Научная статья на тему 'Эффективность государственного контроля и условия ее повышения'

Эффективность государственного контроля и условия ее повышения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3714
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Витвицкий С. С.

В статье раскрывается содержание эффективности государственного контроля и условия ее повышения. Автором обосновываются условия повышения эффективности государственного контроля, даются их характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственного контроля и условия ее повышения»

С.С. Витвицкий,

кандидат юридических наук, доцент (Днепропетровский государственный университет внутренних дел)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И УСЛОВИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

1%

В статье раскрывается содержание эффективности государственного контроля и условия ее повышения. Автором обосновываются условия повышения эффективности государственного контроля, даются их характеристики.

Ключевые слова: контроль, государственный контроль, эффективность государственного контроля, условия эффективности государственного контроля, общественное мнение, координация деятельности контролирующих органов, модернизация системы средств массовой информации, информационная политика, открытость и доступность органов государственной власти.

Современная реформа государственного управления призвана не только укрепить единство государственной власти, но также нацелена и на обеспечение системности и эффективности демократического контроля. Поэтому в современных трансформационных условиях развития государства в любом обществе особую актуальность приобретают исследования всех институтов, которые являются обязательными в формировании демократического, социального, правового государства. Акцент в юридической литературе делается на рассмотрении государственного контроля как обязательного элемента государственного управления.

Проблема государственного контроля имеет не только научное, но и практическое значение, поскольку способствует более глубокому исследованию системы государственного управления в ее функционировании и эффективности оказания влияния на все важнейшие стороны государственной деятельности.

Исследование отдельных теоретических аспектов государственного контроля осуществляли такие отечественные и зарубежные ученые, как: О. Авраамова, Л. Акопов, О. Андрийко, И. Андрущенко, Д. Арутюнян, Г. Галимшина, В. Гаращук, О. Головкин, В. Горев, Г. Грачев, А. Гурин, А. Джагарян, Н. Карнарук, Т. Кичилюк, Я. Клейменов, В. Кобринский, Н. Косаренко, Ю. Кочетков,

И. Кудряшов, О. Литвак, П. Лютиков, О. Макаренко, И. Орехова, Г. Остапович, А. Рубан, И. Троханенко, В. Шестак [1-17] и др. Однако некоторые теоретические проблемы, связанные, прежде всего, с эффективностью государственного контроля, в юридической науке остаются исследованными достаточно поверхностно, что свидетельствует о необходимости научного поиска в этом направлении. Поэтому существует потребность в углубленном исследовании вопроса эффективности государственного контроля, сущности и условий её повышения.

Вопросы повышения эффективности, результативности и стабильности государственного контроля в государственном управлении в современных, достаточно сложных экономических, политических и других условиях приобретают особую значимость. В целях реализации политических, социальных, культурных, экономических и других приоритетов развития любого общества должно быть завершено формирование эффективной системы государственного управления, в том числе государственного контроля.

Вообще, эффективность является главным критерием оценки контрольной деятельности в государственном управлении и главной целью любого контроля. Вопросы эффективности и стабильности применения государственного контроля являются

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(15) 2014

одними из наиболее актуальных задач, как в теории, так и на практике. Поэтому в юридической литературе в последнее время все больше внимания уделяется государственному контролю, рассмотрению его основных элементов, механизма реализации, однако проблема его эффективности остается недостаточно исследованной.

Исследование эффективности государственного контроля требует выделения условий её повышения и соответственно их анализа. Выполнение этой задачи, в свою очередь, сводится к разработке и исследованию оптимальных условий повышения эффективности государственного контроля.

Понятие «эффективность» происходит от латинского «еШаепйа» - исполнение, действие, которое в переводе означает результат, следствие определенных причин действий; эффективный - который дает определенный эффект. [18. С.323, 19. С.601, 20. С.55] В этимологических словарях и энциклопедических справочниках слово «эффективный» толкуется как такой, что дает нужные результаты, последствия, дает наибольший эффект; который вызывает эффект. [21. С.268, 22. С.292, 23. С.561]

Наиболее глубокое и всестороннее изучение этот термин получил в науке и практике управления. Так, К. Маркс, исследуя категорию эффективности экономики, отмечал, что постоянная связь капиталистического производства заключается в том, чтобы при минимуме авансированного капитала сделать максимум прибавочной стоимости или прибавочного продукта. [24, С.608] Таким образом, термин «эффективный» заимствован юридической наукой и практикой в экономике, где он используется для обозначения деятельности, приносящей при минимальных человеческих, материальных или любых других затратах максимальные результаты и достижения поставленной цели. В этом аспекте российские исследователи В. Беляев и О. Брежнев отмечают, что имеются в виду не только материальные затраты и людские ресурсы, но и рациональное соотношение теоретических разработок и достижений правовой науки и опыта, в том числе и международного. [25.С.54]

В научной литературе высказывается мнение о том, что эффективными (или целесообразными) следует считать такие действия или способы действий, которые ведут к результату, задуманному как цель. [26. С.122] В контексте этого исследования следует отметить, что ученые, изучающие проблемы эффективности, считают, что эффективность - это действенность, результативность, целесообразность, оптимальность и др. [27. С.114] Большинство исследователей определяют эффективность как степень достижения целей, поставленных перед системой, или как соотношение между фактическим результатом и поставленной целью. [28. С.32, 29. С.12]

Другими словами, сущность термина «эффективность» заключается в принесении совокупной «пользы», «эффекта» от той или иной деятельности, которая замеряется особым способом. [30. С.168]

Главным критерием эффективности контроля является степень удовлетворения конечных потребностей общества, отдельно взятой личности. Эффективностью обладает та система контроля, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, социальных, духовных, гарантирует высокий уровень и качество жизни. Основой такой эффективности служит оптимальное распределение имеющихся у общества властных ресурсов. [30. С.168]

Определение эффективности государственного контроля как соотношения между результатом его деятельности и поставленной целью - это общее содержание исследуемой категории. В этом аспекте следует отметить, что, безусловно, об эффективности можно говорить только тогда, когда контроль действует, реализуется, а не просто провозглашается. [31. С.175-179]

Проблема эффективности государственного контроля - это, прежде всего, проблема результативности ее функционирования, достижения поставленных целей. Воплощение целей в конкретные результаты есть неотъемлемый элемент эффективности субъектов государственного контроля. Критерий эффективности, прежде всего, состо-

ит в степени достижения соответствующих ценностей, определенных результатов, а сама эффективность выступает как осуществленная цель.

Приведенные подходы относительно эффективности не являются исчерпывающими. Анализ научных подходов в юридической литературе относительно понятия эффективности позволяет его определить как отношение стоимости затрат на обеспечение деятельности к стоимости результатов данной деятельности. Несмотря на значительный научный интерес к данной проблематике, теоретическое обоснование сущности и условий повышения эффективности государственного контроля остается недостаточно исследованным. В контексте изучения этой проблематики заслуживают внимания условия повышения эффективности, которые необходимы для повышения эффективности государственного контроля.

К основным условиям повышения эффективности государственного контроля относят: 1) изучение общественного мнения; 2) координацию деятельности контролирующих органов; 3) модернизацию системы средств массовой информации; 4) информационную политику, открытость и доступность органов государственной власти.

Предлагаем рассмотреть подробнее каждое из вышеупомянутых условий повышения эффективности государственного контроля.

1. Изучение общественного мнения. Данный метод весьма востребован в странах Западной Европы, США, Австралии, так как он помогает оценить эффективность проводимой государственной политики, выявить недостатки в работе отдельных органов власти и управления, определить нужды и потребности граждан и т.п. [30. С.171]

Результаты изучения общественного мнения о деятельности государственной власти позволяют установить удовлетворенность граждан степенью законности, качеством деятельности органов государственной власти. Таким образом, изучение общественного мнения необходимо для оценки результативности самого управления.

2. Координация деятельности контролирующих органов. Координация позволяет взаимодействовать в русле законности и правопорядка и исключает дублирование межведомственных полномочий. [30. С.172] Поддерживая эту позицию, В. Беляев и О. Брежнев подчеркивают, что координация позволяет исключить параллелизм, межведомственные противоречия и т. п. [25. С.54] Общую координацию контрольных полномочий государственных служб, на которые возложен отраслевой надзор и контроль, в будущем должен осуществлять специально созданный государственный орган власти. [32. С.156]

В свою очередь С. Денисов, исследуя проблему формирования контрольной ветви государственной власти и ограничения коррупции, наряду с другими, называет координирование действий всех государственных контрольных органов в качестве формы осуществления контрольной функции. [33. С.14]

3. Модернизация системы средств массовой информации. Необходимо отметить острую необходимость в модернизации системы средств массовой информации, как необходимого средства повышения эффективности контроля. Существует ряд проблем в сфере деятельности средств массовой информации, которые требуют своей реализации и дополнительного правового регулирования. [34. С.15]

Сегодня существуют недостатки и противоречия в законодательстве, регулирующем деятельность средств массовой информации. В последнее время часто актуализируется тема дискриминации негосударственных средств массовой информации, однако существуют и другие препятствия в деятельности средств массовой информации. Настоятельной потребностью является необходимость деятельности средств массовой информации в соответствии с международными стандартами. Средства массовой информации в демократическом обществе и правовом государстве должны принимать активное участие в государственном строительстве, оказывать положительное влияние на общество. [35. С.414]

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(15) 2014

4.Информационнаяполитика, открытость и доступность органов государственной власти. Полная прозрачность деятельности органов государственной власти и управления является важнейшим условием эффективности их контрольной деятельности.

Достижению прозрачности деятельности государственных органов могут способствовать создаваемые веб-сайты соответствующих ветвей и уровней власти. На данных сайтах необходимо размещать информацию касательно контрольной деятельности государственных органов. Особо отметим, что доступ к размещенным в Интернет-ресурсах сведениям должен быть свободным, неограниченным и, самое главное, не требующим регистрации, с целью устранения возможности давления со стороны должностных лиц на гражданина либо общественную организацию, а информация, в свою очередь, должна быть полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой [30. С.173-174].

Следует принять во внимание и то, что этот перечень условий повышения эффективности контроля не является исчерпывающим. На эффективность государственного контроля, как и любого другого, влияет целый ряд факторов экономического, социального, политического, организационно-правового и другого порядка, которые также следует учитывать. При условии взаимодействия и взаимообусловленности

вышеизложенных условий повышения эффективности государственного контроля можно говорить о действительной результативности государственного контроля, достижении поставленных перед ним целей и задач. В системе государственного управления совершенствование механизма контроля требует внедрения и наличия комплекса мер организационно-правового и другого порядка, что, в свою очередь, позволит оптимизировать контрольную деятельность в современном государстве.

Таким образом, необходимость исследования государственного контроля и условий его эффективности связана с тем, что контроль в современном государстве играет очень важную роль, поскольку его деятельность, прежде всего, направлена на улучшение жизни всего общества.

Государственный контроль как элемент социального управления направлен на обеспечение эффективного функционирования политической системы. Государственный контроль, главное назначение которого состоит в том, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для гарантирования конституционного строя, реализации прав и свобод человека и гражданина, поддержание государственной стабильности и т.д., играет важную роль в формировании и становлении правового государства и гражданского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авраамова Е.В. Конституционно-правовое регулирование государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий: дис. на соискание учен. степени канд. юрид. наук. М., 2012. 223 с.

2. Авраамова Е.В. Принципы государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Закон и право. 2012. № 2. С.49-52.

3. Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы): дис. ... док. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 395 с.

4. Акопов Л. В. Демократический контроль как государственно-правовой институт (теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. 195 с.

5. Андрийко О.Ф. Контроль в демократическом государстве: проблемы и тенденции. К. : Нау-кова думка, 1994. 116 с.

6. Андршко О.Ф. Державний контроль в Украшу органiзацiйно-правовi засади : Проект "Нау-кова книга". К. : Наукова думка, 2004. 302 с.

7. Андршко О.Ф. Державний контроль: теорiя i практика : наукова доповщь. К., 1999. 24 с.

8. Галiмшина Г.В., Саенко О.В. Державний контроль на автомобшьному транспорт в Украшу проблеми теорп та практики : монографiя. Донецьк: ДонУЕП, 2011. 166 с.

9. Головкш О.В. Органiзацiйно-правовi засади державного контролю i нагляду у галузi охоро-ни довкiлля в Укрш'ш : монографiя. Кам'янець-Подiльський : О^м, 2011. 424 с.

10. Горев В.Н. Система государственного контроля за деятельностью органов внутренних дел: организационно-правовые вопросы: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2005. 190 с.

11. Грачев Г.В. Особенности организации системы государственного контроля в России / отв. ред. В.Д. Байрамов. Ростов-на-Дону : Антей, 2009. 23 с.

12. Клейменов Я.С., Косаренко Н.Н. Система государственного контроля в Российской Федерации : курс лекций. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012. 188 с.

13. Литвак О. Державний контроль над злочиншстю // Право Украши. 2000. №5. С.7-13.

14. Макаренко Е.В. Государственный контроль за исполнением федерального бюджета в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: дис. .канд. юрид. наук. М., 2003. 206 с.

15. Остапович Г.М. Державний контроль на ринку цшних паперiв Украши: дис. .канд. юрид. наук. Кшв, 2006. 203 с.

16. Троханенко I. Теоретичш засади визначення принцитв державного контролю за дiяльнi-стю мшцп // Пщприемництво, господарство i право. 2012. №7. С.39-42.

17. Шестак В.С. Поняття державного контролю та його основш види // Вюник Нацюнального ушверситету внутршшх справ. 2001. Вип. 16. С. 119-122.

18. Большая Советская Энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. Т. 30. М. : Советская энциклопедия, 1978. 616 с.

19. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.: Русский язык, 1988. 608 с.

20. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1988. 1632 с.

21. Великий тлумачний словник сучасно'1 украшсько'1 мови / уклад. i голов. ред. В.Т. Бусел. К. : 1ртнь : ВТФ «Перун», 2002. 1440 с.

22. Сучасний тлумачний словник украшсько'1 мови : 65 000 ошв / за заг. ред. В.В. Дубiчинсько-го. Х. : Школа, 2006. 1008 с.

23. Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка: 1 100 паронимических рядов: более 2 600 паронимов. М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 589 с.

24. Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1991. Т. 26. Ч. II. 786 с.

25. Контроль в современной России: вопросы теории и практика правового регулирования : монография / В.П. Беляев и др. М. : Юрлитинформ, 2013. 312 с.

26. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов: введение в теорию организации и управления. М. : Прогресс, 1971. 311 с.

27. Бандурка А.М., Друзь В.А. Психология власти: учеб. пособие для вузов. Харьков : Ун-т внутр. дел, 1998.328 с.

28. Савин М.Я., Силаев А.И. Эффективность административно-правовой деятельности ОВД в сфере охраны общественного порядка и ее оценка. М. : ВНИИ МВД СССР, 1990. 64 с.

29. Мих О.В. Контроль в органах виконавчо'1 влади: проблеми та шляхи розв'язання // Актуаль-ш проблеми державного управлшня. Збiрник наукових праць. 2009. № 2. С.5-16.

30. Полещук А.С. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 245 с.

31. Чманов О.А. Механизм правоприменения: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1995. 238 с.

32. Коломытцева О.Н. Контроль общества над государством: дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2007. 244 с.

33. Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право. 2002. № 3. С.9-16.

34. Правосудие и СМИ: юридическая регламентация поиска, получение и распространение информации. Волгоград, 1998. 142 с.

35. Наливайко Л.Р. Державний лад Украши: теоретико-правова модель : монографiя. Х. : Право, 2009. 600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.