Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИКТ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИКТ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / грамматические навыки / индивидуальный подход / обучение грамматике / ICT / grammar skills / individual approach / grammar teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плюхина Александра Андреевна, Смирнова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются преимущества использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в рамках реализации индивидуального подхода при преподавании грамматики в общеобразовательных школах. Использование ИКТ на уроках позволяет активизировать познавательную деятельность, обеспечить положительную мотивацию, повысить качество проверки знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плюхина Александра Андреевна, Смирнова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF ICT IN IMPLEMENTING AN INDIVIDUAL APPROACH TO TEACHING TEENAGERS ENGLISH GRAMMAR

The article discusses the advantages of using information and communication technologies (ICT) as part of the implementation of an individual approach when teaching grammar in secondary schools. The use of ICT in the classroom allows one to intensify cognitive activity, provide positive motivation, and improve the quality of knowledge testing.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИКТ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 37.04+372.881.111.1+004.855

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИКТ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВ ГРАММАТИКЕ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Плюхина Александра Андреевна

магистрант

института международного образования Московского педагогического государственного университета,

г. Москва, Россия E-mail: aleksandraplyukhina@yandex.ru

Научный руководитель: Смирнова Наталья Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, кафедра английского языка и цифровых образовательных технологий

института международного образования Московского педагогического государственного университета,

г. Москва, Россия E-mail: nv.smirnova@mpgu.su

THE EFFECTIVENESS OF ICT IN IMPLEMENTING AN INDIVIDUAL APPROACH TO TEACHING TEENAGERS ENGLISH GRAMMAR

Plyukhina Aleksandra Andreevna

master's student, Institute of International Education, Moscow State Pedagogical University,

Moscow, Russia E-mail: aleksandraplyukhina@yandex.ru

Scientific adviser: Smirnova Natalia Vladimirovna

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of English Language and Digital Educational Technologies

Institute of International Education, Moscow State Pedagogical University,

Moscow, Russia E-mail: nv.smirnova@mpgu.su

Аннотация. В статье рассматриваются преимущества использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в рамках реализации индивидуального подхода при преподавании грамматики в общеобразовательных школах.

Использование ИКТ на уроках позволяет активизировать познавательную деятельность, обеспечить положительную мотивацию, повысить качество проверки знаний.

Abstract. The article discusses the advantages of using information and communication technologies (ICT) as part of the implementation of an individual approach when teaching grammar in secondary schools.

The use of ICT in the classroom allows one to intensify cognitive activity, provide positive motivation, and improve the quality of knowledge testing.

Ключевые слова: ИКТ, грамматические навыки, индивидуальный подход, обучение грамматике.

Keywords: ICT, grammar skills, individual approach, grammar teaching.

С каждым годом мир меняется все быстрее. Информационно -коммуникационные и интерактивные технологии достаточно широко использовались и в прошлом, но в настоящее время невозможно представить

процесс обучения без компьютера и различных обучающих приложений. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в последнее время особенно активно обсуждаются учителями иностранных языков по всему миру. Так как в преподавании английского языка ИКТ стали использоваться сравнительно недавно, то результат обучения с использованием технологий является предметом интереса исследователей в области образования. Несмотря на широкое распространение, существует множество проблем с внедрением технологий в учебный процесс, таких как недостаточное оснащение классов, цифровая неграмотность учителей, отношение школы к новым технологиям и подходам, а также частое отсутствие учебной мотивации у учащихся.

Все программы обучения иностранному языку разработаны с учетом множества факторов, таких как психологические и физические возрастные особенности, а также цель, к которой необходимо прийти в конце обучения. Безусловно, курсы английского для подростков отличаются от программ для взрослых. Отечественные и зарубежные психологи (Л.С. Выготский, Р. Робертс, Б. Уайт, Т. Элиот) отмечают, что подростки и дети младшего возраста проявляют больше способностей к изучению иностранных языков, чем взрослые [4, с. 133], но часто испытывают трудности с мотивацией. Для того, чтобы создать среду, в которой ученики будут чувствовать себя успешными, счастливыми, защищенными и мотивированными, нужно приложить немало усилий. Среди трудностей можно выделить, например, негативные убеждения учеников относительно своей способности к обучению и чрезмерную чувствительность к критике [7]. Также отмечаются сложности в усвоении учебного материала и, что особенно важно для школьников, отсутствие поддержки интереса к предмету со стороны сверстников [1]. К тому же, подростки склонны в большей степени зависеть от удачи, что влечет за собой негативные последствия, такие как стресс и тревожность, которые, в свою очередь, негативно сказываются на процессе учебы [9].

Поэтому активное использование различных ресурсов не только привлечет внимание учащихся, но и будет способствовать развитию творческих

способностей, создаст спокойную атмосферу на уроке, а также позволит лучше усвоить материал.

Анализ современных исследований (Т.М. Марютина, Н.С. Лейтес, Е.С. Рабунский, В.Д. Шадриков и др.) показал, что в системе основного общего образования определяющим является внедрение в образовательную практику концептуальных основ теории индивидуализации обучения. Наиболее активно концепцию индивидуализации обучения развивают следующие учёные: Ч. Ледбитер, А. Поллард, Д. Хопкинс, Р. Миллер. В начале XXI века идея индивидуализации обучения стала основой в Европе для реализации некоторых реформаторских государственных программ, в частности в Великобритании: «5 Year Strategy for Children and Learners, 2004» («Пятилетняя стратегия для детей и учащихся»). Эта идея приобрела достаточную популярность на общеевропейском и даже мировом уровне. В частности, самый влиятельный международный аналитический центр - Организация экономического сотрудничества и развития - инициировал реализацию международного проекта по проблемам изучения концепции персонализированного обучения. Международное признание получила также концепция индивидуализации, разработанная Д. Харгривзом [8, с. 111].

Сама идея индивидуализации образования возникла в XIX веке, когда Эллен Паркхерст разработала «Дальтон-план» [10, с. 71], характерными особенностями которого являются создание учебных лабораторий и специальных предметных классов, сотрудничество учащегося с другими учащимися и взрослыми, самостоятельное распределение времени на выполнение учебных задач, свобода от временных рамок и графиков. С тех пор идея индивидуализации получила дальнейшее развитие.

Часто преподавание, в том числе иностранных языков, ориентировано на среднестатистического ученика, что приводит к тому, что особенностям восприятия, скорости усвоения, мотивам и интересам конкретного ученика не уделяется должного внимания.

Суть персонализации, напротив, заключается в том, что центром

образовательного процесса становится студент, а не стандарты и требования в образовании. Где индивидуальная траектория - это образовательный маршрут, подходящий конкретному человеку с учетом его особенностей и потребностей. Этого можно добиться, предоставляя дополнительные задания, меняя тексты, предложенные в учебнике, на материалы по темам, которые наиболее интересны учащимся, видео- и аудиоматериалы и другие материалы, соответствующие уровню и интересам учащихся.

Вопросам дифференцированного и индивидуального подхода в обучении иностранным языкам уделялось и уделяется большое внимание как за рубежом, так и в нашей стране, так как действительно развивающее обучение невозможно без учета индивидуальных особенностей каждого ученика, что по итогу представляет собой одну из главных задач, поставленных при обучении школьников языку.

На наш взгляд, способы реализации индивидуализации зависят от преподаваемой дисциплины, от ее дидактических характеристик. По предмету «Иностранный язык» методы и виды индивидуализации учебного процесса обобщены и представлены в работах Е.И. Пассова, который выделяет три типа индивидуализации: индивидная, субъектная и личностная [5, с. 73].

Реализовать индивидуальный подход в обучении иностранному языку для более эффективного достижения целей позволяет возможность использования цифровых технологий. Интерактивные упражнения, то есть интерактивное обучение позволяет учащимся избежать неэффективной и утомительной зубрежки и активизировать самостоятельную работу вне занятий.

Использование ИКТ-технологий позволяет процессу индивидуализации приобрести дополнительную гибкость. Такие технологии дают учащимся независимость в доступе к образовательным ресурсам, в выборе места и времени их освоения вне школы. В целом использование ИКТ позволяет спроектировать и реализовать образовательный процесс, направленный на развитие личностного потенциала обучающихся. Внедрение средств ИКТ способствует максимальному развитию образовательного и личностного

потенциала каждого ученика, повышает эффективность образовательного процесса и работы всего образовательного сообщества в целом.

В процессе работы с грамматическим материалом учащиеся постепенно накапливают языковые знания и начинают формировать грамматические навыки. Под грамматическими навыками понимают автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности [3, с. 38].

Установлено, что основными особенностями развития старшего школьника является чувствительное формирование мировоззрений, убеждений, самооценки личности, а его ведущей деятельностью становится учебно -профессиональная деятельность. Мотивацией обучения является прагматическое знание. Именно на этом этапе обучения наибольшее значение будет иметь дифференциация задач по сложности и содержанию. Таким образом, использование средств ИКТ идеально подходит для их обучения, поскольку они нацелены на достаточно высокий уровень самостоятельности учащихся.

Например, вместо того, чтобы использовать печатные карточки или тесты, где все задания выбраны заранее без учета уровня знаний ребенка, можно использовать интерактивные материалы и приложения, которые подберут задания на основе предыдущего опыта, с учетом предыдущих оценок и подберут примеры, исходя из интересов ребенка.

Также более эффективной будет работа, при которой задействован каждый ученик, когда каждый может внести свой вклад. Например, при коллективной работе в РаёМ (онлайн-доска, созданная для коллективной работы над проектом) ученики могут видеть работы одноклассников, давать комментарии и отмечать понравившиеся работы.

ИКТ позволяют более рационально использовать тесты на уроке и экономят учебное время. Студенты могут узнать свой результат сразу после тестирования. Также, использование ИКТ позволяет избежать субъективизма оценки.

В целях подтверждения положительного влияния технологий на продуктивность уроков английского языка была проведена оценка занятий и результатов использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) среди группы учащихся (94 человека) 8 классов московской средней общеобразовательной школы. Учащиеся были разделены на три группы: группа «У» - две подгруппы по 15 человек (всего 30 человек), которые будут изучать программный материал только на основе учебника «City Stars 8» («Звезды моего города, 8 класс»); группа «УДИМ» - две подгруппы по 16 и 17 человек (всего 33 человека) будут заниматься по учебнику и дополнительным интерактивным материалам; группа «ИМ» - две подгруппы по 15 и 16 человек (всего 31 человек), на занятиях используются только интерактивные материалы.

Предполагалось, что группы, в которых использовались разные виды технологий и материалов, покажут лучшие результаты в освоении грамматической темы.

Первым шагом было то, что учащимся 8-го класса было предложено пройти вступительное тестирование по грамматическим темам, изученным в течение предыдущего года. Тестирование проводилось в формате теста, работа выполнялась в тетрадях, в привычном для детей виде. Входное тестирование было необходимо для понимания уровня исходных знаний, на основе которых будут проводиться измерения дальнейших успехов в освоении материала каждым конкретным учеником. Результаты получены следующие: 17% от всех участников наблюдения получили оценку «5», 26% - «4», 38% - «3», 19% -«2».

Вторым шагом стало наблюдение и подсчет того, сколько детей отвлекается на уроке. Было отмечено, что в группах, где использовался только учебник (группа «У»), учащиеся были примерно на 30% меньше сосредоточены на теме, использовали свои мобильные телефоны для общения и игр, поэтому, когда учитель задавал им вопросы, они иногда не могли на них ответить. При анализе работоспособности в группах с использованием ИКТ (группа «УДИМ»

и группа «ИМ»), напротив, было отмечено, что 85% учеников интересовались появляющимися картинками, кнопками, визуальными и звуковыми эффектами и не тянулись к телефонам, чтобы получить то же самое там. Также после урока ученикам был задан вопрос о том, что запомнилось им больше всего. Ученики из группы «УДИМ» отметили на 35% больше эпизодов урока, чем ученики из группы «У». Однако, участники группы «ИМ» стали проявлять на 50% меньше интереса к интерактивным элементам к концу изучения грамматического блока, а в отзыве написали, что «не могут вспомнить, что делали в начале урока», а также «выделить наиболее яркие моменты», так как из-за обилия интерактивности и яркости «теряется суть» и забывается цель урока, не хватает структурированности, часто технологии используются «ради технологий».

На основании этого можно сделать вывод, что на уроке следует использовать ИКТ наряду с традиционными методами в зависимости от потребностей группы и каждого ученика в частности.

После прохождения первого блока грамматических тем (сравнение времен группы Present (настоящие времена)) проведено контрольное тестирование: группа «У» сдавала тест на бумаге, группа «ИМ» - использовала интерактивную платформу OnlineTestPad (конструктор онлайн -тестов, логических игр и кроссвордов). Тест для группы «УДИМ» был разделен на две части - вопросы с выбором ответа были решены на платформе, задания с развернутым ответом - в тетрадях. Процент выполнения был примерно одинаковым (группа «У» - 80%, группа «УДИМ» - 78%, группа «ИМ» - 82%), при этом результаты среди учеников одного класса были совершенно разными (процент правильных ответов - от 5% до 100% в одной подгруппе). Лучшие результаты показала группа «УДИМ»: 21% - «5», 38% - «4», 35% - «3», 6% -«2»; группа «ИМ»: 19% - «5», 28% - «4», 37% - «3», 16% - «2»; группа «У»: 13% - «5», 22% - «4», 54% - «3», 11% - «2».

При анализе результатов тестирования можно сделать вывод, что тест на компьютере легче списать, например, открыв новую вкладку в браузере или подсмотрев у соседа, если компьютеры расположены рядом, но при этом у

учителя нет необходимости его проверять, так как все интерактивные тесты подсчитывают баллы без участия учителя, а детям легче ориентироваться на экране, чем на бумаге. Они видят, сколько заданий и сколько времени осталось до конца урока. Тем, кто набрал меньше баллов, иногда приходится переделывать некоторые задания, поэтому, вероятно, интерактивные тесты -лучший вариант, если говорить об индивидуализации.

Анализ опыта использования информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях по иностранному языку и во внеурочное время подтверждает, что использование различных интерактивных и мультимедийных средств действительно несколько ускоряет процесс обучения за счет привлечения внимания, существенно повышает интерес учеников к изучаемому предмету, позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, а также делает процесс оценивания более объективным. Однако, следует соблюдать баланс между работой в традиционном классно-урочном формате и использованием интерактивных технологий, чтобы не перегружать урок, а акцентировать внимание учащихся на важных для понимания изучаемой темы моментах.

Несмотря на то, что изучение и знание грамматики не является самоцелью уроков английского языка, грамматика - это фундамент, на котором держится понимание текстов и живой речи. Поскольку для усвоения грамматики необходимо применять логическое мышление в контексте грамматических правил, которые могут отличаться от привычных структур родного языка, грамматика часто становится самым сложным для учащихся аспектом изучения языка. Именно поэтому важно учитывать индивидуальные особенности каждого в группе, чтобы все необходимые для дальнейшего обучения правила были усвоены всеми в равной степени, несмотря на различные исходные знания. Информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение грамматике более увлекательным и зрелищным, что способствует повышению уровня мотивации и позволяет увидеть практическую пользу от применения грамматических знаний. Также ИКТ позволяют

создавать обучающие программы, которые учитывают скорость обучения каждого ученика, и дают возможность освоить необходимый материал в любое время и в любом месте, если, например, ученик пропустил урок в классе.

Итак, использование ИКТ в обучении грамматике английского языка позволяет создать индивидуальную, мотивирующую и эффективную обучающую среду, которая способствует более глубокому освоению грамматических навыков учениками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова М.В., Жерновая О.Р. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации современных школьников при изучении иностранного языка // Историческая и социально-образовательная мысль. -2016. - № 6/1. - С. 177-178.

1. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. - 2000. -№ 5. - С. 22-26.

2. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -2004. - № 1. - С. 3-7.

3. Михеева Е.В. Особенности изучения английского языка детьми дошкольного возраста // Инновационная наука. - 2019. - № 2. - С. 132-134.

4. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - Ростов н/Д, М.: Феникс, Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.

5. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. - М.: Ленанд, 2005. - 368 с.

6. Соселия И.Л. Мотивация студентов и психологические трудности в овладении иностранным языком // Психология и педагогика. - 2009. - № 2. -С. 45-50.

7. Токтарова В.И., Шашков О.В., Попова О.Г. Технологии нейронных сетей в персонализации электронного обучения студентов // Педагогическая

информатика. - 2021. - № 3. - С. 106-120.

8. Хохлова Л.А., Дерягина Л.Е. Влияние индивидуально-психологических особенностей на успешность в овладении иностранными языками // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2010. - № 1. - С. 124-130.

9. Хуторской А.В. Дальтон-план Елены Паркхерст // Школьные технологии. - 2013. - № 2. - С. 71-73. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dalton-plan-eleny-parkherst.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.