа предприятия сферы услуг, привлечения новых клиентов и удержания постоянных применяются разнообразные программы лояльности.
В современных условиях многих потребителей услуг может привлечь также и возможность он-лайн бронирования. Клиенты не желают тратить время на поездки в офис, поэтому предприятия сферы услуг, предоставляющие такие услуги, получают дополнительное конкурентное преимущество [3].
Список литературы:
1. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Пер. с англ. - М.: Консалтинговая группа Имидж-Контакт: ИНФРА-М, 2010.
2. Какра А.Н. Оценка конкурентоспособности при формированиистра-тегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентныхпреимуществ / А.Н. Кара, Е.Ю. Кузнецова. - Тольятти: ТГУС, 2008.
3. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие -2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшее образование: Юрайт-Издат, 2009.
4. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2005.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
© Рубинштейн Е.Д.*, Аксенова Р.Н.Ф,
Лялина Ж.И.*, Бессонова А.А.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
В докладе рассматривается понятие «иностранные инвестиции», рассматриваются режимы иностранных инвестиций, отмечается, что в России сложился гибрид этих режимов. Исследуются законодательные и
* Доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук, доцент.
* Доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук, доцент.
* Доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук, доцент.
* Доцент кафедры «Финансы и кредит», кандидат экономических наук.
институциональные основы привлечения иностранных инвестиций. Рассматриваются положительное и отрицательное влияние иностранных инвестиций на экономику принимающих стран. Анализируется динамика и отраслевая структура иностранных инвестиций в экономику Приморского края.
В законе РСФСР от 04 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [1], под иностранными инвестициями понимались все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Федеральный Закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее закон об иностранных инвестициях) [2] определил инвестиции применительно к иностранным инвесторам как вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а так же услуг и информации.
Согласно классификации ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся:
1. приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал в размере не менее 10-20 % от суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;
2. реинвестирование прибыли от деятельности предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающийся в его распоряжении после распределения дивидендов и любой репатриации части прибыли;
3. внутрифирменное предоставление кредита или равноценная ему операция по урегулированию задолженности в отношениях между зарубежным филиалом и материнской компанией [3].
К портфельным инвестициям по классификации ЮНКАД, причисляются вложения в покупку акций, не дающее право вкладчикам влиять на функционирование предприятия и составляющих не менее 10 % в его общем акционерном капитале. К ним же относят инвестиции в облигации и векселя [3].
Рассмотрим подробнее иностранные инвестиции. В мировой практике сложилось несколько режимов для иностранных инвестиций [4]:
1. дискриминационный - когда права иностранных инвесторов ущемляются по сравнению с отечественными вплоть до запрещения их деятельности в отдельных отраслях, регионах, или страны в целом;
2. национальный - этот режим означает, что создаются равные условия для отечественных и иностранных инвестиций;
3. преференциальный - в целях привлечения капитала в отдельных странах создаются наиболее благоприятные условия для зарубежных инвесторов в виде предоставления ряда инвестиционных льгот.
Разумеется, что в реальных условиях, конкретный режим инвестирования представляет собой комбинацию указанных выше видов. В частности, в Японии в основном действует национальный режим, но в отраслях оборонной промышленности он носит ярко выраженный дискриминационный характер. В России, по мнению экспертов, существует гибрид всех трёх видов.
Каждая страна самостоятельно определяет инвестиционный режим, основываясь на своём инвестиционном потенциале, целях и задачах.
Сложность процессов инвестирования предопределяет их стратегический характер и является одной из сложнейших задач управления экономикой.
Привлечение иностранных инвестиций зависит и от законодательства и от совершенствования управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве РФ с участием иностранных компаний и фирм, осуществляющих крупные капиталовложения в экономику России, под руководством Председателя Правительства РФ.
На Минэкономики России возложены разработка и реализация государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику; обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и координация рабочих групп при Консультативном совете; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами, включая создание свободных экономических зон, а также организацию и проведение международных тендеров, подготовку концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, организацию работы по наполнению кредитов получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами.
К прямым иностранным инвестициям в российской практике относят такие, если иностранный инвестор владеет более чем 25 процентов акций предприятия или его контрольным пакетом.
Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:
- увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития, улучшение состояния платежного баланса;
- более полное использование местных природных ресурсов;
- повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
- расширение ассортимента выпускаемой продукции;
- расширение экспорта и поступления иностранной валюты;
- повышение уровня жизни и покупательной способности населения.
К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся
следующие:
- увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
- подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
- усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности; игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей и др. [5].
Для региональной экономики весьма важным является привлечение внешних инвестиций и средств зарубежных инвесторов.
Территория (регион) как владелец местных ресурсов заинтересована в их выявлении и эксплуатации, в условиях, присущих данному региону и способных в силу их «редкости» выступить в роли рентообразующих факторов и приносить реальный доход региону. Критерием удовлетворения интересов территории как владельца местных ресурсов может служить эффективность их использования. Регион (территория) как распорядитель местных ресурсов, действующий в рамках ограничений, наложенных государством и имеющимися ресурсами, призван обеспечивать реализацию государственной политики во всех областях хозяйственной деятельности. Он заинтересован в повышении разнообразия территориально обособленных форм удовлетворения общественных потребностей. Критерием достижения этих интересов может служить соотношение разнообразия продуктов и услуг, доступного для удовлетворения потребностей всей совокупности территориальных единиц хозяйствования, и разнообразия удовлетворенных потребностей населения региона.
Важную роль в развитии экономики Приморского края играют иностранные инвестиции. Проанализируем динамику и структуру иностранных инвестиций в Приморском крае в табл. 1 (по данным Федеральной государственной службы по Приморскому краю).
Таблица 1
Общая динамика иностранных инвестиций в Приморском крае в 2005-2011 гг. (млн. долл.)
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Инвестиции всего в т.ч.: 30,4 22,9 31,3 804,1 80,7 114,2 80,8
- прямые 8,2 2,6 11,5 624,6 31,7 51,5 53,8
- портфельные 0,3 0,0 0,0 11,0 3,0 45,1 0,8
- прочие 1,9 0,3 19,8 168,5 46,0 17,6 6,2
Иностранные инвестиции увеличивались до 2009 года, в 2009 г. объем инвестиций резко упал, что вызвал финансово-экономическим кризисом. Доля портфельных инвестиций в структуре весьма низка. В 2010 году наметился рост, но в 2011 иностранные инвестиции опять уменьшились до уровня 2009 года. По отраслям экономики динамика иностранных инвестиций показана ниже в табл. 2.
Таблица 2
Динамика иностранных инвестиций в Приморском крае по отраслям в 2005-2011 гг. (млн. долл.)
Инвестиции в 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Сельское(лесное) хозяйство, охота 13,8 4,7 12,1 148,4 38,0 37,2 11,6
Рыбоводство и рыболовство 0 0 0 10,9 4,7 2,6 0
Добыча полезных ископаемых 0 0 0,6 0 0 0 0,6
Обрабатывающие производства: 2,9 4,5 3,8 18,2 8,9 7,5 24,5
- пищевые продукты 0 0 1,9 0 0 0 0
- текстиль и швейное производство 0,6 3,8 0 0 0 0 0
- обработка древесины 2,3 0,7 1,8 8,0 6,2 3,2 0
- химическая 0 0 0 10,0 0 0 0
- электрооборудование 0 0 0 0 2,7 0 0
Строительство 0,2 0,1 0,1 0,5 0,2 1 0,1
Оптовая и розничная торговля (ремонт транспорта / бытовых приборов) 10,8 6,2 4,3 6,4 6,2 14,2 21,1
Гостиницы и рестораны 0 0 0,5 0,3 0,2 0,2 0,3
- транспорт и связь 2,7 7,3 0,7 616,8 7,8 46,7 5,5
Финансовая деятельность 0 0 0,2 0 0 0 0
Операции с недвижимостью (аренда) 0 0,1 9,0 206 4,7 4,8 6,1
Образование 0 0 0 0 0 0 0,9
Как видно из представленной информации, иностранным инвесторам наиболее интересны следующие отрасли - сельское хозяйство, обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь. По нашему мнению - это наиболее рентабельные отрасли экономики. На протяжении анализируемого периода, стабильными инвесторами в экономику Приморского края выступали азиатские страны, которыми являются ближайшие соседи - Япония, Китай, Республика Корея.
Список литературы:
1. Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1008.
2. СЗ РФ. - 1999. - № 28. - Ст. 3493.
3. ЮНКТАД [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрУ/гц.-даМре-dia.org/wiki/ЮНКТАД.
4. Сущность и виды инвестиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ggaц.by/moodle/mod/resoцrce/view.php?id=415.
5. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: учебное пособие. - М.: ИСЭ, 2004. - 144 с.