Научная статья на тему 'Эффективность информационно-образовательной среды образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС'

Эффективность информационно-образовательной среды образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2758
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОУ) / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Надежда Петровна

Статья посвящена актуальной проблеме организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Автор определяет общие подходы к модели ИОС ОУ, описывает её функции и анализирует созданные в ОУ организационные, методические, материальные и кадровые условия с учетом требований ФГОС к образовательному процессу в школе. Чтобы управлять развитием информационно-образовательной среды, автор предлагает инструмент, позволяющий определить эффективность и актуальное состояние ИОС, рассмотреть влияние использования ИКТ на образовательные результаты учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность информационно-образовательной среды образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Овсянникова Надежда Петровна

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 19 с. Бродово Горноуральского г.о. Свердловской области

E-mail: [email protected]

J ^

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Л___________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Автор определяет общие подходы к модели ИОС ОУ, описывает её функции и анализирует созданные в ОУ организационные, методические, материальные и кадровые условия с учетом требований ФГОС к образовательному процессу в школе. Чтобы управлять развитием информационно-образовательной среды, автор предлагает инструмент, позволяющий определить эффективность и актуальное состояние ИОС, рассмотреть влияние использования ИКТ на образовательные результаты учащихся.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения (ОУ), информационная культура, ИКТ-компетенции, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), система образования, педагогическая деятельность.

Современное образование характеризуется наличием ИКТ и информационного пространства. В этом случае у ребёнка появляется возможность получать столько информации, сколько ему необходимо для саморазвития [3,4,5,6,7]. Обеспечить развитие необходимых умений работать с информацией возможно только при наличии специальной среды [1,2,4,11]. Одним из основных условий при введении ФГОС является информационно-образовательная среда как одно из условий достижения нового качества образования.

Это с одной стороны, а с другой - школьная действительность такова, что за последние несколько лет количество технических средств обучения, электронных образовательных ресурсов увеличилось, но использование элементов ИОС носит эпизодический характер. Поэтому для ОУ актуальна проблема эффективного использования современных образовательных ресурсов.

Для решения проблемы эффективного использования ИОС администрация школы поставила перед собой цель: на основе анализа теоретических аспектов и уровня использования ресурсов в нашей школе разработать показатели эффективности информационно-образовательной среды как условие управления реализацией ФГОС. Начали с того, что детально разобрались, что такое ИОС школы? Каковы её структура и содержание? В чем педагогический потенциал?

Определяя общие подходы к модели ИОС ОУ, необходимо понимать следующие её функции:

• научно-методическое обеспечение образовательного процесса (разработка, хранение и использование учебных программ, методических рекомендаций проведения уроков, сценариев, дидактических материалов и т.д.);

• создание баз данных ОУ, включающих результаты мониторинга качества образовательного процесса, электронные дневники учащихся, электронные журналы, как ресурс для внешней и внутренней оценки деятельности школы, обоснованного принятия управленческих решений;

• педагогическое сопровождение процесса обучения учащихся;

• организация виртуального общения членов коллектива ОУ (на форумах с родителями учеников, педагогов друг с другом);

• накопление и распространение педагогического опыта, повышение квалификации педагогов;

• связь с общественностью, формирование положительного имиджа школы.

Исходя из функций и особенностей ИОС, принимая во внимание её состав, указанный в ФГОС, структурными единицами ИОС ОУ являются:

• совокупность технологических средств (входят современные и традиционные технические средства

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

7

ОТТЕОРИИ К ГMAKTИKTб9AЛИЗAфИИ срГОС

обучения такие, как компьютер, мультимедийные установки, ноутбуки, планшеты, электронные книги, интерактивные доски, музыкальные центры,оиапро-ектортит.д.;

• формы информационного взаимодействия (которые е|экяиляюгся в сот^дтиченттедитигымеедмгега, образнвттилттогь утгеотеноьг онгтеамр, остщело-вляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями. Управленческая дентелонотт ь мвпгнеиувнане, фыоствеи отдaавeзб.тьтттын0paзoаaтeмтнсгo увоежтннтр методическое обеспечение процесса обучения такты ^оо^к^г^^ элеметламофиртиефораационного нттимадыйствия) ;

• служба поддержки применения ИКТ. К ним относятся библиотеки, медиатеки, видео- и аудиотеки, инженерное втоУкмен^гнАнта^^тае стфодмацгнент-еД-разовательные ресурсы на бумажных и электронных носителях: книги, учебники, диски, энциклопедии, наткиноитые учтб никт,дмтоннзртци ониыемавегн-гднl,теянaжёры,рoснтcтlоpбащие пиагвымфеl, Дн-тернет среда;

• тлмпытентность участнекеанб^зoситeоанвгoлет-цесса,итмвннв евфодрационнтт мдоьтура ысaнтнебот и методическая культура педагога.

Итак, правильно организованная информационно-образовательная среда школы позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

В широком смысле эффективность образовательной системы определяется степенью достижения поставленных перед ней целей, значит оценить уровень эффективности ИОС в школе необходимо с позиции её структурных единиц и целей. Поэтому следующим этапом нашей

работы стал анализ созданных в ОУ организационных, методических, материальных и кадровых агютвий с уимтдм требстпний АГОС квНгазета-телнном проресеу в шооле [УДоО]-

Автор представляет лишь некоторые данные этого ттаитнмт теесоавгивaытcлеятpоблнФHlыx титах МБОУСОШМ° 0 9.

В школе имеется 30 компьютеров (если учесть, что у нас 67 чел., то получается меньше чем 3 чел. гл 1 ПК), бмульббмегий9ыр птоетыортв, 2оате-pтвтбноыeллcке, 1 ытытнунарныйт 1 гыбилбааl й компьютерный класс. Таким образом, учителя полу-Г9лиеoвФажно cбтетзг9дь усааекядл я ергстиеаци и оЯвтеяв9тгльнбыeпттлсcтa вy9таыытв я

Федерального государственного образовательного стсндтрта.^ ытгeнт9С недлсыатачную задейство-вртнытто мббтлт^ыгр.к■lтеыaатлтбтaнтрвнгlуyгтек .

НОУ гбчрyдетмнб 250 рабнтих мост в еыбыдo м в сеть Интернет. Используется педагогами рабочее оесго ет9атры9иирЫ какстедорво тнфo9УТбИбаанго рботтa.Сcтлднег 1,бттa в ситтyчeн9BPФKoа ы пользуются Интернет-ресурсами для самоподготовки к зaбятмтм.Oднтабтo данным опроса основная доля школогикте ктедыбоолaет ото ^^f:^Ti^n етlбOбттть иаюlашнтг 9Pлoытеx.

Постоянно действует и обновляется сайт ОУ, на котором размещены основные нормативные документы, регламентирующие работу школы, указаны особенности организации ОП, представлены новости жизни школы, фотоальбомы. Однако сайт школы не является настолько востребованным информационным ресурсом для всех субъектов ОУ, как хотелось бы.

В ОУ достаточное количество информационно-образовательных ресурсов на бумажных носителях: энциклопедии, справочники, дополнительная литература по предметам, художественная литература. Но на электронных носителях: электронные учебники, приложения к ним, компьютерные программы, DVD фильмы, количество ИОР недостаточное.

8

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Доля активного использования ИОР

0,4

0,3

0,2

0,1

0

1

Интернет-среда художественная энциклопедии справочники электронные приложения

литература

Определение доли активного использования информационно-образовател ьных ресурсов иллю-стрируетвостребованность р рвннекoвMнтeенeт-pe-сурсов и художественной литературы, но отмечает неормтазтчн ыймрованьв примвнерии электровзых п реао^б^риЫкс^н^б нам.

Был также проведён анализ компетентности учамтжмкввс пеза°иымовмрш и^^^^ое^нзии^Ю30^3-циознойкуоьтрны. С овнум ь^^тоыню^нк^и^о^^с^мрм уэесм5мотза^я нбунaющиаcнpибoтaтв с инфррмо-цией можно сделать следующие выводы. Оптималь-ногсмсовнтпо кюкретным умениям не проявилось. На достаточном уровне учащиеся владеют умением находить пути решения проблемы, информацию из различных источников, представлять её. На хорошем уроне школьники определяют поле проблем, но сложноутовньам предвзагазв мнфоимацею из одного вида в другой и грамотно составить пре-зентт°ию.

Информационные умения учащихся

выделение ПУТИ поиск обработка представление

проблемы решения информации информации информации

Анкетирование педагогов демонстрирует методическую грамотьостт использования мсфонмацтмн-ныхооедатз оо-аення кию псо пнозодирчи нрокон та к и во внеучебной деятельности.

ПфалаPведелuuypртoаyчрмeля фн/7мюеясюm вом-ыем>с7epры/у тохнтку Нлм:

• наглядного представления информации по определенной теме (64%);

• ссыро вге^е^иа) учеб юно пpынктoрнчaфПPCн(еT%Ч; з подгм^ефиочваиениа(УB%);

• использования учебных электронных изданий по свое-мупредмету(40%);

• проведения тестирования (26%).

Ворне^ебной деятельности учителя используют компьютерную технику для:

• подготовки контрольных заданий, тестов (67%);

• ска к^^Юoсоециив Интсвювтс чля подготнв-ькучтб-идноанятияд, лякциям (69%);

• оодгоодври pa^^enn^t) днттриало к -нееным запя-тиям (67%);

______ • подготовки педагогических отчетов, программ,

разработка поурочных планов (57%);

• для разработки заданий для учащихся, выпол-

---- нение которых предполагает использование

И КТ (50%).

По мнению учителей, использование ИКТ технологий обеспечивает:

— • повышение мотивации к учебе (67%);

• подготовку обучающихся к итоговой аттестации (45%);

• развитие у школьников навыков самоорганиза-

___, ции и планирования (40%);

о форкирование уучетиктвкоммумикртивных |^£^рмм^т,рк^во^ч -абнтрть 13 команде (40%).

составление

презентация

Поэтому о аaроaвмовеи повышмоие информациоезой кyатеyты швoлвункыв

и совершенствования умение педагогов использомать Иол плаувеyeтcп июттоль-ность пр облепсмРнртпп ы1педаго гов. В ходе работы этой группы должны быть разработаны метцдииecкворонoмeтмaтеаирурель ы зованы для обуоеыияшкольникеи Членоя этайгомпмы явияются инициаторами создания медиа-библиотеки методических и дидактмчеcкиммaтeвиaе то рчисеаыЮтое-зентаций и других продуктов проектной деятельности школьников.

Индекс эффективности использования технологий обучения

0,8

проектное проблемное самостоятельная коллективные деятельностный

обучение обучение познавательная формы подход

деятельность

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

9

ОТ ТЕОРИИ КПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Уровень выполнения требований к ИОС (ФГОС)

планирование размещение и фиксация хода организация управление сохранение ОП взаимодействия

доступ к ресурсам

взаимодействие

с

организациями

В течение последних лет педагоги осваивают элементы инновационных и современных технологий, в основе которых интерактивное взаимодействие на уроке, самостоятельная или проектная познавательная деятельность, деятельностный подход к обучению.

Анализ методической грамотности педагога по организации урока иллюстрирует положительную динамику и достаточный уровень умений педагога строить взаимодействие с позиций проектного обучения, проблемного обучения. Но приёмы организации самостоятельной познавательной деятельности, коллективных форм взаимообучения, деятельностного подхода учителями применяются не так часто.

Таким образом, формы информационного взаимодействия в образовательном учреждении проявляются в ходе общения с учениками в учебной деятельности на уроках и позволяют, по результатам анкет педагогов, в большей степени:

• обеспечить доступ к разнообразной информации и работу с ней;

• повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, интерактивности;

• организовать наблюдения за реальными объектами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• реализовать методы взаимообучения через групповую работу.

Но необходимо обратить внимание на повышение мотивации учащихся к самостоятельного обучения и создание материальных объектов и моделей средствами ИКТ.

В школе используются элементы дистанционного обучения для организации учебной деятельности в режиме дополнительного консультирования. Около 10% учащихся от общего количества используют данный ресурс через личную электронную почту ученика и педагога.

Активное использование компьютерных технологий позволило педагогам овладеть информационными умениями. Но до 90% педагогов образовательного учреждения испытывают потребность

в повышении уровня своей квалификации в области информационных технологий, особенно в направлении использования в учебном процессе интерактивных средств, сервисов Интернета и разработки компьютерных тестов.

Таким образом, на основе анализа ресурсов информационно-образовательной среды МБОУ СОШ № 19, можно констатировать, что основные структурные элементы присутствуют и используются в организации образовательного процесса в школе.

Чтобы управлять развитием ИОС, необходим инструмент, позволяющий определить ее эффективность и актуальное состояние, рассмотреть влияние использования ИКТ на образовательные результаты учащихся.

За основу проектирования параметров и критериев оценки взята модель школьной системы оценки качества образования и общешкольного мониторинга. Система параметров и критериев представляют собой перечень величин, признаков, которые являются основой для определения эффективности ИОС.

Основаниями оценки будут являться сравнительные характеристики, наличие положительной динамики и определения уровней и использование данных анализа в качестве исходной точки для определения эффективности.

Для каждого показателя результативности определяем балловый эквивалент. Если показатель результативности выражен в процентах, то:

• от 75% до 100% - результативность высокая (3 балла);

• от 65% до 75% - хорошая (2 балла);

• от 60% до 65% - достаточная (1 балл);

• от 45% до 59% - низкая (0 баллов);

• от 35% до 44% - неудовлетворительная (0 баллов);

• от 0 до 34% - требуются экстренные меры (0 баллов).

Если показатель результативности демонстрирует

наличие динамики развития, то:

• более 10% - результативность высокая (3 балла);

• от 5% до 10% - результативность хорошая (2 балла);

• до 5% - результативность достаточная (1 балл) .

В случае отрицательной динамики соответствующие баллы вычитаются.

Затем для каждой составляющей информационно-образовательной среды определяется индекс эффективности по формуле сумма баллов

100%, который позво-

максимальное количество баллов ляет сделать количественный вывод об уровне эффективности.

Каждый элемент диагностики состояния информационно-образовательной среды определяется по следующим параметрам и критериям (табл. 1) .

10

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Таблица 1

Параметры, критерии и показатели эффективности информационно-образовательной среды

Составляющие ИОС Параметры Подпараметры Критерии Показатель -балл

служба поддержки ИКТ Наличие структурных единиц Количество рабочих места с выходом в Интернет Увеличение доли рабочих мест учеников и педагогов с выходом в Интернет До 0,1-2 До 0,05-1

службы Скорость Интернет-среды Повышение скорости, скорость не уменьшается с введением локальной сети в ОУ Да - 1

Количество ИОР на бумажных носителях Увеличение доли на ученика До 0,1-2 До 0,05-1

Количество ИОР на электронных носителях Увеличение доли на ученика До 0,1-2 До 0,05-1

Наличие в ОУ медиатеки, аудиотеки, видеотеки Повышение доли продуктов деятельности учителей и учеников от общего количества педагогов До 0,2-2 До 0,1-1

Деятельность структурных единиц службы Уровень удовлетворенности полученной информацией Повышение уровня, высокий уровень удовлетворенности Динамика + уровень

Активность использования ИОР Повышение доли активности ИОР, преобладание ИОР на электронных носителях Динамика

Эффективность инженерного сопровождения Исправная работа составляющих ИОС 100%

совокупность технологиче- Наличие совокупности ТСО Количество компьютеров, ноутбуков Увеличение доли на ученика До 0,1

ских средств Количество проекторов Увеличение доли оборудованных классов от общего количества кабинетов До 0,9

Количество интерактивных досок Увеличение доли оборудованных классов от общего количества кабинетов До 0,5

Количество аппаратных комплексов Увеличение доли оборудованных классов от общего количества кабинетов До, 0.3

Количество дистанционных компьютерных классов Увеличение количества До 5

Организация дистанционного обучения Наличие системы дистанционного обучения Да

Достижение планируемых результатов изучаемого курса До 90%

Наличие баз данных Функционирование системы электронных дневников, родителей имеют доступ 100%

Использование баз данных для мониторинговых исследований Да

Наличие программных продуктов Увеличение количества и качество ЭОР, разработанных учителями Динамика + уровень

Функционирование сайта Достаточный уровень просмотров, еженедельное обновление информации Динамика

Использование ТСО в образова- Доля уроков и занятий с использованием ТСО Соответствие рабочей программе педагога Динамика + уровень

тельном процессе Повышение процента использования ТСО в учебных целях Динамика

Обеспечение доступа к информации в ходе ОП Повышение уровня использования Динамика + уровень

Реализация принципа вариативности Создана возможность выбора средств, форм и темпа изучения Да -1

Организация взаимообучения Повышение уровня использования техники взаимообучения Динамика + уровень

Организация самостоятельной деятельности Повышение уровня использования техники самостоятельной познавательной деятельности Динамика + уровень

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

11

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Составляющие ИОС Параметры Подпараметры Критерии Показатель -балл

компетентность участников Компетентность участников Информационная культура учеников Положительная динамика уровня информационных умений школьников Не менее 10%

Положительная динамика мотивации к продуктивной работе с информацией Не менее 10%

Положительная динамика учебных достижений Не менее 10%

Соответствие уровня информационных умений уровню учебных достижений Абсолютное отклонение составляет не более 5%

Информационная культура педагога Положительная динамика информационных умений педагогов Динамика + уровень

Увеличение доли педагогов, использующих ИКТ как средство обучения Динамика

Увеличение количества педагогов использующих ИКТ для реализации принципа вариативности Динамика

Уровень освоения интерактивных средств обучения Динамика + уровень

Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации соответствующего профиля Динамика

Методическая культура педагога Повышение уровня методической грамотности организации урока с применением ТСО Эффективность не менее 60%

Достаточный уровень овладения технологиями организации обучения в ИОС Эффективность не менее 60%

Наличие мероприятий по распространению опыта Ежегодно не менее 15%

Участие в работе проблемных групп Не менее 60% педагогов

формы информационного Организация взаимодействия Уровень выполнения требований к информцион- Положительная динамика выполнения требований к ИОС Не менее 5%

взаимодей- ствия с учениками но-образовательной среде Уровень выполнения требований к характеру взаимодействия Высокий

Индекс эффективности использования технологий интерактивного взаимодействия Не менее 60%

Организация управленческой Наличие модели мониторинга в ОУ Мониторинговые исследования имеют инструментарий оценки Да

деятельности Мониторинг позволяет принять управленческие решения качественного характера Да

Наличие локальной сети Локальная сеть фиксирует ход образовательного процесса Да

Организация взаимодействия с другими организациями Наличие взаимодействия Да

Литература

1. Баранова Т.А., Максимова О.А., Фомина А.А. Создание современной информационно-образовательной среды ОУ // Информатика и образование. Серия: Педагогика. № 1.2007.

2. Дронов В.П. Современная информационно-образовательная среда - важнейшее условие на пути к новому качеству образования // Информационно-публицисти-

ческий бюллетень «Просвещение», спецвыпуск, август, 2009.

3. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации// Образование и наука. 2012 № 4. с. 3-12

4. Макарова Е. И. Роль школьной библиотеки в формировании информационной грамотности школьника // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.10-19.

12

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

5. Обласова Т.В. Развитие учебно-информационных умений школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.50-58.

6. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013.№ 3. с. 37-48

7. Осмоловская И.М. Информационно-образовательная среда ОУ. [Электрон. ресурс] URL: http:// pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/konf_lerner/ Osmolovskaya_I.M..pdf (Дата обращения: 1.08.2014).

8. Резапкина Г.В. Самооценка и уровень притязаний учащихся в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.17-25.

9. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.

10. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

11. Смирных О.В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование, 2012, № 1, С. 167-175

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г) с изменениями (утвержден приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г).

Правдина Юлия Аркадьевна

педагог-психолог Уссурийское суворовское военное училище

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Уссурийск E-mail: [email protected]

J ^

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА

Л_________________________________________г

Аннотация. В статье автор рассматривает активизацию самостоятельности суворовцев, предполагает управление их познавательной деятельностью и совместной работой преподавателя и обучающихся, которая осуществляется через правильно организованную систему обучения.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, тренинг, игра, групповая сплоченность, эмоции, чувства.

Главное в социальном развитии суворовцев заключается в определении собственных потенциалов, в подготовке к вступлению в самостоятельную деятельность, поэтому они стремятся понять смысл жизни, найти в ней свое собственное место. Подавляющая часть суворовцев видит в своей будущей жизни общественно значимый смысл. Необходимость выбора профессии вызывает у них стремление к углубленному овладению знаниями, поэтому учебная деятельность становится личностно значимой [10]. У обучающихся вырабатывается собственный взгляд на окружающее. Они осознанно прини-

мают ту или иную точку зрения по интересующему их вопросу.

Другим мотивом самостоятельной деятельности суворовцев является привычка к систематическому умственному труду, которая складывается постепенно на протяжении всего периода их обучения. Формирование этой привычки тесно переплетается с развитием самооценки и саморегуляции зависимости от поставленных целей и свидетельствует о большой активности в решении задач и высокой степени владения собой [9, с.13]. Внутренний мотив учения выражается в интересе к самим знаниям, к познавательной

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.